СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
АРТЕМЬЕВ И.А., СЕМЕНОВА О.А.
В современных социально-экономических условиях, в которых функционируют образовательные учреждения, возникает необходимость разработки типовых структур, механизмов и процедур, благодаря которым становится возможным обеспечение высокого качества образовательных услуг.
Существенным фактором, детерминирующим процессы обновления системы отечественного профессионального образования, является международное сотрудничество в области определения понятия и параметров качества образования. Основная идея разработки современных моделей качественного образования связана с ориентацией на вхождение России в единое европейское образовательное пространство.
По определению «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века», принятой ЮНЕСКО в 1998 г., качество в сфере профессионального образования рассматривается как многомерная концепция, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности. Концептуальной идеей Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2003 г., является ориентация профессионального образования на подготовку специалиста, способного к эффективной работе в системе образования на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и вступлению в межкультурную профессиональную коммуникацию. Значительная роль в реализации этой цели отводится тем инновационным процессам, которые активно развиваются в системе столичного образования.
Масштабы реформирования и модернизации образовательных систем, создание новых социально-экономических условий функционирования учреждений профессионального образования обострили проблемы обеспечения и прогнозирования качества оказываемых образовательных и иных услуг. Учреждения профессионального образования сегодня находятся в ситуации перманентного развития, постоянно обновляя содержание основных образовательных программ, расширяя спектр образовательных услуг, внедряя новые образовательные технологии. В связи с этим актуализировалась потребность в разработке типовых структур, механизмов и процедур, обеспечивающих качество образовательных услуг. Особо остро подобная проблема стоит перед учреждениями системы профессионального образования.
В рамках преемственности экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования города Москвы в соответствии с приоритетами столичного образования, обозначенным в Государственной программе города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы» на базе ГБОУ СПО Московский государственный техникум технологий и права открыта городская инновационная площадка «Создание системы управления качеством начального и среднего профессионального образования».
Качество образования - многокомпонентное явление, включающее в себя, по мнению экспертов, не только качество учебного процесса и педагогической деятельности или научнопедагогических кадров и образовательных программ, но и качество (уровень) материальнотехнической базы и информационно-образовательной среды, а также качество студентов,
In modern social and economic conditions in which educational institutions function, there is a need of development of standard structures, mechanisms and procedures thanks to which there is possible a quality ensuring educational services.
учащихся, абитуриентов, качество управления и исследований.
Требования к этим качествам в той или иной степени прописаны в стандартах, поскольку являются обязательным условием достижения результата образования, соответствующего социальным нормам и требованиям, что позволяет рассчитывать на адекватное отношение человека к внешнему миру.
Потребности столичного образования, ставшие основой разработки данного инновационного проекта, связаны с необходимостью повышения эффективности деятельности образовательных учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах в сфере образования:
- совершенствование порядка предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций в сфере образования;
- создание механизмов для повышения эффективности бюджетных расходов в сфере образования;
- повышение качества управления в сфере образования, в т.ч. за счет совершенствования системы информационного и экспертно-аналитического обеспечения принимаемых решений;
- модернизация системы контроля и надзора в сфере образования;
- обеспечение прозрачности и подотчетности деятельности органов управления образованием, расширение участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования, экспертизы и контроля принимаемых решений;
- обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги государственному финансированию;
- формирование инфраструктуры инновационной деятельности, обновления и распространения знаний в сфере образования;
- развитие сотрудничества системы образования города Москвы с субъектами Российской Федерации, зарубежными странами и международными организациями, национальное и международное позиционирование.
При решении задачи повышения качества образовательной системы и, самое главное, гарантированности этого качества - особую значимость приобретают идеи, связанные с объективностью оценки как уже достигнутых, так и ожидаемых, планируемых результатов образовательной деятельности. Говоря об управлении качеством, прежде всего, необходимо определить стратегическую цель профессионально-направленного образовательного учреждения.
Участниками инновационного проекта по созданию системы управления качеством начального и среднего профессионального образования была сформулирована концепция, одной из основополагающих идей которой является то, что созданная в ходе разработки функционирующая современная система управления качеством в соответствии с требованиями стандарта ^0 9001:2008 позволит обеспечивать и прогнозировать качество реализуемых образовательных услуг в учреждениях профессионального образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы, а также сформировать основу для реализации региональной системы качества профессионального образования.
Целью проекта по созданию системы управления качеством начального и среднего профессионального образования является повышение качества подготовки востребованных экономикой города Москвы высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена через создание функционирующей системы управления качеством образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы, что позволит обеспечить:
- конкурентоспособность учреждений профессионального образования на рынке образовательных услуг;
- конкурентоспособность выпускников образовательных учреждений на рынке труда;
- инвестиционную привлекательность выпускников образовательных учреждений;
- успешное прохождение процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ;
- успешное прохождение государственной аттестации (регистрации или сертификации) системы качества выпускников образовательного учреждения;
- успешное прохождение общественно-профессиональной сертификации системы качества образовательного учреждения;
- успешное прохождение процедуры общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ образовательных учреждений.
Реализация инновационного проекта требует решения ряда задач:
- популяризация системы менеджмента качества ^0 9001:2008 как надежного инструмента обеспечения качества подготовки востребованных на рынке труда высококвалифицированных кадров не менее чем в 9 учреждениях среднего профессионального образования города Москвы;
- организация и проведение встреч с руководителями и педагогическими коллективами -участниками сети инновационных площадок, ответственными за реализацию программы инновационного проекта, для создания необходимых психолого-педагогических условий для активного и осознанного участия сотрудников в инновационной деятельности по внедрению системы менеджмента качества и обеспечению ее эффективного функционирования;
- проведение интерактивных информационно-обучающих семинаров для сформированных в ОУ СПО рабочих групп по созданию системы менеджмента качества;
- оказание методической и консультационной помощи педагогическими коллективами -участников сети инновационных площадок, ответственных за реализацию программы инновационного проекта, с последующей отработкой пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность сотрудников ОУ СПО в условиях внедрения СМК и пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих эффективное функционирование создаваемых систем;
- апробация механизма создания в ОУ СПО систем менеджмента качества не менее чем в 9 учреждениях среднего профессионального образования города Москвы с привлечением ресурсов ООО «Международный центр стандартизации и сертификации»;
- информационное обеспечение деятельности ОУ СПО города Москвы по созданию системы менеджмента качества ^0 9001:2008.
Радикальное изменение социально-экономических условий образовательной среды города Москвы требует новых решений в части проектирования систем менеджмента качества учреждений профессионального образования, учета новых подходов к оценке качества образования, как результата деятельности, как процесса, направленного на достижение запланированных результатов с учетом внутреннего потенциала и внешних условий. В связи с этим содержание термина «качество образования» требует определения четкой грани между процессом и результатом, дифференциации уровней образования и разграничения требований к качеству со стороны потребителей и заказчиков образовательных услуг [1].
Существующие формы достижения качества обеспечивают минимально допустимый уровень качества образовательных услуг. Созданные в образовательных учреждениях отдельные подразделения не используют возможности управления качеством в системной организации образовательных процессов с учетом внешних связей. Современные условия проектирования систем менеджмента качества учреждений профессионального образования требуют учета новых подходов к оценке качества образования, как результат деятельности, как процесс, направленный на достижение запланированных результатов с учетом внутреннего потенциала и внешних условий. В связи с этим содержание термина «качество образования» требует определения четкой грани между процессом и результатом, дифференциации уровней обра-
зования и разграничения требований к качеству со стороны потребителей и заказчиков образовательных услуг.
В соответствии с вышеизложенным, системы менеджмента качества образовательного учреждения должны обеспечивать уровень качества образовательных услуг, соответствующий требованиям государства и общества к качеству профессионального образования.
Несмотря на актуальность проблемы и на достаточно обширный опыт внедрения системы менеджмента качества в различных отраслях науки, экономики и промышленности, методологические основы этой проблемы изложены довольно многообразно. На сегодняшний день теоретические вопросы качества и стандартизации можно обнаружить в работах Ю. Адлера,
A. Кочетова, К.А. Косырева, Т.Н. Полховской, В.Н. Соловьева, А.Л. Васильева, В.Я. Белобрагин,
B.Я. Белобрагин, К. Исикава.
Обобщая различные определения, разработанные ^0, можно сказать, что система менеджмента качества (СМК) - это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Итак, прежде всего СМК это система. А система, как правило, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними.
СМК призвана обеспечивать качество продукции или услуг и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).
СМК как система состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы, ресурсы. По определению ^0, организация это группа сотрудников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Другими словами, под организацией понимается совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также персонал, отвечающий за качество.
Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы». При этом «входами» процесса обычно являются «выходы» других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от «входа» к «выходу»).
Важное значение в СМК имеет понятие процедуры. Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса. Таким образом, процедурой можно назвать процесс (или совокупность процессов); с другой стороны, это документ, формализующий правильный способ выполнения процесса.
Документ - информация (значимые данные), размещенная на соответствующем носителе. Основные документы СМК перечислены во врезке. С документами системы качества должны быть связаны другие организационно-распорядительные документы предприятия, например «Положения о подразделениях» и «Должностные инструкции».
Документы системы менеджмента качества:
- приказы и положения по предприятию, относящиеся к СМК («О совершенствовании системы качества», «О представителе руководства», «О руководителе проекта», «О службе системы качества»);
- программа реализации проекта, раскрывающая ответственность должностных лиц за процедуры;
- политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные руководством;
- процедуры системы качества;
- руководство по качеству - документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества;
- план качества - документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие им ресурсы кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или кон-
тракту;
- рабочие инструкции, связанные с качеством;
- контрольные инструкции, связанные с качеством;
- ресурсы СМК - всё то, что обеспечивает менеджмент качества (человеческие, временные и др.).
Таким образом, СМК это система, состоящая из организации, процессов, документов и ресурсов, направленная на формирование политики и целей в области качества, а также на достижение этих целей.
Понятие «Система менеджмента качества» включает в себя:
- качество продукции (уже упоминалось);
- контроль качества продукции (уже упоминалось);
- качество менеджмента (постановка целей организации, планирование деятельности компании, мотивация персонала);
- качество производственных процессов организации;
- согласованность действий подразделений и сотрудников компании между собой;
- качественный документооборот (нужная бумажка на нужном месте и в нужное время, отсутствие потери документов и возможность их быстро найти и «поднять» вне зависимости, за какой она год).
Сертификация - процедура, в ходе которой независимым сертификационным органом подтверждается, что система менеджмента соответствует требованиям определенного стандарта (в данном случае ^0 9001:2008).
Преимущества сертификации заключаются в том, что сертифицированная система менеджмента качества (а, соответственно, и сам сертификат) является гарантом стабильности и финансовой устойчивости учреждения и фактором инвестиционной привлекательности. Для инвесторов очень важен момент предсказуемости. Если система сертифицирована, то можно предсказать пути развития, а для инвесторов очень важен момент снижения рисков и безопасности вложенного капитала.
Сертификация системы менеджмента качества на соответствие ^0 9001:2008 предъявляет требования к следующим позициям:
1) ведение документации;
2) взаимодействие между подразделениями;
3) повышение ответственности работников за качество выполненной работы;
4) налаживание системы планирования и отчетности;
5) документирование бизнес-процессов, что приведет к их прозрачности и контролируемости;
6) налаживание системы взаимодействия с потребителями, так как первый принцип менеджмента качества «Ориентация на потребителя».
Основные преимущества:
- повышение эффективности деятельности учреждения;
- достижение поставленных стратегических целей. (Например, если стратегией организации является расширение структуры деятельности, то документированные бизнес-процессы позволять легко это делать и контролировать);
- снижение рисков того, что определенная запланированная работа не будет выполнена или выполнена не так как планировалась;
- эффективно выстроенные и настроенные бизнес-процессы позволят предоставлять услуги высокого качества, которые будут удовлетворять потребителей, а, может быть, и предвосхищать их. Важный момент состоит в том, что ожидания потребителей должны быть идентифицированы, и самые важные из них регламентированы внутренней документацией.
Внедрение и сертификация СМК гарантирует безопасность организации за счет:
- регистрации документов с указанием ответственности;
- письменной фиксации взаимодействия отношений с поставщиками и потребителями в соответствии с заключенными договорами и внутренними инструкциями, что обеспечивает безопасность всей организации с юридической точки зрения и т.п.
Сертифицированная система менеджмента качества это хороший инструмент реализации целей и их воплощения.
Стандарт предъявляет следующие основные требования:
- деятельность организации должна планироваться;
- должны определяться ресурсы для достижения целей;
- система должна постоянно анализироваться на предмет достижения запланированных результатов («В том ли мы направлении движемся или нет?», «Достигаются цели или нет?», «Что нужно сделать, чтобы достичь цели?» и т.д.).
Под принципами менеджмента качества понимается всестороннее фундаментальное действие, нацеленное на долгосрочное, непрерывное повышение эффективности, сосредоточенной на потребителе при учете потребностей всех заинтересованных сторон. Выделяются следующие принципы: фокус на потребителя, лидерство руководства, вовлечение работников, процессный подход, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение, постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель, принятие решений, основанное на фактах, эффективные решения основываются на анализе информации и данных, взаимовыгодные отношения с поставщиками [2].
Внедрение СМК в сфере образования, как и любой другой вид деятельности, имеет стандартные этапы:
- предварительный аудит анализ деятельности образовательного учреждения;
- разработка документации СМК;
- пробный внутренний аудит на предмет готовности учреждения к внедрению СМК, выявление несоответствий, слабых мест в менеджменте качества;
- подготовка к сертификационному аудиту, обучение;
- внедрение СМК;
- сертификация.
Одним из главных залогов успеха является то, что сертифицированная система менеджмента качества периодически проверяется независимым сертификационным органом, что, соответственно, позволяет эффективно выполнять требования международного стандарта ИСО 9001:2008 и достигать поставленные стратегические цели.
Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта по созданию системы управления качеством начального и среднего профессионального образования:
- внедрение эффективных форм и механизмов взаимодействия педагогических коллективов ОУ СПО г. Москвы, участников сети инновационных площадок, по реализации программы инновационного проекта. Презентация системы менеджмента качества ^0 9001: 2008 как надежного инструмента обеспечения качества подготовки востребованных на рынке труда высококвалифицированных кадров.
- внедрение пакета адаптированных нормативных документов, обеспечивающих деятельность педагогических коллективов ОУ СПО г. Москвы, участников сети инновационных площадок в условиях реализации программы инновационного проекта.
- повышение мотивации и заинтересованности участников сети инновационных площадок во внедрении созданной функционирующей современной системы управления качеством в соответствии с требованиями стандарта ^0 9001:2008.
- информирование общественности о деятельности ОУ СПО города Москвы по созданию системы менеджмента качества ^0 9001:2008 (публикации в журнале «Профессиональное образование. Столица» и в приложениях к нему, создание сайтов).
- проведение внутренних аудитов ОУ СПО - участников сети инновационных площадок на
предмет готовности учреждения к внедрению СМК с дальнейшим участием в сертификации.
Библиографический список:
1. Костюк Н.В., Казаков А.Ю., Малороссиянова О.И. Инновации в профессиональном образовании ФГОС нового поколения: итоги, проблемы, перспективы. // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 11. С. 19-21.
2. Моложавенко В.Л. Стратегия и тактика системы менеджмента качества в университете. // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 2. С. 34-35.
3. Пастухова И. П., Андреева В.Н., Соловьева Т.М. Управление качеством профессионального образования как путь развития инновационной модели системы СПО. // Научные исследования в образовании. 2010. № 8. С. 41-46.
4. Шапоренкова Г.А. Модели управления качеством образования. // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 3. С. 36-38.
Ключевые слова: система управления качеством, система менеджмента качества Keywords: control system of quality, quality management system.