Научная статья на тему 'Формирование «Ориентационного каркаса» в архитектурной среде университетских комплексов'

Формирование «Ориентационного каркаса» в архитектурной среде университетских комплексов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
310
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / UNIVERSITY COMPLEX / SPATIAL ORIENTATION / VISUAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гвоздь Денис Александрович, Скопинцев Анатолий Вениаминович

Рассматриваются вопросы пространственной ориентации в среде университетских комплексов. Анализируются различные функционально-планировочные и градостроительные типы университетских комплексов. Обозначены проблемы пространственной ориентации для каждого типа. Исследуется современный «язык» визуальных коммуникаций. Выделяются его «информационные носители» в среде университетских комплексов: «функционально-пространственная структура» застройки, «композиционная структура», «декоративно-пластическая» и «знаково-графическая» структуры. Предлагается концептуальная модель «ориентационного каркаса» университетской среды, как комплексная система пространственной ориентации во внутренней и внешней объемно-пространственной структуре застройки. Обозначены методические этапы проектного формирования «ориентационного каркаса» при новом строительстве и модернизации университетских комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of a "framework of orientation" in the architectural environment of university complexes

The issues of spatial orientation and navigation in the environment of large university complexes. The various functional and urban planning types of university complexes based on spatial orientation. The problems of spatial orientation in the built environment for the two types: urban "local" systems "integrated" type; Country (or suburban) campuses. Was investigated systematized modern "language" of visual communications for the university environment. Stand "information carriers" and "information structures" among university complexes "functional spatial structure" building "composite structure", "decorative plastic" and "semantic-graphic" structure. The conceptual model of the "frame of orientation" university environment as a complex system of spatial orientation of the inner and outer three-dimensional structure of the building. Marked methodological stages of the project forming a "frame of orientation" for new construction and modernization of university complexes. Stages based on three levels of visual contact "newcomers" and open objects and interior environment of the university complex "occurrence" on Wednesday, "awareness" of the environment, "dissolution" in the medium.

Текст научной работы на тему «Формирование «Ориентационного каркаса» в архитектурной среде университетских комплексов»

Формирование «ориентационного каркаса» в архитектурной среде

университетских комплексов

Д.А. Гвоздь, А.В. Скопинцев Южный федеральный университет

Аннотация: Рассматриваются вопросы пространственной ориентации в среде университетских комплексов. Анализируются различные функционально-планировочные и градостроительные типы университетских комплексов. Обозначены проблемы пространственной ориентации для каждого типа. Исследуется современный «язык» визуальных коммуникаций. Выделяются его «информационные носители» в среде университетских комплексов: «функционально-пространственная структура» застройки, «композиционная структура», «декоративно-пластическая» и «знаково-графическая» структуры. Предлагается концептуальная модель «ориентационного каркаса» университетской среды, как комплексная система пространственной ориентации во внутренней и внешней объемно-пространственной структуре застройки. Обозначены методические этапы проектного формирования «ориентационного каркаса» при новом строительстве и модернизации университетских комплексов.

Ключевые слова: университетский комплекс, пространственная ориентация, визуальные коммуникации

Крупные университетские комплексы (университетские городки, загородные кампусы, мега-кампусы) являются сегодня наиболее перспективной формой динамично развивающейся, конкурентоспособной и устойчивой архитектурной и предметно-пространственной среды для вузовского, университетского образования [1, 2]. Требования современного мира, характеризующегося эпохой глобализации, специфика конкретного региона, заставляет университеты выполнять особую миссию, решая помимо прямых образовательных задач проблемы интеграции учебного процесса с наукой и практикой, что ведет к усложнению функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры застройки университетских комплексов [2, 3, 4]. Среда университетского комплекса превращается в особый кластер социальных, профессиональных и общественных коммуникаций, главными функциями для неё становятся общение специалистов, обмен знаниями, технологиями, информацией, эмоциями [1, 3].

Это привлекает дополнительные людские ресурсы в пространство университетских комплексов и формирует разветвленную сеть пешеходных связей. Возникает большое количество «новичков», не адаптированных к сложной функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуре университета: абитуриенты и их родители, представители других вузов по линии взаимного сотрудничества, бизнес-партнеры вуза, работодатели выпускников, участники международных форумов и конференций. Как итог, возникает проблема правильного, и, что не менее важно, быстрого ориентирования на территории университетского комплекса.

В то же время, как показывает практика российских университетов, в силу разновременного характера возведения застройки и длительного освоения территории отдельных крупных университетских кампусов (например, Сибирского федерального университета (СФУ), Южного федерального университета (ЮФУ), Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и др.), возможны разнородность в строении пространства и композиции застройки, отсутствие структурированного информационного поля в среде кампуса, что затрудняет возможность беспрепятственной ориентации, распознавания собственного местонахождения на его территории. В связи с этим становится актуальной разработка целостной системы пространственной навигации в университетской среде, учитывающей ее планировочную и пространственную структуру, жизнедеятельность вуза, особенности прохождения основных пешеходных потоков в соответствии с предлагаемым спектром функциональных процессов на территории и в интерьере университетского комплекса.

Потребность в разработке и построении «грамотной» функциональной системы «ориентация» в структуре предметно-пространственной среды крупных университетских комплексов вызвана также решением задач

модернизации российских федеральных университетов и других образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, которые обозначены федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы. Реализация правительством Российской Федерации национального проекта «Образование» предусматривает создание и развитие новых крупных вузов: ЮФУ, СФУ, ДВФУ и др. Разработка систем пространственной ориентации с учетом использования средств визуальных коммуникаций на территории данных вузов будет способствовать формированию качественной, информативной архитектурной среды университетских комплексов, укреплению их конкурентноспособности.

Роль и значение визуальных коммуникаций в крупных средовых объектах рассматривались отдельными исследователями в контексте социокультурных и семиотических проблем графического дизайна, дизайна городской среды, «средового подхода» в проектировании [5, 6, 7]. Исследовались вопросы усложнения «языка» визуальных коммуникаций, как средства формирования информационно-коммуникационного поля и визуального образа города [8, 9, 10]. На современном этапе проблемы визуальных коммуникаций рассматривались в аспекте «информационных систем» в архитектуре, выявлены основные функции визуальных коммуникаций, сформулированы требования к построению «информационных систем» в крупных средовых комплексах.

В то же время особенности функционирования визуальных коммуникаций в современной университетской среде, находящейся в поиске путей своего устойчивого развития, - полноценно не исследовались. Многие вузы и университеты, находятся в стадии формирования и «обживания» кампусной территории и внутреннего пространства (СФУ, ЮФУ, ДВФУ и др.), остро нуждаются в разработке своей адаптированной информационно-коммуникативной системы ориентации в устройстве

внешней и внутренней среды. Сложившиеся старейшие университеты (Московский государственный университет (МГУ), Воронежский государственный архитектурно-строительный университет (ВГАСУ) и др.), имеющие сложно-блокированную застройку корпусов, а также разновременно возведенные функционально-пространственные блоки в структуре кампуса и собственную историю развития, также нуждаются в модернизации своего «информационного поля». Необходимы методические средства формирования полноценной и гибкой системы визуальных коммуникаций университетской среды, как своеобразной ориентационной системы, с учетом специфических особенностей каждого вуза.

На сегодня созданы все предпосылки для таких исследований: сформированы принципы устойчивого развития университетских комплексов [1], проведены социологические исследования и выявлены необходимые качества современной студенческой среды университетских городков [14]; ведутся исследования в области модернизации и оптимизации функционально-пространственной структуры университетских комплексов [4]. Это создает необходимую научную базу для разработки проектных стратегий и моделей формирования комплексной системы визуальных коммуникаций в среде вузов, и прежде всего такой подсистемы как «пространственная ориентация».

Цель данного исследования - разработка и построение концепции системы пространственной ориентации (навигации), как особого «ориентационного каркаса» в архитектурной среде крупных полифункциональных университетских комплексов. Данная цель достигается решением ряда задач, включающих: а) выявление проблем пространственной ориентации для различных типов университетских комплексов; б) исследование и систематизацию современного «языка» визуальных коммуникаций в среде университетских комплексов - как

системы пространственной ориентации; в) построение структурной модели «ориентационного каркаса» с учетом решаемых функциональных задач и использования различных информационных носителей и визуальных коммуникаций университетской среды; в) разработка методических этапов проектного формирования «ориентационного каркаса» при новом строительстве и модернизации архитектурной среды современных университетских комплексов.

Согласно принятой классификации университетские комплексы по своей планировочной и градостроительной структуре сегодня представлены тремя типами: городские комплексы «распределенного типа»; городские «локальные» комплексы «интегрированного» или «кампусного» типа; загородные (или пригородные) университетские кампусы [1]. Каждый тип университетского комплекса в силу размеров территории и характера застройки накладывает свои особенности пространственной ориентации. Под пространственной ориентацией в данном исследовании понимается способность обитателей университетского комплекса идентифицировать свое местонахождение в планировочной и архитектурно-пространственной структуре его территории и застройки и определять пути дальнейшего передвижения.

Анализируя проблему пространственной ориентации во внутренней и внешней среде представленных типов функционально-планировочных структур, можно констатировать, что городские комплексы «распределенного типа», размещенные в стесненных условиях городской застройки, и не имея резервов территориального развития, представлены, как правило, одним зданием-корпусом либо блоком, в котором размещен вуз или его факультет, имеют «жесткие» и постоянные функциональные связи, что снимает проблему беспрепятственной навигации в открытой и интерьерной структуре их застройки.

Городские локальные комплексы интегрированного или «кампусного» типа, размещенные в контексте городской ткани, на ограниченной территории с

тенденцией увеличения количества корпусов и зданий вуза, имеют, как правило, визуально компактную и «легко считываемую» внешнюю композиционную структуру, но постоянно развивающиеся внутренние функциональные связи с тенденцией формирования блокированной застройки и новой среды с множеством коммуникаций, что поднимает проблему быстрой ориентации прежде всего в сложном внутреннем пространстве данных университетских комплексов. К недостаткам внутренней ориентации уже существующих университетских комплексов интегрированного типа (РГСУ, ВГАСУ и др.) относятся:

- усложненная и запутанная система внутренних переходов и функционально-пространственных блоков, ведущих к разрушению устойчивых визуальных связей субъекта с комплексом университетской застройки;

- не выявленная система основных коммуникационных потоков и «русел», ведущая к дезориентации в интерьере университетского комплекса;

- отсутствие запоминающейся системы узловых связей и пересечений коммуникационных переходов между старыми и новыми корпусами (атриумов, лестничных холлов, световых карманов и др.).

Загородные (или пригородные) университетские кампусы предполагают размещение вуза в развитой территориальной зоне с учетом перспективного развития, с образованием сложной интегральной среды, включающей разветвленную сеть пешеходных и транспортных связей, блочную застройку из учебно-лабораторных корпусов для различных вузов и факультетов, развитую жилую зону, научно-исследовательский кластер, спортивную и культурно-развлекательную зону, хозяйственные и административные блоки и службы, что требует формирования адаптированной системы ориентации и навигации как во внешней, так и внутренней среде данного типа университетских комплексов (Рис. 1).

1

Рис. 1. Система пространственных связей и пешеходно-транспортных потоков в архитектурной среде загородных университетских кампусов.

В ходе длительной модернизации или разновременной застройки территории университетского кампуса формируемая структура его архитектурной и предметно-пространственной среды с точки зрения внутренней ориентации пользователей может иметь следующие недостатки:

- отсутствие четко обозначенных границ территории кампуса и границ внутренних функциональных зон и пространств (например, СФУ);

- невыраженная система главных и второстепенных входов (СФУ, ЮФУ);

- отсутствие четкой системы осевых построений и глубинных раскрытий;

- монотонность застройки основных корпусов и отсутствие четко различимой системы доминант, акцентов и фоновых структур;

- не выявленная система композиционных узлов - как пересечений основных пешеходных и транспортных осей кампуса;

- сложная и визуально не организованная система внутренних коммуникаций между функционально-пространственными блоками кампуса;

- отсутствие архитектурно-стилевого единства во внутренней и внешней среде университетского комплекса.

Отмеченные недостатки предполагают исследование и систематизацию современного «языка» визуальных коммуникаций в среде университетских комплексов - как системы пространственной ориентации и неотъемлемой составляющей их внутреннего устройства и корпоративного духа.

Как показывает ряд исследований, способность ориентации в пространстве формирует своеобразный изобразительный и информационный «язык» визуальных коммуникаций - как система разнообразных «информационных носителей» [12, 13, 15]. Выполняя роль элементов навигации и ориентации в открытой и интерьерной среде университетского комплекса, визуальные коммуникации и информационные носители значительно меняют внешний облик университетской среды, вводя в ее зрительное и информационное поле декоративно-знаковые и вербально-графические средства воздействия. В то же время сама архитектурная

составляющая среды кампуса с ее пространственными комбинациям и визуальными связями между объемами и пространствами, системой членений и детализации тоже может выступать своеобразной информационной системой [12]. Оценивая роль и значение информационных носителей в современной архитектурной среде, можно констатировать усложнение языка визуальных коммуникаций, которые расширяют ореол своего воздействия и переходят из класса традиционных средств графического, рекламного и информационного дизайна в разряд архитектурно-пространственных и композиционно-художественных средств, и тем самым зачастую определяют архитектурный образ и имидж университета, информативность его архитектуры.

Учитывая методологию комплексного подхода к формированию архитектурной среды крупных градостроительных и пространственных многофункциональных образований [12], целесообразно процесс формирования системы ориентации и навигации (как разновидности визуальных коммуникаций) рассматривать в трех содержательно важных аспектах, определяющих поэтапное становление архитектурного образа университетского комплекса как целостного средового объекта. Такими уровнями выступают: становление пространственной структуры университетского комплекса; формирование его композиционной структуры; формирование декоративно-пластической, графической и информационно-знаковой структуры среды.

Таким образом, язык визуальных коммуникаций как система пространственной ориентации (СПО), это совокупность средств визуального воздействия на зрителя, способствующая самоидентификации его местонахождения в пространстве и определению путей и направлений следования. Модель языка визуальных коммуникаций в структуре университетского кампуса как системы ориентации в его архитектурной среде может быть представлена в виде совокупности трех «информационных структур», отражающих три уровня формообразования университетской среды (Рис. 2):

:

Рис. 2. Модель языка визуальных коммуникаций в структуре университетского комплекса - как система ориентации в его архитектурной

среде

- «функционально-пространственная структура» (ФПС) — исходя из утилитарных потребностей и оптимальных функциональных связей университетского комплекса - закладывает основные формообразующие качества его внутреннего и внешнего пространства: габариты, конфигурацию, систему пространственных осей, соотношение масс-объемов и пустот-разрывов в застройке вуза, что образует «пространственный каркас» системы навигации (Рис. 2).

- «композиционная структура» (КС) — базируется на традиционных понятиях об эстетической организации пространства университетского кампуса - на представлениях об акцентах, доминантах, оси, форме, масштабе, пропорциях, метре, ритме, динамике, соотношении общего и деталей, нюанса и контраста.

На данном уровне формообразования университетской среды создается «композиционный каркас» системы навигации (главные ориентиры движения — знаковые доминанты (их типы: высотные, образные, цветовые); вторичные ориентиры движения — акценты 1 порядка, 2-го и 3-го) (Рис. 2);

- декоративно-пластическая и знаково - графическая структура (ДПЗС) университетской среды, включает: а) элементы ориентации, выраженные средствами детализации и пластических членений архитектурных объемов; расстановкой и характером оборудования открытых пространств и малых форм и б) знаки и символы в виде графической и вербальной информации, размещенной на фасадах и в качестве отдельно стоящих информационных носителей - экранах, входных знаках, информационно - коммуникативных устройствах, с включением элементов цветового зонирования и суперграфики. Данные средства формообразования архитектурной среды университетского комплекса задают следующие ориентационные структуры: 1 - декоративно-пластический каркас системы навигации формирует точки визуально активного декоративно-пластического воздействия на зрителя; 2 - информационно-знаковый каркас — как система расстановки «информаторов» (стенды факультетов, символика корпусов отдельных вузов и подразделений университета, вербальная информация, пиктограммы, указатели); 3 - цветовой каркас - система цветовых акцентов, элементов ориентирующей цвето - и суперграфики; системы цветового зонирования и сигнальной окраски (Рис. 2).

Проведенные систематизация и представление современного «языка» визуальных коммуникаций в среде университетских комплексов - как системы различных

информационных «структур» и ориентационных «каркасов» позволяет перейти к построению концептуальной модели комплексного «ориентационного каркаса» для различных типов университетской среды. Под «ориентационным каркасом» (ОК) в данном исследовании понимается комплексная система пространственной ориентации - как закономерная совокупность функционально-пространственных, композиционных, декоративно-пластических и знаковых ориентиров в архитектурной и предметно-пространственной среде вузов, обеспечивающих визуальную связь субъекта и объектов данной среды и его самоиндентификацию в объемно-пространственной и планировочной структуре застройки.

Предлагаемая модель ориентационного каркаса в архитектурной среде университетского комплекса включает две взаимосвязанные подсистемы (Рис. 3):

- система пространственной ориентации СПО 1 обеспечивает функции «навигации» посетителей, студентов-новичков и абитуриентов в «открытой», внешней среде университета, на территории застройки; ориентирует в расположении объектов, в выборе направлений движения в информационно-знаковом пространстве вуза;

- система пространственной ориентации СПО 2 обеспечивает навигацию в «интерьере» и внутренних пространствах учебно-лабораторных корпусов, отдельных объектов и функциональных блоков университетского комплекса.

Система пространственной ориентации СПО 1 характерна для формирования открытой архитектурной среды крупных кампусов загородного типа; ориентационный каркас университетского кампуса разрабатывается на разных уровнях информационных носителей и включает взаимодействие и последовательное «наложение» нескольких частных каркасов как разновидностей визуальных коммуникаций: пространственный каркас (ПК), композиционный каркас (КК), декоративно-пластический каркас (ДНК) и информационно-знаковый каркас (ИЗК). Система пространственной ориентации СПО 2 актуальная как для внутренней среды локальных университетских комплексов интегрированного типа, таки и для интерьерной среды кампусов и обеспечивается работой двух групп информационных носителей: предметно-пространственного каркаса (ППК)

1

интерьерной среды объектов и блоков университетской застройки, а также информационно-знакового каркаса (ИЗК) (Рис. 3).

Рисунок 3. Концептуальная модель «ориентационного каркаса» в архитектурной среде крупных университетских комплексов

Методические этапы проектного формирования комплексной системы пространственной ориентации в архитектурной среде университетских комплексов зависят от стратегии развития вуза и учитывают три состояния: а) сложившаяся и не изменяемая объемно-пространственная и планировочная структура застройки старейших университетов (предполагает модернизацию лишь интерьерной среды с включением ИЗК); б) архитектурная среда относительно молодых университетских комплексов, находящихся в стадии реконструкции и частично нового строительства (предполагает незначительную корректировку ПК и КК и коренную перестройку ДПК и ИЗК); в) новое строительство университетского кампуса на отведенной территории - задействует все «информационные структуры» и «ориентационные каркасы» формируемой архитектурной среды вуза.

Предлагаемые этапы методики формирования ориентационного каркаса, как проектной и организационной стратегии длительного освоения генерального плана вуза, основаны на «средовом подходе» в проектировании и учитывают три уровня визуального контакта «новичков» и объектов застройки университетского комплекса, отражающих: «вхождение» в среду, «осознание» среды, «растворение» в среде кампуса. Исходя из этого, этапы построения ОК включают:

1 этап: «Формирование пространственного и планировочного каркаса университетского комплекса» - закладывает основы системы навигации и включает: оптимизацию генерального плана кампуса и технологических схем расположения его структурных подразделений, корпусов, поэтажных планов. Оптимизация пространственного каркаса системы навигации обеспечивает «вхождение» субъекта в среду кампуса и связана с его поведенческой ориентацией, в основе которой лежат обобщенные представления об условных единицах функционально-пространственной структуры среды: «порталах», «руслах», «пространствах-буферах», «накопителях».

2 этап: «Формирование композиционного каркаса архитектурной среды кампуса» обеспечивает «осознание» и эстетическую оценку пространства вуза пользователем и включает построение каркаса композиционных осей, концентрирующих внимание зрителя на элементах акцентно-доминантной структуры, композиционных и знаковых ориентирах, что служит самоидентификации пользователя в университетской среде.

3 этап: «Формирование декоративно-пластической, графической и информационно-знаковой структуры» университетской среды. На данном уровне система навигации обеспечивает «растворение» пользователя в пространстве и задается тремя типами информационных носителей: а) информационными указателями - размещаемыми в узлах пересечения потоков; б) элементами декоративно-пластического воздействия, в) элементами цветовой навигации.

Разработанная концепция системы пространственной навигации закрепляется в пакете проектной документации на новое строительство или реконструкцию кампуса. Таким образом, представленная комплексная система пространственной ориентации в архитектурной среде крупных университетов упорядочивает и оптимизирует пешеходные связи, сокращает сроки перемещений во внешней и интерьерной структуре застройки, усиливает результативность встреч и целеполаганий, что способствует устойчивому развитию вуза.

Выводы:

Установлено, что системы пространственной ориентации являются одним из факторов формирования устойчивой и конкурентоспособной среды крупных вузов. Для локальных университетских комплексов интегрированного типа актуальны проблемы навигации в интерьерной среде, имеющую тенденцию к усложнению функционально-пространственных связей и пешеходных потоков; для университетских кампусов загородного типа актуальна

пространственная ориентация как во внутренней, так и внешней среде комплекса.

«Язык» визуальных коммуникаций в структуре университетского комплекса, как система ориентации в его архитектурной среде, может быть представлен в виде совокупности трех «информационных структур», отражающих три уровня формообразования университетской среды: функционально-пространственная, композиционная, декоративно-пластическая и знаково-графическая.

Предлагаемая концептуальная модель «ориентационного каркаса» в предметно-пространственной среде вузов отражает разные уровни информационных носителей в зависимости от типа университетского комплекса и включает взаимодействие и последовательное «наложение» нескольких разновидностей визуальных коммуникаций: пространственный каркас (ПК), композиционный каркас (КК), декоративно-пластический каркас (ДПК) и информационно-знаковый каркас (ИЗК).

Методические этапы проектного формирования «ориентационного каркаса» при новом строительстве и модернизации архитектурной среды современных университетских комплексов основаны на «средовом подходе» в проектировании и учитывают три уровня визуального контакта «новичков» и объектов застройки университетского комплекса, включающих: «вхождение» в среду, «осознание» среды, «растворение» в среде.

Дальнейшее направление исследования может быть связано с разработкой концептуальных моделей и методик формирования систем ориентации в функциональных связях и организационной структуре университетских комплексов, а также в особенностях устройства общественной жизни в структуре университетской среды.

Литература

1. Пучков, М. В. Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2011. №3. С. 79-88

2. Höger, K., 2009, Unternehmen, Universitäten und die Stadt: Der Campus als Motor für Kretivität, Innovation und Urbanität, Transformation (Vom Werk im Wedding zum globalen Pharmaquarter Berlin), Berlin: Kulturkreis der deutschen Wirtschaft im BDI mit Bayer Schering Pharama AG: 76-93

3. Гвоздь Д.А., Скопинцев А.В. Структура визуальных коммуникаций в архитектурной среде университетских кампусов и определение принципов их формирования // «Инженерный вестник Дона», 2014, №1 (2) URL: www/ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/1501

4. Isakova S.A., Morgun N.A., and Evtushenko-Mulukaeva N.M., 2013, Space-Planning Modernization Methods for Educational Buildings of the Southern Federal University, Scopus, Middle-East Journal of Scientific Research, Volume 17(10): Pages 1412-1418.

5. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; Ваклер, 2001. 656

с.

6. Салмин Л. Ю. Моделирование средовой ситуации и городской дизайн: дис. ... кандидата искусствоведения: 17:00:06 / ВНИИТЭ. Москва, 1988. 153 с.

7. Глазычев В. Л. Средовой подход в развитии города: лекция 4 / Сайт В. Л. Глазычева. Избранные лекции по муниципальной политике. URL: www.glazychev.ru/courses/mp/mp_04.htm

8. Ахмедова Л. С. Особенности трансформации визуального информационно-коммуникационного поля города: автореф. ... кандидата архитектуры: 18:00:01. Нижний Новгород: Нижегородский гос. арх. - строй. ун-т. 2009. 24 с.

9. Степанова С. А. Динамика визуального образа города (на примере г. Хабаровска): автореф. дис. ... кандидата архитектуры: 18:00:01. М.: Моск. арх. инст., 2006. 27 с.

10. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982. 328 с., ил.

11. Лазарева М.В. Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов: автореф. дис. ... канд. Архитектуры. М., 2007.

12. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды: Учебник. М.: «Архитектура-С», 2006. 384 с, ил.

13. Скопинцев, А.В., Гвоздь, Д.А. Формирование системы визуальных коммуникаций в архитектурной среде университетских кампусов // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы». Москва: «АР-Консалт», 2013. С. 64-65.

14. Кропотова, О. В. Современные тенденции формирования архитектуры жилой студенческой среды //Архитектон: известия вузов : электрон. журн. - 2006. - № 14 URL: http://archvuz.ru/numbers/2005_2/k28.

15. Горгорова, Ю.В., Греков, И.Ю. Выявление структуры объёмно-графических элементов музейной экспозиции и определение основных принципов их проектирования // «Инженерный вестник Дона», 2013, №12 (2) URL: www/ ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2088

References

1. Puchkov, M. V. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. 2011. №3. pp. 79-88

2. Höger, K., 2009, Unternehmen, Universitäten und die Stadt: Der Campus als Motor für Kretivität, Innovation und Urbanität, Transformation (Vom Werk im Wedding zum globalen Pharmaquarter Berlin), Berlin: Kulturkreis der deutschen Wirtschaft im BDI mit Bayer Schering Pharama AG: 76-93

3. Gvozd' D.A., Skopintsev A.V. Struktura vizual'nykh kommunikatsiy v arkhitekturnoy srede universitetskikh kampusov i opredelenie printsipov ikh

formirovaniya Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №1 (2) URL: www/ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/1501

4. Isakova S.A., Morgun N.A., and Evtushenko-Mulukaeva N.M., 2013, Space-Planning Modernization Methods for Educational Buildings of the Southern Federal University, Scopus, Middle-East Journal of Scientific Research, Volume 17(10): Pages 1412-1418.

5. Pocheptsov, G.G. Teoriya kommunikatsii [Theory of Communication]. M.: Refl-buk; Vakler, 2001. 656 p.

6. Salmin L. Yu. Modelirovanie sredovoy situatsii i gorodskoy dizayn [Modeling environmental situation and urban design]: dis. ... kandidata iskusstvovedeniya: 17:00:06 / VNIITE. Moskva, 1988. 153 p.

7. Glazychev V. L. Sredovoy podkhod v razvitii goroda: lektsiya 4 [Environmental approach in the development of the city: Lecture 4] / Sayt V. L. Glazy cheva. Izbrannye lektsii po munitsipal'noy politike. URL: www.glazychev.ru/courses/mp/mp_04.htm

8. Akhmedova L. S. Osobennosti transformatsii vizual'nogo informatsionno-kommunikatsionnogo polya goroda [Features of transformation of visual information and communication field city]: avtoref. ... kandidata arkhitektury: 18:00:01. Nizhniy Novgorod: Nizhegorodskiy gos. arkh. - stroy. un-t. 2009. 24 p.

9. Stepanova S. A. Dinamika vizual'nogo obraza goroda (na primere g. Khabarovska)[Dynamics of the visual image of the city as an example of the city of Khabarovsk] : avtoref. dis. ... kandidata arkhitektury: 18:00:01. M.: Mosk. arkh. inst., 2006. 27 p.

10. Linch K. Obraz goroda [Image of the city]. M.: Stroyizdat, 1982. 328 p., il.

11. Lazareva M.V. Mnogofunktsional'nye prostranstva krupnykh obshchestvennykh kompleksov [Multipurpose spaces of large public complexes]: avtoref. dis. ... kand. Arkhitektury. M., 2007.

12. Shimko, V.T. Arkhitekturno-dizaynerskoe proektirovanie gorodskoy sredy: Uchebnik [Architectural Design of the urban environment: Textbook]. M.: «Arkhitektura-S», 2006. 384 p, il.

13. Skopintsev, A.V., Gvozd', D.A. Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendentsii i perspektivy». Moskva: «AR-Konsalt», 2013. pp. 64-65.

14. Kropotova, O. V. Arkhitekton: izvestiya vuzov: elektron. zhurn. - 2006. - № 14 URL: http://archvuz.ru/numbers/2005_2/k28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Gorgorova, Yu.V., Grekov, I.Yu. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №12 (2) URL: www/ ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2088

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.