Научная статья на тему 'Управление проектной деятельностью в сфере социального партнерства образовательных организаций'

Управление проектной деятельностью в сфере социального партнерства образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ / СОЦОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / DESIGN CULTURE / SOCIAL PARTNERSHIP IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баландина Ю. И., Пестунов М. А.

На примере ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» в статье рассматривается управление проектной деятельностью в сфере социального партнерства образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баландина Ю. И., Пестунов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT SOCIAL PARTNERSHIP IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

On the example of "South Ural Institute of Management and Economics", the article discusses the management of project activities in the field of social partnership of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Управление проектной деятельностью в сфере социального партнерства образовательных организаций»

60 Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ

УДК 37.01

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ю.И. Баландина - магистрант ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт

управления и экономики»

М.А. Пестунов - д.э.н., профессор ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт

управления и экономики»

E-mail: usya_091290@mail.ru

Аннотация

На примере ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» в статье рассматривается управление проектной деятельностью в сфере социального партнерства образовательных организаций.

Ключевые слова: проектная культура, социальное партнерство в образовании, соцокультурная среда.

В современных условиях модернизации российского образования первостепенное значение уделяется развитию социокультурной среды образовательных организаций. Важную роль для эффективного функционирования и развития социокультурной среды, повышения качества образования, несомненно, играет социальное партнерство.

Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности, партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства, партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества [1].

Грамотное эффективное управление развитием социокультурной среды совместно с социальными партнерами позволяет решить важные задачи внеучебной воспитательной работы, в частности, содействует:

• созданию организационно-управленческих условий (локально-правовых,

информационных, методических), кадрового обеспечения, мониторинга;

• адаптации студентов;

• гражданско-правовому, патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, развитию молодежного добровольчества (волонтерской деятельности студентов);

• эстетическому воспитанию;

• здоровьесбережению (физическому и нравственному);

• профессиональной занятости студентов и трудоустройству выпускников, развитию молодежного предпринимательства;

• развитию студенческого самоуправления, поддержке молодежных инициатив;

• участию в олимпиадах, конференциях, смотрах, конкурсах, фестивалях, мероприятиях институтского, районного, городского, областного, межрегионального, российского, международного уровней.

Социокультурная среда ЮУИУиЭ включает в себя систему традиционных и инновативных мероприятий как для студентов вуза (Фестиваль науки, Студенческая спартакиада, Дни здоровья, День Знаний, Мисс и Мистер ЮУИУиЭ, конкурсы «Изумрудная

Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313 61

конфедератка», «GreenStyle», «Лучшая академическая группа», социально-значимых проектов «Веер инициатив» и др.), так и для студенческой молодежи и жителей Челябинской области (Областная школа молодого исследователя, Областной конкурс социокультурных проектов творческой молодежи «Идеи любимому городу», Всероссийский конкурс социальной рекламы «Взгляд молодых», Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых» и др.) [2]. Большинство вышеперечисленных мероприятий реализуется через проектную деятельность.

Проектная деятельность направлена на достижение заранее определённого результата, создание целенаправленного, уникального продукта или услуги. В ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ» уделяется значительное внимание проектной деятельности студенческой молодежи, так как именно она позволяет сформировать у обучающихся ключевые общекультурные и профессиональные компетенции. С этой целью ежегодно проводятся интерактивные мастерклассы «Эффективный социальный проект» и конкурс социально-значимых (волонтерских) проектов «Веер инициатив».

Создание условий для духовно-нравственного становления личности студента (аспиранта), формирование убеждений в доминирующей роли духовных ценностей, поддержка и развитие социально-значимой студенческой инициативы - вот основные цели конкурса «Веер инициатив». Он также направлен на выявление наиболее социальнозначимых проблем для студентов и аспирантов Института, на обучение студентов и аспирантов технологиям социального проектирования, на сбор и обобщение студенческих инициатив в социальном проектировании и информации о системных подходах решения социальных проблем, на развитие творчества и исследовательской деятельности студентов. Особое внимание уделяется развитию социальной активности студентов и аспирантов Института, формированию у последних ключевых общекультурных и профессиональных компетенций.

Благодаря грамотному управлению проектной деятельностью уже воплощены в жизнь многие студенческие проекты, в том числе: «Создание электронных информационных ресурсов для МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домов Челябинской области», «Организация среды научно-исследовательской деятельности студентов ЮУИУиЭ», «Точно в цель! Организация деятельности секции ДАРТС», «Мозги, как и мускулы, растут при тренировке. Организация деятельности клуба интеллектуальных игр «Контраст», «Адаптационная игра-квест «Я - студент Института!», «Чемпионат ЮУИУиЭ по Counter Strike», «Лучик света детям!», «От сердца к сердцу», «Юристы -детям!», «Подписка для детского дома», «Древо Победы!», «Создание и организация деятельности молодёжного патриотического клуба «Златый лев», «Тепло души пожилым людям», «Помощь пенсионерам», «НИРС: Консорциум первокурсников», «Равный -равному», «Студент - студенту» и др.

В рамках проектной деятельности ключевым моментом является привлечение к ней социальных партнеров. С ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ» плодотворно сотрудничают органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительные, общественные и иные организации.

Социальное партнерство может осуществляться как перманентно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнерства акции (мероприятия). ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ» реализовал множество проектов в рамках социального партнерства именно со следующими образовательными организациями: МБУДОД Центром творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» г. Челябинска (с проведением мастерклассов «Эффективная социальная реклама», городских конкурсов правовой направленности «Правовой лабиринт» и социальной рекламы «Знаешь права - делаешь мир лучше!» и др.), с Научным обществом учащихся г. Челябинска (с проведением конференции НОУ, интерактивных курсов «Креативная экономика» и др.), с ГБОУ дополнительного

62 Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313

образования детей «Областной Центр дополнительного образования детей», (областные заочные школы дизайна, рекламы, веб-дизайна для учащихся 8-11 классов) и многими другими.

Важная задача развития социокультурной среды заключается в регулировании практик культурного досуга студенческой молодежи. Участие студенческой молодежи в проектной деятельности создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, формирования общекультурных и профессиональных

компетенций, необходимых будущему специалисту в современном обществе. К их числу относятся:

1) способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

2) способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

3) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

4) способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

5) способность понимать место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

6) способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования.

Список литературы

1. Нагорная, М.С. Роль социального партнерства в повышении

конкурентоспособности вуза / М.С. Нагорная // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических науках: сборник трудов II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции

преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов. - Челябинск: Полиграф-мастер, 2013. -

С.265-279.

2. Нагорная, М. С. Управление развитием социокультурной среды вуза: из опыта работы ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» [Электронный ресурс] // Управление в современных системах: электронный рецензируемый

междисциплинарный научный журнал ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ», 2013, №1. - Режим доступа: http://j ournal.inueco.ru /category/statj і/.

PROJECT MANAGEMENT SOCIAL PARTNERSHIP IN EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

Y.I. Balandina - "South Ural Institute Management and Economics"

M.A. Pestunov - Doctor Sc. (Ec.), professor of "South Ural InstituteManagement and Economics"

E-mail: usya_091290@mail.ru

Abstract

On the example of "South Ural Institute of Management and Economics", the article discusses the management of project activities in the field of social partnership of educational institutions.

Keywords: design culture, social partnership in education.

Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313 63

References

1. Nagornaya, MS Role of social partnership in enhancing the competitiveness of the university / MS Sermon // Interdisciplinary dialogue on modern trends in the humanities, natural sciences and engineering: Proceedings of the II All-Russia with international participation of scientific and practical conference of teachers, scientists, and graduate students. - Chelyabinsk: Polygraph Expert, 2013. - P. 265-279.

2. Nagornaya, MS Managing the development of social and cultural environment of the university: the experience of the "South Ural Institute of Management and Economics" [Electronic resource] // Management in modern systems: electronic multidisciplinary peer-reviewed scientific journal "YuUIUiE", 2013, № 1. - Mode of access: http://journal.inueco.ru / category / statji /.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.