ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
В статье рассмотрен алгоритм перевода школы в статус инновационно-активных образовательных учреждений.
Давыдова Наталия Николаевна, начальник отдела инновационных проектов УрО РАО Поляков Леонид Павлович,
Директор МОУ СОШ № 128 Екатеринбург
ПЕРЕВОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СТАТУС ИННОВАЦИОННО-АКТИВНОЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Может ли перевод школы в режим развития содейтсвовать росту ее конкурентоспособности?
Ключевые слова: педагогическая инновация, инновационно-активная школа, алгоритм перевода школы в режим развития.
Модернизация системы отечественного образования, определяющего интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющегося условием ее процветания и развития, требует от каждого учреждения образования поисков путей и механизмов постоянного обновления, повышения эффективности деятельности и улучшения качества образования и воспитания. Понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы [1,3, 4, 5]. Само понятие «инновация» - впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. В начале XX века сформировалась новая область знания - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Наука о нововведениях - инноватика - возникла, как отражение обострившейся потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. В 30-е годы в США утвердились термины «инновационная политика фирмы», «инновационный процесс». В 60 - 70- е годы на Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств, осуществляемых фирмами и другими организациями. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х годов на Западе и в последнее десятилетие в нашей стране. Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия
между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. Инновационная деятельность - один из основных видов деятельности индивида, который отличается от стереотипной тем, что она осуществляется при наличии противоречий, когда традиционные варианты действий оказываются неэффективными, а простое их усовершенствование не дает желаемого результата. Инновационная деятельность в образовании понимается как деятельность совершенствования и обновления теории и практики путем разработки, экспериментальной проверки, обобщения и распространения образовательных инноваций. Внешне материалы инновационной деятельности могут быть оформлены в текстах, в виде веб-сайта, видеофильма, портфолио, статьи, методических рекомендаций и т.п. Школьные инновации в силу открытости образовательной системы имеют, помимо педагогических, психологические, социальные и экономические аспекты. Реализация управленческих и педагогических нововведений - переход образовательной системы из одного состояния в другое - осуществляется посредством процедуры проектирования, которая сегодня понимается как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств деятельности [5]. Процесс перехода управляемой системы из режима функционирования в новое качество представляет, в соответствии с «жизненным циклом образовательной инновации», поэтапное прохождение следующих организационных действий:
1. Концептуализация инновационного развития, которая состоит из:
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
37
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
• определения общего образовательного смысла проекта, целей его релизации, описания образа желаемого будущего и наличного положения дел;
• определения основных направлений действий и способов их координации, общих способов достижения стратегических целей проекта;
• прогнозирования образовательных и социокультурных последствий реализации проекта.
2. Программирование последовательных действий с указанием времени их осуществления. В программе указываются задачи по разрешению проблем и способы их решения, а также существующие и необходимые ресурсы.
3. Планирование действий. Здесь обозначаются конкретные действия, исполнители, промежуточные результаты работы.
4. Практическая реализация проекта, которая предполагает целенаправленное формирование различного рода ресурсов. Этот этап включает следующие шаги:
• погружение участников инновационного проекта в единое смысловое поле, границы которого задает исходный замысел. На этом шаге происходит самоопределение участников проекта в отношении целей, ценностей, профессиональной позиции;
• выращивание жизнеспособной общности людей - реализаторов проекта, которая способна к «деятельностной кооперации» -получение организационного ресурса;
• соорганизация «держателей» проекта и организация инновационной деятельности.
5. Рефлексивное оформление, экспертиза последствий воплощения проекта и соотнесение их с первоначальным замыслом.
Понятие инновационно-активная школа является, несомненно, новым для системы образования и находится в стадии понятийного оформления. Но уже сегодня очевидно, что это школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности, оказывающий влияние на идеи и развитие других образовательных учреждений. Представление о задачах инновационно-активных школ в системе муниципального образования отражает концепции, выдвигаемые обществом: ориентация на образование как на средство достижения значимых для индивида целей и как на самоценность, что предполагает возможность использовать образование в качестве гибкого инструмента для расширения и реализации жизненного потенциала. Главными критериями в определении понятийного поля инновационно-активной школы мы считаем:
- стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив;
- высокий уровень качества образования;
- высокий воспитательный потенциал;
- корпоративный дух педагогического коллектива;
- высокий авторитет образовательного учреждения в сообществе.
Значение появления подобных учреждений для социально-педагогичекого окружения определяется прежде всего тем, что они становятся источником инновационного опыта для других образовательных учреждений и источником абитуриентов, наделенных умением и стремлением учиться и заниматься самообразованием для системы высшего образования; расширяет возможности обеспечения качественного образования учащихся и формирования свободного выбора родителями и детьми дальнейшего образовательного и профессионального пути.
Таким образом, сегодня инновационно-активная школа- это:
- школа новых воспитательных и образовательных технологий;
- школа, сочетающая новаторские программы и лучшие достижения отечественной педагогики на базе государственных образовательных стандартов;
- школа, которая является социальным институтом и открыта для эффективного взаимодействия с бизнес - сообществом в сфере образования и воспитания;
- школа-стартовая площадка для конкурентноспособной и творческой личности, обладающей лидерскими качествами;
- школа, которая помогает каждому учащемуся реализовать свой потенциал и дает возможность для самоутверждения и самореализации;
- школа, формирующая гражданское и национально-культурное сознание личности.
Концепция проекта по переводу МОУ СОШ № 128 г. Екатьеринбурга в статус инновационно-активного образовательного учреждения возникла при анализе социального заказа и существующей ситуации в школе. При разработке концепции временным творческим коллективом в качестве теоретико-методологических оснований проекта было определено онимание содержания образования в школе как единение содержания базового общего, углубленного по отдельным предметам и дополнительного образования, а также содержания «скрытого» образования как «уклада школьной жизни».
Субъектом образовательного процесса в школе является детско-взрослая общность. Причем к ведущим типам образовательного процесса в школемож-но отнести :
- выращивание (жизнеспособного человека);
- формирование (специальных способностей);
- обучение (всеобщим способам деятельности);
- воспитание (человеческого в человеке).
Главной отличительной чертой проекта является
становление временного творческого колелктива педагогов, которые организуют образовательный процесс на уровне осознанной, творческой реализации современных образовательных технологий с учетом особенностей конкретной образовательной ситуации. Наличие такой команды является необходимым условием перевода школы в инновационно-активное образовательное учреждение, обеспечивающее качественное осуществление образовательного процесса в соответствии с критериями результативности (динамичность и многообразие предлагаемых обра-
38
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
зовательных услуг); эффективности (максимальный уровень предоставляемых образовательных услуг при минимуме затрат) и качества (высокая востребованность обществом предлагаемых образовательных услуг).
Цель преобразований в рамках проекта - превращение школы в самостоятельного и ответственного субъекта социального действия, порождающего новые формы общественной жизни на основе общей стратегии проектирования пространства полноценного развития и саморазвития всех участников. Ведущим способом достижения нового качества образования , научно-методическим ресурсом преобразования школы был определен компетентностный подход.
Модель образовательной системы в проекте включает в себя ряд взаимосвязанных организационно-содержательных модулей, выделенных в соответствии с возрастно-нормативными моделями развития человека в образовательных процессах.
I модуль (начальная школа): создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу; содействие развитию любознательности и заинтересованности, интеллектуальной удовлетворённости, получаемой от процесса обучения; создание атмосферы эмоциональной включённости, возбуждения интереса к процессу обучения и школьной жизни; постепенное наращивание когнитивных задач с целью становления учебной самостоятельности; предоставление возможности реализовать себя через участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
II модуль (5-7-е классы): изучение основ наук, формирование единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам; овладение умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии; развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации; расширение содержания образования через привлечение учащихся к научно-поисковой работе в секциях научного общества учащихся; создание условий и мотивов для широкого участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня; социальная адаптация учащихся через включение в проектную деятельность.
III модуль (8-9-е классы): конкретизация познавательных интересов учащихся; углубление знаний по отдельным предметам; организация учебно-исследовательской деятельности на основе многообразия форм внеурочной работы; создание дополнительных условий для самореализации через участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях; социализация учащихся на основе включения их в различные виды социального проектирования.
IV модуль (10-11 классы): развитие высокого уровня обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои суждения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии; определение области будущей профессиональной деятельности; формирование научного стиля мышления как необходимого условия самообразования; активное включение в соревновательную деятельность на основе участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного
уровня с целью самоутверждения; интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в высших учебных заведениях; формирование гражданской позиции на основе активного участия в организации школьной жизни и управленческих процессах.
V модуль (педагогический коллектив): формирование мотивации большей части педагогического коллектива к профессиональному саморазвитию, проявлению творческого подхода к реализации образовательного процесса; качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение передового педагогического опыта, создание банка передового педагогического опыта; многообразие форм повышения квалификации, участие в профессиональных объединениях учителей; активное участие в опытно-экспериментальной работе.
Среди основных характеристик стратегии развития средней общеобразовательной школы № 128 с углубленным изучением отдельных предметов по описанной выше модели можно отметить:
• системный характер нововведений, составляющих единое целое и являющихся подпроектами целостного проекта будущего школы;
• стремление воздействовать на ближайшее социальное окружение с тем, чтобы сделать его, насколько это возможно, максимально благоприятным для своей деятельности;
• инициацию изменений в сознании тех, кто в той или иной мере заинтересован в эффективной деятельности школы
Основные направления развития школы в рамках проекта реализуются через ряд подпроектов: Подпроект создания педагогических условий для формирования исследовательской компетентности обучающихся через разработку и ведение системы элективных курсов, включающих:
• развивающие, способствующие формированию мотивов к исследовательской деятельности;
• дополняющие, позволяющие овладеть технологиями исследования;
• углубляющие, где должен реализоваться проблемный компонент учебных дисциплин.
Подпроект расширения образовательного пространства участников образовательного процесса путем организации разных видов социального проектирования, как инструмента, расширяющего возможности выхода участников образовательного процесса в образовательное пространство.
Подпроект формирования здорового образа жизни в сознании субъектов образовательного процесса, направленный на формирование у участников учебно-воспитательного процесса культуры отношения к своему здоровью, которая включает в себя: культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма); культуру физическую, культуру психологическую и культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Подпроект развития системы соуправления школой в условиях формирования гражданского обще-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
39
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ства. Ученическое самоуправление является одним из механизмов обеспечивающих саморазвитие системы в целом. Организация ученического самоуправления способствует решению следующих задач:
• развитию природных задатков ребенка;
• формированию социально необходимые качеств - коллективизма, трудолюбия, ответственности;
• приобщению к определенному уровню общественной культуры;
• развитию творческой индивидуальности.
Создание единого информационно-образовательного пространства. В результате реализации данного направления МОУ СОШ № 128 перейдет на новую ступень использования в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий, которая предполагает создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, гибкую организацию процесса учения. В итоге это должно обеспечить достижение большинством учащихся среднего и высокого уровней сформированности информационных компетенций, образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.
Подпроект обеспечивающий профессиональное развитие педагога. Умение учителя учиться, одновременно обучая и воспитывая своих учеников, позволяет ему стать педагогом-профессионалом, способным самостоятельно обнаруживать проблемы, решать их в широком социокультурном контексте, проектировать ситуации развития и воспитания в процессе преподавания предмета в школе.
В соответствии с выбранной педагогическим коллективом преобразующей стратегией инновационного поведения, наиболее эффективным подходом к управлению в условиях инновационного процесса является подход, основанный на принципах партисипативного, системного, целевого и опережающего управления. Как отмечает В.С. Лазарев, такой подход способствует разработке целей и планов развития инноваций, исходя из системного анализа состояния школы, при участии всего педагогического коллектива через создание творческих групп по проблемам и обязательное широкое обсуждение инновационных подпроектов в коллективе.
Принципиально первым шагом инновационных преобразований является обеспечение обновления организационной структуры реализации проекта за счет перехода к линейно-проектному (матричному) управлению. Целевые структуры представляют собой гибкие организационные структуры проектного или матричного типов. Формирование этих структур предполагает определенную степень децентрализации управления, поэтому для их эффективной деятельности необходимы хорошо налаженные механизмы горизонтальной координации за счет Совета по развитию школы, Совета руководителей творческих ла-браторий, Совета временных творческих коллективов и т.д. Совет по развитию школы выполняет в обра-
зовательной системе особые функции, качественное осуществление которых обеспечивает необходимые и эффективные изменения.
1. Функция выявления необходимости изменений связана с анализом учебно-воспитательной деятельности, в ходе которого определяется: что не удовлетворяет в промежуточных и итоговых результатах; какие факторы ограничивают возможность достижения более высоких показателей; какие возможности имеются у школы в содержании образования, технологиях, кадровом потенциале, материально-технической базе и других областях, позволяющие снять имеющиеся ограничения.
2. Функция выявления возможностей развития
обеспечивает педагогический коллектив информацией о разрабатываемых и распространяемых в системе общего среднего образования новшествах, оцениваемых с точки зрения возможностей получения наибольшего полезного эффекта.
3. Функция разработки нововведений означает создание новшеств самой школой, если выявленная актуальная проблема не находит эффективного способа решения среди существующих инновационных разработок или если существующий опыт решения не может быть прямо перенесен в те условия, в которых существует наша школа.
4. Функция проектирования и планирования изменений обеспечивает основные ориентиры для движения школы в будущее, что требует не только создания образа желаемой образовательной системы, но и планирования процесса перехода к нему из настоящего, определения кто, что, когда, где и как должен сделать, чтобы осуществить желаемые изменения.
5. Функция внедрения новшеств и их институализации включает в себя не только исполнение спланированных действий, но и организацию совместных действий участников инновационной деятельности, контроль ее хода, оценку промежуточных результатов, внесение в нее корректив в случае необходимости.
Процесс управления инновационными преобразованиями в МОУ СОШ № 128 строится по технологии проектного управления, включающей в себя методику разработки и применения управляющих воздействий с целью успешной реализации проекта.
Данный тип управления осуществляется через следующие взаимосвязанные процессы:
- общее управление изменениями - определение, согласование, утверждение и принятие к исполнению управленческих решений по отдельным параметрам проекта и координация изменений по всему проекту;
- управление ресурсами - определение и утверждение состава и назначения ресурсов на работы проекта, а также внесение требуемых корректировок по ходу реализации проекта;
- управление целями - анализ наличной ситуации, постановка целей и их корректировка по мере продвижения проекта;
- управление качеством - разработка мероприятий по устранению причин неудовлетворительного исполнения.
Помимо вышеперечисленных процессов в технологию проектного управления по мере необходимости включаются вспомогательные процессы:
- управление рисками - реагирование на сбои в проекте и изменение рисков в процессе исполнения проекта;
40
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
- управление контактами - координация работы целевых руководителей и ответственных исполнителей, корректировка договоров, разрешение конфликтов.
Основным фактором устойчивости инновационного процесса является то, что планируемые нововведения представляют собой единый целостный процесс. Целенаправленность и системность деятельности по переводу образовательной системы школы в новое состояние обеспечивается организационными, кадровыми, научно - методическими, материально-техническими, мотивационными мерами. Причем решающим фактором обеспечения устойчивости инновационного процесса является высокий кадровый и качественный уровень состава педагогических работников школы. В результате реализации проекта в ОУ созданы необходимые педагогические условия, обеспечивающие высокий уровень интеллектуального развития субъ-
ектов образовательного процесса и образовательная среда школы, обеспечивающая самореализацию ребенка в образовательном пространстве в интересах успешной социализации.
Литература
1. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М.:Педагогический поиск, 2007, 167с.
2. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, М., ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с
3. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития Вопросы психологии , 1998 № 6, с.3.-12
4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.
5. Эффективный школьный менеджмент. Пособие для директоров школ. - Минск: «Тонпик», 2006.
В работе представлена модель непрерывного профессионального образования на основе комплекса педагогических, научно-методических, организационно-управленческих условий и совместной деятельности образовательных учреждений в рамках университетского комплекса
Мезенин Василий Александрович,
директор Колледжа Уральского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент Уральского государственного экономического университета. Давыдова Наталия Николаевна, начальник отдела инновационных проектов Уральского отделения РАО Чеганова Лариса Николаевна, Заместитель директора Колледжа Уральского государственного экономического университета по научно-методической работе,
г. Екатеринбург
СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА БАЗЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
Может ли создание модели профильной экономической подготовки учащихся на базе сетевого взаимодействия в рамках университетского комплекса способствовать повышению качества обучения в школе?
Ключевые слова: Профильное и предпрофильное обучение; университетский комплекс; непрерывное профессиональное образование; сетевое взаимодействие.
Сегодня в России проблема непрерывного образования как никогда актуальна. Страна может пойти по пути прогресса и процветания только, если всё её население будет достаточно образованным, если каждый житель страны без исключений получит воз-
можности для достойного саморазвития, раскрытия своих задатков и способностей. Теоретические и практические основы современных инновационных разработок в области непрерывного образования широко представлены в трудах ряда отечественных уче-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
41