Научная статья на тему 'Обновление архитектурно-градостроительной типологии университетских кампусов в России'

Обновление архитектурно-градостроительной типологии университетских кампусов в России Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2164
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС / НОВАЯ ТИПОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / UNIVERSITY CAMPUS / NEW TYPOLOGY / AN EDUCATIONAL CLUSTER / AN ARCHITECTURAL AND TOWN-PLANNING MODEL

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зобова Марина Геннадьевна

Кампус это архитектурно-градостроительный комплекс, объединенный общей глобальной функцией науки и образования. на основе анализа основных социально-экономических, градостроительных, функционально-планировочных и композиционных недостатков существующей российской типологии университетских кампусов автором предложена новая типология данных объектов выделено два основных типа кампусов: интегрированный и автономный. интегрированный кампус территория высшего учебного заведения, интегрированная в образовательный кластер. образовательный кластер это система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки. автономный кампус представляет собой обособленную территорию с собственной инфраструктурой, принадлежащую определенному высшему учебному заведению. автономный кампус это студенческий городок, отвечающий современным стандартам, включающий учебную, научно-практическую, жилую, спортивную, торгово-развлекательную, рекреационную, инженерно-техническую, хозяйственную и другие зоны. обозначены основные аспекты и современные концепции проектирования университетских кампусов: новая территория, обеспеченная ресурсами; единая концепция устойчивого развития; оптимальная функциональнопланировочная концепция; укрепление социальной общности с помощью создания коммуникативных зон; использование возобновляемых источников энергии и прочих ресурсосберегающих технологий; развитие по единой композиционной схеме; единый архитектурно-пространственый облик; технологическая, социальная безопасность и безбарьерная среда. Функциональнопланировочные составляющие, баланс зон и компоновочные схемы представлены в виде схем и таблиц. автором предложена теоретическая архитектурно-градостроительная модель университетского кампуса нового типа. предложенные типология и архитектурно-градостроительная модель могут быть использованы для проектирования и развития университетских кампусов в условиях нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the main social and economic, urban planning, functional planning, and compositional shortcomings of the existing Russian typology of University campuses. The campus is an architectural and urban complex, united with a common global function of science and education. The author proposes a new typology of these objects. Two main types of campuses are allocated: an integrated type and an independent type. An integrated campus is an area of a higher education institution which is integrated in an educational cluster (research and education, innovation and education, etc.). An educational cluster is a system of learning, peer learning and tools for selflearning in the innovative chain: science-technology-business, based primarily on horizontal relationships within this chain. An autonomous campus is a separate territory with its own infrastructure belonging to a particular higher educational institution. An autonomous campus is a campus that meets modern standards, including training, research and practice, residential, sports, shopping, recreation, engineering, economic and other areas. The key aspects and actual concepts of University campus design are outlined: a new territory which is supplied with resources; a unified concept of sustainable development; optimal functional planning concept; strengthening of social community by creating communicative areas; the use of renewable energy and other resource-saving technologies; development of a unified compositional scheme; a single architectural and spatial appearance; technological, social security and barrier-free environment. Functional planning components, balanced zones, layout and spatial framework are presented in the form of charts and tables. The author proposes a theoretical architectural model of a University campus of a new type. The proposed typology and architectural and town-planning model can be used for the design and development of University campuses in our country.

Текст научной работы на тему «Обновление архитектурно-градостроительной типологии университетских кампусов в России»

УДК 727.3

Зобова М.Г.

Самарский государственный архитектурно-строительный университет Е-mail: zobova_sdc@mail.ru

ОБНОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ТИПОЛОГИИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КАМПУСОВ В РОССИИ

Кампус - это архитектурно-градостроительный комплекс, объединенный общей глобальной функцией науки и образования. На основе анализа основных социально-экономических, градостроительных, функционально-планировочных и композиционных недостатков существующей российской типологии университетских кампусов автором предложена новая типология данных объектов - выделено два основных типа кампусов: интегрированный и автономный. Интегрированный кампус - территория высшего учебного заведения, интегрированная в образовательный кластер. Образовательный кластер - это система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки. Автономный кампус представляет собой обособленную территорию с собственной инфраструктурой, принадлежащую определенному высшему учебному заведению. Автономный кампус - это студенческий городок, отвечающий современным стандартам, включающий учебную, научно-практическую, жилую, спортивную, торгово-развлекательную, рекреационную, инженерно-техническую, хозяйственную и другие зоны. Обозначены основные аспекты и современные концепции проектирования университетских кампусов: новая территория, обеспеченная ресурсами; единая концепция устойчивого развития; оптимальная функционально-планировочная концепция; укрепление социальной общности с помощью создания коммуникативных зон; использование возобновляемых источников энергии и прочих ресурсосберегающих технологий; развитие по единой композиционной схеме; единый архитектурно-пространственый облик; технологическая, социальная безопасность и безбарьерная среда. Функционально-планировочные составляющие, баланс зон и компоновочные схемы представлены в виде схем и таблиц. Автором предложена теоретическая архитектурно-градостроительная модель университетского кампуса нового типа. Предложенные типология и архитектурно-градостроительная модель могут быть использованы для проектирования и развития университетских кампусов в условиях нашей страны.

Ключевые слова: университетский кампус, новая типология, образовательный кластер, архитектурно-градостроительная модель.

Кампус (лат. campus) - университетский городок, включающий, как правило, учебные помещения, научно-исследовательские институты, жилые помещения для студентов, библиотеки, аудитории, столовые и т. д. [1]. Кампус - это архитектурно-градостроительный комплекс, объединенный общей глобальной функцией [2]. В общем виде все российские университетские кампусы можно разделить на два типа: распределенный кампус - совокупность университетских объектов, рассредоточенных или рассеянных в городской среде; локальный кампус - единый комплекс высокой плотности в городской застройке или единый комплекс более низкой плотности в пригородной зоне [3].

Архитектурно-градостроительный анализ российских университетских кампусов выявляет целый ряд их отличий от наиболее удачных зарубежных аналогов. Наиболее важными являются отличия социально-экономического характера. Университетские кампусы нерационально расположены, невысок уровень материально-технического оснащения, недостаточно комфортны условия проживания в общежитиях, ограничен спектр основных и дополнительных услуг, характерен моральный и физический из-

нос зданий, практически нигде не используются ресурсосберегающие технологии.

Отличия градостроительного характера заключаются в дробности и невзаимосвязанности сети университетских кампусов, в отсутствии их кластерности, в неравномерном распределении объектов по территории города, в ограничении связи с рекреационным ресурсом. Пространство большинства кампусов (земельный ресурс) используется не полностью, а сам объект не связан с городской тканью и каркасом. В некоторых объектах не соблюдаются санитарно-защитные разрывы. У многих кампусов не организована пешеходно-транспортная доступность, существует дефицит парковочных площадей, и отсутствуют территориальные резервы для дальнейшего развития.

Отличия функционально-планировочного характера заключаются в том, что российские кампусы в основном сформированы корпусами по типовым проектам, большинство из которых испытывает проблемы с хозяйственно-административными блоками и инженерно-технической частью, не развита инфраструктура дополнительного сервиса, и практически везде отсутствуют в составе кам-

пуса «стартап» площадки. Учебные и жилые корпуса разобщены. Нередко под учебные и жилые функции приспосабливают другие здания, в которых трудно организовать учебный процесс и жизнь студентов. У большинства объектов не выявлена иерархии пространств, не продумана условно-знаковая система ориентации в пространстве и система информирования. Основная часть корпусов имеет коридорный тип и маршрут движения через все функциональные зоны. Некомфортабельно решены пространства общежитий и учебных корпусов. Значительным недостатком является несоответствие конструктивно-планировочных характеристик объемно-пространственных элементов современным требованиям к графикам передвижения студентов, преподавателей и персонала. В большей части кампусов отсутствуют условия для людей с ограниченными возможностями, а также благоустроенные рекреационные зоны ограниченного пользования для отдыха студентов и преподавателей.

Отличия композиционного характера проявляются в отсутствии устойчивости развития архитектуры университетского кампуса и невозможности его формального обновления с течением времени. Существующие пространственные решения кампусов зачастую не соответствуют требованиям конструктивной безопасности. Основным отличием российских кампусов является обыденность, монотонность, иногда депрессивность архитектурного облика и полное отсутствие семиотического аспекта. При строительстве кампусов практически не применяются передовые инженерно-конструктивные решения, в архитектуру зданий не закладываются ресурсосберегающие технологии. Многие сооружения имеют нерациональную форму и из-за этого нерационально расходуют энергию (длинные темные эксплуатируемые коридоры - как следствие, много неосвещенного пространства) [4].

В настоящее время в России складываются некие новые типы университетских кампусов, зачастую перепрофилированные из старых типов. Созданные под влиянием социально-экономических обстоятельств они не в полной мере отвечают предъявляемым к ним требованиям. Рост потребности в обучении и образовании населения, социально-экономические изменения в стране, освоение новых территорий и рост городов создают предпосылки упорядочения сети данных объектов. Такое упорядочение имеет целью превращение существующих университетских кампусов в целесообразно органи-

зованные системы. Для дальнейшего социально и экономически эффективного развития сети университетских кампусов России требуется обновление архитектурно-градостроительной типологии данных объектов [5].

На основании теоретических исследований и практических разработок предлагается новая типология университетских кампусов, исходя из социально-экономических, градостроительных, функционально-планировочных и объемно-пространственных признаков.

Интегрированный кампус - территория высшего учебного заведения, интегрированная в образовательный кластер (научно-образовательный, инновационно-образовательный и т. д.). Образовательный кластер - это система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [6]. Построение образовательного кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной (территориальной, функциональной) зоны бизнес-проекты в конкретной образовательной области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых технологий, методик, интеллектуальных продуктов и подготовку производства этих продуктов. Мировая практика свидетельствует о том, что национальные инновационные системы нельзя построить без установления и развития сотрудничества между вузами, исследовательскими центрами, органами государственной власти и местного самоуправления, институциональными инвесторами [7]. Связь университетского кампуса с кластером основана на следующих архитектурно-градостроительных признаках: градостроительная целостность территории, общая инженерная, транспортная и социальная инфраструктура, общая материально-техническая база, пространственное и стилевое разнообразие, фрактальная структура. Для интегрированного кампуса характерно автономное размещение по отношению к городу, желательно в природной среде и обязательно с использованием свободной планировки [8]. В кампусах данного типа присутствует социальная дифференциация жилых зон для различных категорий резидентов. Жилая зона представлена коттеджами, блокированными и секционными зданиями с гибким и разнообразным планировочным решением жилых ячеек. Вместимость всего кластера с интегрированным типом университетского кампуса может

Зобова М.Г.

Обновление архитектурно-градостроительной типологии...

достигать 220 тыс. чел. Площадь территории может достигать 1000 га.

Автономный кампус - обособленная территория с собственной инфраструктурой, принадлежащая определенному высшему учебному заведению. Автономный кампус - это студенческий городок, отвечающий современным стандартам, включающий учебную, научно-практическую, жилую, спортивную, торгово-развлекательную, рекреационную, инженерно-техническую, хозяйственную и другие зоны. Все зоны должны иметь связь друг с другом, общую инженерно-транспортную инфраструктуру, единое композиционное решение и интеграцию с природным контекстом города. Для данного типа кампуса оптимально использовать периферийное размещение и регулярную планировку территории. Вместимость базового типа университетского кампуса может достигать 10000 чел. Площадь территории может достигать 50 га. Архитектурно-градостроительная модель университетского кампуса нового типа должна быть разработана на базе анализа многих взаимодействующих факторов. Кампусы должны характеризоваться единой и хорошо проработанной концепцией развития, которая охватывает не только композиционные, архитектурные и технологические аспекты, но и социально-экономические.

Несмотря на разные характеристики типов университетских кампусов, их архитектурно-градостроительная модель должна быть осно-

% 3 < Л О с ^ ь Щ 5 Е: - я ё е, В 1 □ в

5 11 Ё = В £ я % ^ & =

0 1 £ £ = Я ^ £■ * 15 а 6

а

вана на общих концепциях и строиться по общим принципам, таким как: новая территория, обеспеченная ресурсами; единая концепция устойчивого развития; оптимальная функционально-планировочная концепция; укрепление социальной общности с помощью создания коммуникативных зон; использование возобновляемых источников энергии и прочих ресурсосберегающих технологий; развитие по единой композиционной схеме; единый архитектурно-пространственый облик; технологическая, социальная безопасность и безбарьерная среда [9], [10].

Функционально-планировочные составляющие, компоновочные схемы и баланс зон университетских кампусов нового типа приведены в таблицах 1, 2 и на рисунке 1. Объемно-пространственные схемы университетских кампусов в зависимости от типа и градостроительной ситуации могут быть следующих видов: одноцен-тровые, многоцентровые, ячеистые, линейные, рассредоточенные. Оптимальная архитектурно-градостроительная модель университетского кампуса нового типа имеет две основных цели: формирование кампуса университета как привлекательной в градостроительном плане зоны и благоприятной среды для обучения, работы и проживания; создание комфортной обстановки для резидентов путем предоставления широкого набора высокотехнологичных сервисов в области социально-бытового обслуживания, спорта, активного отдыха, развлечений [11].

Автономный тип университетского кампуса

Интегрированный тип университетского кампуса

Рисунок 1. Компоновочные схемы университетских кампусов нового типа

Таблица 1. Функционально-планировочные составляющие университетских кампусов нового типа [12], [14]

№ Сектор Функция Объекты Зона

А о в т Торгово-развлекательная Торгово-развлекательный центр Рекреационно-досуговый комплекс

о X !в р т Физкультурно-спортивная Спортивный комплекс Открытые спортивные площадки

о А С е Питания Столовая Кафе Многофункциональный университетский центр (функционально-планировочное ядро)

1 о X в X н !в к X Проведения мероприятий Главная площадь Выставочный комплекс Конгресс-холл

X § § о &Й ¥ Информационная Информационный центр Медиотека Почтамт Отделение банка

Учебная Учебные корпуса

Научно-исследовательская Стартап-центр Образовательно-производственный

Учебно-производственная Офисно-производственный центр университетский комплекс

А Управления Административно-общественный центр Административно-хозяйственный блок

о в т о X !в р т Хозяйственная Мастерские Склады, хранилища Гаражи

2 о о р X е о X ^ X т !в т С ¥ Жилая Жилые корпуса для студентов Жилые корпуса для сотрудников Общежития и гостиницы Детские, спортивные, хозяйственные и другие площадки Детский сад Университетский жилой городок

Медицинская Медицинский центр Профилакторий

Резервная Территории с возможностью перспективного освоения Университетский рекреационный комплекс

Парковая Парк Сквер Аллея

А и X X е и X в « о в т о Инженерно-техническая Инженерные объекты Технические сооружения Контрольно-пропускные пункты

3 Транспортная Дороги Проезды Разворотные и накопительные площадки Инженерно-транспортный комплекс

св р т о о А е Парковочная Наземные парковочные площадки Подземные паркинги

Зобова М.Г.

Обновление архитектурно-градостроительной типологии.

Таблица 2. Баланс основных зон университетских кампусов нового типа (% от общей площади территории кампуса)

№ Зона Интегрированный тип Автономный тип

1 Многофункциональный университетский центр Общий с кластером 10%

2 Образовательно-производственный университетский комплекс 10% Частично общий с кластером 10%

3 Административно-хозяйственный блок 10% 4%

4 Университетский жилой городок 20% 10%

5 Университетский рекреационный комплекс 50% Частично общий с кластером 60%

6 Инженерно-транспортный комплекс 10% Частично общий с кластером 6%

Итак, современные кампусы становятся более популярной стратегией создания новых университетских комплексов и образовательных кластеров. «Кампусная» модель развивается и трансформируется, на ее основе разрабатываются новые архитектурно-градостроительные

Список литературы:

типы объектов. Предложенные типология и архитектурно-градостроительная модель могут быть использованы для проектирования и развития университетских кампусов в условиях нашей страны.

05.09.2014

1. Кампус. Журнал «Стрелка» - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Интернет: http://www.strelka.com/ ru/magazine/2015/01/06/vocabulary-campus

2. Чичикина, М.А. Кампусы университетов [Электронный ресурс] / М.А. Чичикина. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/ sites/mn2014/pdf/d03/s22/s22_046.pdf

3. Пучков, М.В. Архитектурная идентичность организации: пространственные схемы кампусов [Электронный ресурс] / М.В. Пучков // Архитектон - официальный сайт. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2012_2/3

4. Пучков, М.В. Архитектура университетских комплексов / М.В. Пучков. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ 2010

5. Малахов, С. А. Принципы предварительной теории архитектурного объекта / С. А. Малахов // Приволжский научный журнал, № 2, Периодическое научное издание. - Н. Новгород, ННГАСУ 2013. - С. 68.

6. Создание образовательных кластеров как фактор повышения инновационного потенциала регионов. Институт бизнеса и права - официальный сайт [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ibl.ru

7. Инфраструктурный проект «Кампусная среда» - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. dvfu.ru

8. Рождественская, Е.С. Принципы гармонизации антропогенной и природной среды / Е.С. Рождественская // Вестник Оренбургского Государственного Университета. Специальный выпуск: Архитектура и дизайн. Теория и практика. - Выпуск № 11 (61). - Оренбург, 2006. - С. 198.

9. Пучков, М.В. Медиаинформационные центры в современных университетских кампусах / М.В.Пучков // Архитектон - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2010_4/4

10. Пучков, М.В. Жилые пространства университетских комплексов нового поколения - статья [Электронный ресурс] / М.В. Пучков. - Режим доступа: Интернет: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/arts-architecture-and-construction

11. Шангареев, Р.Р. Архитектура в эпоху информационных технологий [Электронный ресурс] / Р.Р. Шангареев // Архитектон -официальный сайт. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2012_22/23

12. Кропотова, О.В. Особенности формирования жилых студенческих городков [Электронный ресурс] / О.В.Кропотова // Архитектон - официальный сайт. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2005_2/35

13. Пучков, М.В. Образовательные оффшоры / М.В. Пучков // Архитектурный вестник УралНИИпроект РААСН. - 2010. - №3.

14. Сибирский федеральный университет. Строительство кампуса СФУ - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sfu-kras.ru/campus/building

15. Campus and the City - Urban Design for the Knowledge Society / Edited by Kirstin Hoeger and Kees Christiaanse. - Gta Verlag. 2009

Сведения об авторе:

Зобова Марина Геннадьевна, доцент кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия Самарского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат архитектуры 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 194, e-mail: zobova_sdc@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.