УДК 58:712(07)
Храпко Ольга Викторовна
Ботанический сад-институт Дальневосточного отделения Российской академии наук Россия. Владивосток
Копьёва Алла Васильевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток
Введение основ биологии в учебный процесс при подготовке студентов-дизайнеров
В процессе подготовки студентов направления «Дизайн» в рамках изучения таких ландшафтных дисциплин, как «Ландшафтное проектирование среды», «Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство», «Основы дизайна городской среды», - необходимо обращать особое внимание на включение в процесс обучения биологических аспектов. Это обеспечит возможность ознакомления студентов с многообразием форм, структур, цветовых оттенков растений, а также позволит подготовить их к будущей успешной профессиональной деятельности.
Ключевые слова и словосочетания: дизайн среды, подготовка студентов, растительный материал.
В конце ХХ века в дизайне сформировалось новое направление - дизайн среды, основные задачи которого направлены на создание благоприятной для человека жизненной среды, объединение всех компонентов его внешнего окружения в гармоничное, художественно осмысленное пространство. С самых истоков деятельности по формированию благоприятной среды обитания человек опирался на образы, окружающие его в живой природе и, в первую очередь, на образы растительного мира. Растения служили основой для рисунков орнаментов, форм посуды. Форма, окраска и пластика растений издавна были источником вдохновения при создании художественных образов в произведениях искусства, а также при создании благоприятной для жизни человека среды. Они являются особым материалом, используемым в ландшафтном дизайне (дизайне открытых пространств) и в фитодизайне (дизайне интерьера).
Для продуктивной работы с определенным материалом необходимо знать его особенности и свойства. Данное утверждение особенно справедливо в отношении такого специфического материала, как растения. В зависимости от сферы деятельности дизайнера ему могут пригодиться различные аспекты и объемы биологических знаний. Так, при создании керамических изделий особое внимание следует обращать на общие формы растений
при разработке орнаментов для тканей как на общую форму, так и на более мелкие детали - характер стеблей растений, форму и рассеченность листьев и т.д. Ландшафтному дизайнеру и фитодизайнеру понадобятся обширные сведения как о декоративных, так и о биологических и экологических особенностях растений. Например, в США при обучении ландшафтных архитекторов заметное место занимают дисциплины, связанные с растениями: ботаника, дизайн с растениями и др. [1].
Элементы ботанических дисциплин могут в разном объеме и на различных этапах обучения включаться в учебный процесс, что можно проследить на примере подготовки студентов на кафедре дизайна ВГУЭС. На первом этапе студентам давались общие знания: их знакомили с разнообразием растительного мира, многообразием растительных форм, с декоративными свойствами растений. Во время летней учебной бионической практики после первого года обучения студентам-дизайнерам предлагалось задание охарактеризовать определенный вид (сорт) растений. Выполняя рисунок этого растения, описывая его внешний вид и специфические особенности, студенты накапливали знания о растениях, перспективах их возможного использования в дизайне.
Благодаря тому, что по соглашению с Ботаническим садом-институтом эта практика проходила на территории последнего, студенты могли познакомиться с растениями в их природной обстановке на лесопо-крытой территории, с живыми образцами растений дальневосточной флоры и представителями флор различных других регионов земного шара на коллекционных участках Сада.
Более обширные знания биологического профиля получали студенты, обучающиеся основам ландшафтного проектирования. Известно, что основной целью ландшафтной архитектуры является формирование оптимальной среды для проживания человека. Это связано с тремя группами основных проблем, в решении которых участвуют ландшафтные архитекторы и дизайнеры:
1) проблемы, связанные с сохранением естественных ландшафтов;
2) комплекс вопросов, связанных с преобразованиями, приводящими к изменениям естественных ландшафтов и созданию антропогенного ландшафта;
3) проблемы, связанные с созданием «искусственных» ландшафтов на месте разрушенных или неблагоприятных природных ландшафтов [2].
Учитывая, что правильное использование естественных элементов природных комплексов, и в первую очередь растений, играет большую роль в формировании эстетически полноценной, оптимальной среды, окружающей человека в городе [3], при подготовке ландшафтных дизайнеров в лекционном курсе обращалось внимание на следующие аспекты:
- для создания чего-то нового и своевременного необходимо знание уже существующих тенденций, поэтому очень важно изучение не только
31
истории искусств, ландшафтной архитектуры, но и развития садово-паркового строительства;
- при формировании психологического комфорта и воспитания любви к «малой Родине» необходимо гармоничное сочетание внутригородских ландшафтных посадок с природным окружением. Этого можно достичь при условии, что ландшафтный дизайнер будет знаком с характерными особенностями региональной флоры и растительности, поэтому включение подобных материалов в курс обучения является необходимым;
- растения - специфический материал, изменяющийся на протяжении времени, обладающий определенными декоративными качествами, особыми требованиями к экологическим условиям. Учет данной специфики позволит не только оптимально разместить растения во вновь создаваемых посадках, но и сохранить и реконструировать уже имеющиеся насаждения, а также использовать их в комплексе с архитектурными строениями как конструктивный элемент организации пространства на различных уровнях.
Каждый регион, населенный пункт, в которых предполагается создание ландшафтных объектов, имеют свои климатические и микроклиматические особенности, в связи с этим в процессе обучения ландшафтных дизайнеров необходимо ознакомить их с ассортиментами растений, апробированными и рекомендованными именно для данных климатических условий. Такие ассортименты должны быть предусмотрены для различных типов ландшафтных группировок: цветников, линейных посадок, вертикального озеленения и т.д.
Лекционный материал сопровождался иллюстративным материалом: рисунками и фотографиями исторических садово-парковых композиций, декоративных ландшафтных растительных группировок, наиболее известных ландшафтных проектов, отдельных видов (сортов) декоративных растений и др. Широко использовались компьютерные презентации, содержание которых отображало тематику лекций. Все это делало лекционный материал более наглядным и запоминающимся.
Для активизации самостоятельной работы студентов по подготовке в области ландшафтного дизайна во ВГУЭС были подготовлены и опубликованы учебные пособия [4, 5, 6]. В одном из них [4] значительное внимание уделялось характеристике растительного материала.
В ходе лекционных и практических занятий преподаватели не раз указывали на различные источники для пополнения знаний в области ландшафтной архитектуры. В библиотечных фондах ВГУЭС имеется целый ряд изданий, которые могут быть полезны для студентов [7, 8 и др.]. Широкий диапазон работ может быть рекомендован в качестве дополнительной литературы [9, 10 и др.].
Особое значение имеют разнообразные интернет-ресурсы [11-17] и периодические издания [18, 19]. Материалы лекций, дополнительные ин-
формационные источники используются в дальнейшем студентами при подготовке рефератов, сообщений, курсовых и дипломных проектов.
Таким образом, включение биологических аспектов в процесс подготовки студентов-дизайнеров направления «Дизайн» в рамках изучения таких дисциплин, как «Ландшафтное проектирование среды», «Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство», «Основы дизайна городской среды», дает возможность познакомить их с многообразием форм, структур, цветовых оттенков и возможностями использования растений в дизайне среды.
Включение в учебный материал современных достижений не только в инженерной области (архитектура, строительство, проектирование), но и биологических наук (ботаники, растениеводства и др.) будет способствовать формированию у обучающихся профессиональных компетенций, подготовке высокопрофессиональных специалистов.
1. Игнатьева, М. США: образование в области ландшафтной архитектуры / М. Игнатьева // Ландшафтная архитектура. Дизайн. - 2003. -№2. - С. 82-87.
2. Залеская, Л.С. Ландшафтная архитектура: учебник для вузов / Л.С. Залеская, Е.М. Микулина. - М.: Стройиздат, 1979. - 240 с.
3. Воскресенский, И. Философия ландшафтной архитектуры / И. Воскресенский // Дизайн. - 2003. - №1. - С. 6-13.
4. Ландшафтное проектирование среды: учеб. пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. - 268 с.
5. Проектирование в дизайне среды: учеб. пособие. Кн. 4. Ч. I / О.Г. Иванова, А.В. Копьёва, Т.Ю. Малышенко, О.В. Храпко. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. - 276 с.
6. Проектирование в дизайне среды: учеб. пособие. Кн. 4. Ч. II / А.В. Елкина, О.Г. Иванова, А.В. Копьёва и др. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. - 194 с.
7. Теодоронский, В.С. Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство. Вертикальная планировка озеленяемых территорий: учеб. пособие для студентов вузов / В.С. Теодоронский, Б.В. Степанов. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. - 100 с.
8. Нехуженко, Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры / Н.А. Нехуженко. - СПб.: Питер, 2011. - 192 с.
9. Нойферт, П. Проектирование и строительство. Дом, квартира, сад / П. Нойферт, Л. Нефф. - М.: Архитектура-С, 2005. - 264 с.
10. Сычева, А.В. Ландшафтная архитектура: учеб. пособие для вузов / А.В. Сычева. - М.: Оникс, 2007. - 87 с.
11. Ландшафтный дизайн и архитектура сада [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gardener.ru.
12. Декоративное садоводство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.websad.ru.
33
13. Энциклопедия декоративных садовых растений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medved-centr.ru.
14. Стили ландшафтного дизайна [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.umipark.ru.
15. Онлайн-библиотека статей и научных работ об истории садово-паркового искусства «Сады и время» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gardenhistory.ru.
16. Определитель растений онлайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.plantarium.ru.
17. Библиотека «Жизнь растений» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.plant.geoman.ru.
18. Электронная версия журнала «Архитектура. Строительство. Дизайн» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archjournal.ru.
19. Журналы «Ландшафтный дизайн и «Сад своими руками» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.landshaft.ru