5. Колчеев Ю., Колчеева Н. Игровая театраль- 2000. - С. 29-36.
ная педагогика // Воспитание школьников.- № 5.-
Аубакирова Рахила Жуматаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Семипалатинского государственного университета им. Шакарима.
Aubakirova Rahila Zhumataevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of psychology, Shakarim Semipalatinsk State University. e-mail: kama [email protected]
УДК 377.44(571.54) ДД Бадмаева
К вопросу о создании системы менеджмента качества в образовательных учреждениях
Республики Бурятия
В статье рассматриваются предпосылки создания системы менеджмента качества в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики Бурятия.
Ключевые слова: мониторинг качества, система качества, контроль качества, внедрение системы качества.
DD Badmaeva
To the issue of the development of the quality management system in educational institutions
of the republic of Buryatia
The prerequisites for the development of the quality management system in primary and secondary professional educational institutions of the Republic of Buryatia are considered in the article.
Keywords: monitoring of quality, quality system, quality control, implementation of quality system.
Программа развития начального и среднего профессионального образования Республики Бурятия на 2008-2012 гг. декларирует обеспечение высокого качества
профессионального образования как важнейшую национальную задачу. Это требует от образовательных учреждений гарантии качества предоставляемых услуг [10]. Подходы к обеспечению качества должны быть теми же, которые применяются в мировой практике в разных областях деятельности. Речь идет об усвоении образовательными учреждениями важнейших установлений концепции Всеобщего управления качеством («Total Quality Manaqement»), положений
отечественной школы управления качеством (представлена в работах В. Я. Белобрагина, А. В. Гличева, А. И. Субетто, В. И. Шиленко и др.), стандартов в области качества Международной оргВншациищшстрадартштуялв нрсЖТпроЯлемы обеспечения качества образования определяется рядом положений, основными из которых являются:
- реальное качество подготовки специалистов не всегда соответствует запросам и требованиям внешних потребителей;
- усиление конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и рынке труда;
- переход к комплексной оценке деятельно-
сти образовательных учреждений на базе утвержденного перечня показателей
аккредитации, включающего, в частности, и показатель наличия внутренних систем качества подготовки рабочих и специалистов;
- перенос центра тяжести с процедур
внешнего контроля образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки образовательных учрУжрввшйше системами образовательного учреждения и их совершенствование возможны при условии эффективного управления и распределения ресурсов, а также наличия квалифицированных кадров в области менеджмента качества. Высокое качество образовательного процесса может быть обеспечено только при качественном функционировании всей системы
образовательного учреждения, включая качество менеджмента на всех уровнях управления и качество организации всгВмюгателвЁязыпрещеюбрвзовательные учреждения приступить к формированию современ-
ных систем качества, направленных на обеспечение гарантии качества образовательных услуг.
В международном стандарте [3] дано следующее определение: «Качество - степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям». При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом могут быть, например, деятельность или процесс, продукция или результат предоставления услуги, организации или система либо некоторая их комбинация. При таком подходе, когда говорят о качестве, выделяют качество результатов деятельности (процесса), качество самих процессов и качество системы или организации деяКтеалчьенстовсоти. результатов деятельности образовательного учреждения должно обеспечиваться через управление качеством ее основных рабочих процессов.
Основная цель построения системы менеджмента качества любого
образовательного учреждения - обеспечение ее высокой конкурентоспособности на рынке образовательных услуг за счет высокого качества образовательного процесса и подготовки выпускников с высоким уровнем знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, принципиальной гражданской позицией и высокими морально-нравственными качОсобамиости построения системы менеджмента качества (СМК) в образовательных учреждениях определяются следующими обстоятельствами:
1. Образовательные учреждения (ОУ) в большинстве являются достаточно хорошо организованными структурами,
сформировавшимися на протяжении
десятилетий. Их устоявшиеся системы управления в определенной степени документированы и функционируют на базе сложившихся норм и традиций. Все это объективно и субъективно как со стороны руководства, так и со стороны педагогического состава образовательного учреждения, что вызывает некоторое противодействие попыткам внедрения современных методов менеджмента качества. Поэтому при внедрении СМК в ОУ большое внимание следует уделять обеспечению поддержки со стороны руководства, мотивации персонала и его обучению в области качества, разъяснению тех преимуществ, которые приносит современная орг^ниАацияюгабое’ьыболшвиннБай вбрприващпш-ыннеджраждешачеетвЕастоящее время являются государственными структурами и соответствен-
но тесно взаимодействуют с Министерством образования и науки РФ, региональными и муниципальными органами управления образованием, выполняют их предписания и инструкции. Бюджетное финансирование ОУ идет по линии этих ведомств. Вследствие этого качество многих процессов также не может полностью контролироваться руководством ОУ. В данной ситуации, с одной стороны, необходим поиск определенных механизмов исключения отрицательных воздействий «внешней среды», а с другой - создание многоуровневой системы управления качеством профессионального образования, при которой подсистемы управления на разных уровнях (федеральный, региональный, муниципальный, ОУ и т.д.) были бы согласованы между собой.
3. Существующая в настоящий момент система контроля качества профессионального образования реализуется в основном через
процедуру комплексной оценки деятельности ОУ. При этом оценка качества деятельности дается в соответствии с установленным
государством перечнем. Хотя показатели этого перечня так или иначе определяют качество образовательного процесса и его результатов, непосредственно с внутрилицейским, внутриучилищным механизмом гарантии качества образования они связаны
опосредованно. При этом необходимо отметить, что критерии наличия и эффективности
действующей в ОУ системы управления качеством образования в настоящее время не определены. Система используемых
показателей в основном отвечает на вопросы: «Какими потенциальными возможностями обладает ОУ?» и «Каких результатов она достигла?». Она не позволяет судить о том, насколько совершенны основные рабочие процессы ОУ и главный процесс образовательной деятельности. Таким образом, существующая система контроля качества профессионального образования не в полной мере отвечает тем современным принципам менеджмента качества, которые
сффмуЛЗфовБаш'ояБа|lнриме¡р£ми КбнаблюдаШШ ББОСТаР0йСИlаЯИфИЦИр10ванных менеджеров, в том числе менеджеров систем качества на высшем и среднем уровнях управления ОУ.
5. Отсутствуют необходимые методические пособия и рекомендации по внедрению принципов менеджмента качества в ОУ.
6. При построении СМК на отдельно взятой кафедре (методическом объединении) необходимо учитывать, что она, естественно, является только частью образовательного учреждения и многие процессы образовательной и другой
деятельности во многом определяются политикой ОУ. Вследствие этого влияние руководства кафедры на качество общешкольных процессов весьма ограничено. Для организации полноценной СМК необходимо либо вовлечь другие структуры ОУ в ее построение, хотя бы в части, касающейся данной кафедры, и взаимодействовать с этими структурами на основе документированных процедур и взаимных соглашений, либо осуществить некоторые структурные перестройки внутри ОУ.
Первым шагом при построении СМК в образовательном учреждении является выбор соответствующей модели СМК. Под такой моделью понимается определенная
совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам и процессам деятельности организации,
критериев, определяющих уровень
совершенства этих процессов, способов оценки уровней совершенства и качества процессов и получаемых результатов. На первых шагах разработки СМК ОУ желательно придерживаться модели 180 9000:2000.
Требования и рекомендации соответствующих отечественных стандартов являются достаточно ясными и формализованными и позволяют шаг за шагом осуществлять конкретные меро^риятизитупции ршрибнккеобрСМватеиьшъх долуменжазии, что вузы Бурятии уже приступили к работе по созданию и внедрению Системы качества. Три образовательных учреждения до-
Но в то же время необходимо отметить, что цель и смысл внедрения принципов менеджмента качества в области предоставления образовательных и научно-исследовательских услуг абсолютно понятны только 39% респондентов и скорее понятны 36%, что свидетель-
вузовского профессионального образования Республики Бурятия (ФГОУ СПО «Бурятский лесопромышленный колледж», НОУ СПО «Торгово-экономический техникум», ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 7») получили сертификаты на Систему управления качеством, остальные учреждения НПО и СПО рассматривают этот вопрос с позиций вчерашних и устаревших знаний.
Было проведено исследование
образовательных учреждений начального профессионального образования с целью определения уровня готовности
образовательных учреждений к внедрению СМК методом анкетирования. В опросе приняли участие 30 профессиональных училищ и лицеев г. Улан-Удэ и районов Республики Бурятия. Полученные результаты позволяют судить о готовности образовательных учреждений к внедрению Системы качества, осознании необходимости проведения работы в этом направлении. Среди предложенных целей внедрения гарантий качества наибольшее предlпожие!lИ«июCH00БSБет^к'Ь]Бо:у|рEлиоспособносжи образовательного учреждения на рынке образовательных услуг - 71,4%;
- повышению конкурентоспособности выпускников ОУ на рынке труда - 69,4%;
- успешному прохождению процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ и образовательного учреждения в целом - 50% (рис. 1).
ствует о недостаточной информированности образовательных учреждений о перспективах и преимуществах внедрения системы качества.
Была проведена работа по распределению полномочий и ответственности руководителей всех рангов за обеспечение качества, сформи-
Внедрение системы качества образовательной деятельности необходимо:
■ Дли успешною прохождении процедур лицсюировлмии и государственной 1> к и реди Т >) ци и образовательны» программ и образовательного учреждении и (ДОЛОМ
■ Длм успешного прохождении процедуры общсствеино-профессиоильиой аккредитации образовательным программ ОУ
■ Дли успешного прохождении государственной аттестации (регистрации или сертификации) системы качества ОУ
■ Дли успешного прохождении общественнопрофессиональной сертификации с темы качества образовательного учреждении
■ Дли повышении ионку реи тоспос обнос ти образовательното учреждении на рынке образовательных услуг
■ Дли повышении конкурентоспособности выпускникоиОУ на рынке труда
Рис. 1. Причины внедрения СМК
рованы Советы по качеству в 41% учебных заведений. В 28% учебных заведений созданы рабочие группы, в 10,7% - службы качества. Во всех образовательных учреждениях ведется работа с целью создания структурных подразделений (управлений, отделов) по управлению качеством подготовки специалистов. На сегодняшний день такие структурные подразделения имеются в 23% образовательных учреждений, находятся на стадии организации или планируются - в 70%. В 32% образовательных учреждений разработан проект миссии, целей, стратегии развития в области качества, в 19,6%
- применяют, анализируют на пригодность и совершенствуют данные документы. Опрос показал, что, несмотря на достаточно высокий процент разработанной документации (внутренние положения, методические указания, рабочие инструкции) по реализации системы качества, высокое качество существующей документации отметили только 7,4% респондентов, в то время как среднее и низкое - более 83% респондентов, затруднились дать оценку качеству разработанной документации
- 10% опрошенных.
Внедрение модели системы качества планируется в 88% образовательных учреждений начального профессионального образования (рис. 2).
Планирует ли Ваше учебное заведение в дальнейшем внедрение модели системы управления качеством?
Рис. 2. Внедрение модели системы менеджмента качества в ОУ
Обработка результатов анкетирования показала, что при создании и внедрении систем качества образовательные учреждения испытывают следующие затруднения:
- отсутствие профессионально
подготовленных в области обеспечения гарантий качества образования сотрудников, несмотря на то, что 60% респондентов отметили, что прошли обучение (повышение квалификации) по вопросам создания и внедрения моделей систем управления качеством образования, а 30% из них прошли обу-чеонтисеунтсетовдинеокрнаетонбох;одимых методических пособий и рекомендаций по внедрению прин-
ципов менеджмента, тематических баз «лучших практик» в области гарантий качества профессионального образования - 55% образовательных учреждений;
- отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы для организации работ по созданию систем управления качеством образования - 36%;
- отсутствие достаточного финансирования для внесения изменений и совершенствования деятельности - 34%;
- недостаточная поддержка
образовательных учреждений со стороны органов управления - 11%;
- недооценка практической пользы от внедрения системы менеджмента качества в образовательном учреждении и как следствие
- неприятие преподавательским составом новых принципов управления - 37%;
- отсутствие эффективной системы
информирования образовательных
учреждений об опытах в области качества профессионального образования - 39%.
Применение теории управления качеством к образовательным системам и процессам должно быть в нескольких направлениях:
а) взаимодействие методологии, технологии и типологии управления качеством;
б) взаимодействие основных теоретических
компонентов общей теории управления качеством (понятийно-категориального
аппарата, принципов и законов управления качеством продукции и работ, методов и видов управления качеством, функций управления, теории механизма управления качеством, теории проектирования организационных структур систем управления качеством, квалиметрии управления).
Таким образом, можно констатировать, что работа по созданию СМК в ОУ начального и среднего профессионального образования Республики Бурятия только началась. Ее успешная реализация возможна лишь при комплексном решении вышеуказанных проблем.
Литература
1. Белобрагин В.Я. Управление качеством труда и продукции в территориальном разрезе. -М.: Изд-во стандартов, 1976. - 264 с.
2. Булынский Н. Н. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 1997.
3. ГОСТ РИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. -М.: Изд-во стандартов, 2001. - 26 с.
4. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 21с.
5. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Изд-во стандартов, 2006.. Матрос Д.Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000 -2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 288 с.
7. Мункуева А.А. Менеджмент качества образовательных услуг. - Улан-Удэ, 2008. - 130 с.
8. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2007. -2889с. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. - СПб.: КАРО, 2003. - 384 с.
10. Программа развития начального и среднего (довузовского) профессионального образования Республики Бурятия на 2008-2012 годы.
Бадмаева Долгор Дамбиевна, аспирант БГУ, заведующая кафедрой профессионального образования АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования».
Badmaeva Dolgor Dambievna, postgraduate student, Buryat State University, head of professional education department, Autonomous Educational Institution for Further Professional Education of Republic of Buryatia “Republican Institute of Management and Education Personnel».
670014, г. Улан-Удэ, п. Забайкальский квартал 7, д. 1, тел. сот. 8 (3012) 63-20-25, 8-914-833-35-85, 8-924-45211-69, e-mail: [email protected]
УДК 378.046 Т.В. Болдырева
Социокультурная компетенция как связующее звено иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций в обучении иностранному языку
В статье рассматриваются место и роль социокультурной компетенции в структуре и содержании иноязычной коммуникативной компетенции и межкультурной компетенции в обучении иностранному языку.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция,
межкультурная компетенция, синергетические принципы, методика обучения иностранному языку
T. V Bo/direva
Sociocultural competence as the link of the communicative and intercultural ones in teaching foreign language
The article considers the place and role of sociocultural competence in the structure and content of communicative and intercultural ones in the process of teaching foreign language.
Keywords: sociocultural competence, communicative competence, intercultural competence, synergetic principles, methodology of teaching foreign language.
В настоящей статье рассмотрены социокультурная компетенция (СКК) как неотъемлемая часть иноязычной
коммуникативной компетенции (ИКК) и
межкультурная компетенция (МКК) в обучении иноСлраароммеяоънуеИЯх. терминов и понятий содержит следующие определения: СКК - это «совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам
поведения, нормам этикета, социальным условиям, стереотипам поведения носителей языка» [1, с. 286]; ИКК - «способность решать средствами ИЯ актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения» [1, с. 98].
Многие подходы к определению компонентного состава СКК опираются на концепцию социокультурного образования средствами ИЯ, разработанную В.В. Сафоновой. На основе про-