Научная статья на тему 'Результаты контроля качества подготовки обучающихся в системе общего и профессионального образования Республики Бурятия'

Результаты контроля качества подготовки обучающихся в системе общего и профессионального образования Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА / ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ / ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / RESULTS OF QUALITY CONTROL / TRAINING OF GRADUATES / PROBLEMS AND PROSPECTS OF EDUCATION MODERNIZATION / IMPLEMENTATION OF CONCEPTION OF OUTWARD QUALITY ASSESSMENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малунова Галина Супруновна, Ваганова Валентина Ивановна, Гармаева Надежда Арсалановна, Жалсанова Бальжит Дашилхамаевна, Цыбикова Герел Федоровна

В статье раскрываются научно-обоснованные и практико-ориентированные подходы организации контроля качества подготовки обучающихся вобразовательныхучреждениях РеспубликиБурятия врамках государственной аккредитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малунова Галина Супруновна, Ваганова Валентина Ивановна, Гармаева Надежда Арсалановна, Жалсанова Бальжит Дашилхамаевна, Цыбикова Герел Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of learners’ training quality monitoring in the system of secondary and professional education in the Republic of Buryatia

In the article the research-based and practice oriented approaches to organization of monitoring of learners’ training quality in educational institutions of the Republic of Buryatia within the state accreditation are revealed.

Текст научной работы на тему «Результаты контроля качества подготовки обучающихся в системе общего и профессионального образования Республики Бурятия»

рование теоретической и практической готовности будущего педагога. Развитие потребностей зависит от уровня профессионально обусловленных творческих и профессионально -

рефлексивных способностей.

В развитии профессионального самоопреде-

ления большое значение имеет разрешение проблемных ситуаций, возникающих при выполнении специальных проблемных заданий и требующих личностно-ориентированного, компе-тентностного, контекстного подходов в образовании.

Литература

1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. -М.: Аспект Пресс, 2007.

2. Шадроков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007.

Макунина Татьяна Александровна, старший преподаватель, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: [email protected]

Очиров Михаил Надмитович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757, e-mail: [email protected]

Makunina Tatyana Aleksandrovna, senior teacher, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin st., 24a, e-mail: [email protected]

OchirovMikhail Nadmitovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin st., 24a, tel. (3012)219757, e-mail: [email protected]

УДК 37.026.8 (571/54) Р 34

© Г.С. Малунова, ВИ Ваганова, НА. Гармаева, Б.Д. Жалсанова, Г. Ф. Цыбикова

Результаты контроля качества подготовки обучающихся в системе общего и профессионального образования Республики Бурятия

В статье раскрываются научно-обоснованные и практико-ориентированные подходы организации контроля качества подготовки обучающихся в образовательных учреждениях Республики Бурятия в рамках государственной аккредитации.

Ключевые слова: результаты контроля качества, подготовка выпускников, проблемы и перспективы модернизации образования, реализация концепции внешней оценки качества образования.

G.S. Malunova, B.I. Vaganova, N.A. Garmaeva, B.D. Zhalsanova, G.F. Tsybikova

The results of learners’training quality monitoring in the system of secondary and professional education in the Republic of Buryatia

In the article the research-based and practice oriented approaches to organization of monitoring of learners’ training quality in educational institutions of the Republic of Buryatia within the state accreditation are revealed.

Keywords: results of quality control; training of graduates; problems and prospects of education modernization; implementation of conception of outward quality assessment of education.

Успех в области образования связан, прежде всего, с социально-экономическими процессами, происходящим в обществе. Открытость образования, разделение ответственности, право на разнообразие, ориентация на потребности и конечные результаты деятельности являются основными принципами современной системы образования.

В связи с этим одной из целей проведения внешней оценки качества российского образования является создание условий повышения качества образования через усиление потоков

различной информации о результатах образования и соответствующих факторах.

Контроль и оценка позволяет активизировать возможности образовательных учреждений в самоконтроле и самооценке. При таком подходе ответственность образовательного учреждения должна возникать не из подконтрольности, а из открытости и прозрачности. На данном этапе модернизации образования основой системы оценки качества становится работа специальных институтов по обеспечению образовательных учреждений (детский сад, школа, техникум,

колледж, СПО) новыми средствами оценки достижений целей современного образования, новыми формами диалога с внешним сообществом.

Важнейшими движущими силами высокого качества образования являются самостоятельные и компетентные преподаватели, самостоятельные и самоуправляемые образовательные учреждения, диалог родителей и ОУ, а также те учреждения и ведомства, проводящие образовательную политику. Поэтому мы надеемся, что наш аналитический материал по контролю качества образования будет направлен на расширение диалога между всеми субъектами образования. Данный подход позволит, с одной стороны, снизить частоту и интенсивность проверок различными ведомствами, с другой - будет направлен на усиление самооценки собственной деятельности и ее результатов всеми субъектами образовательного процесса.

Результаты проведенного контроля качества предметной обученности и их анализ показывают объективную картину состояния образования конкретного учреждения, выявляют сильные и слабые стороны образовательного процесса, а также могут использоваться при планировании действий по устранению недостатков с целью повышения качества образовательных услуг.

Руководителям следует тщательно проработать с педагогическими коллективами возможности использования в учебном процессе активных форм работы, современных педагогических технологий (в том числе информационных), позволяющих получать не только узкопредметные, но и метапредметные результаты, усилить контроль за соблюдением требований государственных образовательных стандартов.

Независимая экспертиза, проводимая в школах, интернатах, лицеях, гимназиях, а также учреждениях системы СПО, позволяет проанализировать как общеобразовательную, так и профессиональную подготовку студентов. Это один из важных показателей качества подготовки выпускников учреждений.

Разработка подходов к оценке качества образования на этапе ее развития осуществляется через систему национального, регионального и международного мониторинга, посредством научных и практических проектов, проводимых на региональных и федеральных уровнях, а также в рамках национального экзамена.

Система оценки качества образования в Бурятии только начинает создаваться, еще не сформировано единое концептуально-

методологическое понимание проблем качества

образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется неапробированный и нестандартизированный инструментарий, отмечается недостаток квалифицированных кадров в данной области. Отсутствует соответствующее научно-методическое обеспечение

оценки и качества образования.

«На данном этапе оценка качества образования на всех уровнях продолжает сводиться чаще всего к оценке качества обучения», - отмечал на пятом образовательном форуме в Бурятии А.В. Дамдинов в июле 2013 г.

К основным тенденциям, проявившимся в последние годы, следует отнести следующее:

• расширяется круг влияния потребителей образовательных услуг на их качество и изменяется понимание понятия «качество образования». В последние годы в рамках реализации проектов по оценке качества образования разрабатываются критерии оценки эффективности образования;

• создаются ключевые элементы системы обеспечения качества образования (наличие образовательных стандартов, оценка достижения стандартов независимыми организациями, обеспечение автономии школ при постоянной подотчетности, создание системы оказания помощи образовательным учреждениям с учетом результатов оценки их деятельности);

• внедряются элементы системы оценки качества образования, способствующие развитию образовательных учреждений и повышению качества образования (сочетание внутренней и внешней оценки, оценочной деятельности как средства отчетности, так и средства оказания поддержки образовательных учреждений в их развитии, введение самооценки образовательного учреждения как основы для ее развития);

• осуществляется анализ результатов, определяются показатели, характеризующие разные уровни образовательной системы (ученический, школьный, региональный - КОЭРСО);

• шире понимаются образовательные достижения: по отдельным предметам, по учебным и внеучебным достижениям. С введением ФГОС выделяются показатели, раскрывающие наличие ключевых (внепредментных) компетентностей: познавательных, социальных, информационных;

• проведение мониторинговых исследований качества образования на национальном и региональном уровнях как основы для принятия управленческих решений.

Как показывает анализ результатов исследований, посвященных проблеме качества образо-

вания, в Бурятии необходим переход от модели «контроля качества» к «обеспечению качества», так как технология «контроля качества» не эффективна.

Реализация закона РФ «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта в системе образования нацеливает на разработку концепции содержания и процедур такой внешней оценки, с помощью которой можно было бы производить анализ образовательных достижений учащихся и их динамику, обеспечивающих качественное образование.

Организация процедуры контроля качества подготовки обучающихся в образовательных учреждениях в процессе государственной аккредитации в 2012/13 учебном году. Процедура контроля качества предметной обученности в 2012/13 учебном году осуществлялась согласно плану-графику, утвержденному Мини-

Диаграмма свидетельствует о том, что химию выбрали 10% учащихся 9-х классов, а в старших классах низкий процент выбора (22%) отмечен в физике и истории.

Время выполнения диагностических работ для учащихся начальной ступени 45 мин, а для учащихся основной и старшей ступеней - 60 мин.

При разработке диагностических материалов учитываются общие особенности работы по той или иной программе и учебнику, конкретные - при обработке результатов тестирования-задания по «непройденным темам» из обработки исключаются.

Для создания качественных диагностических материалов перед процедурой оценки качества предметной обученности проводится апробация и экспертиза диагностических материалов.

стерством образования и науки Республики Бурятия.

Как и в предыдущие учебные годы, в качестве единого измерительного материала для проведения контроля качества подготовки обучающихся в Бурятии использовались сертифицированные диагностические работы ГБУ «РЦМИТ СО» МО и Н РБ. В каждом образовательном учреждении учащиеся выполняли две обязательные диагностические работы: русский язык и математика. Руководителям ОУ и муниципальным органам управления предлагался выбор предметов: на начальной ступени - литературное чтение или окружающий мир; в 9-х и 11-х классах два предмета из пяти: физика, химия, биология, география, история.

Выбор предметов образовательными учреждениями в 2012/13 учебном году представлен на рисунке 1.

Характеристика образовательных учреждений. В 2012/13 учебном году в рамках аккредитации образовательных учреждений процедура оценки качества предметной обученности проводилась в 5 образовательных учреждениях. А процедура качества профессиональной подготовки студентов проводилась в 9 колледжах и техникумах. Также в процессе аккредитации была проведена внешняя экспертиза качества подготовки выпускников 9-х, 11-х классов в ФГБСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище №1 закрытого типа г. Улан-Удэ Республики Бурятия». Из 5 образовательных учреждений, участвовавших в процессе аккредитации, одна являлась средней общеобразова-

Рис. 1. Предметы, выбранные ОУ

тельной школой (МКОУ «Усть-Муйская СОШ»), вторая - начальной (МБОУ «Уржиль-ская НОШ»), третья - ГБОУ «Сорокская сойотская школа-интернат среднего (полного) общего образования», четвертая - МБОУ «Гусиноозер-ская гимназия», пятая - МОУ «Иволгинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».

Характеристика классов. В выполнении диагностических работ приняло участие 48 уча-

Число обучаї

щихся 4-х классов; 81 учащийся 9-х классов; 45 учащихся 11-х классов. В процедуре аккредитации МОУ «Иволгинская вечерняя (сменная) ОШ» участие принимали 12 учащихся 12-го класса.

Образовательные учреждения, проходившие аккредитацию в 2012/13 учебном году, различны по наполняемости 4, 9, 11-х классов.

Таблица 1

ихся в классе

Выборка классов Распределение классов по числу обучающихся, в % Число обучающихся

1-5 чел. 6-10 чел. 11-15 чел. 16-20 чел. 25-30 чел. мин. макс.

4 класс 25 50 - - 25 1 22

9 класс - 40 - 40 20 8 19

11 класс 33 33 - - 33 1 20

12 класс - - 100 - - - -

Минимальное число обучающихся в 4-м классе - 1 человек в МБОУ «Уржильская НОШ». Максимальное число обучающихся в 4-м классе - 35 человек, в 11-м классе - 34 человека в МБОУ «Гусиноозерская гимназия».

Анализ уровня предметной обученности. В 2012/13 учебном году продолжалась работа по формированию базы, отражающей результаты деятельности образовательного учреждения. Средний республиканский уровень обученности

определялся по результатам предметного тестирования, осуществляемого в ходе аккредитации образовательных учреждений.

Положительное оценивание выполнения диагностической работы по образовательному учреждению предполагает, что не менее 50% обучающихся успешно набрали не менее 45% максимального балла. Выполнение заданий на 70100% определяет повышенный уровень подготовки выпускников.

Рис. 2. Процентное распределение результатов выполнения диагностических работ учащимися шести образовательных учреждений, проходивших аккредитационую экспертизу по признаку - успеваемость

Окружающий мир Мателлтика Русский язык

□ Выполнили работу ■ Из них выпольнили на повышенном уровне

Количество

Предмет участников

Математика 48

Русский язык 48

Окружающий мир 48

Рис. 3. Результаты выполнения диагностических работ (начальная школа)

100% 98% 91% 100%

0% 2% 9% 22% 0%

Химия История География Русскийязык Математка Физика

□ Выполнили работу ■ Из них выполнили на повышенном уровне

Предмет

Математика

Русский язык

Физика

Химия

История

География

Количество участников

79

79

7

8

54

70

Рис. 4. Результаты выполнения диагностических работ (основная школа)

100%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

85%

67% 59% 68% 66%

33% 41% 34%

15% ■ 1 ■

О

математика русскийязык история физика биология химия

□ Выполнили работу ■ Из них выполнили на повышенном уровне

Предмет Количество участников

Математика 80

Русский язык 83

Физика 10

Химия 32

Биология 73

История 46

Рис. 5. Результаты выполнения диагностических работ (средняя школа)

Результаты, указанные на рисунках, составлены с учетом количества учащихся, выполнявших диагностические работы по предметам.

Анализ факторов, влияющих на результативность выполнения диагностических работ. Результаты аккредитационной экспертизы обучающихся образовательных учреждений, расположенных в разных географических зонах республики, отличаются незначительно.

В 2012/13 учебном году для процедуры аккредитации было заявлено 5 образовательных учреждений, из них к сельским относятся МКОУ «Усть-Муйская СОШ», ГБОУ «Сорок-ская сойотская школа-интернат среднего (полного) общего образования», МБОУ «Уржиль-ская НОШ», остальные - к малому городу, районному поселку и г. Улан-Удэ; их конкретная принадлежность дана ниже. МБОУ «Гусино-

озерская гимназия» - малые города, МОУ «Иволгинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» - районный поселок,

ФГБСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище №1 закрытого типа» (г. Улан-Удэ).

Результаты учащихся по выполненным диагностическим работам конкретизированы на рисунках с указанием конкретного предмета.

Как свидетельствуют рисунки, успеваемость по предметам русский язык и математика в начальной школе характеризуется (51% по русскому языку, 74% по математике) выполнением заданий диагностических работ учащимися Гу-синоозерской гимназии на повышенном уровне.

Рис. 6. Зависимость результатов выполнения диагностических работ от типа населенного пункта

Результаты выполнения заданий диагностической работы по русскому языку в основной школе показывают 32-64% успеваемости, повышенный уровень 13-30%. Хотелось бы отметить, что 30% заданий повышенного уровня выполнили учащиеся основной школы Гусино-озерской гимназии. Анализируя результаты выполнения заданий по математике в основной школе, можно отметить, что задания на повышенном уровне в сельской местности выполнили 24% учащихся, а в Гусиноозерской гимназии - 50%, что свидетельствует о присутствии положительной организации образовательного процесса в образовательном учреждении.

Внешняя экспертиза в процессе государственной аккредитации выявила уровень предметной подготовки у учащихся старшей школы в вышеуказанных образовательных учреждениях. При выполнении диагностических работ по русскому языку учащиеся Гусиноозерской гимназии справились с заданиями повышенного уровня на 68%. Однако в других школах показали низкий процент выполнения заданий повышенного уровня (0% и 9%), что заставляет подумать об использовании педагогических технологий.

Результаты выполнения диагностических работ по математике в старшей школе характеризуются выполнением заданий базового уровня как в ОУ села, так и районного поселка. Задания повышенного уровня по математике (29%) выполнили учащиеся Гусиноозерской гимназии.

Результаты контроля качества профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений системы СПО Республики Бурятия полученные в процессе государственной аккредитации в 2012/13 учебном году. Преобразования, осуществляемые в системе профессионального образования, не могут быть реализованы без изменения системы оценки учебных достижений обучающихся и качества образования в целом. Вектором современного подхода к обучению можно считать практическую направленность, ориентацию не столько на усвоение знаний, сколько на способность их применения, и как следствие этой тенденции появление новых способов оценивания результатов обучения. Необходимо применение нового механизма оценивания степени сформи-рованности умений и оценки профессиональных компетенций выпускников системы НПО, СПО, основанного на компетентностном подходе.

Успеваемость в 100% показали студенты ГАОУ СПО РБ (ССУЗ) «Колледж искусств имени П.И. Чайковского» по следующим специальностям: 070102 Инструментальное исполнительство; 070104 Вокальное искусство; 070106 Хоровое дирижирование; 070109 Музыкальное искусство эстрады; 070113 Теория музыки; 070202 Цирковое искусство; 070901 Живопись; 070602 Дизайн в области культуры и искусства; 070802 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы; 071302 Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество.

Профессиональная подготовка по результатам тестирования показана студентами ГАОУ СПО «Бурятский республиканский хореографический колледж» по специальностям 071201 Искусство балета; 071203 Искусство танца в 100% успеваемости.

В ГБОУ СПО «Бурятский республиканский агротехнический техникум» успешность отмечается по следующим специальностям: 110810 Электрификация и автоматизация с/х; 280104 Природоохранное обустройство территорий; 100701.01 Продавец, контролер-кассир; 110800.02 Тракторист-машинист с/х производства.

В АОУ СПО РБ «Политехнический техникум» аккредитация проведена по 7 специальностям: 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 100106 Организация обслуживания в общественном питании; 040212 Электроснабжение; 080802 Прикладная информатика; 150411 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования; 270103 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 34.2 Повар, кондитер. Студенты показали положительные результаты и 100%-ную успеваемость по 4 специальностям.

Результаты тестирования в ГАОУ СПО РБ «Техникум строительства и городского хозяйства» по всем трем специальностям показали соответствующий уровень профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка специалистов осуществляется по специальности 230111 Компьютерные сети (100%) в ГБОУ СПО «Бурятский республиканский информационно-экномический техникум». Студенты получают знания по программе инклюзивного обучения. Учащиеся филиала также продемонстрировали хорошие профессиональные знания и умения -78% успеваемости.

Рис. 7. ГАОУ СПО РБ (ССУЗ) «Колледж искусств имени П.И. Чайковского»

Л

\>

*«?' Л? <&■ ж О-Г

Я* 'С® ^ с> „о^

л’У'

Л

^ #' ^°' сС^' Л' дР1<

^ Л5 сЛ „0С) лОЪ

^ *$> .сч*

ч> *0^ ч?

Оъ

■#

Количество учащихся □Успеваемость □ Качество В Средний балл

Рис. 9. ГБОУ СПО «Бурятский республиканский агротехнический техникум»

Диаграмма 10. АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»

Рис. 11. ГАОУ СПО РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»

Рис. 12. ГБОУ СПО «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум»

В ГБОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий» качество профессиональной подготовки студентов по всем четырем специальностям в процессе тестирования показал высокий уровень

достижений по трем специальностям, а по специальности 270802 Строительство, эксплуатация зданий и сооружений успеваемость 67%, что соответствует требованиям показателей аккредитационной экспертизы.

Рис. 13. ГБОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»

Достаточный уровень профессиональной альностям 1207 Сварочное производство - успе-

подготовки отмечен в ГБОУ СПО «Закаменский ваемость 75%; 3106 Механизация сельского хо-

агропромышленный техникум» по двум специ- зяйства - 62%.

Рис. 14. ГБОУ СПО «Закаменский агропромышленный техникум»

Тестирование по специальности «Право и организация социального обеспечения» в НОЧУ СПО «Бурятский финансово-кредитный колледж» выявило положительные результаты про-

фессиональной подготовки студентов. Например, группа СП-301: успеваемость - 82 %, качество - 51%, средний бал - 3,3.

Рис. 15. НОЧУ СПО «Бурятский финансово-кредитный колледж»

В 2012/13 учебном году в процедуре аккредитационной экспертизы участвовало 9 образовательных учреждений. Общее количество студентов, прошедших тестирование по 39 специальностям, составляет 465 человек.

Проблемы и перспективы реализации концепции внешней оценки качества образования. Оценка качества предметной подготовки представляет собой процедуру, позволяющую на основе унификации, стандартизации и сравнимости данных проводить мониторинг результатов обучения на разных ступенях обучения. Таким образом, появляется возможность соответствия данных внешней экспертизы (независимое

оценивание) и внутреннего контроля качества образования и получение более точной оценки, что позволяет учителю по-новому отнестись к методике преподавания на основе системнодеятельностного подхода, а руководителям принимать взвешенные управленческие решения по обеспечению качества образования.

Проведение независимой процедуры мониторинга учебных достижений обучающихся как в ходе государственной аккредитации, так и в рамках плановых проверок, в течение трех лет дало свои положительные эффекты:

1. Более 25 образовательных учреждений Республики Бурятия, прошедших ранее внеш-

нюю независимую экспертизу оценки качества предметной обученности в ходе государственной аккредитации 2011/12 учебном году, вышли на разработку «Банков тестовых заданий» их сертификацию на добровольной основе. При этом следует отметить, что образовательные учреждения, во-первых, доверяют результатом внешней экспертизы; во-вторых, заинтересованы в ее проведении. Эта тенденция должна быть расширена, т.к. способствует обеспечению качества.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273.

2. О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 30.01.2013 г. №57.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.

4. Образование и наука в Республике Бурятия: итоги 2012 года и перспективы развития на 2013 г. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2013. - 60 с.

5. Информационно-аналитическая справка о развитии системы образования, науки и молодежной политики Республики Бурятия в 2012/13 учебном году. - Улан-Удэ, 2013. - 60 с.

6. Показатели и критерии аккредитационной оценки деятельности общеобразовательного учреждения: приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 20 октября 2010 г. № 1367.

7. Административный регламент исполнения Министерством образования и науки Республики Бурятия государственной функции по государственному контролю качества образования: указ Президента Республики Бурятия от 16.05.2011г. №97.

8. Адамский А.И. Что такое качество образования? - М.: Эврика, 2009. - 288 с.

9. URL: www.edv03.ru

Галина Супруновна Малунова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования Бурятского госуниверситета.

Валентина Ивановна Ваганова, доктор педагогических наук, доцент кафедры МИЕН Бурятского госуниверситета. E-mail: valen51 @mail.ru.

Гармаева Надежда Арсалановна, специалист АОУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики»

Жалсанова Бальжит Дашилхамаевна, специалист АОУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики»

Цыбикова Герел Федоровна, специалист АОУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики».

Malunova Galina Suprunovna, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogy of elementary and pre-school education, Buryat State University.

Vaganova Valentina Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, department of MIEN, Buryat State University. E-mail: [email protected].

Garmaeva NadezhdaArsalanovna, specialist of Buryat Republican Institute of Educational Policy.

Zhalsanova BalzhitDashilkhamaevna, specialist of Buryat Republican Institute of Educational Policy.

Tsybikova GerelFedorovna, specialist of Buryat Republican Institute of Educational Policy.

УДК 371.26

© Т.В. Немчинова, А.А. Тонхоноева Эффективные приемы подготовки школьников к ЕГЭ по информатике и ИКТ

В статье рассмотрены методы подготовки к ЕГЭ по информатике, проведен анализ ресурсов для подготовки к экзамену. Ключевые слова: подготовка к ЕГЭ, информатика.

2. Отмечается заинтересованность образовательных учреждений в расширении количества предметов, проверяемых в ходе внешней экспертизы.

3. В условиях реализации региональной системы оценки качества образования ведется работа по вовлечению участников образовательного процесса в изучение основ тестологии и проведение стандартизированных оценочных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.