Научная статья на тему 'Формирование системы менеджмента качества в образовательном учреждении начального профессионального образования'

Формирование системы менеджмента качества в образовательном учреждении начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СЕРТИФИКАЦИЯ / PRIMARY VOCATIONAL EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / EDUCATIONAL INSTITUTION / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Анастасия Олеговна

В статье обсуждаются вопросы обеспечения качества начального профессионального образования путем создания и сертификации системы менеджмента качества в образовательных учреждениях. На основе практического опыта предлагается один из возможных вариантов построения системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларионова Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of quality management system in educational institution of primary vocational education

This article discusses the issues of provision of quality of primary vocational education by means of formation and certification of the quality management system in educational institutions. One of the possible variants of organization the quality management system is proposed on the basis of practical experience

Текст научной работы на тему «Формирование системы менеджмента качества в образовательном учреждении начального профессионального образования»

УДК 377:005 А. О. Ларионова

Формирование системы менеджмента качества в образовательном учреждении начального

профессионального образования

В статье обсуждаются вопросы обеспечения качества начального профессионального образования путем создания и сертификации системы менеджмента качества в образовательных учреждениях. На основе практического опыта предлагается один из возможных вариантов построения системы менеджмента качества.

Ключевые слова: начальное профессиональное образование, система менеджмента качества, образовательное учреждение, сертификация

A. O. Larionova

Formation of quality management system in educational institution of primary vocational education

This article discusses the issues of provision of quality of primary vocational education by means of formation and certification of the quality management system in educational institutions. One of the possible variants of organization the quality management system is proposed on the basis of practical experience.

Keywords: primary vocational education, quality management system, educational institution, certification.

Одной из подсистем существующей в Российской Федерации системы образования является начальное профессиональное образование. Данная подсистема направлена на подготовку дипломированных специалистов - работников квалифицированного труда (как рабочих, так и служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности посредством реализации профессиональных образовательных программ.

В основу оценки качества начального профессионального образования необходимо положить общепринятую международную модель (ISO), в которой обозначены главные составляющие системы менеджмента качества, такие как: управление ресурсами, сам процесс, мониторинг, учет потребительской удовлетворенности [1].

В условиях нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг на успех могут рассчитывать образовательные учреждения, обеспечивающие образование высокого качества. Качество образовательных услуг становится гарантией привлекательности учебного заведения и доверия потребителей.

Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) является одним из эффективных способов обеспечения и повышения качества образования.

Анализу проблем управления качеством, подходов и концепций Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM) посвящено большое количество исследований отечественных и зарубежных ученых, таких как: Ю. П. Адлер, Б. И. Герасимов, О. П. Глудкин,

М. Г. Круглов, Е. М. Карлик, В.В. Окрепилов, С.В. Пономарев, Т.А. Салимова, М.З. Свиткин,

Э. Деминг, Дж. Джуран, К. Исикава, Ф. Кросби, У. Шухарт, А. Фейгенбаум и др.

Вопросы управления качеством в образовании и в других направлениях функционирования образовательных организаций рассматривались в работах А.А. Аветисова, С.И. Архангельского, Г.В. Воробьева, Е.А. Горбашко, А. Л. Денисовой, В. А. Качалова, А.И. Субетто, Н.А. Селезневой, В.П. Соловьева, Ю.Г. Татура,

В.Н. Ушакова, Ф.Е. Удалова, М.Н. Поташника,

В. Д. Шадрикова, В. А. Федорова и др. [3].

Предпосылками внедрения СМК в образовательных учреждениях являются снижение качества подготовки специалистов в российских образовательных учреждениях; переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений на базе утвержденного перечня показателей; усиление конкуренции между образовательными учреждениями; вступление России в Общее Европейское образовательное пространство (Болонская декларация), которая требует унификации процессов обеспечения и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг.

В целом СМК для образовательных учреждений является мощным инструментом конкурентоспособности, а также повышения удовлетворенности потребителя. Но при разработке и внедрении СМК образовательные учреждения могут столкнуться с проблемами, такими как: отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы; отсутствие методических пособий и рекомендаций по внедрению СМК в

образовательных учреждениях; сопротивление сотрудников нововведениям и др. Также сложным, но немаловажным является внедрение процессного подхода.

Согласно идеологии 180 9000, качество образования - это степень удовлетворенности студента/выпускника процессом взаимодействия с образовательным учреждением и приобретенной при этом новой способностью к дальнейшей успешной жизнедеятельности.

В ГОУ НПО «Профессиональное училище №8», благодаря четкой позиции администрации, работы по формированию СМК были начаты в феврале 2010 года. Для реализации этих мероприятий в ПУ №8 были назначены представитель руководства по качеству и руководитель системы менеджмента качества. Таким образом, подход построения СМК осуществляется с единых позиций, облегчающих работу по сертификации и дальнейшему развитию СМК.

Задача создания СМК в образовательном учреждении начального профессионального образования объявлена как стратегическая. Считается, что накоплен достаточный опыт, создано нормативное и ресурсное обеспечение, которые могут служить фундаментом для работ по внедрению и сертификации СМК.

В качестве модели СМК была выбрана модель Всеобщего управления качеством, закрепленная в Международных стандартах качества серии ИСО 9000 или адаптированных национальных стандартах ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) и базирующаяся на следующих принципах, соблюдение которых является наиболее важным в успешном построении СМК: ориентация на потребителя; лидерство и поддержка со стороны руководства (лидерство руководителя); вовлечение работников в процесс улучшения качества; подход к системе как к процессу; системный подход к управлению; постоянное улучшение всех областей деятельности; партнерство с поставщиками (взаимовыгодные отношения с поставщиками); сбор объективных данных и использование инструментов качества для принятия решений (принятие решений, основанное на фактах) (ГОСТ Р ИСО 9001-2001, Гл.3) [2].

Нормативное обеспечение системы менеджмента качества в образовательном учреждении включает комплекс основной документации на

системы менеджмента качества (Международные стандарты ИСО серии 9000).

Для обеспечения разработки, внедрения, поддержки и совершенствования СМК был разработан и утвержден комплексный план мероприятий по построению и внедрению СМК в образовательном учреждении. Разработка и внедрение системы менеджмента качества состоит из следующих этапов:

1. Проведение организационных

мероприятий по разработке и внедрению СМК в образовательном учреждении (принятие

высшим руководством решения о создании

системы менеджмента качества; анализ и самооценка деятельности образовательного учреждения, корректировка и утверждение

организационной структуры образовательного учреждения, разработка организационной

структуры СМК - представитель руководства по качеству, руководитель СМК,

уполномоченные по качеству структурных

подразделений, группа внутренних аудиторов)

2. Подготовка персонала к работе и

функционированию СМК (составление

программы обучения персонала принципам

СМК, проведение обучения, обучение

внутренних аудиторов СМК). Кроме того,

еженедельно в училище проводятся семинары по вопросам системы менеджмента качества с целью вовлечения каждого сотрудника в процесс создания и функционирования СМК. В целях усиления материальной

заинтересованности педагогических работников образовательного учреждения в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, развитии творческой активности и инициативы, в успешном и добросовестном исполнении должностных обязанностей были введены стимулирующие выплаты

педЗи’огРчерайЬтработикавдение в действие документов системы менеджмента качества: Матрицы распределения полномочий и ответственности, Политики в области качества, Целей в области качества, Должностных инструкций, Положений о структурных подразделениях, Документированных процедур управления (обязательных по ИСО 9001:2000 и по необходимым процессам), информационных карт процессов; Руководства по качеству и др. На сегодняшний день в образовательном учреждении установлены общие требования к орга-

низации и порядку управления документами системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 (п. 4.2.3), в том числе, к их разработке, оформлению, коррекции (изменению), замене или отмене. На данном этапе осуществляется выделение бизнес-процессов образовательного учреждения. На основе модели, приведенной в стандартах ИСО серии 9000, была разработана модель процессов для ГОУ НПО «Профессиональное училище № 8» [2], а именно:

- 1-я группа - процессы по реализации функций высшего руководства

«Ответственность руководства»

(Стратегическое планирование и управление качеством образования, Планирование и

развитие СМК ПУ №8, Распределение ответственности и полномочий,

Лицензирование, аттестация и аккредитация, Ана- ли2з-яС МгКр успопсат ор-оныпрроуцкеосвсоыд стмвае)н;е джмента ресурсов - вспомогательные процессы (Бухгалтерско-финансовое обеспечение научно-образователь-ного процесса, Управление персоналом, Библиотечное и информационное обеспечение, Управление информационными и техническими ресурсами, Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов, Административно-хозяйственное обеспечение, Обеспечение безопасности

жизнедеятельности (БЖД), Социальная поддбрякшрзгшшаентшр оцеосрудншишнного цикла продукции - основные процессы (Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда, Проектирование и разработка образовательных программ, Прием студентов, Реализация основных образовательных программ,

Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми, Проектирование и реализация программ дополнительного образования, Научно-исследовательская и инновационная деят4джнщзтн1а - процессы измерения анализа и улучшения (Мониторинг, измерение и анализ процессов, Управление несоответствиями, Улучшение процессов посредством политики, целей, а также корректирующих и предупреждающих действий).

4. Проведение внутренних аудитов системы менеджмента качества (Внутренние аудиты являются составной частью СМК в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001.

При помощи аудитов качества проверяется эффективность всех видов деятельности образовательного учреждения, обеспечивающих качество. Благодаря этому, вскрываются слабые места, принимаются корректирующие и предупреждающие действия, контролируется эффективность принятых ранее корректирующих мер в целях обеспечения соответствующего заданным нормам качества)

5. Сертификация системы менеджмента качества.

Некоторые этапы осуществляются

параллельно.

При разработке системы менеджмента качества образовательного учреждения НПО необходимо учитывать интересы

непосредственных потребителей

образовательных услуг - учащихся, которые рассчитывают по завершению образования успешно трудоустроиться или продолжить образование на более высоком уровне. Поскольку основная масса выпускников идет на рынок труда, отрасль профессионального образования должна ориентироваться на его потРш|6шмшшрямыхкиткшьвшнных Iшр|шДшя®(Imщ работЕятятелносжь отрасли оказывают влияние другие заинтересованные группы: родители и их организации; организации работодателей и работников; общественные организации, занимающиеся проблемами молодежи, помощью социально слабо защищенным слоям населения; органы местного самоуправления; государственные органы, регулирующие отдельные аспекты деятельности данной отрНасалкио.нец, разработка нормативов и инструментов обеспечения качеством обречена на неуспех, если не учитываются интересы и возможности работников самой отрасли: ее органов управления, научно-методических организаций и, конечно, непосредственных производителей образовательных услуг -образовательных учреждений.

Такое разнообразие и обилие потребителей и заинтересованных сторон можно считать благом при должной мобилизации их усилий в поддержку развития образовательного учреждения начального профессионального обрВазопвраонфиеяс.с иональном училище №8 систематически проводится анализ требований и удовлетворенности потребителей (абитуриентов, учащихся, выпускников, работодателей, со-

трудников, родителей) методом анкетирования. По результатам анкетирования разрабатываются планы мероприятий по повышению удовлетворенности потребителей. Например, результаты впервые проведенного в нашем училище анкетирования «Преподаватель глазами учащегося» показали, что для повышения качества преподавания дисциплин преподавателям необходимо изучать и использовать современные педагогические технологии, участвовать в работе семинаров, педагогических чтений и конференций, активно заниматься научно-исследовательской работой вместе с учащимися, постоянно повышать свою квалификацию, администрации -организовать стажировку преподавателей на предприятиях для изучения новых технологий, курсы компьютерной грамотности, психологические тренинги и др.

В соответствии с Программой сетевого взаимодействия 27 апреля 2011 г. в нашем училище состоялся семинар «Система менеджмента качества образовательного учреждения в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008», в котором приняло участие 15 представителей образовательных учреждений НПО и СПО РБ. Посредством проведенного на семинаре анкетирования от участников семинара получены

благодарственные отзывы о семинаре и пожелания о сотрудничестве в области создания системы менеджмента качества в образовательном учреждении. По их мнению, должна быть разработана программа обучения для образовательных учреждений в области разработки и внедрения системы менеджмента качества, включающая получение

теоВетиаlШШш^еш^анpемfi прушпводсивш ошилшца ставит первоочередной задачей подготовку к проведению сертификационного аудита СМК на соответствие требованиям международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008. Для этого выбран Бурятский центр сертификации, в который в дальнейшем будет подана заявка на сертификацию СМК.

Во всем мире сертификация СМК не заменяет и не отменяет сертификации продукции, то есть система менеджмента качества влияет на качество продукции и услуг. В этом году ГОУ НПО «ПУ №8» получены сертификаты соответствия продукции (комплектов постельного белья и его отдельных предметов, оконных бло-

ков), производимой в учебно-производственных лабораториях училища, на соответствие требованиям национальных стандартов.

Важно отметить, что существует много преимуществ при создании и внедрении систем менеджмента качества в деятельность образовательных учреждений. Прежде всего, системы помогают выработать объективные

критерии оценки работы и отслеживать динамику развития учебного заведения. Наличие сертифицированной СМК - гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей. С получением сертификата все принимаемые в образовательном учреждении решения,

документы, выстраиваются в единую систему с прицелом на качество. Так, у обладателя сертификата системы менеджмента качества серии ИСО 9000 повышается имидж

образовательного учреждения, уровень

управления качеством образования, а также шансы на победу в конкурсах, грантах и при заключении договоров и контрактов, повышается доверие со стороны инвестиционных организаций, возможно

увеличение притока инвестиций. Важно

отметить, что эти преимущества очень

актуальны в связи с переходом образовательного учреждения в статус

автономного. С получением сертификата

соответствия СМК образовательное учреждение может легко выйти на мировой уровень, установить связи с образовательными учреждениями других государств, увеличить число иностранных обучающихся, а также

повИШi)аlCBШю конкурентоспособность.

1. Боргено Я. Я. Качество начального

профессионального образования: опыт и

перспективы // Сибирский учитель. - 2008.-№5. [ электронный ресурс] - Режим доступа. - ИЯЬ: Ы:1р://^^^з1ЬисЬ.ш/_0ЬВ/агис1е.рЬр?по=636

2. ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008 Система

менеджмента качества. Требования. - Введ. 18.12.08.

- М.: Стандартинформ, 2009. - 26 с.

3. Злобин Э.В. Формирование системы менеджмента качества образовательной организации : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - Тамбов, 2004. - 14 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.