Научная статья на тему 'Кампус Венского университета как современное общественное пространство на поствыставочной территории Всемирной универсальной выставки 1873 года, Австрия'

Кампус Венского университета как современное общественное пространство на поствыставочной территории Всемирной универсальной выставки 1873 года, Австрия Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1264
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРИЯ / AUSTRIA / ВСЕМИРНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА / WORLD UNIVERSAL EXHIBITION / КАМПУС / CAMPUS / ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН / LANDSCAPE DESIGN / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / PUBLIC SPACE / СТУДЕНЧЕСКИЙ ГОРОДОК / STUDENT CITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Макотина С.А.

Статья посвящена современному развитию и эксплуатации поствыставочных территорий Всемирной универсальной выставки, прошедшей в 1873 году в городе Вене, Австрия. На примере университетского кампуса рассматривается метод формирования внутриквартального пешеходного пространства с определением ключевых характеристик зданий, составляющих университетский городок. Акцентируется внимание на интересных объектах без барьерной городской среды. Излагаются принципы и опыт формирования гуманного общественного пространства с сохранением и реновацией исторических ландшафтно-рекреационных территорий центра Вены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAMPUS OF A UNIVERSITY IN VIENNA AS A MODERN PUPLIC AREA AT A POST-EXHIBITIONAL TERRITORY OF A WORLD UNIVERSAL EXPOSITION OF 1873, Austria

The article is dedicated to the modern development and exploitation of post-exhibition territories of the world universal exhibition that was held in 1873 in Vienna, Austria. At the example of a university campus we consider the method of creating pedestrian area within the square with the definition of key building characteristics, which form a university city. Attention is paid to the interesting objects without a barrier city area. We present the principles and experience of creating human public territory with the keeping and renovation of historic landscape and recreational territories of central Vienna.

Текст научной работы на тему «Кампус Венского университета как современное общественное пространство на поствыставочной территории Всемирной универсальной выставки 1873 года, Австрия»

4. Chris van Uffelen. Contemporary museums. Architecture, History, Collections. Koln, Publishing House "Braun", 2011, pp. 162-163.

5. Gorodskoe razvitie. Razvitie transportnogo i gorodskogo stroitel'stva. Planirovanie i proekty. General'nyi plan Glasisa. 2015 g. [Town development. Development of transport and city construction. Planning and projects. Master plan of Glasias. 2015]. Available at: https://www.wien.gv.at/ (accessed 19 November 2015).

6. Buklet-programma s vystavki Wien. Die Perle des Reiches. Arkhitekturnyi tsentr Mu-zeinogo kvartala [Program brochure from exhibition Wien. Die Perle des Reiches. Architecture centre of Museum Quarter]. Vena, Archiv Künstlerhaus, 2015.

7. Museums Quartier Wien. Available at: http://www.mqw.at/ (accessed 10 December

2015).

8. Sait kompanii Ortner & Ortner [Company site Ortner & Ortner]. Available at: http://www.ortner-ortner.de/ (accessed 10 December 2015).

Информация об авторах

Ляпин Андрей Александрович, доцент кафедры архитектурного проектирования, e-mail: a782Lyapin@yandex.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Глебова Наталья Моисеевна, доцент кафедры архитектурного проектирования, е-mail: nita12@yandex.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Liapin A.A., associate professor, Department of Architectural Design, е-mail: a782Lyapin@yandex.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Glebova N.M., associate professor, Department of Architectural Design, е-mail: nita12@yandex.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 061.48 (93)

КАМПУС ВЕНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО НА ПОСТВЫСТАВОЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ ВСЕМИРНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ 1873 ГОДА, АВСТРИЯ

© С.А. Макотина

Статья посвящена современному развитию и эксплуатации поствыставочных территорий Всемирной универсальной выставки, прошедшей в 1873 году в городе Вене, Австрия. На примере университетского кампуса рассматривается метод формирования внут-риквартального пешеходного пространства с определением ключевых характеристик зданий, составляющих университетский городок. Акцентируется внимание на интересных объектах без барьерной городской среды. Излагаются принципы и опыт формирования гуманного общественного пространства с сохранением и реновацией исторических ланд-шафтно-рекреационных территорий центра Вены.

Ключевые слова: Австрия; Всемирная универсальная выставка; кампус; ландшафтный дизайн; общественное пространство; студенческий городок.

CAMPUS OF A UNIVERSITY IN VIENNA AS A MODERN PUPLIC AREA AT A POST-EXHIBITIONAL TERRITORY OF A WORLD UNIVERSAL EXPOSITION OF

1873, AUSTRIA

© S.A. Makotina

The article is dedicated to the modern development and exploitation of post-exhibition territories of the world universal exhibition that was held in 1873 in Vienna, Austria. At the example of a university campus we consider the method of creating pedestrian area within the square with the definition of key building characteristics, which form a university city. Attention is paid to the interesting objects without a barrier city area. We present the principles and experience of creating human public territory with the keeping and renovation of historic landscape and recreational territories of central Vienna.

Key words: Austria; World universal exhibition; campus; landscape design; public space; student city.

В 2013 году в городе Вене (Австрия) на месте бывшей территории Всемирной универсальной выставки 1873 года было организовано строительство новых объектов, включающее деловые и жилые кварталы. Вдоль современного выставочного центра MessezentrumWienNeu на месте пустыря возвели кампус университета экономики и бизнеса CampusWUWirtschaftsUшversitaetWien Это не помешало сохранить прекрасную исторически сложившуюся зону отдыха венцев - парк Пратер (рис. 1). Широкий пояс зелени, обширные скверы и парки всегда были визитной карточкой столицы Австрии, они создавали ей незабываемый образ среди других европейских столиц. В настоящее время на поствыставочных пространствах Венской универсальной выставки, рядом с великолепным Пратером, ипподромом «Крио» и выставочным Центром MesseWien выросли новые отели, офисы, жилые комплексы и университетский городок. Однако архитекторы и ландшафтные дизайнеры по-прежнему стараются не отходить от венских традиций, они сохраняют и активно внедряют зеленые зоны в урбанистическую среду. Примером может служить комплекс деловых зданий фирмы OMV, фармацевтической компании, отеля СоurtyardbyMarriottWien и Медицинского центра, расположившихся в районе Леопольдштадт, рядом с Пратером. Архитектурная мысль проектной группы Жана Нувеля органично соединила современную архитектуру с природой, искусственным озером и парком (рис. 1, 2).

Рис. 1. Австрия, Вена, район Леопольдштадт: площадь 19,27 км ; население 96 866 чел.

Место для нового кампуса университета экономики и бизнеса определили в 2007 году. В 2009 году началось строительство по грандиозному проекту, в создании которого принимали участие архитекторы из Вены, Лондона, Барселоны, Мадрида, Гамбурга и др. (рис. 3).

б

Рис. 2. Офисные здания компании OMV. Австрия, Вена, район Леопольдштадт (фото автора): а - медицинский центр и искусственное озеро; б - сочетание среды

и архитектуры ОМУ

3-Е

т ш

(-Bahnstation Ж ¿.-в

— »S.« ? Ч £

¿f

Кампус университета

> Л

/

Парк Пратер

Рис. 3. План кампуса Венского университета экономики: D1 - Департамент 1; TC - учебный центр; D2 - Департамент 2; SC - студенческий центр; D3 - Департамент 3; AD- Администрация; D4 -департамент строительства; LC - библиотека, обучающий центр; EA-администрация академии; D5 - офисы, аудитории, вело- и автопарковки

Государственные власти города Вены, руководители университета и проектная группа на примере вновь создаваемого университетского кампуса желали продемонстрировать, как должно выглядеть образовательное учреждение будущего. Согласно цели задуманного студенческий городок являлся большим, чем просто местом для научных исследований, преподавания и обучения, он становился новым пространством для социальной, культурной и политической жизни студентов, преподавателей и жителей города. В итоге Кампус WU стал образцом реализации современного видения общественной среды с точки зрения инноваций и разнообразия в области экономики, экологии и социальной устойчивости. В университетском городке предлагается непрерывное образование в любом возрасте, ведется научно-исследовательская работа, кроме этого, работают общедоступные библиотеки, площадки для массовых мероприятий и различные зоны отдыха, общепита и спорта, функционируют клубы по интересам, камеры хранения, вело- и автостоянки (рис. 3).

Мастер-план будущего кампуса был создан группой BUSarchitektur под руководством архитектора P. Laura Spinadel. Архитекторы проекта университетского комплекса: «АтелиерХитосиАбэ» (AtelierHitoshiAbe), «Сендай BUS - Архитектен» (Sendai BUS -Architekten); «Вена Краб Студио» (ViennaCrabStudio); «Лондон Эстудио Карме Пинос» (LondonEstudioCarmePinos); «Барселона NO. MAD Архитектос» (Barce-lonaNO.MADArquitectos); «Мадрид ЗахаХадидАрхитектс» (MadridZahaHadidArchitects).

Примерно на десяти гектарах земли возведен комплекс современных зданий университетского городка с общей валовой площадью 165 000 кв. метров, а также подземный паркинг примерно на 400 парковочных мест. Архитектурный ансамбль кампуса имеет пять «ядер» или семь корпусов - это узловые объекты со сложной формообразующей геометрией, у каждого из которых есть свой стиль, свое «лицо». Своеобразные фасады строений кампуса ведут зрителя по обширному пешеходному коридору, открывая неожиданные панорамы студенческого городка. Он словно повторяет извилистые дорожки живущего рядом старого парка Пратер, однако формы современных зданий совершенно не похожи на стоящие когда-то на этом месте знаменитые выставочные павильоны.

Весь университетский городок, или Кампус WU, построен на основе концепции GreenBuilding. Наружные конструкции зданий и сооружений спроектированы с максимальной энергоэффективностью. Доминирующим элементом кампуса, его «изюминкой» является Центральная библиотека, проект архитектурного бюро «ЗахиХадид» (рис. 4). В данном корпусе проходят занятия студентов, ведутся научные исследования, есть атриум для общих мероприятий и уютное кафе, камера хранения и места для отдыха. Огромный холл при отсутствии прямого естественного света встречает и поражает посетителей своей белизной, размерами, космическими формами и оригинальным искусственным освещением. Человека, посетившего библиотеку, не покидает ощущение присутствия на инопланетном корабле. Все внутренние поверхности здания имеют специфическую плавность и кривизну, на первый взгляд, не подвластную математическим расчетам. На самом деле все это дело рук талантливых инженеров, архитекторов и математиков. В строительстве здания использовалось 29 тысяч элементов из фибробетона, армированного стекловолокном, каждый из которых производился индивидуально. Основные стены наклонены под разными углами, и в то же время углы закруглены под различными радиусами. Чтобы создать сложные формы зданий, использовались стандартные и специальные опалубки или их комбинация, разработанные благодаря современным технологиям Meva. Стальные опалубки использовались для скругления углов, требующихся при создании сложных пластических решений. Человек, находясь в такой среде, чувствует себя завороженным и не в состоянии оторвать взгляд от фантастического интерьера. Однако, несмотря на необычность окружения, посетитель ощущает уверенность, защищенность и надежность. Пандусы, лифты, ограждения, освещение, доступная и понятная навигация дают возможность спокойно передвигаться и добираться до самых интересных точек этого оригинального строения всем категориям граждан.

Снаружи корпус LC представляет собой нависающий над площадью экран гигантской черной призмы - консоли, лежащей на светлом основании. Две части здания белого и черного цвета переплетаются между собой, как инь и ян. Все строение опоясывается лентами этажей, горизонтально расчленяя композицию стен на разные уровни и демонстрируя просторные внутренние пространства. Центральная рекреационная зона библиотеки задается мощным движением черной консоли на центральном фасаде и усиливается с помощью круто восходящих гибких белых граней. Ленточное остекление диктует то горизонтальное, то вертикальное направление, соединяя композицию здания в единое гармоничное целое (рис. 4).

Рис. 4. Библиотека и обучающий центр (корпус LC): а - фасад здания; б - интерьер Атриума. Архитектура «ЗахаХадидАрхитектс» (фото автора)

К площади, образованной вокруг Центральной библиотеки, подтягиваются с двух сторон большой учебный центр (D1) и департамент строительства (D4), студенческий центр и здание администрации (рис. 3).

Учебный центр D1 предназначен в основном для студентов направлений бакалавриата. Здание ярко-оранжевого цвета очерчивает северо-восточные границы кампуса и вместе со зданием студенческого центра оформляет восточный вход в кампус. Проект корпуса D1 разработан группой венских архитекторов Sendai BUS - Architekten ZT GmbH. Здание имеет сложную изогнутую разноэтажную структуру и плоские фасады с окнами-бойницами. Характерным элементом фасада являются жалюзи в виде гармошек на многочисленных оконных проемах, в связи с чем сам объект становится похожим на средневековую неприступную крепость. Углубляет это сходство внешнее покрытие стен. Стены центра облицованы стальными панелями Corten (выветриваемая сталь), которые со временем в результате атмосферных воздействий будут приобретать защитный цветной налет «устойчивой ржавчины». Этот же материал был использован в интерьерах учебного центра, а именно в AuditoriumMaximum, благодаря чему концепция ржавленного фасада распространяется внутрь здания (рис. 5).

Строение D1 учебного центра соединено внутренним переходом со зданием Департамента глобального бизнеса и торговли, в этом же здании размещены шесть научно-исследовательских институтов. Центральную, малоэтажную секцию здания занимает кафе «Менса» с уникальным садом на крыше, куда можно попасть как со стороны улицы, так и непосредственно через центральный атриум здания D1. Высокий, монолитный блок с правой стороны от кафе содержит многофункциональное ядро и зрительный зал. Центральный атриум и многоступенчатый подъем выделены на фасаде с помощью рам остекления, рассекающих плоскость стены сильной зигзагообразной линией.

Рис. 5. Центр обучения, Департамент 1. Учебный корпус D1: а - жалюзи на окнах департамента; б - фасад учебного центра, архитектурный проект Sendai BUS - ArchitekturZTGmbH, Вена (фото автора)

В интерьерах учебного центра есть пространства для групповой и индивидуальной работы. Все области учебной деятельности связаны между собой многочисленными пандусами и лестницами, что обеспечивает динамичную, но доступную всем атмосферу внутри здания. Все помещения, в том числе AuditoriumMaximum, имеют естественное освещение и современное оборудование.

Корпус Департамента D4 расположен слева от Центральной библиотеки и имеет протяженную геометрическую застройку. Архитектурный проект здания Департамента D4 разработало и реализовало испанское архитектурное бюро EstudioCarmePin6s S.L. Планировка здания основана на серии сдвинутых относительно друг друга параллелограммов, совокупность которых напоминает в плане «рогатку». Похожий ритм смещенных элементов наблюдается в рисунке панелей и оконных проемов на фасаде здания. Дизайн стен обыгрывается складными раздвижными ставнями, выполненными из перфорированных алюминиевых пластин, придавая стенам игривый и изменчивый характер. В тоже время цветовое решение фасада - это строгая комбинация черного и белого цвета. Цветовая композиция фасада Департамента D4 поддерживается колористическим решением здания библиотеки и Студенческого центра. Протяженный и многоплановый по своей форме корпус D4 имеет, однако, четко определенный центр, соединяющий все блоки Департамента в единую цельную композицию. Обширная входная зона, выделенная на фасаде темно-серым цветом, является центром пересечения путей, ведущих к университетским офисам, кафе, научной библиотеке, расположенных на первом этаже.

В контрасте с черно-белой гаммой этих сооружений эффектно выглядят разноцветные здания Центра обучения ф1) и администрации

С запада ось студенческого городка замыкает здание администрации университета (ЕА). Объект выполнен по проекту испанской фирмы BarcelonaNO.MADArquitectos (рис. 7). Строение сине-черного цвета достаточно компактно и автономно расположилось на границе студенческого городка. Основой здания является семиэтажная башня в стиле хай-тек из стекла и металла.

Комбинация прямоугольных призм, врезанных друг в друга под разными углами, задает движение в центр университетской рекреации.

Рис. 6. Департамент D4, Научно-исследовательский институт: а - динамичный ритм навесных панелей на фасаде здания; б - центральный вход, архитектурный проект «Эр студио» Карме Пинос (фото автора)

Дизайн фасада демонстрирует ровные плоскости из полупрозрачных, прозрачных и непрозрачных стеклянных панелей на металлическом каркасе. Каркас конструкции задает ритм геометрии окон. Здание прекрасно интегрировано в окружающую среду благодаря зеркальным стенам, отражающим небо и природу. Оконные проемы очень разнообразны по форме, размерам и расположению на горизонтальных и вертикальных плоскостях здания. Этим они немного напоминают дома австрийского художника Хундервассера.

Рис. 7. Администрация академии, корпус ЕА, проект BarcelonaNO.MADArquitectos

Южная граница кампуса выходит к зеленой зоне парка Пратер. Корпуса AD и D3, две части административного здания университета расположены недалеко от западного входа в студенческий городок. Проект разработала архитектурная группа Питера Кука CRABstudio. Концепция дизайнеров и архитекторов явила миру жизнерадостный и дина-

мичный ансамбль зданий, которые расположилось среди изумрудных лужаек, цветочных клумб, травянистых холмов и молодых деревьев. Строения напоминают собой яркий сказочный заборчик веселого оранжевого цвета, оббитого неотесанными пихтовыми досками. Эти элементы конструкции играют роль жалюзи в жаркие летние дни и оригинально украшают фасады. Теплые тона фасадных стен, переходящие градиентом от темно-оранжевого к светло-бежевому, имеют продолжение в интерьерах обоих зданий и служат цветными акцентами на полу, стенах, потолках и в деталях здания.

Оба архитектурных сегмента блока AD представляют собой пластическую извилистую структуру и органично вписываются в непростой рельеф местности. Между тем фасадная, изрезанная горизонталями досок стена практически прямая. Благодаря сложной-волнообразной пластике два здания, заходя друг на друга, создают дворы-проходы. Дополняют ландшафтную композицию вокруг строений свободные рекреационные пространства с уютными местами для отдыха, атриумные дворы, ниши, террасы, открывающие очаровательные виды на зеленый парк Пратер (рис. 8).

Рис. 8. Департамент 3, администрация университета. Корпус AD, D3:

а - центральный фасад; б - фасад на фоне зеленых насаждений; в - декоративные элементы; г - жалюзи из пихтовой доски. Проект архитектурной студии CRABstudio,

Питер Кук, Лондон (фото автора)

Юго-восточная окраина кампуса граничит с парком Пратер и ипподромом «Крио» - это место, где когда-то стоял Дворец «Ротонда» Всемирной выставки 1873 г. [1]. Два протяженных корпуса вместе с Центром обучения (О1) составляют центральную входную группу в рекреационную зону университетского городка. Взору открывается красивая панорама современного учебного заведения мирового уровня. Плавные линии фасадов, ритмичное чередование черных и белых полос увлекают в глубину комплекса. Говорят, дизайн оформления стен был навеян структурой французского «слоеного пирога». Корпуса АО и D3 перекрывают друг друга и создают перетекание общественного пространства из открытых центральных пешеходных зон в полузакрытые уединенные тихие уголки или небольшие курдонеры для встреч и общения. Расстояние между двумя сегментами здания рассчитано с учетом попадания естественного света во внутренние помещения (рис. 9, а).

Главной целью в политике планирования нового университетского кампуса было создание благоприятных и продуктивных условий для жизни и работы студентов и сотрудников Венского университета экономики и бизнеса, но в реальной жизни этот архитектурный шедевр стал прекрасным местом для времяпровождения, отдыха и общения всех категорий граждан, в том числе многочисленных туристов. Различные по форме, цвету, геометрии здания в целом имеют единую архитектурную композицию и осуществляют разнообразные образовательные функции, демонстрируя идеальные условия для жизнедеятельности человека. Многочисленные общедоступные пространства, зеленые рекреации создают спокойную, миролюбивую атмосферу открытости кампуса для разных слоев населения, жителей и гостей города. Студенческий городок университета - это современный образовательный центр, но в тоже время популярное городское общественное место Вены, он открыт для всех желающих. Здесь прекрасные библиотеки и рестораны, кафе и магазины, спортивные развлечения, детский садик и подземная парковка с удобным входом по пути движения вдоль пешеходной зоны (рис. 9, б).

Рис. 9. Департамент 2, студенческий центр, корпуса D2, SC: а - указатель корпуса; б - вход на подземные стоянки. Проект архитектурных ателье «АтелиерХитосиАбэ»,

«Сендай BUS - Архитектен» (фото автора)

Как уже было сказано выше, все здания кампуса построены по принципу «устойчивой архитектуры», и, несмотря на разнообразный вид зданий, их конструкции основаны на общих технических принципах: стандартизации, энергосбережении, вентиляции и сани-тарно-бытовых норм. Одной из главных концепций проекта явилось создание безбарьерной среды для маломобильных групп населения. Все области кампуса приспособлены для колясочников, слабовидящих и слабослышащих. Это приятно и для людей с багажом и

для родителей с детьми, которые без усталости могут долго гулять по студенческому городку. Разнообразные покрытия дорожек и площадей кампуса дают возможность человеку через тактильные ощущения почувствовать переходы в разные зоны человеческой деятельности: активного и пассивного отдыха, зоны питания, учебы, автостоянки т.д. Удобные широкие лежанки-скамейки, сиденья привлекают посетителей к созерцанию пейзажей и приятным беседам. Наглядные и крупные указатели движения, начертанные на земле или нарисованные на стендах, карты местности, навигационные схемы дают возможность ориентироваться в пространстве легко и быстро (рис. 10, 11, 12).

Рис. 10. Схемы пешеходного движения по кампусу:

а - по центральной пешеходной зоне; б - вдоль парка Пратер

Расположившаяся рядом с кампусом ландшафтно-рекреационная зона парка Пратер обращена к современной архитектуре кампуса «с надеждой» на гармоничное соседство, взаимопонимание и сотрудничество. В парке проводятся городские праздники и театрализованные мероприятия, работает музей и планетарий, регулярно проходят выставки, соревнования, но в тоже время по дорожкам и аллеям старого Пратера можно спокойно погулять, понаблюдать за людьми и природой, найти тихие уголки. Близкое взаиморасположение современного студенческого городка Венского университета и старинного парка Пратер говорит о преемственности поколений, о бережном отношении к природе, к историческому наследию и к человеку.

Рис.11. Детали и фрагменты архитектурной среды:

а - зона кафе; б - артобъект (фото автора)

Поствыставочные пространства Всемирной универсальной выставки 1873 года живут, развиваются, демонстрируя ухоженность, постоянную заботу и прогрессивное развитие. Высокое качество жизни, забота о подрастающем поколении, реновация исторически ценных территорий Вены - в этом большая заслуга государства, архитекторов, строителей и самих венцев.

Рис.12. Детали и фрагменты архитектурной среды, корпус D2:

а - деревянная скамья; б - навигатор для слепых (фото автора)

Администрация и студенты ИРНИТУ также озадачены развитием студенческого городка. В 2014 году в университете прошел конкурс курсовых проектов на тему «Модернизация территории ИрГТУ с разработкой нового учебно-административного корпуса». Его результаты показали, что у будущего кампуса технического университета есть большой потенциал (рис. 13).

Рис. 13. Курсовой проект Марины Елистратовой, студентки гр. ДСБ-11.2

На демонстрационном планшете (рис. 13) представлено проектное решение нового здания университета, примыкающего к блокам «Г» и «Ж», оно является своего рода

зданием, «связкой на ногах» и служит продолжением базовых корпусов ИРНИТУ. Объект вписан в окружающую среду и представлен с элементами благоустройства территории. Строения образуют закрытый внутренний двор университета, перетекающий в обширную площадь перед новым учебно-административным корпусом. Положительной особенностью проекта является раскрытие фасадов образовательного учреждения на наиболее выразительные ландшафтные пейзажи данного района: студенческий парк, стадион, реку Ангару, панораму Иркутска.

Оригинальное архитектурное решение и удачное расположение позволяет зданиям органично вписаться в контекст. Строение открыто и прозрачно со всех сторон благодаря использованию современных материалов и технологий. Объем, облаченный в стекло, металл и камень, вмещает просторное фойе, удобные рекреации, актовый зал, светлые административные кабинеты, выставочные пространства и т.д. Кроме этого, новый корпус имеет открытые смотровые площадки на верхних этажах. Проект модернизации предлагает разработку и благоустройство территории новых рекреационных пространств студенческого городка.

Европейские примеры создания кампусов в исторической части городов являются образцом гуманной архитектуры и устойчивой городской среды, а сохранение и реновация заповедных территорий - показателем культуры и гражданственности всего общества. Традиции иркутского университетского городка, его местоположение очень схожи с принципами студенческой жизни Венского университета экономики и бизнеса, а средовое окружение по своему разнообразию и красоте совсем не уступает западному. Остается только надеяться на дальнейшее развитие ИРНИТУ и пожелать скорейшего воплощения в жизнь всего задуманного и запланированного талантливыми архитекторами и дизайнерами.

Статья поступила 17.12.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Макотина С.А. Всемирная универсальная выставка 1873 года в Австрии. Развитие и эксплуатация поствыставочного пространства Всемирных выставок XIX века// Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. № 1 (4). С. 164-180.

2. Сайт Венского университета экономики и бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.wu.ac.at/campus/architecture/d2-sc/en/ (02.12.2015).

REFERENCES

1. Makotina S.A. The vienna world exhibition (Austria, 1873). Development and exploitation of the 19th century international exhibitions showrooms [World universal exhibition of 1873 in Austria. Development and exploitation of post exhibitional space of Worldwide exhibitions of XIX century]. Izvestiia vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' - News of Higher Educational Institutions. Investments. Construction. Real estate, 2013, no. 1 (4), pp. 164-180.

2. Sait Venskogo universiteta ekonomiki i biznesa [Site of Vienna university of economics and business]. URL: http://www.wu.ac.at/campus/architecture/d2-sc/en/ (accessed 2 December 2015).

Информация об авторе

Макотина Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры архитектурного проектирования, е-mail: svetavo59@mail.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Makotina S.A., senior teacher, Department of Architectural Design, e-mail: svetavo59@mail.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 72(091)

ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА СИБИРИ КАК ЧАСТЬ САКРАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В XVI -XVIII вв.

© Е.С. Оболкин

Представлены результаты исследования архитектурной компоненты сибирского храма и его организационного социокультурного значения в сакральной православной культуре России. Изучен и проанализирован генезис храмовой архитектуры Сибири. Исследованы исторический и архитектурный аспекты развития сибирского православного храмового пространства. Показано, что православные храмы обладают социокультурной многокомпонентностью, которая заключается в совмещении организационного, социально-репрезентативного, образовательно-просветительского и музейного значений. На основе данных научных изысканий храмовую архитектуру Сибири можно определить как часть сакральной православной культуры России, которая и в нынешнее время выступает в качестве духовной скрепы и основы, объединяющей российское общество.

Ключевые слова: храмовая архитектура Сибири; православная культура России; сибирские храмы; генезис архитектуры; деревянные церкви; русское храмовое зодчество.

TEMPLAR ARCHITECTURE OF SIBERIA AS PART OF SACRED ORTHODOX CULTURE IN RUSSIA IN XVI -XVIII CENTURIES

© E.S. Obolkin

In this scientific article we presented the research results of architecture component of a Siberian temple and its organizational, social and cultural meaning in sacred orthodox Russian culture. We studied and analysed genesis of temple Siberian architecture. We researched historical and architectural aspects of the development of a Siberian orthodox space. It is shown that orthodox temples have sociocultural complexity which is in combining organizational, social and representative, educational and museum meanings. Based on the research data, temple Siberian architecture can be defined as part of sacred orthodox Russian culture which nowadays plays the part of spiritual basement which tightens Russian society.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: temple architecture of Siberia; orthodox Russian culture; Siberian temples; genesis of architecture; wooden churches; Russian temple architecture.

Целью данного исследования является изучение архитектуры сибирского храма и его организационного социокультурного значения в сакральной православной культуре России.

Храмовая архитектура (а также сакральная архитектура) - архитектура, занимающаяся проектированием и сооружением мест поклонения и священных культовых объектов, таких как церкви, мечети, ступы, синагоги и др. Многие цивилизации древности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.