60 Управление в современных системах №2 2014
ISSN 2311-1313
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ
УДК 37.01
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ю.И. Баландина - магистрант ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт
управления и экономики»
М.А. Пестунов - д.э.н., профессор ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт
управления и экономики»
E-mail: [email protected]
Аннотация
На примере ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» в статье рассматривается управление проектной деятельностью в сфере социального партнерства образовательных организаций.
Ключевые слова: проектная культура, социальное партнерство в образовании, соцокультурная среда.
В современных условиях модернизации российского образования первостепенное значение уделяется развитию социокультурной среды образовательных организаций. Важную роль для эффективного функционирования и развития социокультурной среды, повышения качества образования, несомненно, играет социальное партнерство.
Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности, партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства, партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества [1].
Грамотное эффективное управление развитием социокультурной среды совместно с социальными партнерами позволяет решить важные задачи внеучебной воспитательной работы, в частности, содействует:
• созданию организационно-управленческих условий (локально-правовых,
информационных, методических), кадрового обеспечения, мониторинга;
• адаптации студентов;
• гражданско-правовому, патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, развитию молодежного добровольчества (волонтерской деятельности студентов);
• эстетическому воспитанию;
• здоровьесбережению (физическому и нравственному);
• профессиональной занятости студентов и трудоустройству выпускников, развитию молодежного предпринимательства;
• развитию студенческого самоуправления, поддержке молодежных инициатив;
• участию в олимпиадах, конференциях, смотрах, конкурсах, фестивалях, мероприятиях институтского, районного, городского, областного, межрегионального, российского, международного уровней.
Социокультурная среда ЮУИУиЭ включает в себя систему традиционных и инновативных мероприятий как для студентов вуза (Фестиваль науки, Студенческая спартакиада, Дни здоровья, День Знаний, Мисс и Мистер ЮУИУиЭ, конкурсы «Изумрудная
Управление в современных системах №2 2014
ISSN 2311-1313 61
конфедератка», «GreenStyle», «Лучшая академическая группа», социально-значимых проектов «Веер инициатив» и др.), так и для студенческой молодежи и жителей Челябинской области (Областная школа молодого исследователя, Областной конкурс социокультурных проектов творческой молодежи «Идеи любимому городу», Всероссийский конкурс социальной рекламы «Взгляд молодых», Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых» и др.) [2]. Большинство вышеперечисленных мероприятий реализуется через проектную деятельность.
Проектная деятельность направлена на достижение заранее определённого результата, создание целенаправленного, уникального продукта или услуги. В ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ» уделяется значительное внимание проектной деятельности студенческой молодежи, так как именно она позволяет сформировать у обучающихся ключевые общекультурные и профессиональные компетенции. С этой целью ежегодно проводятся интерактивные мастерклассы «Эффективный социальный проект» и конкурс социально-значимых (волонтерских) проектов «Веер инициатив».
Создание условий для духовно-нравственного становления личности студента (аспиранта), формирование убеждений в доминирующей роли духовных ценностей, поддержка и развитие социально-значимой студенческой инициативы - вот основные цели конкурса «Веер инициатив». Он также направлен на выявление наиболее социальнозначимых проблем для студентов и аспирантов Института, на обучение студентов и аспирантов технологиям социального проектирования, на сбор и обобщение студенческих инициатив в социальном проектировании и информации о системных подходах решения социальных проблем, на развитие творчества и исследовательской деятельности студентов. Особое внимание уделяется развитию социальной активности студентов и аспирантов Института, формированию у последних ключевых общекультурных и профессиональных компетенций.
Благодаря грамотному управлению проектной деятельностью уже воплощены в жизнь многие студенческие проекты, в том числе: «Создание электронных информационных ресурсов для МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домов Челябинской области», «Организация среды научно-исследовательской деятельности студентов ЮУИУиЭ», «Точно в цель! Организация деятельности секции ДАРТС», «Мозги, как и мускулы, растут при тренировке. Организация деятельности клуба интеллектуальных игр «Контраст», «Адаптационная игра-квест «Я - студент Института!», «Чемпионат ЮУИУиЭ по Counter Strike», «Лучик света детям!», «От сердца к сердцу», «Юристы -детям!», «Подписка для детского дома», «Древо Победы!», «Создание и организация деятельности молодёжного патриотического клуба «Златый лев», «Тепло души пожилым людям», «Помощь пенсионерам», «НИРС: Консорциум первокурсников», «Равный -равному», «Студент - студенту» и др.
В рамках проектной деятельности ключевым моментом является привлечение к ней социальных партнеров. С ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ» плодотворно сотрудничают органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительные, общественные и иные организации.
Социальное партнерство может осуществляться как перманентно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнерства акции (мероприятия). ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ» реализовал множество проектов в рамках социального партнерства именно со следующими образовательными организациями: МБУДОД Центром творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» г. Челябинска (с проведением мастерклассов «Эффективная социальная реклама», городских конкурсов правовой направленности «Правовой лабиринт» и социальной рекламы «Знаешь права - делаешь мир лучше!» и др.), с Научным обществом учащихся г. Челябинска (с проведением конференции НОУ, интерактивных курсов «Креативная экономика» и др.), с ГБОУ дополнительного
62 Управление в современных системах №2 2014
ISSN 2311-1313
образования детей «Областной Центр дополнительного образования детей», (областные заочные школы дизайна, рекламы, веб-дизайна для учащихся 8-11 классов) и многими другими.
Важная задача развития социокультурной среды заключается в регулировании практик культурного досуга студенческой молодежи. Участие студенческой молодежи в проектной деятельности создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, формирования общекультурных и профессиональных
компетенций, необходимых будущему специалисту в современном обществе. К их числу относятся:
1) способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
2) способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
3) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
4) способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
5) способность понимать место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
6) способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования.
Список литературы
1. Нагорная, М.С. Роль социального партнерства в повышении
конкурентоспособности вуза / М.С. Нагорная // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических науках: сборник трудов II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции
преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов. - Челябинск: Полиграф-мастер, 2013. -
С.265-279.
2. Нагорная, М. С. Управление развитием социокультурной среды вуза: из опыта работы ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» [Электронный ресурс] // Управление в современных системах: электронный рецензируемый
междисциплинарный научный журнал ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ», 2013, №1. - Режим доступа: http://j ournal.inueco.ru /category/statj і/.
PROJECT MANAGEMENT SOCIAL PARTNERSHIP IN EDUCATIONAL
INSTITUTIONS
Y.I. Balandina - "South Ural Institute Management and Economics"
M.A. Pestunov - Doctor Sc. (Ec.), professor of "South Ural InstituteManagement and Economics"
E-mail: [email protected]
Abstract
On the example of "South Ural Institute of Management and Economics", the article discusses the management of project activities in the field of social partnership of educational institutions.
Keywords: design culture, social partnership in education.
Управление в современных системах №2 2014
ISSN 2311-1313 63
References
1. Nagornaya, MS Role of social partnership in enhancing the competitiveness of the university / MS Sermon // Interdisciplinary dialogue on modern trends in the humanities, natural sciences and engineering: Proceedings of the II All-Russia with international participation of scientific and practical conference of teachers, scientists, and graduate students. - Chelyabinsk: Polygraph Expert, 2013. - P. 265-279.
2. Nagornaya, MS Managing the development of social and cultural environment of the university: the experience of the "South Ural Institute of Management and Economics" [Electronic resource] // Management in modern systems: electronic multidisciplinary peer-reviewed scientific journal "YuUIUiE", 2013, № 1. - Mode of access: http://journal.inueco.ru / category / statji /.