возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях различных типов и видов, используемые в практике общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений Свердловской области.
3. Результаты реализации проекта, используемые в практике повышения квалификации руководящих и педагогических работников Свердловской области, работающих в направлении обеспечения условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. Наличие в образовательных учреждениях различных типов и видов гарантированных и равных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, а именно, вариативной социально-образовательной среды, способствующей удовлетворению особых потребностей обучающихся и соответствующей возможностям каждого ребенка.
Главным практическим результатом проекта будет описание опыта и тиражирование практики обеспечения условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях в форме методических рекомендаций для педагогических и руководящих работников Свердловской области.
В настоящее время реализация научно-образова-тельного проекта находится на начальном этапе. Промежуточные итоги инновационной деятельности базовых площадок будут подводиться ежегодно. В июне 2015 года планируется проведение публичного отчета-презентации по итогам реализации научно-образовательного проекта.
Литература
1. Белянина B.C. Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009.-№2.
2. Валова H.H. Уроки математики в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (3 класс) // Эксперимент и инновации в школе.- 2008. - №3.
3. Варламова Л.А. Коррекционно-развивающие занятия в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2008. - №3.
4. Давыдова H.H., Пермякова И.Г. Пути раскрытия творческого потенциала педагогических работников в условиях саморазвивающегося образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2010. - №1.
5. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»[с изменениями и дополнениями] -Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2006.- 52 с.
6. Кокорина Т.Е. Организация домашней формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, не охваченных дошкольным образованием и находящихся в условиях вынужденной изоляции /Т.Е. Кокорина,
H.H. Сергиенко, Л.В. Салина // Коррекционная педагогика. - 2010. - № 1 (37). - С. 42-60.
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 . Пр-271
8. Фирсова Е.Ю. К проблеме социально-педагогического сопровождения семьи умственно отсталых подростков / Е.Ю. Фирсова // Специальная психология. 2010. - № 2. -С. 5-12.
В работе представлен практический опыт реализации основных направлений модернизации образования в соответствии с изменениями нормативной базы, определены потенциальные возможности развития инновационной среды образовательного учреждения.
Гальковская Ирина Владимировна
зам. директора МОУ СОШ № 93 г. Екатеринбург
СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КО ВСЕМ ФОРМАМ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Возможно ли создание в школе инновационной образовательной среды, способствующей формированию российской идентичности молодых россиян как важнейшего условия укрепления российской государственности?
Ключевые слова: Инновационная образовательная среда, модель гражданского образования, опыт гражданского поведения и конструктивного социального действия.
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 93 города Екатеринбурга.
Тема инновационной деятельности: создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей развитие способностей учащихся к продуктив-
ной деятельности и конструктивному жизненному самоопределению. Директор: Усова Ольга Николаевна.
Источник изменений проект возник как обобщение и развитие действующей в школе модели гражданского образования и воспитания, направ-
ленной на создание опыта гражданского поведения и конструктивного социального действия. Реализация модели в течение 2005-2006 учебного года выявила следующие противоречия и тенденции развития:
• Изменения содержания образования и педагогических технологий носили локальный характер и в полной мере реализовались в обществоведческих дисциплинах. Возникла необходимость распространения новаций как путем межпредметной интеграции, так и коренным преобразованием всей воспитательной работы в школе.
• Обновилась материально-техническая база школы. Значительно расширились возможности для продуктивного самовыражения учащихся. Назрела необходимость в организации систематической проектной деятельности обучающихся, начиная с начальной школы.
• Полноценная реализация воспитательного потенциала школы в современных условиях неизбежно требует расширения всех форм со - и самоуправления в образовательном сообществе, социальных контактов школы, активизации родительской общественности.
• В последние годы (с 2008 года) меняется нормативная база образования, что требует изменений системы методической работы, стимулирования педагогического поиска и эксперимента.
Таким образом, необходимость расширения поля инновационной деятельности связана как с внутренней необходимостью преобразования образовательного пространства школы, включения в формирование инновационной среды всех участников образовательного процесса, учета многообразия форм творческого и гражданского самовыражения учащихся, так и с требованиями внешней среды, социальным заказом [1,2,3,4].
Цель инновационной деятельности - формирование образовательной среды, способствующей развитию у школьников навыков различных форм продуктивного самовыражения и конструктивного социального действия.
Задачи
1. Реализация содержательной линии «Социально-экономическая и правовая культура» через вариативную часть учебного плана, надпред-метную реализацию, совершенствование содержания образования.
2. Совершенствование педагогических технологий преподавания, контроля и оценивания учащихся; формирование у учащихся способности к самооценке; внедрение системы мониторинга, основанного на принципах компетентностного подхода.
3. Организация системы внеурочных занятий, расширяющих социальный опыт школьников,
4. Организация проектной работы учащихся на всех ступенях обучения, создание банка ученических проектов.
5. Активизация всех форм школьного со- и самоуправления для поддержки правовой среды в школе.
6. Создание системы взаимодействия всех субъектов образования в целях реализации модели школы как гражданского общества.
Основные направления деятельности
^ Изменение качества образовательной среды в соответствии с современными тенденциями в образовании, создание атмосферы педагогического поиска и эксперимента в интересах личностного становления обучающихся.
^ Создание условий для творческого и гражданского самовыражения обучающихся, поддержка и сопровождение талантливых детей на всех ступенях обучения.
^ Развитие школьной среды как одного из ресурсов здоровьесбережения обучающихся, фактора формирования долговременной установки на здоровый образ жизни.
^ Реализация модели школы как центра объединения всех субъектов образования, заинтересованных в успешной социализации обучающихся, их конструктивной адаптации к социальной среде.
Планируемый результат изменений: реализация проекта позволит сделать школу одним из важнейших инструментов формирования российской идентичности молодых россиян как важнейшего условия укрепления российской государственности.
Главной особенностью предложенного проекта является то, что он состоит из трех подпроектов, взаимно усиливающих и дополняющих друг друга.
• Подпроект «Развитие ключевых компетенций школьников через систему гражданского образования и воспитания» предполагает ведение инновационных правовых практикоориентированных курсов: «Права человека» в 5-7 классах, «Живое право» в 8-9 классах, «Основы правоведения» и «Социальная практика» в старших классах. В начальной школе курс «Права человека» реализуется надпредметно. Технологический аспект подпроекта предполагает особое внимание к активным и интерактивным методам обучения, направленным на развитие универсальных учебных действий обучающихся, усиление интегративной составляющей
гражданского образования, его роли в формировании российской идентичности детей и подростков.
• Реализация подпроекта «Развитие способности учащихся к продуктивной деятельности на основе учебных проектов» позволяет создать условия для повышения уровня познавательной активности школьников и качества знаний учащихся посредством организации проектной работы на всех предметах и ступенях обучения.
• Подпроект «Формирование социальной компетентности школьников путём создания школьного правового института» направлен на создание условий формирования социально компетентной личности путем совершенствования правового пространства школы на основе единства целей всех субъектов образования, В свете образовательной инициативы «Наша новая школа» подпроект был преобразован в двух направлениях:
о Обновление воспитательной программы школы.
о Разработка и внедрение инновационной программы «Школа как здоровьесберегающая среда».
В рамках проекта разработана серия программ: Гальковская И. В,, Крутикова Е.В., Ре кун Л, В, «Воспитательная среда школы как средство формирования компетентной личности». Воспитательная система школы стала победителем регионального этапа IV Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений Свердловской области 2008 года, удостоена Диплома II степени IV Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений всех типов. Гальковская И.В,, Попова Н.Ю. «Развитие педагогического потенциала школы в условиях инновационного процесса». Система методической работы стала лауреатом Всероссийского конкурса «Управление современной школой». Гальковская И.В., Кропанева Е.М., Павлова В.М. «Малое научное общество школьников как инструмент поддержки интеллектуально одаренных детей при переходе из начальной в основную школу». Комплексная программа стала победителем городского конкурса образовательных программ и педагогических технологий «Инновационный Олимп». Руководителем проекта Гальковской И.В. подготовлен ряд авторских учебных программ и УМК: «Социальная практика» - элективный курс для социально-гуманитарного класса. Программа и система дидактических материалов курса отмечена дипломом 2 степени I Всероссийского конкурса «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-иссле-довательской и экспериментальной работы в об-
разовательных учреждениях» (2007). «Стереотипы общественного сознания» - факультативный курс для предпрофильного социально-гуманитарного класса. Программа, методические и дидактические материалы удостоены специального приза Министерства образования Свердловской области.Кмплекс исследовательских работ по апробации УМК «История России XX век» для 11 класса, проведенный Гальковской И.В., отмечен благодарственным письмом издательства «Просвещение», благодарностью авторов.
В рамках проекта созданы базы данных: «Оарен-ные дети». База позволяет сопровождать талантливых детей по ступеням обучения, дополнена банком лучших проектных работ учащихся. «Кадровый состав». Позволяет управлять курсовой подготовки и самообразованием педагогических и руководящих работников, объективно оценивать инновационный потенциал ОУ.
«Социальная карта школы». Позволяет вести мониторинг правовой работы, своевременно реагировать на изменение контингента обучающихся в реализации воспитательной программы школы.
Организованы и проведены семинары-практи-кумы и мастер-классы для педагогической общественности: «Проблемы и перспективы организации исследовательской деятельности учащихся при переходе с начальной на основную ступень обучения», «Способы формирования универсальных учебных действий обучающихся», «Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий обучающихся».
Литература
1. Голоднова Л.В. Образовательная среда школы как фактор социальной адаптации школьников средствами инновационных и исследовательских проектов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №4.
2. Давыдова H.H. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - №12 .
3. Лазарев B.C. Управление инновациями в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
4. Павлова Т.Ю., Пономарева Е.А. Комфортная внутриш-кольная среда - одно из условий личностного роста младшего школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.
5. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Новая школа, 1994.
6. Хуторской A.B. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание.- М.: Изд-во УНЦДО, 2005.
7. Шпетная Н.М. Толерантная образовательная среда гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. - №2.
Авторы на примере реализации творческого проекта в рамках образовательной программы художественно-эстетиче-ской направленности показывают, как использование проектной деятельности в дополнительном образовании помогает связать процесс обучения с жизнью, позволяет формировать ключевые компетенции обучающихся.
Васильева Светлана Викторовна
заместитель директора по ПМР, Балебанова Елена Викторовна
руководитель структурного подразделения, Мелендер Анна Сергеевна
педагог дополнительного образования, ГОУ ЦТДиЮ «Сокол» г. Москва
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Каким образом педагоги дополнительного образования могут формировать ключевые компетенции у своих воспитанников?
Ключевые слова: проектная деятельность обучающихся, творческий проект, дополнительное образование.
Проектная деятельность не является новой технологией в педагогической практике, но вместе с тем сегодня ее относят к технологиям XXI века как предусматривающую умение адаптироваться в стремительно изменяющемся и глобализированном мире. Под проектной деятельностью понимают систему обучения, гибкую модель организации учебно-вос-питательного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности ребенка, развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.
Проектная деятельность в рамках системы дополнительного образования способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения и позволяет каждому ребенку увидеть себя как человека способного, компетентного.
Природа наделила детей целой гаммой разнообразных способностей. Они могут ярко и эмоционально мыслить, сопереживать чему-то новому, целостно воспринимать мир. Любому ребёнку присущи творческие способности, только нужно вовремя их раскрыть и развить.
Опыт работы в системе дополнительного образования показывает, чем раньше дети приобщаются к творческой деятельности, тем, скорее у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, т.е. качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности.
Образовательная деятельность в ГОУ Центре творчества детей и юношества «Сокол» (далее ГОУ ЦТДиЮ «Сокол») строится таким образом, что вовлечение каждого ребенка в проектную деятельность, является приоритетным направлением в реализации образовательных программ различных направленностей.
Настоящая статья претендует показать, как зародился и реализовывался творческо-исследователь-ский проект под названием «Синенький скромный платочек...». Авторами, которого являются дети в возрасте 8-14 лет. Проект осуществлялся при поддержке администрации Центра.
Зарождение идеи проекта. Однажды на занятиях творческого объединения «Первоцвет», где ребята занимаются изготовлением работ в технике «Батик», педагог дополнительного образования, Анна Сергеевна Мелендер, включила запись песен военных лет. Детям из всего прослушанного материала понравилась песня «Синий платочек». Педагог предложила воспитанникам нарисовать такие платочки на ткани. Идею ребята одобрили и с энтузиазмом принялись за работу
Определение объекта исследования, целей, задач, гипотезы, В процессе реализации проекта дети решили расширить его границы, дополнив творческую работу исследовательской деятельностью. В качестве объекта изучения ребята выбрали тот «посильный вклад», который внесло искусство в общую «копилку Победы». Известно, что буквально с первых месяцев войны сотни актерских бригад направились в действующую армию, выступали перед усталыми бойцами, отогревая их души ласко-