ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Терехина Е.В.,
директор школы Казанцева Т.М.,
заместитель директора МОУ СОШ № 175
ШКОЛА ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Как обеспечить детско-взрослую кооперацию?
Партнерство между детьми и взрослыми, общественностью и властью, человеком и природой; детско-взрослое со-проектирование; уровни образованности; человековедческие технологии; подходы к взаимодействию: компетентностный; рефлексивно-деятельностный; когнитивный; антропологический.
Муниципальное образовательное учреждение
СОШ № 175 является неотъемлемой частью общей государственной образовательной системы. В своей деятельности школа руководствуется Уставом и нормативными документами органов управления образованием. Деятельность школы осуществляется исходя из принципа неукоснительного соблюдения законных прав всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Образовательное учреждение стремится к максимальному учету потребностей и склонностей учащихся, интересов родителей в целях наиболее полного удовлетворения запросов указанных категорий потребителей образовательных услуг. В школе уделяется приоритетное внимание решению вопросов созданиякомфортныхусловий для воспитания и обу-чениядетей,оптимизации деятельности педагогов.
В рамках организации мероприятий Программы развития школа активно взаимодействует с различными организациями, находящимисяна территории
района и города в целом. Наиболее стабильные связи показаны на схеме.
МИССИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Педагогический коллектив
• организует исследования потребностей родителей и попечителей как граждан, заинтересованных в поддержке образования; привлекает их к обсуждению приоритетных направлений развития образования, обра зовательных учреждений;
• предъявляет родителям и попечительским сообществам спектр возможностейобразовательного пространства как предмета партнерскихотношений;
• о птимизирует традиционные формы взаимодействия (родительские собрания, конференции и др.), создает новые места для обсуждения и выработки возможныхперспектив развития образования.
Нижегородский институт развития образования ■----------------1
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Нижегородский центр непрерывного образования
«Муниципальное образование:инновации иэксперимент» №3, 2008
17
ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОМ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Родители, родительские и попечительские сообщества
• напрямую связывают образовательные достижения ребенка с возможностями успешной социализации в настоящем и будущем;
• принимают деловое участие в жизнедеятельности школьных коллективов по вопросам, касающимся проблемных зон и перспектив развитияобра-зовательного учреждения какместе социализации ребенка;
• взаимодействуют со школой по оформлению социальногозаказа на образование,инициируют перспективные формы и содержание деятельности родительских и попечительских сообществ.
Миссия «Школы партнерского взаимодействия» состоит в создании условий, обеспечивающих:
1) успешное продвижение учащихся на материале повышенного уровня содержания в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами,
2) развитие и воспитание каждого учащегося в атмосфере комфортного, благоприятного психологического исоциального климата,основанного напринци-пах ^манистического подходакобразованию.
Первое обеспечиваетсязасчет построения гуманистической, технологичной, научний системыразвития коллектива, второе — за счет создания и совершенствования корпоративной культуры образовательного учрееедее ия.
1. Расширить круг значимых для учащихся проблем
2. Расширить культурнообразовательное пространство учащихся
3. Освоить способы деятельности (общеучебные умения и навыки и общие интеллектуальные умения)
4. Создать «знаниевую» базу решения проблем — усвоение фактов, сведений, правил, научных понятий, закономерностей, принципов, теорий
6. Подготовить учащихся к получению профессионального образования
18
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008
ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В качестве основной цели Программы развития «Школы партнерского взаимодействия» можно назвать следующую: создание условий для развития и реализации творческого потенциала учащихся и подготовка их к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях социокультурной среды на основе партнерских взаимоотношений участников образовательного процесса внутри школы и вне ее.
Достижение обозначенной цели планируется осуществлять по двум линиям: первую — за счет мобилизации внутренних ресурсов образовательного учреждения, вторую — за счет более активного привлечения внешних ресурсов интеллектуальных, организационных, информационных, финансовых, материальнотехнических, средств массовой информации, телекоммуникационных каналов, Интернета, потенциала общественных объединений и добровольных формирований.
В Концепции модернизации российского образования сделана попытка выделить цели развития на двух уровнях абстракции, что является вполне удобным для программ любого типа. В Программе дан перечень операционных целей, ориентированных на развитие у учащихся способности решать определенные группы проблем в различных сферах жизнедеятельности — первый уровень (надпредметные результаты, т.е. метарезультаты, или ключевые компетентности) и цели второго уровня (предметные результаты) (по Лебедеву О.Е.).
В качестве конкретизирующих задач, выступающих как основные направления реализации целевых установок, выступают задачи, связанные с обеспечением возможности для:
• повышения эффективности педагогической, экономической и управленческой деятельности в системе работы школы;
• развития отношений партнерства непосредственных и опосредованных участников учебновоспитательного процесса;
• создания новой корпоративной культуры, предполагающей изменения взаимодействия руководителей, педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров школы;
• модернизации содержательного и организационного аспектов образования;
• освоения и внедрения передовых педагогических технологий;
• усиления мотивационного подкрепления деятельности учащихся и педагогов;
• усиления материальной базы образовательного учреждения;
• освоения маркетинговых исследований при анализе образовательных услуг;
• создания положительного (привлекательного) внутреннего и внешнего имиджа школы;
• создания целостной системы оценки качества деятельности образовательного учреждения.
Результатом достижения основной цели и конкретизирующих ее задач является личность выпускника, хорошо образованного, способного самостоятельно управлять своими жизненными установками, умеющего ориентироваться в окружающем мире, знающего и понимающего другого человека.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Основная идея, вокруг которой строится научная концепция Программы развития, исходит из характеристики ее потенциальных заказчиков, которая выступает в качестве основных потребителей образовательных услуг. Известно, что одним из условий существования и развития гуманитарных систем является взаимодействие школы и социума в интересах формирования педагогической среды (обучающей и воспитывающей) как внутри образовательного учреждения, так и вне его (В.М. Лизинский). Идея партнерства между детьми и взрослыми, общественностью и властью, человеком и природой лежит в основе детско-взрослого со-проектирования, это идея взаимодействия и кооперации в условиях недостаточности ресурсов.
Ограничения: возрастные ограничения педагогического коллектива школы делают необходимым привлечение новых педагогических кадров, а профессиональные ограничения требуют организации переподготовки или повышения квалификации.
Риски: возможна невостребованность социального расширения уровня образования повышенного качества со стороны внешнего окружения.
Последствия позитивные: привлечение дополнительных инвестиций для создания школы с углубленным изучением ряда предметов за счет финансирования дополнительных услуг.
Возможные риски: разрушение традиционной модели общеобразовательного уровня обучения и потеря интереса к школе со стороны социума.
Общая оценка: данный путь развития школы может быть успешно реализован лишь при условии профессионального управления процессом реконструкту-ризации со стороны администрации школы.
Концепция Программы предполагает реконструкцию отношений участников образования: существовавшие (и существующие) до сих пор отношения строились по принципу «субъект, который воздействует на объект». В обязанность объекта входило изменяться так, как этого хочет субъект, в соответствии с теми задачами, методами, способами и приемами, которые он применяет.
Гуманизация образования предполагает изменение отношений в классной комнате, где субъект взаимодействует с субъектом. Ученик в силу своего меньшего жизненного опыта, знаний, иных убеждений, а иногда и иной культуры не механически воспринимает и принимает оказываемые на него воздействия, а требует учета всех этих (и множества других) особенностей для успеха деятельности преподавателя, отношения к
19
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008
ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
себе как к равному в «человеческом» плане участнику процесса.
Признание ученика субъектом познавательной деятельности влечет за собой необходимость учета его личностного опыта, индивидуальных целей и ценностей образования, которое строится на принципах:
• гуманитаризации образования, которая рассматривается не только как увеличение удельного веса гуманитарных предметов, а как процесс формирования у учащихся представлений о ценности каждой человеческой индивидуальности, осознания себя как личности и одновременно своей принадлежности к обществу, социуму и природе в целом;
• вариативности образовательного процесса, которая предполагает вариативность: 1) содержания в различных уровнях и ступенях, 2) организации (форм организации, образовательных технологий и др.), 3) обеспечения образовательного процесса;
• ориентации на новый образовательный результат — компетентности, которые представляют собой целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, включают опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Данное направление модернизации образования кроме определения набора ключевых компетентностей и их поэлементного состава включает несколько аспектов:
1) перенос акцента с усвоения знаний на их самостоятельное получение. Основное требование к современному ученику—уметь учиться самостоятельно, т.е. ученик должен уметь поставить собственную цель, определить пути и способы ее достижения, получить и применить информацию, необходимую для решения вставшей проблемы, оценить успешность достижения поставленной цели и эффективность использованных для этого средств;
2) перераспределение теоретического и практического знания в содержании образования: увеличение доли практических знаний и умений;
3) разработка формы представления и реализации в содержании образования элементов, связанных с эмоционально-ценностными представлениями личности, формирование у школьников опыта переживаний, связанных с их самостоятельной деятельностью.
• Представление школьного образования как закономерной ступени системы непрерывного образования. Набирающий в настоящее время силу принцип «образование на протяжении всей жизни» связан не только с формированием готовности человека постоянно пополнять свои знания, совершенствовать умения, но и с определением базовых элементов содержания образования, которые обеспечат ему успешность в дальнейшем профессиональном развитии. Поэтому в содержании образования в наибольшей степени следует представить способы работы с информацией, а не ее постоянно и быстро меняющееся содержание.
• Использование в обучении новых информационных и телекоммуникационных технологий, предпо-
20
лагающее обеспечение функциональной грамотности учащихся.
Изложенные выше положения составляют константный набор, учитывать который должна любая Программа развития. Предлагаемая Программа уточняется дополнительными принципиальными положениями.
Программа развития школы построена с использованием нескольких подходов, наиболее известных в научном сообществе, или их вариаций — когнитивном, личностно-ориентированном, рефлексивнодеятельностном, компетентностном и др., которые составляют парадигму непрерывного образования (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.К. Маркова, В.С. Лазарев, О.Е. Лебедев, В.И. Слободчиков, Л.Н. Захарова и др.).
Выбор подхода определяется ситуацией обучения, поэтому такая эклектика лучших методов из любого подхода не противоречит повышению качества образования, а лишь позволяет учитывать сложившуюся «образовательную ситуацию».
Личность как субъект деятельности находится в центре каждого подхода, что не входит в противоречие с современными теоретическими и практическими достижениями в области человековедческих технологий и антропологического подхода к взаимодействию в системе «человек-человек».
Прежде всего, программа выдержана в рамках компетентностного подхода. Компетентностный подход как ответ на проблемную ситуацию в образовании предполагает иное конструирование содержания и организацию образовательного процесса. В центре этого подхода лежит понятие «компетентность» как интегрированная характеристика личности, определяющая ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей. С точки зрения этого подхода учитель работает с учеником, а не с предметом, он осуществляет «педагогическое и психологическое сопровождение (поддержку)», обучая его находить опору в самом себе.
Основным результатом действия компетентностно-го подхода является формирование: а) набора компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах; б) предметных компетентностей, связанных со способностями обучаемых привлекать для решения проблем знания, навыки и умения, формируемые в рамках конкретных предметов.
Становление и развитие личности, ее познавательных способностей, опора на субъективный опыт реализуются посредством личностно-ориентированного подхода, который ставит в центр процесса овладения личность обучаемого с определенными качествами и конкретного возраста. Это означает, что в ходе работы ролевые позиции преподавателя (тренера, тьютора,
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008
ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
фасилитатора)постоянно меняются, и онвыступа-ет как лидер группы, как наблюдатель, как партнер и т.д. Возрождающийсяподход к человекукакабсолют-нойценности, творцу самогосебя иобстоятельств своей жизнедеятельности вызывает необходимость по-новому взглянуть на профессиональную деятель-ностьпедагога, обладающеготовым мировоззрением, новыммироощущением и мировосприятием, иными качествами мышления и деятельности, чем в традиционной системе образования. Личностная ориентация означает«новый стиль профессионального поведения, иной строй мысли и в целом — образ учителя» (В.В.Сериков).Процесс обученияидет неот знаний педагога-тренера, аот потребностейобучаемых,а самовзаимодействиепланируется не с позиции педагога, а с позиции клиента, то есть педагог в данном случаеисполняетрольфасилитатораобучения (К.Роджерс).
Программа предполагает взаимодействие в рамках рефлексивно-деятельностного подхода
(Л.Н.Захарова),означающего,что процессобразования понимается как деятельность, имеющая цель, мотив, средство, продукт, психологическое содержание и психологическую структуру. Согласноэтому подходу процессы обучения иконтроля(или мониторинга совместной деятельности тренеров и обучаемых) явля-ютсяобязательнымии постоянными.
13 соответствии скогнитивным подходом цель обучения (в данном случае, образования как культурного понятия) отражает социальный заказ на качествозна-ний,умений и навыков (учебный материал — дидак-тическипрепарированные научные итехнологические знания). Главным, доминантным наряду с другими целями, является инфррмационноеобсспечениелич-ности,а неееразвитие,хотя это утверждение имеет условный характер, не отрицающий связи информирования и развития.
Программа направленанаобразование уелеш-ной личности, поэтомувней присутствуетопорана праксиологический подход, который предполагает проникновеннее закономерностипреобразования
практи кис позиций «умного делания», изменяющего действительность, и построение деятельности на основе этихзакоеомерностей(Колесникова И.А., Титова Е.В.). Праксиология как наукао бом, как организовать успешную деятельность (Григорьев Б.В., Чумакова В.И.), также определяет концептуальную полити ку в ремках П рограммы раз вития МОУ СОШ№175.
Программа основана на том положении, что в основе всех действий находится человеческая личность, которая достойна уважения, помощии поддержки, что отражает сущность антропологического подхода. Антропологический подход вы-ступаетсвое города базовым основанием для п о-строениятеорий, стратегийи парадигм образования (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, А.А.Ухтомский,В.И.Слободчиков, П.И. Третьяков и бР-)>и это имеет прямое и непосредственное от-ношениек сфере деятельности образовательных учреждений типа школа.
Позиция составителей Программы как выразителей волеизъявления заинтересованных в дальнейшем развитии МОУ СОШ № 175 сторон была бы не полной, если бывконцепции небылозаявлено о маркетинговом лобхобев качествеодногоиз инновационных элементов в деятельности нашего ОУ.
Организационно-педагогическая структура школы ([з будущем — школа суглубленнымизучениемряда предметов) должна позволитьрассмотретьее какОУ, целью которого будет производство, обновление и реализация качественных образовательных услуг для различныхкпиентских групп.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЪШТИЯ
Концепция Программы создает возможность решения проблемы содержанияобразования,егоотбора в соответствии с меняющимися социальными запросами и педагогическими возможностямишколы. Научной основой отбора содержания образования является компетентностный подход, врамках которого разра-
4в. Методологическая компетентность
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008
21
ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОМ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ботано само понятие «уровень образованности». Под уровнем образованности понимается качество личности, которая характеризуется способностью решать задачи познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. Уровни образованности различаются классами задач, которые способна решать личность на основе использования социального опыта.
Теоретически можно выделить четыре основных уровня образованности, которые могут быть достигнуты в процессе общего образования (О.Е. Лебедев): Элементарная грамотность характеризуется способностью использовать основные способы познавательной деятельности, какими являются чтение, письмо и счет плюс компьютерная грамотность.
Функциональная грамотность характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Применительно к актуальной социальной ситуации и культурной сфере города выделяют основные признаки функциональной грамотности:
• готовность к повышению уровня образованности на основеосознанного выбора программ общего и профессиональногообразования;
• способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социальноценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и ориентации в своих обязанностях;
• готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни в крупном городе, ориентация в возможностях этой жизни для удовлетворения и развития своих духовных запросов; ориентация в научном понимании мира;
• способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с зарубежными сверстниками и диалогу с представителями иных культур.
Достижение функциональной грамотности можно рассматривать как общую задачу всех видов общеобразовательной школы, хотя в разных видах школы для этого может потребоваться различная продолжительность обучения.
Уровень информированности (достижение которого является обычным результатом массовой школьной практики) характеризуется усвоением определенного объема знаний и способностью их продуцировать.
Направление 1. Внутреннее образовательное пространство
22
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008
ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Компетентность характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний.
Общекультурная компетентность - уровень образованности, достаточный для творчески-деятельностной самореализации личности, ориентирующейся в ценностях широкого культурного пространства (мирового, отечественного, городского), а также способность личности оценивать границы собственной компетентности в различных областях знаний.
Допрофессиональная компетентность - уровень образованности, достаточный для осознанного выбора профессии и успешного обучения в соответствующем высшем учебном заведении.
Методологическая компетентность - уровень образованности, достаточный для самостоятельного исследовательского подхода к решению широкого спектра задач как теоретического, так и прикладного характера.
Содержание Программы «Школа партнерского взаимодействия» реализуется посредством активного участия всех заинтересованных в повышении качества образования и управления сторон в трех основных направлениях и девяти частных проектах, разных по параметру инноваций и временным затратам. Разделение на направления и проекты является условным и сделано в чисто теоретических целях, в реальном развитии школа как открытая система решает все целевые установки, взаимодействуЯ параллельно с внутренней и внешней средой, что изначально задано интегрированным смыслом
ее жизнедеятельности в социокультурном пространстве.
• Эта сфера деятельности отражает образовательную программу, уклад школы («внутренний круг» взаимодействия), соединенные инновационными и традиционными технологиями.
Технологии: в соответствии с компетентностным подходом технологическая культура деятельности школы строится на четырех технологиях:
(1) передача учащимся базовой информации и формирование у них базовых навыков и умений;
(2) исследовательская деятельность учащихся на повышенном уровне образования при педагогической поддержке (сопровождении) педагога;
(3) самостоятельная работа учащихся с учебными материалами;
(4) технологии воспитательной работы, использование которых позволяет сформировать личностные качества конкурентоспособного человека (портфолио и социальное проектирование).
Все виды обучающих и воспитательных технологий находят свою реализацию в трех проектах, составляющих первое направление деятельности школы.
В основу проекта «Школа индивидуального образования» заложена мысль о том, что нет неталантливых детей, а есть учащиеся, имеющие различные образовательные трудности, преодолеть которые они в состоянии сами при умелой поддержке взрослых.
Основанием для выбора индивидуального образовательного маршрута учащихся является:
• желание родителей, мотивация учащихся к обучению;
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008
23
ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• состояние здоровья учащихся;
• уровень готовности к освоению образовательной программы школы.
Основная идея проекта заключается в формировании положительной мотивации учащихся к взаимодействию с другими путем непосредственного участия в учебной и внеучебной деятельности.
Цель проекта: создание ситуации успешности учащихся и педагоговв процессе заинтересованногопо-знания действительности на основе созданного инди-видуальногомаршрута прод вижения с и спользован и -ем технологиисопровохщения (поддержки).
Данная ЦЕ^ьконкретизируется рядом задач, специфика которых обуслоЕшена н апраыюнием со в местнойдея-тельности обучающего и обучающегося коллективов:
1. Привести содержаниешкольного образованияв соответствие с современными требованиями.
В основеотбора содержанияобразования лежат идеи, которыедискутировались приопределении концептуальных положений и возможностей школы, ее положительного потеициала.
2. Внедрить инновационные образовательные технологии.
Принимая во внимание,чтообучениеимеет двусторонний характер, как по процессу протекания, так и по результативности (направленность на ученика и на учителя), авторы предлагают наряду скпассическими, традиционными методами,способамии приемамиис-пользовать новыетехнологиив рамках диалогизации учебно-воспитательного процесса и создания комфортной образовательной среды.
3. Создатьсистемупредпрофильнойподготовки и совершенствовать профильное обучение.
До настоящего времени учащиесянедостаточно знают о своих возможностях и способностях, что мешает им правильно определиться в выборе предметов в соответствиис их склониостями,поэтому взаимодействие в формате триады «хочу — могу — надо» должноначинаться раньше,уже в основной школе.
Совершенствование профильного обучения требует создания программы психолого-педагогического сопровождения профильных классов, определения объема содержания профильных и общеобразовательных учебных дисциплин, разработки мероприятий повышения квалификации педагогов по проблемам профильного обучения.
Уста новление контактов между школой и другими образовательнымиучре>едениями с целью обмена опытом по в опросам ор ганизациипрофильной ш колы и различных форм учебного процесса, установление связейс учрежденияминачального, среднегоивыс-шегопрофессионального образованияс цельюобме-на опытом приз в анопомочьобеспечени ю воз можно-стипостроенияшкольниками индивидуальных обра-зовательныхпрогра мм.
Общие направления проекта 1 «Школа индивидуального образования» выстраиваются в образовательном учреждении как единая для всех образовательная среда, отличающаяся разнообразиемипозволяющая изучить возможности каждого ребенка с целью их рационального использования. На этой основе выбор системы обучения определяется не готовностью детей к школе, авозможностью самойсистемы создать необходимые условия для раскрытияиндивидуальности какого ученика, и пределения вектора его развития в процессеовладения ключевымикомпетентностями.
Направление 2.
Внешнее образовательное пространство
В условиях конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуацииорганизации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
О.С. Виханский, А.И. Наумов
24
«Муниципальное образование:инновациииэксперимент» № 3, 2008
ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эта сфера деятельности отражает так называемый «большой круг» взаимодействия — внешних педагогических и социальных партнеров, возможных инвесторов в хорошее качество образования, которое намеревается дать школа. Образовательная среда школы включает лица и учреждения разной направленности, заинтересованных в получении образовательных услуг хорошего качества. Во введении к Программе развития подчеркивается значимость опоры на внешнюю образовательную среду как источника корректной образовательной политики школы.
Идея: создать основы корпоративной культуры школы, способной объединить внешних и внутренних партнеров, заказчиков, заинтересованных лиц для достижения высоких образовательных целей.
Цель: создание условий для повышения качества образования за счет использования потенциала образовательной среды.
Результаты:
• сформированность готовности личности к решению разного класса проблем, невозможных обеспечить только учебным содержанием предметов;
• сформированность ключевых компетенций;
• педагогическое (социальное) партнерство в качестве новых форм вовлечения общественности в образовательную среду школы;
• модель партнерства школы и других образова-тельных(и необразовательных)учрешений;
• банк маркетинговыхтехнологий.
Технологии: реинжиниринг(стратегия,тактика и
план преобразования организации, обеспечивающие ее постоянное совершенствование и достижение поставленных цел ей;мар кетииговыетехнологии)
Второе напраЕтение реализуется черезнесколько проектов, которые схематическипоказаны на с. 24.
НаправлениеЗ.
Интегрированное взаимодействне.
Данное направление являетсясвоего рода фундаментом и связующим звеном, которое обеспечивает координацию иинтеграциювсехзаявленныхв Программе развитиянаправнений, проектов и модулей. Деятельность партнерского взаимодействия в рамках принятой корпоративной культуры имеет место лишь в том случае,если она подкреплена высо-
ким профессионализмом участников этого взаимодействия.
Идея: подготовить управленческий, педагогический состав школы к организации взаимодействия с внутренними и внешними партнерами на высоком профессиональном уровне.
Цель: создание условий и обеспечение возможностей успешной совместной деятельности всех заинтересованных в повышенном качестве образования сторон.
Результат: налаженные взаимоотношения внутренних участников образовательного процесса на основе толерантности и поддержки; успешные деловые отношения с внешними партнерами в рамках корпоративной культуры школы.
Технологии: классические и активные методы взаимодействия (человековедческие технологии, способные наладить взаимодействие, как в межличностном, так и деловом общении)
Деятельность в рамках третьего направления осуществляется на базе двух проектов (см. схему):
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Общее руководство Программой развития «Школа партнерского взаимодействия» возлагается на директора школы Терехину Е.В., основной функцией которой является координация усилий всех участников образовательного процессачерезСовет школы, педагогический совет.
1.1. Общественныйсовет осуществляеторганиза-цию общественной поддержки реализуемых проектов и проводит рекламу деятельности школы в рамках Программы развития.
1.2. Рубежную экспертизупроводят приглашенные специалисты, специально создаваемые группы экспертовиз числасотрудников школы или извне. Показателькачествавыбрантрехаспектным:уро вень воспитанности, уровень развития и уровень знаний личности(по Ю.А. Конаржевскому).
2. Руководство отдельными проектами поручает-сязаместителямдиректора. Они осуществияют оперативное управление образовательнымпроцессом и выполняютмотивационно-целевую,информа ционно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную иоценочно-результативнуюфункции.
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент»№3, 2008
25