Научная статья на тему 'Современные аспекты архитектурно-градостроительного проектирования университетских кампусов'

Современные аспекты архитектурно-градостроительного проектирования университетских кампусов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
3455
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС / АКТУАЛЬНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА / КОМФОРТНАЯ СРЕДА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ / UNIVERSITY CAMPUS / ACTUAL FUNCTIONAL PROGRAM / UNIVERSAL LAY-OUT / COMFORTABLE ENVIRONMENT / TERRITORIAL RESERVES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зобова Марина Геннадьевна

Прогресс в сфере науки и образования, изменение социальных потребностей и расширение диапазона функций высших учебных заведений, инвестиционная привлекательность данных объектов, внедрение федеральных целевых программ по развитию кампусов в городской застройке, отсутствие современной нормативной базы и прочее требует решения вопросов проектирования и развития университетских кампусов. современные аспекты архитектурно-градостроительного проектирования данных объектов разделены на семь основных блоков: градостроительный, функционально-планировочный, композиционный, социально-экономический, экологический, конструктивный, инженерно-технический. градостроительный блок рассматривает вопросы месторасположения кампуса в структуре города, его связь с окружающей застройкой, территориальные резервы для развития, пешеходно-транспортный каркас и рекреационный ресурс. Функционально-планировочный блок рассматривает актуальность функциональной программы и планировочного решения кампуса, коммуникационные связи, основные функциональные зоны, безбарьерность среды, многофункциональность объектов, взаимосвязь пространств и информативность среды. композиционный блок рассматривает принципы формального и цветового решения и приемы эстетизации среды. социально-экономический блок рассматривает целесообразность градостроительного и архитектурно-планировочного решений, экономическую эффективность и социальную значимость кампуса. Экологический блок рассматривает вопросы безопасного воздействия кампуса на окружающую среду и окружающей среды на резидентов кампуса. конструктивный блок рассматривает вопросы безопасности эксплуатации зданий и эффективность их конструктивного решения. инженерно-технический блок рассматривает вопросы инженерной инфраструктуры и технического обслуживания кампуса. в качестве выводов даны основные рекомендации для проектирования, в том числе, предложена композиционная структура, баланс функциональных зон и технико-экономические показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Зобова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PRINCIPLES OF ARCHITECTURAL AND URBAN DESIGNING OF UNIVERSITY CAMPUSES

The article contains the main reasons for actuality of University campus design and development under modern conditions. They are progress in the science and education field, changing of social needs and expansion of the range of higher educational institution functions, investment attractiveness of these facilities, the implementation of Federal purposeful programmes of campus development in metropolitan areas, the lack of a modern legal framework and others. Modern aspects of architecture and urban design of these facilities are marked. The aspects are divided into seven main parts: urban planning, functional planning, compositional, social and economic, environmental, design, engineering. Urban planning considers issues of a campus location in the city structure, its relationships with surrounding buildings, territory reserves for development, pedestrian-vehicle frame and recreational resources. Functional planning aspect examines actual functional programme and planning of a campus, communication links, the main functional areas, accessibility, multifunction of objects, relationships of space and informativity of the environment. The compositional aspect considers principles of formal and colour solution and techniques of the environment aestheticization. Social and economic aspect considers the appropriateness of a town planning, architectural and planning decisions, economic efficiency and social significance of a campus. The environmental aspect examines a safe impact of a campus on the environment and the environment on campus residents. Constructive aspect considers the security of buildings and the efficiency of their designs. The engineering aspect examines issues of engineering infrastructure and maintenance of a campus. In conclusion, the basic recommendations for the design are given, including a composite structure, the balance of functional areas and technical and economic indicators.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты архитектурно-градостроительного проектирования университетских кампусов»

УДК 727.3

Зобова М.г.

Самарский государственный архитектурно-строительный университет Е-mail: [email protected]

современные аспекты архитектурно-градостроительного проектирования университетских кампусов

прогресс в сфере науки и образования, изменение социальных потребностей и расширение диапазона функций высших учебных заведений, инвестиционная привлекательность данных объектов, внедрение федеральных целевых программ по развитию кампусов в городской застройке, отсутствие современной нормативной базы и прочее требует решения вопросов проектирования и развития университетских кампусов.

современные аспекты архитектурно-градостроительного проектирования данных объектов разделены на семь основных блоков: градостроительный, функционально-планировочный, композиционный, социально-экономический, экологический, конструктивный, инженерно-технический. градостроительный блок рассматривает вопросы месторасположения кампуса в структуре города, его связь с окружающей застройкой, территориальные резервы для развития, пешеходно-транспортный каркас и рекреационный ресурс. Функционально-планировочный блок рассматривает актуальность функциональной программы и планировочного решения кампуса, коммуникационные связи, основные функциональные зоны, безбарьерность среды, многофункциональность объектов, взаимосвязь пространств и информативность среды. композиционный блок рассматривает принципы формального и цветового решения и приемы эстетизации среды. социально-экономический блок рассматривает целесообразность градостроительного и архитектурно-планировочного решений, экономическую эффективность и социальную значимость кампуса. Экологический блок рассматривает вопросы безопасного воздействия кампуса на окружающую среду и окружающей среды на резидентов кампуса. конструктивный блок рассматривает вопросы безопасности эксплуатации зданий и эффективность их конструктивного решения. инженерно-технический блок рассматривает вопросы инженерной инфраструктуры и технического обслуживания кампуса. в качестве выводов даны основные рекомендации для проектирования, в том числе, предложена композиционная структура, баланс функциональных зон и технико-экономические показатели.

ключевые слова: университетский кампус, актуальная функциональная программа, универсальная планировка, комфортная среда, территориальные резервы.

В связи с мировой глобализацией и присоединением в 2003 году России к Болонскому процессу очевиден прогресс в сфере науки и образования. Образовательная культура динамично развивается, и требования, предъявляемые к высшим учебным заведениям, подвергаются постоянной корректировке. Образование и поддержка больших университетов - важнейшая часть жизни любой прогрессивной страны, залог ее будущего благополучия и процветания [1]. Изменение социальных потребностей и расширение диапазона функций высших учебных заведений в 1960-1970 гг. стали причиной появления крупных университетских комплексов, которые в дальнейшем начали активно интегрироваться в городскую среду в качестве кампусов, присваивая себе эмблематические и ценностные функции. Большое значение в сфере высшего образования стали иметь не только статус ВУЗов и уровень подготовки специалистов, но и качество архитектуры университетских кампусов, а также соответствующий уровень сопутствующего

сервиса. Современные кампусы должны быть эффективными в плане организации своего пространства. Возникает потребность в создании единого образовательного пространства и комфортных условий для свободного перемещения студентов и преподавателей. В связи с этим поднимаются вопросы повышения качества образовательных и сопутствующих услуг (проживание, досуг, обслуживание, питание) [2]. Как следствие, возникает экономический интерес к изучению данной типологии общественных зданий и сооружений, в том числе, вопрос инвестиционной привлекательности. Исследование принципов проектирования и развития университетских кампусов последнее время приобретает особую актуальность. В связи с этим разработана федеральная целевая программа развития кампусов в структуре образовательных кластеров, рассчитанная на период до 2020 г. Также утверждена программа строительства и реконструкции кампусов Самары, Москвы, Казани, Владивостока, Санкт-Петербурга. Исходя из этого, возникает

социальный интерес к исследованию данной темы. Тем не менее, пик интереса к проблемам проектирования и строительства университетских кампусов в нашей стране приходится на 1970-1990 гг. В настоящее время данной теме не уделяется должного внимания: типология не пересматривается, а нормативная база по проектированию подобного рода сооружений устарела. СНиП 2.08.02-89 «Проектирование учебных комплексов и центров» содержит большое количество неактуальных в настоящее время правил и рекомендаций. В существующих нормативных документах рассматриваются вопросы, относящиеся к функциональным требованиям и планировочным решениям отдельных объектов. Классификация рассматриваемых сооружений ограничена. Неполно изложены нормы проектирования для людей с ограниченными возможностями (ЛСОВ), вопросы кооперирования образовательных функций с дополнительным сервисом обслуживания и др. Отсюда возникает научный интерес к изучению данной проблемы. Непредусмотренные перспективы развития студенческих городков, построенных в середине прошлого столетия в нашей стране, в настоящее время привели к функционально-планировочным, градостроительным и социально-экономическим проблемам [3]. В большинстве городов территории университетских кампусов занимают в соответствии с нормами 5 га на 1 тыс. чел. (СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. (приложение 7), однако, многие из этих объектов имеют недостаточную мощность и открывают дополнительные корпуса и филиалы вне территории кампуса. Значительная часть объектов не соответствует регламентам (СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей», СНиП Ш-10-75 «Благоустройство территории», СНиП 2.08.02-89 «Проектирование учебных комплексов и центров») или находится в неудовлетворительном состоянии (морально и физически изношена). Это объясняется неустойчивостью экономической ситуации и необдуманностью стратегий локального развития учебных учреждений. Старые типы объемно-

планировочных решений часто исключают возможность обновления объекта. Дефицит городских территорий сдерживает дальнейшее расширение территорий университетских кампусов. Исходя из этого, возникает интерес к исследованию данной темы в связи с малой изученностью перспектив развития.

Итак, вопросы проектирования и развития университетских кампусов на современном этапе актуальны для городов России в силу обострения множества архитектурно-градостроительных проблем. Для дальнейшего развития материальной базы учреждений данного типа требуется решение ряда важнейших задач: градостроительных, функционально-планировочных, композиционных, социально-экономических, экологических, конструктивных, инженерно-технических и других [4].

В градостроительном аспекте возникает задача выбора оптимального месторасположения университетского кампуса и его рациональной связи с тканью города и транспортным каркасом. Необходимо проанализировать сеть университетских кампусов города и учитывать эти данные при выборе территории проектирования, опираясь на принципы кооперирования, укрупнения, группировки, интеграции и т. д. При размещении университетских кампусов желателен вариант кооперирования с зонами уже существующих учебных городков, научно-исследовательских центров, технопарков, профильных научно-производственных комплексов, так как это приводит к более эффективной эксплуатации объекта и повышает его показатели по основным характеристикам: вместимость, доступность и др. На этапе выбора территории проектирования целесообразно решать вопрос изоляции университетского кампуса от производственных зон и жилых микрорайонов. Необходимо руководствоваться режимами правового зонирования территории (размещать объекты в зонах общественной застройки с невысокой социальной активностью и в рекреационных зонах). Параллельно с этим, необходимо учитывать принцип территориальной доступности для населения - не только для местных жителей, но и для приезжих резидентов кампуса. При выборе территории проектирования необходимо обеспечивать возможность расширения и

развития университетского кампуса в перспективе. Для этих целей нужно предусматривать территориальные резервы, выбирать площадку для строительства желательно вблизи крупного рекреационного ресурса. Этот фактор позволит в дальнейшем интегрировать ландшафтный компонент с основным комплексом посредством использования его в спортивных, рекреационных, оздоровительных целях. Например, можно создавать университетские кампусы на границе с лесом или парком, что позволит задействовать территорию под занятия физкультурой в рамках учебного процесса и спортом на досуге [5]. Оптимизация транспортно-пешеходного сообщения должна быть основана на ориентации композиции кампуса на крупную магистраль или на мощный транспортный узел. План дорожной сети территории кампуса должен предусматривать максимальное использование запроектированных дорог и обеспечивать прямой доступ к существующим городским магистралям [6].

В функционально-планировочном аспекте возникает задача создания оптимальной функциональной программы и планировочной концепции. Функциональная программа кампуса должна основываться на анализе существующих и дефицитных направлений высшего образования, сочетании быта, обучения, науки, рекреации и управления. Очень важно создавать университетский кампус, необходимый в данном месте и в данное время. Для этого нужен учет требований, предъявляемых к кампусу молодым поколением (потенциальными резидентами), учет потребностей в сфере науки и образования (социологический опрос). Университетский кампус должен включать все необходимые функциональные составляющие: обучение, науку, «старт-ап» площадки, управление, инженерно-техническое обслуживание, быт, рекреацию. Не менее важен принцип кооперирования как можно большего количества сопутствующих функций с основными (образовательными), дающий возможность использовать комплекс более эффективно и полно [7]. Важным аспектом, который необходимо тщательно продумывать при организации функционального процесса кампуса, является создание безбарьерной среды: комфортных и безопасных условий для ЛСОВ. Необходимо

учитывать специфику проектирования всех объектов комплекса как для ЛСОВ - студентов, так и для ЛСОВ - сотрудников. Все объекты кампуса должны быть рассчитаны на совместное использование ЛСОВ и остальным населением. Функциональное зонирование территории кампуса должно основываться на принципе построения графиков движения студентов в часы пик, а также сотрудников и обслуживающего транспорта в соответствии со сложными технологическими требованиями. Для разделения движения потоков студентов / преподавателей и обслуживающего персонала возможно устройство служебных зон, разноуровневых коммуникационных связей (вертикальных и горизонтальных), иерархии системы входов. Для разделения потоков автомобилей и пешеходов рекомендуется размещение дорог в разных уровнях и устройство многоуровневых подземных и наземных паркингов. Необходимо организовать разделение учебной и обслуживающей зон. В процессе проектирования университетского кампуса важно закладывать возможность мультиэксплуатации неучебных сооружений (развлекательных центров, спортивных комплексов, конференц-центров, выставочных центров в зависимости от различных социально-культурных событий и иных обстоятельств - принцип оптимального пересечения либо наложения функций за счет создания универсальной планировки [8]. Желательно в проект кампуса закладывать крупный многофункциональный комплекс со взаимосвязанными пространствами, с возможностью его развития и трансформации с течением времени [9]. Информативность пространства кампуса должна основываться на организации мультисервисной сети обслуживания резидентов, оборудовании демонстрационных табло и экранов с различной информацией в соответствии с инженерно-технологическими требованиями, обеспечении резидентов внутренней рекламой событий и мероприятий (медиа-фасады), всесторонней информацией об объекте и способах ориентации на территории кампуса [10].

В композиционном аспекте возникает задача создания целостной объемно-пространственной композиции и семантического подхода в решении образа. Основным из

композиционных принципов проектирования университетских кампусов является универсализация пространства и формы, организация единой композиции комплекса с использованием как надземного, так и подземного пространства. Этого можно добиться, используя атриумную группировку помещений в корпусах, горизонтальную многоуровневую композицию, компактный объем, связь пространств [11]. Также важен принцип эстетизации среды университетского кампуса. Образ сооружения должен привлекать, запоминаться и в то же время быть лаконичным и сдержанным, исходя из специфики функционального процесса. Архитектурная форма зданий определяется возможностями современных технологий, она может быть крайне разнообразна и должна раскрывать композиционный замысел автора. В образе кампуса могут находить отражение такие современные тенденции в области эстетизации архитектуры как метафора, символ формы и цвета, эмблема, знак, вызов традициям, связь с контекстом. Данное требование может быть достигнуто путем проведения семиотических поисков форм, анализа формообразования уже существующих объектов и заимствования приемов из зарубежного опыта проектирования. При выборе цветового решения необходимо избегать мрачности и строгости, чтобы не создавался депрессивный психологический фон. Цветовая гамма не должна быть серой и невзрачной, но стоит избегать и излишней яркости цветов [12].

В социально-экономическом аспекте встает вопрос социальной значимости и экономической эффективности проектируемого объекта. Целесообразность градостроительного размещения должна заключаться в обеспечении удобной и беспрепятственной транспортной доступности на территорию кампуса. Функциональная целесообразность должна заключаться в организации на одной территории, в едином периметре полного цикла высшего образования и связанного с ним сопутствующего обслуживания. С экономической точки зрения важен принцип выбора территории, который позволяет избежать больших затрат на освобождение и подготовку участка под застройку. В то же время важно освоение заброшенных территорий. В условиях города существует,

как правило, много территорий, занятых ветхим жильем, заброшенными садово-дачными массивами, деградированными и требующими восстановления участками. Именно такие территории целесообразно рассматривать при выборе площадки для строительства университетского кампуса [13]. Принцип социальной адресности основан на иерархии предлагаемых основных и дополнительных услуг (дифференциация общежитий и мест отдыха различных категорий студентов и преподавателей), делении пространств на зоны (тихого, активного, смешанного отдыха).

В экологическом аспекте возникает вопрос безопасного воздействия комплекса на окружающую среду и окружающей среды на резидентов комплекса. Принцип экологичности университетского кампуса должен базироваться на использовании ресурсосберегающих технологий, на соблюдении требований экологического комфорта и обеспечении и санитарно-гигиенических норм. Эргономичность и комфортность должна заключаться в организации среды, защищенной от неблагоприятных погодных условий с соблюдением всех важных функций необходимых человеку в течение длительного пребывания на территории университетского кампуса (показатели микроклимата в зданиях, содержание территории и прочее), а также в соответствии предлагаемых услуг физиологическим потребностям и возможностям человека.

В конструктивном аспекте возникает вопрос безопасности и целесообразности конструктивного решения. Обеспечение безопасных условий для резидентов университетского кампуса должно основываться на использовании современных конструктивных систем, способных выдерживать единовременное пребывание и движение больших людских потоков. Принцип конструктивной безопасности кампуса должен базироваться на соблюдении требований эвакуации и пожарной безопасности. Важно усовершенствование конструктивных схем с целью увеличения внутреннего объема, создания нового типа пространства (частично открытое пространство, частично закрытое с использованием подземного пространства под допустимые функции с целью увеличения вместимости объектов). В торгово-развлекательных,

выставочных и информационных сооружениях кампуса важно использовать принцип максимального освобождения пространства на основе применения большепролетных конструкций. В жилых и учебных корпусах целесообразнее использовать атриумную группировку помещений с целью создания единого вертикального рекреационно-коммуникационного каркаса. Важно объединение функциональных блоков корпусов в отдельные пространственные структуры и конструктивные схемы с решением вопроса их связи за счет подземных и наземных вертикальных и горизонтальных коммуникаций [14].

В инженерно-техническом аспекте возникает задача обеспечения кампуса необходимой автономной инженерной инфраструктурой и сопутствующим бесперебойным техническим обслуживанием. При размещении объектов кампуса необходимо руководствоваться принципом ориентации по сторонам света с целью организации нормативной инсоляции и естественного освещения зданий (предпочтительней меридиональная ориентация с максимальным отклонением 5-10 градусов). Важно соблюдать нормы искусственного освещения территории кампуса, акустические нормы залов, нормы звуковой и визуальной трансляции информации и технической организации медиа-фасадов. Необходимо прорабатывать системы контроля доступа на территорию кампуса и на территорию его объектов. Нужно продумать систему оповещения и технические составляющие для ориентации людей с ограниченными возможностями. Важно особое внимание уделять разработке способов обеспечения эвакуации людей в случае чрезвычайных ситуаций, а именно: системе вентиляции, пожарной сигнализации и оповещения [15].

В качестве вывода можно отметить, что общими аспектами проектирования университетских кампусов являются:

- использование кластерного подхода при проектировании;

- организация пешеходно-транспортной доступности территории в структуре городского каркаса;

- резервирование территорий для возможности дальнейшего роста и развития с первоначальным использованием под рекреационные функции;

- устройство свободного внутреннего и внешнего пространства с возможностью его перепланировки и реорганизации;

- организация большого количества многофункциональных пространств с выделением центрального рекреационного пространства;

- учет требований безопасности, информативности и доступности, в том числе для людей с ограниченными возможностями;

- использование современных ресурсосберегающих технологий;

- использование композиционного решения в виде расчлененных пространственных структур средней этажности, со связывающими их коммуникационными артериями, с относительно изолированными зонами помещений проживания и открытыми рекреационными зонами и зонами обучения;

- использование гибкости архитектурных решений для возможности устойчивого развития формы;

- учет семантических аспектов в плане цветового, светового и формального решений;

- интеграция смежных составляющих научно-образовательной деятельности в границах единого комплекса с соблюдением следующего баланса функциональных зон: учебная зона - 10%, зона проживания - 10%, физкультурно-спортивная зона - 6 %, торгово-развлекательная зона - 3%, зона паркинга -9%, рекреационная зона - 60%, инженерно-техническая и хозяйственная зона - 2%;

- соблюдение основных технико-экономических показателей - оптимальная площадь территории кампуса - 50 га, оптимальная вместимость - 10 000 чел, оптимальная высота сооружений - до 30 м.

5.09.2014.

Список литературы:

1. Кампус. Журнал «Стрелка» - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Интернет: http://www.strelka.com/ ru/magazine/2015/01/06/vocabulary-campus

2. Пучков М.В. Образовательные оффшоры / М.В. Пучков // Архитектурный вестник УралНИИпроект РААСН. - 2010. - №3.

3. Кропотова О.В. Особенности формирования жилых студенческих городков / О.В.Кропотова // Архитектон - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Интернет: http://archvuz.ru/2005_2/35

4. Малахов С.А. Принципы предварительной теории архитектурного объекта / Приволжский научный журнал, N° 2, Периодическое научное издание. - Н. Новгород, ННГАСУ 2013. - С. 68.

5. Рождественская Е.С. Принципы гармонизации антропогенной и природной среды / Вестник Оренбургского Государственного Университета. Специальный выпуск: Архитектура и дизайн. Теория и практика. - Выпуск № 11 (61). - Оренбург, 2006. - С. 198.

6. Чичикина М.А. Кампусы университетов - статья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Интернет: http://conf.sfu-kras.ru/ sites/mn2014/pdf/d03/s22/s22_046.pdf

7. Пучков М.В. Принципы организации образовательного пространства / М.В. Пучков // Архитектон - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Интернет: http://archvuz.rU/2011_4/5

8. Пучков М.В. Медиаинформационные центры в современных университетских кампусах / М.В.Пучков // Архитектон - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archvuz.rU/2010_4/4

9. Сибирский федеральный университет. Строительство кампуса СФУ - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Интернет: http://www.sfu-kras.ru/campus/building

10. Шангареев Р.Р. Архитектура в эпоху информационных технологий / Р.Р. Шангареев // Архитектон - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2012_22/23

11. Пучков М.В. Жилые пространства университетских комплексов нового поколения - статья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Интернет: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/arts-architecture-and-construction

12. Пучков М.В. Архитектура университетских комплексов / М.В. Пучков. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ 2010

13. Создание образовательных кластеров как фактор повышения инновационного потенциала регионов. Институт бизнеса и права - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Интернет: http://www.ibl.ru

14. Пучков М.В. Архитектурная идентичность организации: пространственные схемы кампусов / М.В. Пучков // Архитектон -официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Интернет: http://archvuz.ru/2012_2/3

15. Инфраструктурный проект «Кампусная среда» - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Интернет: http://www.dvfu.ru

Сведения об авторе:

Зобова Марина Геннадьевна, доцент кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия Самарского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат архитектуры 443001, г Самара, ул. Молодогвардейская, 194, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.