ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. №540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gto-normy.ru/polozhenie-ovserossijskom-fizkulturno-sportivnom-kompleks-gto/#more-1660 (дата обращения: 01.12.2017).
2. Федякин, А.А. Физическая подготовленность студентов и нормы комплекса ГТО / А. А. Федякин, Е.В. Кувалдина // Проблемы и перспективы развития современной науки: социально-экономические, естественнонаучные исследования и технический прогресс : материалы III Всероссийской научно-практической конференции : в 2 ч. Ч. II. - Ростов-на-Дону : ООО «Приоритет», 2015. - С. 78-82
3. Черкасов, В.В. Исследование физической подготовленности школьников выпускных классов на основе испытаний комплекса ГТО / В.В. Черкасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 215-218.
REFERENCES
1. Resolution of the Government of the Russian Federation on June 11, 2014 No. 540 "On the approval of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense", available at: http://www.gtonormy. ru/polozhenie-o-vserossijskom-fizkulturno-sportivnom-kompleks-gto/#more-1660
2. Fedyakin, A.A. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Physical strength of students and standards of the GTO complex", Issues and prospects of modern science development: socio-economic, natural science research and technological progress: the materials of the 3rd All-Russian theoretical and practical conference: in 2 parts. Part II, OOO "Prioritet", Rostov-on-Don, pp. 78-82.
3. Cherkasov, V.V. (2017), "Research of physical fitness of school leavers studying at the senior classes on the basis of tests of "Ready to labor and defense" complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 215-218.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.01.2018
УДК 373.24
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА
Эльвира Фаритовна Вертякова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
(ЮУрГГПУ) г. Челябинск, Любовь Владимировна Каменщикова, учитель дополнительного образования, художник-дизайнер г. Челябинск
Аннотация
В статье раскрываются разные точки зрения на понятие «дизайн». Особое внимание уделяется основным видам и истории дизайна. Авторами представлены фрагменты программы внеурочной деятельности для младших школьников по данной проблеме.
Ключевые слова: дизайн, креативное мышление, художественно-творческое развитие.
ART AND CREATIVE DEVELOPMENT OF YOUNG SCHOOLBOYS BY DESIGN
MEANS
Elvira Faritovna Vertyakova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Lyubov Vladimirovna Kamenshchikova, the teacher of additional education, artist-designer,
Chelyabinsk
Annotation
The article reveals the different points of view on the concept of "design". Particular attention is paid to the main types and history of design. The authors present fragments of the after-hour program for
junior students on this issue.
Keywords: design, creative thinking, artistic and creative development.
Процессы интеграции в современном образовании являются актуальным объектом педагогических исследований. Междисциплинарная интеграция отражает процессы объединения учебных дисциплин для решения аксиологических, методических, технологических и практических задач [1]. Фундамент или момент формирования ценностной основы миропонимания ребенка в художественно-эстетическом цикле закладывает именно в начальной школе. Поскольку искусство является «миром воплощенных ценностей», к которым стремиться человек в любом школьном возрасте как в старшем, так и в младшем.
Дизайн - один из самых молодых видов проектно-художественной деятельности. Его история как искусства очень коротка. Это искусство возникло в начале ХХ века вместе с бурным развитием промышленного производства. Свою историю понятие «дизайн» берет от итальянского «disegno», которым в эпоху Ренессанса обозначили проекты, рисунки, а также идеи лежащие в основе работы. В России термин «дизайн» начал употребляться в 1960-х годах. Сегодня дизайн превратился в самостоятельный вид художественно-проектного творчества. Мы используем определение данное Н.М. Сокольниковой. Дизайн - проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще и красива [2].
Из истории дизайна мы узнали, что только в 20-е годы XX века были открыты первые школы дизайна - «Баухауз» - в Германии и ВХУТЕМАС в Советской России. Уникальность германской школы заключалась в том, что это одновременно и производственные мастерские, и учебное заведение. Они наряду с проектированием разрабатывали эстетику функционализма, принципы формообразования в бытовой среде и архитектуре.
В отличие от школы «Баухауз», школы ВХУТЕМАС имели другую уникальность. Это касается упрощения существующей вещи, снятия каких-либо украшательств, неработающих, а значит, ненужных частей. Основная идея - сделать вещь простой, удобной и функциональной. Более того, пропагандировалось умение применить наиболее массовые материалы и внедрить их в массовое производство. В отличие от академических методов обучения, здесь внедрялась идея организации индивидуальных мастерских, а студенты вправе были учиться в мастерской того руководителя, которого они выбрали [2].
Что касается зарубежной начальной школы, можно привести пример работы школы дизайна в графстве Стаффордшир. Их уровень работы признан самым образцовым. Обучение дизайну проходит по программе, разработанной еще в 1987 году. Программа предусматривает введение межпредметных должностей, консультантов-методистов, курсы по переподготовке учителей, а также обеспечение проведения различных школьных и внешкольных мероприятий. Дети уже с пяти лет начинают приобщаться к дизайну, учатся обращаться с различными материалами, развивают творческое воображение, работая над реальными либо фантастическими темами. Учителя обдумывают лишь, как использовать разнообразие творческого мышления имеющейся у детей, как привить побольше навыков [2].
На сегодняшний день в отечественном образовании обучение дизайну в школе практически отсутствует, не считая ограниченного «вкрапления» элементов художественного конструирования в темы по технологии и декоративному рисованию. Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью говорить о необходимости внедрения элементов дизайна в практику школы. Пробуждение в маленьком человеке художника, творца и ценителя прекрасного вызывает только художественная деятельность. В первую очередь к ней относится создание и украшение предметной среды своей жизнедеятельности, т. е. деятельность, близкая к дизайнерской.
Для внедрения элементов дизайна в художественно-творческое развитие младших школьников необходимо формировать умение креативного мышления через изучение правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формообразования, конструирования, макетирования и комплексного проектирования. В процессе дизайнерской
деятельности художественно-творческое развитие младших школьников составляют три основных взаимосвязанных компонента:
1) дизайнерский (проектно-художественная деятельность);
2) психологический (особенности дизайнерского мышления);
3) методико-педагогический (методы и приемы обучения, практическое и теоретическое освоение дизайнерской деятельности и формирование на этой основе дизайнерского мышления).
Поэтому, изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу [1, 2], при построении программы мы использовали следующие виды дизайна: графический, автомобильный, архитектурный, дизайн предметов быта, дизайн интерьера, дизайн одежды, дизайн среды, фитодизайн и др.
Нами разработан проект программы художественно-творческого развития младших школьников с элементами дизайна для внеурочной деятельности.
Цель и задачи программы: приобщение младших школьников к основам художественного проектирования и конструирования окружающего предметного мира; воспитание интереса к дизайн-проектированию; развитие элементарных представлений о создании новых предметов, форм, фактуры и т.д.; знакомство с арт-произведениями дизайн-искусства.
Таблица1 - Фрагмент программы внеурочной деятельности «Азбука дизайна»
№ Виды дизайна Тема занятия Возможные виды художественно-проектной деятельности
1 Эрго Искусство дизайна. Форма, цвет, фактура Эргономическое пред проектное исследование любого предмета Придание формы, цвета, фактуры с использованием геометрических фигур
2 Графический дизайн Искусство штифта Графическое и объемное изображение оригинальной формы инициалов, имени и т.д.
3 Искусство плаката Графическое изображение плаката, рекламы, афиши, изготовление этикетки, упаковки товаров, конвертов, открыток
4 Книжный дизайн Бумажное конструирование макета детской книжки
5 Промышленный дизайн Дизайн предметов быта. Искусство натюрморта Выполнение декоративной композиции кухонного сервиза
6 Создание моделей автомобилей Графическое изображение и бумажное конструирование оригинальной функционально оправданной, устойчивой формы автомобилей
7 Дизайн одежды Моделирование одежды Моделирование одежды в соответствии изучаемой культуры. Авторский проект образа женской и мужской одежды в соответствии модным тенденциям
8 Визаж Создание прекрасного облика человека Цветовое решение фантазийного макияжа (bоdy art)
9 Фитодизайн Конструирование кашпо Искусство составления композиций из цветов и природных материалов. Составление букетов из засушенных, искусственных, полевых или садовых растений
10 Дизайн среды. Стилевое решение пред-метно-про-странственной среды Архитектура Графическое изображение и бумажное конструирование фасадов зданий (театры, дворцы, коттеджи и др.)
11 Дизайн интерьера Дизайн интерьера, домов, офисов, квартир. Создание макетов
12 Искусство интерьера проектирование эстетически полноценных условий для осуществления учебной деятельности (макет кабинета ИЗО)
13 Ландшафтный дизайн Проектирование гармоничной благоприятной окружающей среды. Цветовое решение зеленых насаждений и садовых построек
14 Вернисаж Оформление выставки дизайнерских проектов
Во внеурочной деятельности основное внимание обращается на изучение правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формообразования, моделирования, макетирования и комплексного проектирования.
В процессе освоения цветоведения младший школьник знакомится как с физической теорией цвета, цветового зрения, так и измерениями количественного выражения цвета. Особый интерес вызывают художественно-образные аспекты формообразования.
Младший школьник их воспринимает как процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и требованиями эстетической выразительности будущего объекта.
Таким образом, на занятиях внеурочной деятельности по программе «Азбука дизайна» происходит художественно-творческое развитие младших школьников. Особое внимание уделяется развитию специальных навыков, креативному мышлению, композиционным творческим способностям и художественно-проектной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вертякова, Э.Ф. Междисциплинарная интеграция изучения декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом образовании будущих учителей начальных классов / Э.Ф. Вертякова, Н.В. Геращенко, Н.В. Черушева // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. - 2016. - № 5. - С. 35-41.
2. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : учеб. пособие для студентов / Н.М. Сокольникова. - М. : Академия, 1999. - 390 с.
REFERENCES
1. Vertyakova, E.F., Gerashchenko, N.V. and Cherusheva, N.V. (2016), "Interdisciplinary integration of the study of arts and crafts in the art and aesthetic education of future teachers of primary school", Messenger of Chelyabinsk state. ped. Univ., No. 5, pp. 35-41.
2. Sokolnikova, N.M. (1999), Fine arts and methods of teaching in elementary school, Academy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.01.2018
УДК 796.342
СКОРОСТЬ ПОЛЕТА МЯЧА ПРИ ПОДАЧЕ КАК ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТЕННИСИСТОВ
Сергей Иванович Вовк, доктор педагогических наук, доцент, Максим Павлович Коломоец, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
Теннис становится все более атлетическим видом спорта. Это выражается в высоких скоростях полета мяча при разных атакующих ударах, которые требуют повышения доли физической подготовки в тренировочном процессе, особенно скоростно-силовой. В статье собраны и проанализированы статистические данные подачи у ведущих теннисистов мира зафиксированные на турнирах большого шлема и поставлены задачи определения влияния скорости полета мяча при первых и вторых подачах на результативность соревновательной деятельности, а также выявление взаимосвязи между скоростью полета мяча при первых и вторых подачах.
Ключевые слова: теннисная подача, первая подача, вторая подача, скорость полета мяча при
подаче.