УДК 73 Н.В. Месенева
МЕСЕНЕВА Наталья Валентиновна - доцент кафедры дизайна Института сервиса, моды и дизайна (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток). E-mail: [email protected] © Месенева Н.В., 2012
Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров
Рассматриваются задачи и перспективы учебного курса «Компьютерное проектирование интерьеров», разработанного для кафедры дизайна Международного института сервиса, моды и дизайна Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Излагаются основные технологические и художественные принципы проектирования на компьютере предметно-пространственной среды интерьеров. Ключевые слова: дизайн, компетентность, профессиональное обучение, практика, технологии эффективной деятельности.
Formation of professional competence of students of designers. Natalia V. Meseneva (Vladivostok State University of Economy and Service, Vladivostok).
This article describes problems and prospects of a training course "Computer designing of interiors", this course is developed for faculty of design of the International institute of service, modes and design of the Vladivostok State University of Economy and Service. The basic technological and art principles of designing on a computer of the subject-spatial environment of interiors are stated. Key words: design, expertise, training, practice, technology effectively.
В последнее время происходят качественные изменения в проектировании интерьеров, возрастают требования к грамотной организации и выдержанному стилевому решению проектируемого пространства [1-4]. Творческое начало, оригинальность композиции, грамотное техническое исполнение - необходимые составляющие дизайн-проекта интерьера - следует учитывать и в учебных проектах. Конечно, студенческие учебные проекты интерьеров не могут полностью отвечать всем требованиям, предъявляемым к проектам профессиональным, но в студенческих работах проявляются основные качества дизайна - концептуаль-ность, способность моделировать пространство, индивидуальность, креативность. Студенческие проекты интерьеров отличаются оригинальными концепциями, современными решениями, собственной графической манерой подачи материала, продуманной композицией, применением современных технологий и современных материалов.
Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) на кафедре дизайна в студенческих учебных дизайн-проектах широко применяется метод моделирования, который позволяет по-новому увидеть и осмыслить проектируемое пространство. При создании внутреннего пространства интерьера в виде компьютерных моделей или учебных макетов решение комплекса задач проектирования упрощается. Основная цель при этом - формирование различных композиционных структур с дальнейшей разработкой на их основе вариантов форм и пространств.
Цель нашей работы - показать, что использование метода моделирования в образовании будущих дизайнеров позволяет методически грамотно построить учебный процесс, научить студентов решать комплекс творческих задач, необходимых на практике для концептуального проектирования пространства: абстрагирование, концептуальность, сценарное моделирование, стилизация и др.
Например, абстрактная композиция как самостоятельное произведение выявляет характер элементов и их взаиморасположение в пространстве. Это импровизация на тему абстрактных объемов и процессов, связанных одним пространственным сценарием. Концепция помогает выявить основную мысль, исследовать условия функционирования и эстетического восприятия произведения. Сценарное моделирование программирует восприятия интерьера, создает эмоционально окрашенное пространство. Сценарий разрабатывается с учетом имеющихся физических, конструктивных характеристик объекта, существующих традиций и т.д. В учебном проектировании сценарное моделирование состоит из последовательных этапов: составление
легенды, концепции пространства; формирование ассоциативного ряда; выявление знаков и символов, характеризующих заданное пространство; выполнение учебной модели макета.
Моделирование интерьеров в макетах или в виде компьютерных моделей помогает создавать различные варианты пространства на базе одной модели за счет использования различных форм, цвета, фактур, материалов или других средств. Интерьерные композиции строятся в пространстве, развиваются в движении системы связей и могут изменяться под влиянием различных условий. При моделировании пространства различают несколько разных типов организации композиции:
- закрытая композиция: характеризуется закрытостью границ, отсутствием внутреннего движения;
- открытая композиция: ее развитие ориентировано во внешнюю среду, она характеризуется открытостью границ, отсутствием пространственной иерархии и развивается на основе группирования однотипных элементов;
- открытая универсальная композиция пространства: строится по принципу универсального движения и повторения приема организации системы перетекающих пространств.
Концептуальность, свободное владение методами моделирования при выполнении дизайн-проекта интерьера позволяет студенту, не увлекаясь деталями и частными задачами, видеть и учитывать комплекс проблем проектируемого пространства в целом. В работе над учебным проектом дизайна интерьера перед студентами ставится задача выбора стиля проектируемого пространства. В практике проектирования внутреннего пространства применяется термин «стилизация» - воспроизведение стиля как определенной эстетической и идеологической позиции в новом художественном контексте.
Не менее важно при обучении студентов акцентировать их внимание на влиянии современных тенденций в проектировании дизайна внутренних пространств. В последнее время проекты дизайна интерьера отличает большое функциональное, стилевое и художественное многообразие. Характерно то, что в сфере проектирования активно проявляются многие идеи и тенденции современного искусства, поэтому необходимо учитывать художественный подход к проектированию пространства интерьера.
Инновационный подход к проектированию интерьеров следует изучать на примерах проектов ведущих дизайнеров и архитекторов мира. Их произведения характеризуются оригинальными, современными, смелыми решениями, концептуальностью и артистизмом, отображением основных современных технологий и направлений в дизайне. Изучение творчества известных дизайнеров мира вдохновляет студентов на поиск новых идей формирования функциональных и эстетически привлекательных пространств.
Итак, следует отметить, что современный дизайн интерьеров развивается в различных направлениях и обучение студентов дизайнеров необходимо строить с учетом современных тенденций в проектировании внутреннего пространства, с решением нестандартных креативных задач в нестандартной ситуации. Одним из основных методов обучения дизайн-проектированию может быть моделирование будущего пространства, включающего каждый раз различные сочетания качеств и свойств. Этот метод открывает перспективы в решении большого круга важных проблем, предстоящих новому поколению архитекторов и дизайнеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Визуальное культурное мышление в дизайне. М.: ВНИИТЭ, 1990. 87 с. (Библиотека дизайнера).
2. Материалы международной научно-методической и практической конференции по архитектуре и дизайну. Казань: КГАСА, 1999. 206 с.
3. Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна. Казань: Новое знание, 1999. 239 с.
4. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ (бывш. Строгановском): метод. материалы. М.: ВНИИТЭ, 1991. 180 с.
X