УДК 332
О.А.ПАСЬКО, д-р c.-х. наук, профессор, oap@sibmail.com Национальный исследовательский Томский политехнический университет
O.A.PASKO, Dr. in agricultural sc., professor, oap@sibmail.com National Research Tomsk Polytechnic University
ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАМПУСОВ
Проведен анализ структуры земельных участков университетских комплексов в России и за рубежом, выявлены основные условия, принципы и перспективы эффективной деятельности кампусов. Сделаны выводы о большом разнообразии функционально-планировочных решений и в то же близких тенденциях в развитии земле- и градостроительных подходов, которые включают в себя особую комплексную пространственную организацию деловых зон, защиту и укрепление экологически значимых природных территорий.
Ключевые слова: кампус, землеустройство, анализ, тенденции, перспективы развития.
ESPECIALLY LAND MANAGMENT AND DEVELOPMENT TRENDS
OF CAMPUSES
In the article are presented the analysis the structure of land university complexes in Russia and abroad, and identified key terms, principles, and prospects for effective operation of the campuses. The analysis of the structure of land university complexes in Russia and abroad, and identified key terms, principles, and prospects for effective operation of the campuses. Are drawn conclusions on a wide variety of functional and design solutions and at the same trends in the development of family land and urban planning approaches that include special complex spatial organization of the business area, the protection and promotion of environmentally significant natural areas.
Key words: campus, land management, urban planning, analysis, trends, prospects.
В последние годы резко возросла значимость университетов в инновационном развитии стран, что вызвано необходимостью повышения конкурентоспособности за счет интернационализации и интеграции исследований. Университеты становятся важным активом города, региона, страны, и, чем комфортнее их инфраструктура, лучше оснащение, тем больше шансов привлечения ведущих специалистов региона, страны, ближнего и дальнего зарубежья. В связи с этим особое значение приобретает землеустройство, которое представляет собой динамичный социально-экономический процесс, объектом которого является территория, а предметом научного познания - закономерности ее организации [7].
Сравнение университетских комплексов России, Америки, Канады, Скандинавии, Франции, Великобритании, Китая [13, 14, 17, 20, 30, 33] позволило сгруппировать их в зависимости от особенной территориального землеустройства и расположения (табл.1).
Университетские городские комплексы распределенного типа располагаются, как правило, в культурно-исторических центрах и сами являются объектами исторического наследия [1, 17, 18]. Ряд крупных европейских университетов имеет многовековую историю, что отражается на архитектурном облике, расположении, традициях учебных заведений. К примеру, в Оксфорде первые занятия начались еще в XI в., но до сих пор университет
-147
Санкт-Петербург. 2013
Таблица /
Типы университетских комплексов в России и за рубежом
Тип Структура и расположение Условия эффективности Проблемы Университет (город, страна)
!. Городские комплексы распределенного типа 2. Городские локальные комплексы интегрированного или «кампусного» типа 3. Загородные (или приг ородные) кампусы Рассредоточены в городской среде Кампусы высокой плотности в городской застройке. Жилые образования существуют обычно в стороне ог кампуса За пределами плотной городской застройки. Кампусы имеют четкие грани-цы, охраняемую территорию, транспортную связь с цетром города, низку го плотность освоения и высокое качество ландшафтной среды Только в социально комфортной окружающей среде, имеющей высокую культурно-историческую ценность Только в социально комфорпгой урбанистической среде крупного ¡города Устойчивое развитие и безопасность Устойчивое развитие, поиск резервных территорий, безопасность, размещение лабораторных комплексов, требующих обособленного и специального зонирования Болонья, I [ыо-Иорк, Сорбонна, Стокгольм, Копенгаген, Уппсала, Осло, Тринити-колледж Оксфорд Большинство университетов России, МП (Кембридж), кампус «Жюссье» (Париж) Цинциннати, Сгэнфорд, Калифорния, Беркли, университеты в Китае (Тайване) и Канаде
Таблица 2
Структура кампусов некоторых российских университетов
Название университета Учебные корпуса Сооружения различного назгачения Корпуса Особые здания, строения
спортивного хозяйствен гюго культурного научные жилые
Московский Главное здание, учеб- Спорткомплекс - Студенческий форум, Новые научные Общежития Историческая
государственный но-научная зона, новые универсальная библио- корпуса застройка, обще-
университет учебные корпуса тека, Дворец культуры ственные здания
Московский инженерно- Корпус младших кур- Дворец спорта. Столовая, хозяйст- Актовый зал, библиоте- Научные корпуса Общежития -
строительный институт сов, аудиторный блок, бассейн, манеж, венные корпуса ка, культурный центр
им.В.М.Куйбышева ректорат, факультеты стадион
Санкт-Петербургский госу- Факультетские корпу- Спортивные со- Торгово-бытовой Библиотека, культурный Научный корпус Общежития сту- -
дарственный университет са, ректорат, зона пер- оружения центр, хозяйственная центр дентов, жилой
спективного развития зона городок, зона раз-
факультетов вития общежитий
Томский политехнический Главный и учебные Спортивные корпуса - Научно-техническая Студенческий биз- Об тс ЖИТИЯ -
университет корпуса, кибернетиче- библиотека, междуна- нес-инкубатор
ский центр, учебно- родный культурный
лабораторный корпус центр
Кемеровский государст- Учебные корпуса Открытые Хозяйственная зона Актовый зал и клуб Науч но-исслсдова- Общежития -
венный университет и аудитории, ректорат и закрытые тельские корпуса,
и библиотека спортсооруже ния ботанический сад
остается одним из самых популярных и образцовых в мире [26]. Затруднение передвижения между различными структурными единицами осложняло их взаимодействие. Такие университетские городские комплексы эффективны только в социально комфортных условиях. Они нуждаются в особом внимании к обеспечению безопасности и перспективному планированию территориального развития.
Университетские городские локальные комплексы интегрированного типа наиболее характерны для России [20, 23, 25]. Они отличаются сходной структурой (табл.2) и могут быть отнесены к кампусам.
Функционально кампус - это городок, в состав которого входят университет, научно-исследовательские институты, жилые помещения для профессорско-преподавательского состава, общежития для студентов, библиотеки, аудитории, столовые и т.д. [24]. Территориально кампус - это кластерный комплекс, базирующийся на едином обособленном земельном участке и содержащий учебные, научно-лабораторные, опытно-производственные, общественно-рекреационные и жилые объекты и пространства [11]. В локальных комплексах интегрированного (кампусного) типа нет единой упорядоченной структуры. Общежития и учебные корпуса расположены в отдалении друг от друга. Слабо развита инфраструктура. Основные проблемы связаны с территориальной разобщенностью, необходимостью поиска резервных территорий для расширения земельного участка, с обеспечением социальной и технической безопасности (особенно при размещении лабораторных комплексов, требующих обособленного и специального зонирования).
Университетские городки первых двух типов характеризуются следующими недостатками землепользования: дальноземье, изломанность линий, вклинивания и вкрап-ливания. Университетские городки третьего типа в целом этих недостатков лишены. Они, как правило, компактны, элементы структуры хорошо связаны между собой.
Большинство новых кампусов имеют собственные крупные земельные участки за пределами города или в пригороде. Для загородных (или пригородных) кампусов ха-
рактерны: четкие границы, низкая плотность освоения и высокое качество ландшафтной среды. Такие комплексы помогают достигать высокой эффективности и непрерывности научно-образовательного процесса. Территория хорошо охраняется и является социально безопасной. Объекты учебного, социального и жилого профилей находятся «в шаговой доступности». Необходимость передвижений между учебными корпусами минимизирована. Транспортная инфраструктура, в том числе связь с центром города, развита. Имеются внутренние общественные пространства для посетителей и горожан.
Как правило, являясь современными и оригинальными объектами, кампусы оказывают «стимулирующее» воздействие на ближайшие районы в плане градостроительства, благоустройства (озеленения) территории [5, 23]. В таких кампусах происходит тесное социальное взаимодействие между студентами, профессорско-преподавательским составом, сотрудниками, что повышает «человеческий капитал», позволяет развивать структуры самоуправления и саморегулирования общественной жизни [18, 33, 35].
В Шанхайском рейтинге [26] и рейтинге «Таймс» [29] (самые авторитетные инструменты международного рейтингования вузов) утверждается, что около 70 % лидирующих университетов мира имеют загородные (или пригородные) кампусы [5, 8]. Некоторые исследователи считают, что руководство городских университетских комплексов распределенного или интегрированного типов рано или поздно будет вынуждено искать земельные участки для развертывания нового компактного пространственного ядра.
Этот процесс разворачивается и в России. В частности, в Москве 28 % учебных заведений расположены в центре столицы, что свидетельствует о явной неравномерности их распределения по территории. Рабочей группой при Минобрнауки РФ принято решение о постройке учебных кампусов для пяти крупных высших заведений столицы за пределами МКАД: НИЯУ МИФИ получит 10 га, МГИУ - 2 га, РЭУ - 5 га и т.д. [12]. Детально проработан проект кампуса НИТУ
-149
Санкт-Петербург. 2013
МИСиС. Он соответствует требованиям мирового уровня, учитывает характеристики кампусов лучших университетов. Кампус НИТУ МИСиС станет основной структурной единицей крупного инновационного центра, объединяющего научный потенциал, высокие технологии и бизнес [10]. Он будет включать в себя здания институтов и администрации, лабораторные и инжиниринговые корпуса, жилые дома для сотрудников университета, студенческие общежития, центры спорта, культуры и досуга, бизнес-центр [29]. Планируется, что строительство кампусов начнется в 2014 г. и полностью завершится к 2020 г. Концентрация научных и образовательных учреждений в столице России по-прежнему останется высокой, вопреки мировой тенденции, предусматривающей равномерное распределение университетов по всей территории страны.
К какому бы типу ни относился университетский городок, он входит в состав общественно-деловой зоны, предназначенной для размещения образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также культовых зданий и иных зданий, строений и сооружений, стоянок автомобильного транспорта, центров деловой, финансовой, общественной активности [4, 7].
В свою очередь, для университетского городка обычно характерно деление территории на четыре функциональные зоны: а) учебно-научная и полупроизводственная (в том числе бизнес-инкубатор, технопарк и т.д.); б) жилая зона со зданиями культурно-бытового назначения; в) спортивная зона (включая зону отдыха); в) хозяйственная зона (табл.2). В университетские комплексы иногда входят участки для научно-опытного производства (и отдельных зон). В общем, университетский комплекс включает в себя здания институтов и администрации, лабораторные и инжиниринговые корпуса, бизнес-инкубаторы, технопарки, жилые дома для сотрудников университета, студенче-
150
ские общежития, центры спорта (спорткомплексы, стадионы, бассейны), центры культуры, бизнес-центры, зеленые территории, транспортно-пешеходную сеть [2, 27].
Размещение кампусов, выбор земельного участка, его размер и состав зон в России осуществляют в соответствии со СП 42.13330.2011 [28] и Земельным кодексом [7]. Так, для определения площади земельного участка суммируют площади функциональных зон. Для учебной зоны на 1 тыс. студентов университетов и технических вузов выделяют 4-7 га; сельскохозяйственных -5-7 га; медицинских и фармацевтических -3-5 га; экономических, педагогических, институтов культуры, искусства, архитектуры -2-4 га; институтов повышения квалификации и заочных вузов - 0,5 га. Спортивную зону планируют, исходя из расчета - 1-2 га на 1 тыс. студентов; зону студенческих общежитий (жилая зона) - 1,5-3 га на 1 тыс. человек. Размер участка хозяйственной зоны рассчитывают в соответствии с конкретным проектным заданием [8, 21, 22]. Для территорий успешных кампусов мирового уровня характерны низкая плотность освоения территории (не более 80 чел. на 1 га) и низкая плотность застройки (35 этажей), что позволяет создавать комфортную архитектурно-пространственную среду университета.
При планировке кампусов предусматривают: а) кратчайшие связи зон и минимальные разрывы между ними [32]; б) компактное планировочное решение университетского комплекса; в) соблюдение оптимального процента его застройки в зависимости от природных условий и климата; г) поэтапное гармоничное развитие всех компонентов университетского комплекса; д) резервирование части площади участка (до 30 %) для перспективного развития комплекса [32].
Особенностью современных кампусов является сочетание инновационных прогрессивных подходов [34] и «зеленой архитектуры» [6, 8]. Кампусы образуют единый ансамбль, максимально открытую архитектурно-пространственную среду для динамично развивающихся объектов учебного, социального и жилого профилей.
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.204
Основными условиями успешного развития кампусов в мире являются:
1. Убедительная концепция развития университета, проявляющаяся в планировке, функциональном зонировании, архитектурном облике зданий, строений и сооружений [31]. Лидерство, мировой масштаб деятельности, привлечение зарубежных студентов, преподавателей, исследователей [15, 16]. Приоритетное внимание академическим, учебным и исследовательским потребностям университета [24].
2. Определенные автономия и самоуправление. Наличие обособленной и резервных территорий [17]. Низкая плотность освоения территории. Современная система инженерной и транспортной обеспеченности [20]. Развитие велосипедного и пешеходного движения, общественного транспорта и в то же время снижение зависимости от одного вида транспорта [11, 18]. Переход к менее энергоемкому транспорту [9]. Расположение наземных парковок по периметру кампуса для использования открытого пространства в рекреационных целях. Минимальное автомобильное движение в кампусе [22].
3. Творческое сочетание природы с архитектурно-пространственной средой, интеграция в природный ландшафт [2]. Особая комплексная пространственная организация территории, защита и укрепление экологически значимых природных территорий [34]. Сохранение максимума зеленых насаждений, парковых зон, лесов, водных пространств (в соответствии с концепцией «зеленого комплекса»). Использование озелененных территорий для рекреационных целей и в качестве резерва для дальнейшего развития. В этой связи особого внимания заслуживает система инновационных способов сохранения природных комплексов, разработанная и принятая в университете Виктория [34].
4. Техническая и социальная безопасность [32]. Толерантное отношение между людьми, формирование университетской культурной традиции, социальное взаимодействие на работе, отдыхе, занятиях спортом и т.д. Постоянные консультации общественности кампуса и заинтересованных групп
для решения вопросов, представляющих общий интерес (дорожное движение, парковки, жилье, здоровье и безопасность) [35].
Основными принципами, которыми руководствуются современные проектировщики кампусов мирового уровня, являются: «Великие Школы, безопасные улицы, хорошие рабочие места, домовладения и уважительное партнерство» и «счастливый, здоровый, зеленый, вдохновляющий» [31, 36]. Главной тенденцией развития кампусов остается «разумный рост», который сочетает их эффективность, компактность и сохранение и развитие ценных природных территорий.
Анализ вышеизложенной информации позволяет сделать следующие выводы:
1. Современные университетские городки в мире отличаются большим разнообразием землеустроительных и градостроительных подходов. Из трех типов университетских городков наиболее эффективными и перспективными являются загородные (или пригородные) кампусы.
2. Традиционные университетские городки России относятся к типу городских локальных комплексов интегрированного или «кампусного» типа. Новые университетские городки планируются как загородные (или пригородные) кампусы.
3. В развитии земле- и градостроительных тенденций университетских городков в мире имеются общие подходы, являющиеся условием успешного развития. Они включают в себя особую комплексную пространственную организацию деловой зоны, а также защиту и укрепление экологически значимых природных территорий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева Е.А. Особенности развития архитектуры студенческих кампусов в Германии // Вестник АлтГТУ им.И.И.Ползунова. 2009. № 1-2. С.6-10.
2. Вергунов А.П. Ландшафтное проектирование / А.П.Вергунов, М.Ф.Денисов, С.С.Ожегов. М.: Высш.шк., 1991. 240 с.
3. Волков С.Н. Землеустроительное проектирование / С.Н.Волков, В.П.Троицкий, Н.Г.Конокотин; Под ред.С.Н.Волкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Колос, 1998. 632 с.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ // Российская газета. 2004. № 290. 30 декабря.
Санкт-Петербург. 2013
5. Дрогицкая О.Р. Экономика и планирование городского хозяйства. М.: ГУЗ, 2000. 59 с.
6. Зеленый кампус. URL: http://www.uio.no/
7. Земельный кодекс Российской Федерации. М.: ООО «ВИРЭМ», 2001. 96 с.
8. Землеустройство застроенных территорий / Ю.М.Рогатнев, Е.Н.Малышев, З.Ф.Кочергина, М.А.Под-ковырова // Вестник ОмГАУ. 1997. № 1. С.69-72.
9. Игнатьев Г.В. Экономика городского землепользования / Г.В.Игнатьев, Д.В.Савченко. Красноярск: «Универ», ПСК «Союз», 2000. С.7-42 с.
10. Инновационный кампус МИСиС. URL: http://archiportal.crimea.ua/novosti/gollandtsi-sozdadut-proekt-zelenogo-studgorodka-v-podmoskove.html
11. Кампус. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
12. Кампусы пяти столичных вузов переедут в Новую Москву. URL: http://finam.info/news/kampusi-5-stolichnih-vuzov-pereedut-v-novuyu-moskvu/
13. Коссаковский В.А. Студенческие общежития за рубежом / В.А.Коссаковский, О.И.Ржехина. М.: Гос. изд.лит. по строительству, архитектуре и стройматериалам, 1963. 56 с.
14. Особенности архитектуры и проектирования в северных регионах // Строительный портал УрФО. 2008. URL: http://www.uralstroyportal.ru/
15. Официальный сайт Национального исследовательского Томского политехнического университета. URL: http://tpu.ru/
16. Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г.В.Плеханова. URL: http://piterbu.ru/universitet/456-atsionalnyj-mineralno-syrevoj-universitet-gornyj
17. Официальный сайт Стокгольмского университета. URL: www.su.se/
18. Официальный сайт Университета Осло. URL:http://www.uio.no/
19. Официальный сайт Университета Оттавы. URL:http://www.ottawa.edu/
20. Официальный сайт Университета Торонто. URL:www.utoronto.ca/
21. Подковырова М.А. Практикум по дисциплине «Земельно-хозяйственное устройство поселений»: Учеб. пособие. Омск.: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2004. 146 с.
22. Пособие к СНиП 2.08.02-89. Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации / Государственный научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий. М.:Стройиздат, 1992. 315 с.
23. ПучковМ.В. «Образовательные оффшоры» и современные принципы развития университетских комплексов» // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. № 3. URL: http://www.uniip.ru/index.php/ juornal/arhiv/soderghanie/101-av3-2010/123... puchkov
24. Пучков М.В. Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов // Вестник ТГАСУ. 2011. № 3. С.79-84.
25. Рациональное использование территории городов / Под ред. И.Я.Конторовича. М., 1985. С.4-10.
26. Самые красивые кампусы в мире. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/3759-samye-krasivye-kam-pusy-v-mire
27. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». М.: Информационно-издательский центр Минздрава России, 2003. С.1-15.
28. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройство городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89. Urban development. Urban and rural planning and development. СП 42.13330.2011. Дата введения 20 мая 2011 г.
29. Строительство нового кампуса НИТУ «МИ-СиС». URL: http://endowment.misis.ru/page/projects/ mos-cow/campus/
30. Университет Виктория. URL: http://web.uvic.ca/ vpfin/campusplan/3.html
31. Федосенко В.Б. Особенности строительного производства в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока // Жилищное строительство. 2003. № 8. С. 4-5.
32. Campus and the City - Urban Design for the Knowledge Society. Edited by Kirstin Hoeger and Kees Christiaanse. gta Verlag, 2007. 166 p.
33. Los Angeles. URL: http://extension.missouri.edu/p/ G6905&usg=ALkJrhhaVdhQB38EIP6vy65Za1kTm_Ceeg
34. Summary of Recommendations. URL: http:// mas-terplan.utk.edu/recommendations/
35. University Park Campus. URL: http://www.usc.edu/ specificplan/
36. University Park Specific Plan University Park. URL: http://www.usc.edu/community/upcmasterplan/guiding_prin ciples.ru/
REFERENCES
1. Vasilyeva E.A. Features of the development of architecture student campuses in Germany // Bulletin AltSTU. 2009. № 1-2. P.6-10.
2. VergunovA.P., Denisov M.F., Ojegov S.S. Landscape design. Moscow: High.school, 1991. 240 p.
3. Volkov N.S., Trinity V.P., Konokotin N.G. Land management planning / Under red. S.N.Volkov. 2nd ed., Rev. and add. Moscow: Kolos, 1998. 632 p.
4. Town Planning Code of the Russian Federation of 29.12.2004 N 190-FZ // Russian newspaper. 2004. N 290.
5. Drogitskaya O.R. Economics and urban planning. Moscow: GUZ, 2000. 59 p.
6. Green campus. URL: http://www.uio.no/
7. Land Code of the Russian Federation. Moscow: Ltd «VIREM» 2001. 96 p.
8. Rogatnev Y.M., Malyshev E.N., Kochergina Z.F., Podkovyrova M.A. Land management built-up areas // Bulletin OmGAU. 1997. № 1. P.69-72.
9. Ignatieff G.V., Savchenko D.V. Economy of urban land use. Krasnoyarsk: «Univer» CPM «Union», 2000. P.7-42.
10. Innovation Campus MISiS. URL: http://archiportal.crimea.ua/novosti/gollandtsi-sozdadut-proekt-zelenogo-studgorodka-v-podmoskove.html
11. Campus. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
12. Five metropolitan university campuses will move to New Moscow. URL: http://finam.info/news/kampusi-5-stolichnih-vuzov-pereedut-v-novuyu-moskvu/
13. Kossakowski V.A., Rzhehina O.I. Student Housing Abroad. Moscow: Ed.lit. for Construction, Architecture and Building Materials, 1963. 56 p.
14. Features of architecture and design in the northern regions // Construction Port UFD. 2008. URL: http://www.uralstroyportal.ru/
15. The Official website of the National Research Tomsk Polytechnic University. URL: http://tpu.ru/
152 -
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. T.204
16. Official website of the St. Petersburg State Mining Institute G.V.Plekhanov. URL: http://piterbu.ru/universitet/ 456-atsionalnyj-mineralno-syrevoj-universitet-gornyj
17. Official website of Stockholm University. URL: www.su.se
18. Official website of the University of Oslo. URL:http://www.uio.no
19. Official website of the University of Ottawa. URL:http://www.ottawa.edu/
20. Official website of the University of Toronto. URL:www.utoronto.ca
21. Podkovyrova M.A. Workshop on the subject «The land and the economic unit settlements»: studies. Omsk.: FSEI OmGAU, 2004. 146 p.
22. Benefit to SNIP 2.08.02-89. Design of higher education and training institutes / State Research and Design Institute, educational, commercial and residential and recreational buildings. Moscow: Stroyizdat, 1992. 315 p.
23. PuchkovM.V. «Educational offshore» and modern principles of university complexes // Academic Journal UralNIIproekt RAASN. 2010. № 3. URL:http:// www.uniip.ru/ index.php/juornal/arhiv/ soderghanie/ 101-av3-2010/123... uchkov
24. Puchkov M.V. Universitetys campus. Principles of creating a space of modern university complexes // Bulletin Trace. 2011. № 3. P.79-84.
25. The rational use of urban / Ed. I.J.Kontorovich. Moscow, 1985. P.4-10.
26. The most beautiful campuses in the world. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/3759-samye-krasivye-kam-pusy-v-mire
27. Sanitary protection zones and sanitary classification of enterprises, buildings and other facilities. 2.2.1/2.1.1.1031-01. Moscow: Inform. and Pub. Center of Ministry of Health of Russia, 2003. P.1-15.
28. Set of rules. Town planning. Planning and rural settlements. Actualized edition SNIP 27.07.01-89. Urban development. Urban and rural planning and development. SP 42.13330.201.1. Implementation date of May 20, 2011.
29. Construction of the new campus NITU «MISA». URL: http://endowment.misis.ru/page/projects/moscow/campus/
30. University of Victoria. URL: http://web.uvic.ca/ vpfin/campusplan/3.html
31. Fedosenko V.B. Features of building production in the regions of the Far North and Far East // Housing. 2003. № 8. P.4-5.
32. Campus and the City - Urban Design for the Knowledge Society. Edited by Kirstin Hoeger and Kees Christiaanse. gta Verlag, 2007. 166 p.
33. Los Angeles. URL: http://extension.missouri.edu/ p/G6905&usg=ALkJrhhaVdhQB38EIP6vy65Za1kTm_Ceeg
34. Summary of Recommendations. URL: http://mas-terplan.utk.edu/recommendations/
35. University Park Campus. URL: http://www.usc.edu/ specificplan/
36. University Park Specific Plan University Park. URL: http://www.usc.edu/community/upcmasterplan/guid-ing_principles.ru/
-153
CaHKm~nemep6ypz. 2013