УДК 378.19 ББК 74.480.05
Андреева Евгения Владимировна
аспирант
кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Andreeva Evgenia Vladimirovna Post-graduate
Department of Pedagogy and Psychology of Childhood Chelyabinsk State Pedagogikal University
Chelyabinsk
eva2005@mail.ru
Тьюторское сопровождение как механизм формирования профессиональной социализации студентов педагогического вуза
Tutor support as a mechanism of formation of professional socialization of students of pedagogical high school
В данной статье рассматривается профессиональная социализация студентов педагогического вуза в период адаптации к профессиональнопедагогической деятельности. Механизмом профессиональной социализации мы рассматриваем тьюторство как сопровождение студентов в профессиональном самоопределении.
This article examines the professional socialization of students of pedagogical high school in the period of adaptation to vocational and educational activities. We believe that professional socialization promotes tutoring as an accompaniment to the orientation of students in the teaching profession and retain it.
Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, адаптация студентов, тьютор, тьюторское сопровождение, индивидуализация.
Key words: socialization, professional socialization, adaptation of students, tutor, tutor support, individualization.
В последнее десятилетие те или иные аспекты проблемы социализации
личности все чаще оказываются в фокусе внимания ученых-педагогов, известные авторы учебных пособий по педагогическим дисциплинам ставят социализацию как понятие не только социальной, но и общей педагогики (Г.М. Андреева, Ю.И. Кривов, В.А. Сластенин и др.), а также педагогики профессионального и дополнительного образования (Л.А. Амирова, М.Т. Громкова, Н.К. Сергеев и др.).
Проблема профессиональной социализации обуславливается общественной значимостью данного вопроса и характеризуется как сложный и многофак-
торный процесс. Сегодня сформирована нормативно-правовая основа решения кадровой проблемы: Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС последнего поколения и др.
Актуальность темы профессиональной социализации студентов педагогического вуза характеризуется ситуацией, которая сложилась в кадровом обеспечении системы российского образования: увеличивается доля выпускников педагогических вузов, которые не желают трудоустраиваться по специальности в образовательные учреждения; наблюдается процесс расслоения молодых специалистов: 15% нацелены на максимально быструю реализацию внутреннего потенциала своих профессиональных способностей и личностных качеств; 50% выпускников находятся в аморфном состоянии, не имея чёткого представления о том, как их знания и умения будут реализованы в профессиональной деятельности; 35% способных, перспективных молодых выпускников не знают ни границ своих возможностей, ни способов поиска хорошей работы.
Нам импонирует мнение В.Ф. Сафина, который, выделяя несколько форм социализации личности, определяет профессиональную социализацию как процесс поиска в приобретении профессии. По его мнению, финалом профессиональной социализации служит трудовая деятельность, в процессе которой личность утверждает себя как созидатель; глубоко осознает, что она не только создает материальные блага, но и формирует человеческие взаимоотношения [5].
Свой вклад в развитие теории профессиональной социализации внесли отечественные ученые, изучающие особенности планирования жизненной перспективы и формирование представлений о профессиональном будущем (К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Радовель, М.Х. Титма, В.К. Шаповалов и др.). Некоторые исследователи рассматривают профессиональную социализацию как неотъемлемую часть жизненного самоопределения (Н.С. Пряжников, В.Ф. Сафин, С.Н. Чистякова и др.). Научные работы В.А. Нечаева посвящены вопросам институциализации и сущности профессионального образования и его роли в процессе социализации молодежи. В работах С.М. Богословского, Е.М. Де-
ментьева, Ф.Ф. Эрисмана и др. широко освещены вопросы профессионального развития личности и трудовой деятельности человека. В настоящее время проблема профессиональной социализации, становления и развития личности профессионала активно исследуются Е.А. Климовым, А.К. Марковой, С.В. Новиковым, Н.А. Перинской, О.В. Ромашовым, В.Д. Шадриковым.
Исследование показало, что профессиональная социализация студентов педагогического вуза формирует потенциал успешного включения индивида в процесс трудовой деятельности и поддержания высокого уровня профессиональной мобильности в течение всей жизни. Педагогические вузы при организации целенаправленного процесса профессиональной социализации, на наш взгляд, должны стремиться проектировать такое образовательное пространство социализации, в котором студенты наиболее полно и разносторонне с учетом индивидуальных способностей могли бы приобретать первоначальный профессиональный опыт и необходимые профессионально-личностные качества, такие как: профессиональная мобильность, креативность, профессиональная успешность и др.
Адаптация студентов в вузе выступает важнейшим этапом личностного развития и профессионального становления специалиста, которая характеризуется через освоение психолого-педагогических дисциплин, педагогическую практику и активное участие в общественной жизни вуза: олимпиадном движении, исследовательской деятельности, художественной самодеятельности, спортивной жизни.
Механизмом профессиональной социализации может являться тьюторст-во как эффективный ресурс сопровождения процесса адаптации студентов в образовательном пространстве высшей школы. Тьюторское сопровождение студентов приобретает большую актуальность как для педагогических вузов в связи с необходимостью подготовки высококвалифицированных педагогических кадров нового поколения, так и для всех высших учебных заведений в рамках реализации кредитно-модульной системы обучения. Министерство об-
разования и науки РФ заявляет о введении должности «тьютор» в школах страны с 2014 года (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.)
Понятия «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле слова новыми для современного образования. Тьюторство как оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы берет начало в средневековых европейских университетах XII - XIV вв. В качестве особой педагогической позиции, а затем и должности, оно оформляется в известнейших древнейших университетах-городах Великобритании: сначала в Оксфорде, чуть позже в Кембридже.
В русскую педагогическую практику слово «тьютор» было введено М.Н. Катковым (13 января 1868 г. был учрежден Лицей Цесаревича Николая в Москве, где предусматривалась эта должность). Главной задачей тьютора было индивидуальное воспитание вверенных ему студентов [1].
Мы согласны с тем, что введение тьюторства на современном этапе при появлении системы профильного образования подтверждает важность этого направления профессиональной подготовки бакалавра для общеобразовательных учреждений и предполагает выделение в деятельности преподавателя вуза функций наставника. Под руководством тьюторов студенты работают над определёнными темами, связанными с основными учебными предметами; получают разнообразную методическую, социальную, психолого-педагогическую помощь; составляют программы курса обучения и подготовки к экзаменам; еженедельно анализирует проведённую самостоятельную работу [4, 21].
Университетская среда представляет собой открытое культурное пространство, в котором тьютор помогает выстраивать личные траектории, выполняя две основные функции - функцию посредничества и функцию сопровождения самообразования. Вторая функция наиболее важная, так как сопровождение самообразования является необходимым условием личного и профессиональ-
ного развития как для тьютора, так и для студента вуза как будущего специалиста.
Мы разделяем позицию Л.А. Богданович, которая рассматривает сущность тьюторства в вузе в виде сопровождения двух направлений - учебной и воспитательной деятельности [3].
В учебной деятельности тьютор помогает выявлению и развитию познавательных интересов, склонностей и способностей студентов, помогает организации условий для учебной деятельности и углублённой подготовки студентов по профилю избранной специальности. Тьютор отвечает за индивидуальную готовность каждого студента к сдаче экзаменационной сессии, оказывает помощь в освоении учебного материала, в последующем расширении и углублении академических знаний, стимулирует участие студентов в учебной работе вуза в соответствии с интересами и склонностями в студенческом самоуправлении. В данной системе тьютор рассматривается не только как преподаватель, а также как наставник, помогающий студенту развить способность мыслить, отбирать и критически анализировать факты, при этом он должен продолжать заниматься своим самообразованием, жить со студентами одними ценностями.
Воспитательная деятельность тьютора направлена на удовлетворение потребности студентов в усвоении педагогического опыта, способствует развитию организаторских и коммуникативно-интерактивных навыков. В данном направлении тьютор следит за выполнением студентами правил внутреннего распорядка вуза, посещением ими лекций и семинаров, следит за внешним видом студентов, за соблюдением ими правил режима дня, за принятием участия в воспитательных делах, мероприятиях факультета и вуза в целом.
Тьюторское сопровождение должно охватывать все сферы и этапы жизнедеятельности студентов высшей школы. Необходимо отметить, что процесс адаптации к обучению в вузе не является простым приспособлением личности к новой учебной среде и требованиям профессорско-преподавательского состава, а предполагает активный, осознанный характер вживания студента в образова-
тельную среду высшей педагогической школы. В свою очередь, именно адаптация к обучению в вузе является наиболее проблемной, поскольку данный элемент социальной адаптации личности призван стать тем необходимым фактором, который позволит первокурснику наиболее успешно включиться в качественно иной образовательный процесс. Деятельность тьютора помогает студентам педагогического вуза успешно адаптироваться к новым условиям обучения и воспитания, к жизни в коллективе, а также формированию профессиональной культуры.
Особую актуальность приобретает разработка и реализация тьюторского сопровождения студентов в период педагогической практики, которое основывается на учете принципа открытости образования, предполагающего овладение каждым студентом педагогического вуза культурой выбора своего профессионального педагогического пути. При тьюторском сопровождении педагогической практики студентов реализуются ценности индивидуализации, самоопределения, осмысленного отношения человека к своему будущему, возрастному движению. Дифференциация и индивидуализация содержания и организации педагогической практики обеспечивается вариативностью заданий, предлагаемых студентам с учётом уровня их теоретической готовности и этапа образовательной подготовки. Это напрямую связано с задачами гуманитаризации образования: научить человека использовать себя в соответствии со своими ценностями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс. В роли тьюторов в период прохождения студентами педагогической практики могут выступать методисты по педагогике и методике преподавания соответствующего предмета.
На завершающем этапе обучения в вузе, когда перед выпускником наиболее остро стоит проблема профессионального самоопределения и последующего трудоустройства, участие тьютора в процессе становления педагога, способствует закреплению профессионального выбора и формированию профессионально-педагогической направленности личности студента. Тьютор, участ-
вуя процессе поэтапного утверждения студента в сделанном им выборе специальности, укрепляет возрастание мотивационно-ценностного отношения к будущей профессии, психологической и нравственной готовности к усвоению знаний и умений, обеспечивающих успешную предстоящую профессиональнопедагогическую деятельность.
Таким образом, в настоящее время введение тьюторского сопровождения в систему высшего педагогического образования представляется актуальным и эффективным. Тьюторство является одним из передовых и, на наш взгляд, перспективных педагогических средств, которое необходимо широко использовать в образовательной деятельности, в том числе в процессе профессиональной социализации студентов педагогических вузов.
Библиографический список
1. Дудчик, С.В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения [Текст]/ С.В Дудчик: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 2008.-25с.
2. Ковалева,Т.М. Возможности тьюторского сопровождения в современном вузе .-[Электронный ресурс] .-Режим доступа: http: //thetutor.ru/hig-
her/article01.htm
3. Ковалева, Т. М. Профессия «тьютор» [Текст]/ под ред. Т. М. Ковалевой, С. Ю. Поповой и др. - М.-Тверь: «СФК-офис», 2012. - 98с.
4. Радионова, Н.Ф., Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования [Текст]/ Н.Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: Коллективная монография. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. - Вып. VII. - С. 7 - 17.
5. Сафин, В.Ф. Личность: факторы и условия самоопределения и самореализации. - Монография. [Текст]/ В.Ф. Сафин. - Уфа, 2007. - 107 с.
Bibliography
1. Dudchik, S.V. The development of the cognitive interest of younger schoolboys means tutor support. / S.V. Dudchik. Dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences.-Moscow, 2008.-25p.
2. Kovaleva, T.M. features tutoring support in the modern university.-[Electronic resource]. - Mode of access: http://thetu-tor.ru/hig - her/article01.htm
3. Kovalevа, T.M. Job "tutor" / Ed. by T.M. Kovalevoj , S.Y. Popova and others - Moscow - Tver: «NFC office», 2012.-98p.
4. Radionova, N.F. Study of the problems of higher pedagogical education as a way of improving multi-level specialist training in the field of education / N.F.
Radionova, A.P. Tryapitsyna // Prepare a specialist in the field of education: Research and development to improve the training available: The collective monograph . - St. Petersburg.: Publishing RSPU. Herzen, 1999. - Issue. VII. - Pp. 7 - 17.
5. Safin, V.F. Personality: factors and conditions of self-determination and selfrealization. - Paper. / V.F. Safin. - Ufa, 2007. -107 p.