Научная статья на тему 'Формирование архитектурно-пространственной среды университета: опыт вгуэс'

Формирование архитектурно-пространственной среды университета: опыт вгуэс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ / АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ЗАСТРОЙКИ / ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / СПЕЦИФИКА РЕЛЬЕФА / УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАМПУСА / КОМПАКТНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ КАМПУСА / ARCHITECTURAL AND SPATIAL ENVIRONMENT / SOCIAL INFRASTRUCTURE / ARCHITECTURAL IMAGE / ARCHITECTURAL DECISION / BUILDING PRINCIPLES / PLANNING STRUCTURE / RELIEF SPECIFICITY / EDUCATIONAL SPACE / PRACTICAL ORIENTATED EDUCATION / INTELLECTUAL AND MATERIAL SPACE OF CAMPUS / CAMPUS COMPACTNESS AND SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарев Геннадий Иннокентьевич

Рассмотрены основные принципы формирования архитектурно-пространственной среды Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС). Автор показывает, как создание современного кампуса с развитой инфраструктурой способствовало повышению конкурентоспособности вуза. Архитектурно-планировочные решения в организации учебного пространства университета соответствуют таким принципам обучения, как практикоориентированность и вариативность образовательных траекторий. В статье нашел отражение опыт эффективного развития жилой и рекреационной зон кампуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizing of architectural environment of the University: VSUES experience

In the article the basic principles of architectural and spatial environment of the Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES) formation are described. The author shows how to create a modern campus with well-developed infrastructure which enhances the competitiveness of the university. By organizing the educational spaces we use such architectural and planning solutions that corresponds to the principles of educational trajectories focused on practice oriented education and variability. The article reflects the experience of effective development of residential and recreational areas on campus.

Текст научной работы на тему «Формирование архитектурно-пространственной среды университета: опыт вгуэс»

МЕНЕДЖМЕНТ ИНФРАСТРУКТУРЫ И СРЕДЫ ВУЗА

Г. И. Лазарев

ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

УНИВЕРСИТЕТА: ОПЫТ ВГУЭС

Рассмотрены основные принципы формирования архитектурно-пространственной среды Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС). Автор показывает, как создание современного кампуса с развитой инфраструктурой способствовало повышению конкурентоспособности вуза. Архитектурно-планировочные решения в организации учебного пространства университета соответствуют таким принципам обучения, как практикоориентированность и вариативность образовательных траекторий. В статье нашел отражение опыт эффективного развития жилой и рекреационной зон кампуса.

Ключевые слова: архитектурно-пространственная среда, социальная инфраструктура, архитектурный образ, архитектурное решение, принципы застройки, планировочная структура, специфика рельефа, учебное пространство, практикоориентированное обучение, интеллектуальное и материальное пространство кампуса, компактность и безопасность кампуса.

G. I. Lazarev

Organizing of architectural environment of the University: VSUES experience

In the article the basic principles of architectural and spatial environment of the Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES) formation are described. The author shows how to create a modern campus with well-developed infrastructure which enhances the competitiveness of the university. By organizing the educational spaces we use such architectural and planning solutions that corresponds to the principles of educational trajectories focused on practice oriented education and variability. The article reflects the experience of effective development of residential and recreational areas on campus.

Keywords: architectural and spatial environment, social infrastructure, architectural image, architectural decision, building principles, planning structure, relief specificity, educational space, practical orientated education, intellectual and material space of campus, campus compactness and security.

Как форма всегда определяется функцией, так и любые используемые университетом архитектурно-планировочные решения базируются на его организационной философии, общей стратегии. Для ВГУЭС важнейшим стратегическим приоритетом является идея построения университета, полезного обществу и ответственного перед ним за результаты своей деятельности. При этом речь идет о социальной ответственности

вуза перед государством, сотрудниками, клиентами, партнерами, общественностью [3]. Мы ставим цель превратить наш университет в важный центр социальной организации города и края, влияющий на экономическое, социальное, политическое развитие всего региона. Уверен также, что университеты должны быть заметными функционально-планировочными элементами в структуре любого города, способными существенно

© Лазарев Г. И., 2011

трансформировать и развить любую градостроительную систему. Каким мы видим наше движение к достижению этих целей?

Для начала обратимся к строительной истории вуза. Когда он создавался 43 года назад, было построено пятиэтажное здание площадью 2500 кв. м, в архитектурном плане абсолютно типичное для эпохи быстрого и экономного строительства и с минимальными эстетическими достоинствами. Автор этой статьи (кстати, строитель по образованию), возглавив ВГУЭС 22 года назад, выдвинул задачу развития вуза, в том числе его земельно-имущественного комплекса. Это потребовало привести материально-техническую базу вуза в соответствие с образовательными и научными задачами, с одной стороны, и с условиями и потребностями градостроительной среды — с другой.

За прошедшие несколько десятилетий количество объектов недвижимости многократно увеличилось, и сегодня университет имеет 72 здания общей площадью 98 500 кв. м. Особенно активно университет строился и развивался начиная с 90-х гг.: так, фонд зданий ВГУЭС увеличился на 2/3. Только за последние несколько лет были введены в строй Приморский краевой интернат для одаренных детей, бизнес-инкубатор площадью 3400 кв. м, Восточная гимназия, спортивные корпуса и водно-оздоровительный комплекс, театрально-концертный комплекс «Андеграунд» с 3 залами, медицинский центр «Лотос», реконструированы колледж сервиса и дизайна (общежитие на 380 мест площадью 4740 кв. м, учебный корпус — 8820 кв. м, общественно-спортивный корпус — 2150 кв. м), библиотека. Несмотря на то что в настоящее время у вуза уже нет широких возможностей для нового строительства, особенно в пределах главного кампуса, ВГУЭС намерен построить общежития, учебный корпус на 6000 кв. м для иностранных студентов и изучения иностранных языков. Планируется ввод крытого катка с искусственным льдом площадью 5200 кв. м.

В качестве примера строительной динамики приведем схемы основного кампуса университета во Владивостоке (рис. 1).

Сегодня ВГУЭС представляет собой современный учебно-научно-производственный комплекс, где учатся почти 28 тыс. человек, в том числе 1200 иностранных студентов. Его материально-техническая база из самой примитивной (что было свойственно большинству российских университетов) превратилась в сложную, многомерную систему. Эта система отличается не только

многократно возросшими учебными и жилыми площадями, но и новым технологическим качеством (коммуникационные сети, оборудование и т. д.), а также усложненной структурой.

Обсуждая много лет назад идеологию развития университета, мы оказались перед выбором: строить отдельные здания в разных частях города или предпочесть комплексную (кампус-ную) застройку на довольно ограниченной территории в центре Владивостока. В то время широко распространенная во всем мире кампус-ная система организации университетского пространства не получила широкого применения в России, несмотря на то что свободной земли в стране предостаточно. Ситуация не слишком изменилась и сегодня. Как правило, крупные вузы в мегаполисах размещаются в зданиях, расположенных в разных частях города. Конечно, это в первую очередь негативно сказывается на управлении вузом и организации учебного процесса, поскольку студентам и преподавателям приходится перемещаться по разным зданиям. Такие затраты времени и сил мы посчитали неэффективными и выбрали путь компактной застройки (кампуса). Будучи территориально ограниченными окружающими городскими кварталами, мы должны были существенное внимание уделять оптимальной пространственной организации вуза, способной обеспечить активное развитие комплекса, а также гармоничную интеграцию в окружающую городскую среду.

С точки зрения архитектурного построения наш подход укладывается в рамки следующих соображений. Изменение содержания и технологий обучения, так же как, впрочем, и всей жизни, будет происходить намного быстрее, чем раньше. В силу этих причин представляется, что новые архитектурные решения, которые не могут не реагировать на изменения в образовательной сфере, должны лежать в области создания универсальной пространственной системы, способной достраиваться и изменяться. Характерная для всей современной западной архитектуры гибкость, «открытость» композиции дает возможность расширения и реорганизации в дальнейшем. Мы согласны с А. В. Калабиным [1], который, высказываясь относительно будущего университетской архитектуры, считает, что «основные здания должны быть универсальны, а следовательно, достаточно нейтральны в своей конструктивной и архитектурной основе». При этом, безусловно, все сооружения университета должны находиться в гармонии между собой и окружающей средой. И именно в поиске и создании

Йпрот ■Эи-чни-е нниич^ны}« ЭГ^чйр и :."|Г:Г','.' I ■

б

Рис. 1. Кампус ВГУЭС: а — конец 80-х гг.; б — 2010 г.

такой гармонии в области пространственных форм и лежат возможности и перспективы создания архитектурного образа университета.

Общие принципы организации кампуса ВГУЭС

Удобство и комфорт для сотрудников, преподавателей, студентов и гостей. Основной кампус ВГУЭС включает такие зоны, как общественно-деловая (учебные и научно-исследовательские помещения, культурные, спортивные, торговые, сервисные объекты), производственная (объекты коммунальной и транспортной инфраструктуры), жилая (общежития студентов, дома сотрудников и преподавателей, гостиница) и рекреационная (дендропарк, сад камней и др.). Планировочная структура университета должна отвечать разносторонним потребностям проживающих в кампусе студентов и преподавателей и обеспечивать высокий уровень сервиса и комфорта. Не покидая пределы территории вуза, можно поесть (ежедневно 15 кафе и столовых посещают около 8 тыс. человек), обратиться в медицинский центр, посетить спортивно-оздоровительный комплекс, салон-парикмахерскую, аптеку, магазины, банк и т. д.

Чтобы минимизировать число выходов людей на улицу и входов их в помещения (особенно в холодный зимний период) и сократить время на перемещения между зданиями, мы объединили все здания в каждом из пяти кампусов с помощью переходов. В итоге во всех кампусах ВГУЭС студенты, сотрудники, гости могут перемещаться в зданиях, не выходя на улицу. В качестве примера стоит привести переход из учебного корпуса интерната для одаренных детей в недавно построенный спортивный комплекс, который находится рядом с кампусом, но на другой стороне улицы. Для соединения учебно-жилой и спортивной зон был построен переход над городской дорогой длиной около 100 м.

Соединение всех зданий кампуса крытыми переходами кардинально повышает качество организации университета и его внутреннего пространства за счет:

— сокращения времени перехода между зданиями, повышения комфортности;

— уменьшения количества простудных заболеваний по причине кратковременного пребывания на улице во время перехода из здания в здание (климатические условия зимой в нашем городе весьма неблагоприятны);

— существенного уменьшения количества раздевалок, так как студенты при переходах из корпуса в корпус раздеваются только в одном из зданий;

— уменьшения объема работ по уборке зданий, так как люди существенно меньше выходят на улицу и, следовательно, уличная грязь меньше проникает в здание;

— уменьшения затрат на содержание зданий и повышения эффективности использования всей инфраструктуры кампуса, так как время пешеходной доступности каждого помещения не превышает 10-15 минут, отсутствует необходимость учета фактора временной доступности при организации учебного процесса.

Внешняя привлекательность — неотъемлемый принцип организации кампуса. Как уже упоминалось, кампусы ВГУЭС имели в основном типовую застройку (кирпичную или панельную), и только в последние годы мы перешли к использованию в отделке современных привлекательных материалов, таких как стекло и композитные панели. Чтобы сделать привлекательным внешний вид построенных в советские времена зданий, мы используем световые панели и подсветку зданий, вводим яркие цвета (рис. 2). На бетонных подпорных стенах выполнена (кстати, студентами-дизайнерами) отделка мозаикой. В результате территория университета стала многоцветной, более выразительной и в то же время стилистически единой.

Активно используется озеленение, в том числе вертикальное. Силами сотрудников и студентов вокруг университета создан уникальный дендропарк, в котором представлена четвертая часть всех видов фауны Приморья. На территории кампуса создано несколько зеленых зон с оборудованными местами отдыха. Заложен японский сад камней и сад сакуры (рис. 3). Парк ВГУЭС стал популярным местом отдыха не только студентов и сотрудников, но и жителей и гостей города. Замечу также, что ландшафт кампуса является постоянным объектом фотосъемки (в том числе свадебной), что также свидетельствует о его привлекательности.

Еще одним принципом организации кампуса ВГУЭС является экономичность и композиционная рациональность. Ограниченную территорию, имеющую к тому же большой перепад высот (кампус находится, по сути, на склоне сопки, с разницей в отметках более 50 м), мы застраиваем максимально плотно, одновременно используя особенности террасного рельефа. Например, 13-этажное здание так вписано

Рис. 2. Главный кампус ВГУЭС сегодня

Рис. 3. Сад камней ВГУЭС

в вертикальный рельеф, что один из его входов расположен на уровне 7-го этажа. Эксплуатационные возможности территории увеличиваем за счет надстройки верхних этажей, использования чердачных и подземных помещений. Все более широкое применение находят кровли (рис. 4). В итоге застройка кампуса очень компактна и имеет высокую плотность: на 7,5 га мы разместили столько зданий и сооружений, сколько обычно размещается на 25 га.

Специфика рельефа, разница в отметках высот, а также наличие интенсивного потока людей подсказали нам еще одно решение для организации перемещений между зданиями. Недавно мы ввели в эксплуатацию эскалатор (кстати, первый и единственный в образовательном учреждении на всей территории России). Он соединил между собой учебный корпус университета с жилой и спортивной зонами, значительно сократив путь в несколько зданий кампуса (рис. 5). При общем перепаде высот в 22 м эскалатор перевозит в час до 4500 человек.

Компактность кампуса позволяет обеспечить и высокий уровень его безопасности. Территория вуза огорожена, въезд автотранспорта осуществляется по пропускам. В то же время доступ во все помещения, кроме общежитий, для

посторонних не ограничен. Жители города наравне со студентами и ППС могут пользоваться спортивными сооружениями, библиотекой, магазинами, столовыми, кафе и т. д. Безопасность обеспечивается не за счет запретов, а за счет использования современных средств наблюдения, сигнализации и оповещения. Более 750 камер видеонаблюдения, автоматизированная пропускная система в общежития на основе персональных пластиковых карт, интеграция всех систем в единый пост контроля — все это препятствует несанкционированному проникновению в здания посторонних лиц и обеспечивает правопорядок на территории кампуса.

Какие преимущества и результаты дал нам такой подход к организации кампуса?

Во-первых, на территории кампуса имеется все для полноценной жизни (а не только для учебы и работы). Во-вторых, мы обеспечили очень удобную доступность ко всем зданиям и помещениям. В-третьих, кампусная система способствует более эффективному управлению университетом и организации учебного процесса, оптимизирует расходы на его содержание. В-четвертых, обеспечен высокий уровень безопасности и здоровьесбережения студентов и сотрудников. Для них стало уже привычным и необходимым

Рис. 4. Зона отдыха на крыше одного из зданий

Рис. 5. Один из крытых переходов, оснащенный эскалатором

высокое качество жизни в кампусе. Наконец, все перечисленные выше преимущества существенно повысили конкурентоспособность нашего университета. Мы стремимся к тому, чтобы у каждого, кто приходит в университет, независимо от того, сколько времени он здесь находится, обязательно появлялось желание вернуться сюда.

Организация образовательного пространства

Важнейшей целью образовательного процесса университета является обеспечение подготовки в соответствии с запросами студентов, требованиями рынка труда и потребностями общества. И в содержательном, и в организационном планах учебная среда должна учитывать такие потребности учащихся, как возможность выбора различных образовательных траекторий и прак-тикоориентированность подготовки.

Каким образом должно быть организовано образовательное пространство, чтобы давать возможность выбора различных образовательных траекторий? Во ВГУЭС на одной площадке локализованы различные уровни образования (высшего, среднего, начального профессионального, довузовского, послевузовского). Располагая значительным материально-техническим и интеллек-

туальным потенциалом (учебные корпуса, лаборатории, полигоны, информационная инфраструктура и т. д.), такой комплекс имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с вариантом структурной разобщенности. На всех уровнях обучения студентам предоставляются одинаково комфортные условия для учебы и проживания. В равной степени все могут пользоваться инфраструктурой университета.

Теперь посмотрим, как организовано учебное пространство для обеспечения практикоори-ентированности обучения. Последние несколько лет практически все введенные в эксплуатацию новые учебные помещения представляют из себя не обычные аудитории, в которых проводят лекции и семинары, а лаборатории. В качестве типичного примера новой структуры учебного пространства можно привести учебно-экспериментальную базу кафедры сервиса и технической эксплуатации автомобилей, которая занимает 5 аудиторий и 9 лабораторий общей площадью 1500 кв. м. Только за последние два года на эти цели израсходовано 5 млн руб. Лаборатории оснащены учебными автомобилями, тренажерами и оборудованием для диагностики и ремонта, а также организации безопасности дорожного движения. Мобильная автоматизированная лаборатория предназначена для проведения лаборатор-

ных работ по всему спектру дисциплин подготовки инженеров автосервиса.

Преобладающей является доля лабораторных помещений и на кафедре туризма и гостинично-ресторанного бизнеса. В этом учебном году во ВГУЭС введена в строй учебно-тренинговая гостиница «Аванта» — одна из самых современных в городе. Гостиница имеет 82 номера, ресторан, бизнес-центр. Это современная практическая база для обучения студентов с широкой возможностью применения инновационных методов.

В рамках системы СПО недавно открыты лаборатории парикмахерского искусства, технологий общественного питания. После переоборудования гаража открылись 6 современных фотолабораторий для обучения фотосъемке в различных условиях.

Во ВГУЭС оборудован комплекс помещений для судебных заседаний, где студенты получают практические навыки участия в судебных процессах. Зал оснащен специальным микрофоном и записывающей видеоаппаратурой. Заседания можно транслировать в режиме реального времени в филиалы ВГУЭС в Находке, Артеме и Уссурийске. Поскольку зал отвечает всем требованиям, предъявляемым к таким помещениям в судебной практике, комплекс задействован не только в учебных занятиях, но и в реальных судебных процессах.

Как пример наиболее гармоничного и комплексного решения задачи соответствия архитектурно-планировочных решений целям обучения можно привести входящую в состав ВГУЭС классическую европейскую прогимназию. Миссия школы — гармоничное развитие личности, ее познавательных потребностей, учет индивидуальных особенностей ребенка. Здание прогимназии выстроено по оригинальному проекту, его площадь составляет 4700 кв. м, в нем располагаются современные классные комнаты, компьютерный и лингафонный кабинеты, артстудия, лаборатория естественных наук с настоящим телескопом, спортивный и хореографический залы, бассейн, медицинский центр, уютная столовая. Это настоящее инновационное образовательное пространство, где используются передовые педагогические методики.

Жилая и рекреационная зоны кампуса

Главная цель развития кампуса — формирование комфортного, привлекательного жизненного пространства. ВГУЭС сегодня располагает отличной социальной инфраструктурой, позво-

ляющей удовлетворять основные социальные потребности студентов и сотрудников.

Важнейшим элементом кампуса являются общежития. В российских вузах их можно также назвать и наиболее слабым звеном: общежитий, как правило, не хватает для всех нуждающихся, а те, что есть, далеко не всегда отвечают современным требованиям. Принципы унифицированного типового проектирования, получившие широкое распространение в России, сказались на качестве жилой студенческой среды. Для общежитий характерны «отсутствие интересных разнообразных архитектурно-планировочных решений; низкий уровень потребительских качеств студенческого жилища; неудовлетворительные эстетические качества жилой среды» [2].

Между тем современные зарубежные студенческие городки отличает большое разнообразие функционально-планировочных решений, как на уровне генплана, так и в рамках отдельной жилой ячейки. В развитых странах пора студенчества, с точки зрения условий проживания, рассматривается как полноценный жизненный период (продолжительностью до семи лет), соответственно и жилье должно быть полноценным. На первый план выходит создание и сохранение малого личного, «домашнего» пространства каждого студента, отражающего его интересы и потребности и способствующего его гармоничному успешному развитию.

Аналогичные пожелания, судя по результатам опроса [Там же], высказывают и российские студенты, которые в подавляющем большинстве хотят жить в своем жилище — уютной домашней среде с удобной функциональной организацией. При этом большинство студентов выделяют возможность внесения самостоятельного творчества в пространство жилой среды.

Развитию студгородка и созданию достойных жилищно-бытовых условий проживания студентов в общежитиях ВГУЭС придает огромное значение. Во-первых, регулярно вводятся в строй новые здания общежитий и реконструируются действующие. Так, за последние два года надстроены два этажа на двух действующих и введены в строй 2 общежития повышенной комфортности, с 1-2-местными комнатами с кабельным телевидением и Интернетом. Во-вторых, все они оборудуются новой корпусной мебелью, пластиковыми окнами, жалюзи, душем и санузлом. Выделено место для приготовления пищи, укомплектованное необходимым оборудованием; имеются читальные залы, кафе, прачечные. Все общежития ВГУЭС оснащены системами оповещения

о пожаре и противопожарной сигнализации, а также системами видеонаблюдения для обеспечения безопасности. Наконец, проекты общежитий предусматривают возможность создания студентами своего индивидуального жилого пространства. Именно поэтому общежития нашего университета считаются не только самыми безопасными, но и самыми благоустроенными во Владивостоке. Это подтверждается тем фактом, что на всероссийских конкурсах студенческих общежитий наши общежития ежегодно занимают первые места по комфортности проживания.

Кампус, как известно, это не только место, где учатся и живут, но и где проводят свободное время. Именно поэтому в большинстве зарубежных кампусов присутствуют различные бытовые, культурные, спортивные, развлекательные учреждения. ВГУЭС развивается по такому же принципу. При этом мы добиваемся максимальной насыщенности основными функциями на минимальной площади помещений. Так, спортивный комплекс «Чемпион» включает легкоатлетический манеж, залы тяжелой атлетики, борьбы, бокса, настольного тенниса, игровой и тренажерный залы со специальным покрытием и оборудованием, бассейн, а на открытом воздухе — футбольное поле с искусственной травой. В 2009 г. введен в строй новый спорткомплекс «Чемпион-2» рядом со школой-интернатом ВГУЭС. В нем 2 бассейна, тренажерный зал, залы для настольного тенниса, борьбы, фитнеса. Всего в университете 48 спортивных залов и 6 бассейнов.

Многофункциональность «Чемпиона» проявляется также в том, что он используется и как выставочный комплекс. Здесь регулярно проходят специализированные выставки, конгрессы, международные конкурсы. В комплексе созданы максимально комфортные условия для участников и гостей: большое открытое пространство, где участникам удобно работать, кондиционеры, современное освещение.

Концертно-театральный комплекс ВГУЭС «Андеграунд» является одной из лучших и хорошо оборудованных концертных площадок Владивостока. Комплекс вносит весомый вклад в культурную жизнь региона. На его сцене регулярно проводятся фестивали студенческого творчества, международные конкурсы танцевальных и вокальных коллективов, дизайнерской одежды и т. п.

Многоуровневая парковка на 250 автомобилей решила проблему размещения на территории кампуса автотранспорта сотрудников и студентов, а также посетителей спорткомплекса или выста-

вок. Верхняя площадка парковки оборудована для занятий теннисом. Здесь уложено специальное покрытие, предусмотрено отведение дождевых вод, освещение и сетчатое ограждение.

Неотъемлемым элементом культурной среды кампуса стал и памятник поэту О. Мандельштаму. Созданный известным приморским скульптором, он изначально был установлен в одном из городских районов, но там не смогли обеспечить его сохранность. Поэтому мы предложили городским властям разместить памятник в университетском парке, где ежегодно в день рождения Мандельштама к нему возлагаются цветы и читаются стихи поэта. Университет стал достойной средой для памятника, который, в свою очередь, воспроизводит и умножает культурное пространство, так необходимое в образовательно-воспитательном процессе.

Воспитательная функция университета в полной мере распространяется на всю его архитектурно-планировочную среду. Как утверждал Д. Дьюи [4], архитектура сама является формой образования, которая воспитывает и образовывает непосредственно через создание легко узнаваемых пространственных моделей. Для руководства ВГУЭС важно, чтобы пространство кампуса, как интеллектуальное, так и материальное, формировало лучшие стандарты современного уровня жизни, вносило вклад в нравственное воспитание молодежи, способствовало социально-экономическому развитию города и региона.

1. Калабин А. В. Актуальные вопросы архитектурного проектирования кампуса Уральского федерального университета [Электронный ресурс] // Акад. вестн. УралНИИпроекта РААСН. 2010. № 3. URL: http:// www.uniip. ru/mdex.php/juornal/arhiv / soderghanie /101-av3-2010/104-3-2010-kalabin

2. Кропотова О. В. Современные тенденции формирования архитектуры жилой студенческой среды [Электронный ресурс]. URL: http://book.uraic.ru/project/ conf/txt/005/archvuz14_pril/47/template_article-ar=K41-60-k63.htm

3. На пути к социально ответственному университету : колл. монография / под общ. ред. проф. Г. И. Мальцевой. Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2009.

4. Птичникова Г. А. Архитектура и проблемы философии и этики: влияние философско-этических идей на развитие архитектурного образа на примере университетских комплексов США [Электронный ресурс]. URL: http://www.americancouncils.org/JER/archive2/issue1/ 7.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.