Научная статья на тему 'Дизайнерская подготовка в системе повышения квалификации учителей технологии Рязанской области'

Дизайнерская подготовка в системе повышения квалификации учителей технологии Рязанской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙНЕРСКАЯ КУЛЬТУРА / DESIGN CULTURE / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / SYSTEM / ART PROCESSING / IMPROVEMENT OF QUALIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Т. В.

В статье представлена актуальная проблема повышения дизайнерской культуры учителей технологии в процессе повышения их квалификации. Приведен опыт Центра развития технологического образования Рязанского института развития образования по освоению культуры дизайна учителями технологии Рязани и Рязанской области. Описана система повышения квалификации в элективном курсе «Дизайн в художественной обработке материалов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of developing designer culture of technology teachers within the process of increasing their skills. It presents an interesting example of the experience in the development of technology education center Ryazan Institute of Education on developing the culture of design for technology teachers of Ryazan and the Ryazan region. The article also analyzes the system of training in the elective course "Design in art materials handling".

Текст научной работы на тему «Дизайнерская подготовка в системе повышения квалификации учителей технологии Рязанской области»

ДИЗАЙНЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Д Т.В. Андреева

Аннотация. В статье представлена актуальная проблема повышения дизайнерской культуры учителей технологии в процессе повышения их квалификации. Приведен опыт Центра развития технологического образования Рязанского института развития образования по освоению культуры дизайна учителями технологии Рязани и Рязанской области. Описана система повышения квалификации в элективном курсе «Дизайн в художественной обработке материалов».

Ключевые слова: дизайнерская культура, художественная обработка, повышение квалификации.

Summary. The article deals with the problem ofdeveloping designer culture of technology teachers within the process of increasing their skills. It presents an interesting example of the experience in the development of technology education center Ryazan Institute of Education on developing the culture ofdesign for technology teachers of Ryazan and the Ryazan region. The article also analyzes the system of training in the elective course"Design in art materials handling".

Keywords: design culture, system, art processing, improvement of qualifications.

XX век создал культуру дизайна, которая сопряжена с проектной деятельностью и направлена на осознанное формирование окружающей человека искусственной среды. Проектная культура, в том числе дизайн, направлены не только на формирование среды жизнедеятельности человека, но и практически на любую деятельность. Дизайн образования создает широкие возможности для реализации инвариантно-вариативного подхода к обучению, так как способствует быстрой адаптации специалиста к изменяющимся условиям производства и жизни. Современные рыночные условия приводят к материальному изобилию, и конкурентоспо-

собность товара зависит не только от его функциональности, но и от внешнего эстетического вида. А это достигается усилиями дизайнеров. Товарам с одинаковыми потребительскими свойствами необходимо придать дополнительные качества, которые «заставят» покупателя выбрать именно товар конкретного производителя.

Важное значение приобретает вопрос профессионального самоопределения подрастающего поколения, выявилась сущностная необходимость построения специализированной системы непрерывного дизайн-образования, охватывающего подготовку учителей технологии в системе повышения квалификации. Исследования говорят,

45

ВЕК

46

что художникам, дизайнерам и изобретателям принадлежит будущее.

В мировом сообществе дизайну более 70 лет. До начала 1990-х гг. все попытки создания системы дизайн-образования в нашей стране были недостаточно эффективными. Ни один вуз в стране не готовил преподавателей в области дизайна, не было опыта преподавания, создания учебно-методической базы, формирования содержания обучения, эффективных методик обучения и т.д. Таким образом, не было содержательной основы для построения самой системы, не было квалифицированных педагогов, способных эффективно работать в этой системе.

Первый в стране выпуск дизайнеров был осуществлен в 1998 г. совместными усилиями Уральского профес-сио нально-педагогического университета и Нальчиковского колледжа дизайна. С 2006 г. более 40 образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в России вели подготовку специалистов-дизайнеров. Такие специалисты осуществляли организацию дизайн-образования в общеобразовательной школе. Однако учителя технологии, давно работающие в школе, не имеют возможности получения такого образования в силу возрастного ценза и недостаточных материальных возможностей. Но имеют огромный педагогический опыт и владеют разными технологиями обработки конструкционных материалов. Занятия по технологии и обработке материалов способствуют расширению кругозора, знаний, умений и навыков, раскрывают научные основы производства различных материалов. Занятия по декоративно-прикладному искусству направлены на приобретение художествен-

ных знаний, способностей, на приобщение к народному искусству. Практические работы способствуют созданию условий для развития творческого мышления, совершенствованию форм и методов разработки технологического процесса. Таким образом, задача повышения квалификации -наладить взаимосвязь между художественной и технологической подготовкой слушателей для формирования художественно-технологической составляющей образовательного процесса. Поэтому в системе повышения квалификации учителей технологии очень важным является освоение основ дизайн-образования в области художественной обработки материалов. Лучше всего это осуществлять в блоч-но-модульной системе.

В Рязанском институте развития образования с 2004 г. осуществлялось повышение качества курсовой подготовки учителей технологии за счет реализации элективного курса «Дизайн в художественной обработке материалов». Методистами центра развития технологического образования были составлены учебный план, учебно-тематический план и учебная программа длительного обучения (144 часа) по теме «Предпрофильная подготовка и профильное обучение в образовательной области «Технология». Он состоит из трех блоков:

- варианты реализации предпро-фильной подготовки и профильного обучения (19 часов);

- элективный курс профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников «Дизайн в художественной обработке материалов» (95 часов);

- компьютерная поддержка дизайна (30 часов).

Цель образовательной программы - повышение качества подготовки учителей технологии за счет реализации блочно-модульного построения элективного курса «Дизайн в художественной обработке материалов». Данный длительный курс обучения продолжается каждый год, но не повторяется. Количество блоков не меняется. Изменяются модули, которые входят в элективный курс «Дизайн в художественной обработке материалов», и варьируется количество часов на их изучение. Тематика модуля курсовой подготовки изменялась в связи с появлением профессиональных преподавателей в той или иной области по заявкам слушателей. Поэтому мотивация к обучению - высокая. Рейтинг центра образования по качеству курсовой подготовки в течение последних восьми лет составлял 1-3 места. Не возникало проблем с наполняемостью групп во время курсовой подготовки. Конечный результат практической работы каждого модуля представлялся как творческий проект.

В первый год повышения квалификации блок элективного курса по дизайну включал следующие модули:

• мастер-классы на базе «школы мастеров» Клепиковского района Рязанской области;

• графический дизайн одежды;

• дизайн полиграфии.

В период прохождения курсов слушателям была организована поездка с посещением:

• творческих мастерских Межрегиональной школы мастеров, созданной по инициативе Президента Академии менеджмента и рынка, доктора экономических наук, профессора Владимира Павловича Грошева;

• музея деревянного зодчества

(деревня Лункино), где собраны художественные творческие работы по резьбе по дереву и дизайну мастеров из разных городов и воспитанников школы мастеров.

За круглым столом, в период прохождения мастер-классов, обсуждались вопросы:

• дизайна и декоративно-прикладного искусства России;

• знакомства с принципами ди-зай на;

• художественного проектирования;

• дизайна, как современного способа системного мышления при создании новых вещей;

• профессии дизайнера - специалиста широкой подготовки и эрудиции (художника, социального психолога, конструктора, технолога, экономиста, маркетолога, педагога, менеджера);

• стайлинга, китча;

• дизайнерского подхода к произведениям прикладного искусства.

Графический дизайн одежды включил в себя разделы «Графика» и «Основы композиционного построения в дизайне одежды». В разделе «Графика» обсуждались темы:

• понятие о творческой деятельности дизайнеров;

• выразительные средства для создания эскизов (пятно, линия, точка);

• графика;

• представление ткани в клетку, в полоску, в горох;

• стилизованное изображение растительных форм, силуэта, насекомых;

• представление образов ваз и сосудов в женском костюме.

Раздел «Основы композиционного построения в дизайне одежды» был посвящен:

• понятию о цветоведении;

47

48

• цветовой растяжке в костюме;

• сочетанию цветов;

• симметрии и асимметрии в одежде;

• силуэтам фигур, которые вписываются в овал, прямоугольник и треугольник;

• графическому изображению прически и головных уборов.

На практических занятиях данных разделов программы составлялись графические эскизы различных тканей, силуэтов, форм одежды, головных уборов с использованием фактуры в различных техниках (маслянной краски, копировальной бумаги, мятой бумаги, разбрызгивание гуаши).

В раздел «Дизайн полиграфии» входили вопросы:

• дизайн печатной и полиграфической продукции;

• дизайн при оформлении документов;

• визитки, буклеты, грамоты, дипломы, офисная документация, знаки -логотипы фирмы, плакаты, газеты;

• разработка фирменного стиля;

• основы композиции (ритм, цветовые соотношения, форма, содержание);

• стили в композиции.

На практических занятиях составлялись дизайнерские открытки, дизайн-образ «Я» в кубе, стенгазеты и визитки (с помощью компьютерной программы Corel Draw).

Компьютерная поддержка дизайна содержала:

• подготовку текстового материала по проекту;

• создание буклета;

• мультимедийной презентации;

• Web-сайта.

На практических занятиях слушатели создавали рабочую папку элек-

тронно-методического пакета для защиты проекта по дизайну.

В 2005 уч. г. структура блоков не изменилась. Элективный курс «Дизайн в художественной обработке материалов» содержал:

• архитектонику (работа с бумаго-пластикой);

• дизайн полиграфии;

• дизайн одежды;

• предметный дизайн.

Слушатели получили навык работы по архитектонике. Познакомились с разделами:

• организация свободного про-стран ства;

• основы макетирования;

• основные принципы бумаго-плас тики;

• конструирование декоративных гофрированных форм;

• принцип создания бумажной конструкции маски животного и человека;

• принцип создания бумажной конструкции фигуры человека;

• макетирование фигур с плоскими гранями;

• основные принципы архитек-то ники.

На практических занятиях изготавливались маски животных, человека, розетки, архитектура, объемные кристаллы.

Дизайн одежды был представлен мастер-классами руководителя театра мод «Жар-птица», который являлся победителем конкурсов у художника-модельера В. Зайцева в городе Москве:

• платье из ничего;

• шляпа на основе колпака;

• муляжный метод изготовления одежды;

• цветоведение.

Результатом практических занятий явились групповые творческие проекты по заданным тематикам.

Предметный дизайн был посвящен переплетному делу. На практических занятиях изготавливались блокноты, тетради, книги, рамки, выполненные двумя способами:

• с бумажными обложками в технике росписи жидкими красками по мокрому листу;

• тканевыми обложками.

Дизайн полиграфии и компьютерная поддержка дизайна объединились в единое целое. С помощью программ Adobe Photoshop и Corel Draw были изготовлены книги и напечатаны типографским способом.

На практических занятиях слушатель, используя свои рисунки, поделки, фотографии по своей тематике, изготовил макет книги, которую в дальнейшем напечатали в типографии. Шрифты использовались минимально.

В 2006 г. курсовая подготовка по дизайну была представлена следующими модулями:

• имиджелогия;

• дизайн интерьера.

Модуль «Имиджелогия» состоял из трех частей:

• макияж, дизайн одежды;

• дизайн прически;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• дизайн ногтей.

Акцент делался на изучение технологии создания личного позитивного образа, на том, как «меня» воспринимают окружающие. Рассматривались следующие темы:

• понятия «имидж» и социальный успех;

• общая «Я-концепция» («реальное Я», «зеркальное Я», «идеальное Я», «демонстрируемое Я»);

• имидж - формирующая информация;

• имиджелогия, этикет, хорошие манеры;

• физика цвета, изучение влияния цвета на облик человека;

• формирование вкуса и правильного видения цвета;

• исторические стили, силуэтная линия одежды, пропорции, фактуры, прически, макияж, маникюр;

• строение и состояние волос и кожи;

• восприятие аккуратности и чувство меры;

• основы колористки;

• уход за кожей и волосами.

На практических занятиях осуществлялись тренировочные упражнения по макияжу лица, дизайну ногтей, подбору прически к типам лица; по выбору цветовой гаммы от кожи, волос, глаз, макияжа (зима, весна, осень, лето). Каждый обучающийся заполнял таблицу для себя по выбору своего стиля в одежде и цветового типа внешности. Затем подбирал макияж и прическу.

Дизайн интерьера и компьютерная поддержка дизайна представляли единое целое. Рассматривались темы:

• дизайн интерьера;

• дизайн при создании новых предметов;

• сферы применения дизайна;

• сочетание формы и фактуры;

• место предмета в интерьере;

• знакомство с программой Лгеоп «Визуальная архитектура»;

• стилевое решение интерьера;

• пропорции и размер мебели;

• правила художественного оформления и декорирования.

Использование программы Лгсоп «Визуальная архитектура» экономило время для проведения практических работ по дизайну интерьера, расширяло возможности для проявления творческих способностей. Программа име-

49

50

ет два режима: конструирование и дизайн. В первом выполняется чертеж, а во втором - оформление интерьера.

В качестве тренировочных упражнений все выполняли проект дачного домика. На практических занятиях слушателям было предложено проектное задание по оформлению холла учебного корпуса Рязанского областного института развития образования: выполнить чертеж и оформить интерьер в цвете в программе Агсоп. В ходе работы над проектом учителя формулировали задачу, работали над эскизом, подбирали материалы, выбирали цветовую гамму, анализировали выполнение задания.

В 2007 г. дизайн был представлен модулем «Предметный дизайн». Он состоял из трех частей:

• живопись жидкими красками по мокрому листу;

• витражи из цветной кальки;

• роспись по стеклу.

Рассматривались следующие во-

про сы:

• введение в предметный дизайн;

• дизайнерский подход к произведениям прикладного искусства;

• дизайн при создании новых предметов;

• реставрация предметов, как одно из направлений предметного дизайна;

• приемы декорирования поверхностей;

• сочетание формы и фактуры;

• место предмета в интерьере;

• правила цветоведения;

• композиция (статичная, динамичная);

• стилизация - намеренный уход от реальности в сторону декоративности;

• эмоциональное воздействие цвета на человека;

• гармония цвета;

• способы построения цветовой целостности.

Живопись жидкими акварельными красками по мокрому листу была необходима для «проживания» цвета при послойном его накладывании.

Витражи из кальки были ориентированы на применении геометрии в трудовом обучении. Работы выполнялись из цветной кальки, а трансформы из ватманской бумаги. Данный модуль был представлен для того, чтобы лучше почувствовать основы цветове-дения при росписи по стеклу.

На практических занятиях слушатели выполняли «мобиль-витражи», «витражи-снежинки», «картинки-витражи», «звезды-витражи», «венки-витражи» и дизайнерские трансформы.

Роспись по стеклу выполнялась профессиональными красками и смолой с помощью кистей и губок и с применением различных элементов декора (страз, бисера, лент, бижутерии и т.д.).

На практических занятиях расписывались вазы, рамки для фото, кафельные плитки, открытки, плафоны, витражи, зеркала, бутылки, блюда с соблюдением правил дизайна.

В 2008 уч. г. «Дизайн в художественной обработке материалов» сконцентрировался на текстильном дизайне. Он включал в себя два модуля:

• валяние из шерсти;

• лоскутное шитье.

Рассматривались темы:

• лоскутного шитья (мозаики, аппликации, объемных элементов, стежки);

• арт-текстиля;

• текстильной смальты;

• оригами в лоскутной пластике;

• применения новых технологий при изготовлении изделий в текстильном дизайне одежды и интерьера;

• использования водорастворимых стабилизаторов для создания полотна из ниток и лоскутов;

• роспись ткани;

• изготовления ювелирных украшений из текстиля и камней.

Практические занятия были посвящены изготовлению изделий из текстиля: палантинов, шарфов, шляп из шерсти; панно, сумок, дизайнерскому изготовлению одежды в технике лоскутной пластики; ювелирных украшений из камней и текстиля с применением новейших технологий.

В период с 2009 по 2012 г. в рамках элективного курса «Дизайн в художественной обработке материалов» учителя технологии освоили: технику изготовления витражей из стекла методом пайки; «Де купаж» различных поверхностей из стекла, дерева, металла, керамики, пластмассы; курс «Основы орнаментальной композиции в графическом исполнении растительного, животного и предметного мира»; экспозиционный дизайн; технику «Набойка» в текстиле; фильцева-ние по ткани; законы композиции в костюме; цветоведение с элементами живописной графики.

С учителями проводилась работа, во время которой оттачивались навыки, развивалась интуиция, формировался профессиональный подход к принятию дизайнерских решений, составляющих суть изучения данного курса.

Параллельно курсу «Предпрофиль-ная подготовка и профильное обучение в образовательной области «Технология»» центром развития технологического образования ежегодно про-

водилось повышение квалификации учителей технологии по различным видам декоративно-прикладного искусства. Практические умения и навыки формировались на основе знаний, полученных на занятиях «Художественная обработка материалов»:

• роспись:

- насыпными материалами (янтарной и каменной крошкой, корой деревьев, манкой);

- по дереву;

- по тканям;

- по скорлупе (писанки);

• изготовление кукол в различных техниках;

• переплетное дело;

• валяние из шерсти;

• лоскутная мозаика;

• гобелен;

• работа с берестой;

• плетение из лозы;

• пенопластика;

• флористика;

• вышивка;

• резьба по дереву;

• ассоциативная живопись;

• вязание на спицах и крючком.

На всех этих курсах обязательно

включались вопросы по цветоведе-нию, основам композиционного построения и дизайну (художественному конструированию). Практические изделия, выполненные слушателями, являлись образцами худо-жест венных ремесел.

Повышение квалификации учителей технологии проходило через проектную деятельность, дизайн и компьютерную поддержку дизайна. Все взаимосвязано и едино. Часто структура курсовой подготовки сама представляла творческий проект: от идеи до конечного готового результата. Так как первоначально трудно было пред-

51

ВЕК

52

положить, что в итоге должно получиться, обучение шло «методом погружения»: знания подтягивались по мере необходимости. Занятия на курсах строились таким образом, чтобы обязательно был ежедневный практический результат. Прослушивание только теории недопустимо. Занятия вели, как правило, два преподавателя: один по спецдисциплине, второй - по поддержанию компьютерного оборудования в рабочем состоянии. Оба преподавателя взаимно дополняли друг друга. Цель курсовой подготовки: сформировать профессиональные компетенции учителя для работы в школьной среде, что повлечет увеличение мотивации к обучению у учащихся и адаптацию их к условиям современной жизни. После окончания курсовой подготовки все слушатели получали диски с необходимой документацией, дидактическим и раздаточным материалом и практическими работами в фотографиях.

Курсовую подготовку в течение 8 лет по элективному курсу «Дизайн в художественной обработке материалов», по мере возможности, посещала одна и та же группа учителей технологии г. Рязани и области. Они в совершенстве овладели многими технологическими процессами изготовления изделий из различных материалов и освоили азы художественной подготовки, соединив, таким образом, художественную и технологическую составляющие обучения, что и являлось главной целью повышения квалификации учителей технологии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зайцева А.А. Дизайн своими руками. -М.: АСТ-Пресс, 2004.

2. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Молодая гвардия, 1994.

3. Паркер Р. Дизайн для Web и настольное издательство для «чайников». - М.: Диалектика, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Павлова М.Б., Питт Дж. Дизайн-подход как основа обучения. - Н.Новгород, 2001.

5. Лернер П.С. Поговорим о дизайне // Школа и производство. - 1993. - № 2.

6. Осипова Н.В. Искусство флориста-дизайнера. - М., 1996.

7. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Концепция непрерывного дизайн-образования. - М.: Издательский центр НОУ «ИСОМ», 2006.

8. Холмянский Л.М., Щепанов А. С. Дизайн. Книга для учашдхся. - М.: Просвещение, 1985.

9. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Роди-чев Н. Ф. и др. Элективные ориентацион-ные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. - Изд. АПКиПРО, 2003.

10. Технология 10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В. Озерова. - М.: Изд-во «Гло -бус», 2008. - (Новый образовательный стандарт).

11. Имиджелогия. Как нравиться / Под научной ред. В.М. Шепель. - М.: Народное образование, 2002.

12. Симоненко В.Д., Хохлова Т.В., Овчинников А.П. Сборник программ элективных курсов технологического профиля: Методические рекомендации для учителей технологии, студентов вузов и педколледжей. - Брянск: БИПКРО, 2005. ■

ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.