УДК 727.3
ПУЧКОВ МАКСИМ ВИКТОРОВИЧ, канд. архит., доцент, главный научный сотрудник УралНИИпроект РААСН, maxpoutchkov@mail. ru
Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 620075, г. Екатеринбург, ул.К. Либкнехта, 23
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ
В статье рассматриваются принципы архитектурно-пространственной организации современных успешных университетских комплексов, построенных по концепциям кампуса. На основе анализа кампусов университетов из верхних строчек мировых рейтингов формулируются основные требования к созданию комфортной пространственной среды и градостроительной стратегии развития успешного образовательного пространства университета, которая будет способствовать повышению активности учащихся и исследователей.
Ключевые слова: университетский кампус, пространственная среда, градостроительная концепция, устойчивое развитие.
PUCHKOV, MAKSIM VIKTOROVICH, Cand. of arch., assoc. prof.,
maxpoutchkov@mail. ru
Uralsk State Academy of Architecture and Arts,
23 R. Libknekhta st., Ekaterinburg, 620075, Russia
UNIVERSITY CAMPUS. PRINCIPLES OF ARCHITECTURAL AND URBAN DESIGN FOR MODERN UNIVERSITY COMPLEXES
The principles of the architecturally-spatial formation of the modem university complexes constructed under «campus» strategies are considered in the article. On the basis of the analysis of universities campuses (from the top lines of world ratings) the basic requirements to creation of the comfortable spatial environment and town-planning strategy of development of the successful educational space which would be useful for the research and educational activities are formulated.
Keywords: university campus, the spatial environment, the town-planning concept, sustainable development.
В последнее время все крупнейшие международные организации фиксируют замедление темпов роста глобальной экономики на фоне финансового кризиса и снижения цен на сырьевые ресурсы. В ближайшее десятилетие сформируются новые финансовые центры в Шанхае, Гонконге, не менее влиятельные и эффективные, чем современные Лондон и Нью-Йорк. Появляются новые экономические лидеры - страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), и усиливается роль новых экономических объединений - в частности, Шанхайской организации сотрудничества. Уникальное геополитическое положение России в этих условиях дает преимущества.
© М.В. Пучков, 2011
Именно поэтому реформа образования необходима России сейчас, как никогда. Нарастающее отставание от развитых стран можно преодолеть только новым качественным скачком от сырьевого склада экономики к экономике, основанной на инновациях. При этом инновации являются катализаторами экономического роста наиболее быстроразвивающихся стран, рост эффективности использования ресурсов является необходимым этапом для перехода к экономике, основанной на знаниях. И инновации невозможны без развития фундаментальной науки и образования [1].
Сеть федеральных университетов, которая на сегодняшний день создается в России, призвана стать структурой центров регионального инновационного развития. Но для того, чтобы она работала, необходимо понимание как технологических, так и территориально-пространственных принципов построения лучших современных мировых университетских центров, чтобы использовать их в базе реорганизации российской науки и культуры.
Среди многих университетов, заслуживших мировую известность, можно достаточно грубо выделить несколько университетских групп, например, по географическому признаку. Это университеты США: Массачусетский технологический институт и Гарвард (Бостон, Массачусетс), Калифорнийский технологический институт, Стэндфордский университет, Калифорнийский университет в Беркли (Калифорния), европейские университеты: Кембридж и Оксфорд (Великобритания), Сорбонна (Франция), азиатские университеты: Университет Циньхуа, Пекинский университет (Китай), университеты Сингапура, Японии, Гонконга и Малайзии (рис. 1).
Рис. 1. Карта распределения основных мировых образовательных центров
Отличительной чертой этих университетских комплексов является мировой масштаб деятельности и мировой масштаб влияния за счет международных образовательных программ, лидерства в научных исследованиях в наиболее востребованных областях, привлечения зарубежных студентов, преподавателей-исследователей, реализации совместных проектов с универ-
ситетами развивающихся стран. Для этих университетов также характерно объединение исследовательской и образовательной деятельности, что обеспечивает практичность и конкурентные преимущества образовательных технологий и новых кадров по сравнению с традиционными университетами. Эти университеты формируют кадровый потенциал для инновационных областей в науке и бизнесе. При этом в таких многофункциональных университетах за счет совместного гуманитарного и инженерно-технологического обучения создаются универсальные компетенции.
Одной из немаловажных черт отличающих эти университеты, является особая комплексная пространственная организация территории, пространственная среда и уникальный архитектурно-пространственный облик. Для понимания пространственной структуры и перспектив развития типологии университетских пространственных форм необходимо разобраться в их истории и глобальных трендах, которые существуют в настоящее время, а также наметить основные перспективные модели развития высших учебных заведений, эффективно воплощающиеся в современном мире.
Первоначально университеты как учебные комплексы необязательно предполагали некое единое пространство обучения, но в процессе роста и интеграции обучения, усложнения структуры возникли новые типологические свойства университетского пространства. Университетский кампус как типологическая градостроительная единица университета и форма его физического и пространственного существования возникли относительно недавно. КАМПУС -кластерный комплекс, могущий включать в себя учебные, научно-лабораторные, опытно-производственные, общественно-рекреационные и жилые объекты и пространства на единой обособленной территории, принадлежащей одной организации, с преимущественно пешеходной доступностью всех объектов комплекса. Бывают корпоративные, научно-исследовательские и университетские кампусы. Понятие «кампус» впервые было применено в описании Принстонского университета в Принстоне, США (XVII в.). Оно означает поле или открытое пространство (с лат.). Этимология этого слова указывает на пространственную протяженность территории первых университетов (рис. 2).
Университетские комплексы как градостроительные объекты, объединенные общей глобальной функцией, бывают нескольких типов, которые сложились на протяжении истории в различных регионах и странах.
В общем виде все университетские комплексы как совокупности образовательных объектов мы можем разделить на 3 основных типа: это городские комплексы распределенного типа, городские локальные комплексы интегрированного, или «кампусного», типа и загородные (или пригородные) университетские кампусы.
Тип первый: городские распределенные комплексы. По сути, этот университетский комплекс представляет собой не кампус, а совокупность университетских объектов, рассредоточенных или рассеянных в городской среде. Эффективен и исключительно хорошо «работает», только если городская среда, в которой размещены объекты университета, представляет собой большую ценность в культурном и социальном смысле этого слова. При этом такой тип комплекса имеет некоторые проблемы с устойчивым развитием и безопасно-
стью. Примерами могут служить Нью-Йоркский университет в Гринвич -Вилладж, Нью-Йорк, Сорбонна в Латинском квартале, Париж, Сити Колледж Нью-Йорк в Гарлеме, Нью-Йорк.
Рис. 2. Генплан, Принстонский университет, Принстон, США (^^^ http://etcweb.princeton.edu/pumap/)
Второй тип: городские локальные университетские комплексы, которые представлют собой кампусы высокой плотности в городской застройке. Обособленность территории такого типа создает проблемы с развитием и новым строительством, безопасностью (требуются современные системы ограничения доступа и контроля на территорию кампуса), проблемы социального комфорта и проблемы с размещением лабораторных сооружений, требующих обособленного и специального зонирования. Эффективен, так же как и первый только в социально комфортной урбанистической среде крупного города. Примерами комплексов такого типа могут служить МИТ в Кембридже, Бостон, соседствующий с Гарвардом, хотя и он имеет большие трудности с поисками резервных территорий для своего развития. Негативным примером может быть кампус «Жюссье» Парижского университета в Латинском квартале, который в настоящее время полностью реконструируется (рис. 3).
Третий тип: пригородные (загородные) локальные университетские кампусы расположены за пределами плотной городской застройки. Это наиболее современная и признанная на сегодняшний день эффективной стратегия кампуса университета (поскольку даже старые университеты сейчас вынуж-
дены основывать новые кампусы на границе или за пределами городской черты). Она характеризуется несколькими отличительными чертами: четкой обособленной и защищенной территорией, градостроительно акцентированным публичным пространством-«входом» на территорию кампуса и более приватным характером пространства кампуса, наличием сильной пространственной и транспортной связи с центром города и другими транспортными системами, низкой плотностью освоения и высоким качеством ландшафтной среды. Примерами могут служить такие американские кампусы как Калифорнийский университет в Беркли и Принстонский университет в Принстоне, университеты мегакампуса в Гуанчжоу (рис. 4).
Рис. 3. Вид с высоты птичьего полета на кампус 6 Парижского университета (кампус «Жюссье») в Латинском квартала, Париж (google.earth: http://www.google.com/intl/ru/earth/index.html)
По результатам Шанхайского рейтинга и рейтинга Таймс около 70 % первых тридцати мест в рейтингах принадлежат университетским комплексам третьего типа. В результате изложенного выше, мы можем наметить критерии и факторы, которые отличают пространственные и архитектурно-планировочные характеристики успешных университетских комплексов. Эти факторы не стопроцентно обязательны, но они наличествуют у большинства кампусов.
При развитии университетского комплекса его типология может «размываться», и черты, например, комплекса Йельского университета позволяют отнести его к кампусам первого и второго типов, а новые площадки для его развития создаются за городом по третьему типу (рис. 5). Поэтому нельзя сказать, что кампусы первого или второго типов совершенно непригодны для
научного прогресса и учебной деятельности, просто те проблемы, с которыми сталкивается университетский комплекс в процессе развития, неизбежно приводят руководство университета к поиску территорий для развертывания нового пространственного ядра на основе современных принципов.
Рис. 4. План, мегакампус в Гуанчжоу, Китай (http://gzuc.com/)
Рис. 5. Старый кампус Йельского университета, Нью-Хэйвен, США (фото автора)
Таким образом, кратко признаки современного кампуса и критерии, необходимые для устойчивого развития кампуса университета, можно сформулировать следующим образом:
1. Наличие сильной и открытой идеи и видения концепции развития. Концепция включает «кодекс» и «идентичность» университета как его высшие символические ценности, которые привлекают студентов и профессоров. Обязательно наличие программы развития, поскольку современный университетский кампус - это не здания, а учебные программы, под которые пространство трансформируется и меняется, которая интегрирована в архитектуру и пространственную структуру ландшафта. Эти идеи проявляются в планировке и функциональном зонировании, а также в архитектурном облике зданий и сооружений [3].
2. Автономия и самоорганизация управлением кампуса, предполагающая наличие обособленной территории (на которой расположены объекты университетского комплекса) и резервных территорий для развития (площадь которых во многих случаях значительно превышает площадь освоенной территории), для всех очередей строительства комплекса. Большим плюсом для развития научнообразовательных стратегий университета является наличие в территориальной близости технопарка, обладающего энергетическими и территориальными резервами для развития, особой экономической зоны для реализации инновационных концепций (рис. 6).
Рис. 6. Резервная территория Калифорнийского университета в Беркли (google.earth: http://www.google.com/intl/ru/earth/index.htm)
3. Высокие качества и требования к привлекательности архитектурнопространственной среды кампуса, которая отвечает повышенным требовани-
ям к качеству жизни и учебы и в то же время привлекает лучших специалистов и иностранных студентов, с преимущественно пешеходной доступностью всех объектов учебного, социального и жилого профилей. Необходимо наличие внутренних общественных пространств, так же как и наличие открытой для посетителей и горожан «публичной зоны» для формирования общественного входного пространства кампуса и связи его с городом (рис. 7).
Рис. 7. Шанхайский транспортный университет. Основное пространство главного кампуса (фото автора)
4. Интеграция в природный ландшафт - «зеленый кампус». Современная концепция кампуса как многофункционального градостроительного объекта в природной среде предполагает интеграцию в природное окружение и существование в симбиозе с природным окружением. Ландшафт кампуса практически в обязательном порядке включает парковые территории, леса, водные пространства, и одной из наиболее перспективных концепций, которых придерживаются многие развивающиеся известные университеты, является концепция «зеленого кампуса» [2]. Она использует экоздания, здания с «нулевым выбросом тепла», и максимально озелененные территории, которые служат одновременно рекреационным целям и являются резервами для дальнейшего развития (рис. 8).
Рис. 8. Парк Пекинского университета (фото автора)
5. Для полноценного функционирования пространства кампуса университета особенно необходима современная система инженерной и транспортной обеспеченности. Это предполагает наличие быстрого транспортного доступа из центра города - общественным и частным транспортом (авто, трамвай, метро), из других мест (аэропорта и ж/д вокзала), а также существование внутреннего транспорта и своей в какой-то степени автономной системы инженерного обеспечения. Этот принцип, в свою очередь, означает, что, поскольку в современном университете возможны значительные энергозатраты на современные технологии и опытные производства, то необходимо наличие энергетической обеспеченности и обеспеченности резервами энергии и ресурсами для развития.
6. Для многих успешных университетских кампусов характерна низкая плотность освоения территории - в среднем не более 80 чел. на 1 га и низкая плотность застройки - 3-4 уровня для лабораторий и учебных зданий, 4-5 этажей для жилых зданий (при наличии свободной территории). Низкая этажность и человеческий масштаб считаются необходимыми для создания комфортной архитектурной среды университета (рис. 9).
Рис. 9. Городской кампус Пекинского университета (фото автора)
7. Особое значение для университетского кампуса приобретает проблема безопасности территории (как технической и так и социальной) и проблема социального комфорта. В качестве вопросов обеспечения техничсекой безопасности каждый кампус решает проблемы контроля доступа и безопасности внутреннего пространства, а в вопросах социальной безопасности большое значение имеет задача создания условий для развития толерантных отношений между студентами, между преподавателями и студентами. Создание атмосферы без агрессии и с толерантным отношением основано в первую очередь на воспитании культурной идентичности и формировании университетской культурной традиции.
Тип города и его социально-культурные характеристики очень важны для кампуса, как и брэнд, репутация и характеристики университета как культурно-образовательного центра важны для имиджа города, поэтому кампус
не может быть полностью «закрыт» от взаимодействия с городским пространством. В успешных университетах среда и часть входной территории кампуса - это одновременно и городское публичное пространство, где студенты и преподаватели, так же как и горожане, могут участвовать в социальных взаимодействиях, а комфортная и устойчивая пространственная среда кампуса - это залог комфортного пребывания преподавателей и студентов, залог его дальнейшего устойчивого развития.
Заключение
Одна из основных планировочных идей современного университетского кампуса - сформировать единую архитектурно-пространственную среду с максимальной открытостью и динамичностью всех объектов учебного, социального и жилого профилей. В кампусах публичное и общественное пространство всегда важнее личного, что провоцирует рост социального капитала университета, поскольку общественное пространство порождает социальные взаимодействия между студентами, между преподавателями, порождает также практику самоорганизации студентов, и эти принципы инициативного действия позволяют воспитать активных лидеров, развить структуры самоуправления и саморегулирования жизни кампуса.
Библиографический список
1. Campus and the City - Urban Design for the Knowledge Society. Edited by Kirstin Hoeger and Kees Christiaanse. gta Verlag, 2007
2. Golden Memories of Sun Yat-Sen University. Linganart Publishing House, 2005.
3. Stephen, A.K. Building type basics for College and University Facilities / A.K. Stephen // David J. Neuman. KAIA. Series Founder and Editor, 2003.