Научная статья на тему 'Некоторые вопросы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ'

Некоторые вопросы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ИНФОРМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немчинова Т. В., Тонхоноева А. А.

В статье рассмотрены, обобщены результаты сдачи ЕГЭ по информатике в 2009 году по Республике Бурятия и даны методические рекомендации для учителей при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ»

2. Игнатова В.В., Шушерина О.А. Профессионально-культурное становление студентов в образовательном процессе. Томск: Изд-во Томкого ун-та, 2005. 264с.

3. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Школьные технологии. 2006. №4. С. 42-46.

4. Мандель Б.Р. Сложные игры: способы построения // Школьные технологии. 2006. №1. С.112-116.

5. Тугужекова В.Н. Современные тенденции миграционного процесса в Республике Хакасия // Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России: материалы междунар. конф. Новосибирск, 2004. С.57З-576.

6. International dictionary of education. L., 1997.

Literature

1. Zeer E.F. Khasanova I.I. Socially - professional education in higher educational establishment. Ekaterinburg, 200З. 158 p.

2. Ignatova V.V., Shusherina O.A. Professionally - cultural student’s forming in educational process. Tomsk, 2005. 264 p.

3. Verbitzky A.A. Context education: phenomenon and content //Shkolnie technologii. 2006. №4, P.42-46.

4. Mandel B.P. Complex games: construction methods // Shkolnye technologii. 2006. — №1. P. 112-116.

5. Tuguzhekova V.H. Modern Tendencies of Migration Process in the Republic of Khakasia // Ethnogenesis and Civilization Perspectives in Russian Education: International Scientific Conference Materials. Novosibirsk, 2004. P. 57З -576.

Михайлова Рітма Ивановна, ст. преподаватель кафедры «Иностранные языки», Хакасский технический институт -филиал Сибирского федерального университета

Mikhailova Rimma Ivanovna, senior teacher, department «Foreign languages», Khakas Technical Institute - branch of Siberian Federal University

Абакан, ул. Кирова, 21, Тел. 8(З902) 225З55 e-mail: [email protected]

УДК 371.26(571.54)

бБк 74.28(2Рос.Бур) Т.В. Немчинова, А.А. Тонхоноева

Некоторые вопросы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ

В статье рассмотрены, обобщены результаты сдачи ЕГЭ по информатике в 2009 году по Республике Бурятия и даны методические рекомендации для учителей при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, информатика.

T. V. Nemchinova, A.A. Tonkhonoeva Some questions of pupil’s training to pass Uniform examination

In this article the results of passing Uniform examination on computer science in 2009 in republic Buryatiya are considered, generalized. Also the methodical recommendations of the pupil’s training on computer science are given. Recommendations are intended for the teachers of computer science.

Key words: unform examination, computer science

Новой формой аттестации современного ученика сегодня является единый государственный экзамен. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится в течение последних пяти лет. Его назначение - оценить общеобразовательную подготовку по информатике выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования. Как известно, в этом году изменился набор вступительных экзаменов в вузы, и теперь информатика является одним из 4-х вступительных экзаменов на все технические специальности. Следовательно, число учащихся, которым необходимо сдавать ЕГЭ по информатике, возросло.

Общее количество учащихся, принимавших участие в экзамене, - 423 человека. В этом году Рособрнадзором минимальное количество балов по информатике и ИКТ было установлено 36. Средний балл по республике составил 56,6. Двадцать четыре человека получили ниже 36 баллов (5,67%).

Результаты анализа результатов проверки работ выявили, что наибольшие затруднения вызвали следущие задания из части А: А2 - на умение подсчитывать информационный объем сообщения. С заданием справилось всего 20% учащихся. Задание А6 - работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.) Всего с заданием справилось 17%. Затруднение также вызвало и задание А18 - на умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд. С этим заданием справилось - 26%. Задания А2 и А6 имеют повышенный уровень сложности, а задание А18 - высокий уровень сложности. Из части В затруднения вызвали задания В1 и В6. Задание В1 базового уровня сложности - знания о методах измерения количества информации. Всего с заданием справилось 45% учащихся. Задание В6 повышенного уровня сложности - на умение строить и преобразовывать логические выражения. В целом успешно выполнили это задание 44% экзаменуемых. В части С проверяются знания и умения, которые изучаются только на профильном уровне. Результаты проверки работ экспертами выглядит следующим образом:

Задание Баллы

1 2 3 4

С1 (максимальный балл 3) 61 чел. 77 чел. 56 чел.

С2 (максимальный балл 2) 47 чел. 68 чел.

С3 (максимальный балл 3) 77 чел. 12 чел. 43 чел.

С4 (максимальный балл 4) 7 чел. 4 чел. 3 чел. 1 чел.

Ниже приведем общие рекомендации по подготовке к ЕГЭ и некоторые методические рекомендации по решению некоторых заданий.

Возникает вопрос, почему ученики в большинстве своем плохо решают задачи по данным темам. Ответ кроется в том, что информатика в школе - одна из первых плюралистических дисциплин в том смысле, что учителю предоставлена свобода выбора методов обучения информатике, которая до сих пор остается областью педагогического эксперимента и инициативного учительского творчества. При исследовании этой проблемы выяснилось, что ни в одном источнике литературы нет методики, с помощью которой можно найти ответы на многие интересующие учителя вопросы в плане подготовки к ЕГЭ. Рассмотрев возможные трудности при сдаче экзамена по информатике в форме ЕГЭ, мы выявили, что одним из условий успешной сдачи ЕГЭ является формирование предметной готовности ученика.

Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ, - это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.

Система работы в данном направлении может быть построена следующим образом:

в среднем звене - пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся);

в старших классах - на уроках обобщения материала, при контроле знаний - использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий уровня В и С (тесты развивающего и контролирующего характера);

возможность использования тестов обучающего характера при изучении нового материала на занятиях вариативной части -различные способы решения наиболее сложных задач частей В и С;

Наиболее эффективными формами, методами и приемами по подготовке к ЕГЭ по информатике являются следующие из них:

• работа с тестовыми заданиями;

• дифференцированный подход в обучении и подготовке;

• индивидуальные занятия, консультации, обзорные уроки;

• формирование у учащихся на уроках информатики умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ:

• регулярная проверка качества знаний по информатике с помощью тестирования, компьютер-

ных спецпрограмм (тренажеров по ЕГЭ).

Подготовку к ЕГЭ необходимо начинать уже в среднем звене. Успеха можно добиться, выделив в своей работе 2 направления:

1) знание теории по информатике;

2) умение работать с тестами.

Первое из них призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на их правильное применение. Так, например, в среднем звене можно попросить учащихся завести общую тетрадь, которая в старших классах становится для них настольной книгой (брошюрой-памяткой). Все определения, формулы, схемы, таблицы - все в этой тетради.

Можно рекомендовать проведение информатических минуток, которые стоит проводить регулярно в середине, конце или начале урока. Задания для минуток подбирать из части А ЕГЭ. Зная материалы ЕГЭ 11 класса, уже в 7 классе акцентировать внимание учащихся на тех вопросах, которые изучаются в 7 классе, а в 11 классе выносятся на ЕГЭ. Механическая, зрительная память помогает даже слабым детям запоминать материал. А тесты позволяют его правильно соотнести с предложенным вариантом ответа. Разработанная система тестов, задания в которых взяты из КИМов предыдущих лет, ежегодных игр-конкурсов «Инфознайка» и других источников, адаптирована к данному возрасту учащихся и максимально приближена к ситуации сдачи ЕГЭ (внешний вид мини- бланка ЕГЭ, технология и особенности его заполнения, время, отведенное на решение теста, и т.д.).

Тесты могут быть разными по объему. Одни могут использоваться как элемент урока, другие рассчитаны на урок, третьи предлагаются в качестве домашнего задания. Все работы должны обязательно анализироваться, чтобы отслеживать уровень овладения компетенциями. Необходимо ввести

мониторинг ЗУНов, учет пробелов и корректировать индивидуальную работу с учащимися. Например, тема « Кодирование информации», при изучении которой развивается одна из важнейших компетенций - преобразование информации из одной знаковой системы в другую, занимает немаловажное место в курсе информатики и ИКТ. В среднем звене на изучение этой темы отводится около 10 часов, а в старшей школе 15 часов (на базовом уровне) и 20 часов (на профильном). Учитывая спецификацию ЕГЭ, где большинство заданий на проверку знаний, умений по данной теме размещены в частях А и В и составляют около 18 -20 % от всех заданий, подготовка к их выполнению необходима уже в среднем звене. Как уже было сказано, здесь она носит пропедевтический характер.

Некоторые тесты должны быть связаны с ориентацией на такие конкретные цели и задачи, как, например, проверка уровня усвоения сравнительно короткого перечня требуемых знаний, умений и навыков, выступающих в качестве заданного стандарта или критерия усвоения. Например, для аттестации выпускников образовательных учреждений важно иметь такие задания, которые позволяют делать вывод о минимально допустимой компетентности выпускников. При проверке минимально допустимого уровня знаний содержание заданий носит принципиально облегченный характер. Поскольку такие задания должны выполнять все выпускники, допущенные учебным заведением к аттестации, здесь нужно говорить о тестах, как методе объективного и эффективного измерения испытуемых с разным уровнем подготовленности. Поэтому для старшеклассников тесты состоят уже из трех частей А, В, С (например, по темам «Аппаратное и программное обеспечение ПК», «Информация и кодирование», «Алгоритмизация и программирование» и другие).

Известно, что одна из важнейших компетенций - умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, - проверяется в ЕГЭ не только с помощью части А, В, но и в части С. Согласно спецификации процент максимального первичного балла за выполненные по теме «Алгоритмизация и программирование» задания составляет 32%, а по теме «Технология программирования» - 15%. На уроках, посвященных программированию, система подготовки учащихся к ЕГЭ, на наш взгляд, должна складываться из нескольких этапов:

• накопительного, который включает в себя формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач; изучение внепрограммного материала, необходимого для решения задач ЕГЭ;

• практического, который включает в себя отработку навыков применения отдельных методов и приемов решения задач; формирование навыков нахождения различных способов решения задач;

• диагностического, который включает в себя в обязательном порядке входящий и итоговый контроль по каждому разделу измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ЕГЭ по информатике прошлых лет; отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников.

В поддержку развития таких компетенций, как «Умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них» и «Умение находить рациональные способы решения учебной задачи на основе заданных линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов», предлагается проводить занятия вариативной части. Например, на занятиях элективного курса «Занимательное программирование» в 9 классе начинать частично осуществлять подготовку к заданиям части А, В и С из ЕГЭ, касающихся программирования. Учащиеся знакомятся со структурой заданий, закрепляют, систематизируют, углубляют знания по данной наиболее сложной теме, знакомятся с различными способами решения задач части С. Занятия курса стоит проводить по модульно-проектной технологии (3 модуля: линейный алгоритм, развилка; циклы; структурный тип данных по 5-6 занятий каждый).

Выполнение творческого проекта по каждому модулю, где учащиеся сами составляют тесты по темам программирования, - еще одно направление работы по формированию предметной готовности ребенка. Это также один из приемов подготовки к ЕГЭ. По окончании каждого модуля учащимся в качестве проекта может быть предложено решение таких тестов: на 1 модуле - практикум по решению задач, аналогичных заданиям КИМов, - набор тестовых заданий части А, представленных в демонстрационных КИМах, которые учащиеся решают и сдают на проверку учителю. При этом с учащимися проводится ознакомление с бланками ответов, инструктаж по заполнению бланков ЕГЭ, с помощью которых фиксируется выполнение проектной работы по данному модулю; на 2 модуле -конкурс «Лучший программист», где учащимся предлагается выполнить решение задач типа №1, 2 части С и на 3 модуле - проводится чемпионат по программированию, задания которого содержат практически все задания части С, и учащимся отводится определенное время на данное соревнование. Все текущие и итоговые результаты фиксируются в таблице, где отслеживается уровень владения данной компетенцией и отражается итог обучения на курсе.

В заключение необходимо отметить, что такая система мониторинга знаний и умений обучающихся позволяет не только увидеть пробелы в знаниях ученика, но и эффективно спланировать работу учителя по их коррекции и ликвидации, спрогнозировать учебные возможности обучающихся. Благодаря данной методике уже на выходе из 9 класса учащиеся будут обладать тем минимальным запасом знаний, который необходим им в 11 классе для сдачи ЕГЭ. Далее на уроках в 10-11 классах эти знания обобщаются, конкретизируются, добавляются сложные случаи. Основным видом контроля здесь должно являться тестирование. Для 10-11 классов должны быть разработаны тематические тесты и заполняться таблица выполнения заданий по каждому ребенку, где отмечается его уровень овладения ЗУНами и развитие компетенций.

Эта система, на наш взгляд, в ближайшем будущем даст результат: успеваемость по предмету -100%, качество обученности - 80-100%, результаты ЕГЭ - успешные.

Немчинова Татьяна Владимировна, канд.педагогических нфук, доцент кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университет.

Nemchinova Tatiana Vladimirovna, cand. of pedagogical sci., reader of department CT, Buryat State University

Тонхоноева Антонида Антоновна, ст. преподаватель кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университет

Tonkhonoeva Antonida Antonovna, a teacher of department CT, Buryat State University

670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: [email protected], ant [email protected]

УДК 378.147

бБк 74.580.2 Т.В. Немчинова, Т.А. Токтохоева

Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала

личности студента

В статье особое место уделяется исследовательскому методу обучения студентов, который организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, метод поектов, информационные технологии.

T. V. Nemchinova, T.A. Toktokhoeva Research activity as a component of creative potential of individuality the student’s

The special place in the article is given to a research method of training of students which will organise creative search and application of knowledge, provides mastering by methods of scientific knowledge in the process of activity on their search.

Key words: research activity, method of project, information technologies.

Кардинальные изменения общественной и культурной жизни, формирование рынка труда и профессий, быстро развивающаяся технологическая база профессиональной деятельности ориентируют систему образования на подготовку не только грамотного специалиста-исполнителя, но и самостоятельной, творчески развитой личности, критично и мобильно мыслящей, способной ориентироваться в стремительно нарастающем потоке информации, способной к непрерывному самообразованию. Полноценное развитие личность может получить лишь в процессе деятельности, которая обеспечивала бы переход, трансформацию одного типа деятельности (учебный) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей и действий, средств, предметов и результатов.

Среди разнообразия методов обучения особое место занимает исследовательский метод. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску. Исследовательский метод является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности. В процессе реализации исследовательского метода обучения у студента формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельный и альтернативный подход к поиску решения проблемы и др. В контексте формирования знаний, умений и навыков на основе личностноориентированной модели образования и применения исследовательского метода обучения ведущая роль отводится методу проектов, основой которого является умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.