Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение вид взаимодействия в деятельности средних профессиональных образовательных организаций'

Педагогическое сопровождение вид взаимодействия в деятельности средних профессиональных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДЕБАТЫ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ФАСИЛИТАЦИЯ / ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMMUNICATION / INTERACTION / EDUCATIONAL SUPPORT / FACILITATION / POLYTECHNIC SCHOOL / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимов Олег Васильевич, Мордовская Ольга Николаевна

В статье авторы раскрывают понятие «педагогическое сопровождение», начиная с понятий «общение» и «взаимодействие». Дается анализ этих понятий с точки зрения классиков педагогики. Авторы прослеживают взаимосвязь общепринятых понятий с исследуемой проблемой по теме докторской диссертации на примерах общественной жизни и деятельности образовательных организаций, в частности, на примере политехнического техникума. В статье обосновываются примеры взаимодействия образовательных организаций, общие и отличительные требования к деятельности техникумов и школ. Приводятся примеры взаимодействия политехнического техникума через педагогическое сопровождение на уровне техникума, профессионального сообщества, общества в целом. В работе авторы используют методы анализа, наблюдения, аналогии, обобщения. В статье приводятся примеры видов сопровождения в техникуме, факты, подтверждающие их эффективность и результативность. Авторы анализируют материалы научно-практической конференции, посвященной 35-летию техникума, по теме диссертационного исследования. На примере выступлений коллег на научно-практической конференции авторы обосновывают понятие «педагогическое сопровождение» и его значения в деятельности образовательной организации, а также проводят аналогии с цитируемыми источниками. Статья имеет выраженный практический характер и может быть интересна практикующим работникам профессиональных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support kind of interaction in the activity of secondary vocational educational institutions

The authors reveal the concept of “educational support”, since the concepts of “communication” and “interaction”. The analysis of these concepts in terms of classical pedagogy. The author traces the relationship of the conventional concepts of a research question relating to his doctoral dissertation on the examples of social life and activities of educational organizations, in particular the example of Polytechnic College. In the article the examples of interaction between educational institutions, common and distinctive requirements for the operation of schools and colleges. Are examples of interaction Polytechnic College through educational support at the level of the college, the professional community, and society as a whole. In this paper, the authors use the methods of analysis, observation, analogy, generalizations. The article gives examples of types of support in college, provides evidence to support their effectiveness and efficiency. The authors analyze the materials of scientific-practical conference dedicated to the 35th anniversary of the College, on the topic of dissertation research. On the example of speeches colleagues scientific-practical conference authors prove the concept of “educational support” and its importance in the activities of an educational organization, and draw analogies with cited sources. The article has a distinct practical and may be of interest to practitioners of professional employees of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение вид взаимодействия в деятельности средних профессиональных образовательных организаций»

6(22)2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

© О. В. Якимов, О. Н. Мордовская

DOI: 10.15293/2226-3365.1406.03

УДК 377.5

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ - ВИД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье авторы раскрывают понятие «педагогическое сопровождение», начиная с понятий «общение» и «взаимодействие». Дается анализ этих понятий с точки зрения классиков педагогики. Авторы прослеживают взаимосвязь общепринятых понятий с исследуемой проблемой по теме докторской диссертации на примерах общественной жизни и деятельности образовательных организаций, в частности, на примере политехнического техникума. В статье обосновываются примеры взаимодействия образовательных организаций, общие и отличительные требования к деятельности техникумов и школ. Приводятся примеры взаимодействия политехнического техникума через педагогическое сопровождение на уровне техникума, профессионального сообщества, общества в целом. В работе авторы используют методы анализа, наблюдения, аналогии, обобщения.

В статье приводятся примеры видов сопровождения в техникуме, факты, подтверждающие их эффективность и результативность. Авторы анализируют материалы научно-практической конференции, посвященной 35-летию техникума, по теме диссертационного исследования. На примере выступлений коллег на научно-практической конференции авторы обосновывают понятие «педагогическое сопровождение» и его значения в деятельности образовательной организации, а также проводят аналогии с цитируемыми источниками. Статья имеет выраженный практический характер и может быть интересна практикующим работникам профессиональных образовательных организаций.

Ключевые слова: общение, взаимодействие, педагогическое сопровождение, фасилита-ция, политехнический техникум, профессиональное образование.

Якимов Олег Васильевич - кандидат педагогических наук, директор автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Политехнический техникум», пгт. Селенгинск, Республика Бурятия E-mail: [email protected]

Мордовская Ольга Николаевна - заместитель директора по учебной работе автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Политехнический техникум», пгт. Селенгинск, Республика Бурятия E-mail: [email protected]

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

О. В. Якимов, О. Н. Мордовская (пгт. Селенгинск, Россия)

34

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» установлены два уровня профессионального образования: среднее и высшее. Их осуществление обеспечивается образовательными организациями - «некоммерческими организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана»1.

Для получения среднего профессионального образования в России создаются и действуют техникумы и колледжи. Техникумы -это профессиональные учебные заведения более чем с двухвековой историей нашей страны, и определяются они, как средние технические или специальные учебные заведения.

Обучающиеся в техникумах продолжают изучение предметов общего образования и получают «профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных образовательных программ знаний, умений и навыков и формирование компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности»2.

Техникумы работают и реализуют образовательные программы среднего профессионального образования. В образовательной деятельности техникумов осуществляется воспитание, развитие и обучение подопечных, студентов. В образовательной и других видах

деятельности участники (студенты, педагогические работники, представители органов управления, спонсоры, работодатели, родители, работники региональной, муниципальной и местной власти, культуры, спорта, медицины, правоохранительных органов) вступают в отношения. Их воспринимают, осваивают, соблюдают и реализуют студенты в стенах техникума и после окончания обучения. Отношения начинаются с общения между собой и педагогами.

Общение - универсальная и многовидовая форма взаимосвязей, на основе которой возникли и получили развитие другие виды и подвиды взаимосвязей, взаимоотношений и взаимодействий между индивидами, коллективами, социумами, обществами, сообществами [1, с. 6]. Оно, являясь первоосновой других видов взаимосвязей, служит частью, средством осуществления отдельных видов, подвидов взаимоотношений. Например, в начале и при поддержке дружеских отношений, выполнения трудовых, социальных, политических функций и т. д. Чтобы показать сущность и многозначность общения приведем определение и характеристику этого понятия и действия (словесного).

«Общение - специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит взаимовосприятие и взаимный обмен информацией». [5, с. 231]. В этом определении указаны историческая, социальная, психологическая сущность общения как духовного явления и действия. Все живые существа стремятся к взаимосвязям, и эта потребность выражается в специфических звуках, ведь человек

1 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон. - Новосибирск: Норматив, 2 Там же. 2013. - С. 8.

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

35

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

создал язык, и он полновесно, целенаправленно, содержательно и адресно стал выражаться в общении.

Общение больше, чем единичное действие и совокупность действий. Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности [9], А. А. Леонтьев понимает как один из видов деятельности [7], Д. Б. Элько-нин [16] и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе [8]. Думается, что это сложный вид деятельности, находящийся в развитии и принимающий разные формы и выражения в других видах деятельности: общественно-трудовой, позновательно-учебно-научный, культурно-художественный, этико-правовой, административно-управленческий, физкультурно-спортивный и т. д.

Естественно, общение людей в труде изначально происходило через устные слова, разговорную речь. Оно охватывает вопросы: что и как делать, что и сколько получится в процессе и результате выполнения трудовых дел. Неизменными были вопросы организации, объединении усилий двоих и больше человек, также обмен мнениями, умениями и опытом.

При организации групповых форм работы (род, община, бригада, цех) содержащие общения становится объемным, обстоятельным, предусматривающим процесс выполнения продолжительной деятельности. Конечно, происходит обсуждение как лучше, больше и быстрее сделать то или иное дело, выполнить определенный цикл работ. Со временем формируются большие группы тружеников для выполнения объемных работ, появляются организаторы, руководители, лидеры, распорядители, заказчики, позднее - работодатели. Объекты труда становятся сложными, требуется продолжительное время для выполнения

работы, подразделяются функции и т. д. Так появляются и практикуются договоры, строгие и обязательные правила, соглашения, обязательства и еще какие-либо договоренности [13].

На этом уровне общение переходит в новую форму, называемую - взаимодействием. Это устойчивая, можно сказать, определенная во времени, расписанная текстуально форма сотрудничества юридических и физических лиц о совместной работе, обмене продукцией или обеспечении выполнения дел. Поэтому в жизни и производственно-трудовой деятельности используются понятия - взаимодействие, взаимосвязь, взаимоотношение (просто отношение), а не только общение.

Итак, нами обосновано и раскрыто первое пространство употребления слова взаимодействие. В такой же логике возможно и утверждаемо, что понятие взаимодействия распространено в общественно-политической деятельности и государственной, административно-управленческой службе.

Взаимоотношения, взаимодействия устанавливаются между двумя или несколькими государствами: Евросоюз, евразийский союз, НАТО, БРИКС. Генеральная ассамблея, совет Безопасности, ЮНЕСКО - это организации взаимодействий государств в международном плане: торговых, экономических, научных, спортивных, по борьбе с терроризмом, запрещении производства атомного оружия и др.

Внутри государства взаимодействия осуществляются между тремя ветвями власти (законодательная, исполнительная, судебная), федеральным и региональным управлением; межотраслевые взаимодействия (культура и образование, экономика и социальная сфера), СМИ и правоохранительная система и т. д. Взаимодействия устанавливаются и осуществляются между предприятиями, организаци-

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

36

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ями, учреждениями и государственными, общественными структурами. Также между юридическими и физическими лицами.

Представляется, уже достаточно суждений и аргументов, чтобы утверждать, что взаимодействие - всеобщее средство, общепринятая практика реализации взаимосвязей и взаимоотношений между субъектами, объектами и структурами общества. Это характеризует взаимодействие как трансформацию общения в деятельности. Потому следующее определение поддерживает нашу позицию по обоснованному положению. «Общение - взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, являющиеся необходимым условием развития и формированием групп» [13].

Итак, взаимодействия осуществляются между людьми и структурами в обществе для выполнения разных видов деятельности. И отсюда правомерно предполагать, что взаимодействие осуществляется также в образовании как социальной системе и в соответствующих видах деятельности.

Учитель и учащийся; руководство школы и учителя, учащиеся; педагогический коллектив школы во главе с директором школы и родители, представители общественности; администрация школы и органы управления образованием; образовательные организации и производственные, правоохранительные, коммерческие предприятия, организации, бизнес-структуры и отдельные предприниматели - все названные субъекты взаимодействуют по самым различным проблемам, вопросам системы образования. Например, реализация образовательных стандартов, улучшение качества образования, ремонт и строительство объектов системы образования, про-

ведение смотров, конкурсов и олимпиад, оздоровление, обеспечение безопасности учащихся и педагогов, участие педагогов в научно-исследовательской работе и т. д.

Названными видами взаимодействий учебные заведения устанавливают взаимоотношения с научными и методическими центрами, составляя справку, представляя докладную записку и другие документы.

У организаций профессионального образования к названным видам взаимодействий добавляются деловые связи с предприятиями и организациями по осуществлению профессионального обучения на двух ступенях (начальном и среднем). Эти взаимодействия многообразны, не всегда надежны, и требуется их периодическое обновление и развитие.

Деятельность техникумов, в отличие от школ, по целям и задачам периодически изменяется, соответственно обновляется содержание работы: меняется профиль профессиональной подготовки, приходится вводить обучение новым профессиям, отказываться от некоторых, хорошо освоенных. Если говорить образно, то нередки революционные преобразования, а реформаторские модернизацион-ные изменения проводятся по потребностям и объективным причинам.

В постановке проблем, вопросов об изменениях, их реализации наравне с административным руководством и управлением, при руководстве осуществляется особый вид взаимодействия - педагогическое сопровождение [4, 7-8, 10-11, 15]. Это, прежде всего, соглашение о сотрудничестве с предприятиями и организациями по подготовке рабочих и специалистов. Оно не является заботой школ как общеобразовательных организаций. Чем теснее, конкретнее и по-деловому отлажены взаимосвязи, тем успешнее осуществляется теоретическая и практическая подготовка студентов в техникуме.

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

37

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Современному техникуму или колледжу предъявляются высокие требования к качеству общего и профессионального образования. В связи с этим обозначились подходы к компетенциям обучающихся. А для этого надо вводить и внедрять современные образовательные технологии. Это значит, что руководство названных учебных заведений должно подвигать своих преподавателей и мастеров на освоение учебно-научно-методической работы на должном уровне.

Для техникумов и колледжей характерны переформирование, реструктуризация, создание новых отделений, основание и функционирование курсов, специальных групп по профессиональному обучению и по переподготовке. На рынке труда ускоренно изменяется потребность в направленности и специализации кадров рабочих и специалистов.

Средние специальные образовательные организации нередко вступают в союзы, ассоциации с вузами, также между собой. Некоторые из них вступают в содружество с зарубежными образовательными, отраслевыми структурами и осуществляют подготовку кадров.

Названные и другие виды деятельности осуществляются, выполняются, проводятся административными, управленческими решениями и мерами. Однако уровень и масштаб их реализации во многом зависят от отдельных видов, подвидов сопровождения, предпринимаемых руководством с преподавателями и мастерами. Поэтому мы перечислим виды сопровождения. Это помощь и поддержка; содействие и стимуляция, социально-педагогическое и образовательно-профессиональное партнерство; сотрудничество, содружество и сотворчество в выполнении учебно-методической, научно-методической и научной работы сотрудниками техникума, в повышении квалификации, профессионализма педагогов, в проведении научных конференций,

творческих дискуссий, круглых столов, конкурсов, педагогических чтений; апробации учебно-профессиональных игр, репетиций, тренингов, защита проектов и др.

Доказательствами утверждаемых идей, положений, практик служат примеры и факты из прошлого и настоящего среднего профессионального образования Республики Бурятия. Рассмотрим примеры из прошлого о сопровождении в интересах профессиональной подготовки обучающихся. В 1956 г. в городе Кяхта Бурятской АССР состоялось открытие индустриального техникума, а в 1964 г. техникум был переведен в поселок Селенгинск Ка-банского района этой же республики. В 1979 г. на основании приказа министерства целлюлозно-бумажной промышленности и Государственного комитета РСФСР был издан приказ Бурятского республиканского управления по профессионально-техническому образованию «Об организации профессионально-технического училища на учебно-материальной базе Селенгинского индустриального техникума». Как видим, техникум был переформирован в профессиональное училище, т. е. переведен в более низкий статус как учебное заведение. Была проведена большая работа по переводу на новые программы, перестройке учебно-материальной базы, освоению иных методов и форм обучения.

В 1980 г. училище стало именоваться как «Среднее городское училище № 22» - СПТУ-22. Общеобразовательная подготовка учащихся средних профессиональных технических училищ проводится на уровне общеобразовательной подготовки учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений.

С 1991 г. согласно приказу Министерства образования и науки РФ «Об организации в порядке эксперимента высшего профессионального училища на базе СПТУ-22 в числе

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

38

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

девяти училищ Российской Федерации СПТУ-22 присвоен статус Высшего профессионального училища № 22 - ВПУ-22». В 2000 г. ВПУ-22 становится Профессиональным лицеем № 22 с двухуровневой подготовкой квалифицированных кадров (начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование). А в 2007 г. профессиональный лицей переименован в ГОУ СПО «Политехнический техникум».

Факты свидетельствуют, путь становления современного техникума был извилистым. Движение по этому пути происходило с противоречиями и проблемами. Руководству этого учебного заведения надо было не просто вести коллектив педагогов. Это значит: идти впереди, затем перейти на позиции и положение, передвигающихся вслед. В этом состоит сущность педагогического сопровождения как взаимодействия, характерного для педагогической теории и практики во все времена, но особенно актуальной в настоящий момент. Они присущи открытому, демократическому, гуманному, гуманитарному стилю руководства профессиональным общением и взаимодействием.

Факты, прецеденты сопровождения преподавателей и мастеров техникума, училища также состоят в освоении учебных программ, учебных курсов при переводе в другие статусы. Они являются результатами подготовки и выполнения основательной учебно-методической работы. Повышение квалификации, рост профессионализма, овладение педагогическим мастерством педагогами училища, техникума только по требованиям, указаниям, назиданиям недостаточны. Необходимы помощь и поддержка, содействие и стимуляция, сотрудничество, содружество и др.

Педагогическое сопровождение администрации образовательных организаций с учителями, педагогами особенно плодотворно в

научно-учебно-методической работе, в приобщении и выполнении доступных исследований по научно-методическим темам, по разработке и введению современных образовательных технологий и педагогических теорий.

Во многих техникумах в Республике Бурятия преподавателями на довольно высоком уровне выполняется научно-исследовательская работа. Об эом свидетельствуют материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 35-юбилею Политехнического техникума [17]. На заседаниях трех секций и мастер-классов педагоги техникума выступили с 30-ю заранее представленными тематическими сообщениями.

В первой секции: «Компетентностный подход в системе профессионального образования» было представлено, заслушано и рекомендовано к опубликованию 15 выступлений. Из них выделим несколько.

1. Н. Н. Лалетина. Использование игровых приемов в формировании общих компетенций на занятиях по «Управленческой психологии» и «Этике и психологии взаимоотношений» (Красноярский автотранспортный техникум).

2. О. В. Шишмарева. Формирование профессиональных компетенций у студентов группы ТМ-31 специальности 151031 (АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»).

3. М. Н. Новичкова. Реализация компе-тентностного подхода на уроках химии (АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»).

4. А. И. Залуцкий. Формирование профессиональных компетенций на уроках экономики (АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»).

По нашей оценке, все четыре формулировки имеют предметные основания. Не простые, многозначные понятия - профессиональные компетенции, компетентностный

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

39

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

подход, конкретизированы на содержании отдельных учебных дисциплин. Причем психология, этика и экономика содержат гуманитарные, обществоведческие, научные понятия, положения, идеи и теории.

Н. Н. Лалетина правомерно рассматривает игру как коммуникативную деятельность и указывает в ней такие компоненты, как познавательный, эмоциональный, поведенческий и личностный. Выбор научно обоснованных исходных положений позволил автору осуществить продуктивное исследование. Однако имеются некоторые недостатки: отсутствует авторское определение понятия общей компетенции и компетентностного подхода.

В статье О. В. Шишмаревой недостаточно конкретики, анализа и значения тем и вопросов по избранной специальности в формировании профессиональных компетенций.

К рассматриваемому разделу примыкает тема и содержание статьи Т. В. Орловой «Использование возможностей интернет в организации проектной деятельности» (АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»). Тема раскрыта в широком методическом и теоретическом планах, открывает перспективы методических и практических исследований.

О содержании и значении педагогического содружества и сотворчества сказано в статье О. Н. Мордовской «Социальное взаимодействие как фактор интеграции образования и науки» (АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»). В статье рассматривается вхождение техникума в Ассоциацию образовательных организаций «Сибирский государственный технологический университет» (Красноярск) наряду с другими техникумами и колледжами, расположенными на территории Сибири от Алтайского края до Забайкальского края.

Во второй секции: «Электронное и проектное обучение, дистанционные материалы»

заслушаны, обсуждены и публикуются 13 статей. Выделим несколько:

1. М. Д. Очиров. Проектное обучение в моем опыте (Бурятский республиканский агротехнический техникум).

2. Л. В. Малыгина. Использование современных образовательных технологий в преподавании истории и обществоведения (АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»).

3. А. К. Мухтарулина. Применение информационных технологий в мониторинге качества образовательной среды (АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»).

4. О. Г. Панченко. Проектный и исследовательский методы обучения в мониторинге качества образовательной среды (АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»).

5. В. С. Божеева. Проектная деятельность в изучении иностранного языка (АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»).

6. А. П. Хараев. Внедрение интернет видеоконференций в образовательном процессе колледжа (Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж).

Еще 13 тем рассматривались на третьей секции: «Дополнение и развитие образовательных стандартов и образовательных программ с учетом региональных условий, требований и особенностей». В названии секции отражены актуальность направления в теории и практике осуществления среднего профессионального образования, учтена неоднозначность подходов и реализовано творчество сотрудников техникумов, колледжей.

О научно-методических поисках работников среднего профессионального образования свидетельствует выбор и разработка идеи фасилитации как вида педагогического взаимодействия и сопровождения:

1. Т. Н. Сампилова. Фасилисация в образовательном пространстве (Бурятский республиканский агротехникум).

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

40

6(22)2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

2. Т. М. Жданович. Фасилитация в работе со студентами при изучении профессионального модуля (АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»).

Формулировки тем показывают о ясных и четких позициях в понимании цели и задач своей работы. Разумеется, все это не гарантия

решения их на практике. Они могут быть раскрыты на разных уровнях. Такова особенность научного исследования. Итак, мы рассмотрели вопросы о педагогическом сопровождении как виде взаимодействия, особенно значимом в системе образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МНРОС, 2002. - 296 с.

3. Горолатова Т. С. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в учреждениях профессионального образования: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Н. Новгород, 2004. - 183 с.

4. Дамдинов А. В., Молонов Г. Ц. Педагогическое сопровождение учащихся и молодежи в интеграции отечественной и мировой культуры. -Улан-Удэ, 2012.

5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. - М.: Харвест, 2001. - 576 с.

6. Казакова Е. И. Сопровождения развития - новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: материалы Россий-ско-фламанд. конф. - СПб, 2001.

7. Леонтьев А. Н. Общение как объект психологического исследования. - М., 1975.

8. Лисина М. С. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические основы психологии. - М., 1984. - 444 с.

10. Манжуев Г. Н., Молонов Г. Ц. Сопровождение - фактор развития физической культуры и спорта. - Улан-Удэ, 2012.

11. Нежкина Л. Ю., Молонов Г. Ц. Педагогическое сопровождение личности в спорте - основа успешной адаптации и самореализации в жизни. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госуниверситета, 2012. - 190 с.

12. Попкова Г. Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Улан-Удэ: РГБ, 2013. - 25 с.

13. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. -544 с.

14. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - СПб.: Речь, 2006. - 366 с.

15. Соснина В. Н., Молонов Г. Ц. Педагогическое сопровождение сотрудников пенитенциарной системы. - Чита : ЗабИЖТ, 2012. - 273 с.

16. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 168 с.

17. Педагогическое сопровождение в деятельности профессиональной образовательной организации: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. О. В. Якимова. - Улан-Удэ: Бальжинимаев А.Б. 2014.-264 с.

- 297 с.

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin 2014, Vol. 4, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1406.03

Yakimov Oleg Vasilyevich, Candidate of Pedagogical Sciences, director of Polytechnic College, Selenginsk, Republic of Buryatia, Russian Federation

E-mail: [email protected] Mordovskaya Olga Nikolaevna, Deputy Director for studies of Polytechnic College, Selenginsk, Republic of Buryatia, Russian Federation

E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL SUPPORT - KIND OF INTERACTION IN THE ACTIVITY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract

The authors reveal the concept of "educational support", since the concepts of "communication " and "interaction". The analysis of these concepts in terms of classical pedagogy. The author traces the relationship of the conventional concepts of a research question relating to his doctoral dissertation on the examples of social life and activities of educational organizations, in particular the example ofPolytechnic College. In the article the examples of interaction between educational institutions, common and distinctive requirements for the operation of schools and colleges. Are examples of interaction Polytechnic College through educational support at the level of the college, the professional community, and society as a whole. In this paper, the authors use the methods of analysis, observation, analogy, generalizations.

The article gives examples of types of support in college, provides evidence to support their effectiveness and efficiency. The authors analyze the materials of scientific-practical conference dedicated to the 35 th anniversary of the College, on the topic of dissertation research. On the example of speeches colleagues scientific-practical conference authors prove the concept of "educational support" and its importance in the activities of an educational organization, and draw analogies with cited sources. The article has a distinct practical and may be of interest to practitioners ofprofessional employees of educational institutions.

Keywords

communication, interaction, educational support, facilitation, polytechnic school, vocational education.

REFERENCES

1. Andreeva G. M. Communication and optimization of joint activities. Moscow, Moscow State University Publ., 1987, 297 p. (In Russian)

2. Gazman O. S. Non-classical education. From authoritarian pedagogy pedagogy of freedom. Moscow, MNROS Publ., 2002, 296 p. (In Russian)

3. Gorolatova T. S. Psychological and educational support students in vocational obrazlovaniya. Nizhny Novgorod, 2004, 183 p. (In Russian)

4. Damdinov A. V., Moloney G. Z. Pedagogical support of students and youth in the integration of national and world culture. Ulan-Ude, 2012. (In Russian)

© 2011-2014 Bulletin NSPU All rights reserved

42

2014, Vol. 4, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

5. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A. Psychological dictionary catalog. Moscow, Harvest Publ., 2001, 576 p. (In Russian)

6. Kazakova E. I. Support of development - a new educational technology. Psychological, educational, medical and social support of child development. Materials of Russian-Flamand. Conference. Sant Petersburg, 2001. (In Russian)

7. Leontiev A. N. Communication as an object of psychological research. Moscow, 1975. (In Russian)

8. Lisin M. S. Problems ontogeny of communication. Moscow, 1986, 144 p. (In Russian)

9. Lomov B. F. Methodological and theoretical foundations ofpsychology. Moscow, 1984, 444 p. (In Russian)

10. Manzhuev G. N., Moloney G. Z. Accompaniment - a factor in the development of physical culture and sports. Ulan-Ude, 2012. (In Russian)

11. Nezhkina L. Y., Moloney G. Z. Pedagogical support of the person in the sport - the basis of successful adaptation and self-fulfillment in life. Ulan-Ude, 2012, 190 p. (In Russian)

12. Popkov G. N. Pedagogical support of professional self-determination of senior pupils. Ulan-Ude, Russian State Library Publ., 2013, 25 p. (In Russian)

13. Psycho-pedagogical vocabulary for teachers and heads of educational institutions. Roston-in-Don, Phoenix Publ., 1998, 544 p. (In Russian)

14. Rozum S. I. Psychology of socialization and social adaptation. Saint Petersburg, 2006, 366 p. (In Russian)

15. Sosnina V. N., Molonov G. Ts. Pedagogical support of prison staff Chita, 2012, 273 p.(In Russian)

16. El'konin D. B. Introduction to developmental psychology. Moscow, 1994, 168 p. (In Russian)

17. Yakimov O. V. (ed.) Pedagogical maintenance in activity of the professional educational organization: materials of interregional scientific and practical conference. Ulan-Ude: Balzhinimayev A.B. Publ., 2014. 264 p.

© 2011-2014 Bulletin NSPU

All rights reserved

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.