УДК 378.378
ИМЕННАЯ СТИПЕНДИЯ ВЫПУСКНИКОВ КАК ФОРМА ПООЩРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
А.В. МОЛОДЧИК, д.и.н., ректор ОУВО «Южно-Уральский институт управления и
экономики», е-mail: [email protected] М.С. НАГОРНАЯ, к.и.н., проректор по внеучебной работе ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», е-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются особенности управления развитием социокультурной среды вуза, развитие социального партнерства и мотивация социальной активности студенческой молодёжи в условиях реализации компетентностного подхода и федеральных государственных образовательных стандартов.
Ключевые слова: социокультурная среда образовательной организации, социальное партнерство, мотивация социальной активности молодёжи, ассоциация выпускников.
Развитие социальной активности студенческой молодёжи - одна из первостепенных задач внеучебной воспитательной работы образовательных организаций высшего образования. Важным условием ее мотивации являются материальные и нематериальные стимулы, результативность которых может расти в зависимости от кумулятивного эффекта. Отсюда актуальной проблемой исследований и практики в области высшего образования является поиск форм, сочетающих разные вариации стимулирования и выходящих за пределы узких мотивирующих целей, влияя при этом на развитие образовательной и воспитательной среды в целом. В данной статье будет описан опыт проекта «Персональные стипендии выпускников», реализованного в Южно-Уральском институте управления и экономики. Рассмотрим ключевые положения концепции и предварительные результаты данного вида стимулирования социальной активности студенческой молодёжи.
Персональная именная стипендия выпускника - единовременная денежная выплата, учреждаемая Ассоциацией выпускников ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления» и экономики в целях поощрения лучших студентов за успехи в учебной, научной, общественной работе, творческой деятельности, в том числе высокие спортивные достижения. Размер персональной именной стипендии определялся Ассоциацией выпускников.
Конкурс на получение стипендий являлся открытым: в нем могли принять участие студенты очной формы обучения, имеющие достижения в соответствующих направлениях деятельности. В соответствии с Положением были установлены следующие номинации:
- «Лучший по направлению / специальности» - за выдающиеся успехи в освоении конкретной образовательной программы, значимые достижения в предметных олимпиадах, профильных конкурсах, организацию профильных мероприятий;
- «Достижения в науке» - за активную научно-исследовательскую деятельность, победы и призовые места в конкурсах, конференциях, олимпиадах научного характера, вклад в организацию и развитие студенческой науки;
- «Лучший спортсмен» - за активное участие в спортивной жизни Института, участие в олимпиадах, чемпионатах, турнирах, спартакиадах, спортивных соревнованиях и конкурсах различного уровня, а также за организацию спортивных мероприятий;
- «Лучший волонтер» - за активное участие в добровольческой и волонтерской деятельности Института, разработку и реализацию собственных проектов социальной направленности, развитие идей молодежного добровольчества в студенческой среде;
- «Студенческий лидер» - за активное участие в общественной жизни Института, вклад в развитие деятельности студенческих отрядов, развитие идей самоуправления в студенческой среде.
Выпускник института (организация) были вправе учредить свою номинацию и известить об этом оргкомитет не менее чем за месяц до срока окончания подачи заявок на конкурс. Например, одна из выпускниц ЮУИУиЭ учредила собственную номинацию -«Творческая личность» для студентов, принимающих участие в творческой жизни Института, имеющих звания, награды и значимые достижения в области творчества, культуры и искусства, организующих мероприятия творческой направленности.
Проект «Именная стипендия выпускника/организации», на наш взгляд, оказался успешен: было учреждено 20 стипендий. На инициативу откликнулись 9 выпускников. В процессе реализации проекта своё желание учредить именные стипендии выразили как коммерческие организации, так и активно функционирующие общественные объединения вуза: Студенческое научное общество, Студенческий спортивный клуб «Хаски», Студенческий педагогический отряд «PoweR», Студенческая ассоциация.
Информация о проведении Конкурса была размещена на сайте Института www.inueco.ru, информационных стендах, в социальных сетях. Студенты заявлялись на конкурс в порядке самовыдвижения, при этом одно лицо могло подать заявку не более чем в двух номинациях. Претенденты на персональную именную стипендию во всех номинациях в указанный срок предоставили в оргкомитет портфолио достижений в виде мультимедийной презентации, а также представления объемом не более 3-х страниц в свободной форме (характеристику, мотивационное письмо и т. п.) с обоснованием своей заявки в рамках данной номинации. Претенденты могли по желанию предоставить видеоролик. По окончанию сбора заявок оргкомитет передал пакеты документов выпускнику (организации) - учредителю персональной именной стипендии для отбора победителей.
Именные стипендиаты на торжественном мероприятии, посвященном Юбилею Южно-Уральского института управления и экономики, получат памятные дипломы конкурса и единовременную стипендию. По согласованию с выпускником на дипломе победителя размещается логотип организации, имя выпускника и др. информация, сведения об организации и профиле ее деятельности озвучиваются в СМИ, освещающих данный конкурс, выводятся на экран в ходе мероприятия.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом от 11.08.1995г. №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и, соответственно, не облагается НДС, также не подлежат обложению НДФЛ стипендии обучающихся, т.е. лауреат именной стипендии получит выплаты в полном объеме.
По результатам социологических опросов, материальные стимулы далеко не всегда стоят на первом месте и не являются единственной формой поощрения, не менее важным для человека является привлекательность деятельности, интерес к ней, ее творческий характер. Выпускник, продолжая участвовать в жизни Alma mater, получает необходимое ощущение собственной значимости, студент признание наличия у него творческого потенциала и объективную оценку достигнутых результатов, уважение, самоутверждение, осознание себя частью команды и др. В процессе оформления материалов обучающийся осваивает технологию создания и презентации портфолио собственных достижений. Институту данный проект позволил выявить и апробировать новые формы развития социокультурной среды как важного условия формирования и развития личности студента, ее социального и культурного капитала, а также придать импульс дальнейшему развитию
системы социального партнерства. Для реализации своей миссии, управления развитием социокультурной среды вуза и повышения конкурентоспособности любому образовательному учреждению необходимо активно вовлекать в образовательный процесс разнообразные институты гражданского общества1. В современной системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно-общественного управления образованием. Социальное партнерство в широком смысле - это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов - представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности2.
Таким образом, мы видим, что именная стипендия выпускника, сочетающая в себе материальное и нематериальное стимулирование, может выступить важным мотиватором социальной активности студенческой молодёжи, элементом развития корпоративной культуры образовательной организации, а также вкладом в повышение эффективности социокультурной среды вуза в целом.
Примечания
1 Нагорная М.С. Управление развитием социокультурной среды вуза: из опыта работы ЧОУ ВПО «ЮжноУральский институт управления и экономики» // Управление в современных системах. - 2013. - № 1. - С. 8795.
2 Нагорная М.С. Социальное партнерство как способ повышения конкурентноспособности вуза .// Междисциплинарный диалог: современные тенденции в социогуманитарных, естественных и технических науках : сборник трудов II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов, [12 марта 2013 г./ науч. Ред.: О.С.Нагорная]. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. - С.265-278.
PERSONAL ALUMNIES' SCHOLARSHIPS AS FORM THE PROMOTION OF SOCIAL STUDENTS' ACTIVITIES
A.V. MOLODCHIK, South Ural Institute of Management and Economics,
e-mail: [email protected] M.S. NAGORNAYA, South Ural Institute of Management and Economics, e-mail: [email protected]
Abstract
The article discusses the features of management in the social and cultural environment of universities, social partnership and motivation of students' social activity
Keywords: socio-cultural environment of the educational organizations, social partnership, the motivation of students' social activity, alumni association.