Научная статья на тему 'Гимназия № 35 - одна из лучших гимназий Екатеринбурга'

Гимназия № 35 - одна из лучших гимназий Екатеринбурга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННОСТИ / РЕЙТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Повесма Лариса Николаевна

В статье рассказывается о достижениях и результатах образовательной деятельности гимназического сообщества к юбилейной дате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Повесма Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гимназия № 35 - одна из лучших гимназий Екатеринбурга»

ПОРТФОЛИО. ГИМНАЗИЯ № 35, Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

J

Повесма Лариса Николаевна

заместитель директора по УВР МБОУ гимназия № 35 г. Екатеринбург

V.

ГИМНАЗИЯ № 35 -

ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ ГИМНАЗИЙ ЕКАТЕРИНБУРГА

Л_____________________________________________г

Аннотация. В статье рассказывается о достижениях и результатах образовательной деятельности гимназического сообщества к юбилейной дате.

Ключевые слова: инфраструктура, поддержка одаренности, рейтинг образовательных учреждений России.

В этом году Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 35 г. Екатеринбурга (МБОУ гимназия № 35) празднует юбилей - 80 лет со дня основания. Гимназия является заслуженным лидером в образовательном процессе Кировского района и города. Директор гимназии, Коровин Александр Борисович - заслуженный учитель России, Отличник народного просвещения, обладатель почетного знака «За вклад в образование г. Екатеринбурга», дипломант конкурса на премию Татищева и де Генина, председатель Совета директоров Кировского района, член городского объединения директоров. Александр Борисович руководит гимназией в течение 25 лет, награжден грамотами Главы города и Губернатора Свердловской области др. Креативный менеджмент, инновационный режим работы гимназии являются основными аспектами управленческой деятельности руководителя и администрации гимназии. В гимназии осуществляется личностно-ориентированный процесс обучения и воспитания, направленный на формирование у учащихся нравственных основ духовной культуры и гражданской позиции личности, развитие и модернизация содержания образования, совершенствование управленческих технологий и информационно-коммуникативной базы гимназии. Постоянно осуществляется работа над содержательностью профильного и предпрофильного образования, программа по работе с одаренными детьми, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, укрепление кадрового потенциала гимназии, стимулирование творческого самовыражения учителя, повышение педагогического мастерства через курсовую систему повышения квалификации, освоение современных образовательных технологий, развитие материально-технической базы учреждения. Ежегодно гимназия проводит более 20

семинаров, конференций, конкурсов, мастер-классов, мультикультурных проектов для учителей района, города, области вплоть до международных площадок.

Гимназия всегда отличалась современной инфраструктурой, комфортной средой, интерьером, достойным передового инновационного образовательного учреждения. Возможности образовательной среды учреждения включают поливалентный зал, хорошо оборудованный медицинский кабинет, процедурный кабинет, столовую на 180 мест, два стационарных компьютерных класса, библиотечно-информационный центр, 32 предметных кабинета. В текущий период в помещении образовательного учреждения внедрена система видеонаблюдения, установлены турникеты системы пропускного режима. Сегодня в гимназии созданы условия для реализации проекта «Электронный дневник», «Электронный журнал». Все кабинеты гимназии оснащены современным оборудованием. Учитывая внимание государства к организации физического воспитания, в гимназии отремонтированы 2 спортивных зала (европокрытие, современная система освещения и вентиляции). В планах директора гимназии - организация школьного телевидения, создание условий по использованию в учебном процессе специализированных образовательных программ. С октября 2012 г. началась модернизация школьного стадиона на основе инновационных технологий, которые основываются на опыте зарубежных проектных и строительных фирм, адаптированных к российским нормативным и климатическим условиям. Данный проект предполагал монтаж искусственной травы из подкрученного монофиламентного волокна (искусственный газон). Такое покрытие гарантирует безопасность от травм и ожогов, в зимнее время можно заливать водой и использовать как каток. В этом году стадион был торжественно

64

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

ПОРТФОЛИО. ГИМНАЗИЯ № 35, Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

открыт 5 сентября. Спортивный комплекс вмещает в себя минифутбольное поле, беговые дорожки, сектор с волейбольной площадкой, отгороженный хоккейный корт, теннисный корт, зону для размещения столов для настольного тенниса, площадку для общефизической подготовки с синтетическим покрытием (турники, брусья, шведская стенка и пр.), прыжковую яму. Общая площадь комплекса равна 6 400 кв.м. с системой наружного освещения комплекса и отведения ливневых вод.

Своими достижениями гимназия может гордиться. Сегодня гимназия -Лауреат III и IV Международных экономических форумов молодежи (2012, 2013 г.г.), областной выставки «Образование от А до Я» (2006-2010 г. г.), победитель национального проекта «Образование» (2006-2008 г.г.), победитель и лауреат конкурсов «Лучшие школы России» (2006, 2009 г.г.), «Лучшая профсоюзная организация России» (2007 г.), «Элита российского образования» по здоровьесберегающим технологиям и инновациям (2011, 2012 г.г.). Знаменный зал гимназии - обладатель Почетного знака «Патриотизм Родина Честь» Российского центра при Правительстве РФ, занесен в книгу Почета (2010-2012 г.г). Гимназия

занимает 1 место в рейтинговой системе оценки знаний учащихся политехнических классов УрФУ в Свердловской области (2003-2013 г. г.), победила в конкурсе по патриотическому воспита-

нию (2011 г.). На городском уровне коллектив является победителем конкурсов подпроекта ЦОТ «Одаренные дети», четырежды обладателем приза «Педагогический триумф» (2003, 2006, 2008, 2009 г.г.), дипломантом городской экологической выставки (2009 г.), победителем в конкурсе ШНО (2010-2012 г.г.) и др. Традиционно наши спортсмены побеждают в районной и городской спартакиаде (2009-2013 г.г.), в течение 10 лет гимназии присуждалось 1 место по организации горячего питания.

«Золотым фондом» гимназии по праву считается коллектив учителей гимназии.

Среди 96 учителей:

1 - Заслуженный учитель РФ;

1 - Заслуженный работник культуры РФ;

I - профессор, доктор наук;

4 - кандидата наук;

13 - Отличников народного образования;

12 - почетных работников образования РФ;

3 - мастера спорта;

17 - имеют звание «Ветеран труда»;

II - лауреаты конкурса «Лучший учитель России»;

1 - награжден Почетным знаком «За вклад в развитие образования города Екатеринбурга»;

6 - многократно удостоены международных премий.

Более 180 отраслевых наград получили работники школы в течение последних 3-х лет. Предметники

являются авторами более 40 пособий и методических разработок.

Гимназия с успехом реализует углубленную подготовку по предметам гуманитарного профиля, математике, физике, биологии, химии и информатике. В старшей школе осуществляется модель профильного образования в соответствии с призывами президента В. В. Путина, что для «каждого школьника должны быть доступны 5-6 профилей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков», учитывая потребности территорий в специалистах [4]. В соответствии с запросами учащихся и их законных представителей сформированы 4 профиля: социально-гуманитарный, физико-математический, химико-биологический и информационно-технологический. Доля обучающихся, успешно освоивших образовательные программы составляет от 98,9 до 100%. Доля учащихся, обучающихся на «отлично» выросла на 2,5% с прошлого года. Около 50% выпускников 9 классов заканчивают гимназию на «хорошо и отлично», а доля отличников возросла с 4 до 10% за последние 3 года. Среди выпускников 11 классов аттестаты с «4» и «5» получают от 39% до 54%, в среднем более 12% учеников награждаются золотыми и серебряными медалями ежегодно. Высокое качество обученности выпускники 11 классов демонстрируют на итоговой аттестации, около 40% получают грамоты МО и науки РФ. Среди выпускников 9 классов в среднем 6,5% учащихся получают аттестат особого образца. Средние баллы ЕГЭ по русскому языку и математике ежегодно превышают среднегородские показатели в среднем на 15 баллов. Все педагоги гимназии участвуют в развитии способностей и одаренности обучающихся. Гордостью гимназии являются результаты учеников. Мониторинг достижений демонстрирует победы на всех уровнях до международного. Рейтинг наших гимназистов в качестве образования в международных оценках подтверждается фактически (в среднем более 15 в год). Гимназия лидирует в Кировском районе по количеству победителей в олимпиадах и конференциях научно-исследовательских проектов, в 2013 году гимназия вышла в лидеры на уровне г. Екатеринбурга по количеству победителей межрегиональных и всероссийских конкурсов и конференций. Гимназия лидирует по результатам ГИА и ЕГЭ по математике и русскому языку в районе. В общегородском рейтинге по результатам ЕГЭ гимназия занимает 3 место по математике и входит в первую 10 лучших учреждений по русскому языку (8 место).

Динамика средних баллов ЕГЭ и ГИА по разным предметам за 3 года демонстрирует стабильно высокие результаты.

Гордостью гимназии являются учащиеся - обладатели премий и грантов высоких уровней.

Качественный состав 3 педагогических кадров

52 5

Высшая категория Первая категория Вторая категория Без категор ии

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

65

ПОРТФОЛИО. ГИМНАЗИЯ № 35, Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

Наименование премии год

Премия Президента РФ Попков Александр (2009-2010)

Премия Губернатора Свердловской области Исмагилов Артем (2011-2012)

Премия мэра г. Екатеринбурга Попков Александр (2009-2010) Горюнова Мария (2009-2010) Пономарев Александр (2010-2011)

Премия «Признание» Ножина Елена(2009-2010) Монаков Алексей (2009-2010) Анкудинова Людмила (2009-2010) Пономарев Александр (2010-2011)

«Юная слава Екатеринбурга» Попков Александр (2009-2010)

«Новое поколение выбирает энергетику» Танин Михаил (2011-2012) Боярский Игорь (2011-2012)

Номинация Администрации г. Екатеринбурга «Учение с увлечением» Пашкин Всеволод (2011-2012)

Номинация Администрации г. Екатеринбурга «Дебют» Мохов Дмитрий(2011-2012)

Номинация Администрации г. Екатеринбурга к юбилею города Пашкин Всеволод (2011-2012)

География побед гимназистов широка: от Челябинска, Казани, Москвы до Казахстана, Великобритании, Германии. В генеральном направлении гимназии - поддержке одаренности - заложено два основных механизма стимулирования обучающихся: 1) -создание условий для всех гимназистов для саморазвития и самореализации; 2) - внедрение в массовую практику элементов стимулирования от традиционных торжественных приемов у директора до вручения медалей, премий гимназии и регулярных выпусков видеофильмов о победителях и призерах, каждый из которых встречается общественностью с радостью и интересом, потому что меняются жанры и стили их выполнения.

Высокие достижения выпускников позволяют им продолжить свое образование в ВУЗах города, России и других стран. Ежегодно 98-99% учеников поступают в высшие учебные заведения. Из них 92% остаются в нашем регионе, около 4% выбирают ВУЗы России и более 3% - международные ВУЗы. Одним из основных факторов достижения таких горизонтов гимназического образования является формирование готовности образовательной среды, обеспечивающей самореализацию участников образовательного процесса в современных социокультурных и экономических условиях, что соответствует методической теме гимназии.

Основные задачи развития гимназии, изложенные в новой Программе развития на 2012-2016 г.г., соотносятся с интересами обучающихся и новым Законом об образовании. В Программе отражены основные тенденции развития учреждения, охарактеризованы приоритетные проблемы, цели и задачи деятельности и педагогического коллектива, ученического сообщества, родительской общественности, а также стратегия и тактика, перспективы трасформации и развития образовательного пространства, оптимальной организации образовательного процесса в ОУ в соответ-

ствии с требованиями развития гимназии, Екатеринбурга, Кировского района и потребностями общества. Развитие гимназии в указанный период предполагает поиск возможных путей и создание оптимальных условий для саморазвития и адаптации личности учащихся в процессе реализации образовательного заказа социума. В связи с этим программные положения соответствуют основным направлениям инициативы «Наша новая школа», идеям стратегического развития системы образования г. Екатеринбурга с учетом задач модернизации и инновационного развития страны.

МБОУ гимназия № 35 - экспериментальная площадка ИРО, УрО РАО, член сети федеральной инновационной площадки АПК и ПРО [5], базовая площадка ЦОТ. Инновационным направлением в деятельности является реализация международных проектов, таких как: «Страноведение в Германии» на базе учебного центра в г. Цвикау, соглашение о партнерстве между нашей гимназией и Еврогимназией (г. Вальденбург), сотрудничество с молодежными организациями Германии («Спорт-югенд» в г. Майнце).

Научно-исследовательское движение в гимназии зародилось еще в 1995 г., когда было создано ШНО «КВАНТ» и прошла первая научно-практическая конференция, которую открыл профессор, д.х.н. В. М. Жуковский. В ШНО входят клубы (клубы любителей физики, астрономии, «Литературные пенаты», «Отечество» и др.). Ребята вовлечены в исследовательскую деятельность и творческие занятия. Социальная миссия образовательного учреждения -обеспечить право гимназистов на качественное образование через освоение ими культуры интеллектуальной, профессионально-предметной и творческой деятельности на основе индивидуального выбора. Научно-образовательный консорциум, созданный в союзе с научным потенциалом вузов города, играет

66

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

ПОРТФОЛИО. ГИМНАЗИЯ № 35, Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

важную роль в гимназии. Научно-исследовательская работа проводится под руководством опытных преподавателей, создана система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей, учителя стараются развивать творческую среду для выявления особо одаренных. Успешны контакты с передовыми вузами, ориентированными на региональную экономику, на кадровые потребности нашего региона (УрФУ, УГМА, УрГЮА, УрГЭУ-СИНХ и др.). Мы вместе работаем на общественный заказ. Формы работы с одаренными детьми соотносятся с национальной стратегией, которая призывает к максимальной реализации потенциала каждого ребенка. Учителя стараются создать условия для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы деятельности, раскрыть личностный потенциал гимназистов, сформировать у них интерес к учебе и знаниям.

Организация воспитательной работы осуществляется по всем направлениям. В ОУ создана система дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктура творческого развития и воспитания детей. Повышение уровня этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития гимназистов стоит на первом месте. Разработаны программы, направленные на формирование у подрастающего поколения российской гражданской идентичности, культуры, толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в вооруженных силах РФ. По рейтингу результативности деятельности кружки и секции гимназии отмечены в числе наиболее активных в районе. Совет старшеклассников - открытое поле деятельности. Мы заинтересованы в увеличении числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям. Мы стремимся к росту удовлетворенности родителей условиями воспитания и обучения гимназистов, к оптимизации полномочий Родительского комитета, к развитию общественного участия в управлении гимназией.

Спорт - магистральное направление в жизнедеятельности гимназического сообщества. На протяжении многих лет спортсмены МБОУ гимназии № 35 лидируют в районе и городе. В соответствии с целью гармонизировать деятельность всех участников образовательного процесса и национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 г.г. с национальным проектом «Здоровье», сбережение здоровья каждого ребенка осуществляется в ОУ по всему спектру направлений: применение здоровьесберегающих технологий обучения и технологий «школа здоровья», предоставление детям возможности осуществить информированный выбор в вопросах здорового образа жизни, программа по формированию культуры

здорового питания, обеспечение качества и режима питания как залога здоровья детей (в ОУ 100%-й охват горячим питанием).

Коллектив гимназии будет и в дальнейшем прилагать все усилия, чтобы обеспечить переход на новые образовательные стандарты, продолжать работу над системой поддержки талантливых детей, по улучшению гимназической инфраструктуры, осуществлять работу над сохранением и укреплением здоровья школьников.

Каждое направление деятельности в ОУ, усиливая друг друга с разных сторон, является комплексным в том смысле, что ведет к целому ряду принципиальных подвижек в качестве образования. Образование -это всегда «выстрел в будущее», мы верим, что наше обучение построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Мы «прокачиваем» ключевые компетентности через образовательную систему, интегрируем общее и дополнительное образование, осуществляем научно-ориентированное обучение, развиваем потоковую мотивацию в ходе учебно-познавательной деятельности в учебных и игровых формах и надеемся, что на выходе мы увидим близкий нам по духу, отвечающий запросам общества реальный образ личности выпускника.

Рейтинг лучших школ страны на днях опубликовала «Учительская газета» [1]. При его составлении использовались такие показатели, как результаты выпускных экзаменов и число победителей в предметных Всероссийских олимпиадах. Сопоставление школ провел Московский Центр непрерывного математического образования при поддержке Общественной палаты РФ, Министерства образования и науки России.

Наша гимназия вошла в рейтинг топ-500 школ страны. Также в число пятисот лучших школ страны вошли еще семь свердловских учреждений. А в рейтинге «Лучших школ Свердловской области» гимназия № 35 занимает почетное 3-е место [2,3].

Эту победу для нашей гимназии мы считаем заслуженной. Мы гордимся достижениями наших предшественников и надеемся, что не подведем школу при сдаче выпускных экзаменов.

Литература

1. Впервые в России! Объявлен список 500 лучших общеобразовательных учреждений // Учительская газета.-№ 38.- 17.09.2013.

2. Мальгина Л. Свои среди сильнейших // Уральский рабочий.- № 174.

3. Попали в десятку // Областная газета.- № 429-430 (7087-7088).- 19.09.2013.

4. Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика // Комсомольская правда.- 13.02.2012.

5. Тетерина С.Л. Деятельность ФГАОУ АПК и ППРО в условиях модернизации федерально-региональной системы повышения квалификации работников образования РФ // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2013.- № 2.- С. 47-48.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.