Научная статья на тему 'К вопросу о научно-исследовательской работе студентов специальности «Дизайн» в вузе'

К вопросу о научно-исследовательской работе студентов специальности «Дизайн» в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн / исследования / наука / обучение / проектирование / профессия / университет. / design / research / science / education / engineering / profession / University

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Месенева Наталья Валентиновна

Рассмотрены вопросы формирования у студентов специальности «Дизайн» интересак научно-исследовательской деятельности, включения студентов в научно-исследовательскую деятельность университета, подготовки специалистов-ди- зайнеров, которые умеют решать практические задачи на высоком профессиональномуровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the scientific and research work of the students of a speciality design in University

This article examines matters relating to the formation of the students of a speciality design interest in scientific research, questions the inclusion of students in the research activities of the University, training designers who know how to solve practical tasks at a high professional level.

Текст научной работы на тему «К вопросу о научно-исследовательской работе студентов специальности «Дизайн» в вузе»

УДК 37

Н. В. Месенева1

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

К вопросу о научно-исследовательской работе студентов специальности «Дизайн» в вузе

Рассмотрены вопросы формирования у студентов специальности «Дизайн» интереса к научно-исследовательской деятельности, включения студентов в научно-исследовательскую деятельность университета, подготовки специалистов-ди-зайнеров, которые умеют решать практические задачи на высоком профессиональном уровне.

Ключевые слова и словосочетания: дизайн, исследования, наука, обучение, проектирование, профессия, университет.

N. V. Meseneva

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

To the question of the scientific and research work of the students of a speciality design in University

This article examines matters relating to the formation of the students of a speciality design interest in scientific research, questions the inclusion of students in the research activities of the University, training designers who know how to solve practical tasks at a high professional level.

Keywords: design, research, science, education, engineering, profession, University.

Сегодня дизайн среды - перспективная, динамично развивающаяся сфера деятельности современного общества, определяющая высокие требования к профессиональной подготовке студентов, обучающихся по специальности «Дизайн». В настоящее время отмечается потребность в высококвалифицированных, творческих, подготовленных к профессиональной деятельности специалистах-дизай-нерах, имеющих представления о новейших научных разработках в сфере дизайна [1]. Сегодня в связи с повышением требований к качеству профессиональной подготовки студентов необходимо развивать современные эффективные формы обучения, пересматривать учебные планы и обновлять имеющиеся учебные программы.

Важной составляющей профессиональной подготовки будущих специалис-тов-дизайнеров являются формирование у студентов интереса к научно-исследовательской работе, включение студентов в практическую научно-исследовательскую деятельность университета.

1 Месенева Наталья Валентиновна - доцент кафедры дизайна Института сервиса, моды и дизайна; е-mail: [email protected].

175

Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. № 3 (30)

К основным целям учебной и научно-исследовательской деятельности сту-дентов-дизайнеров в университете относят совершенствование профессиональной подготовки будущего специалиста дизайнера, развитие личности и творческих способностей студента, формирование специалиста-исследователя.

Современные понятия «учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов» включают обучение студентов элементам исследовательской работы, привитие студентам навыков научной работы, непосредственно научные исследования, проводимые студентами под руководством преподавателя.

В научно-исследовательской работе студентов в университете следует выделить два блока деятельности: учебно-исследовательская работа, выполняемая в учебное время в соответствии с учебными планами и программами, и научноисследовательская творческая работа, выполняемая студентами во внеучебное время. Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) на кафедре дизайна учебно-исследовательская деятельность студентов имеет следующие направления:

- учебно-исследовательская работа, которая включает теоретическую и практическую части специальных, профессиональных учебных дисциплин;

- содержание научно-исследовательской деятельности - интегрирующее звено, объединяющее различные учебные дисциплины;

- содержание учебной исследовательской деятельности, основанное на концепции профессионально-интегрированного обучения (ПИО) студентов в университете;

- в научной и учебно-исследовательской деятельности реализовывается принцип непрерывности образования.

Непрерывное интегрированное профессиональное образование в современных условиях способствует достижению его основной цели - подготовке высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных и востребованных на современном рынке труда [2].

На кафедре дизайна ВГУЭС реализация учебно-исследовательской деятельности студентов осуществляется следующими методами:

1. Лекции, лабораторные занятия по специальности разрабатываются проблемными, с творческими заданиями и темами. Студенты участвуют в конструировании творческих заданий, решении проблемных тем, выполняют индивидуальные задания, подбирают научный материал. На практических занятиях рассматриваются и обсуждаются доклады студентов по наиболее актуальным вопросам и перспективным направлениям дисциплин.

2. Основная форма научного творчества студентов - выполнение индивидуальных практико-ориентированных курсовых проектов и дипломных работ, участие в экспериментальной проектной деятельности кафедры.

3. Самостоятельная работа студентов включает выполнение творческих заданий и реферативных работ по научным темам, разрабатываемым на кафедре.

Сегодня существуют различные возможности вовлечения студентов специальности «Дизайн» в научно-исследовательскую деятельность университета. Рассмотрим основные формы привлечения студентов к научной и учебно-исследова-

176

Месенева Н.В. Новые технологии...

тельской деятельности, реально используемые на практике преподавателями кафедры дизайна ВГУЭС.

Научные студенческие конференции. Студенты-дизайнеры активно привлекаются к участию в проводимых в университете ежегодных международных научно-практических конференциях - конкурсах студентов, аспирантов и молодых исследователей. Участие в научных конференциях развивает у студентов-дизай-неров творческое мышление, позволяет приобрести опыт выступления перед публикой, познакомиться с иными точками зрении по изучаемой проблеме, студенты учатся презентовать проект, отстаивать свою точку зрения, подбирать необходимые материалы для обоснования собственной позиции. Участие студентов в научных мероприятиях, конкурсах, получение наград - важная часть образовательного процесса, дающая студенту новые знания, общение со студентами других факультетов, институтов, университетов, расширение научного кругозора.

Научные статьи. Написание статей на базе курсовых работ, мини-исследование - отличная форма привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности. Студенты-дизайнеры принимают участие в ежегодных международных конференциях «Новые идеи нового века» в г. Хабаровске, научно-практических конференциях - конкурсах студентов, аспирантов и молодых исследователей ВГУЭС в г. Владивостоке и других конференциях самого различного уровня.

Участие в конкурсах, выставках, ежегодно проводимых университетами в нашей стране и в мире. Работы студентов-дизайнеров ВГУЭС получают заслуженные престижные дипломы и грамоты на ежегодных конкурсах: Международный смотр-конкурс выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну МООСАО; выставка-конкурс архитектурно-дизайнерского творчества молодежи «Параллели» ДВФУ и др.

Практико-интегрированное обучение (ПИО) приближает теоретические знания к практической профессиональной деятельности. На кафедре дизайна ВГУЭС с целью улучшения качества профессиональной подготовки студентов изучение дисциплины «Проектирование в дизайне среды» проводится на практико-ориентированной основе. Образовательный процесс построен на выполнении реальных проектов по заказам предприятий и организаций города и края. Практикоориентированная направленность учебного процесса формирует у студентов при выполнении учебных проектов базовые научные и профессиональные навыки. За 2013-2015 учебные годы на кафедре дизайна ВГУЭС студентами были выполнены следующие практико-ориентированные дизайн-проекты в г. Владивостоке:

- «Разработка интерьеров медицинской клиники»;

- «Разработка интерьеров мотеля по трассе М60»;

- «Разработка интерьеров международной школы»;

- «Разработка интерьеров физкультурно-оздоровительного комплекса ВГУЭС»;

- «Разработка интерьеров детского центра творчества»;

- «Разработка интерьеров гостиницы в деловом центре»;

- «Разработка дизайн-проекта детского оздоровительного центра Океан»;

- разрабатываются дизайн-проекты туристических кластеров края и многие другие.

177

Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. № 3 (30)

Все дипломные дизайн-проекты выполняются только по реальным заказам предприятий города и края.

Студенты-дизайнеры ВГУЭС составляют портфолио по дисциплине «Проектирование в дизайне среды» и представляют портфолио на защите выпускной квалификационной работы. Портфолио включает курсовые проекты и реально выполненные на производственной практике дизайн-работы и проекты.

Дизайнер, предвосхищая социальный спрос, актуализирует этот мир, придавая «сути бытия» конкретное и благообразное название вещей и того, что между ними соположено. Он, как ребенок, через творчество различения познает себя и обустраивает наш мир, привнося в него значимое слово [3].

Научно-исследовательская деятельность приучает студентов самостоятельно мыслить, оценивать свою деятельность и ее результаты. При выполнении учебно-научно-исследовательских работ у студентов-дизайнеров формируются важные навыки и умения:

- решать проектные и научные проблемы, используя знания из разных областей;

- формируются практические научные и профессиональные навыки и умения работы над дизайн-проектами;

- навыки работы с учебной, методической, научной литературой;

- умение вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения, прогнозировать и анализировать результаты различных вариантов проектных дизайн-решений.

Для повышения информированности и интереса студентов к научно-исследовательским проблемам в университете проводятся:

- лекции и встречи студентов с известными дизайнерами, архитекторами, художниками, научными сотрудниками;

- экскурсии на проектируемые и строящиеся значимые объекты города и края, строительные выставки с целью ознакомления студентов с передовыми возможностями современной науки;

- студенческие конференции, дни науки, выставки студенческих работ и проектов;

- знакомство студентов с интересными проектами, выполненными в течение предшествующих лет;

- открытые защиты выпускных квалификационных работ;

Информация для студентов и преподавателей по основным научным мероприятиям размещается на сайте университета.

Комплекс этих мероприятий обеспечивает информированность и способствует повышению интереса студентов к современным научным проблемам. Использование данных форм и методов привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности позволяет подготовить специалистов-дизайнеров, которые сумеют решать практические и научные задачи на высоком профессиональном уровне. Высокий уровень и результативность научно-исследовательской работы студентов один из факторов повышения качества подготовки высококвалифицированного специалиста, готового к постоянному самосовершенствованию.

178

Месенева Н.В. Новые технологии...

Приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности занимает важное место в работе университета. Сегодня задача вуза заключается в том, чтобы дать студенту не только всесторонние знания, необходимые для того, чтобы стать полноценным гражданином, но и развитие творческого потенциала.

Инновационные подходы, направленные на развитие личностных, творческих и специальных качеств будущих дизайнеров, должны отвечать более общим задачам формирования у студента системы эстетических представлений, ценностных ориентаций, развития творческих способностей и практических навыков в области дизайна [4].

Инновационная деятельность федеральных университетов: монография / Ю.Н. Мансуров, Г.П. Старкова, А.А. Андреева, С.Ю. Мансуров, Д.В. Миклушевский, Т.Н. Питерская ; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. -Владивосток: Изд-во ВГУЭС. - 236 с.

ISBN 978-5-9736-0318-2

Монография подготовлена по результатам прикладных исследований в рамках Соглашения от 30 июня 2012 г. №14.А18.21.0260 по проекту «Разработка, внедрение нормативной базы и системы мониторинга инновационного потенциала федеральных вузов», получившему финансовую поддержку в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Исследованы такие источники привлечения финансовых средств на осуществление НИР и НИОКР, как государственная финансовая поддержка, грантообразующие и венчурные фонды. Представлен материал по особенностям инновационной деятельности федеральных университетов, общие характеристики и результаты создания инновационной инфраструктуры федеральных университетов. Авторами разработаны рекомендации по развитию инновационной деятельности, включающие образцы нормативных документов в сфере инновационной деятельности и примеры разработанных инновационных образовательных программ для федеральных университетов.

Для специалистов предприятий, научных работников НИИ, студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, специализирующихся в области инноватики и смежных отраслей науки, а также направлений и программ образования экономических, гуманитарных и технических вузов.

The present edition is prepared by creative team according to the purposes and tasks of the «New Model of the Third Step ofTechnical Education according toBologna Process in Belarus, Russia and Ukraine» project» («New model of the third cycle in engineering education due to Bologna Process in BY, Ru, UA») according to the TEMPUS program of the European Union. The book is developed within the TEMPUS-NETCENG project. Information on the project on the Internet: www.netceng.eu. The project is carried out with assistance of the European Commission.The contents of this publication / material are a subject of responsibility of authors and do not reflect the point of view of the European Commission.

СОВЕТУЕМ ПРОЧЕСТЬ

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.