Научная статья на тему 'Модернизация среднего профессионального образования на примере политехнического техникума'

Модернизация среднего профессионального образования на примере политехнического техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ / ИНИЦИАТИВЫ / VOCATIONAL EDUCATION / INNOVATION / POLYTECHNIC COLLEGE / INITIATIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимов Олег Васильевич

В статье рассмотрены проблемы профессионального образования на примере системы среднего профессионального образования Республики Бурятия и, в частности на примере автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Бурятия «Политехнический техникум». Описана краткая история становления техникума, основные достижения и перспективы развития. На основе анализа деятельности техникума за историю своего существования, а также характера взаимодействия с другими организациями определяется степень воздействия техникума на формирование регионального рынка труда и влияние образовательного учреждения на социально-экономическое развитие Кабанского района. Автор обобщает практический опыт деятельности политехнического техникума на примере образовательных инициатив со стороны педагогического коллектива и обосновывает их социально-экономический эффект. Приводятся конкретные примеры образовательных инициатив, раскрывается их влияние на развитие техникума. В статье на основе анализа и сопоставления данных деятельности политехнического техникума определены итоги модернизации и представлен результат модернизации средней профессиональной образовательной организации. В достаточно острой полемической форме, основываясь на большом достоверном фактическом материале, автором показаны положительные стороны становления образовательной организации, приведены примеры механизма взаимодействия с общественными и государственными организациями. Статья будет интересна практикующим работникам среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational Education’s Modernization on the Example of Polytechnic College

The article deals with the problems of vocational education as an example of secondary education in the Republicof Buryatia and in particular the example of an autonomous educational institution of secondary education in the Republic of Buryatia “Polytechnic College”. It describes brief history of the college development, the main achievements and prospects. On the basis of analysis of the college in its history, as well as the nature of the interaction with other organizations, the impact of the college on the formation of the regional labor market and the impact of educational institutions on the socio-economic development of Kabansky regionare determined. The author summarizes the practical experience of the Polytechnic College as an example of educational initiatives on the part of the teaching staff and justifies their socio-economic impact.

Текст научной работы на тему «Модернизация среднего профессионального образования на примере политехнического техникума»

УДК 377 ББК Ч 447

Олег Васильевич Якимов,

кандидат педагогических наук, политехнический техникум (671247, Россия, Республика Бурятия, пгт. Селенгинск, мкр. Солнечный, 42)

e-mail: olegyakimov65@mail. ru

Модернизация среднего профессионального образования на примере политехнического техникума

В статье рассмотрены проблемы профессионального образования на примере системы среднего профессионального образования Республики Бурятия и, в частности на примере автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Бурятия «Политехнический техникум». Описана краткая история становления техникума, основные достижения и перспективы развития. На основе анализа деятельности техникума за историю своего существования, а также характера взаимодействия с другими организациями определяется степень воздействия техникума на формирование регионального рынка труда и влияние образовательного учреждения на социально-экономическое развитие Кабанского района. Автор обобщает практический опыт деятельности политехнического техникума на примере образовательных инициатив со стороны педагогического коллектива и обосновывает их социально-экономический эффект. Приводятся конкретные примеры образовательных инициатив, раскрывается их влияние на развитие техникума. В статье на основе анализа и сопоставления данных деятельности политехнического техникума определены итоги модернизации и представлен результат модернизации средней профессиональной образовательной организации. В достаточно острой полемической форме, основываясь на большом достоверном фактическом материале, автором показаны положительные стороны становления образовательной организации, приведены примеры механизма взаимодействия с общественными и государственными организациями. Статья будет интересна практикующим работникам среднего профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, инновации, политехнический техникум, инициативы.

Oleg Vasilyevich Yakimov,

Candidate of Pedagogy, Polytechnic College

(42 Solnechniy Mcr., Selenginsk, Republic of Buryatia, Russia, 671247)

e-mail: olegyakimov65@mail.ru

Vocational Education's Modernization on the Example of Polytechnic College

The article deals with the problems of vocational education as an example of secondary education in the Repu-blicof Buryatia and in particular the example of an autonomous educational institution of secondary education in the Republic of Buryatia "Polytechnic College". It describes brief history of the college development, the main achievements and prospects. On the basis of analysis of the college in its history, as well as the nature of the interaction with other organizations, the impact of the college on the formation of the regional labor market and the impact of educational institutions on the socio-economic development of Kabansky regionare determined. The author summarizes the practical experience of the Polytechnic College as an example of educational initiatives on the part of the teaching staff and justifies their socio-economic impact.

Keywords: vocational education, innovation, Polytechnic College, initiatives.

В истории человеческого общества все виды деятельности и системы жизнеобеспечения развиваются, изменяются, преобразовываются и совершенствуются. Это относится ко всем социальным системам, начиная с производственно-трудового, материально-вещественного и культурно-духовного обеспечения, обслуживания.

К ним относятся также отраслевые системы жизни и деятельности такие, как языки, литература, все виды искусства, наука и образование, медицина и здравоохранение, общение и коммуникация, физкультура и спорт, право-

охранительная система, вооруженные силы и оборона страны и др.

Все виды перемен, происходящих и осуществляющихся в различных сферах, областях общества, можно подразделить на революционные, реформационные, модернизационные, организационно-управленческие, территориальные и др.

Самые существенные, качественные, противоречивые (несущие положительные и отрицательные) заряды, элементы, резкие, принципиальные изменения, перемены и преобразования осуществляются в социально-эко-

96

© Якимов О. В., 2014

номической, общественно-политической основах, отношениях и организациях жизни и деятельности общества. В названных двух видах жизнедеятельности: социально-экономической и общественно-политической.

В них изменения, перемены и преобразования можно назвать как революции, перевороты, революционные перемены и преобразования, революционные ломки, системные и последовательные изменения и перестроения, отказы, отбрасывания, ликвидации и уничтожения, имеющие полный принципиальный, существенный, сущностный характер[1, с.34].

Известно, что классические буржуазные революции произошли в Англии, Франции и последовательные коренные изменения в экономике, социальной сфере и политике происходили в отдельных европейских странах и США.

Исторические, качественные и принципиальные перемены, преобразования произошли в октябре и последующие месяцы 1917-18 гг. Они назывались «Великой октябрьской социалистической революцией», после 1992 г. отдельные авторы называют «октябрьским переворотом».

В России в 1992 г. начаты революционно-реформаторские изменения и преобразования по переходу от социалистического пути развития страны на капиталистические основы и принципы обустройства социально-экономической жизни.

О революционных сдвигах, достижениях утверждаются оценки, характеристики в науке, технике: первый промышленный переворот, научно-техническая революция и др. В экономике в связи с наукой, техникой и технологией выделяют уклады: Россия находится на стадии четвертого уклада, развитые страны мира переходят в стадию шестого экономического уклада.

Система образования в нашей стране действует и развивается в рамках и последствиях революционных перемен, по пути реализации реформы.

В первые же годы советской власти общеобразовательные школы были коренным образом перестроены, преобразованы, и они имели принципиальные отличия от школ царской дореволюционной России. По цели и задачам, по общепедагогическим принципам деятельности современная российская школа расходится с советской школой.

Социально-экономические и общественно-политические перемены в сегодняшней России обусловили не революционные преломления в системе образования, а реформаторские преобразования, изменения, нововведения. Это

подтверждают Федеральный Закон «Об образовании», принятый в 1992 г., и Закон «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный в 2013 г. Таковы наши общие подходы заявленной теме статьи. Думается, что идея понятна: в образовании бывают не революционные изменения, преобразования, а реформаторские перестройки, нововведения, переносы в содержании образования, перенятии методик, технологий обучения и воспитания.

Реализация реформ проводится разнова-риативно: как совершенствование традиционного опыта и как введение новых идей и рекомендаций, разработок и внедрений авторских подходов, практик и т. д.

Обновление традиционного, достойного в опыте и на практике, внесение новых идей, элементов, компонентов в содержание и процесс обучения называется модернизацией.

Наряду с актами, начинаниями, перестройками по реформированию системы образования, действиями и практиками по модернизации составных частей, компонентов в практике образовательно-воспитательной деятельности предпринимаются и осуществляются муниципальные районные и локальные инициативы, изменения, переходы в рамках отдельных групп образовательных учреждений.

Каждая образовательная организация нашей страны представляет микрочастицу, клеточку целостного общего организма - системы образования России. Они создаются, действуют, вводят совершенствования на основе Конституции Российской Федерации, периодически обновляемых законов об образовании и соответствующих подзаконных актов федерального и регионального уровней, решений муниципалитетов и администраций, общественных советов отдельных образовательных организаций.

Таким образом, учреждение, работа, развитие и совершенствование различных сторон каждой образовательной организации осуществляются на четырех взаимосвязанных основаниях:

- российских федеральных законах, актах законодательных исполнительных органов;

- законах об образовании субъектов РФ, решений, указаний правительственных и отраслевых органов (министерств, комитетов) образования;

- решениях и мероприятиях, санкционируемых и проводимых по решению администраций и отделов по образованию муниципалитетов городов (округов в них) и сельских районов;

- инициативах и мерах, принятых и утвержденных руководством, коллегиальными органа-

ми образовательных организаций и предложениями, исходящими от общественных советов, функционирующих при школах, техникумах, вузах.

При сочетании названных инстанций, положений и требований выполняется деятельность образовательных организаций общего, профессионального, дополнительного образования и профессиональной подготовки.

Указанный закономерный путь выпукло прослеживается на истории, современности и прогнозировании будущего организаций среднего профессионального образования. Это утверждение проследим на примере автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Бурятия «Политехнический техникум».

Профессиональное образование дореволюционной России было неразвитым, в Восточной Сибири не было учебных заведений начального и среднего профессионального образования. В Бурятской АССР профессионально-технические училища и техникумы были организованы в послевоенные годы.

Техникумы (железнодорожный, сельскохозяйственный, кооперативный) и средние профессиональные училища (педучилище, медучилище, культпросветучилище) имели отраслевое специально-профессиональное предназначение. Одним из них являлся Кяхтинский индустриальный техникум, открытый в 1955 г. в небольшом городе Кяхта Бурятской АССР (на границе с Монголией). Техникум был ведомственным учебным заведением, относился к министерству целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, готовил специалистов для предприятий промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока по названному направлению.

В 1956 г. было принято решение в рамках развития производительных сил Восточной Сибири и Дальнего Востока о строительстве целлюлозно-картонного комбината в Бурятской АССР, в Кабанском районе, недалеко от сел Брянск, Тресково, Таракановка на левом берегу реки Селенга, в 80-ти км от столицы республики - Улан-Удэ. Поэтому по желанию первых жителей рабочий поселок получил название Селенгинск.

В 1964 г. техникум из Кяхты был переведен в Селенгинск. Техникум осуществлял подготовку специалистов для целлюлозно-бумажной промышленности страны, в частности для Се-ленгинского ЦКК. Распределение выпускников предполагалось как всесоюзное. Постановление Совета Министров СССР Селенгинский

ЦКК был определен как базовое предприятие техникума, который сохранил свою ведомственную принадлежность.

Таким образом, профиль, функции и деятельность Селенгинского индустриального техникума решались на уровне союзного правительства, союзного министерства отрасли, организационно-управленческие вопросы находились в компетенции закона Бурятской АССР Такой же подход осуществлялся в дальнейшей судьбе этого учебного заведения.

Селенгинский индустриальный техникум имел неразрывную связь с ЦКК, его выпускники начинали трудиться на рабочих местах и в зависимости от способностей и стремления продвигались «по карьерной лестнице». Постепенно дефицит руководящих кадров (мастеров, бригадиров, начальников смен) был ликвидирован. И на комбинате появилась потребность в квалифицированных рабочих. Поэтому по предложению директора комбината И. Я. Ци-кановского произошла реорганизация. Было принято специальное постановление за подписью Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина, на основании которого вышел приказ Министерства целлюлозно-бумажной промышленности и Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому образованию о создании на базе Селенгинского индустриального техникума нового учебного заведения - ГПТУ-22.

Жизнь учебного заведения в новом статусе началась с 1 июня 1979 г. С 1980 г. оно переименовано в СГПТУ-22. Учащиеся принимались на полное государственное обеспечение: питание, проживание, обмундирование. В СГПТУ-22 складывалась своя внутренняя субкультура, свой стиль взаимоотношений педагогического коллектива с учащимися. В те же первые годы сложились и остались навсегда принципы чуткого неформального отношения к учащимся, взаимопонимания, отеческой заботы, оптимистического отношения к трудностям и проблемам, стремление к совершенствованию жизнеустройства.

Профессиональное училище в п. Селенгинск за 10 лет работы в этом статусе выпустило большое количество рабочих. Но на Селенгинском ЦКК не пополнялась категория руководителей среднего звена - техников, бригадиров. Поэтому назрела необходимость в их подготовке.

В этой связи были предприняты обращения, предложения о придании училищу более высокого статуса. И они возымели результат. Приказом министерства образования и науки

РСФСР «Об организации и порядке эксперимента высшего профессионального училища» от 28 апреля 1991 г. № 156 в числе девяти училищ РСФСР СГПТУ-22 присвоили статус Высшего профессионального училища № 22 -ВПУ-22.

Эксперимент удался. 10 лет училище плодотворно готовило рабочих и специалистов среднего звена. Появлялись новые направления. В стране начал развиваться придорожный сервис, открывались кафе, закусочные и др. Например, подготовка кадров по этому профилю осуществлялась по двум квалификациям: первая - технология продукции общественного питания,вторая - повар.

Следующая новая профессия - секретарь-референт с углубленным знанием английского языка, которая в последующем трансформировалась в специальность «Документальное обеспечение управления и архивоведения».

В Кабанском районе, богатом рекреационными ресурсами, со временем стал развиваться туризм. По заявке районной администрации в училище открыли специальность «Менеджмент». Таким образом, к 2000-му году в училище открылись семь новых специальностей, 60 % контингента обучались по программам СПО.

С 1992 года началось тесное деловое и эффективное сотрудничество с Сибирским государственным технологическим университетом (г. Красноярск) по освоению программ непрерывного профессионального образования. Проводилась интенсивная целенаправленная работа по теоретическому, методическому и практическому обеспечению улучшения качества образования и освоению современных образовательных технологий. Совершенствовалась система управления и контроля жизнедеятельностью учебного заведения.

На основании приказа Министерства образования и науки Республики Бурятия № 625 от 01.08.2000 г. Высшее профессиональное училище № 22 реорганизовано в Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей» № 22 с сохранением статуса профессионального учебного заведения интегрированного типа с двухуровневой подготовкой специалистов начального и среднего профессионального образования.

Профессиональный лицей продолжил работать по учебным планам и программам среднего и начального профессионального образования. Совершенствовалась учебно-материальная база, коллектив следовал основным

требованиям, предъявляемым к учебным заведениям - улучшению качества обучения, работе в инновационном режиме, был достигнут высокий уровень развития, который позволял ему двигаться дальше. Поэтому было принято решение о переходе в статус учреждения среднего профессионального образования - техникум, которое было поддержано министерством образования и науки Республики Бурятия в 2007 г.

В политехническом техникуме ведется подготовка по четырем профилям - строительному, социальному, техническому, технологическому. Образовательный процесс в техникуме осуществляют 88 штатных инженерно-технических работников. Высшую квалификационную категорию имеют 19 человек, первую - 13. Один кандидат педагогических наук (директор). Сегодня техникум преуспевает как двухуровневая, многопрофильная образовательная организация с широкой сетью предоставления образовательных услуг, услуг дополнительного профессионального образования и технических услуг.

Наряду с многопрофильностью техникум стал многофункциональным образовательным, культурным и социальным учреждением. В чем это состоит?

По постановлению Правительства Республики Бурятия от 17 марта 2011 г. № 111 к политехническому техникуму состоялось присоединение соседнего Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Каменский техникум строительства и предпринимательства». Это способствовало расширению многопрофильности и многофункциональности (в 2010 году в техникуме открылась парикмахерская. Это небольшая точка социально-бытового назначения, которая оказывает заметное влияние на внешний облик и образ студентов; в 2012 году состоялось другое знаменательное событие - открытие студенческого кафе, которое используется как лаборатория во время учебной и производственной практики; пущены в работу швейный цех, детский развлекательный центр и др.).

В политехническом техникуме осуществлено еще одно необычное новшество. В рамках государственной политики, целях эффективного использования площадей и создания новых рабочих мест в 2013 г. открыто структурное подразделение - детский сад «Лучики». Это, пожалуй, первый опыт российского масштаба.

За счет собственных средств, средств работодателей и спонсоров в соответствии с типовыми требованиями было реконструировано

помещение и прилегающая площадь, приобретены мебель, мягкий инвентарь, посуда, игрушки и т. п.

Правомерным будет вопрос, а зачем предпринимаются все эти инициативы? Ведь главная забота техникума - подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Профессиональная подготовка человека -это, конечно, главное в человеке. Однако все богатство, целостность личности намного шире и полнее, чем его подготовка и посвящение труду. И именно другие стороны, свойства и качества человека (интеллект, эстетика, нравственность, установки и ориентиры, взгляды и убеждения, дух и душа) отражаются на работоспособности, отношении к труду, производительности и продуктивности профессиональной деятельности [2, с. 96].

Подготовка человека к основному виду деятельности в обществе зависит не только от него самого, специальной подготовки, но и от окружающих условий, факторов, средств и обстоятельств материального, культурного и духовного содержания и направленности.

В их систему, структуру и перечень мы включаем культурно-духовные учреждения, дошкольные образовательные организации, социально-бытовые центры и др. Их близость, педагогическая направленность имеют если не прямое, то вспомогательное, факториальное значение.

Подготовка современных рабочих и специалистов среднего звена не сводится только к передаче и освоению студентами общеобразовательных и профессиональных образовательных стандартов и программ, хотя это, разумеется, главное.

Поэтому в истории среднего профессионального образования СССР и России пред-

принимались неоднократные акты по реформированию, преобразованию и модернизации. Об этом свидетельствует 35-летний юбилей техникума. На последних переменах качественные изменения в этом техникуме не завершаются, не ставится аккордная точка.

Руководство и педагоги техникума предполагают основать в нем начальные и средние классы с технической и технологической направленностью, чтобы какая-то часть выпускников из 9-х классов поступала в техникум. Они должны представлять ведущих студентов, лидеров в учебе, получении качественного образования, устремленных к социализации и самореализации в жизни и труде.

В порядке эксперимента мы планируем создание в техникуме трех подгрупп (10-12 человек) для подготовки элитных высококвалифицированных рабочих и специалистов. Их обучение, подготовка должны происходить преимущественно на собственной конкурсной основе, в образовательном процессе найдут использование современные образовательные технологии, в особенности проектное обучение. Контроль, мониторинг, ознакомление, изучение и исследование процесса и результатов экспериментальной работы будут постоянными сопровождающими действиями, актами.

Мы ставим цель дать не столько элитное образование, а содействовать формированию и становлению элитных рабочих и специалистов. Их деятельность, успехи, трудности будут прослеживаться в течение пяти лет с их согласия. Это будет, если грубо выразиться, поштучная подготовка успешных тружеников. Без сочетания массового и индивидуального направлений подготовки кадров рабочих и специалистов регионы России не сумеют выйти на уровень экономически высокоразвитых стран мира.

Список литературы

1. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск: ЮКЭА, 1997. 112 с.

2. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в области управления образовательным процессом: учеб. пособие. М: Высш. образование, 2007. 324 с.

References

1. Dubnishcheva T. Ya. Kontseptsii sovremennogo estestvoznaniya. Novosibirsk: YuKEA, 1997. 112 s.

2. Simonov V. P. Pedagogicheskii menedzhment: nou-khau v oblasti upravleniya obrazovatel'nym protsessom: ucheb. posobie. M: Vyssh. obrazovanie, 2007. 324 s.

Статья поступила в редакцию 10.10.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.