Научная статья на тему 'Формирование архитектурно-пространственной среды: анализ университетских комплексов Китая'

Формирование архитектурно-пространственной среды: анализ университетских комплексов Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1945
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университет / университетский комплекс / кампус / архитектурно-пространственная среда / ТРАНСФОРМАЦИЯ / Пространство / архитектурная форма

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягафарова Екатерина Андреевна

Особое место в процессе создания качества жизни занимают высшие учебные заведения. В современной глобальной экономике они должны быть ключевым звеном в цепочке создания знаний и инноваций, центром образования и культуры стран и регионов. Для этого необходимо понимание территориально-пространственных и технологических принципов построения лучших университетских центров. В статье рассмотрены проблемы формирования архитектурно-пространственной среды университетов, исследован опыт развития и трансформации университетских кампусов Китая. Выявлены основные принципы архитектурно-пространственной организации территории университетских комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование архитектурно-пространственной среды: анализ университетских комплексов Китая»

УДК: 711.1 Я гафарова Е. А.

Формирование архитектурнопространственной среды: анализ университетских комплексов Китая

«Прямое назначение наших университетов - это быть маяками, разливать свет на большие пространства и потому стоять высоко и светить».

Н. И. Пирогов

Особое место в процессе создания качества жизни занимают высшие учебные заведения. В современной глобальной экономике они должны быть ключевым звеном в цепочке создания знаний и инноваций, центром образования и культуры стран и регионов. Для этого необходимо понимание территориально-пространственных и технологических принципов построения лучших университетских центров. В статье рассмотрены проблемы формирования архитектурно-пространственной среды университетов, исследован опыт развития и трансформации университетских кампусов Китая. Выявлены основные принципы архитектурно-пространственной организации территории университетских комплексов.

Ключевые слова: университет, университетский комплекс, кампус, архитектурно-пространственная среда, трансформация, пространство, архитектурная форма.

YAGAFAROVA К. А.

FORMING OF ARCHITECTURAL ENVIRONMENT: THE ANALYSIS OF UNIVERSITY COMPLEXES

The universities take special place in the process for creation of the quality of human life. In the modem global economics it should be main link in the innovation development, as center for the culture and education in the regions and states. We must understand the principles of Junctional, technological and spatial structure of the best university centers. In this article we examine the Chinese experience in the problem of architectural design for the campus space, and we explore the development and transformation of some Chinese university campuses, so we can draw some conclusions about principles of architectural and spatial structures cfthe territories of university campuses.

Keywords: university, university complex, campus, architectural space, transformation, space, architectural form.

Ягафарова Екатерина Андреевна

инженер-архитектор института «УралНИИпроект РААСН»

E-mail: katerina-tierno@ yandex.ru

Университеты являются организациями с устойчивой структурой и традициями, которые составляют существенную часть их культурного и социального престижа. Функцией ВУЗов в аспекте запросов гражданского общества является подготовка лидеров с должным уровнем компетентности и ответственности за общезначимые ценности. Отличительными чертами современных университетов мирового масштаба является реализация международных образовательных программ, проведение лидирующих научных исследований, интеграция исследовательской и образовательной деятельности, междисциплинарный подход к обучению и государственная поддержка в формате предоставления госзаказов, грантов и т. п.

В процессе обучения в университете человек готовится к занятию конкретной функциональной «ячейки» в структуре общества. В настоящее время мировая экономика переживает бурные трансформации; в высшем образовании нужен такой подход, где возможна оперативная адаптация человека к занятию новых рабочих мест. Новые образовательные технологии требуют новых пространств и новых архитектурных форм для университетов.

Большинство российских университетов имеют свои особенности по размещению в городе и планировочной структуре, но создаваемый ими образ достаточно монолитен и узнаваем -они выглядят, как «фабрика» по подготовке профессиональных кадров. В настоящее время многие ВУЗы России являются преемниками наследия отраслевого позиционирования, даже

по названию можно определить, на что направлена их специализация. Также немаловажной проблемой университетов является их взаимодействие с городской средой. Как правило, университет находится в отдаленном районе города с неудобной транспортной связью. Самым крупным объектом на территории студенческого городка является главный учебный корпус с ректоратом и администрацией, рядом размещаются более мелкие учебные корпуса и в стороне строчной застройкой стоят общежития. Университеты, которые размещаются в центральной части города, сталкиваются с проблемой высокой плотности застройки и отсутствием территориальных резервов. Университетские программы активно развиваются, и, соответственно, необходимы новые территории, новые учебные пространства. Также всегда актуальным остается вопрос о том, как не допустить нежелательных посетителей на территорию университета, оставив при этом свободный выход студентов в городскую среду. В большинстве российских ВУЗов эта проблема не решена, так как единая территория разделена городскими улицами и дорогами или же университет располагается рядом с высокоплотной городской застройкой, заселенной низкооплачиваемыми слоями населения. Соответственно, из-за отсутствия качественной природной и культурной среды происходит отток студентов и преподавателей в более приспособленное для жизни и учебы место.

Архитектура университетов должна воспитывать непосредственно через создание легко узнаваемых пространственных моделей. В первую очередь, архитектурный образ университета через пространственные формы и планировочную структуру выражает доминирующие в обществе представления о современной роли науки и образования.

Рассмотрим две основных составляющих архитектуры университетов: градостроительное размещение и формирование архитектурной среды.

1. Схемы градостроительного размещения:

- автономное размещение по отношению к городу;

- внутригородское размещение (часто вблизи центра города).

Первая схема исторически связана с представлениями об избранности труда ученого, здесь требуется особая пространственная форма, удовлетворяющая функциональным потребностям в уединении, необходимости

сосредоточения на предмете исследования. Классическим примером такого размещения является английский университет Оксфорд. Он расположен среди сельского ландшафта и олицетворяет собой идею о совершенствовании и воспитании человека посредством создания соответствующей архитеюурной и природной среды.

Вторая схема - университет расположен в пределах городской черты, обычно, занимает обширную территорию, и играет важную роль как градостроительный ансамбль. Так, например, МГУ строился как один из лучших городских ансамблей Москвы. МГУ - мощный университетский комплекс, в нем насчитывается около тысячи отдельных зданий и строений общей площадью около миллиона кв. метров, в том числе 8 общежитий, в которых проживает свыше 12 тыс. человек; около 300 км различных коммуникаций.

Однако эти впечатляющие цифры сегодня уже не отвечают требованиям времени, современным тенденциям развития науки и образования.

2. Формирование архитектурной среды

Практика организации пространства университетов в развитых зарубежных странах выявляет несомненный приоритет человеческого фактора при формировании архитектурной среды. Университетскоепро-сгранство подсознательно и напрямую влияет на человека. Архитектурная среда, образующая городскую структуру, информирует и направляет большие массы людей. Для российской практики пока, к сожалению, характерна неудовлетворительная органи-

зация среды: практически отсутствуют комплексные решения организации территории вузов, учебные и жилые корпуса разобщены.

В настоящее время в России немного вузов, имеющих комплексное градостроительное решение, подобными примерами могут являться новосибирский Академгородок, Санкт-Петербургский государственный университет, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.

Пример некомплексной застройки - УГТУ-УПИ (г. Екатеринбург): учебный комплекс размещен в ткани города, территория университета «зажата» улицами и зданиями, застройка плотная и не отличается разнообразием (однотипные здания с гладкимис-тенами и рядами одинаковых элементов), ландшафтное благоустройство территории неразвито, недостаточное природное окружение. Таким образом, отсутствует цельный облик ВУЗа, который важен для создания гармонии и уюта в человеческой душе.

Для формирования квалифицированных специалистов с активным, творческим подходом к жизни, физически и духовно здоровых, из которых формируется элита нашего общества, необходима благоприятная, организованная архитектурно-пространственная среда кампусов университетов. Требования к созданию архитектурной среды современных университетских комплексов рождаются из условий, способствующих их наилучшему функционированию. Такая среда должна обладать:

Ил. 1. Оксфордский ун и верСьттет

• ярким архитектурно-художественным образом, который будет формировать «дух места»,

• разнообразностью пространственных переживаний,

• местами для занятий спортом, как на воздухе, так и в помещениях,

• обилием озелененных и водных поверхностей,

• динамичностью архитектурного пространства и возможностями его трансформации (возможность быстрого реагирования на изменения рыночной экономики и возникающие перспективные технологии, наличие резервных территорий),

• эффективным функциональным зонированием.

В новых условиях непрекращаю-щейся трансформации социальной и экономической сферы необходимо рассматривать функции университетов с новой точки зрения. Россия определила приоритетные задачи, под которые должны формироваться основные направления политики в области развития науки и технологий. Указ Президента РФ Д. А. Медведева «О федеральных университетах» предусматривает создание сети федеральных университетов «в целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики».

Для эффективного воплощения концепции модернизации высшего образования нам необходимо изучение формирования пространства в зарубежных университетских комплексах. Несмотря на доминирование США и Европы на мировом образовательном рынке, Азиатский регион в последнее время демонстрирует высокие темпы роста и развития образовательных технологий. Мы обратимся к опыту КНР, поскольку это государство сопоставимо с Россией по масштабам, политическим и экономическим трансформациям недавнего времени.

Так, за последние тридцать лет в высшем образовании Китая произошли многочисленные изменения. Страна сумела удержаться от погружения в хаос и смогла выстроить систему, обеспечившую стабильный и быстрый экономический рост и позволила осуществить не менее стремительные изменения в системе образования.

Ил. 2. Пекинский университет, г. Пекин

Изначально структура высшего образования Китая - это копия советской системы начала 1950-х гг., которая преимущественно организована по областям знаний. Цель этой системы - подготовка специалистов для социалистического строительства. Для того времени эта модель была полезна, она удовлетворяла потребности страны в кадрах. Но сегодня, в век глобализации, такая модель образования перестала удовлетворять требованиям времени, и в 1990-е гг. было положено начало слияния университетов. Так, например, Пекинский медицинский университет был преобразован в 2000 году в Пекинский университет, а Пекинский институт искусств и ремесел был преобразован в университет Циньхуа.

Сейчас каждый университет может основывать свои образовательные, исследовательские и производственные филиалы.

Пекинский университет (Peking University), самый престижный ВУЗ Китая, расположен на северо-запа-де Пекина, в «вузовском районе» Хайдань. Кампус считается одним из самых красивых мест в мире. Он занимает территории бывших императорских садов династии Цинь, окружен традиционными китайскими пейзажами и старинными зданиями.

Структура университета включает в себя 30 колледжей и 12 факультетов. При университете действуют 216 научно-исследовательских институтов, два инженерно-научных центра имеют статус общенациональных.

В связи с социалистической модернизацией страны университет эффективно объединил образовательную и научно-исследовательскую деятель-

ность в единый комплекс и стал образовательным центром нового типа, охватывая изучение фундаментальных, прикладных, общественных, гуманитарных наук.

Пекинский университет поставил перед собой цель занять место среди лучших университетов в мире.

Основные принципы формирования пространственной и архитектурной среды кампуса Пекинского университета можно сформулировать следующим образом:

• принцип фэн-шуй в организации пространства;

• растворение в природе, концепция «зеленого» кампуса;

• гармония традиционной и современной архитектуры, формирование исторической идентичности;

• принцип единого пространства территории кампуса;

• кампус расположен в условиях плотной застройки, но сохраняет большой процент территорий с природным ландшафтом.

Университет Циньхуа (Tsingh.ua University) - один из крупнейших и известнейших высших учебных заведений Китая. Он, как и Пекинский университет, расположен на северо-западе Пекина. За столетний период работы университет Циньхуа характеризуется устойчивым и динамичным развитием. Сегодня университет Циньхуа сформировался как крупный социально ориентированный учебно-научно-инновационный университетский комплекс многоуровневого образования в области научной и инновационной деятельности, подготовки научных кадров.

С конца 70-х гг. прошлого века высшие учебные заведения Китая нача-

Ил. 3. Генплан и главный учебный корпус УГТУ-УПИ, г. Екатеринбург

ли быстро «подстраиваться» под перемены, происходившие в обществе, на этом фоне университет Циньхуа встал на путь бурного развития. Он получил статус классического университета, где постепенно восстанавливалась естественнонаучная, экономическая, управленческая и гуманитарная специальности, открылся институт непрерывного образования. В1999 г. к составу университета Циньхуа присоединен Китайский центральный прикладной художественный институт и переименован в художественный институт университета Циньхуа.

За прошедшие 100 лет университет Циньхуа стал не только образовательным, но и научным центром Китая. В настоящее время в состав университета входят 14 институтов, 56 факультетов. Работа университета направлена на развитие базы подготовки высококвалифицированных кадров по широкому спектру направлений: естественные науки, технические науки, исторические науки, экономические науки, филологические науки, педагогические науки и др. Они ведутся в соответствии с приоритетными направлениями развития современной китайской науки, а также с учетом потребностей рынка труда. Исследования и разработки осуществляются университетом как самостоятельно, так и совместно с другими институтами, соответствующими предприятиями и организациями. Научные исследования поддерживаются грантами центрального правительства и министерства просвещения. Под поддержкой комплексных государственных программ «Проекты 211» и «Планы 985» университет Циньхуа поднялся на новый этап своего развития.

Стратегической целью университета Циньхуа на будущее является его развитие и совершенствование как крупного университета инновационного типа, реализующего многопрофильные образовательные и научные

программы для решения кадровых и социально-экономических проблем Китая.

Основные принципы формирования пространственной и архитектурной среды кампуса университета Циньхуа:

• принцип «блочности», организация блок-корпусов вокруг центрального пространственного ядра;

• экологичность, максимальное использование солнечного света и солнечной энергии, системы очистки воды и т. п.;

• интеграция в природное окружение, концепция «зеленого кампуса»;

• большое количество спортзалов и открытых спортплощадок;

• транспортная обеспеченность, закрытая территория.

Университет Цзинань 0inan University), один из старейших ВУЗов Китая, расположен в городе Гуанчжоу, включает в себя 4 кампуса, два из которых входят в особую экономическую зону и играют ведущую роль в экономическом развитии Китая.

Главный кампус университета Цзинань находится в Гуанчжоу. На территории кампусов находятся все службы, необходимые для повседневной учебы: учебные корпуса, библиотека, магазины, прачечные, фотоателье, рестораны, караоке, кафе, пекарни, банк, салоны красоты, стадион, бассейн, поликлиника и др. Университет в настоящее время состоит из 21 института, 49 отделений, 39 научных отраслей, имеющих право присудить ученую степень доктора, 2 научно-ис-следовательских баз. При университете имеется 47 научно-исследовательских учреждений и больниц.

Основные принципы формирования пространственной и архитектурной среды главного кампуса университета Цзинань:

• один акцентированный центральный вход;

• здание главного учебного корпуса воспринимается с разных точек и разных ракурсов, имеет 2 главных входа;

• «эмблематичные* здания - библиотека и главный учебный корпус;

• кампус расположен в условиях очень плотной городской застройки;

• территория кампуса представляет собой единое пространство, с центральным ядром в виде парка и главной площади;

• регулярная планировка территории;

• применение принципов фэн-шуй в организации пространства, соблюдение традиций;

• сохранение природных особенностей окружения, проработка ландшафта.

Университетский мегакампус Гуанчжоу (ОгХУС) занимает территорию острова Сяоквей в пригороде Гуанчжоу, расположенного в 17 км от старого центра города и 17 км от места строительства бизнес-центра «Сити». Он объединяет 10 университетов различного профиля в 5 территориальных групп, которые связаны между собой 3 кольцевыми автодорогами, в центре мегакампуса находится экопарк с озером и объектами совместного пользования всеми университетами, он представляет собой единую градостроительную систему, где на сегодняшний день учатся и живут около 180

ООО студентов.

Причиной создания такого мощного университетского центра послужил бурный промышленный рост региона и соседство с такими быстроразвивающими ся и высокотехнологичными областями, как Шэньчжэнь и Гонконг.

Большая часть кампуса была построена в рекордно короткие сроки, территория метацентра включает в себя учебно-лабораторные корпуса, объекты социально-культурной и спортивной инфраструктуры, общежития, в которых проживает 100 % студентов, центры медицины, физики и биотехнологий, библиотеки, сервисные объекты и т.д.

Кампус имеет прямое сообщение с центром города посредством метро и автодорог с автобусным сообщением и внутренними районами, через его окраины проходят железнодорожные ветки быстрых поездов до Пекина на север и в Гонконг на юг.

Основные принципы формирования пространственной и архитектурной среды мегакампуса:

Ил. 4. УниверситетСан-ят-Сена. Гуанчжоу

• территория кампуса максимально вписана в пойму реки;

• организация единого пространства на территории;

• экологичность, максимальное использование солнечного света и солнечной энергии, системы очистки воды и т. п.;

• интеграция в природное окружение, концепция «зеленого*- кампуса;

• транспортная обеспеченность;

• большие рекреационные пространства;

• каждый из 10 университетов обладает собственным стилем, но не разрушает целостности всего кампуса;

• туннельный принцип прокладки коммуникаций.

Заключение

Современный университетский комплекс - это, в первую очередь, учебные программы, которые интегрированы в архитектуру и посредством которых трансформируется пространство. Среда кампуса должна отвечать современным требованиям к высокому качеству жизни и учебы.

Анализ опыта КНР по трансформации существующих и строительству новых университетов показывает, что за короткий период, при наличии правильной концепции, можно создать гармоничную архитектурную среду кампуса для эффективной работы и учебы.

Текущие тенденции мировой глобализации требуют быстрого развития социальной, экономической и технологической сфер общества. И в условиях глобальной конкурен-

ции новые университетские комплексы федеральных университетов России должны строиться на высшем мировом уровне.

Список использованной литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. С. 372.

2 Розов Н. С. О моделях университета в современной России // Социологические исследования. 2007. № 10.

3 Ортега-и-Гассет X. Миссия университета // Отечественные записки. 2002. № 2.

4 Кулешова Г. И. Образы науки и архитектура научных комплексов // Вопросы философии. 1992. № 4.

5 Golden Memories of Sun Yatsen University. Linganart Publishing House.

6 An Introduction to Jinan University. Journal of Jinan University.

7 Campus and the City - Urban Design for the Knowledge Society. Edited by Kirstin Hoeger and Kees Christiaanse. gta Verlag.

8 Stephen A. Kliment. Series Founder and Editor. Building Type Basics for College and University Facilities. David J. Neuman. KAIA.

9 Официальный сайт Peking University. URL: http://www.pku. edu.cn/

10 Официальный сайт Tsinghua

University. URL: http://www.

tsinghua.edu.cn/

11 Официальный сайт Jinan University. URL: http://www.jnu.edu.cn/

12 Официальный сайт GZUC. URL: http://www.gzuc.net/

13 Guangzhou Higher Education Mega Center. URL: http://en.wikipedia. org/wiki/Guangzhou_Higher_ Education_Mega_Center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.