Научная статья на тему 'Озеленённые общественные пространства в композиции современных университетских кампусов Европы'

Озеленённые общественные пространства в композиции современных университетских кампусов Европы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1142
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС / ОЗЕЛЕНЁННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПАРК / ВНУТРЕННИЙ ДВОР / СИСТЕМА ДВОРОВ / АЛЛЕЯ / UNIVERSITY CAMPUS / GREEN SPACE / PARK / INNER COURTYARD / SYSTEM OF COURTYARDS / ALLEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палей Екатерина Сергеевна

Озеленённое пространства неразрывно связаны с историей зарождения и развития университетов. Само название высшего учебного заведения «Академия» появилось еще в Древней Греции и произошло от названия сада. Озеленённое пространство является одним из важнейших элементов в композиции современного университетского кампуса Европы. Она объединяет университетский кампус в целостную композицию и является основным рекреационным пространством университета в тёплое время года. В статье рассмотрены различные примеры современных университетских кампусов и выявлены основные тенденции организации озеленённых пространств. Так, в современных университетских кампусах преобладают следующие композиционные типы озеленённых пространств: парк, в котором свободно размещены корпуса университета, либо парк, занимающий центральную часть кампуса, в то время как учебные корпуса располагаются вдоль его границ; озеленённый внутренний двор или система дворов; аллея зелёная ось кампуса или система озеленённых рекреационных зон. Озеленённое пространство также может играть роль границы между университетом и городом, одновременно разделяя и соединяя их. В последние десятилетия прослеживается тенденция вывода автотранспорта за территорию университетского кампуса. Архитекторы уделяют большое внимание организации озеленённое пространства. Цель такого подхода к проектированию университетских комплексов состоит в улучшении экологической обстановки и создании гармоничной среды, способствующей общению студентов и преподавателей различных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Green spaces are inseparably linked with the history of origination and development of universities. The name of high educational institution "Academy" originated in Ancient Greece, and came from the name of garden. Green spaces is one of the most important element in composition of modern university Europe campus. It unites university campus together in a single composition and is the main recreational space of university during the warm period of the year. There are analyzed different examples of modern university campuses and there are also detected main trends of organization of public spaces. So in modern university campuses prevail the following compositional types of green spaces: a park, where university buildings are freely situated, or a park occupying central part of campus while educational buildings are located along the border of its territory, and also it may be a green inner courtyard or a system of courtyards, an alley green axis of campus or a system of recreational green zones. Green area also may play a role of border between the university and the city, simultaneously dividing and uniting them. During the last decades, architects follow the tendency of withdrawal automobile transport out of the territory of university campuses. Architects pay great attention to the organization of green spaces. The purpose of such method of designing university complexes is in the improvement of ecology situation and creation harmonious environment, supporting communication of students and professors of different specialties.

Текст научной работы на тему «Озеленённые общественные пространства в композиции современных университетских кампусов Европы»

Озеленённое общественное пространство в композиции современных университетских кампусов Европы

Е.С.Палей, Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры», Москва

Озеленённое пространства неразрывно связаны с историей зарождения и развития университетов. Само название высшего учебного заведения - «Академия» - появилось еще в Древней Греции и произошло от названия сада. Озеленённое пространство является одним из важнейших элементов в композиции современного университетского кампуса Европы. Она объединяет университетский кампус в целостную композицию и является основным рекреационным пространством университета в тёплое время года. В статье рассмотрены различные примеры современных университетских кампусов и выявлены основные тенденции организации озеленённых пространств. Так, в современных университетских кампусах преобладают следующие композиционные типы озеленённых пространств: парк, в котором свободно размещены корпуса университета, либо парк, занимающий центральную часть кампуса, в то время как учебные корпуса располагаются вдоль его границ; озеленённый внутренний двор или система дворов; аллея - зелёная ось кампуса или система озеленённых рекреационных зон. Озеленённое пространство также может играть роль границы между университетом и городом, одновременно разделяя и соединяя их. В последние десятилетия прослеживается тенденция вывода автотранспорта за территорию университетского кампуса. Архитекторы уделяют большое внимание организации озеленённое пространства. Цель такого подхода к проектированию университетских комплексов состоит в улучшении экологической обстановки и создании гармоничной среды, способствующей общению студентов и преподавателей различных специальностей.

Ключевые слова: университетский кампус, Озеленённое пространство, парк, внутренний двор, система дворов, аллея.

Green Public Space in Composition of Modern European

University Campuses

E.S.Paley, Architectural studio «Sergey Kisselev and

Partners»

Green spaces are inseparably linked with the history of origination and development of universities. The name of high educational institution "Academy" originated in Ancient Greece, and came from the name of garden. Green spaces is one of the most important element in composition of modern university Europe campus. It unites university campus together in a single composition and is the main recreational space of university during the warm period of

the year. There are analyzed different examples of modern university campuses and there are also detected main trends of organization of public spaces. So in modern university campuses prevail the following compositional types of green spaces: a park, where university buildings are freely situated, or a park occupying central part of campus while educational buildings are located along the border of its territory, and also it may be a green inner courtyard or a system of courtyards, an alley - green axis of campus or a system of recreational green zones. Green area also may play a role of border between the university and the city, simultaneously dividing and uniting them. During the last decades, architects follow the tendency of withdrawal automobile transport out of the territory of university campuses. Architects pay great attention to the organization of green spaces. The purpose of such method of designing university complexes is in the improvement of ecology situation and creation harmonious environment, supporting communication of students and professors of different specialties.

Keywords: university campus, green space, park, inner courtyard, system of courtyards, alley.

Озеленённые пространства неразрывно связаны с историей зарождения высших учебных заведений. Само название высшего учебного заведения - «Академия» - появилось еще в Древней Греции и произошло от названия сада. По преданию, древнегреческий философ Платон (ученик Сократа) купил на северо-западной окраине Афин дом с садом. Здесь он поселился сам и основал философскую школу. «Вся близлежащая местность, где когда-то находилось святилище Афины и где остались от него 12 олив - деревьев богини, находилась под покровительством древнего героя Академа, которому эта земля была подарена якобы легендарным царем Тесеем. Афиняне называли сады, рощи и старинные гимнасии этого живописного уголка Академией. Там-то и возникла около 385 года до н.э. знаменитая философская школа Платона, просуществовавшая до самого конца античности...»1. Со временем афиняне стали называть и философскую школу, основанную Платоном, Академией, как и всю местность, где она находилась. Так, прообразом высшего учебного

1 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия: Жизнь замечательных людей // 3-е издание, испр. и доп. - М.: Молодая гвардия, 2005. - С. 25.

заведения был сад, в котором Платон прогуливался со своими учениками. Обучение проходило в форме беседы учителя с учениками.

Озеленённые пространства и в дальнейшем становились неотъемлемой частью европейских университетов, достаточно вспомнить знаменитые газоны Оксфордского и Кембриджского университетов в Великобритании (рис. 1).

Озеленённое пространство объединяет весь кампус в единый комплекс, является основным рекреационным пространством университета в тёплое время года и организующим композиционным элементом [1, с. 13]. В книге «Ландшафт кампуса. Планировка и дизайн» («Campus Landscape. Planning & Design») Майкл Херц (Michael Herz) пишет о том, что задача правильной организации современного университетского кампуса состоит в создании среды, способствующей самообразованию, а также интеллектуальному и социальному обмену информацией. Здания и ландшафт в равной степени определяют характер и качество университетского кампуса. Ландшафт создаёт пространства социального притяжения, отдыха, обмена идеями и обеспечивает цельность и единство всего комплекса [2, с. 15].

Среди европейских университетов насчитывается множество примеров, когда территория кампуса представляет из себя парк. Например, кампус Вагенингенского университета (Wageningen University & Research) в Нидерландах - это обширный парк, покрытый разветвлённой сетью пешеходных и велосипедных дорожек, в котором свободно размещены учебные корпуса, а центральное место занимает водоём. Автотранспорт выведен за территорию университета.

Однако в связи с высокой арендной платой за землю и стеснённости участков в плотной городской застройке наличие обширной озеленённой территории теперь большая редкость для университета. Например, новый кампус Университета Южной Дании (Syddansk Universitet (SDU)) в Кольдинге (Дания) получил небольшой участок под строительство в центре города на берегу реки. Чтобы сохранить рекреационную зону вдоль реки, архитекторы бюро «Хеннинг Ларсен Архитектс» (Henning Larsen Architects) разместили весь кампус в едином компактном здании треугольной формы, оставив берег не застроенным. Перед зданием университета организована площадь для проведения общественных мероприятий, переходящая в прогулочную зону вдоль реки. Рекреационное пространство предназначено не только для студентов университета, но и для жителей города.

Большой интерес представляет новый Кампус ВАЙВС Католического университета колледжа в Брюгге (Katholieke Hogeschool Brugge-Oostende Campus VIVES, Бельгия), построенный по проекту архитектурного бюро «САР Архи-тектен» (SAR architecten) в 2008 году. Под строительство кампуса был выделен участок рядом с шумной автострадой. Архитекторы разместили здание университета вдоль автострады, использовав его как шумозащитный экран.

Между зданием кампуса и магистралью расположилась автомобильная парковка, в то время как пространство с обратной стороны учебного корпуса отдано под зелёную зону и университетскую площадь. Границей между территорией университета и прилегающим жилым районом служит холм в виде амфитеатра, огибающий территорию кампуса. Холм засажен травой и является излюбленным местом отдыха студентов в тёплое время года [3].

В кампусе Университета Аалто (Аа^о-уНор1^о) в Отаниеми (Финляндия) (ранее - Политехнический институт в Отаниеми), построенном 1950-х - 1960-х годах, центральная часть отдана пешеходной зелёной зоне. В книге «Алвар Аалто» А. Гозак пишет: «Основополагающей идеей проекта учебного комплекса в Отаниеми было стремление создать наиболее благоприятные условия для нескольких тысяч студентов в непосредственном контакте с живописной природой скалистого полуострова, поросшего лесом». [4, с. 55] Главное здание кампуса было заложено на холме, где ранее находилась усадьба с небольшим парком, который был сохранён и стал частью озеленённого пространства комплекса. Так, центр кампуса - это парк, спускающийся по рельефу. Его верхнюю часть занимает площадь-форум, к которой обра-щён амфитеатр, организованный на кровле главного корпуса университета. Площадь форума продолжает естественный ландшафт. Этот же автор в книге «Алвар Аалто. Архитектура и гуманизм» пишет: «Аалто рассматривал природу не только как объективную реальность, как окружающий нас разнообразный мир, частью которого должна стать архитектура, но и как своеобразный эталон для изучения и подражания. Ведь природа может на основе одних и тех же конструкций достичь миллиардов сочетаний, каждое из которых будет представлять совершенную форму» [5, с. 9].

Примером архитектурной композиции, когда в центральной части кампуса расположен парк, также является

Рис. 1. Корпус Колледж Кристи (Corpus Christi College) Кембриджский университет (University of Cambridge). Великобритания. Фото Н.А. Карелиной

Кампус Рахелсмолен (Campus Rachelsmolen) Университета прикладных наук Фонтис (Fontys University of Applied

Рис. 2. Кампус Рахелсмолен (Campus Rachelsmolen) Университета прикладных наук Фонтис (Fontys University of Applied Sciences). Эйндховен Нидерланды. Архитектурное бюро «Мекано» («Mecanoo»). Фото архитектурного бюро «Мекано» («Mecanoo») [6]

Рис. 3. Университет Сорбонна (La Sorbonne). Париж, Франция. Фото автора

Sciences) в Эйндховене (Нидерланды), реконструированный по проекту знаменитого голландского архитектурного бюро «Мекано» («Mecanoo») в 2014 году. Здесь учебные корпуса расположены вдоль границ участка, в то время как центральную часть кампуса раньше занимала автомобильная парковка. Согласно проекту реконструкции, автомобильная парковка была перенесена к границе участка, а на её месте организована зелёная зона - «Зелёное сердце», как называют её авторы проекта. Теперь центральная часть кампуса - это парк со сложной системой пешеходных дорожек и площадей, ориентированных на главный корпус, через который осуществляется основной вход в кампус

[6] (рис. 2).

Наиболее часто встречающимся типом организации озеленённого пространства в университетском кампусе является внутренний двор - композиционный центр кампуса. Такая организация зелёного пространства восходит корнями к старинным университетам Оксфорда и Кембриджа, где покрытый газоном двор занимает центральное место в композиции университета (см. рис. 1). Однако это может быть и мощёный двор с деревьями, например, внутренние дворы Университета Барселоны (Universitat de Barcelona) с растущими там кипарисами и искусственным водоёмом посередине. Ну и конечно же, нельзя не вспомнить знаменитый дворик перед университетом Сорбонна (La Sorbonne) в Париже (Франция) с обрамляющими его деревьями и фонтаном посередине (рис. 3).

Примером необычной организации кампуса вокруг озеленённого внутреннего двора является новый Кампус Луиджи Эйнауди (Campus Luigi Einaudi) Туринского университета (Universita degli Studi di Torino) в Турине (Италия), построенный по проекту знаменитого архитектурного бюро «Фостер+Партнерс» (Foster+Partners) в 2013 году. Кампус, имеющий треугольную форму в плане, организован вокруг озеленённого круглого двора, выполняющего рекреационную функцию, и расположен на берегу реки. Основные входы в здания университета организованы со стороны двора. Согласно генеральному плану, автотранспорт выведен за территорию университета, и весь кампус представляет собой пешеходную зону. Зелёная зона начинается с внутреннего двора и далее, продолжаясь вдоль берега реки, представляет собой разветвлённую сеть пешеходных дорожек. Архитекторы назвали её «путь философа». О своём проекте авторы говорят: «Проект является современной интерпретацией монастырского дворика, образованного двумя сомкнутыми зданиями, объединёнными нависающей кровлей и организованными вокруг центрального двора»

[7] (рис. 4).

Неординарным решением внутреннего двора университетского кампуса является Магистерский учебный колледж (Teacher Training College) в Гранаде (Испания), построенный по проекту испанского архитектурного бюро «Рамон Фернандес-Алонсо» (Ramon Fernandez-Alonso) в 2012 году. В плане кампус

представляет из себя замкнутый прямоугольник, центральную часть которого занимает озеленённый двор прямоугольной же формы, покрытый газоном. На двух подземных этажах разместились парковки. На первом этаже расположены помещения секретариата и основные общественные пространства университета: вестибюли и холлы, а также столовая, библиотека, актовый и спортивный залы. Все эти помещения обращены в сторону внутреннего двора и отделены от него системой беспереплётного витражного остекления, которая создаёт ощущение единства озеленённого двора и общественных пространств. От перегрева помещения защищают консольно нависающие верхние этажи. Зелёный прямоугольник газона внутреннего двора является фокусной точкой всего кампуса. На втором и третьем этажах расположены учебные аудитории, а также кабинеты сотрудников. Кроме того, в состав комплекса входит церковь, имеющая отдельный вход.

Особенно интересно применение внутреннего двора, когда кампус имеет большую этажность и расположен в плотной городской застройке. Подобным примером является новый кампус Факультета методологии образования Университета США (FacuLty of Sciences of Education for US University, SeviLLe) в Севилье (Испания), построенный по проекту архитектурного бюро «Круз и Ортиз Аркитектос» (Cruz y Ortiz Arquitectos) в 2010 году. Здание кампуса переменной этажности (от четырёх до шести этажей) расположено в системе плотной городской застройки на участке прямоугольной формы. Согласно замыслу архитекторов, вдоль длинных сторон участка разместились четырёхэтажные учебные корпуса шириной 19,5 метров. На нижних этажах находятся спортивный зал и основные лекционные аудитории, на верхних - аудитории меньшего размера. Над учебными корпусами, под разными углами расположена структура из корпусов шириной десять метров и высотой в два этажа, в которых разместились помещения кафедр и кабинеты преподавателей. Между корпусами, в уровне первого этажа, организован внутренний двор, засаженный деревьями и проходящий насквозь через весь участок. Отсюда осуществляются основные входы в университет. Это главное рекреационное пространство в тёплое время года. Двор открыт и для жителей города. В подземном этаже под учебными корпусами расположена парковка, в то время как под двором её нет. Благодаря нависающим корпусам, тенистый внутренний двор сохраняет прохладу даже в жаркий летний день, что очень актуально для тёплого климата Испании [8] (рис. 5).

Озеленённое пространство университетского кампуса может быть решено не только как единый двор, но и как система дворов - многоцентровая структура. Ярким примером подобного решения является Свободный университет Берлина (Freie Universitat BerLin) в Берлине (Германия), построенный по проекту архитектора Ж. Кандилиса в содружестве с архитекторами А. Йосичем и Ш. Вудсом в 1963 году. Комплекс состоит из одно-двухэтажных зданий, образующих сложную многоцентровую структуру. О своём проекте Ж. Кандилис

писал: «Существо этой новой концепции заключается в том, что здание решается не как памятник архитектуры, а скорее, как средство реализации различных учебных программ» [9, с. 113]. Для данного комплекса архитекторами была разработана система стандартных конструктивных элементов, позволяющая менять внутреннюю планировку здания в зависимости от нужд учебного процесса. Внутренние дворы различаются по форме, размеру, цвету солнцезащитных ограждений, а также в них посажены различные виды растений. Все это придаёт каждому двору индивидуальный характер. Центральное место в композиции занимает двор большего размера, оборудо-

Рис. 4. Кампус Луиджи Эйнауди (Campus Luigi Einaudi) Туринского университета (Universita degli Studi di Torino). Турин, Италия. Архитектурное бюро «Фостер+Партнерс» (Foster+Partners). Фото В.А. Бабурова

Рис. 5. Кампус Факультета методологии образования Университета США в Севилье (Faculty of Sciences of Education for US University, Seville). Испания. Архитектурное бюро «Круз и Ортиз Аркитектос» (Cruzy Ortiz Arquitectos) Фото Педро Пехенауте (Pedro Pegenaute) [8]

ванный амфитеатром. В 2005 году здесь в структуре кампуса путём объединения шести дворов по проекту архитектурного бюро «Фостер+Партнерс» (Foster+Partners) было построено новое здание библиотеки, перекрытое уникальным куполом, внёсшее новые черты в сложившийся архитектурный комплекс [7; 9].

Уникальным решением озеленённого пространства кампуса, созданного как система озеленённых внутренних дворов, является новое здание Университета коммерции им. Луиджи Боккони (Universita Commerciale Luigi Bocconi) в Милане (Италия), построенное по проекту ирландского архи-

Рис. 6. Кампус Дельфтского технологического университета (Delft University of Technology (TU Delft)). Дельфт, Нидерланды. Главная аллея кампуса. Архитектурное бюро «Мекано» (Mecanoo). Фото В.В. Швецова

Рис. 7. Дельфтский технологический университет (Delft University of Technology (TU Delft)). Дельфт, Нидерланды. Здание библиотеки. Архитектурное бюро «Мекано» (Mecanoo). Фото В.В.Швецова

тектурного бюро «Грэфтон Архитектс» (Grafton Architects) в 2008 году. Под строительство был выделен участок в плотной городской застройке. Авторы приняли неординарное решение, позволившее даже в такой сложной градостроительной ситуации при высокой плотности застройки выделить пространство для озеленения. Новое здание представляет собой высокий стилобат, в котором расположены лекционные аудитории, а на кровле стилобата организована система узких озеленённых дворов, образованная корпусами, в которых разместились помещения преподавателей университета [10].

В университетских кампусах большой протяжённости зелёная зона может трактоваться как центральная ось композиции кампуса. Примером такого решения является кампус Дельфтского технологического университета (Delft University of Technology (TU Delft)) в Нидерландах. Университетский кампус был построен в шестидесятых годах XX века. Центральная зона (шириной 80 м и длиной 830 м) представляла собой парковку для автомобилей. В период с 2007 по 2009 год по проекту архитектурного бюро «Мекано» (Mecanoo) она была реконструирована и трансформирована в протяжённую аллею, проходящую через весь кампус. Напоминающий по форме молнию главный променад соединяет здания факультетов, подчёркивая многопрофильный характер университета и образуя уютные площади перед входами в учебные корпуса. В будущем здесь планируется разместить магазины, кафе, рестораны, обращённые террасами к аллее, которые наполнят её жизнью. Благодаря центральному расположению, променад, соединяя различные факультеты университета, способствует пересечению и общению студентов различных специальностей. Сеть живописных пешеходных дорожек пересекает променад, а обрамляют аллею велосипедные дорожки. Все существующие деревья были сохранены. Вдоль аллеи проложены маршруты общественного транспорта - автобусов и трамваев, имеющих три остановки на территории университета [6] (рис. 6).

Особого внимания заслуживает здание библиотеки, построенное здесь же, в кампусе Дельфтского технологического университета, в 1998 году по проекту архитектурного бюро «Мекано» (Mecanoo). По прошествии двух десятков лет после открытия знаковое здание библиотеки, ставшее сердцем университета и лицом кампуса, не перестаёт вызывать восхищение. Здание частично заглублено под землю и имеет наклонную озеленённую кровлю, являющуюся продолжением рекреационной парковой зоны и частью ландшафта. Так, засаженная травой кровля библиотеки оптимально ориентирована на вечернее солнце и является излюбленным местом отдыха студентов в тёплое время года. Конус светового фонаря обеспечивает естественное освещение читальному залу [6] (рис. 7).

Подобным же решением газона как композиционной оси кампуса является газон на эксплуатируемой кровле нового корпуса кампуса «город Декарта» (Cite Descartes) в Марн-ла-Вале (Франция), построенный по проекту французского

архитектурного бюро «Жан-Филипп Паргад Архитектс» (Jean-Philippe Pargade Architectes) в 2015 году. (Он включает несколько вузов и исследовательских центров, среди которых Университет «Париж-Восток» и Инженерная школа мостов и дорог.) Здесь также зелёная зона является композиционной осью кампуса, но, в отличие от Дельфтского технологического университета, здесь роль такой оси кампуса играет газон, расположенный на крыше учебного корпуса. Здание, имеющее волнообразную озеленённую кровлю протяженностью 200 метров, как бы вырастает из земли и, являясь продолжением рекреационной зоны, проходит зелёной волной через весь кампус.

Интересным решением озелененного пространства является новый кампус Венского экономического университета (Wirtschaftsuniversitat Wien (WU Campus)), построенный в соответствии с генеральным планом архитектурного бюро «БАСархитектур» (BUSarchitektur) & БОА офис фюр оффен-сив алеаторик (BOA office fur offensive aleatorik) в 2013 году. Библиотека и учебные корпуса университета построены по проектам всемирно известных архитектурных бюро: «Заха Ха-дид Архитектс» (Zaha Hadid Architects), «КРАБ Студио» (CRAB Studio), «Студия Карме Пинос» (Estudio Carme Pino's), «Ателье Хитоши Абе» (Atelier Hitoshi Abe), «Но Мад Аркитектос» (No. mad Arquitectos) и «БАСархитектур» (BUSarchitektur). Под строительство кампуса был выделен протяжённый участок около городского парка. План кампуса представляет собой извивающийся променад, вдоль которого расположены учебные корпуса. Газон обрамляет территорию университета, обозначая границу кампуса, объединяя корпуса в единую композицию, и заходит на его территорию зелёными клиньями, образующими рекреационные зоны. Примечательно, что газон одновременно и отделяет территорию кампуса от городского парка «Пратер» и в то же время является связующим звеном между парком и кампусом. Вдоль променада высажены группы деревьев, и через несколько лет он превратится в тенистую аллею. На территории кампуса организовано несколько зелёных зон, каждая из которых решена в своём уникальном неповторимом стиле и имеет индивидуальный характер, назначение и философию. Новый кампус Венского экономического университета является образцом уникального садово-паркового искусства. Для каждой площади и рекреационной зоны подобраны индивидуальные системы озеленения и малые формы: скамейки, фонари, рисунок и материал покрытия. Здесь даже есть искусственный водоём, по берегам которого разместились столики уличного кафе. Также в комплексе активно используется озеленение эксплуатируемых кровель, где созданы камерные дворы [11] (рис. 8).

Итак, озеленённое пространство неразрывно связано с историей зарождения и развития университетов. В современной интерпретации озеленённое пространство является одним из важнейших композиционных элементов, представляющим собой основное рекреационное пространство университета в теплое время года и объединяющим

университетский кампус в единый комплекс. Её размер и характер определяются размером всего кампуса, плотностью застройки и спецификой окружения.

Проанализировав приведённые выше примеры, можно выделить следующие типы озеленённых пространств, наиболее часто применяемые в современных университетских кампусах Европы:

- парк, в котором свободно размещены корпуса университета;

- парк, заключённый внутри кампуса, в то время как учебные корпуса располагаются вдоль границ участка;

- озеленённый внутренний двор или система дворов;

- аллея, зелёная ось кампуса;

- система озеленённых рекреационных зон;

- граница между университетом и городом.

Рис. 8. Новый кампус Венского экономического университета. (Wirtschaftsuniversitat Wien (WU Campus)). Вена, Австрия. Авторы генерального плана, здания факультета D1 и образовательного центра и проекта благоустройства архитектурное бюро БАСархитектур (BUSarchitektur) & БОА офис фюр оффенсив алеаторик (BOA office fur offensive aleatorik). Автор здания библиотеки и учебного центра архитектурного бюро «Заха Хадид Архитектс» (Zaha Hadid Architects). Фото автора

Архитектура университетов не стоит на месте. Так, сегодня старые университетские комплексы реконструируются с целью приспособления под новые нужды учебного процесса, а также улучшения экологической обстановки. В последние десятилетия прослеживается тенденция вывода автотранспорта за территорию университетского кампуса. Архитекторы уделяют большое внимание организации озеленённого пространства. Цель такого подхода к проектированию учебных комплексов состоит в улучшении экологической обстановки и создании гармоничной среды, способствующей общению студентов и преподавателей различных специальностей.

Литература

1. Ojeda O.R. Campus & Community. Moore Ruble Yudell. Architecture & planning / Oscar Riera Ojeda, James Mary O'Connor, Wendy Kohn. - Rockport, Massachusetts: Rockport Publishers, 1997. - 224 с.

2. HerzM. Campus Landscape. Planning & Design / Edited by Michael Herz. Translated by Chang Wenxin - Hong Kong: Design Media Publishing Limited, 2013. - 272 с.

3. Bosschem J. KHBO Campus Bruges. A Dream. An Architecture. An Impression. / Johan Bosschem, Christine Deboosere - Ghent: Snoeck Publishers, 2008. - 180 с.

4. Гозак А. Алвар Аалто / А. П. Гозак - М.: Стройиздат, 1976. - 175 с.

5. Алвар Аалто. Архитектура и гуманизм / Сборник статей. Перевод с финского, английского, французского и немецкого под редакцией А. Гозака - М.: Прогресс, 1978. - 221 с.

6. Mecanoo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mecanoo.nl/ (дата обращения: 20.05.2017).

7. Foster+Partners [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fosterandpartners.com/projects (дата обращения: 20.05.2017).

8. Faculty of Sciences of Education for US University, Seville // Cruz y Ortiz Arquitectos [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cruzyortiz.com/portfolio/faculty-of-sciences-of-education-for-us-university/ (дата обращения: 20.05.2017).

9. КандилисЖ. Стать архитектором / Ж. Кандилис; перевод с французского Ж.С. Розенбаум. - М.: Стройиздат, 1979.

- 271 с. - С. 108-113.

10. Universita Luigi Bocconi. School of Economics, Milan, Italy // Grafton Architects [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.graftonarchitects.ie/Universita-Luigi-Bocconi (дата обращения: 20.05.2017).

11. Spinadel L.P. Campus WU. A Holistic History by BUSarchitektur / Laura P. Spinadel - Vienna: BOA buro fur offensive aleatorik, 2013. - 374 с.

Literatura

4. GozakA. Alvar Aalto / A. P. Gozak - M.: Strojizdat, 1976. - 175 s.

5. Alvar Aalto. Arhitektura i gumanizm / Sbornik statej. Perevod s finskogo, anglijskogo, frantsuzskogo i nemetskogo pod redaktsiej A. Gozaka - M.: Progress, 1978. - 221s.

9. Kandilis Zh. Stat' arhitektorom / Zh. Kandilis; perevod s frantsuzskogo Zh.S. Rozenbaum. - M.: Strojizdat, 1979. - 271 s.

- S. 108-113.

Палей Екатерина Сергеевна (Москва). Соискатель МАРХИ. Ведущий архитектор ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселёв и Партнеры». Сфера научных интересов: современные университетские кампусы Европы. Автор 5 публикаций. Тел./ факс: 8 (495) 660-96-63. E-mail: ekpaley@gmail.com.

Paley Ekaterina Sergeevna (Moscow). Applikant of the Moscow Architectural Institute (MArchI). Leading architect of LLC «Architectural studio «Sergey Kisselev and Partners». Sphere of scientific interests: modern university campuses in Europe. Author of 5 publications. Phone/fax: +7 (495) 660-96-63. E-mail: ekpaley@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.