ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБщЕНИя
УДК 377+316.6
Молонов Геннадий Цыденович
Доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета, [email protected], Улан-Удэ
Якимов Олег Васильевич
Кандидат педагогических наук, директор Политехнического техникума, [email protected], Селенгинск
ПАРАДИГМА СОПРОВОЖДЕНИЯ - МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений на примере общества и в частности образования. Особое внимание уделено вопросам педагогического сопровождения в профессиональных образовательных организациях. Авторы раскрывают понятия «парадигма», «педагогическое сопровождение» с научной точки зрения и собственной позиции.Авторами проанализированы толкования данных понятий, использование их в педагогической практике на примере деятельности политехнического техникума. В качестве примеров приводят практический опыт средней профессиональной образовательной организации и системы профессионального образования в целом. На основе проведенного исследования авторами предлагается выделить понятие «парадигма сопровождения» как отдельную категорию, требующую дальнейшего изучения и исследования.
Ключевые слова: взаимодействие, сопровождение, парадигма, профессиональное образование, тьютерство, фасилитация.
Molonov Gennady Tsydenovich
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Buryat State University, [email protected], Republic of Buryatia, Ulan-Ude
Yakimov Oleg Vasilyevich
Candidate of Pedagogical Sciences, Polytechnic College, [email protected], Republic of Buryatia, Selenginsk
PARADIGM MAINTENANCE AS DISCIPLINARY PEDAGOGICAL PROBLEM
Abstract. The article discusses the interaction, collaboration, relationship as an example of society and, in particular education. Particular attention is paid to pedagogical support in professional educational organizations. The authors reveal the concept of «paradigm», «pedagogical support» from the scientific point of view and their own position. As an example the experience of average professional educational organizations and vocational education system as a whole. The authors analyzed the interpretation of these concepts and their use in teaching practice on the example of Polytechnic College. Based on the study, the authors proposed for the notion of «educational support» as a separate category, which requires further study.
Keywords: interaction, support, paradigm, professional education, tutoring, facilitation.
В истории человечества перед каждым поколением людей всегда были первостепенные, некогда нисходящие проблемы: сохранение и продление жизни; обеспечение
себя и близких едой, питьем, одеждой, обувью и другими благами; выбор и самоопределение в труде и других видах деятельности и т.д.
Наряду с ними, начиная с седой древности, для взрослых, семей и для общества в целом всегда была актуальной проблема воспитания и образования детей, подростков и молодежи. С восходящим развитием общества проблема становится многозначной и все более актуальной.
В современных постиндустриальных, информационных государствах никто не сможет однозначно обозначить цели и задачи общего и профессионального образования, разработать и выдать наилучшие варианты образовательных стандартов и программ по каким-то предметам ни в школе, ни в техникуме, ни в вузе. Определение оптимального, разноуровневого содержания образования для разных образовательных организаций по отдельным предметам; предложение, рекомендация, введение и внедрение методов, методик, технологий осуществление образовательной деятельности являются сложными проблемами и задачами в системе образования России на всех уровнях.
Цели и задачи, содержание и процесс, методы и формы организации и выполнения присущи всем видам деятельности в обществе: производственной, общественно-политической, социальной, культурной, научной, физ-культурно-спортивной, правоохранительной, военно-оборонной и обустройству в быту.
Существует еще одна сфера жизнедеятельности, без которой не обходится человеческое существование - это общение, коммуникация, взаимосвязи, обязательства, взаимоотношения и взаимодействия между индивидами, структурами, объединениями, социумами, сообществами. Как один вид труда не может выполняться только одним человеком без взаимосвязи с другими: он у кого-то в свое время научился, кому-то надо продать, реализовать, от кого-то получает заказ и т.д.
Думается, что в таком подходе и подобной логике правомерно обосновать утверждаемое положение, что без взаимодействий люди, общество не существуют. Если согласиться с этим, то каково содержание, конкретные виды взаимосвязей, взаимоотношений, взаимодействий используются, претворяются? Прежде всего, общепринятые: приветствие, взаимоуважение, взаимовыручка, ответственность за себя и других.
В каждом виде деятельности взаимосвязи,
взаимоотношения и взаимодействия специфичны, особенны, характерны. Например, в армии, МВД практикуется строгое подчинение старшим по службе; в спорте - соперничество; в производстве - определение профессионально-специальные функции; в социальном обеспечении - помощь, поддержка и защита; в культуре и искусстве -содействие и стимуляция в совершенствовании мастерства; в науке - сотворчество в исследовании; в экономике, бизнесе - конкуренция и т.д. Конечно, мы назвали некоторые виды взаимодействий между представителями отдельных видов деятельности.
В воспитании и образовании подрастающего поколения в дошкольных организациях, школе, средних и высших профессиональных организациях виды взаимоотношений предписаны законом об образовании, уставами образовательных учреждений. Педагог является руководителем образовательного процесса, ведущим во взаимосвязях дитя и педагог, учитель и учащийся, преподаватель и студент. Он является ответственным за качество обучения и воспитание учащихся и студентов [9, с. 115].
Одни и те же служебные, профессиональные функции выполняют учителя одной специальности в параллельных классах, но при этом достигают разных результатов. На результативности отражаются квалификация, профессионализм, мастерство и творчество отдельных педагогов. И их недостаточно для успешной воспитательно-образовательной деятельности. В последние десятилетия в педагогической практике и теории уделяется внимание содержанию и особенностям педагогического взаимодействия: образовательная организация - обучающиеся, воспитуемые; учитель - ученик, преподаватель - студент.
«Еще в 1970-1980 годах в трудах О.С. Газмана и других получила развитие теория педагогической поддержки и помощи» [10, с.48]. У основоположника этой идеи и теории речь шла о детях, учащихся с определенными проблемами, трудностями. Ныне ставится вопрос о педагогической поддержке учащихся, студентов вполне успешных, чтобы они сумели достичь большего, как можно лучше самореализовались. Актуальной стала идея и забота о поддержке молодых российских ученых.
Еще педагоги-новаторы впервые выдвинули идею педагогического сотрудничества и добивались реализации ее на практике (в работе учителя с учениками). Ныне эта идея проникла во все виды взаимодействий в школе, техникуме и вузе. Педагогическое сотрудничество осуществляется между учителями и учащимися в учебной и внеучебной работе, в проведении воспитательных мероприятий, в дополнительной работе, при подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, смотрам, выставкам, к научно-практической конференции «Шаг в будущее». Сотрудничество студентов с научными руководителями происходит при выполнении отдельных проектов, учебно-научных исследований, грантовых заданий.
Установление сотрудничества, содружества и сотворчества действенно и результативно проявляется в совместной деятельности руководителей образовательных организаций и учителей в школах, директоров и их заместителей с преподавателями и мастерами в техникумах и колледжах. Подтверждением может быть наш опыт. 29-30 мая 2014 года АОУ СПО РБ «Политехнический техникум», находящийся в рабочем поселке Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия отметил 35-летний юбилей основания этой средней профессиональной образовательной организации. На научно-практической региональной конференции с докладами, сообщениями выступали 48 человек из Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области и Красноярского края.
Из них 30 преподавателей представляли юбиляра - Политехнический техникум. Темы выступлений в основном были посвящены освоению, использованию и внедрению современных образовательных технологий индивидуальных траекторий (программ) обучения, проектному обучению и др. Конференция и публикации, научно-учебно-методическая работа занимает приоритетное место и значение в техникуме. Все тексты докладов опубликованы в сборнике под названием «Педагогическое сопровождение в деятельности профессиональной образовательной организации», Улан-Удэ, 2014.
Хотя это самовосхваление, но факт участия подавляющей части педагогов одного педагогического коллектива в научной конференции и их издание - редкостный.
Однако, путь верный - восхождение, рост и повышение квалификации, профессионализма педагогов. Это достижение в выполнении научно-методической работы в сотрудничестве, сотворчестве и содружестве с руководством, методистами, консультантами техникума и учеными.
В работе и общении с детьми и взрослыми во всех видах деятельности всегда вводились и использовались содействие и стимуляция. Похвала и порицание, оценка и отметка, кто сделает быстрее и лучше, первые три места в конкурсе, повышенная именная стипендия, кубок и вымпел, орденоносец и герой, призер и лауреат и другие -все это средства и способы, методы и формы содействия и стимуляции людей в отдельных видах деятельности.
В школьном и вузовском обучении они отработаны и находили успешное применение. Они имеют целевое, содержательно-процессуальное, организационно-методическое предназначение. Например, текущая контрольная и годовая контрольная работа, похвальная грамота и золотая медаль, текущий экзамен или государственный экзамен и т.п.
С введением и расширением проектного обучения, компетенций, повышением качества образования, информационно-коммуникационных технологий в образовании, внедрения поисковых и творческих видов самостоятельной работы в школах, техникумах и вузах значимость содействия и стимуляция обучающихся возросла и приобрела статус актуальной дидактической проблемы [1, с. 24]. Рамки и последствия самообразования трудно представить и предсказать, но ее появление и развитие опосредованы педагогически продуманным содействием и стимулированием.
В открытом, свободном обществе и в условиях рыночной экономики, требования и указания используются ограниченно и на передний план во взаимодействиях в образовании, науке, искусстве, научно-технических, технологических отраслях производства все больше выдвигаются интересы работников, совпадающие с функциями работодателей, поэтому содействие и стимуляция получают предпочтение и превращаются в своего рода организационное, руководящее и управляющее кредо, искусство. Как таковые они имеют теоретико-методическое
обоснование и содержание.
В педагогической, социальной, культурно-искусствоведческой, общественно-политической среде спорадически, исподволь находили кратковременное использование, применение или реализацию такие виды взаимодействий, как репетиторство, тьютор-ство, фасилисация, партнерство, братство, солидарность, объединение, единение, уединение, удаление от социума и т.п.
Что понимается под репетицией? «Репетиторство (лат. - repetirio - повторение) -дополнительное внеурочное повторение учеников на дому, осуществляемое частными репетиторами из числа студентов, учителей, преподавателей вузов» [4, с. 378]. Многим помнится некоторый негативный смысл, который вкладывался в это понятие -действие как не узаконенный приработок. Тогда как репетиции в профессиональном искусстве были общепризнанными формами занятий. Ныне репетиционные, повторяющиеся движения, упражнения, действия выполняются в физкультуре и спорте, в овладении техническими умениями и навыками, освоении технологических компетенций, в работе с компьютером и выходом в Интернет. Люди репетируют свою роль, положение и поведение в общении, на работе, службе, переговорах, аудиенциях, интервьюировании, даже на званых мероприятиях (обед, ужин).
Репетиции перерастают в более высокий уровень представления себя через выполнение тренингов. «Тренинг (англ.) - специальный тренировочный режим, тренировка. Выделяют несколько видов тренинга: тренинг делового обучения (развитие умения вести переговоры, выступать перед большой аудиторией, проводить совещания и т.д.)» [2, с. 435]. Тренинги востребованы у производителей вещественных и духовных благ (фермер, мастер по изготовлению ювелирных изделий, сотрудники по обмену и продаже квартир и прочее). «Далее - тренинг перцептивный (развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в процессе общения» [Там же]. Тренинг на этом уровне необходим для специализации и самореализации, социального и профессионального самоопределения, для карьерного восхождения и становления в других планах.
Будущий президент Франции 1970-1980 годов Жискар д'Эстен 18-летним юношей увидел коронацию послевоенного прославленного Президента, участника и главнокомандующего патриотическими силами Франции в борьбе с гитлеровской Германии маршала де Голля и дал себе слово стать главой своей страны. Через 30 лет он прошел этот путь и в 48 лет пешком прошел дистанцию коронации. Надо полагать, что в течение 30 лет не обошлось без неоднократных репетиций и тренингов. Политическую карьеру отца, Президента США Джорджа Буша-старшего повторил Джордж Буш-младший. И тот, и другой побеждали на всеобщих выборах вторично. Мировая история показывает, что сын может быть ставленником правления отца: в Северной Корее - Ким Чен Ир - сын Ким Ир Сена, также в Сирии, Азербайджане, но на всенародно выборной основе - это нонсенс. Восхождение на престол отцов, их сыновей без помощников, советников, наставников, сопровождающих невозможно.
С помощью тренинга можно глубже познать своих близких, сослуживцев, подопечных, будущих победителей, первооткрывателей, лидеров и др. Тем более что «детально разработан социально-психологический тренинг (цели - овладение психологическими знаниями, формирование умений и навыков в сфере общения, развитие способности адекватного познания себя, других людей и др. В социально-психологическом тренинге используется психоанализ, гуманистическая психология и другие направления психологии») [Там же. С. 435-436].
Таким образом, правомерно признать, что тренинг является одним из научно разработанных средств взаимодействия заинтересованных сторон в разных видах деятельности.
Продолжительное время за рубежом отрабатывались идеи и приложение понятия «тьютерство» и «фасилисация». В нашей отечественной истории, педагогике и социальной практике по существу их обходили, не поддерживая и не отвергая. Но жизнь и практика изменяются, развиваются, обогащаются и трансформируются и поэтому содержательные, значимые понятия вводятся, приживаются, распространяются.
Тьютерство понимается как сопровождение росту, развитию кого-либо в опре-
деленном направлении по намеченным параметрам. Например, не вообще развитие интеллекта, мыслительных процессов, а в анализе событий, фактов, процессов, личностей в конкретном ракурсе и др.
Приведем обобщенные факты: почему чаще всего ломаются какие-то детали автомобиля, велосипеда; почему природные аномалии в таком-то режиме; если социальные, педагогические проблемы по сущности и исконному содержанию решаются специалистами, то тьюторы успешно решают временные затруднения и способствуют преодолению застоев, остановок, противоречий, сложившихся ситуаций, случаев из-за клубка несогласованностей.
И всё это потому, что деятельность и развитие во всех сферах, областях, отраслях, видах и подвидах деятельности стали сложными, высококультурными, цивилизованными и в них необычайно возросла конкуренция.
Тьютерство - идея и практика сопровождения людей в преодолении временных затруднений. Например, при переселении, изменении гражданства беженцев (Юго-восточная Украина) и т.д.
Фацилисация (по другому - «фасилита-ция») - (от англ. облегчать, помогать) - понятие социальной психологии, используемое для обозначения повышения продуктивности труда человека под влиянием присутствия других людей. «Эффект фацилисации чаще всего имеет место не при выполнении привычных задач, а решение новых и сложных задач и при этом может, напротив, наблюдаться подавление, снижение индивидуальной активности» [11, с. 259].
В производственной сфере проявления фацилисации встречаются при освоении новых технологий, смене мастеров, бригадиров, начальников участков и др. Такие же проявления случаются в государственных, социальных учреждениях и других. В школах и других образовательных организациях случаются при реструктуризации, смене руководителей. Для большинства учителей овладение и результативное применение новых образовательных идей, теорий и технологий представляет проблему. Приходится идти по пути облегчения, т.е. вначале упрощать основу, путь решения задачи. Также предлагать аналогичные подходы, способы решения. Для учащихся старших классов,
студентов затруднение вызывает осмысление и приобретение сложных, комплексных научных, технических и технологических компетенций.
Казалось бы, очевидные политические события трудно объяснимы: война на Украине, агрессия, позиции России, США, Евросоюза и т.д. Почему люди погибают, почему нет решительной поддержки с нашей стороны? Суть и необходимость фасилитации объяснимы, если вспомнить, что в походе более физически подготовленный участник берет на себя дополнительную ношу, облегчая груз младшего, менее сильного. В историю мирового вокального искусства (классика) навсегда вошел концерт трех великих теноров: Лучиано Паваротти, Пласидо Домин-го, Хосе Каррерас. Хотя все трое свободно брали самые верхние звуки, но их распевал Паваротти. Это усиливало общий эффект от концерта.
Итак, в воспитании и обучении, других видах деятельности наряду с общепринятыми методами, приемами и видами взаимодействий вводятся, используются дополнительные, взаимозаменяющие виды взаимодействий, начиная с помощи, поддержки, включая тьютерство и фасилисацию.
Их объединяет общее понятие - сопровождение как сущностное, целостное, особенное по сравнению с единичным. Сопровождение понимается как взаимосвязь и взаимодействие идущего впереди, переходящего на идущего рядом, а затем вслед. Функция остается прежней, но смена места, позиции, положений призвана повышать активность, самостоятельность и ответственность ведомого. Ведь его нельзя всю жизнь вести за собой на помочах.
Сопровождение представляет совокупность разных видов взаимоотношений, психологически и педагогически разных, хотя по духу близких, функций. Они не отработаны как теоретически, так и методически, практически. Поэтому представленная публикация заявлена под названием «Парадигма сопровождения - междисциплинарная, педагогическая проблема».
В социологии, политологии, психологии и педагогике последние 20-30 лет понятие «парадигма» стало весьма распространенным, обыденным, можно сказать, что отчасти преобладает некоторый «вольный»,
самостийный подход как частная микротеория. Думается, что преобладают не совсем состоятельные, убедительные толкования и понимания.
Парадигма - это специальные концепции, посвященные взаимосвязям теории и практики, имеющим дополнительные, вспомогательные значения основным, ведущим видам деятельности.
«Парадигма (реч. Paradeigma - пример, образец, плюсы и минусы) понятие, используемое в философии для характеристики духовного и реального» [7, с. 332]. Понятие капитализма раскрывается в теории частной собственности на средства производства и получения прибыли в соответствии с вложенным капиталом. В этой связи духовное (установка, идеи родства, братства, справедливости соотносятся с реальным распределением прибыли, доходов, пусть как 10 и 1. Это научные теории, учения, имеющие реальную, жизненную основу в течение XVIII - XXI веков в большинстве страх, обществ мира.
Идеи теории Оуэна, Маркса, последующих ученых экономистов, развивали, дополняли, уточняли ученые XX века, многие из них лауреаты Нобелевской премии. Их вклады научны, заключают пересмотры, уточнения, развитие, обновление и т.д.
А религиозные учения о духовном и материальном, о научном и реальном парадиг-мальны. Достаточно состоятельны, истинны для одних, глубоко верующих; благоверны, истинны, приемлемы для вторых, запускающих всевышнее, божественное, верховное начало и современное существующее; для третьих они не значимы, не верны и т.д.
Парадигма бога и реального мира состоятельна в восприятии и оценке не всех, и она имеет право на распространение и признание. Законы фундаментальных наук истинны, имеют реальную, действенную силу и значимость. Наряду с ними в естествознании и обществознании существуют парадигмальные учения, теории, концепции, положения, понятия, знания, имеющие не достаточную, неполную, не всегда реальную, действенную потенцию, силу. Это относится, прежде всего, к гуманитарным, социальным, духовным познаниям.
В истории науки многие великие ученые парадигмальный подход считали право-
мерным: «Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, обладающих подлинным существованием» [7, с. 332]. Идея сопровождения имеет объект, к которому оно относится. Это, по Платону, идея реализации таких добродетелей, как мудрость и справедливость. Нельзя не согласиться с тем, что поддержка, содействие, сотрудничество как виды сопровождения не подпитываются мудростью педагогов, проистекают из глубоко прочувствованного и осмысленного понимания справедливости.
«Согласно Шеллингу и Гегелю, духовный, идеальный прообраз определяет принципы упорядочивания и рациональной организации природных сил» [Там же. С. 333]. Парадигмой сопровождения способных выпускников, поступающих в Томский политехнический университет, создавалось отделение ЭТО (элитарное техническое образование). Из 2000 поступающих отбирают 200 наиболее подготовленных и в течение 5 лет осуществляют подготовку по особым программам. К концу остается примерно 50 выпускников, наиболее продвинутых по сравнению с другими выпускниками технического университета. В них мы видим специальное сопровождение подготовки инженеров (упорядоченную и рациональную организацию).
Родоначальниками введения этого понятия были два ученых: «Понятие «парадигма» в философии науки введено позитивистом Г. Бергманом и было широко распространено американским физиком Т. Куном для обозначения ведущих представителей методов получения новых в периоды интенсивного развития знания» [Там же].
Введение и внедрение сопровождения происходит в период интенсивного развития знаний образования на практике и в теории, и поэтому теорию о сопровождении правомерно называть парадигмой. Для правомерности утверждения понятия «парадигма сопровождения» приведем еще одно определение, характеристику: «Парадигма - совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специфическим категориальным аппаратом и признающих группой ученых» [4, с. 315]. Представляется, что приведенные выше суждения и положения, раскрытие понятия как конкретные проявле-
ния сопровождения доказательны. И далее будут ссылки на конкретные факты.
Посвящая свои материалы парадигме сопровождения и предлагая ее для обсуждения, мы не превозносим ее место и значение в педагогике, равно как и в других науках. «Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности рассмотрение тех или иных сторон общества. Поэтому ни одна парадигма не дает всеобъемлющего анализа общества, хотя и вносит свой конкретный частичный вклад в его рассмотрение» [Там же].
Мы согласны с этой оценкой: да, сопровождение не дает целостного исследования системы образования, но внесет существенный вклад в воспитание и образование учащихся при разработке теории и методике и целенаправленном введении и внедрении в практику.
В названии статьи сказано: «Парадигма сопровождения - междисциплинарная, педагогическая проблема». Почему междисциплинарная, научная проблема? Потому что во всех видах деятельности рождается, назревает, существует проблема на практике, в жизни.
Современное производство РФ нуждается в специалистах, инженерах, рабочих с высокими и широкими техническими и технологическими компетенциями [5, с. 3]. Эта потребность будет сопровождаться обновлением парадигмы вузовского инженерного образования. Одно из ее изменений так обозначил министр образования и науки Дмитрий Ливанов на совещании Правительства РФ, посвященном развитию системы высшего образования: «Система инженерного образования будет развиваться в сторону практико-ориенти-рованных программ, прежде всего, увеличения доли прикладных бакалавриатов. Если в прошлом году на эту на эту форму обучения было выделено всего 4 тысячи мест, то в этом уже - 25 тысяч. «Это запрос регионов, - объяснил Д. Ливанов, - и с каждым годом, этого вида подготовки будет расти» [6, с. 5]. Источником вызова в целевой направленности подготовки инженеров является тенденция в развитии научно-технологической составляющей в промышленном производстве.
Таким образом, производство сопрово-
ждает требования в подготовке кадров. Как видим, фактор сопровождения объективный. Фактор сопровождения может быть в деятельности одного из действующих предприятий. В Республике Бурятия успешно действует Улан-Удэнский авиационный завод, особенно в производстве вертолетов. Многие части и детали закупали на заводах Украины и поставки шли регулярно, но в 2014 году в связи с военными событиями в Новороссии (Луганске и Донецке) возникли проблемы.
Другое предприятие - Улан-Удэнское приборостроительное объединение в течение многих лет из-за отсутствия заказов находится в критическом положении. И в этой связи второй завод готовится к импортоза-мещению продукции из Украины. Для решения сложных вопросов в августе 2014 года в Улан-Удэ приезжал заместитель председателя Правительства РФ Д.О.Рогозин.
Таким образом, второй завод будет выполнять функцию сопровождения первого. Про авиазавод Д. Рогозин сказал, что его производство будет расширяться, новые вертолеты будут поставляться в Индию и Китай, на нем будет осуществляться техническое перевооружение. [8, с.7]. Промышленное производство при рыночной экономике сопровождается нередко, то падением или сокращением выпуска продукции, то ростом, иногда бурным подъемом.
На Улан-Удэнском локомотиво-вагоноре-монтном заводе в СМИ появилась информация о предполагаемом сокращении 1600 работников, затем о 400. После вхождения завода в холдинг ОАО «Желдордермаш» под управление ООО «Локомотивные технологии» ситуация изменилась и только в последнее время стало известно, что на базе Улан-Удэнского ЛВРЗ создается производственно-заготовительный участок для переработки и заготовки лома черных металлов. Это позволит загрузить литейный цех сырьем в достаточном количестве для запланированного расширения объемов изготовления тормозных колодок для локомотивов до 2 млн. штук [3, с. 4].
Из этого следует, что факторы изменений экономических, производственных ситуаций имеют глубокий характер и они рождают социальные проблемы сопровождения, трудоустройства, преодоления различных
последствий, оптимизации в подготовке кадров, улучшения качества образования. Трудно решаемые вопросы в образовательных организациях невозможно полностью и уверенно решать только сложившимися методами обучения и воспитания.
Поэтому следует выходить на парадигму педагогического сопровождения.
Библиографический список
1. Богословский В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете. Методологические характеристики: Монография. - СПб., 2000. - 376 с.
2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. - Мн.: Харвест, М.: АСГ, 2001 - 268 с.
3. Молчанова Ж. Крах или обновление экономики // Московский комсомолец в Бурятии-№17. - 2014, 6-13 августа.
4. Психолого-педагогических словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений:- Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.
5. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Исследование проблем высшего педагогического об-
разования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: коллективная монография. -СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. - Вып. VII. - С. 7 - 17.
6. Смена миссии // Поиск. - № 29. - 2014. -25 июня.
7. Философский энциклопедический словарь / сост. Е. Ф. Губский. - М.: ИНФРА, 2003. - 570 с.
8. Шаталова А. Эвакуация заказов. - 2014. -№31, 6 августа.
9. Якимов О. В. Социальное партнерство техникума и предприятия как условие развития трудовой активности студентов: монография. -Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2009, - 144 с.
10. Bruner J. S. The culture of Education / J.S. Bruner. - Cambr., Mass.: Harvard University Press, 1996. - p.234
11. Hymes D. On communicative competence // Sociolinguistics Selected Readings / J.B. Pride, J. Homes (eds.) - Harmondsworth, U.K.: Penguin, 1972.- p. 259- 263.