Научная статья на тему 'Современная школьная библиотека в контексте проекта Стратегии «Наша новая школа»'

Современная школьная библиотека в контексте проекта Стратегии «Наша новая школа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2194
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олефир С. В.

Статья посвящена вопросам реализации проекта образова-тельной инициативы «Наша новая школа», предполагающей изме-нение качества образования и требующей согласованных действий всей инфраструктуры образования и современной школьной биб-лиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная школьная библиотека в контексте проекта Стратегии «Наша новая школа»»

Современная школа

УДК 026 ББК 78.39

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТА СТРАТЕГИИ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

Олефир С. В.

г. Челябинск, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Статья посвящена вопросам реализации проекта образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающей изменение качества образования и требующей согласованных действий всей инфраструктуры образования и современной школьной библиотеки.

В проекте образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Обратим внимание, в первую очередь, на формирование творческих компетентностей. В сфере образования российских и многих зарубежных стран в последние десятилетия широко употребляется несколько понятий: «грамот-

ность», «компетенция» и «компетентность» и др. В отношении к информационным

требованиям к образованию применяется также термин «информационная культура». Важность этих понятий так велика для будущего информационного общества, общества знаний, что сами термины и их концептуальная структура обсуждаются на уровне ЮНЕСКО. Для определения перспективы организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в процессе модернизации образования примем следующее соотношение этих понятий: грамотность ^ компетентность ^ культура.

Что подразумевает термин грамотность? По мнению X. Лау, проводившего исследования, с вязанные с терминологией в сфере работы с информацией под эгидой ЮНЕСКО грамотность - «состояние образованности». Этот термин имеет как качественную, так и временную характеристику. Если раньше «грамотным» был человек, который научился писать и читать, то

_ _ Научное обеспечение системы

Научно-теоретический журнал Ш9 ^ ..

повышения квалификации кадров

сегодня значение этого термина употребляется гораздо шире. Термин «грамотность», как минимальное и обязательное требование к обучению, связан, прежде всего, с социальными проблемами и аспектами образования. Приобретение базовых основ грамотности и умения учиться в течение всей жизни становится главным умением и качеством личности, основой новой грамотности. Следовательно, грамотность, как базовый уровень обученности, приобретается на начальных этапах образования и становится платформой для получения последующих образовательных компетентностей.

В 2006 году в рамках Саммита по информационной грамотности на международном уровне были определены различные виды грамотности, в числе которых:

- «Базовая (Основная) Грамотность» («Basic Literacy»): способность личности использовать язык - читать, писать, слушать и говорить на уровнях, необходимых для функционирования на работе и в обществе, для того чтобы достигнуть своих целей и развивать знания и личностный потенциал в этом цифровом веке.

- «Медиаграмотность» («Media Literacy»): способность интерпретировать, использовать, оценивать и создавать образы и видеоизображения, используя как обычные, так и новые медиа XXI века таким способом, чтобы развивать критическое размышление, информированное принятие решений, коммуникацию и изучение.

- «Информационная Грамотность» («Information Literacy»): способность оценивать информацию в широком диапазоне медиа; понимать, когда информация необходима, уметь определить ее местонахождение, синтезировать и эффективно использовать информацию печатных материалов и электронных медиа, то есть уметь и знать, как учиться.

Акцентируем внимание на том, что обученность чтению является основой как «базовой» грамотности, так и «информационной» грамотности, то есть лежит в основе самого процесса обучения. В зарубежных европейских странах, Азии, Америке многочисленными исследованиями доказано, что чтение, приобретенное на этапе начального образования, поддерживаемое

ЧИППКРО

школьными библиотеками, остается базой для получения образования и в век новых информационный технологий. Поэтому почти во всех странах важнейшей названа грамотность чтения, имеющая широкий смысл. В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA [5] под «грамотностью чтения» понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Таким образом, оценивается не техника чтения, а способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения. «Грамотность чтения» тесно связана с функциональной грамотностью, то есть умениями и навыками, необходимыми для успешного «функционирования» в обществе. Она подразумевает комплекс умений и навыков взаимодействия с различными видами текстов, то есть умения читать, понимать, оперировать с самыми различными видами текстовой информации

Современная школьная библиотека, работая с учащимися начальных классов, должна предоставлять ресурсы и поддерживать учащихся в получении базовой, медиа и информационной грамотности, повышать грамотность чтения, помогать учащимся в овладении навыками информационного поиска, быть полноправным партнером педагогов в обучении школьников, работать с родителями. Именно такие рекомендации даны Международной ассоциацией чтения, отражены в Манифесте школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО [3]. И эти рекомендации соответствуют основополагающим документам по модернизации образования, определяющим в качестве результатов образования набор ключевых компетентностей. Трактовки понятия «компетентность» различны в российской и зарубежной педагогике, но акцент делается на способностях учащегося к деятельности.

По А. В. Хуторскому [8], «компетенция» -это заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необхо-

ЧИППКРО

димой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность же - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, под «компетентностью» будем понимать совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностнозначимой сфере.

Именно компетентностный подход как к обучению школьников, так и к деятельности современной школьной библиотеки позволит достичь главного результата школьного образования, сформулированного в проекте стратегии «Наша новая школа» (далее Стратегия) - соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем (в нашем случае - технологии работы с информацией). Школьники будут вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, научатся изобретать, понимать и осваивать новое, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Каждая библиотека общеобразовательного учреждения должна ставить своей задачей поддержку исследовательских, аналитических, коммуникативных навыков школьников, это важнейшие векторы будущего образования.

Как следствие измененных требований к образованию, в Стратегии предполагается иная школьная инфраструктура, значительные изменения роли школьной библиотеки в «Новой школе».

Остановимся на функциях, задачах школьной библиотеки в контексте Стратегии. В проекте Стратегии «Наша новая школа» определено пять ключевых направлений развития общего образования.

1. Обновление образовательных стандартов. Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти

компетентности, связанные с идеей опережающего развития, всё то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Это направление Стратегии определяет основные целевые установки как образовательного учреждения в целом, так и школьной библиотеки - участника образовательного процесса.

Международное сообщество, работающее в сфере образования, выделило четыре составляющие обучения: учиться получать знания (learning to know); учиться применять эти знания (learning to do); учиться жить вместе (learning to live together); учиться быть личностью, несущей ответственность за общие судьбы (learning to be). За этими словами, формулирующими цели и смысл образования, для преподавателей стоит новая понятийная система, где вместо привычной формулировки цели -изучать предмет, нормой становится глагол учиться, подчеркивающий, что под влиянием добываемых знаний меняется сама модель поведения человека.

Первая составляющая - школьник учится добывать, обрабатывать знания из книги, учебника, вырабатывает умения, навыки; вторая составляющая - уметь их использовать; третья -учиться жить вместе, то есть общаться; она предполагает применение коммуникативной методики обучения, которая сегодня оперирует такими компонентами общения, как речевой, социальный и культурный; четвертая составляющая определяет психолого-педагогический аспект обучения, она нацелена на то, чтобы помочь обучаемым осознать себя как личность, сформировать адекватную самооценку, воспитать в себе толерантность, уважение к другим людям, другой культуре, языку, обычаям, ценностям.

Новые стандарты образования требуют компетентностного подхода, но на данный момент не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это прежде всего заказ общества по подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

1 Научное обеспечение системы

повышения квалификации кадров

В российской стратегии модернизации образования выделен набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. В работах академика Международной педагогической академии А. В. Хуторского [9] особо важными названы «образовательные компетенции», имеющие прямое отношение к деятельности школьных библиотек.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В этом плане приоритетными должны стать следующие четыре принципа: принцип личностноориентированного обучения; принцип деятельностного обучения; принцип коммуникативного обучения; принцип когнитивного обучения -при сохранении общедидактических положений. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

Следовательно, образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Названные принципы и компетентностный подход к обучению позволяют полнее использовать резервы самостоятельной работы, то есть сделать шаг к переходу школы от установки на воспроизведение материала к его пониманию. Они открывают путь к личностно-комфортным, развивающим, интенсифицирующим, активизирующим, игровым формам организации учебного процесс и отводят ведущую роль чтению,

ЧИППКРО

работе с текстом в процессе обучения, обучению чтению. Работа с текстом: информационным, повествовательным и текстом-рассуждением (объяснение, убеждение, изложение точки зрения, дискуссия, полемика) позволяет формировать образовательные компетентности учащихся. Количественные характеристики текстов (объем, длина предложения) определяются возрастом обучающихся, их уровнем обученности и целью работы с ними.

В статье Н. Н. Сметанниковой [8] о значении чтения в решении задач образования доказывается, что целью обучения чтению становится обучение стратегиям чтения для решения познавательных и коммуникативных задач, таких, как общее понимание, полное понимание, критическое понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация текста и его комментирование. Для достижения данной цели школьникам требуется овладеть различными видами и типами чтения. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка. Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.

Трудно переоценить роль чтения в формировании образовательных компетентностей школьников. Но современное предметное обучение не позволяет вести обучение чтению в рамках какого-либо учебного предмета. Для использования чтения как вида учебной деятельности целесообразно ввести предмет «чтение» или, как его еще называют, «подходы к учению» в средней школе. Этот предмет в средней школе, переосмысленный в связи с обсуждавшимися подходами, высвободит время учащихся, поскольку это будет «научный» подход к подготовке ими домашних заданий, интенсифицирующий их усилия. Разумеется, переосмысливается роль учителя чтения, что в

ЧИППКРО

свою очередь, требует введения в вузах новой специальности, включающей и педагогику, и психологию, и библиотечное дело, и другие области знания. Ряд школьных библиотекарей, повысив свою квалификацию в вопросе обучения стратегиям чтения, могли бы уже сейчас начать обучение школьников, формирование их читательской компетентности как основы обновленного образования.

В «Концепции поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области» [6] определена возрастающая значимость чтения как базовой интеллектуальной технологии, важнейшего ресурса личностного роста, источника приобретения знаний и преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. «Для членов общества чтение является незаменимым средством трансляции и освоения ценностей мировой культуры, основной составляющей образованности и культурной компетентности личности и, следовательно, подготовки к жизни в глобальном информационном обществе».

Обратимся к иерархии образовательных компетенций. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапред-метное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), предлагается трехуровневая иерархия компетенций:

- ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

- общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

- предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

С данных позиций представляется важным рассмотреть ключевые образовательные компетенции и соотнести их с функциями библиотек общеобразовательных учреждений: информационными, образовательными, культурными.

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это

компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Фонд школьной библиотеки может способствовать формированию индивидуальной образовательной траектории ученика и программы его жизнедеятельности в целом. Данная компетенция соотносится с информационной функцией школьной библиотеки.

2. Общекультурные компетенции. Круг во-

просов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-

нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Выполняя культурные функции, школьная библиотека поддерживает ученика в освоении общекультурной компетентности, формирует его научную картину мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка учебнопознавательной деятельности. Эти компетенции соотносятся с образовательной функцией и могут развиваться школьным библиотекарем в рамках формирования информационной культуры, функциональной грамотности и методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необ-

ходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Информационные компетентности развиваются в школьной библиотеке в ходе освоения учащимися основ библиотечно-библиографических знаний, при формировании информационной культуры школьника.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Дискуссионные формы массовой работы школьной библиотеки способствуют развитию коммуникативных компетентностей школьникам.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гра-жданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Школьная библиотека может способствовать формированию социально-трудовых компетентностей в ходе профориентационной работы и гражданского воспитания.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержек, безопасной жизнедеятельности личности. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Школьные библиотеки должны предоставить свои фонды для развития данных компетентностей.

Овладение перечисленными образовательными компетенциями требует высокого уровня навыков работы с информацией, речь идет не только об информационной компетентности, но

ЧИППКРО

и об информационной культуре личности школьника. Следует подчеркнуть, что значительная часть знаний и умений по работе с информацией в общеобразовательных учреждениях трактуется как общеучебные знания и умения, зафиксированных в государственном стандарте основного общего образования. Их формирование справедливо рассматривается в педагогике в качестве задачи особой важности, результаты решения которой во многом определяют успешность учебной деятельности школьников. В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т. п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинения, реферата, рецензии и др.).

Н. И. Гендина, эксперт программы ЮНЕСКО «Информация для всех» [10], определяет информационную культуру личности как «одну из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием традиционных технологий и ИКТ». Информационная культура современного школьника определяется как его умение:

- осознать и сформулировать потребность в информации для решения той или иной проблемы;

- выработать стратегию поиска информации;

- найти соответствующую информацию;

- оценить качество информации: полноту, достоверность, актуальность, объективность;

- сформировать собственное отношение к этой информации;

- представить (аудитории или самому себе) свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;

- оценить эффективность проделанной работы;

- осознать влияние тех знаний, которые были получены в ходе решения задачи, на его личные позиции и поведение.

Формирование информационной культуры школьника относится к основным задачам современной школьной библиотеки.

2. Второе ключевое направление развития общего образования в Стратегии «Наша новая школа» определено как система поддержки талантливых детей. В рамках второго направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Это также должно быть подкреплено созданием стимулов для издания и распространения современной учебной литературы, распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, созданием цифровых хранилищ лучших российских музеев, научных архивов и библиотек. Основная зона ответственности школьных библиотек - формирование информационно-образовательной среды для развития у учащихся читательской компетентности, навыков приобретения новых знаний, отбора, оценки и использования традиционных и электронных образовательных ресурсов. В условиях новой информационной среды школьной библиотеки талантливые учащиеся смогут проявить свои образовательные и творческие способности, результаты же их творчества позволят превратить школьную библиотеку в ресурсную инновационную площадку.

3. Третье направление - развитие учитель-

ского потенциала. И здесь школьная библиотека может внести значительный вклад, поддерживая педагогическую деятельность современными информационными ресурсами, повышая информационную культуру педагога-

предметника. Отдельной задачей в этом направлении названо привлечение в школу учите -лей, имеющих базовое непедагогическое образование. С учетом важности обучения стратегиям чтения, такими педагогами могут стать учителя чтения или консультанты по чтению, как это принято в Великобритании, Финляндии, Португалии.

4. Четвертое направление - современная

школьная инфраструктура. Облик школ как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться: «новые по архитектуре и дизайну привлекательные школьные здания; .... медиацентры и библиотеки; ... грамотные

учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития».

В статье А. И. Адамского «Школа 202: комплексный проект модернизации российского образования» [1] отмечается, что ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащихся, следовательно, их самостоятельный доступ учебным ресурсам и технологиям самообразования. Для этого в школе, в школьной библиотеке должен быть обеспечен доступ к электронным библиотекам, библиотекам цифровых образовательных ресурсов на российском и мировом образовательном пространстве. Школа, где библиотека - ресурсный центр - необходимое условие формирования качественного современного образования. На заседании Госдумы 1 июня 2009 года [4] было отмечено, что школьные библиотеки должны стать не просто хранилищем книг, но информационным, культурным и досуговым центром для учащихся. Должно быть выработанное профессиональным сообществом и утвержденное министерством ядро фонда школьной библиотеки, без чего она не должна существовать. Предложено включить комплектование фондов школьных библиотек в параметры оценки работы директора школы.

К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести и развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Для школьного библиотекаря важным нормативным документом является принятая в конце 2006 года Национальная программа поддержки и развития чтения в России, в которой отражено развитие взаимодействия школьной библиотеки с другими

повышения квалификации кадров

учреждениями в продвижении чтения. Задачи программы определены следующим образом:

- упорядочение социокультурного про-

странства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения - библиотек, образовательных и культурно-просветительских учреждений,

книжной индустрии, индустрии производства и распространения СМИ, системы популяризации чтения, системы подготовки кадров для инфраструктуры чтения, системы научно-

методического изучения проблем чтения;

- создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры чтения, обеспечивающие упорядочение соответствующего социокультурного пространства;

- создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения.

В формулировках программы просматривается компетентностный подход, принятый в образовании. Создатели программы отводят школе, школьной библиотеке важнейшую роль в формировании читательской компетенции, как основы для будущих социальных достижений обучающихся, формирования их личности, отношения к себе и окружающим, культурной компетентности.

5. Пятое направление - здоровье школьников. Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Формирование в школьной библиотеке фонда, поддерживающего данное направление, будет способствовать интересу школьников к собственному здоровью.

В Стратегии явным образом не прозвучала задача формирования новой концепции воспитания школьников. Однако 1 июня 2009 года Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, Комитет по культуре, Комитет по образованию провели парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей» [6]. Депутаты, представители органов го-

ЧИППКРО

сударственной власти и общественности - специалисты в области библиотечного дела, представители издательств отметили, что чтение способно воспитать духовность и культуру, развить интеллект у ребенка. От того, как привита ребенку любовь к чтению, зависит, каким он войдет в мир познания, поэтому так необходимо развивать именно школьные библиотеки. Школьная библиотека может и должна стать не только информационным, но и воспитательным центром, необходимо внести в закон об образовании поправки, обязывающие учредителя образовательного учреждения регулярно обновлять библиотечные фонды, изменить положение о школьной библиотеке, повысить статус школьного библиотекаря. Школьная библиотека - это место, где сосредоточены все возможности, для того чтобы наши дети овладели культурным кодом нашей нации, человеческим кодом культуры. Вопросы патриотического, духовно-нравственного, гражданского воспитания, вероятно, станут отдельным направлением Стратегии модернизации «Наша новая школа».

Комплексный проект модернизации образования одним из направлений развития образования определяет решение проблемы качества образования. Регионы, которые обеспечат высокое качество образования, будут способны конкурировать на международном уровне в сфере образования. Для этого требуется максимальная гибкость и нелинейность форм образования, включение процессов получения и обновления знаний во все производственные общественные процессы, смена основ социального позиционирования: от материального капитала однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации и конкретности.

Эта модель нового качества образования в полной мере относится к кадрам школьной библиотеки. Наличие двух инновационных контуров образования: контур продвижения инноваций (представляется проектным заданием «сверху») и контур отбора и освоения инноваций требует профессиональной рефлексии. В заседании Госдумы, посвященном деятельности школьных библиотек, отмечены проблемы кадрового обеспечения школьных библиотек, не-

ЧИППКРО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обходимость госзаказа на подготовку кадров для библиотечного обслуживания детей и подростков, а также разработки целевых программ развития библиотек общеобразовательных учреждений, предусматривающих адресные субсидии на подготовку и переподготовку библиотекарей. Повышение кадрового потенциала школьных библиотек может заметно повлиять на качество образования, социальные эффекты.

Нормативные условия качества образования определены, необходимо двигаться в сторону создания индивидуальных проектов модернизации образования. Новое качество образования предполагает опору на талант, креативность и инициативность человека как важнейший ресурс экономического и социального развития. Школьный библиотекарь может построить свой индивидуальный проект влияния на повышение качества образования, проявляя собственное видение проблематики. Такие проекты могут быть разработаны на муниципальных и региональных уровнях. Научнометодическим советом ГОУ ДНО Свердловской области «Центр повышения квалификации «Учебная книга»» в 2009 году разработан проект «Концепции адаптивной библиотеки образовательного учреждения» для современной школьной библиотеки. В нем предлагаются следующие критерии оценки деятельности библиотеки ОУ:

- интегративность - уровень интеграции миссии, целей и задач вышестоящей организации и библиотеки;

- удовлетворение запроса пользователей -мера удовлетворенности пользователей предлагаемыми услугами (требования к фонду и кадровому потенциалу);

- инновационность - поиск и апробация новых информационных, библиотечных и педагогических технологий в профессиональной деятельности библиотекаря.

Компетентность библиотекаря современной школьной библиотеки является интегральным свойством личности, характеризует его стремление и способность реализовать свой потенциал - знания, умения, опыт, личностные качества для успешной профессиональной деятельности. В статье И. Дейнеко «Новая роль библиотекаря в новой библиотеке» [2] приводится карта про-

фессиональных компетентностей, которыми должен обладать школьный библиотекарь:

- проектировочные (умение определять цели и задачи, внедрять передовой опыт, определять наиболее эффективные формы обслуживания, планировать и составлять отчеты и др.);

- аналитические (изучение читательских интересов, мониторинг, объективная оценка результатов работы);

- коммуникативные (умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с различными группами пользователей, педагогами, администрацией школы, внешними организациями и др.);

- организаторские (умение организовывать массовые мероприятия, комфортную библиотечную среду, формировать читательский актив);

- информационно-коммуникационные (работа с офисными программами, цифровыми образовательными ресурсами, Интернет, системой автоматизации библиотек, создание вебстраниц и др.).

Только компетентный библиотекарь сможет создать развивающуюся школьную библиотеку, соответствующую современным требованиям, концепциям, стратегиям развития образования. Основные компоненты компетентности библиотекаря: достаточный уровень профессионального образования, профессиональный опыт, мотивированное стремление к непрерывному самообразованию, творческое отношение к делу.

Таким образом, проект модернизации российского образования, предполагающий изменение качества образования, компетентностный подход, непрерывность образования, требует согласованных действий всей инфраструктуры поддержки и развития образования. Значительно возрастает роль школьных библиотек в реализации данного проекта, изменяются их функции, задачи, необходимо обеспечить новый качественный уровень библиотеки общеобразовательного учреждения. Необходимо использование компетентностного подхода как при обучении, так и при повышении квалификации, переподготовке кадров специалистов библиотек общеобразовательных учреждений.

Список используемой и цитируемой литературы

1. Адамский, А. И. Школа 202: комплексный проект модернизации российского образования [Электронный ресурс] / А. И. Адамский // http://www.eurekanet.ru/ewww/info/13706.html.

2. Дейнеко, И. Новая роль библиотекаря в новой библиотеке [Текст] / И. Дейнеко // Библиотека в школе. - 2009 . - № 9-10. - С. 14-20.

3. Жукова, Т. Д. Реализация целей образования через школьные библиотеки [Текст] / Т. Д. Жукова, В. П. Чудинова. - М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 . -224 с.

4. Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей [Электронный ресурс] : материалы парламентских слушаний. Государственная дума // www.duma.gov.ru/index.jsp?l=1.

5. Изучение знаний и умений учащихся в рамках международной программы PICA: общие подходы [Электронный ресурс] // Программа международной оценки обучающихся: монито-

ЧИППКР0

ринг знаний и умений в новом тысячелетии // http://www.ceteroco.fromru.com/pisa/pisa_part.html.

6. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области [Текст]. - М. : МЦБС, 2008. - 47 с.

7. Лау, Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни [Электронный ресурс] / Х. Лау ; пер. с англ. С. Сорокина // http://www.ifap.ru.

8. Сметанникова, Н. Н. Значение чтения для решения задач образования [Текст] / Н. Н. Сме-танникова // Homo legens. - Вып. 2. - М., 2000.

- С. 150-156.

9. Хуторской, А. В. Технология проектиро-

вания и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской //

http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.html.

10. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст] / Н. И. Гендина и др. - М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. -351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.