Научная статья на тему 'Развитие личности учащихся, педагогов, родителей посредством воспитания социально значимых компетенций'

Развитие личности учащихся, педагогов, родителей посредством воспитания социально значимых компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION / SOCIALLY SIGNIFICANT COMPETENCES / SELF-CONDUCTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурикова Евгения Германовна, Якушкина Марина Сергеевна

Показана роль социально значимых компетенций в развитии личности учащихся, педагогов, родителей, раскрыт опыт деятельности образовательного центра Лесколовского сельского поселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурикова Евгения Германовна, Якушкина Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality development in pupils, their parents, pedagogues by means of upbringing socially significant competences

The role of socially significant competences in pupils, their parents, pedagogues is shown. Leskolovo rural settlement educative centre activity experience is revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие личности учащихся, педагогов, родителей посредством воспитания социально значимых компетенций»

шений подростков приобретает все большее значение и может решаться в развитом подростко-

вом коллективе, и способствовать развитию коллектива, общества одновременно.

УДК 37.02

Чурикова Евгения Германовна

Комитет по образованию Всеволожского района Ленинградской области

Якушкина Марина Сергеевна

доктор педагогических наук, профессор Институт образования взрослых РАО, г. Санкт-Петербург

vosp_spbgu@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ*

Показана роль социально значимых компетенций в развитии личности учащихся, педагогов, родителей, раскрыт опыт деятельности образовательного центра Лесколовского сельского поселения.

Ключевые слова: образование, социально значимые компетенции, самостоятельность.

В условиях модернизации образования большое внимание в РФ уделяется проблеме формирования компетенций учащихся. Впервые эта идея была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте». Она отражена в Госстандарте основного общего образования РФ. Существует множество подходов к определению понятия «компетенции» [1]. Компетенция (competentia - лат.) -круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Образовательная компетенция -это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности (А.В. Хуторской). Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании компетенций, обеспечивающих возможность развития личности учащихся и их успешной социализации. В соответствии с содержательной характеристикой личностного развития (Б.Ф. Ломов, Дж. Равен), компетентная личность должна обладать качествами, способствующими выполнению в будущем разных видов социально-профессиональной деятельности. Компетенции можно оп-

ределить как интегративную целостность знаний, умений, навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, как способность человека реализовать на практике свою комптентность. В структуру компетенций, помимо деятельно ст-ных знаний, умений, навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт -интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. В нормативно-правовой документации по модернизации содержания российского образования приводятся следующие базовые компетентности: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в т.ч. умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (в т.ч. аспекты собственного здоровья, семейного быта и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (в т.ч. выбор способов использования свободного времени). Совет Европы определил особо значимые компетенции на европейском пространстве: политические и социальные компетенции - способность взять на

* Исследование поддержано грантом РГНФ №10-06-00258а.

себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов; межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга; коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Шете^ социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ; персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию [2]. Одним из самых значимых качеств личности в рамках компетентностного подхода является самостоятельность учащихся. Развитие этого качества обусловливает активную жизненную позицию учащихся. О важности для выпускника современной школы умений самостоятельно и творчески мыслить, добывать знания, принимать нестандартные решения и реализовать их в своей деятельности писали педагоги и психологи (Л.В. Занков, Ф.Т. Михайлов, А.А. Матюшин, Ю.Л. Григорьев, В.В. Давыдов, др.). Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности: метод самооценки, метод самоорганизации, метод самореабилитации, метод самоопределения, метод самореализации, метод самоконтроля, метод самопрогнозирования.

Образовательный центр Лесколовского сельского поселения, созданный в Ленинградской области как комплексное образовательное учреждение, работает по проблеме формирования социально значимых компетенций, в частности по теме: «Самостоятельная деятельность субъектов воспитательного пространства поселка как условие развития их личности» с 2009 года. Центр объединил 4 учреждения, находящиеся территориально рядом: ДСКВ № 38, МДОУ «ПиО» № 58, МОУ «Лесколовская СОШ», спортивный клуб

«Форвард». Инициатива создания Центра образования п. Лесколово принадлежит жителям поселка, социальный заказ которых был вызван обеспокоенностью родителей школьников состоянием обученности, воспитанности и здоровья детей и поддержан местными органами власти и управления образованием. Сегодня ЛЦО - сеть разновозрастных образовательных подразделений, структур дополнительного образования и адаптации детей и взрослых, а также служб, обеспечивающих функционирование и развитие этих учреждений, создание условий для повышения эффективности их работы. Центр состоит из следующих отделений: дошкольное отделение, школьное отделение, отделение развития воспитательной системы и дополнительного образования, социально-коррекционное отделение. Деятельность сетевого центра образования, координирующего динамику развития различных, некогда самостоятельных образовательных учреждений: ДОУ, СОШ, УДО, проч. - создает условия для формирования нового имиджа системы образования поселка. Работа каждого отделения построена в единстве взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процессов: учащиеся, педагоги, родители, социальные партнеры.

Очевидно, что современным ядром социально значимых компетенций является личностный компонент, важная роль в формировании которого отводится педагогам. Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности, педагога дополнительного образования, куратора) - создание необходимых условий для самоактуализации, самоопределения, самосозидания, самореализации. Свобода и самостоятельность учителя и ученика выражается в выборе и присвоении ценностей, принципов деятельности.

С созданием Центра проблемы с кадрами и их обучением в п. Лесколово стали менее острыми - в сельское образование возвращаются выпускники - молодые педагоги. Есть в Центре «опытные старейшины» - тренеру по рукопашному бою Н.Ф. Лодяеву 76 лет. Он является автором книг, ведущим массовых праздников, активным участником клуба пожилых людей «Золотой возраст», литературно-музыкальных вечеров Дома культуры, читает стихи и поет романсы. В Центр приходят родители с детьми с 1,5-2 лет. А иногда и раньше - еще до рождения ребенка,

т.к. в Центре сформирована система работы с будущими мамами и с девушками до 18 лет. Многие выпускники продолжают заниматься в спортивном клубе по окончании Центра уже во взрослых группах. В Центре созданы условия для того, чтобы дети вместе с родителями не просто учились и воспитывались: здесь они живут, растут, взрослеют рядом с педагогами. Если раньше детский сад, школа были определенными, весьма отличными друг от друга, этапами в жизни ребенка, то теперь обучение становится процессом непрерывным, обеспечивающим «мягкую», безболезненную адаптацию ребенка при переходе на другую образовательную ступень. Одни и те же специалисты дополнительного образования, социально-коррекционной службы, дошкольного и школьных отделений сопровождают ребенка на протяжении всего времени его обучения в Центре. Важную роль в Центре играют специалисты социально-коррекционного отделения, формирующие систему работы с педагогами и родителями по повышению психолого-педагоги-ческой компетентности. Для родительской общественности это классные собрания по параллелям, общешкольные родительские конференции, консультации и т.д. Наиболее востребована индивидуальная работа и с детьми, и с родителями; работа с будущими родителями в «Школе для беременных».

Специфические особенности организации и условий жизнедеятельности сельской школы -малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты школы с окружающим социумом - создают реальные предпосылки для развития особой открытой воспитательной системы, ориентрованной на инициативность и выделение сфер самостоятельной деятельности всех субъектов воспитательного и образовательного процесса. Формирование открытой воспитательной системы ЛЦО является приоритетом. Механизмом становится, в том числе проектная деятельность все субъектов воспитательной системы в разновозрастных проектных группах. Однако в различных возрастных параллелях есть и свои предпочтения. Проектная деятельность в начальных классах, например, направлена на создание традиций в семьях лесколовских жителей: «Традиции нашей семьи», «Профессии моих родителей», «Семейное хобби», «Совместный труд, совместный отдых» и др.

Другой приоритет Лесколовского образовательного центра и важный аспект социальной компетентности - профессиональное самоопределение учащихся. Педагоги Центра задачей сегодняшнего дня считают не только выбор учащимися будущей профессии в соответствии с интересами, способностями и личными качествами, но и умение оценивать себя в контексте требований рынка труда. Понимая важность и ответственность решения этой проблемы в сельском районе, к работе привлекаются такие социальные партнеры как, например: Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи, Центр тестирования и развития на базе РГПУ им. А.И. Герцена.

Особая роль при организации воспитательного процесса в школе отводится ученическому самоуправлению. Эффективными механизмами включения ребенка в ученическое самоуправление являются социальная практика и социальные пробы. Перспективна общественно значимая деятельность на территории поселка. В рамках деятельности детской организации как формы ученического самоуправления ребенок в Центре пытается осознать конкретный социальный и гражданский опыт: учится избирать и быть избранным, осваивает процедуру выборов и правила демократического устройства организации, принимает участие в формировании ее «политики», учится понимать закон. Подход к самоуправлению основан на том, что все учатся основам демократических отношений в школьном сообществе (а не управлять друг другом). Различные формы внеурочной занятости, в том числе участие в ученическом самоуправлении, групповой проектной деятельности формирует у учащихся умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - что необходимо для успешной социализации.

Проектированию в поселке совместной деятельности ЛЦО и иных учреждений социума в команде единомышленников способствует создание в структуре управления специального отделения по работе с родителями и общественностью. Особую значимость деятельность сетевого Центра приобретает в условиях формирования нового полиэтнического сельского социума поселка с участием семей трудовых мигрантов -пространства взаимодействия (позитивного и не-

гативного) различных этнических культур, ценностей, норм и правил поведения. Включенность родительской общественности во все сферы деятельности образовательного центра происходит через Управляющий совет, в состав которого входят педагоги и учащиеся ЛЦО, представители поселковой общественности. Сегодня в составе Управляющего совета работают 5 комиссий. Комиссия по содействию формированию здоровьесберегающей среды, применению здоровьесберегающих технологий посещает занятия и уроки физической культуры, способствует преемственности между структурными подразделениями -площадками ЛЦО, контролирует проведение и структуру физкультминуток во время уроков, питьевой режим, проводит начальную, промежуточную и итоговую диагностики по физической подготовленности воспитанников и учащихся ЛЦО и т.д. Комиссия по контролю за организацией учебного процесса осуществляет проверку проведения контрольных работ в конце четверти, полугодия в соответствии с СаНПиНами, проверяет дневники (ведение дневника, выставление оценок, подпись родителей), осуществляет контроль за работой кружков и секций и т.д. Комиссия по контролю за организацией питания воспитанников и учащихся производит постановку обучающихся на бесплатное питание, осуществляет контроль санитарного состояния столовой, отслеживает соблюдение договора с предприятием, оказывающим услуги по предоставлению питания обучающимся и т.д. Комиссия по профориентационной работе участвует в организации и проведении мероприятий, способствующих становлению системы профориентационной работы в ЛЦО. Комиссия по премированию и установлению доплат и надбавок работникам ежемесячно проводит заседания по установления доплат за работу, не входящую в круг основных обязанностей работников, по материальному поощрению за напряженность, высокое качество и результаты работы. Управляющий совет создает условия для реализации социальных проектов, разработанных совместно взрослыми и детьми, возрождения и укрепления традиции школы, поселения, участвует в формировании ЛЦО как социокультурного центра.

Одним из путей формирования социально значимых компетенций, в том числе самостоятельности является организация работы сообществ в творческих центрах. Творческие центры,

координируя различные формы и виды урочной и внеурочной работы, создают оптимальные условия для планирования работы с учителями-предметниками, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, родителями, администрацией, структурами дополнительного образования, культуры, спорта. Цель творческих центров: сделать досуговую деятельность управляемой и подчиненной целям обучения, воспитания, развития; удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности; предоставить дополнительные возможности для самоопределения. Сегодня Лесколово становится центром развития оздоровительной деятельности и социокультурным центром муниципального района. Дополнительное образование детей рассматривается нами как важнейшая составляющая формирующегося социокультурного центра района, образовательного пространства поселка. Оно социально востребовано (детьми, родителями, педагогами), позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности ребенка и взрослого. А главное, формирует поле успеха для тех детей, которые не стремятся в повседневное жизни к проявлению лидерских качеств; и для тех педагогов, которые хотят реализовать себя не только в традиционной деятельности педагога-предметника. Важнейшим принципом дополнительного образования является добровольный выбор ребенком предмета или вида деятельности, педагога, клуба или объединения по интересам. Именно система дополнительного образования помогает каждому ребенку проектировать собственное поле успеха и осваивать его в своем временном режиме. Мы считаем, что дополнительное образование в ЛЦО позволяет каждому ребенку и педагогу приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, лич-ностно. Появление отделения дополнительного образования подтолкнуло многих педагогов к освоению новых знаний, созданию собственных программ дополнительного образования и тематических кружков по интересам. Проанализировав тематику появившихся в Центре кружков, можно заметить, что многие педагоги в отделении дополнительного образования предлагают способным ученикам рассматривать свой пред-

мет углубленно. Некоторые педагоги проявили с необычной для себя стороны, предлагая иной -научно-популярный - взгляд на свой предмет в кружках: «Вокальное творчество», «Живое право», «Физика в жизни», «Я - петербуржец». Многие педагоги раскрылись как увлеченные и интересные люди в кружках: «Сценическое искусство», «Бумагопластика», «Школа барабанщиц». В 2010 году ЛЦО появились кружки профориета-ционной направленности, например: «Путь в журналистику», «Музейное дело», «Моя будущая профессия - парикмахер», «Дизайн и мода», «Автодело». Внешние партнеры отделения дополнительного образования: Леско-ловский Дом культуры, музыкальная школа, РГПУ им. А.И. Герцена, ЛГУ им. А.С. Пушкина, Школа олимпийского резерва, администрация сельского поселения.

Внеурочная самостоятельность учащихся становится логическим продолжением творческой урочной деятельности. В Центре появился опыт разработки индивидуально-личностных маршрутов воспитания социально значимых компетенций. Педагоги отмечают, что внеурочная самостоятельность учащихся помогает снизить напряженность межличностных, в том числе межнациональных отношений, создать поле успеха трудным тинейджерам, подросткам. В ходе эксперимента по организации самостоятельной деятельности разных субъектов образовательного и воспитательного процесса в 2010-2011 году было выявлено, что в зависимости от возрастной категории у учащихся Центра последовательно формируются (что подтверждают данные педагогов разных отделений) следующие навыки самообслуживания и развития самостоятельной социально значимой деятельности. До 3 лет дети способны выражать стремление к самостоятельному воспроизведению тех или иных действий взрослого. К 3-4 годам наблюдается сформирован-ность умений самостоятельно воспроизводить цепочку взаимосвязанных различных действий в условиях объединения детей в микрогруппы [3; 4]. Для детей 5-7 лет характерны самостоятельные действия по заданным взрослым правилам, а именно: стремление к результату, умение контролировать свои действия и результат; умение выявлять (объяснять) цель своей деятельности, осуществлять ее планирование [3; 4]. Для учащихся начальных классов характерно применение на практике умений действовать по новым правилам жизнедеятельности (школьным); умение дей-

ствовать, согласуя свои интересы с интересами группы [5]. Учащиеся 5 классов формируют первые понятия о социально значимых практиках, школьных и семейных традициях [5]. Учащиеся 6-7 классов формируют компетенции действовать вне школы по определенным правилам [5]. У учащихся 8-9 классов формируется понимание важности социально значимой деятельности и участие в ней через социальные практики [5]. У учащихся 10-11 классы можно наблюдать умение самостоятельно проектировать социально значимую деятельность; а также контролировать выполнение правил жизнедеятельности в Центре всех участников образовательного и воспитательного процесса (блок детского самоуправления). Вместе с тем, проблема формирования самостоятельной деятельности субъектов образовательного и воспитательного процесса рассматривается нами на фоне общей проблемы создания в ЛЦО условий для развития личности, а не только как самостоятельный объект анализа. Самый главный результат работы Центра - у детей и взрослых появилась потребность в общении, самостоятельность при решении ситуаций, умение доказывать своё и уважает чужое мнение, способность к самоконтролю и сопереживанию.

Библиографический список

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-27.

2. Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентност-ного подхода // Высшее образование в России. -2004. - № 11. - С. 3-14

3. ЯкушкинаМ.С. Развитие детского экспериментирования в условиях формирования воспитательного пространства ДОУ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальные и экономические аспекты регионального развития». - Тверь: ЛИИЖД, 2010. - С. 161-170.

4. Якушкина М.С. Значение традиций использования куклы для развития личности ребенка и взрослого // Вестник ПСТГУ Серия: Педагогика. Психология. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. - 2011. - № 2. - С. 39-47.

5. Бушкова Т.И., ПавловецЕ.А., ЦветковаВ.А., Якушкина М.С. Организационно-педагогическое сопровождение развития самостоятельной деятельности субъектов воспитательного пространства школы. - СПб: ИОВ РАО, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.