С учетом вышесказанного, при территориальном планировании отдыха переход от рекреационной модели к представлениям отдыха, основанным на более полном осознании этого явления в жизнедеятельности человека и общества, в единстве его релаксационных
и рекреационных форм, а также содержательных видов деятельности, представляется нам не только назревшим, но и вполне осуществимым.
Статья поступила 28.09.2015 г.
1. Конституция РФ 1993 г. П. 5, ст. 37.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации. М.: Приор, 2002. 64 с.
3. Антипов А.Н.. Плюснин В.М., Баженова О.И. [и др.]. Экологически ориентированное планирование землепользования в Байкальском регионе. Байкальская природная территория. Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2002. 103 с.
4. Владимиров В.В. Районная планировка. Справочник проектировщика. М.: Стройиздат, 1986. 325 с.
5. Герасимов И.П. [и др.]. Современные географические проблемы организации отдыха // Известия АН СССР. Серия географическая. 1969. № 4. С. 41-50.
6. Козлов В.В., Хромешкин В.М. Байкальская Ривьера: основы планирования, проектирования и управления. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. 406 с.
7. Преображенский В.С., Шеломов Н.П. Современные географические проблемы организации отдыха // Известия
ский список
АН СССР. Серия географическая. 1969. № 4. С. 41-50.
8. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации): учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 190 с.
9. Лаппо Г.М. География городов: учеб. пособие для географических факультетов вузов. М.: ВЛАДОС, 1997. 480 с.
10. Перцик Е.Н. Районная планировка (территориальное планирование). М.: Гардарики, 2006. 389 с.
11. Преображенский В.С., Веденин Ю.А., Зорин И.В. [и др.]. Проблемы рекреационной географии: сб. мат-лов 2-го научного совещания «Проблемы прикладной географии». Иркутск: Изд-во ИГ Сибири и Дальнего Востока, 1971. С. 21-33.
12. Рященко С.В., Богланов В.И., Романова О.И. Региональный анализ рекреационной деятельности. Иркутск: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2008. 143 с.
13. Хромов Ю.Б., Клющин В.А. Организация зон туризма и отдыха на побережье Байкала. М.: Стройиздат, 1976. 135 с.
УДК 72.0
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОГО КАРКАСА УНИВЕРСИТЕТСКОГО КАМПУСА
© З.Ф. Низамутдинова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается пространственная среда университетских кампусов. Анализируются различные типы университетских комплексов интегрированного типа, для которых сегодня особенно актуальны проблемы усложнения функционально-пространственных связей и пешеходных потоков. Предлагается концептуальная архитектурно-ландшафтная модель университетской среды во внутренней и внешней объемно-пространственной структуре застройки.
Ключевые слова: университетский кампус; архитектурно-ландшафтная модель; пространственные связи; функционально-пространственная структура.
DEVELOPING A UNIVERSITY CAMPUS ARCHITECTURAL AND LANDSCAPE FRAMEWORK MODEL Z.F. Nizamutdinova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article deals with the spatial environment of university campuses. It analyzes various types of integrated university complexes that face the problem of complication of functional and spatial connections and pedestrian flows today. A conceptual architectural and landscape model of the university environment in internal and external spatial structure of the site development is proposed.
Keywords: university campus; architectural and landscape model; spatial relationships; functional and spatial structure.
Кампус университета - многообещающая форма архитектурной и предметно-пространственной среды для университетского образования. Архитектурно-ландшафтная среда университетского кампуса образует особую структуру социальных, профессиональных и общественных коммуникаций, главной функцией которых становится обмен знаниями, технологиями,
информацией между специалистами. Действующие тенденции интеграции учебного процесса с наукой и практикой осложняют функционально-планировочные и архитектурно-пространственные структуры застройки университетских комплексов.
Современные университеты функционируют в двух направлениях:
1
Низамутдинова Зиля Фаритовна, аспирант, тел.: 89834026138, e-mail: zfartit@gmail.com Nizamutdinova Zilya, Postgraduate, tel.: 89834026138, e-mail: zfartit@gmail.com
1. Обучают студентов и готовят специалистов.
2. Кампус университета связывает науку и производство, работодателя и выпускника, администрации региона. Соответственно, усложняется его функционально-пространственная структура и усиливается информационная составляющая университетской среды [7].
Архитектурно-ландшафтная структура университетского кампуса определяется архитектурно-градостроительной ситуацией и характером ланд-шафтно-природного окружения. Выделить композиционно и структурно кампус из системы окружающего пространства, учитывая образ адаптивности к нему, помогают масштаб объема, функциональная специфика и социальная «природа» сооружения.
Композиционные архитектурно-градостроительные решения университетских кампусов сведены к четырем общим типам [1]:
- компактные;
- протяженные;
- дифференцированные;
- децентрализованные.
На основании композиционных решений сформированы четыре архитектурно-ландшафтные модели пространств [2]:
- разветвленная;
- сетевая (решетчатые, линейные, ортогональные);
- центрическая (секторные, радиальные, кольцевые);
- свободная.
При всем многообразии композиционных вариантов и архитектурно-ландшафтных моделей необходимо обеспечить единство форм и пространственную целостность объема.
Задача архитектурно-ландшафтного каркаса в крупных средовых объектах рассматривалась исследователями в контексте городской среды, «средового подхода» в проектировании [2, с. 42]. Формирование природного каркаса территории как основы градостроительного развития показано в работе [2, с. 74]. Особенности функционирования архитектурно-ландшафтного каркаса в современной университетской среде, находящейся в поиске путей своего устойчивого развития, - полноценно не исследовались. Новые пространства, освоенные университетами, находятся в стадии формирования кампусной территории (СФУ, ДВФУ и др.) и нуждаются в разработке своей адаптированной архитектурно-ландшафтной коммуникативной модели в устройстве среды. Необходимы методические средства формирования полноценной и гибкой архитектурно-ландшафтной структуры университетской среды с учетом специфических особенностей каждого вуза.
Цель данного исследования - разработка и формирование каркаса архитектурно-ландшафтной модели в архитектурной среде крупных университетских комплексов:
- выявление проблем существующей архитектурно-ландшафтной структуры в различных университетских комплексах;
ТИ ПЫ КО МП И И ЦИОКН ОГО АРКИГЕШРНО- ГРАДОСТРОИТЕЛЬ Н ОГО РЕШЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КАМПУСА
СХЕМАТИПА КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ ПРИМЕРТИПА КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ
КОМПАКТНЫЕ маш1 [удтгю'у ТЕ:о]Л[|[и:1Еа::.у институт ювщ^ / ■.......-......................
.дО^-
ПРОТЯЖЕННЫЕ У4 N. Щ ■ >- МОСКОВСКИЙ ■ \ \ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ , <^4''} УНИВЕРСИТЕТ, МОСКВА, РОССИЯ /
_о Ш Ш -< со О ^ =г Ш ш о_ е е ^ ШНСТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, КОЮАНУ. ГЕРМАНИЯ у - . ГУ
ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ■ ПОПОС^ЁНИКВ БЕРЛИНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ р_% {Л >......\ УНИВЕРСИТЕТ, '""Г1/ Г С- 1 БЕРЛЦ ГЕРМАНИЯ /■ 1, Ч1Ч. .А
1-Г-1 1_1
1—1 □ □ □
Рис. 1. Типы композиционного архитектурно-градостроительного решения университетского кампуса
АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЕ МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КАМПУСА
СХЕМА АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОЙ МОДЕЛИ ГРИМЕР АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОЙ МОДЕЛИ
РАЗВЕТВЛЕННАЯ ггатсюишшшЕт. Г™ 'Щ' • %Щ' Вйдотг
СЕТЕВАЯ НА>ЧНУЙ КАМПУС БАЗЕЛЯ Н0ШТ15. ЕАЗЕЛЬ, ШЗЕЙЦАРИЯ ЧОйк •ф
ЦЕНТРИЧЕСКАЯ ЯМ. - ПРИМОРОШрГЯИ РОССИЯ - ' ' «1- -""(.Г" ■ .
СВОБОДНАЯ ШвВДНЮЯ УНИВЕРСИТЕТ. КЕМБРИИ. -•>*»£ • . «тли « Л •? "... . -•'У'»» . Г» Г" •да*4
Рис. 2. Архитектурно-ландшафтные модели университетского кампуса
- исследование и систематизация современной архитектурно-ландшафтной модели в среде университетских комплексов - как системы пространственной ориентации;
- построение структурной модели архитектурно-ландшафтного каркаса с учетом решаемых функциональных задач и визуальных коммуникаций университетской среды;
- разработка методических этапов проектного формирования архитектурно-ландшафтной модели при новом строительстве и модернизации архитектурной среды современных университетских комплексов.
Согласно принятой классификации, университетские комплексы по своей планировочной и градостроительной структуре сегодня представлены тремя типами:
1. Городские комплексы «распределенного типа».
2. Городские «локальные» комплексы «интегрированного» или «кампусного» типа.
3. Загородные (или пригородные) университетские кампусы [6, с. 79].
Каждый тип университетского комплекса в силу размеров территории и характера застройки имеет свои особенности функционально-пространственной структуры. Под пространственными связями в данном исследовании понимается способность обитателей университетского комплекса идентифицировать свое местонахождение в планировочной и архитектурно-пространственной структуре его территории и определять пути дальнейшего передвижения.
Архитектурно-пространственная структура город-
ских комплексов «распределенного типа», размещенных в стесненных условиях городской застройки и не имеющих резервов территориального развития, представлена зданием-корпусом или блоком, в котором помещен университет или его факультет, имеет четкие и фиксированные функциональные связи, что снимает проблему беспрепятственной навигации во внешнем и внутреннем пространстве.
Городские локальные комплексы интегрированного или «кампусного» типа, размещенные в контексте городской ткани, на ограниченной территории, имеют визуально компактную и «легко считываемую» внешнюю композиционную структуру. Внутреннее пространство сформировано блокированной застройкой, включает историческую и новую среду с множеством коммуникаций, что осложняет структуру внутреннего пространства данных университетских комплексов.
Загородные (или пригородные) университетские кампусы расположены в территориальной зоне с перспективным развитием, с образованием сложной интегральной среды, включающей разветвленную сеть пешеходных и транспортных связей, блочную застройку из учебно-лабораторных корпусов для различных институтов и факультетов, развитую жилую зону, научно-исследовательский кластер, спортивную и культурно-развлекательную зону, хозяйственные и административные блоки и службы, что требует формирования адаптированной архитектурно-ландшафтной структуры как во внешней, так и внутренней среде данного типа университетских комплексов [3].
Рис. 3. Модель архитектурно-ландшафтного каркаса университетского кампуса
При длительной модернизации или при механическом объединении разновременной застройки на территории университетского кампуса формируемая структура его архитектурной и предметно-пространственной среды получает следующие недостатки:
- отсутствие четко обозначенных границ территории кампуса и границ внутренних функциональных зон и пространств (ИРНИТУ, СФУ);
- не выраженная система главных и второстепенных входов (СФУ);
- отсутствие четкой системы осевых построений и глубинных раскрытий;
- монотонность застройки основных корпусов и отсутствие четко различимой системы доминант, акцентов и фоновых структур;
- не выявленная система композиционных узлов -как пересечений основных пешеходных и транспортных осей кампуса;
- сложная и визуально не организованная система внутренних коммуникаций между функционально-пространственными блоками кампуса;
- отсутствие архитектурно-стилевого единства во внутренней и внешней среде университетского кампуса.
Учитывая методологию комплексного подхода к формированию архитектурной среды крупных градостроительных и пространственных многофункциональных образований [7], архитектурно-ландшафтная модель формируется по трем аспектам, определяющим становление архитектурного образа университетского комплекса как целостного средового объекта:
- пространственная структура;
- композиционная структура;
- информационная структура среды.
Модель формирования архитектурно-ландшафтного каркаса в архитектурной среде университетских комплексов зависит от стратегии развития университета и учитывает уровни развития и зрелость университетов:
- сложившиеся объемно-пространственная и планировочная структура застройки старейших университетов;
- архитектурная среда относительно молодых университетских комплексов, находящихся в стадии реконструкции и частично нового строительства;
- новое строительство университетского кампуса на отведенной территории с вновь формируемой архитектурной средой.
Кампус - механизм развития. В этой связи пред-
лагается при проектировании университетского кампуса композиционное решение разрабатывать одновременно открытое к трансформации и росту и завершенное на каждом этапе его функционирования, предусматривая «точки роста» и направления развития. Главная цель - связать логически все элементы кампуса в единый организм. Целостность комплекса формируется четкой организацией пространства, обоснованными композиционными, функциональными и визуальными связями его элементов и сегментов, задавая пространственный порядок форм и логическое пространственное формирования структуры объема.
На территории кампуса в группы лучше объединять здания сходного функционального назначения. В ядре комплекса следует располагать зоны общения, досуга и обслуживающей инфраструктуры, а жилые зоны - в удаленной, «тихой» части. Значимые здания должны выступать композиционным центром комплекса или отдельных его частей.
Архитектурно-ландшафтная модель формируется связями на территории кампуса, преимущественно пешеходными и велосипедными. Пешеходное рекреа-ционно-коммуникационное пространство должно быть объединяющим в архитектурно-ландшафтной модели комплекса. Следует максимально разделять пеше-ходно-велосипедные и автомобильные потоки. Сквозные транспортные потоки на территории кампуса желательно исключить.
Один из перспективных примеров для России и распространенных за рубежом (преимущественно в Канаде) - способ организации пешеходных связей в
кампусах университетов. Он заключается в организации развитой сети подземных пеших коммуникаций. Так, во многих вузах Канады, например, в университете Уотерлу в г. Уотерлу, провинция Онтарио [4], существует сеть отапливаемых, изолированных от внешней среды тоннелей, связывающих все корпуса университета. Подземные тоннели университета Уотерлу осуществляют внеуличное перемещение людей и грузов на специальных транспортных тележках. Сформированная сеть тоннелей кампуса образует надежные, независящие от погоды коммуникации, экономя на отоплении и очистке снега. Пешеходные дорожки до некоторых корпусов зимой могут не очищаться. Такой тип коммуникаций не отражается на архитектурном облике кампуса.
Экономическая целесообразность этих коммуникаций требует отдельного изучения, они представляются перспективными для применения в нашей стране в северных районах.
Также предлагается комплексная функциональная архитектурно-ландшафтная модель университетского кампуса, которая предполагает значительную интеграцию функциональных зон и вариативность их взаиморасположения на уровнях «комплекс-объект-открытое пространство». В этой связи целесообразным представляется рассмотрение функциональной модели архитектурной организации ландшафта в комплексе на всех трех уровнях. Модель разработана на основании предложенных типологических принципов с учетом порядка функциональных потребностей, структурированных по частоте обращения [5, с. 384].
Рис. 4. Сеть тоннелей в кампусе университета Уотерлу в г. Уотерлу, Онтарио, Канада
Предлагаемые этапы методики формирования модели архитектурно-ландшафтного каркаса, как проектная стратегия длительного развития генерального плана университета, основаны на «средовом подходе» в проектировании и учитывают визуальный контакт абитуриентов, гостей и объектов застройки университетского комплекса, отражающих: вхождение в среду, осознание среды, растворение в среде кампуса. Следовательно, стадии построения ландшафтного каркаса следующие:
1 стадия. Формирование пространственного и планировочного каркаса университетского комплекса закладывает основы модели архитектурно-ландшафтного каркаса: оптимизацию генерального плана кампуса и технологических схем расположения его структурных подразделений, корпусов. Оптимизация пространственного каркаса системы архитектурно-ландшафтной навигации обеспечивает «вхождение» субъекта в среду кампуса и связана с его поведенческим восприятием, в основе которой лежат обобщенные представления об условных единицах функционально-пространственной структуры среды: «порталах», «руслах», «пространствах-буферах», «накопителях».
2 стадия. Формирование композиционного каркаса архитектурной среды кампуса обеспечивает «осознание» и эстетическую оценку пространства университета пользователем и включает построение каркаса композиционных осей, концентрирующих вни-
мание зрителя на элементах акцентно-доминантной структуры, композиционных и знаковых архитектурно-ландшафтных ориентирах, что служит самоидентификации пользователя в университетской среде.
3 стадия. Формирование информационно-знаковой структуры университетской среды обеспечивает «растворение» посетителя в пространстве элементами ландшафтно-пластического и цветового воздействия.
Учитывается принцип внешней территориально-временной и внутренней зонально временной доступности мест реализации потребностей студента, который основан на учете месторасположения объектов и зон реализации потребностей учащихся, включая места приложения образовательного труда и проживания, с целью минимизации непроизводительных затрат времени. В соответствии с ним весь комплекс должен быть компактен, пешеходные и иные коммуникации продуманы, а места реализации потребностей максимально приближенны к месту проживания пользователя.
Опираясь на расчет бюджета времени студента, можно утверждать, что предлагаемая архитектурная оптимизация материальной среды студенческого пребывания позволит значительно снизить непроизводительные затраты времени по сравнению с преобладающими в отечественной практике типами студенческого пребывания.
Рис. 5. Функционально-комплексная модель архитектурно-ландшафтной организации
университетского кампуса
Разработанная концепция пространственной модели архитектурно-ландшафтного каркаса закрепляется в пакете проектной документации на новое строительство или реконструкцию кампуса, следовательно, в архитектурной среде крупных университетов упорядочивает и оптимизирует пешеходные связи, сокращает сроки перемещений во внешней и внутренней структуре застройки, усиливает результативность встреч, что способствует устойчивому развитию университета.
Итак, модель архитектурно-ландшафтного каркаса является одним из факторов формирования устойчивой и конкурентоспособной среды крупных университетов. Для локальных университетских комплексов интегрированного типа актуальны проблемы усложнения функционально-пространственных связей и пешеходных потоков.
Визуальная коммуникация в структуре университетского комплекса, как архитектурно-ландшафтный каркас в его архитектурной среде, представляется в
виде трех стадий формообразования университетской среды, а именно: функционально-пространственная, композиционная, информационная.
Методические этапы проектного формирования «архитектурно-ландшафтного каркаса» при новом строительстве и модернизации архитектурной среды современных университетских комплексов основаны на «средовом подходе» в проектировании и учитывают три стадии визуального контакта «новичков» и объектов застройки университетского комплекса, включающих: «вхождение» в среду, «осознание» среды, «растворение» в среде.
Дальнейшее направление исследования может быть связано с разработкой концептуальных моделей и методик формирования архитектурно-ландшафтного каркаса в функциональных связях и организационной структуре университетских комплексов, а также в особенностях устройства общественной жизни в структуре университетской пространства.
Статья поступила 21.09.2015 г.
Библиографический список
1. Большаков А.Г. Ландшафтный ресурс устойчивого развития территории в градостроительстве // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2002. № 4. С. 41-44.
2. Большаков А.Г. Экологические предпосылки градостроительного проектирования: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003. 148 с.
3. Глазычев В.Л. «Средовой подход» в развитии города: лекция 4. [Электронный ресурс]. 1^1.: www.glazychev.ru/courses/mp/mp_04.htm/ (25.07.2015).
4. Пучков М.В. Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов // Вестник Томского государственного архитектурно-
строительного университета. 2011. № 3. С. 79-88.
5. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды: учебник. М.: Архитектура-С, 2006. 296 с.
6. Hoger K. Unternehmen, Universitaen und die Stadt: Der Campus als Motor fur Kretivitat, Innovation und Urbanitat, Transformation (Vom Werk im Wedding zum globalen Pharmaquarter Berlin). Berlin: Kulturkreis der deutschen Wirtschaft im BDI mit Bayer Schering Pharama AG, 2009.
7. Isakova S.A., Morgun N.A., Evtushenko-Mulukaeva N.M. Space-Planning Modernization Methods for Educational Buildings of the Southern Federal University // Scopus: Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. V. 17 (10). P. 1412-1418.
УДК 628.12
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОСОБОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАСОСОВ В СИСТЕМАХ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
© И.В. Николенко1, М.Ю. Толстой2
Крымский федеральный университет,
295493, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, 181. Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены результаты исследований по анализу энергетической эффективности современного способа качественного регулирования насосов в системах водоснабжения. Определены условия эффективного применения регулирования за счет изменения частоты вращения лопастного насоса. Представлены принципиально новые способы качественного регулирования параметров в системах водоснабжения за счет применения бироторных насосов с изменяемой частотой вращения. Предложен способ регулирования, который обеспечивает максимальную энергетическую эффективность насосного агрегата в заданном диапазоне подач и напоров. Ключевые слова: водоснабжение; бироторный насос; энергетическая эффективность; подача; напор; КПД; частотное регулирование; оптимальное рабочее поле.
1 Николенко Илья Викторович, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой водоснабжения, водоотведения и санитарной техники, тел.: 89787250028, e-mail: nikoshi@mail.ru
Nikolenko Ilya, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of Water Supply, Water Disposal and Sanitary Equipment, tel.: 89787250028, e-mail: nikoshi@mail.ru
2Толстой Михаил Юрьевич, кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения, тел.: 89149271445, e-mail: tolstoi@istu.edu
Tolstoy Mikhail, Candidate of technical sciences, Associate Professor, Head of the Department of Engineering Communications and Life Support Systems, tel.: 89149271445, e-mail: tolstoi@istu.edu