Научная статья на тему 'Управление развитием социокультурной среды вуза: из опыта работы ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»'

Управление развитием социокультурной среды вуза: из опыта работы ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / УПРАВЛЕНИЕ СРЕДОЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / THE MANAGEMENT ENVIRONMENT / COMPETENCE APPROACH / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагорная М. С.

В статье рассматриваются особенности управления развитием социокультурной среды вуза в условиях реализации компетентностного подхода и федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагорная М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT DEVELOPMENT UNIVERSITY SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT: WORK EXPERIENCE OF "SOUTH URAL INSTITUTE OF MANAGEMENT AND ECONOMICS"

The article discusses the features of the development of social and cultural environment management institution under the competency approach and implementation of the federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «Управление развитием социокультурной среды вуза: из опыта работы ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»»

90

Управление в современных системах №1 2013

УДК 378

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЧОУ ВПО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

И ЭКОНОМИКИ»

М.С. Нагорная, к.и.н., доцент кафедры «Государственные и общеправовые дисциплины» ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

E-mail: marya. nagornaya@mail. ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности управления развитием социокультурной среды вуза в условиях реализации компетентностного подхода и федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: социокультурная среда вуза, управление средой,

компетентностный подход, социальное партнерство.

В современных условиях глобализации и модернизации российского образования первостепенное значение уделяется развитию социокультурной среды образовательных учреждений. Вуз и его среда выступают важным условием формирования и развития личности студента, ее социального и культурного капитала. Социокультурную среду вуза современные ученые определяют как пространственный континуум, в котором преломляются знания и культурный опыт человека, последний осуществляется благодаря взаимодействию, общению и сотворчеству1. Социокультурная среда - это устойчивая совокупность вещественных и личностных компонентов, с которыми взаимодействует социальный субъект, и который оказывает влияние на его деятельность по созиданию и освоению духовных ценностей и благ, на духовные потребности, интересы и ценностные ориентации2.

Социокультурная среда вузов включает в себя внеучебную воспитательную работу, научно-исследовательскую деятельность, взаимодействие и социальное партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, ведомственными учреждениями и общественными организациями по вопросам реализации государственной молодежной политики.

В Южно-Уральском институте управления и экономики сформирована благоприятная социокультурная среда, обеспечивающая возможность формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускника, всестороннего развития личности, а также непосредственно способствующая освоению основных образовательных программ по направлениям (приложение 4).

Основные задачи ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» по поддержанию и развитию социокультурной среды:

- анализ социально-психологических проблем студентов, психологическая поддержка и консультативная помощь на ее основе;

- выявление, поддержка активности и поощрение достижений студентов в научной, творческой и спортивной сферах;

- предоставление возможности студентам реализовать себя в общественной жизни Института и освоить навыки самоорганизации;

- формирование у молодежи мотивации на здоровый образ жизни, на негативное отношение к психоактивным веществам;

Управление в современных системах №1 2013

91

- формирование у студентов ЮУИУиЭ высокого патриотического сознания, активной гражданской позиции; развитие молодежного добровольчества;

- создание и приумножение историко-культурных традиций Института, формирование чувства институтского корпоративизма;

- формирование навыков построения карьеры и эффективного самопродвижения молодых людей на рынке труда; развитие предпринимательской активности студентов.

Основные направления внеучебной воспитательной работы вуза:

- создание организационно-управленческих условий: локально-правовое,

информационное, методическое, кадровое обеспечение, мониторинг;

- содействие адаптации студентов;

- гражданско-правовое, патриотическое, духовно-нравственное воспитание; развитие молодежного добровольчества (волонтерская деятельность);

- интеллектуальное воспитание, научно-исследовательская деятельность

студентов;

- эстетическое воспитание;

- здоровьесбережение (физическое и нравственное);

- содействие профессиональной занятости студентов и трудоустройству выпускников; развитие молодежного предпринимательства;

- развитие студенческого самоуправления, поддержка молодежных инициатив;

- участие в олимпиадах, конференциях, смотрах, конкурсах, фестивалях, мероприятиях институтского, районного, городского, областного, межрегионального, российского, международного уровней.

Функционирование и развитие социокультурной среды основывается на нормативноправовой базе в сфере образования и государственной молодежной политики федерального и регионального уровней, локальных документах: Концепция внеучебной воспитательной работы ЧОРУ ВПО «ЮУИУиЭ»; Правила внутреннего распорядка обучающихся ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ», Программа развития внеучебной воспитательной работы ЮУИУиЭ, Программа по содействию профессиональной занятости студентов и трудоустройству выпускников «Кадры решают все», Программа гражданского, патриотического воспитания студенческой молодежи «Судьба России в руках молодых», Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде «Здоровый студент - успешная карьера», Программа профилактики ВИЧ-инфекции/СПИД и ИППП в студенческой среде «Разумный человек - разумный выбор», Программа профилактики правонарушений среди студентов, Программа адаптации первокурсников «Я - студент Института», Программа социальнопсихологической поддержки студентов и аспирантов «Забота. Помощь. Поддержка», Программа развития молодежного добровольчества «Твори добро», Программа развития молодежного предпринимательства «Успешный старт», Положения: о Студенческой

ассоциации, о научно-исследовательской работе студентов, о Студенческом научном обществе, о Студенческом кадровом агентстве, о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов, о Совете кураторов, об Ассоциации выпускников, о старостате, о Службе социально-психологической поддержки, о Совете студенческого самоуправления общежития, о студенческом отряде охраны правопорядка, о пресс-центре «Олимп», о клубе интеллектуальных игр «Контраст», о студенческом строительном отряде Института, о волонтерском объединении «Твори добро!», о студии эстрадно-джазового

92

Управление в современных системах №1 2013

вокала, о студии актерского мастерства «Театральные штучки», о команде КВН, о танцевальных коллективах, о Музее истории Института, Положения о конкурсах и др.

В рамках вышеперечисленных локальных правовых документов организуются и проводятся мероприятия, позволяющие формировать общекультурные и профессиональные компетенции у студенческой молодежи.

Управление развитием социокультурной среды вуза осуществляют Учёный совет ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ», Ректорат, отдел по работе с молодежью, органы студенческого самоуправления, другие структурные подразделения (приложение 1).

Социокультурная среда Южно-Уральском института управления и экономики включает в себя творческие коллективы: команда КВН «ДевНефтьГазПром», студия эстрадно-джазового вокала «Ассорти», танцевальные коллективы «Взрыв Адреналина», «Энергия», «Dance studio RiseUp», лаборатория креатива и др.; спортивные секции по волейболу, футболу «Хищники», баскетболу «Белые тигры», историческому и сценическому фехтованию «Златый лев», дартсу. Эффективна для формирования общекультурных и профессиональных компетенций деятельность органов студенческого самоуправления: Студенческая ассоциация, Студенческое научное общество, Студенческий отряд охраны правопорядка, Совет студенческого самоуправления в общежитии, Студенческий строительный отряд «Бригада Ю», студенческий педагогический отряд «Power», студенческий отряд проводников «Линия жизни», Штаб студенческих отрядов ЮУИУиЭ, Студенческое кадровое агентство, пресс-центр «Олимп», клуб интеллектуальных игр «Контраст» и др. (приложение 2).

Важная задача развития социокультурной среды - регулирование практик культурного досуга студенческой молодежи. Социокультурная среда ЮУИУиЭ включает в себя систему традиционных и инновативных мероприятий, как для студентов вуза (Школа молодого исследователя, Фестиваль науки, Студенческая спартакиада, Дни здоровья, День Знаний, Мисс и Мистер ЮУИУиЭ, конкурсы «Изумрудная конфедератка», «GreenStyle», «Лучшая академическая группа», социально-значимых проектов «Веер инициатив» и др.), так и для студенческой молодежи и жителей Челябинской области (Областной конкурс социокультурных проектов творческой молодежи «Идеи любимому городу», Всероссийский конкурс социальной рекламы «Взгляд молодых», Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых» и др.). Студенты Института, являясь соорганизаторами вышеуказанных мероприятий, активно включаются в процесс поддержания социокультурной среды, формируют и развивают общекультурные и профессиональные компетенции.

Для реализации своей миссии, управления развитием социокультурной среды вуза и повышения конкурентоспособности любому образовательному учреждению необходимо активно вовлекать в образовательный процесс разнообразные институты гражданского общества. В современной системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно-общественного управления образованием. Социальное партнерство в широком смысле — это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов — представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой

3

деятельности .

В рамках управления развитием социокультурной среды образовательного учреждения сложилась эффективная система взаимодействия, социального партнерства ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» с органами государственной

Управление в современных системах №1 2013

93

власти и местного самоуправления, ведомственными учреждениями и общественными организациями по вопросам внеучебной воспитательной и научной работы, реализации государственной молодежной политики (приложение 3).

Эффективное управление развитием социокультурной среды Южно-Уральского института управления и экономики позволяет создать условия для успешной социализации и эффективной самореализации студентов, для дальнейшего развития духовно-нравственной, культурной, образованной, гармонично-развитой и деятельной личности, способной к саморазвитию, самореализации и эффективной реализации полученных профессиональных и общекультурных компетенций.

Примечания

1 Бойцов В.Н. Социально-культурная среда военно-образовательного учреждения и ее влияние на формирование личности будущего офицера. // Сборник трудов ХХХІІ Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы эффективности и

безопасности функционирования сложных технических и информационных систем». -Серпухов, 2013. Ч.1. С.31.

Львова И. Г. К вопросу о сущности понятия «социокультурная среда» // Культура и факторы её инновационного развития: Сборник статей / Науч. ред. Е. В. Мареева, В. А. Тихонова, С. А. Касаткина. М.: МГУКИ, 2011. С. 39.

3

Нагорная М.С. Социальное партнерство как способ повышения

конкурентноспособности вуза.// Междисциплинарный диалог: современные тенденции в социогуманитарных, естественных и технических науках : сборник трудов ІІ Всероссийской с международным участием научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов, [12 марта 2013 г./ науч. ред.: О.С.Нагорная]. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. - С.265-278.

MANAGEMENT DEVELOPMENT UNIVERSITY SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT: WORK EXPERIENCE OF "SOUTH URAL INSTITUTE OF MANAGEMENT AND

ECONOMICS"

M.S. Nagornaya, Cand. Sc. (Hist.), associate prof. South Ural Institute of Management and

Economics

E-mail: marya. nagornaya@mail. ru Abstract

The article discusses the features of the development of social and cultural environment management institution under the competency approach and implementation of the federal state educational standards.

Keywords: socio-cultural environment of the university, the management environment, competence approach, social partnership.

94

Управление в современных системах №1 2013

References

1. Astafyeva O.N., Flier A.Y. Sociocultural modernization: the formation of a new cultural environment // Culturological magazine. 2013 . Number 1.

2 Fighters V.N. Socio- cultural environment of the military educational institutions and its influence on the formation of a future officer. // Proceedings of the XXXII Russian scientific and technical conference "Problems of efficiency and safety of complex technical and information systems ." - Serpukhov, 2013 . P.1 . C.31 .

3 Lviv I.G. On the essence of the concept of " socio-cultural environment " / / Culture and factors of its innovative development : Collected papers / Scientific . Ed. EV Mareeva , VA Tikhonov, S. Kasatkina . M. MGUKI 2011. Pp. 39-43 .

4 Nagornaya M.S. Social partnership as a way of increasing the competitiveness of the university. // Interdisciplinary dialogue: current trends in social and humanitarian , natural and technical sciences : a collection of labor rows II Russian with international participation of scientific and practical conference of teachers , scientists, and graduate students , [ March 12, 2013 g / scientific . Ed. : O.S.Nagornaya ] . - Chelyabinsk: Polygraph Master , 2013 . - P.265 -278 .

5 Tsirul'nikov A. Glossary of socio-cultural approach to the development of the education system and its social and cultural modernization. This work was financially supported by RHF within the research project RHF "Socio-cultural approach to the design and development of territorial and regional educational systems ", project number 10 -06- 01199a . [Electronic resource http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/255]Ageev, V.S. Intergroup interaction: the sociopsychological problems / V.S. Ageev. - M.: Moscow State University Press, 1990. - 236 p.

Управление в современных системах №1 2013

95

Приложение 1

Структурные подразделения ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ», обеспечивающие развитие социокультурной среды вуза

96

Управление в современных системах №1 2013

Приложение 2

Управление в современных системах №1 2013

97

Приложение 3

Взаимодействие, социальное партнерство ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» с органами государственной власти и местного самоуправления, ведомственными учреждениями и общественными организациями по вопросам внеучебной воспитательной работы и реализации государственной молодежной политики

98

Управление в современных системах №1 2013

Приложение 4

Характеристика социально-культурной среды вуза, направление «Экономика» (бакалавриат)

Наименование мероприятий Общекультурные компетенции

Деятельность творческих коллективов: команда КВН «ДевНефтьГазПром», студия эстрадно-джазового вокала «Ассорти», хореографические коллективы «Взрыв Адреналина», «Энергия», «Dance studio RiseUp», лаборатория креатива и др. ОК-1,6-9

Деятельность спортивных секций по волейболу, футболу «Хищники», баскетболу «Белые тигры», историческому и сценическому фехтованию «Златый лев», дартсу и др. ОК-7,9,10,16

Деятельность органов студенческого самоуправления: Студенческая ассоциация, студенческий отряд охраны правопорядка, Совет студенческого самоуправления в общежитии, студенческий строительный отряд «Бригада Ю», СПО «Power», студенческий отряд проводников «Линия жизни», Штаб студенческих отрядов ЮУИУиЭ, Студенческое кадровое агентство, пресс-центр «Олимп», клуб интеллектуальных игр «Контраст» и др. ОК-1,2,6-14

Деятельность Студенческого научного общества ОК-1,2,4,5,6-14

Взаимодействие, социальное партнерство с органами государственной власти, ведомственными учреждениями, общественными организациями, реализующими государственную молодежную политику Челябинской области (в т.ч. Правительство Челябинской области, Законодательное собрание ЧО, Министерство образования и науки ЧО, Главное управление молодежной политики ЧО, Совет молодых ученых и специалистов ЧО, Челябинская областная универсальная научная библиотека, Челябинский областной краеведческий музей, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по ЧО (УФСКН), ЧРОО ВОО «Российский союз молодежи», Общественная Молодежная палата при Законодательном собрании Челябинской области, ЧРМОО «Лига интеллектуальных игр», Студенческая футбольная лига, ЧОО социально-правовое движение «За возрождение Урала», Челябинский областной студенческий отряд, региональные общественные творческие организации «Союз архитекторов России», «Союз дизайнеров России», «Союз художников России»), города Челябинска (в т.ч. Управление по делам молодежи Администрации города Челябинска, городская клиническая больница № 2 - студенческая поликлиника, Центр охраны репродуктивного здоровья молодежи, Центр профилактического сопровождения «Компас»), Калининского и Металлургического районов (отделы по физической культуре и спорту: по работе с молодежью и культуры, Молодежный совет Калининского района) и др. ОК-1-13,16

Взаимодействие с работодателями компания «ЭР-ТЕЛЕКОМ», ОАО «Сбербанк», «Вуз-банк», «Челиндбанк», «Банк Русский Стандарт», «Мой банк», «СМП-банк», ООО «Сонекс-К», ООО «Техно Драйв», ООО «Сфера-сервис», кафе «Блин стрит», ОАО «Челябинскгазком» и др. ОК-1-13

Участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, фестивалях, конкурсах, соревнованиях, мероприятиях различного уровня: Калининский и Металлургические районы г. Челябинска; города Челябинска, Челябинской области, Уральского Федерального округа, межрегиональных, Всероссийских, Международных. ОК-1-14

Мероприятия в рамках целевых долгосрочных программ ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ»: развития молодежного предпринимательства «Успешный старт» и содействия профессиональной занятости студентов и трудоустройству выпускников «Кадры решают всё!» ОК-1,5-9,11-13

Мероприятия в рамках реализации целевой долгосрочной программы социальнопсихологической поддержки студентов и аспирантов «Забота. Помощь. Поддержка». ОК-1,2,6,7,9-10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мероприятия в рамках реализации целевой долгосрочной программы адаптации первокурсников ЮУИУиЭ «Я - студент Института!» ОК-1,6-8

Мероприятия в рамках реализации целевых долгосрочных программ гражданского патриотического воспитания студенческой молодежи ЮУИУиЭ «Судьба России в руках молодых» и развития молодежного добровольчества «Твори добро!». ОК-1,2,3,7,8

Мероприятия в рамках реализации целевых долгосрочных программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде ЮУИУиЭ «Здоровый студент - успешная карьера!» и профилактики ВИЧ-инфекции/СПИД и ИППП «Разумный человек - разумный выбор!» ОК-1,4,10,12,15,16

Мероприятия в рамках реализации целевой долгосрочной программы профилактики правонарушений среди студентов ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ» ОК-1,5,9,15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.