УДК 37
Н.В. Месенева1 Ю.А. Арзамасова2
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
К вопросу о создании комплекса учебных пособий по дисциплине «Проектирование в дизайне среды»
В статье рассматриваются вопросы создания комплекса учебных пособий по дисциплине «Проектирование в дизайне среды» для студентов направления «Дизайн среды». Цель статьи - показать необходимость изменений в подходе к изучению дисциплины «Проектирование в дизайне».
Ключевые слова и словосочетания: дизайн, образование, обучение, проектирование, профессия, университет.
N.V. Meseneva Yu.A. Arzamasova
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
To the question about creating a set of textbooks for discipline design environment design
This article discusses the issues of creating a set of textbooks for the discipline of design in design environment for students of the design environment. The purpose of the article show the need for changes in the approach to the study of the discipline «Of design in design».
Keywords: design, education, engineering, profession, University.
Сегодня дизайн среды - перспективная, интересная, динамично развивающаяся сфера деятельности современного общества, определяющая высокие требования к качеству образования, профессиональной подготовки, конкурентоспособности выпускников вузов, обучающихся по специальности «Дизайн среды» [1]. В связи с повышением требований к качеству профессиональной подготовки студентов-дизайнеров необходимо развивать новые эффективные формы обучения, пересматривать учебные планы, обновлять имеющиеся учебные программы. На современном этапе перехода к стандартам нового поколения, основанном на модульных технологиях, вопросы о качественной организации самостоятельной работы
1 Месенева Наталья Валентиновна - доцент кафедры дизайна и искусств Института сервиса, моды и дизайна; e-mail: [email protected].
2 Арзамасова Юлия Александровна - бакалавр 4 курса кафедры дизайна и искусств; e-mail: [email protected].
студентов-дизайнеров особенно важны. Необходимы более подробные и объемные учебно-методические комплексы для студентов специальности «Дизайн среды».
Рассмотрим учебно-методический комплекс дисциплины «Проектирование в дизайне среды», основной дисциплины в профессиональной подготовке дизайнера, разработанный во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС). Целями освоения учебной дисциплины «Проектирование в дизайне среды» являются приобретение теоретических знаний и освоение практических приемов проектирования объектов дизайна среды, формирование у студентов креативного мышления. Основным содержанием дисциплины является проектирование интерьеров, экстерьеров, дизайна ландшафта, объектов графического дизайна.
Профессиональная подготовка будущих специалистов-дизайнеров включает проектную, производственно-технологическую, организационно-управленческую, аналитическую, научно-исследовательскую деятельность. Профессиональная компетентность будущего дизайнера интегрирует в себе профессиональные, коммуникативные, личностные, мотивационно-ценностные свойства, которые определяют степень овладения профессиональной деятельностью [2]. Определяющий момент и возможность применять приобретенные знания при генерировании новых идей для творческого преобразования окружающей среды [3].
Учебно-методическое обеспечение дисциплины должно давать полное представление об объеме и содержании обучения. Учебно-методический комплекс дисциплины призван решать информационные, обучающие, методические, контролирующие задачи, направленные на высокое качество профессиональной подготовки студента, обеспечивать научное сопровождение учебного процесса по всем формам занятий на всех этапах обучения в рамках времени и содержания, определенных учебной программой.
Комплекс учебно-методической документации должен охватывать основное содержание программного материала, изучение основных вопросов по каждой теме программы должно обеспечиваться необходимым минимумом учебно-методической документации и средств обучения.
Дисциплина «Проектирование в дизайне среды» изучается с первого по выпускной курс включительно и завершается выпускной квалификационной работой. Учебно-методический комплекс дисциплины представляет единую систему и включает: учебные программы дисциплины, учебные пособия, курсы лекций в виртуальной обучающей среде «Moodle», презентации, размещенные на сайте ВГУЭС.
рассмотрим основные составляющие учебного комплекса дисциплины «Проектирование в дизайне среды».
1. Рабочие программы. В рабочей учебной программе дисциплины приведены: тематический план занятий, модули, темы, виды занятий по дисциплине и их объем в зачетных единицах/ часах, методические материалы по дисциплине, график учебного процесса и самостоятельной работы.
2. По дисциплине разработано нескольких учебных пособий:
• методические рекомендации и руководства: Подготовка выпускной квалификационной работы; Защита выпускной квалификационной работы; Руководство
к выполнению курсового проекта «Ландшафтное проектирование среды»;
• учебное пособие «Проектирование в дизайне среды» в 4-х книгах.
В книге 1 учебного пособия рассматриваются вопросы проектирования фирменного стиля и предмета с несложной функцией.
В книге 2 рассматриваются дизайн упаковки и разработка витрины и входа в магазин. Представлены виды упаковки, ее предыстория, дается сравнительная характеристика современных видов витрин, приводится их классификация. Представлены примеры лучших студенческих проектов.
В книге 3 рассматриваются вопросы проектирования жилых интерьеров. Теоретический раздел содержит главы, посвященные приемам организации и функционального зонирования жилых интерьеров, основам композиции жилого пространства, организации цветового и светового решения интерьеров. Рассмотрены основные современные и исторические стили интерьеров. Представлены общие сведения о строительных чертежах и проектной графике. Практический раздел включает главы, посвященные организации работы над проектом, особенностям проектирования жилых интерьеров. Представлены примеры лучших студенческих проектов.
В книге 4 рассматриваются вопросы проектирования ландшафтных объектов. Часть первая включает главы, посвященные садово-парковым стилям в ландшафтном дизайне, приемам подбора и компоновки ландшафтных группировок, основам композиции, классификации городских озелененных территорий и использованию различных методов проектной графики. В приложении приводятся примеры реализации различных типов ландшафтных объектов и приемов работы с ними.
Часть вторая учебного пособия включает главы, посвященные особенностям проектирования ландшафтных объектов: усадьбы, городского сквера, парка, территории жилого образования. В приложениях пособия представлены лучшие студенческие проекты различных ландшафтных объектов, выполненные на кафедре дизайна.
В данных учебных изданиях кратко представлен теоретический материал по курсу «Проектирование в дизайне среды», приводятся рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала, приведены примеры выполнения дизайн-проектов, даны методические указания по выполнению проектов и подготовке к их защите. Все рассматриваемые задания нацелены на развитие самостоятельности студентов на повышение профессиональной направленности обучения.
3. По курсу «Проектирование в дизайне среды» на сайте ВГУЭС представлены презентационные материалы. Курсы лекций выполнены в программе Power Point. Мультимедийные презентации сегодня являются эффективной формой представления учебного материала. Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает новые педагогические инструменты, предоставляет новые возможности, расширяет возможности самостоятельной учебной работы студентов.
4. Курс лекций по дисциплине размещен в виртуальной обучающей среде «Moodle». Сегодня существует устойчивая тенденция изменения организации учебной деятельности студентов: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций и возрастание доли самостоятельной работы студента, что на практике проявляется в переносе акцента в обучении с преподавания на систематическую, управляемую преподавателем самостоятельную деятельность студента.
5. Преподавателями кафедры дизайна изданы монографии: «Концепция вертикальности в дизайне среды» (Масловская О.В.), «Озеленение пришкольных территорий» (Копьёва A.B., Храпко О.В.), они значительно расширяют объем знаний студентов по дисциплине.
6. Важно привлекать студентов к практической научной работе. На кафедре дизайна ВГУЭС за 2011-2015 годы преподавателями совместно со студентами выполнены следующие научные проекты:
- Экспериментальное проектирование интерьеров Университетского комплекса ВГУЭС и средовых элементов их наполнения;
- Современные принципы проектирования пищеблоков в структуре детских образовательных учреждений (КГОКУ «Детский дом г. Арсеньев»);
- Научно-методическое обеспечение развития культурно-образовательной среды нового типа на основе активного использования уникальных объектов открытых образовательных пространств (ооП);
- Ландшафтная организация территории ВГУЭС и его филиалов;
- Ландшафтная организация территорий жилого и общественного назначения г. Арсеньева;
- Применение современных принципов формирования общественного озеленения (на примере территории «Приморского государственного училища олимпийского резерва в г. Владивостоке») ооо «Аварийка».
7. В университете активно привлекают студентов к участию в научных конфе -ренциях, материалы по итогам конференций студентов публикуются в сборниках научных трудов.
Учебно-методические комплексы должны постоянно обновляться, совершенствоваться. основной целью учебно-методического обеспечения является создание условий для реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов, предоставление обучающимся полного комплекта учебно-методических материалов для аудиторного и самостоятельного освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей обязательной и вариативной частей образовательной программы. Таким образом, нормативно определена роль учебно-методического обеспечения образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, как неотъемлемого условия, определяющего содержание и качество подготовки специалиста.
Проектирование и реализация образовательного процесса на основе комплексного осуществления учебно-методического обеспечения способствуют высокой результативности обучения. Чем качественнее сформировано учебно-методическое
обеспечение, тем продуктивнее достигаются поставленные цели, формируется настоящий специалист. Непрерывное интегрированное профессиональное образование в современных условиях способствует достижению его основной цели -подготовка высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных и востребованных на современном рынке труда [4].
В соответствии с требованиями ФГОС ВО целью обучения бакалавров дизайна является подготовка квалифицированного специалиста в области дизайна, обладающего профессиональными компетенциями, умеющего принимать самостоятельные решения в различных ситуациях, прогнозировать их последствия, способного к конструктивному сотрудничеству, постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию [5].
1. Месенева, Н.В. Новые идеи нового века - 2014: материалы Четырнадцатой Международной научной конференции = The new Ideas of New Century - 2014: The Fourteenth International Scaentific Conference Procceeding: в 3 т. / Н.В. Месенева; Тихоокеан. гос. ун-т. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. Т. II. - С. 411.
2. Андреева, О.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего дизайнера в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2011. - С. 9.
3. Масловская, О.В. Проектирование открытых образовательных пространств в рамках учебного процесса ВГУЭС / О.В. Масловская // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. -2011. - № 2. - С. 111.
4. Минеева, Т.А. Становление непрерывного образования: исторический аспект / Т.А. Минеева, И.В. Ершова // Потенциал современной науки. - 2014. - № 2. - С. 76.
5. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Дизайн». - М., 2009. - С. 5.
© Месенева, Н.В., 2016 © Арзамасова, Ю.А., 2016
Для цитирования: Месенева, Н.В. К вопросу о создании комплекса учебных пособий по дисциплине «Проектирование в дизайне среды» / Н.В. Месенева, Ю.А. Арзамасова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - № 2. - С. 158-162.
For citation: Meseneva, N.V. To the question about creating a set of textbooks for discipline design environment design / N.V. Meseneva, Yu.A. Arzamasova // The Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2016. - № 2. - P. 158-162.
Дата поступления: 20.08.2015.