нюю независимую экспертизу оценки качества предметной обученности в ходе государственной аккредитации 2011/12 учебном году, вышли на разработку «Банков тестовых заданий» их сертификацию на добровольной основе. При этом следует отметить, что образовательные учреждения, во-первых, доверяют результатом внешней экспертизы; во-вторых, заинтересованы в ее проведении. Эта тенденция должна быть расширена, т.к. способствует обеспечению качества.
2. Отмечается заинтересованность образовательных учреждений в расширении количества предметов, проверяемых в ходе внешней экспертизы.
3. В условиях реализации региональной системы оценки качества образования ведется работа по вовлечению участников образовательного процесса в изучение основ тестологии и проведение стандартизированных оценочных процедур.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273.
2. О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Ми-нобрнауки России от 30.01.2013 г. №57.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
4. Образование и наука в Республике Бурятия: итоги 2012 года и перспективы развития на 2013 г. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2013. - 60 с.
5. Информационно-аналитическая справка о развитии системы образования, науки и молодежной политики Республики Бурятия в 2012/13 учебном году. - Улан-Удэ, 2013. - 60 с.
6. Показатели и критерии аккредитационной оценки деятельности общеобразовательного учреждения: приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 20 октября 2010 г. № 1367.
7. Административный регламент исполнения Министерством образования и науки Республики Бурятия государственной функции по государственному контролю качества образования: указ Президента Республики Бурятия от 16.05.2011г. №97.
8. Адамский А.И. Что такое качество образования? - М.: Эврика, 2009. - 288 с.
9. URL: www.edv03.ru
Галина Супруновна Малунова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования Бурятского госуниверситета.
Валентина Ивановна Ваганова, доктор педагогических наук, доцент кафедры МИЕН Бурятского госуниверситета. E-mail: valen51 @mail.ru.
Гармаева Надежда Арсалановна, специалист АОУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики»
Жалсанова Бальжит Дашилхамаевна, специалист АОУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики»
Цыбикова Герел Федоровна, специалист АОУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики».
Malunova Galina Suprunovna, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogy of elementary and pre-school education, Buryat State University.
Vaganova Valentina Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, department of MIEN, Buryat State University. E-mail: [email protected].
Garmaeva NadezhdaArsalanovna, specialist of Buryat Republican Institute of Educational Policy.
Zhalsanova BalzhitDashilkhamaevna, specialist of Buryat Republican Institute of Educational Policy.
Tsybikova GerelFedorovna, specialist of Buryat Republican Institute of Educational Policy.
УДК 371.26
© Т.В. Немчинова, А.А. Тонхоноева Эффективные приемы подготовки школьников к ЕГЭ по информатике и ИКТ
В статье рассмотрены методы подготовки к ЕГЭ по информатике, проведен анализ ресурсов для подготовки к экзамену. Ключевые слова: подготовка к ЕГЭ, информатика.
Немчинова Т.В., Тонхоноева А.А. Эффективные приемы подготовки школьников к ЕГЭ по информатике и ИКТ
TV. Nemchinova, A.A. Tonkhonoeva Effective methods of schoolchildren preparing to Unified State Examination in informatics and ICT
In the article the methods of preparing to Unified State Examination in computer science are considered, the analysis of resources to preparing for examination is made.
Keywords: preparing to Unified State Examination, computer science.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) -одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. С 2009 г. поступление в вузы осуществляется преимущественно по результатам ЕГЭ.
Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Необходимо знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.
Результаты проводимого на протяжении последних лет экзамена по информатике в форме ЕГЭ показывают, что сдать этот экзамен можно лишь в случае полного изучения всех тем, вошедших в кодификатор содержания. Профильный характер экзамена не позволяет подготовиться к нему при наличии лишь базового курса информатики, предполагающего 1 час занятий в неделю. Темы «Логические основы компьютера», отсутствующая в стандарте базового уровня, «Программирование и алгоритмизация» уже должны вызвать сомнение в выборе ЕГЭ по информатике у обучающегося по базовому курсу. Но все большее количество выпускников с базовым уровнем обучения информатике и ИКТ выбирают ЕГЭ по этому предмету в связи с его востребованностью при поступлении в вузы. Как готовиться к экзамену продуктивно, как создать условия для успешной сдачи экзамена выпускниками?
На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ЕГЭ, не прибегая к использованию других учебников и пособий.
При БГУ существует образовательный центр «ЕГЭ+», в котором ведется подготовка школьников к сдаче госэкзамена. Занятия проводятся ведущими специалистами вуза, экспертами ЕГЭ. Также во время школьных каникул проходят бесплатные образовательные акции «ЕГЭ - абитуриенту БГУ», где каждый желающий может посетить занятия ведущих преподавателей и экспертов по ЕГЭ. На этих курсах разбираются
типичные ошибки школьников по заданиям ЕГЭ прошлых лет.
Работу по подготовке к ЕГЭ по информатике нужно начинать с восьмого класса. Практически на каждом уроке необходимо предусмотреть время на мини-тестирование (5-10 вопросов). При закреплении материала контрольные вопросы и задания следует давать в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ. Важно научить школьников технике сдачи теста, используя многообразный дополнительный материал, который накапливается и обновляется ежегодно с учетом последних демоверсий и рекомендаций.
В рабочей программе для десятого и одиннадцатого классов курса информатики стоит предусмотреть блок обобщения и систематизации материала в конце учебного года, где целенаправленно заниматься подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ.
Задания части С соответствуют уровню учащихся специализированных школ и классов с углубленным изучением информатики. Однако только выполнение данных заданий позволяет абитуриенту набрать конкурентоспособные баллы в борьбе за бюджетные места в вузах, поэтому подготовка школьников к экзамену в формате ЕГЭ становится актуальной проблемой для педагогов и школьников обычных общеобразовательных школ.
Работа по подготовке к ЕГЭ в выпускном классе начинается со знакомства школьников с требованиями, предъявляемыми к их информационной подготовке и критериями оценки работы (особенно части С).
Приступая к итоговому повторению, учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения задач.
Повторение темы начинается с обзорной лекции, в которой полностью освещаются вопросы теории. На лекциях происходит обобщение материала, даются приемы и методы решения задач, углубляются и расширяются знания учащихся. На последующих уроках разбираются образцы решения задач.
Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.
Очень важно на всех уроках знакомить учеников средней школы с тестовой технологией и формировать у них навыки работы с тестами.
Эффективной является следующая организация работы: на каждом уроке 10-15 минут (а чем сложнее задания, тем больше времени) ученик решает тест, а учитель, проверяя работы, отслеживает правильность выполнения заданий, фиксируя результаты на каждого ученика в виде таблицы.
Таким образом, учитель имеет реальную картину усвоения знаний по темам на каждого обучающегося и возможность составления индивидуальных тестовых заданий на конкретного ребенка.
Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.
Работа над ошибками включает в себя следующее:
- предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования, знание типичных ошибок и трудностей;
- обнаружение и исправление ошибок самими учащимися на основе самопроверки, редактирования;
- исправление, учет, классификация ошибок учителем с последующим обобщением и использованием как для общей диагностики, так и для организации индивидуальной работы с учащимися.
На консультациях и индивидуальных занятиях рассматриваются наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися в ходе подготовки к ЕГЭ.
В ряде школ г. Улан-Удэ учителя выбирают форму дополнительной, послеурочной подготовки выпускников. Другим вариантом подготовки является посещение элективных курсов по подготовке к ЕГЭ. За основу можно взять элективный курс, разработанный на основе одноименного курса Н.Н. Самылкиной, С.В. Русако-
вой, А.П. Шестакова, С.В. Баданиной «Готовимся к ЕГЭ по информатике», предложенный в учебном пособии издательства «Бином» «Лаборатория знаний» 2008 г. Данная книга представляет собой универсальное пособие, совмещающее справочный материал для учителя и практикум для учащегося. Предлагается четыре варианта изучения курса. Первый и второй варианты предназначены для изучающих предмет на базовом уровне и желающих сдавать ЕГЭ по информатике. Третий и четвертый варианты адресованы изучающим на профильном уровне. В учебном пособии предложена программа курса, тематическое планирование, основные подходы к разработке КИМов ЕГЭ по информатике, рассмотрены тематические блоки и тренинги по проверяемым темам ЕГЭ.
Кроме школьной возможна самостоятельная и дистанционная подготовка обучающихся. Самостоятельная подготовка - это самый сложный вариант из всех возможных, потому что требует самоорганизации и большой мотивации, поэтому осилить его сможет не каждый ребенок. Дистанционная подготовка для школьников выглядит более привлекательной и может стать довольно результативной, ведь каждый ученик обучается по своей траектории в подходящем темпе и, если это возможно, в удобное для себя время, даже если пропустил несколько занятий подряд. Если говорить об уровне мотивации при использовании таких медиатехнологий, то он на порядок выше, чем при использовании стандартных подходов.
Internet пестрит различными тестовыми заданиями и подготовительными материалами, помогающими сдать ЕГЭ по информатике. Появление ресурса http://www.videoege.ru/, который предлагает видеоуроки с решениями по различным разделам информатики, не осталось незамеченным выпускниками школы.
Предлагаемые видеоролики освещают задания различных категорий (А1-А13, В1-В15, C1-C4) и с различной степенью сложности. Примеры подобранных задач находятся в полном соответствии с банком заданий по ЕГЭ и демовер-сией ЕГЭ. Понятное и простое объяснение сложных тем и заданий обусловило популярность таких видеоуроков.
Также при подготовке к ЕГЭ по информатике надо учитывать, что на результаты экзамена влияет не только уровень предметной подготовки, но и уровень тестовой культуры выпускника, его психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.
Очиров М.Н., Гармаева О.А. Развитие профессионального мышления будущих инженеров
ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении длительного времени. Большое значение приобретает оптимальный режим. В кабинете информатики оформлен стенд, на котором находятся памятки для учеников по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ. Такие рекомендации можно выложить также на школьном сайте.
Из опыта подготовки к ЕГЭ можем сделать вывод, что ученики, обучающиеся по базовому курсу информатики, могут успешно сдать экзамены при систематической дополнительной подготовке.
Предлагаем список литературы и каталог адресов цифровых ресурсов:
Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учеб. пособие / Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. - 2-е изд. - М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2008. -298 с.
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования
http://www.ege.edu.ru - сайт поддержки единого государственного экзамена
www.videoege.ru - сервис интерактивной подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ по различным дисциплинам
http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
http://window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.egeinfo.ru - Все о ЕГЭ http://www.gosekzamen.ru - Российский образовательный портал
http://www.gotovkege.ru -Готов к ЕГЭ http://www.ctege.org - Российский образовательный портал
Литература
1. Немчинова Т.В., Тонхоноева А.А. Некоторые вопросы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ // Вестник Бурят. гос. ун-та, 2010. Вып. 15.
2. Немчинова Т.В., Тонхоноева А.А. Об итогах ЕГЭ по информатике и ИКТ // Вестник Бурят. гос. ун-та, 2012. Вып. 15.
Немчинова Татьяна Владимировна, доцент кафедры ВТИ БГУ, e-mail: [email protected] Тонхоноева Антонида Антоновна, ст. преподаватель кафедра ВТИ, БГУ, e-mail: [email protected].
Nemchinova Tatyana Vladimirovna, associate professor, department of CTCS, Buryat State University. TonkhonoevaAntonidaAntonovna, senior lecturer, department of CTCS, Buryat State University.
УДК 378:37.025.7
© М.Н. Очиров, О.А. Гармаева Развитие профессионального мышления будущих инженеров
В статье излагаются основные требования к развитию инженерного мышления, модели пространственного мышления, проблемный подход в развитии мышления.
Ключевые слова: пространственное мышление, проблемная ситуация, модели мышления, оперирование пространственными образами.
M.N. Ochirov, O.A. Garmaeva The development of professional thinking of the future engineers
The article outlines the basic requirements for the development of engineering thinking, the model of spatial thinking, the problem approach to the development of thinking.
Keywords: spatial reasoning, problem situation, thought patterns, manipulation of spatial images.
Под профессиональным мышлением инженера мы будем понимать мышление, детерминированное его профессиональной деятельностью в современных условиях, требующих от инженера способности разрешать самые сложные проблемные ситуации в его профессиональной деятельности с учетом экономических, экологических, эстетических, эргономических, коммуни-
кативных, управленческих требований.
Экономические требования состоят в том, чтобы мышление инженера способствовало развитию экономики, отвечало экономическим закономерностям.
Экологические требования состоят в том, чтобы инженерная мысль была направлена на гармонизацию взаимодействия промышленной и