Научная статья на тему 'Некоторые проблемы при сдаче ЕГЭ по информатике'

Некоторые проблемы при сдаче ЕГЭ по информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немчинова Т. В., Тонхоноева А. А.

Статья посвящена результатам Единого государственного экзамена по информатике. В данной статье рассматриваются некоторые проблемы, с которыми сталкиваются школьники при решении заданий части С, дан разбор типичных ошибок и приведен анализ результатов проверки ЕГЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of uniform state examination on Computer science

The article is devoted to results of Uniform state examination on computer science. The authors accent problems that pupils face in part C, present typical mistakes and analyse results of Uniform state examination.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы при сдаче ЕГЭ по информатике»

2008/15

УДК 371.27:004 Н 508

Т.В. Немчинова, А.А. Тонхоноева

Бурятский государственный университет Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: tavlad2000@mail., ant [email protected]

Некоторые проблемы при сдаче ЕГЭ по информатике

Статья посвящена результатам Единого государственного экзамена по информатике. В данной статье рассматриваются некоторые проблемы, с которыми сталкиваются школьники при решении заданий части С, дан разбор типичных ошибок и приведен анализ результатов проверки ЕГЭ.

T. V. Nemchinova, A.A. Tonkhonoeva

Buryat State University Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolin str.,24a. E-mail: tavlad2000@mail., ant [email protected]

Some problems of uniform state examination on Computer science

The article is devoted to results of Uniform state examination on computer science. The authors accent problems that pupils face in part C, present typical mistakes and analyse results of Uniform state examination.

Требования к качеству образования выпускников школ постоянно растут. Однако сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества образования устарела и не позволяет получить полную и объективную информацию об уровне учебных достижений учащихся. Поэтому уже несколько лет в России проводится эксперимент по проведению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). С 2009 г. Россия переходит на штатный режим сдачи выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. Экзамен по информатике является не обязательным, а экзаменом по выбору. Данный экзамен включает задания повышенного уровня сложности, поэтому мы считаем, что выбирать этот экзамен стоит тем, у кого он будет являться вступительным при поступлении в вуз. Экзамен проверяет знания и умения выпускников на различных уровнях. К базовому уровню относятся задания на проверку знаний и умений инвариантной составляющей курса информатики, преподающегося в классах и учебных заведениях всех профилей (50% общего числа заданий). Задания повышенного уровня были связаны с содержанием профильных курсов информатики, требующих более углубленного изучения предмета. Задания высокого уровня призваны выделить учащихся, хорошо овладевших содержанием учебного предмета, ориентированных на получение высшего профессионального образования в областях, связанных с информатикой и компьютерной техникой.

В 2008 г. в Республике Бурятия экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводился впервые. Работа состояла из 3 частей, включающих 40 заданий. На решение заданий отводилось 4 часа (240 минут). Часть «А» содержала 20 заданий из всех тематических блоков, кроме заданий по технологии телекоммуникаций и технологии программирования. К каждому заданию дается 4 ответа, из которых только один правильный. Все 20 заданий части «А» правильно сделал только один человек, минимальный балл части «А» составил 2 (1 человек). По сравнению с работой 2005 г. количество заданий в этой части было уменьшено на 4 (17%) за счет сокращения заданий базового уровня. Часть «В» - включает задания по темам: «Информация и ее кодирование», «Основы логики», «Алгоритмизация и программирование», «Телекоммуникационные технологии» - всего 8 заданий с кратким ответом (нужно самостоятельно сформулировать и ввести ответ). Общее количество заданий части «В» не сократилось, но значительно увеличилась доля заданий повышенного уровня (с 50 до 75% всего количества заданий в части В за счет сокращения доли заданий базового уровня). Все 8 заданий правильно выполнили 5 учащихся, 15 человек вообще не справились с заданием части «В». Затруднения вызвали такие задания, как проверка на умение строить таблицы истинности, проверка знания основных понятий и законов математической логики и умение формально исполнить алгоритм. По разделу «Основы информационных технологий» учащиеся показали положительные результаты, что говорит об улучшении преподавания практической части курса информатики, а также о том,

что Интернет становится все более доступным. Часть «С» - 4 задания. Для выполнения заданий нужно написать развернутый ответ в произвольной форме.

Подготовка к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по информатике имеет ряд особенностей. Преимущественно тестовая форма контроля требует быстрой реакции на предлагаемые вопросы и задания. При этом предполагается как наличие твердых знаний, так и умений и навыков. Все это, вместе взятое, является одной из важнейших составляющих успеха. Следует особо учесть, что на ЕГЭ по информатике проверяются знания и умения, которые изучаются в базовом и в профильном уровнях. Проведение и проверка Единого государственного экзамена по информатике и ИКТ в Республике Бурятия продемонстрировала ряд общих закономерностей, раскрывающих «слабые» места в подготовке школьников к экзамену.

Задания части «С», проверяемые экспертами, направлены на проверку сформированности умений базового, повышенного и высокого уровней по теме «Технология программирования». Для успешного выполнения этих заданий необходимо умение и владение не только основами алгоритмизации и программирования, но и математическим аппаратом.

Задания третьей части работы неоднородны с точки зрения проверки. Если задания С1 и С3 проверяются достаточно легко и по формализованным критериям, то задания на программирование (С2 и С4) по своей сути допускают гораздо больший субъективизм при проверке. Так, задание С2 требует от экзаменующегося записать известный алгоритм обработки массива чисел «на русском языке или на изученном языке программирования». Формальная запись алгоритма на естественном языке - непростое задание для учащихся, и критерии оценивания требуют от экспертов выявления элементов, которые должны быть указаны в записи (например, начальные значения переменных). Цель этого задания экзамена - определить, насколько учащийся умеет записать алгоритм решения задачи и продемонстрировать понимание того, что у каждой используемой переменной должно быть какое-то начальное значение.

Задание С4, на выполнение которого дается час, то есть четверть всего времени, отводимого на экзамен, предполагает написание учащимся программы на одном из языков программирования для решения определенной задачи. Это задача самая трудоемкая и самая сложная для проверки. Эксперт, прочтя текст программы, должен оценить ее работоспособность в соответствии с формальными критериями, заданными Федеральной предметной комиссией.

Рассмотрим типичные ошибки, встречающиеся при решении задания С1. Максимальное количество баллов за выполнение - 3. В задании требовалось написать программу, которая вводит с клавиатуры координаты точки на плоскости (x,y - действительные числа) и определяет принадлежность точки заштрихованной области, включая ее границы. Была приведена программа с ошибками. Экзаменуемым нужно было привести пример чисел x и y, при которых программа работает неправильно, а также указать, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы.

Пример чисел (x,y), при которых программа выдает неверный ответ, привели почти все, кто решал данное задание. Это объясняется тем, что данный пункт задания можно выполнить подбором. А вот со второй частью задания полностью справились единицы. Здесь надо было найти две ошибки:

- неправильное использование условного оператора, в результате чего при невыполнении первого или второго условия программа не выдавала ничего (отсутствуют случаи ELSE);

- приведенным ограничениям для заштрихованной области удовлетворяют также другие точки (не была учтена периодичность либо симметричность заданной функции).

В основном экзаменуемые исправляли одну из этих ошибок, видимо полагая, что программа содержит только одну неточность.

Задание С2, на наш взгляд, было простым, так как заключалось в определении либо суммы и произведения, либо минимального и максимального, либо среднего значения элементов массива. Максимальное количество баллов за выполнение - 2. Задание относится к базовому уровню, поэтому удивило то, что выполнили это задание не все. Надо отметить, что большинство из тех, кто брался за это задание, справились с ним хорошо.

Задание С3 состояло в определении выигрышной стратегии игры с фишкой. Максимальное количество баллов за выполнение - 3. Для правильности выбранной стратегии лучше всего было привести дерево игры, оформленное в виде таблицы, где в каждой ячейке указать координаты фишки на каждом этапе игры. Необходимо было проанализировать все возможные вариан-

2008/15

ты ходов игроков и выбрать стратегию, приводящую к победе. Заметим, что многие из ребят пытались решить данное задание. Но подавляющее большинство рассматривали не все ходы участников игры, а лишь несколько вариантов, поэтому не смогли сделать правильный вывод стратегии.

Задание С4 было на массивы из строк или символов. Нужно было не только решить задачу, но и написать как можно более эффективный алгоритм. Из экзаменуемых с этим пунктом задания не справился никто, поэтому максимальный балл эксперты выставляли за правильность работы алгоритма, не учитывая его эффективность. Например, некоторые сводили задачу к сортировке массива, что приводило к правильному решению, хотя из-за вложенных циклов алгоритм был нерациональным. Максимальное количество баллов за выполнение - 4.

Экзаменационную работу по информатике и ИКТ в форме ЕГЭ в «первой волне» сдавало 153 человека. Средний балл - 51. В пересчете на пятибалльную систему на оценку "хорошо" экзамен сдали 30% выпускников и на "отлично" - 5%. Из 12 возможных баллов части «С» максимум не набрал никто. Наибольший балл при выполнении части «С» составил 10 (набрал 1 человек). 69 человек не брались или полностью не справились с заданием «С2».

Результаты проверки можно отобразить в виде следующей диаграммы:

160

140

Й 120

■а

S

£ 100

£ 80

м

■л

Г)

60

S- 40

20

Выполнение заданий части С

82

47

С1

112

17

24

111

26

13

3

баллы

С2 С3

задания

□ 0 □ 1 □ 2 □ 3 □ 4

134

7б2б

С4

Таким образом, можно сделать вывод о том, что есть проблемы подготовки учащихся по программированию не только повышенного уровня, но и базового, а также имеются проблемы с применением математического аппарата при решении прикладных задач.

7

0

УДК 373.5.016:53 Н 581

Л.А. Нефедова

Московский педагогический государственный университет Россия, 119992. г. Москва, ул. М. Пироговская , 29. E-mail: [email protected]

Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении физике

В статье описывается процесс формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики в основной школе. Автор рассматривает понятия умений и ключевых компетенций, обосновывая необходимость формирования у учащихся не только прочных знаний, а, в первую очередь, качеств личности, необходимых в дальнейшей жизни. Большое внимание уделено взаимодействию «учитель - ученик» в процессе подготовки, проведения и анализа урока. В качестве примера приведена модель нестандартного урока по физике «Урок в музее».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.