Научная статья на тему 'Развитие стратегического мышления в процессе профессионального образования студентов-дизайнеров (на примере студентов-дизайнеров Владивостокского государственного университета экономики и сервиса)'

Развитие стратегического мышления в процессе профессионального образования студентов-дизайнеров (на примере студентов-дизайнеров Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / МЫШЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ-ДИЗАЙНЕРЫ / DESIGN / THINKING / STRATEGIC THINKING / STUDENTS DESIGNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Судоргина Антонина Вячеславовна, Чернявская Валентина Станиславовна

В настоящее время критерием эффективности высшего образования выпускника-дизайнера является развитие стратегического мышления. В статье представлен анализ мышления в психологической науке, стратегического мышления и дизайна как актуальной профессиональной деятельности. Выявлены особенности проявления стратегического мышления студентов-дизайнеров, а в результате анализа плана учебных дисциплин бакалавриата направления «Дизайн» и эмпирического исследования выявлена поступательная динамика развития стратегического мышления студентов-дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Судоргина Антонина Вячеславовна, Чернявская Валентина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of strategic thinking in the course of professional education of students designers (on the example of students-designers of the Vladivostok state university economy and service)

Now criterion of efficiency of the higher education of the graduate designer is development of strategic thinking. The thinking analysis is presented in article in psychological science, strategic thinking and design, as actual professional activity. Features of manifestation of strategic thinking of students designers, and on the basis of the analysis of the plan of subject matters of a bachelor degree of the Design direction are revealed, and empirical research forward dynamics of development of strategic thinking of students designers is revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие стратегического мышления в процессе профессионального образования студентов-дизайнеров (на примере студентов-дизайнеров Владивостокского государственного университета экономики и сервиса)»

УДК 740. 1

Судоргина Антонина Вячеславовна, Чернявская Валентина Станиславовна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Развитие стратегического мышления в процессе профессионального образования студентов-дизайнеров (на примере студентов-дизайнеров Владивостокского государственного университета экономики и сервиса)

В настоящее время критерием эффективности высшего образования выпускника-дизайнера является развитие стратегического мышления. В статье представлен анализ мышления в психологической науке, стратегического мышления и дизайна как актуальной профессиональной деятельности. Выявлены особенности проявления стратегического мышления студентов-дизайнеров, а в результате анализа плана учебных дисциплин бакалавриата направления «Дизайн» и эмпирического исследования выявлена поступательная динамика развития стратегического мышления студентов-дизайнеров.

Ключевые слова и словосочетания: дизайн, мышление, стратегическое мышление, студенты-дизайнеры.

Статус человека определяется во все времена, прежде всего, качеством его мышления - существует необходимость самостоятельно действовать, решать важные задачи, где определяющим фактором является активность и способность самостоятельно реализовать свой план действий.

Действовать стратегиями - это особенность неклассического типа мышления, который связан с эпохой постмодернизма, а также верой в прогресс и всемогущество разума.

Движущая сила стратегии определяется внешними и внутренними факторами. Внутренние факторы зависят от мотивации самого человека, который генерирует данный план действий, стратегию. Внешний фактор определяется как потребность социума, то есть действия окружающий среды, которые провоцируют человека на реализацию плана действий. В совокупности факторов материальное действие осуществляется в процессе осмысления, продумывания стратегемм, выстраивания стратегий, плана действий на реализацию поставленной цели. Для того чтобы мыс-

лить стратегиями, необходим такой тип мышления, который будет находиться в зоне нестандартного, с иной, нетипичной интерпретацией действительности, это и есть стратегическое мышление.

Развитие дизайна непосредственно связано с эпохой постмодернизма, который сделал новый шаг в искусстве, привнес стилизацию, смешение жанров. В связи с изменениями социокультурной ситуации дизайн занимается поиском новых способов существования.

Деятельность дизайнера - это сложный синтез художественных проектов и процессов. Результат деятельности дизайнера - это создание новых вещей, новых произведений, которое отражает потребности социума. Дизайнер ориентируется на достижение максимального соответствия готового продукта потребностям человека, которые во многом являются психологическими. При этом каждый дизайнер создает определенные стратегии для эффективного достижения данных соответствий.

Финал деятельности дизайнера - проект - должен быть востребован и отражать отдаленные перспективы его деятельности, для этого дизайнер использует стратегические действия, нестандартные типы мышления - таков примерный путь к стратегическому мышлению.

На наш взгляд, в процессе обучения каждый студент-дизайнер более или менее осознанно строит определенную модель или создает определенные стратегии для эффективного достижения соответствия внутренних и внешних возможностей. Умения увидеть, понять и выстроить ход действий являются особенностью стратегического мышления.

Продукты творческого мышления дизайнера определены особенностями мышления автора - творца, для которого возможно изменить проблему, чтобы найти решение. Именно это является особенностью стратегического мышления дизайнера [1].

Под стратегическим мышлением в нашем исследовании подразумевается способность мыслить системно, то есть принимать во внимание все возможные перспективы и вероятности. Они довольно часто представляются на данный момент времени недостижимыми, что предполагает постоянную оценку текущей ситуации и определение следующего шага. Можно сказать, что стратегическое мышление - неотъемлемая часть «успешности», достижения результата, цели.

Для подтверждения гипотезы о том, что в процессе профессионального образования у студентов-дизайнеров стратегическое мышление имеет поступательную динамику развития, мы решали задачи, основанные на изучении и анализе теоретического материала (психологической, научно-методологической и специальной литературы). Был описан феномен мышления, стратегического мышления в контексте психологиче-

ской науки. Оказалось, что стратегическое мышление студентов-дизайнеров - крайне важная часть целей учебного процесса и будущей профессиональной деятельности.

Теоретический синтез поставленных задач, в свою очередь, привел нас к эмпирическому исследованию уровня стратегического мышления студентов-дизайнеров ВГУЭС.

Методологической базой исследования явились системный подход (Л. фон Берталанфи, А.А. Богданов, Г. Саймон, П. Друкер, А. Чандлер), раскрывающий методологию научного познания объекта как системы, и деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский).

Анализ показал, что категория мышления представлена исследованиями самых видных отечественных психологов. С.Л. Рубинштейн раскрыл функции мышления. А. В. Брушлинский акцентировал внимание на адаптивной стороне мышления, на деятельности [2. С. 19]. Общим в разработках психологии мышления (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, В. В. Давыдов, В. Д. Шадриков) представляется, что ученые характеризуют мышление как деятельность, в ходе которой реализуются определенные отношения человека к окружающему миру, и процесс, в ходе которого осуществляются анализ, синтез и обобщение.

Процессуальный пласт мышления (мышление как процесс) составляют процессы анализа, синтеза, обобщения и т.д. Мышление как операция (как деятельность) характеризует мыслительные операции (действия) субъекта.

Именно в процессуальном контексте происходит определение тех мыслительных операций (умственных действий), которые должны быть сформированы субъектом, использованы и развиты для решения той или иной мыслительной задачи (А.В. Брушлинский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.) [1].

При изучении стратегического мышления студентов-дизайнеров в контексте психологической науки нам необходимо было опираться на современные подходы к теории мышления.

В современных теориях мышление выступает составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входят понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще не решенной проблемы [1].

Тематика стратегического мышления наиболее популярна в экономике и управлении. Так, подход В. К. Тарасова базируется на изучении представления о картине мира человека, осознание и коррекция позволяют выигрывать в управленческой борьбе [3].

Рассматривая имеющиеся предпосылки к исследованию стратегического мышления в психологической науке, мы приняли определение Г.Г. Почепцова, одного из современных ученых, теоретиков в вопросах мышления и стратегий: стратегическое мышление представляет собой способность и готовность субъекта мыслить, как правило нестандартно, давая нетипичные интерпретации действительному и потенциальному, используя при этом различные типы стратегий [4].

О.А. Анисимов, разрабатывая методологию и технологию развития стратегического мышления, пишет, что в любом типе деятельности, особенно в мыслительно насыщенных типах, к которым, безусловно, относится и дизайн, нужна методологически организованная рефлексия. Основным пространством стратегического мышления ученый видит пространство принятия решений, именно там «разыгрываются мыслительные драмы, включённые в реализацию рефлексивных функций» [5].

Это значит, что стратегия без творческого подхода - не стратегия, а план, программа действий, сформированная на основе соответствующего анализа [1].

Стратегическое мышление является отчасти наукой и отчасти искусством. Чтобы научится эффективному стратегическому мышлению, необходимо использовать как левое, так и правое полушарие мозга; это навык, который требует практики и уверенности.

Дизайн базируется на мышлении, которое часто связывают с разновидностью нестандартного мышления, заставляющего ум выйти за пределы известного.

В 2012 г. В. С. Чернявской и И. И. Поливановым был проведен сравнительный анализ особенностей проявления стратегического мышления личности (по О.С. Анисимову) с требованиями государственного стандарта к магистру дизайна.

По сравнению с бакалаврами дизайна область профессиональной деятельности магистра дизайна - вид творческой деятельности, связанный с проектированием предметного мира, среды обитания, информационного и визуального пространств, а также связанных с ним систем, явлений и процессов, в том числе социальной, культурной и гуманитарной деятельности.

Результаты сравнительного анализа стандартов показали, что способность дизайнера мыслить стратегически востребована государственным стандартом и позволяет ему эффективно построить и организовать свою профессиональную проектную деятельность, спланировать и распределить ресурсы и способности, тем самым наиболее удачным образом повлияв на будущее проекта и его автора [1].

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования нам было необходимо анализировать особенности проявления стратегического мышления с учебным планом дисциплин бакалавриата дизайна. Также были нужны адаптация и проверка базовой методики диагностики стратегического мышления у студентов-дизайнеров, определение уровня стратегического мышления студентов из групп дизайнеров-выпускников ВГУЭС.

С первого курса обучения студенты-дизайнеры осознают всю специфику и сущность своей будущей профессиональной деятельности. В процессе обучения студенты выстраивают определенный план действия для освоения специализированных дисциплин, они научаются мыслить в соответствии с будущей профессиональной деятельностью, компетенцией, которая подразумевает наличие стратегического мышления, для того чтобы дизайн-продукт был востребован, учитывая все характеристики и потребности социума.

На основе синтеза учебных дисциплин направления дизайн ВГУЭС мы сделали вывод, что в процессе обучения по мере получения знаний в той и другой дисциплине каждый студент-дизайнер строит свою определенную модель или создает определенные стратегии для эффективного достижения соответствия внутренних и внешних возможностей. В процессе освоения дисциплин студент-дизайнер научается видеть, понимать и выстраивать ход действий в создание проектной, художественной идеи, аэто является особенностью стратегического мышления.

Проанализировав учебный план дисциплин бакалавра дизайна, мы предположили, что в процессе получения профессионального образования у студентов-дизайнеров стратегическое мышление имеет поступательную динамику развития.

Анализ ФГОС ВПО направления «Дизайн» квалификации «бакалавр» показал, что именно стратегическое мышление является одной из составляющих общекультурных и профессиональных компетенций, которые студент-дизайнер развивает в процессе получения образования [6].

Для практического подтверждения гипотезы мы использовали анкету для изучения рефлексивно-мыслительных качеств О.С. Анисимова. В данной методике приведен ряд оппозиций или противоположных характеристик личности, или мышления профессионала. Испытуемому необходимо выбрать одну из двух сторон оппозиции с учетом того, что в большей степени ему соответствует.

В эмпирическое исследование были включены две выборки. Первая выборка - экспериментальная группа - студенты-дизайнеры п=17, вто-

рая выборка - контрольная группа - выпускники-дизайнеры п=17. Результаты эмпирического исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровень стратегического мышления студентов-дизайнеров ВГУЭС

Уровень стратегического мышления Уровень стратегического мышления

студентов-дизайнеров выпускников-дизайнеров

Уровень Количество человек Уровень Количество человек

Очень высокий - Очень высокий 6

Высокий 8 Высокий 9

Средний 9 Средний 2

Низкий - Низкий -

Источник: по данным анкетного опроса студентов-дизайнеров ВГУЭС и выпускников-дизайнеров, 2013.

Анализируя полученные результаты, мы видим, что наиболее часто у выпускников-дизайнеров обнаружен высокий уровень стратегического мышления, на втором по частоте месте встречается очень высокий уровень, средний уровень - минимален. Высокая частота встречаемости у студентов-дизайнеров среднего уровня стратегического мышления, практически в равной мере частота встречаемости высокого уровня стратегического мышления говорит о том, что они еще не достаточно профессиональны. Высокий и средний уровень стратегичности мышления представляет собой способность и готовность субъекта мыслить, как правило нестандартно, давая нетипичные интерпретации действительному и потенциальному, используя при этом различные типы мыслительных стратегий.

Интерпретация сравнения уровней стратегического мышления студентов-дизайнеров и выпускников-дизайнеров будет заключатся в следующем: уровень стратегического мышления выпускников-дизайнеров значительно выше уровня стратегического мышления студентов-дизайнеров. Этот эмпирически доказанный, хоть и на небольшой целевой выборке, факт говорит нам о следующей тенденции: именно в процессе получения высшего образования у студентов-дизайнеров развитие стратегического мышления имеет поступательную динамику, что подтверждено результатами диагностики контрольной выборки. У выпускников-дизайнеров уровень развития стратегического мышления является преимущественно высоким и очень высоким. Причиной тому кроме завершения профессионального образования являются практический профессиональный опыт, а также в полной мере развитые общекультур-

ные и профессиональные компетенции, которые с необходимостью включают в себя развитие стратегического мышления.

1. Чернявская В.С. Стратегическое мышление будущего дизайнера в контексте психологии профессиональной востребованности [Электронный ресурс] / В. С. Чернявская, И. И. Поливанов, А. В. Судоргина // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12112. Режим доступа: http ://www.covenok.ru/ koncept/2012/12112 .htm.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение /

A.В. Брушлинский. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: РПО «МОДЭК», 1996.

3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека /

B.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996. - С. 320.

4. Тарасов В.К. Искусство управленческой борьбы / В.К. Тарасов. - М: Добрая книга, 2008. - С. 480.

5. Анисимов О.С. Мышление стратега: Стратегическое управление в схемах / О.С. Анисимов. - М., 2009. Вып. 7. - С. 421.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) «Бакалавр») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/072500b.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.