VI. DIXI
УДК 1/14
Г.Е. Игнатов1
УТОПИЯ «ГОРОДА-САДА»» КАК ФИЛОСОФСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО
КАМПУСА
Базируясь на сравнительном анализе современных тенденций в практике ландшафтного дизайна за рубежом, статья предлагает философский взгляд на исторические и современные концепции развития университетского окружения, в процессе его ландшафтной реконструкции. Одна из причин возникновения проблемы - отсутствие принципов устойчивого развития университета за счет инновационного использования открытых образовательных пространств таких как сады и парки.
Территория университета - новые образовательные возможности)
уорода-сады будущего» - так называлась знаменитая книга, А опубликованная английским философом-утопистом Эбенизе-ром Говардом, в которой он сформулировал свою концепцию идеального города. Этой концепции суждено было сыграть поворотную роль в развитии философских и градостроительных концепций XX века. Первое издание книги под абстрактным названием «Завтра» не привлекло интереса специалистов и общественности, но, когда автор во втором из-
1 Игнатов Григорий Евгеньевич, кандидат архитектуры, доцент, старший научный сотрудник НИС департамента науки ВГУЭС, доцент кафедры дизайна Института сервиса, моды и дизайна ВГуЭС. e-mail [email protected]
VI. ога
дании в 1903 году вынес в заглавие «магическое» для нас понятие «город-сад», идея сразу же стала обретать большое число единомышленников.
«Город-сад» как модель университетского кампуса. Что имеется в виду? «Дух места» или ощущение того, что я сюда пришел не зря. Если конкретнее, то компактный и самодостаточный, относительно большой по численности и устойчиво развивающийся архитектурно-пространственный комплекс, где большая часть людей - студентов, преподавателей и просто посетителей занимается особым трудом - педагогической и образовательной деятельностью. И в то же время - сад, потому что труд, быт, отдых - вся жизнь, «населяющих» этот «город» людей, протекает не в «каменном мешке» замкнутых аудиторий, а в культивированном антропогенном и природном ландшафте. Отличительные черты «духа места» - жизнепригодность, текстовая осмысленность, ориентационная ясность, доступность, контролируемость и управляемость.
Эти признаки целостного и одновременно фрагментированного пространства предельно четко обозначены в ландшафтной архитектуре различных религиозных образовательных центров. Как идеологические основания своей самобытной культуры и вероисповедания они характерны и для университетских комплексов различных стран мира, где кампус - не сумма отдельно стоящих зданий, а комплекс взаимопроникающих пространств, наполненных образами. Так сад сам по себе может стремиться внутрь, приобретая новое имя - «зимний сад», «дефиле-оранжерея» или «парфюм-дендрарий», а лекционная аудитория, наоборот хочет быть «открытым амфитеатром», «терренкуром», «экотропой» в образовательной среде нового, точнее, античного типа, порождая тематические пространства, в которых по словам Хайдеггера «таятся» события.
Территория новых возможностей - остров «Утопия» Томаса Мора (XVI век) в следующем столетии нашла свое развитие в «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы. Как город социального равенства и справедливости, он явился наглядным примером обобщающей гуманистической мысли. Именно она, эта мысль в глобальном противостоянии идеологий, в конце прошлого века реализовалась в воспроизведении устойчивых форм развития среды выживания человека в целом. Многие зарубежные постиндустриальные города и агломерации в настоящее время превратились в совокупности ансамблей садово-парковых композиций - улиц и площадей, скверов и бульваров, не говоря уже о «Зеленых небоскребах» -современных «вертикальных садах Семирамиды» - и гуманизированном
ландшафтном дизайне субурбии. Причем моделями таких реконструктивных преобразований послужили именно университетские кампусы, в свою очередь, вторичные моделирующие системы «города-сада». К сожалению, концепции дезурбанизации не стали сколь-либо определяющей экологической тенденцией устойчивого развития в отечественной теории расселения. Как с «Вавилонской башней», теория устойчивого развития (з^атаЬШЬу) из-за языковых и идеологических барьеров за 20 лет так и не проникла в наше миропонимание, оставляя нас один на один с непредсказуемым «вулканом», возле которого средний уровень профессионального ремесла породил преобладающе нейтральную, про-странственно-однородную, невыразительную застройку.
Постоянное обновление понятий «сад» и «парк» стало очевидной реальностью для многих культурно развитых стран. Привлекая немалый творческий потенциал парковое строительство университетских комплексов стремительно эволюционирует и приносит все более интересные концепции организации пространства не только для отдыха и наслаждения, но и для реализации своих образовательных программ в природном окружении «зеленых кабинетов». Открытые амфитеатры становятся аудиториями, экологические тропы - путеводителями в мир природной гармонии, оранжереи и дендрарии - площадками для творческих экспериментов. Органичные образовательные пространства представляют собой огромный практический, теоретический и философский интерес, но, к сожалению, остаются вне основных проблем реального градоведения, планирования и управления городом. На фоне совершенно реальных экологических проблем города1 стремление реанимировать идеи Говарда дает хоть и призрачную, но все же надежду на оздоровление общества, к сожалению, лишенного элементарных признаков понятия «бытовая культура». Методически апробированное поэтапное формирование нового сознания нужно начинать уже в детском саду, школе и, конечно, в вузе.
Ландшафтная архитектура - это особая область искусства с особыми законами и материалами. Специфика пространственных объектов ландшафтной архитектуры определяется их циклической изменчивостью. Это связано с тем, что основной используемый материал органичен, то есть как человеческий организм является живым и даже одухотворенным.
Здесь можно констатировать, что целью настоящей работы является методологическая разработка принципов создания, развития и активного использования в научно-образовательном и культурном процессе уникальных открытых живых и одухотворенных пространств. Теперь хотелось бы предложить методологическое сопровождение перехода от квазитрансляционной модели передачи теоретических знаний к комму-
1126 место России в мире по продолжительности жизни
-205-
VI. D1XI
никационной модели предметно-ориентированного образования на основе использования университетских садов и парков. Зачем?
В результате информационного взрыва в конце прошлого тысячелетия WWW - всемирная паутина - стала стремительно перерастать за «границы» Вселенной, нередко опережая время и пространство. Объем новой информации стал увеличиваться в гармонической прогрессии. Поэтому можно предположить, что насколько бы не был продвинут преподаватель, не говоря уже о большинстве средних или посредственных, он не в состоянии уследить даже за мачой частью тех изменений, которые происходят в данный момент времени в его области знания в мире. Следовательно, транслируемые им знания уже заранее устарели, а монолог его не актуален. Нужна новая современная образовательная модель, построенная на опережающе-коммуникационных принципах самообразования и меж-студенческих диспутах, где прелодаватель - партнер, собеседник и соучастник, который лишь задает или согласовывает векторы развития мысли, направления актуальных исследований, темы научных и творческих презентаций. В дискуссии он выступает в роли модератора и не более. Возникает уникальная мотивационная, не рецептурная, во-просо-ответная среда - среда созидания новых профессиональных компетенций — знать «где и что лежит». При этом оценивается не только презентация и доклад коллеги, но и количество и качество заданных вопросов, ведь рейтинговой оценке подвергаются все участники дискуссии. Ораторские способности, иллюстративный материал, его новизна и значимость, творческое осмысление возможностей программ, в частности «Power point», увлеченность аудитории и многое другое вскрывают мотивацию не назидательного толка, а свободного ракурса в обсуждаемом дискурсе. Таким образом создается ситуация моделирования пресловутого «Открытого общества» Сороса, благодаря которому автор впервые в 1996 году попал на «дикий Запад» США.
Заимствуя зарубежный положительный опыт, подобная методика в течение последних 5 лет апробировалась автором на четырех курсах лекций на кафедре «Ландшафтного дизайна» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. На примере таких дисциплин как «Введение в специальность», «Основы композиции», «Основы композиции в дизайне среды» и «Основы научных исследований» были отработаны коммуникационные механизмы поэтапного формирования умственных действий и понятий, знаний, компетенций, умений и навыков. Суть их состоит в трансформации моторно-двигательных усилий не только «высасывания из пальца» и впитывания преподавательского монолога, но и пешеходных экскурсий и других активных действий в формы мыслительной деятельности. Учиться «думать» опредмечено, сначала руками и ногами и только потом инвертируя вещи в понятия — вот главная задача будущего дизайнера.
На основе обобщения опыта автором были определены характерные особенности ландшафтной архитектуры университетских комплексов
США, Китая, Кореи и выявлено научно-методическое обоснование их развития. В свете использования новой методики в научном и образовательном процессе, а также в целях популяризации «здравых идей» и повышении уровня «бытовой культуры» населения в 2004 году автором были организованы успешно функционирующие на свежем воздухе курсы по «Ландшафтном)' дизайну». Сейчас продолжается работа над формулированием художественно-образных и функционально-коммуникативных принципов проектирования уникальных объектов университетского кампуса, разрабатывается методология проектирования схем генеральных планов вузов, включая спортивно-рекреационные и образовательные зоны, с использованием растительности, воды, земли как элементов единого природно-антропогенного образовательного комплекса.
В конце XX века в России появляются ростки ландшафтного дизайна, до сих пор не получившие, к сожалению, должного развития. А между тем, садово-парковое искусство, архитектура пейзажа, ландшафтный дизайн привносят художественное осмысление пространства, актуализируя его на новом или «хорошо забытом» уровне. Возможно, именно благодаря открытию и реинтерпретации садов Востока, а также реализации в Европе и Америке многочисленных глобальных проектов новых парков, ландшафтный дизайн получил достаточно мощный импульс для своего развития и радикального пересмотра самого «языка» зеленых форм. В последнее время произошли значительные изменения в традиционных подходах к созданию композиций парковых пространств. Но при этом неизменным остается стремление постоянно расширять палитру средств, помогающих добиться и художественно-образной выразительности, и информационно-коммуникативной емкости. Идет синтез рассеянных и «спящих» (по Ж. Деррида) идей, которые обеспечивают максимальный эстетический эффект и одновременно сохраняют рациональный и ми-фопоэтический смысл паркового пространства. Для западной практики последних десятилетий характерно изменение ориентации парково-строительной деятельности. Создаются гибкие модели интенсивно, но, что для нас важно, не экстерриториально развивающегося пространства. Появляются не подпорные стены, а вертикальные газоны. Уклоны террасируются в виде открытых амфитеатров. Парк начинает искать свой исторический прообраз «Садов Семирамиды». Свободные трансформации преобладают над жесткой регламентацией функций, порождая тематические пространства. В свои права вступает главная художественно-ком-муникативная функция вертикального сада, когда он задает вопросы, а мы отвечаем на них. Это отражается в подходах к планировочной организации парков, учитывающих естественную эволюцию представлений о приемах гармонизации среды выживания. Ориентация на так называемый открытый план, допускающий пространственную трансформацию территорий кампусов, сопровождается существенным изменением характера пребывания человека в садово-парковом окружении. Происходит переход от преимущественно развлекательно-рекреационной, к
созерцательно-активной познавательной деятельности. Как следствие такого качественного изменения в использовании университетского двора увеличивается степень свободы поведения и перемещения студентов вне рамок и контуров пешеходной сети. К сожалению, в нашей памяти еще свежа нормативная рамка поведения - «по газонам не ходить», хотя в следствие отсутствия их как таковых, соответственно, и она уже теряет свой первоначальный смысл.
Ландшафтные архитекторы не любят, когда их причисляют к последователям того или иного направления или стиля. Подобно художникам они подчеркивают свою индивидуальность, а некоторые, напротив, стремятся никогда не повторяться и в каждом проекте прийти к чему-то новому. Деконструктивизм сегодня - один из наиболее интересных и противоречивых явлений в современной архитектуре и ландшафтном дизайне. Этот феномен вызывает самые разные реакции и споры как в профессиональных кругах, так и среди обычных горожан на улицах крупных городов, где в последние годы выросли смелые постройки де-конструктивистской архитектуры. Знаменитый Бернар Чумиг пригласив к разработке парка в Париже (Ля-Вилетт) ведущего философа XX века, одного из основоположников «Деконструктивизма» Жака Дерриду продемонстрировал свое понимание мотивации рассеивания символов в парке урбанизированной среды. А он (Деррида) через десять лет, создал теорию «Постмодернизма» в философии, в которой вновь архитектура обогатила философию, поскольку 15 лет до этого была «беременна» этим явлением.
Чуми сумел предложить необходимый набор объектов, обеспечивающих широкий выбор видов познавательного отдыха в различное время суток на протяжении всех сезонов года. Размещенные по осям регулярной планировочной сетки зеленые кабинеты, ресторан, обсерватория, бельведер, видео-салон и другие - стали одновременно и ключевыми символами ландшафта, и центрами постоянного тяготения посетителей. Композиционный прием леви-стросовского «бриколажа», пикассов-ского «ассамбляжа» в данном случае трактуется как наложение регулярной сетки с узлами из отдельных сфер-минидендрариев на систему перетекающих открытых пространств с активной геопластикой. Предложенная в нашем проекте (по гранту МОН) концепция подобных открытых образовательных пространств и уникальных объектов университетских комплексов, как программа развития во времени и создания обширных рекреационных полей с «размытыми» границами участков и
1 Мировую славу Чуми принес парк «Ла Виллетт» в Париже, конкурс па проектирование которого он выиграл в 1982 г. Строительство парка продолжалось 15 лет и обошлось в $300 млн. Он раскинулся на площади около 50 га, где расположены сооружения и других архитекторов, в частности Музей науки, Город музыки, большой выставочный павильон и зал для рок-концертов. Комплекс задумывался как урбанистический парк XXI века и наряду с Пирамидой в Лувре стал современной жемчужиной Парижа.
удобными связями между ними наиболее полно ответила потребностям современного преподавателя и студента, чередующего виды внеаудиторных занятий в зависимости от погоды, сезона и времени суток.
На примере кампуса Университета Санменг (Южная Корея) можно проследить как расширяется система открытых образовательных пространств, площадок и поверхностей, приспособленных для различных видов туристического и гостинично-ресторанного бизнеса, балов-маска-радов и дефиле как в Челси на празднике цветов, нет говоря уже о спортивно-развлекательных и познавательных занятиях. Ландшафтный архитектор в последствии заведующий кафедрой «Ландшафтного дизайна» профессор Ли Жа-Кун предложил нетрадиционный планировочный прием организации территории рекреационного назначения, который включил в себя традиционную для Кореи символику зеленых форм и скульптур и позволил обеспечить ее стабильную амфитеатральную и динамически-дидактическую функцию. Остальные функции ландшафтного дизайна, остались прежними - это конкретная во времени общность тенденций и направлений развития новых средств художественной выразительности. Новейшие технологии в строительстве в современных условиях оказывают значительное влияние на произведения ландшафтного искусства.
К числу безусловных творческих достижений авторов проекта ландшафтной организации кампуса университета Санменг относится создание оригинального светового сценария парковых пространств. Он не только продлевает период их использования, но и придает неожиданное своеобразие расстановке акцентов в вечерние часы. Главная характеристика современных пейзажных композиций в стиле национального искусства - лаконизм линий, плоскостей и объемов с использованием элементов необычности и неожиданности. Абстрактно-скульптурная проработка местности дает возможность воспринимать освоенную поверхность земли как экспрессивное живописное полотно. Сам план и его трехмерное воплощение имеет простые геометрические формы или плавные, текучие линии. При этом одним из главных смыслов университетского кампуса и парковой архитектуры является, прежде всего, его репрезентативность и представительность, комфорт, визуальная гармония и удобство для жизнедеятельности преподавателей и студентов, а следовательно пространственная форма кампуса носит философско де-конструктивистский аналитический характер. Постмодернистский сад воспринимается не только как место для спокойного созерцания, активного отдыха, но и как образовательные зоны с памятными надписями, изречениями великих, знаковой скульптурой и другими образами. Тематический сад как историко-образовательное пространство в виде пешеходной экскурсии может рассказать об истории своего отечества. Пруды, бассейны, теннисные корты, четкими линиями вписанные в окружающий ландшафт, коммуникативно передадут информацию о сегодняшнем дне. Элементы дизайна, декоративные подпорные стенки и садовая
скульптура, выполненные свежими цветами в единой колористической гамме, что усиливает их контрастность и выразительность на фоне мягких и ажурных природных форм, передают уверенность и стабильность в завтрашнем дне.
Для университетского сада в тематическом стиле прекрасно подойдут крупнолистные хосты, остроконечные травы, декоративно-цветущие злаки. Наличие деталей позволительно, но лишь в небольшом количестве они укрепят и поддержат модернистскую концепцию. Главная характеристика современных пейзажных композиций в стиле авангардного искусства - лаконизм линий, плоскостей и объемов с использованием элементов необычности и неожиданности. Абстрактно-скульптурная проработка местности дает возможность воспринимать освоенную поверхность земли как экспрессивное живописное полотно. Сам план и его трехмерное воплощение имеет простые геометрические формы или плавные, текучие линии. При этом одним из главных смыслов университетского кампуса и парковой архитектуры является, прежде всего, его репрезентативность и представительность, комфорт, визуальная гармония и удобство для проживания и обучения, а следовательно форма носит деконструктивистский характер осмысления.
Как показывает практика европейских стран, поиск обновленного эстетического содержания городских открытых пространств путем их превращения в современные сады и парки - одна из перспективных областей применения ландшафтного дизайна. Максимальное сохранение природных компонентов ландшафта, в первую очередь, древесной растительности, дополняется новой трактовкой геометризованных фрагментов среды. Это позволяет достичь более высокого уровня образной выразительности парковых пространств и функционально адаптировать многие ранее пустовавшие территории к потребностям рекреационного использования. Даже несколько приведенных примеров свидетельствуют о том, что превращение парка в современное пространство с выразительной эстетикой происходит в результате постоянной эволюции приемов его ландшафтной организации, обеспечивающих семантическую интерпретацию природных форм. Ландшафтному дизайну, подобно архитектуре, присуща тенденция смыслового обновления, реализуемая через новую трактовку традиционных материалов в ранее неизвестном образном выражении.
Исходя из вышесказанного, возникает ряд вопросов. Как связаны все эти основополагающие профессиональные представления о пространстве дидактически? Как они формируют наше сознание, нашу деятельность и наш окружающий мир? Какие профессиональные смыслы «зашифрованы» в этих пространственных «именах» и реализациях утопий? Как они коррелируют с профессиональными компетенциями и как их целенаправленно формировать у студентов? Для этого нужно проследить этимологию и диахронию философского понятия «пространство». Но это тема следующих размышлений.