УДК 74
Н.В. Месенева1
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
ДИЗАЙНЕРОВ
В статье рассматриваются задачи и перспективы учебного курса «Проектирование дизайна среды», разработанного для факультета Дизайна Международного института сервиса, моды и дизайна Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Излагаются основные принципы профессиональной подготовки дизайнеров. Рассматриваются учебные проекты.
Одна из важных задач современного образования состоит в том, чтобы максимально приблизить образование к практике. В настоящее время университеты уделяют значительное внимание подготовке специалистов, которые смогут сразу приступить к профессиональной практической работе.
На кафедре «Дизайн» Международного института моды и дизайна ВГУЭС в курсе «проектирование» выполняют достаточно много учебных проектов, основанных на реальных объектах.
Сегодня специализированное обучение студентов необходимо начинать как можно раньше и продолжать до окончания обучения в вузе. Поэтому, начиная, со второго курса обучения в качестве курсовых проектов часто берутся реальные заказы.
Так в этом году на втором курсе в качестве курсовых работ разрабатывали проекты фирменного стиля: спортивного комплекса ВГуЭС, дизайн- студии «Red dog» и т.д. Проекты витрин: ВГУЭС, магазина «Евро-сеть» т.д. Проекты упаковки предмета: для ремней, подарочного набора т.д. Наши студенты О. Ларина, Н. Есауленко были награждены дипломами за выполненные проекты.
На третьем курсе была выполнена курсовая работа «детская игровая площадка» школы «Одаренок» ВГУЭС. Вторая курсовая работа второго курса - интерьер реально существующих квартир.
На четвертом курсе студенты проектировали общественные интерьеры ВГУЭС: гостиницу, кафе, школу. Студенты ВГУЭС В. Наливайко, Д.Копьшов награждены дипломами министра образования в номинации «Лучший интерьерный дизайн».
1 Месенева Наталья Валентиновна, доцент по кафедре дизайна ВГУЭС. e-mail: [email protected]
Специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»
VII. КАФЕДРА
На пятом курсе в качестве курсовых работ были предложены проекты, выполненные проектными организациями города: «ООО Архитектурный фонд» т. д. Многие студенты на пятом курсе уже работают и выполняют работы на основе своих проектов.
Дипломные работы также в основном выполняют на основе реальных работ.
В соответствии с программой, занятия в аудиториях сочетаются с производственной практикой в проектных организациях.
Реальность проекта создает требовательную и творческую атмосферу в работе над проектом, стимулирует интерес к поиску оригинальных решений, выражению личного отношения к поставленной задаче. Формирует критический склад ума, развивает творческое мышление, создает эмоциональное и философское отношение к выполнению дизайн проекта. Студенты учатся творческому проектированию в рамках принятых правил.
В рамках проблемы профессиональной подготовки дизайнеров следует заметить:
- для успешного выполнения проектов, необходимы теоретические знания. В систему профессиональных знаний подготовки дизайнеров включены дисциплины по композиции, архитектуре, цветоведению, искусствоведению, эргономике, конструированию, методологии дизайн -проекта, световой среде, современным стилям, мировому культурному наследию и другие. Студенты учатся решать практические задачи по проектированию предметной среды, опираясь на знания общих и специальных курсов;
- студенты приобретают навыки работы со специальной профессиональной литературой, справочниками, нормативной документацией и интернетом. У студентов формируется образовательная потребность, стремление приобретать новые знания;
- изучают и применяют в проектах новые строительные и отделочные материалы и технологии;
- приобретают навыки по работе с существующими конструкциями проектируемых объектов. А также умение проектировать конструкции предметов;
- учатся осмысленно и критически работать с заказчиком, сотрудничать с художниками, архитекторами, конструкторами и другими специалистами;
- знакомятся с такими понятиями как сроки проектирования, осуществимость проекта, требования рынка;
- учатся создавать дизайн-концепцию, средовой образ, связанный с окружающей средой. Учатся воспринимать свою деятельность как художественное творчество, в отором присутствуют исследовательское и игровое начала, стремиться к выразительности, к художественному содержанию как дизайна среды в целом, так и дизайн - форм в частности;
H.B. Месенева. О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ
- студенты при выполнении проектов знакомятся с современными направлениями в области проектирования дизайна- среды;
- приобретают навыки по оформлению проектной документации;
- при выполнении проектов осваивают графические программы: CorelDraw, AutoCAD, Photoshop, 3DMax и другие. Формируется интерес к новым компьютерным технологиям проектирования;
- приобретают навыки самостоятельной работы;
- в результате обучения в вузе студенты составляют «портфель» выполненных курсовых работ, необходимый для получения хорошей работы.
Построение методики учебного процесса по практическому курсу должно опираться на те же базовые принципы, на которых строится реальный процесс профессиональной деятельности дизайнера.
Следует отметить, что самым сложным и трудным в подготовке дизайнеров является развитие нестандартного образного мышления, позволяющего в процессе обучения и дальнейшей практической деятельности формировать проектные замыслы. Поэтому очень актуальны разработки различных методик, направленных на более эффективную и целенаправленную работу по моделированию художественного образа дизайн-среды.