Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение профессиональной самореализации студентов'

Педагогическое сопровождение профессиональной самореализации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УСПЕШНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PEDAGOGICAL SUPPORT / SUCCESSFULNESS / SELF-FULFILLMENT / SOCIALIZATION / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимов Олег Васильевич

В статье рассматривается опыт Политехнического техникума по педагогическому сопровождению студентов, направленный на их профессиональную самореализацию и социализацию. Рассмотрены понятия самореализации и социализации, приведены примеры, способствующие самореализации обучающихся во время обучения. Предлагаются общие направления самореализации студентов, и обосновывается их необходимость. Автор полагает, что педагогическое сопровождение студентов способствует их социализации и профессиональной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимов Олег Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN THEIR PROFESSIONAL SELF-FULFILLMENT

The article considers the experience of the Polytechnic College in the pedagogical support of students, which is aimed at their professional self-fulfillment and socialization. It also examines the concepts of self-fulfillment and socialization and gives some examples promoting students'self-fulfillment during training. Besides, the article presents the general directions of student's self-fulfillment and justifies the need for them. The author supposes that the pedagogical support of students contributes to their socialization and professional self-fulfillment.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение профессиональной самореализации студентов»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN THEIR PROFESSIONAL SELF-FULFILLMENT

О.В. Якимов O.V. Yakimov

Педагогическое сопровождение, успешность, самореализация, социализация, профессиональная образовательная организация, профессиональная подготовка. В статье рассматривается опыт Политехнического техникума по педагогическому сопровождению студентов, направленный на их профессиональную самореализацию и социализацию. Рассмотрены понятия самореализации и социализации, приведены примеры, способствующие самореализации обучающихся во время обучения. Предлагаются общие направления самореализации студентов, и обосновывается их необходимость. Автор полагает, что педагогическое сопровождение студентов способствует их социализации и профессиональной самореализации.

Pedagogical support, successfulness, self-fulfillment, socialization, professional educational organization, training.

The article considers the experience of the Polytechnic College in the pedagogical support of students, which is aimed at their professional self-fulfillment and socialization. It also examines the concepts of self-fulfillment and socialization and gives some examples promoting students self-fulfillment during training. Besides, the article presents the general directions of students self-fulfillment and justifies the need for them. The author supposes that the pedagogical support of students contributes to their socialization and professional self-fulfillment.

Для достойного проживания студентами жизни важны «профессиональная подготовка и личностные мотивы, установки, ценности, ориентации, приоритеты, житейские понятия, взгляды и убеждения» [Мухаметзянова, 2000, с. 36].

Однако в решении всех жизненных проблем и вопросов, так или иначе, на первое место выдвигается труд, работа. От этого зависят материальная обеспеченность, духовная и моральная удовлетворенность. Поэтому в задачи педагогического сопровождения входят передача и содействие принятия и осмысления отдельных социальных, экономических, психологических и педагогических идей, которые могут быть значимыми в будущей жизни, прежде всего в труде, в служебной карьере, самоутверждении, в духовном, образовательном совершенствовании.

К таким основополагающим воззрениям относятся идеи успеха, успешности и самореализации. Они не отражены в учебных программах и не всегда могут быть вписаны в содержание внеауди-

торной воспитательной работы. Согласно нашей концепции о педагогическом сопровождении, они являются ключевыми как цель и результат данного вида взаимодействия педагогов со студентами.

Это, прежде всего, социальная, психологическая и педагогическая идея в теории и на практике - успех, успешность. С переходом нашей страны на рыночную экономику повсеместно употребляются слова: удача, успех, результат, достижение, выгода, показатели, доход и др. Существует и действует широкий круг гуманитарных видов деятельности, в которых достигаются определенные результаты: повышение квалификации, профессионализм, мастерство, этапы (ступени) в карьере, признание руководства, поощрение в организации и отрасли, награждения и др.

В каждом государстве, обществе существуют и всегда будут виды деятельности, в которых достигаются земные, не громкие, не заоблачные, а рядовые, будничные, всегда необходимые, значимые для человека и общества результаты, успехи. Это рабочие, крестьянские, педагогические,

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

[101]

S

д

н

U

W М

лечебно-медицинские, культурно-досуговые, снабженческо-коммерческие и охранные виды работ, службы. Функции работников состоят из исправного выполнения профессиональных, служебных обязанностей, достижения определенных результатов, требуемых в пределах норм, правил выше и лучше ожидаемых. При их выполнении можно достигнуть успеха.

Нами разработана программа спецкурса для студентов «Что значит быть успешным». Изложенные выше мысли, идеи отражают сущность программы. В нее мы включили факты, раскрывающие понятие «успешность» в отдельных видах деятельности.

Второй крупной социальной, психологической и педагогической идеей после успешности, которую мы рассматриваем при сопровождении, была идея социализации и самореализации. Понятно и очевидно, что сущность названных понятий близка к содержанию понятия успешности. Эти понятия сближаются, но не сливаются. До того как быть успешным, или становясь на рельсы успешности, человек проходит путь социализации и самореализации. Изменения социально-экономических, культурно-духовных условий, обстоятельств, ориентиров, ценностей вызывает необходимость внесения коррективов в социализации и самореализации.

Введение третьего поколения образовательных стандартов в школах, ЕГЭ, преобразование и реструктуризация в НПО и СПО, рейтинги среди вузов, распространение дистанционного обучения, массовое внедрение проектного обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования показывают значительные перемены в востребованности подвижек в социализации.

Самореализации личности посвящены работы исследователей на разных уровнях - философском, социологическом, психологическом и педагогическом. Вопросам самореализации студентов уделяется много внимания, но специальных подтвержденных исследований по этому вопросу нет.

Исследователи отмечают, что «в педагогической науке эти проблемы скорее намечены, чем глубоко проанализированы. Это связано как с эм-

пирической неизученностью данных проблем, так и с недостаточностью концептуальных наработок.

Пробел в условиях и факторах самореализации студента профессиональной образовательной организации в учебной и внеучебной среде порождает множество противоречий. Одно из них заключается в том, что, с одной стороны, каждый студент уникален и ему необходимо создать такую педагогическую поддержку, которая бы обеспечивала позитивную, разностороннюю и адекватную самореализацию, создавала бы базу для его дальнейших перспектив развития, а с другой - в учебных заведениях уделяют недостаточно внимания созданию соответствующих организационно-педагогических условий, а у руководителей и педагогов отсутствуют необходимые теоретические и методические разработки технологий управления данным процессом» [Блощинский, 2002, с. 1-2].

Обобщая, можно сформулировать следующее противоречие: между целесообразностью оказания педагогической поддержки студентам профессиональных образовательных организаций в процессе самореализации как главнейшего механизма его личностного и профессионального развития и недостаточной теоретической, экспериментальной и методической разработанностью организационно-педагогических условий, обеспечивающих этот процесс.

Активная адаптация человека к жизни в обществе - жить и действовать в соответствии с нравственными нормами, принципами, традициями общества является необходимым условием его существования. Однако, как справедливо подчеркивает Э. Фромм, адаптивные возможности человека небезграничны. «Существуют не только определенные естественные и духовные потребности, требующие своего удовлетворения, но и некоторые психологические качества, невозможность, реализовать которые приводит к определенным трудностям, проблемам. К ним относятся тенденция к интеллектуальному развитию, реализация потенций, таких как способность к творчеству, к критическому мышлению и т.д.» [Пряжников, 1996, с. 33]. «Под этим углом зрения следует рассматривать проблему развития и воспитания у студентов потребности и спо-

собности к самореализации, которая формируется, когда в деятельности педагога оптимально сочетаются и адаптивная, и гуманистическая функции» [Мухаметзянова, 2000, с. 24].

Самореализация каждого человека осуществляется во взаимосвязи человек - общество. Вне общества, без общества не бывает самореализации. Выражение себя, развитие каждого, получение благ и отдача окружающим, социуму и т.д. Но для этого индивид должен быть достойным членом общества: развитым, воспитанным, образованным, культурным и деятельным. С чего начинается подготовка к самореализации? Какие этапы, ступени проходит? Каковы компоненты, составляющие процесс самореализации?

Первая - это самодисциплина, регулирование и управление собственным поведением. Дисциплина, поведение есть отношение к себе и обществу. Привычки, правила поведения, отношения, общения выработаны и приняты с древних времен. Без них не существовало бы общество и в нем не происходило бы становление людей. В современном, цивилизованном обществе самодисциплина, культура поведения отличают всех преуспевающих людей.

Вторая - самоорганизация. Начальной ступенькой является выработка и следование распорядку, режиму дня. На этой основе выполнение всех дел поочередно, исходя из важности, значимости: учебных, домашних, физически-трудовых (уборка, приготовление пищи, покупка продуктов, работа на огороде, чтение, просмотр телепередач, занятие физкультурой, встречи с друзьями) и т.д. Четкое и разумное планирование основных дел и их выполнение. Самоорганизация становится привычной натурой растущего человека и чертой характера, предпосылкой самореализации личности в крупных и значимых делах в производстве, культуре, науке, руководстве и управлении.

Третья - самоподготовка. Сюда входят самостоятельная работа, выполнение заданий, изучение дополнительной литературы, самообразование, самообучение. Например, обучение иностранному языку, глубокое изучение научной литературы по избранным предметам, подготовка к конкурсу, олимпиаде, конференциям. В этой гра-

дации может быть посвящение времени интеллектуальным тренингам и др. В ходе и результате самоподготовки у студентов формируются культура и научная организация умственного труда, которые необходимы в течение всей жизни.

Введение дистанционного обучения, проектной деятельности, расширение практики индивидуальных образовательных траекторий в школе, профессиональных образовательных организациях, а затем в процессе работы, необходимость повышения квалификации и переподготовки еще раз убеждают в непреходящей значимости самоподготовки.

Четвертая - самостоятельные занятия физическими и спортивными упражнениями, физическое развитие, оздоровление, укрепление здоровья, совершенствование двигательных и спортивных навыков. Двух-, трехчасовых занятий по физкультуре в школе и профессиональных образовательных организациях совершенно недостаточно для поддержания оптимальной физической формы. Утренняя зарядка, упражнения со снарядами, ходьба и бег, катание на лыжах и коньках, походы, занятие фитнесом, посещение секций и т.д. - это дополнительные и эффективные занятия в сохранении и укреплении здоровья, поддержания спортивной формы, продуктивной и продолжительной жизни.

Пятая - занятия техническими и трудовыми делами. Овладение умениями, приобретение опыта, а в дальнейшем мастерства дает удовлетворение, переходящее в удовольствие и радость. Это один из путей самореализации.

Шестая - посвящение музыке, участие в художественной самодеятельности, получение музыкального образования (музыкальная школа, индивидуальные и самостоятельное обучение). Занятия в хореографических, хоровых кружках, ансамблях. Так же, как в спорте и в искусстве, к занимающимся приходят удовлетворение, удовольствие и радость в процессе овладения мастерством.

Седьмая - общение, дружба, товарищество, совместная работа и сотрудничество, поддержка достойных людей. Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая - общение с другими людьми.

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

[103]

д

н и

Щ

м

Восьмая - любовь, забота. Выражение благодарности родным (родителям, детям), близким родственникам и другим. Это выражается поведением, учебой, трудом, общением и взаимодействиями с родными, в целом образом жизни, в речах и отношениях со всеми.

Девятая - любовь, забота, желание делать доброе, полезное.

Десятая - материально-финансовое обеспечение и приобретение вещей, продуктов, товаров, получение услуг, льгот, наличие жилья, транспортных средств, обстановки, средств быта, картин, украшений.

Одиннадцатая - участие в благотворительности, оказание всемерной поддержки и помощи знакомым, соседям, землякам, односельчанам и другим. Имеется в виду не только материальная помощь и поддержка, а также моральная, духовная, социальная, культурная (концерты, возведение памятников, написание книг и т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это схематические общие направления самореализации студентов техникума. Они не новые, многие из них приняты и реализуются, но в комплексе, обсужденные, конкретизированные, способствуют осознанию, обдумыванию, самоанализу, нередко обсуждению в кругу товарищей и дома.

В настоящее время профессиональной самореализации способствует дуальная система подготовки рабочих кадров. «Дуальная система представляет собой взаимодействие двух учебно-производственных сред: государственной профессиональной школы и промышленного предприятия [Тесленко, Ганушко, 2014, с. 92]. В нашем случае базовое промышленное предприятие и техникум работают по разработанным совместно профессиональным образовательным программам. «Причем более приоритетной является практическая составляющая, занимающая % учебного времени. На производстве обучающиеся получают преимущественно практический и производственный опыт» [Тесленко, Ганушко, 2014, с. 92]. Кроме практического опыта, обучающиеся получают бесценный опыт работы в коллективе. Дуальная подготовка - будущее профессионального образования, идеально вписывает-

ся в концепцию формирования профессиональной самореализации студентов. «Со стороны работодателей налицо заинтересованность в качестве подготовки принимаемых на работу специалистов» [Кузьмина, Саволайнен, 2016, с. 67]. «Со стороны студентов заинтересованность выражается в получении качественного образования, возможности профессионального роста» [Там же, с. 68] и профессиональной самореализации и социализации.

Подытоживая вышеизложенное отмечаем:

- педагогическое сопровождение студентов техникума направлено на их подготовку и включение в труд;

- труд в любой сфере жизни дает удовлетворение самому и получает признание других, коллектива, если в процессе и результате работы достигается успех. В современном обществе идея и практика успешности стала значимой социальной, психологической и педагогической категорией;

- дуальная система подготовки рабочих кадров способствует социализации и профессиональной самореализации студентов.

Библиографический список

1. Блощинский А.И. Организационно-педагогические условия личностной самореализации студентов средней профессиональной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук; Институт среднего профессионального образования РАО. Казань, 2002. 22 с.

2. Кузьмина Н.А., Саволайнен Г.С. Педагогические условия формирования практико-ориентированных умений студента - будущего специалиста в области эксплуатации железных дорог // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1(35). С. 66-69.

3. Мухаметзянова Г.В. Современные проблемы образования. Казань: ИСПО РАО, 2000. 84 с.

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996. 142 с.

5. Тесленко В.И., Ганушко Я.В. Проблема качества профессиональной подготовки специалистов средних профессиональных организаций и возможные пути ее решения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 2(28).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.