Научная статья на тему 'Университетский кампус как пространство социального взаимодействия (на примерах современных кампусов зарубежья)'

Университетский кампус как пространство социального взаимодействия (на примерах современных кампусов зарубежья) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6784
1114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС / UNIVERSITY CAMPUS / СТУДЕНЧЕСКИЙ ГОРОДОК / ОТКРЫТЫЕ ПЕШЕХОДНЫЕ ПРОСТРАНСТВА / OPEN PEDESTRIAN AREAS / КОНЦЕПЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА / CONCEPTS OF UNIVERSITY COMPLEX / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL COLLABORATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / STUDENT QUARTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дагданова И. Б.

В статье затрагиваются вопросы, связанные со строительством современных университетских кампусов, проектных стратегий в достижении лучшего качества образования, условий для гармонического развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дагданова И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University campus as the area of sociable collaboration (at the examples of modern foreign campuses)

In the article we tackle upon the questions connected with the building modern university campuses, project strategies in the achievement of the better quality of education, conditions for the harmonious development of a personality.

Текст научной работы на тему «Университетский кампус как пространство социального взаимодействия (на примерах современных кампусов зарубежья)»

АРХИТЕКТУРА. ДИЗАЙН

УДК 720.021

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС КАК ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (на примерах современных кампусов зарубежья)

И.Б. Дагданова

В статье затрагиваются вопросы, связанные со строительством современных университетских кампусов, проектных стратегий в достижении лучшего качества образования, условий для гармонического развития личности.

Ключевые слова: университетский кампус; студенческий городок; открытые пешеходные пространства; концепции университетского комплекса; социальное взаимодействие; студенты.

UNIVERSITY CAMPUS AS THE AREA OF SOCIABLE COLLABORATION (AT THE EXAMPLES OF MODERN FOREIGN CAMPUSES)

I.B. Dagdanova

In the article we tackle upon the questions connected with the building modern university campuses, project strategies in the achievement of the better quality of education, conditions for the harmonious development of a personality.

Key words: university campus; student quarter; open pedestrian areas; concepts of university complex; social collaboration; students.

Университетский кампус - студенческий городок - объект, включающий учебные, научно-лабораторные корпуса, жилые помещения для студентов, библиотеки, столовые, инфраструктуру - здания и сооружения, объединенные общей главной функцией. Примеры успешных кампусов в Австрии, Германии, Италии, Гонконге, Южной Корее выявляют существующие тенденции в проектировании и строительстве современных студенческих городков. Успешные университетские кампусы имеют узнаваемый образ, визуальный имидж, определенный брэнд. В таких кампусах особое значение придается общественным открытым пешеходным пространствам, играющим роль «знакового формирующего пространства». Это могут быть: основное пространство в виде площади как места социальных взаимодействий, в виде группы площадей в окружении типологически сходных объектов, подчиненных единой архитектурно-планировочной, композиционной идее. Это могут быть рекреационные территории: парки, «зеленые» кулуары с особой комфортной атмосферой для отдыха и занятий. Это могут быть коммуникационные пространства, обеспечивающие короткие связи для пешеходной доступности всех объектов кампуса. Особое значение представляют «центральные пространства», создающие имидж университета, развивающие у студентов и преподавателей чувство «единства и идентичности». «Центральные пространства» - это места для публичных мероприятий: сборов, выступлений, проведения общеуниверситетских праздничных торжеств. Основное пространство кампуса создает атмосферу для общения, взаимодействия людей. Современная практика строительства университетских кампусов убеждает в том, что «продуманная пространственная организация кампуса имеет, быть может, даже более важное значение для полноценного и эффективного функционирования университетского кампуса, чем архитектурные и функциональные качества его отдельных объектов» [1]. Другие характерные качества, отличающие современные университеты, - это интернационализм, инновации, разнообразие,

обеспечение экологического равновесия, безбарьерная доступность - общие характеристики, точно соответствующие концепции университетского комплекса. Максимально используются ландшафтные особенности участка строительства, особенности климата. Например, вокруг кампуса Туринского университета, возведенного на берегу реки Доры в Италии (арх. Норман Фостер), проложен «Путь философа» - прогулочный маршрут, включенный в развитую сеть пешеходных дорожек, связывающих здания университета с благоустроенной набережной и остановками общественного транспорта. Внутреннее пространство университетского комплекса использовано для создания главной круглой площади, вокруг которой размещаются учебные и другие корпуса с самостоятельными входами. Живописные пешеходные пространства большой площади, ее форма, сквозные проходы между отдельными зданиями создают узнаваемые пространственные связи, идентифицирующие студентов с Туринским университетским кампусом (рис. 1, 2,).

Рис. 1. Кампус Туринского университета. Верхнее фото - общий вид. Справа - река Нижнее фото - план входного уровня

Рис. 2. Кампус Туринского университета. Центральное открытое пространство

Одним из удачных примеров современного университетского городка можно назвать новый кампус Венского Экономического Университета, иллюстрирующий новейшие тенденции и идеи по созданию «открытой, вдохновляющей и социальной среды» обучения (открытие состоялось в 2013 году). Со строительством нового кампуса в Вене (рис. 3), район Leopoldstadt, где он расположен, получил мощный импульс для дальнейшего развития, совпадающего со стратегиями экономического роста города. Совсем рядом - большая зеленая территория городского парка развлечений Пратер, станции метро, трамвая и автобусов.

Рис. 3. Новый кампус Венского университета экономики. Вид со стороны парка Пратер На переднем плане - учебные корпуса. Арх. Хитоши Абэ

Градостроительное решение кампуса экономического университета позволяет решить проблему удачного взаимодействия с городской средой, кампус «открыт» для города: его объектами могут пользоваться жители района. Кроме объектов учебного и научного профиля в составе кампуса размещены магазины - книжные и продуктовый, кафе, пекарня, ресторан, детский сад, столовая, спортивные комплексы. Территория кампуса не огорожена, лишь по периметру высажены деревья. Городскую территорию с кампусом связывают открытые входные зоны. По соседству построены и продолжают строиться объекты, увеличивающие значимость территории для развития города.

Новый кампус Венского университета экономики представляет собой единое пространство, объединяющее учебные, административные, общественные здания университета (рис. 4).

Рис. 4. Центральное пространство, объединяющее университетские здания. Слева - вид на преподавательский центр, справа - учебный центр

Планировочная структура кампуса вместе с архитектурой зданий, образующих комплекс, погружает в атмосферу молодежной интеллектуальной среды, приближаясь к модели современного университета. Центральное пространство - основная композиционная пешеходная ось, открытое общедоступное пространство, соединяющее все здания научно-образовательного комплекса между собой (рис. 5). Эта идея характерна для большинства современных успешных кампусов [5].

В будущем эта протяженная озелененная территория приобретет качества ландшафтного парка с множеством кулуаров, зон, общественных пространств - площадей для приятного общения, занятий, встреч. Сегодня территория засажена более чем 200 молодыми деревьями, кустарниками, разбиты газоны. Имиджевая зона - площадь перед зданием Библиотеки и Учебного Центра и непосредственно само здание привлекающей взгляд авангардной архитектуры.

Рис. 5. Основная пешеходная ось кампуса. Справа - консольный объем библиотеки (арх. Заха Хадид), на заднем плане - учебные корпуса (арх. Питер Кук)

Авторы проектов и руководство университета полагали, что наличие визуального имиджа может стать одним из факторов успеха кампуса. Художественно выразительная среда научно-образовательного комплекса обостряет эстетическое восприятие студентами окружающего мира, создает атмосферу, развивающую у них чувство общности и единения (рис. 5, 6а, 6б).

Рис. 6а. Элементы среды и благоустройства общественного пространства

Рис. 6б. Элементы среды и благоустройства общественного пространства

Кампус был разработан в соответствии с общемировыми тенденциями в области экономии природных ресурсов: для собственного потребления должна использоваться геотермальная энергия подземных вод. Также территория городка доступна и удобна для людей с ограниченными физическими возможностями.

Основные здания кампуса Венского университета экономики - Центральное здание с библиотекой и учебным центром, главный учебный корпус, студенческий центр, преподавательский центр, блоки администрации и управления, жилые дома. К проектированию отдельных объектов были привлечены именитые архитекторы, такие как Заха Хадид, Питер Кук, Хитоши Абе и Карме Пинос.

Ш** _____ -ш-.. .....Штштт

Рис. 7. Схема генерального плана кампуса. Вдоль продольной оси участка - центральное пешеходное пространство с кулуарами для общения, отдыха, большим водоемом. На поперечной оси участка разместилось большое здание библиотеки и центра знаний; в левой половине - учебные корпуса, административный блок, академия управления; в правой половине - учебные корпуса, студенческий

и преподавательский центры

В учебных аудиториях и конференц-залах разной вместимости (на 30, 60, 120, 180 мест) создана комфортная и приятная атмосфера для учебы. Новейшее программное обеспечение компьютерных классов, оснащенность учебных помещений смарт- и/или белыми

досками для лучшей видимости с любого места, библиотека с огромным фондом литературы обеспечивают высокое качество обучения. В университете развиты многочисленные сервисные подразделения для студентов: студенческий союз, IT-обслуживание, центр языковых ресурсов, международное бюро, карьерный центр, терминалы самообслуживания, онлайн-консультации. На территории предусмотрены парковочные места для велосипедов вместимостью до 850 единиц, подземная парковка на 411 мест. Проживание предоставляется на территории кампуса либо в съемном жилье.

Библиотека и Центр знаний (LLC, автор - архитектор Заха Хадид). Крупное здание с видом на парк Пратер - это смысловой и композиционный акцент всего комплекса, располагается перед центральной входной зоной на территорию кампуса (рис. 8). Учебные и научные корпуса различных факультетов, другие здания рассредоточены по обеим сторонам от главного здания. По словам ректора университета, «именно этот проект достоин воплощения, ведь учебный центр и библиотека должны стать большим, чем просто местом хранения книг - это здание для исследования, работы, концентрации и общения. И именно Захе Хадиду удалось совместить все ключевые функции в своем проекте».

Рис. 8. Библиотека и Центр знаний (арх. Заха Хадид). За панорамным остеклением верхнего объема - читальный зал с видом на зеленый парк

Панорамное остекление в читальном зале библиотеки, в консольно выступающем верхнем объеме здания ориентирует внутреннее пространство в сторону парка, наполняя зал воздухом и светом. В здании располагаются классные комнаты, кабинеты преподавателей, зрительный зал, лекционные аудитории, кафе. Нижний этаж занимают просторный холл для отдыха, помещения для самостоятельных занятий, центр занятости для выпускников, залы торжественных мероприятий, книжный магазин, копировальный центр и т. д.

Остекленные вестибюль и атриум, раскрываясь в сторону открытой площади, визуально образуют ее продолжение.

Здание факультета права и администрации (арх. Питер Кук) университета длиной около 200 метров вытянулось вдоль парка. В отличие от других сооружений комплекса, решенных в строгой черно-белой цветовой гамме, это здание представляет собой группу из пластичных объемов, все фасады которых «украшены» деревянными жалюзи из не-обструганных досок, покрашенных в яркие красный, оранжевый и желтый цвета. Сложный рисунок плана здания создает ряд камерных общественных пространств: небольшие площади, кулуары и террасы, так необходимые для коммуникаций в студенческой среде (рис 5).

Генплан развития территории (рис. 7) площадью около 10 га разработало венское бюро В^агЛйекШг. При планировке нового кампуса Венского Экономического Университета архитекторы поставили цель создания среды, интегрированной в городское пространство, в культуру современного общества. Новые образные выражения пространств, разнообразие форм, размеров и их сочетаний способствуют социальным контактам, взаимодействию студентов, преподавателей и горожан, а также стимулируют интеллектуальную активность студентов.

Опыт создания первого в нашей стране университетского городка с инфраструктурой мирового уровня прослеживается на примере проведения международного конкурса проекта планировки кампуса НИТУ «МИСиС» (Московский институт стали и сплавов), планировка которого отвечала бы самым высоким требованиям. Основная идея подмосковного кампуса: открытость, «самосознание, инновационность, функциональность и экономичность». Победил «счастливый, здоровый, зеленый, вдохновляющий» проект голландского архитектурного бюро Месапоо. На территории площадью 100 га южнее московского района Южное Бутово должны появиться учебные корпуса, исследовательские институты, студенческие общежития, библиотека, спортивные комплексы, кинотеатр, кафе, магазины, жилые дома для 10 тыс. студентов и 3 тыс. преподавателей. Архитекторы использовали уникальные ландшафтные особенности: лес, озеро, поэтому «зеленая» тема стала ведущей. Основные пространства кампуса - это парковые рекреационные пространства и уютные зеленые дворики у общежитий. Использование эффективных материалов для наружных стен, термального тепла и систем сбора и рециркуляции дождевой воды обеспечивает экологические концепции проекта.

Проекты современных кампусов объединяет проработанная концепция устойчивого развития, которую составляют не только архитектурные и технологические аспекты, но и социальные. Можно перечислить общие принципы проектирования и строительства кампусов. Это - ясно читаемая единая композиционная структура научно-образовательного комплекса с обязательным доминирующим общественным открытым пешеходным пространством, выразительный архитектурно-пространственный облик, принцип открытости, прозрачности и коммуникации, создание единой социальной общности. Принцип многообразия общественных пространств, в том числе и внутри зданий, когда учебные помещения, разнообразие рекреаций, места для комфортного общения и уединенных занятий обеспечивают условия для гармонического развития личности.

Большинство проектов иллюстрирует тенденцию использования энергосберегающих технологий, заметно снижающих эксплуатационные затраты студенческих комплексов. Интересно предложение организаторов конкурса студенческих идей UniGestalten. Студентам немецких вузов предложили прислать собственные идеи и проекты, которые позволили бы повысить комфортность жизни в кампусе. Одна из идей - BonusBike была реализована: в перерывах между лекциями все желающие могут крутить педали, производя при этом «зеленую» электроэнергию. За такие физические упражнения студентам даются бонусы. После 20 минут на велотренажере они получают 20-процентную скидку в университетском кафе, а после 40 минут - бесплатный обед. Студенты же предложили «зеленую» идею: каждый выпускник должен посадить дерево.

В Иркутском государственном техническом университете в декабре 2014 года был проведен конкурс студенческих проектов на тему «Реконструкция студенческого городка - Кампуса ИрГТУ». Студенческие проекты продемонстрировали желание студентов учиться и жить в композиционно организованной среде, обеспечивающей не только бытовой комфорт, но и стремление к более многообразному общению в зеленых дворах, парках и бульварах, на спортивных площадках, благоустроенной набережной реки, в студенческих центрах. В качестве одного из примеров хочется привести проект, выполненный студентами 4 курса архитектурного факультета ИАС (рис. 9, 10), в котором основная идея заключается в создании градостроительных пересекающихся осей.

На пересечении протяженного общественного пешеходного пространства вдоль учебной и жилой студенческой зон (рис. 10б) и зеленого бульвара от ул. Лермонтова до выхода к Ангаре (ул. Игошина, рис. 10а) предлагается возвести новый 20-этажный административно-учебный блок с главным входом в университет. Башня-доминанта как надстроенная часть корпуса «Ж» здания ИрГТУ объединяет собой учебные корпуса, реконструируемое здание технопарка и общежития. Акцент на перенос главного входа в университет на площадь как часть общественного пространства комплекса имеет смысловое, композиционное и функциональное значение. Большая площадь необходима для проведения общеуниверситетских праздничных мероприятий, выставок студенческих работ, особенно студентов творческих специальностей, возможных зрелищ. С этой же площади организованы главный вход в обновленное здание технопарка, проходы к стадиону. Существующее здание университета с новым высотным блоком, здание технопарка и общежития соединяются воздушными переходами.

Создано основное пространство кампуса, вдоль которого размещаются учебные, научно-лабораторные блоки, студенческие общественные центры, развитая спортивная зона и другие объекты. Блок творческих мастерских, соединенный с корпусом «Г», в градостроительном плане играет роль «узла», отправной точкой этого вытянутого с севера на юг пространства. В жилой зоне оно становится более живописным, к нему примыкают зеленые дворы квартала общежитий, аллеи, зеленые кулуары, небольшие площади перед зданиями многофункциональных общественных студенческих центров. Напротив зоны общежитий на этой продольной оси проектом предлагается размещение различных спортивных открытых площадок. Эта центральная ось в будущем может дать кампусу дополнительную связь с городом, она «стреляет» в сторону Академгородка, предоставив выход к новым Областной и Научно-технической библиотекам. Часть ул. Игошина, примыкающая к ул. Лермонтова, превращается в зеленый карман, небольшой парк. В сторону Ангары улица формируется как бульвар, ведущий к благоустроенной набережной, с градостроительным ориентиром - 12-14-этажным зданием нового общежития в районе набережной. Зеленый бульвар заканчивается площадками для отдыха и созерцания панорамы реки и центра города. Набережная представляет собой зеленый парк для пеших и велосипедных прогулок, отдыха, занятий бегом, и т. д.

Проектом предлагается расширение учебных, рабочих и жилых площадей в кампусе. Надстроенные объемы существующих зданий, строительство новых, соответствующее оборудование позволят значительно улучшить качество образования, социальные связи, повысить комфорт проживания преподавателей, студентов в общежитиях.

Приведенный студенческий проект иллюстрирует понимание студентами проблем, существующих на сегодняшний день в ИрГТУ в плане организации полноценной среды для общения, социального взаимодействия, учебы, отдыха.

Рис. 9. Проект реконструкции территории кампуса ИрГТУ и общежитий. Макет - вид сверху. Белым цветом обозначены реконструируемые объекты: слева - университет, справа - квартал общежитий. Главный вход в университет перенесен на большую площадь между зданиями ИрГТУ, технопарка и стадионом. Выполнили студенты гр. Арб-11-2 ИАС Т. Ханхараева, Т. Латыпова, Е. Андреева, А. Родченкова. Руководители доцент И.Б. Дагданова, преп. М.Б. Хадеев

Рис. 10а, 10б. Фотографии с макета. Слева - композиционная ось (ул. Игошина) с выходом к реке; справа - ось - зеленое пешеходное пространство вдоль учебной и жилой зон с развитым студенческим

центром

Композиционная организация внутреннего пространства территории кампуса Ир-ГТУ, устройство универсальной площади перед новым главным входом в университет, зеленые дворы, бульвары, парки, модернизация существующих зданий - основные архитектурно-планировочные приемы, создающие атмосферу современного университетского городка.

Статья поступила 17.02.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пучков М.В. Архитектура университетских комплексов. Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2010.

2. Пучков М.В. Образовательные оффшоры // Архитектурный вестник УралНИИ-проект РААСН. 2010. № 3.

3. http://archvuz.ru/2012_2/3

4. http:// archi.ru/projects/world/533 0/kampus-venskogo-ekonomicheskogo-universiteta

5. Низамутдинова З.Ф., Большаков А.Г. Кампус - зеленый остров науки // Сборник доступное и комфортное жилье: проблемы, поиск, решения. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2012. С. 77-78.

6. Козлова Л.В. Границы как метод оживления городского пространства // Вестник ИрГТУ. 2014. № 6 (89).С.117-122.

Информация об авторе

Дагданова Ирина Баторовна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: 89148874614; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Dagdanova I.B., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89148874614; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 711.553.12/656.211

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ УЗЛОВ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА НА ПРИМЕРЕ Г. ВЕНЫ

А.Ю. Михайлов, Т.А. Копылова

Раскрыто понятие классификации интермодальных узлов. Определены пять классов транспортно-пересадочных узлов. Выделены элементы пересадок и характеристики, влияющие на качество пересадки с одного вида транспорта на другой. Характеристики систематизированы в табличную форму.

Ключевые слова: «бесшовная» транспортная система; U-bah; S-bahn; классификация транспортно-пересадочных узлов; ParkandRide - перехватывающая парковка.

CLASSIFYING CHARACTERISTICS OF INTERMODAL CONNECTIONS OF CITY PUBLIC TRANSPORT AT THE EXAMPLE OF VIENNA

A.Iu. Mikhailov, T.A. Kopylova

We revealed the term of classification of intermodal connections. We defined five classes of transport and stop over connections. We structured the elements of stop overs and characteristics which influence the quality of this stop over from one means of transport to another. Characteristics are systematized into the table.

Key words: «smooth» transport system; U-bah; S-bahn; classification of transport and stop over connections, ParkandRide - intercept parking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.