Научная статья на тему 'Именная стипендия выпускников как форма поощрения социальной активности студенческой молодежи'

Именная стипендия выпускников как форма поощрения социальной активности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
366
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЁЖИ / АССОЦИАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / SOCIAL PARTNERSHIP / THE MOTIVATION OF STUDENTS' SOCIAL ACTIVITY / ALUMNI ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Молодчик А. В., Нагорная М. С.

В статье рассматриваются особенности управления развитием социокультурной среды вуза, развитие социального партнерства и мотивация социальной активности студенческой молодёжи в условиях реализации компетентностного подхода и федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL ALUMNIES’ SCHOLARSHIPS AS FORM THE PROMOTION OF SOCIAL STUDENTS’ ACTIVITIES

The article discusses the features of management in the social and cultural environment of universities, social partnership and motivation of students’ social activity

Текст научной работы на тему «Именная стипендия выпускников как форма поощрения социальной активности студенческой молодежи»

УДК 378.378

ИМЕННАЯ СТИПЕНДИЯ ВЫПУСКНИКОВ КАК ФОРМА ПООЩРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

А.В. МОЛОДЧИК, д.и.н., ректор ОУВО «Южно-Уральский институт управления и

экономики», е-mail: [email protected] М.С. НАГОРНАЯ, к.и.н., проректор по внеучебной работе ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», е-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются особенности управления развитием социокультурной среды вуза, развитие социального партнерства и мотивация социальной активности студенческой молодёжи в условиях реализации компетентностного подхода и федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: социокультурная среда образовательной организации, социальное партнерство, мотивация социальной активности молодёжи, ассоциация выпускников.

Развитие социальной активности студенческой молодёжи - одна из первостепенных задач внеучебной воспитательной работы образовательных организаций высшего образования. Важным условием ее мотивации являются материальные и нематериальные стимулы, результативность которых может расти в зависимости от кумулятивного эффекта. Отсюда актуальной проблемой исследований и практики в области высшего образования является поиск форм, сочетающих разные вариации стимулирования и выходящих за пределы узких мотивирующих целей, влияя при этом на развитие образовательной и воспитательной среды в целом. В данной статье будет описан опыт проекта «Персональные стипендии выпускников», реализованного в Южно-Уральском институте управления и экономики. Рассмотрим ключевые положения концепции и предварительные результаты данного вида стимулирования социальной активности студенческой молодёжи.

Персональная именная стипендия выпускника - единовременная денежная выплата, учреждаемая Ассоциацией выпускников ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления» и экономики в целях поощрения лучших студентов за успехи в учебной, научной, общественной работе, творческой деятельности, в том числе высокие спортивные достижения. Размер персональной именной стипендии определялся Ассоциацией выпускников.

Конкурс на получение стипендий являлся открытым: в нем могли принять участие студенты очной формы обучения, имеющие достижения в соответствующих направлениях деятельности. В соответствии с Положением были установлены следующие номинации:

- «Лучший по направлению / специальности» - за выдающиеся успехи в освоении конкретной образовательной программы, значимые достижения в предметных олимпиадах, профильных конкурсах, организацию профильных мероприятий;

- «Достижения в науке» - за активную научно-исследовательскую деятельность, победы и призовые места в конкурсах, конференциях, олимпиадах научного характера, вклад в организацию и развитие студенческой науки;

- «Лучший спортсмен» - за активное участие в спортивной жизни Института, участие в олимпиадах, чемпионатах, турнирах, спартакиадах, спортивных соревнованиях и конкурсах различного уровня, а также за организацию спортивных мероприятий;

- «Лучший волонтер» - за активное участие в добровольческой и волонтерской деятельности Института, разработку и реализацию собственных проектов социальной направленности, развитие идей молодежного добровольчества в студенческой среде;

- «Студенческий лидер» - за активное участие в общественной жизни Института, вклад в развитие деятельности студенческих отрядов, развитие идей самоуправления в студенческой среде.

Выпускник института (организация) были вправе учредить свою номинацию и известить об этом оргкомитет не менее чем за месяц до срока окончания подачи заявок на конкурс. Например, одна из выпускниц ЮУИУиЭ учредила собственную номинацию -«Творческая личность» для студентов, принимающих участие в творческой жизни Института, имеющих звания, награды и значимые достижения в области творчества, культуры и искусства, организующих мероприятия творческой направленности.

Проект «Именная стипендия выпускника/организации», на наш взгляд, оказался успешен: было учреждено 20 стипендий. На инициативу откликнулись 9 выпускников. В процессе реализации проекта своё желание учредить именные стипендии выразили как коммерческие организации, так и активно функционирующие общественные объединения вуза: Студенческое научное общество, Студенческий спортивный клуб «Хаски», Студенческий педагогический отряд «PoweR», Студенческая ассоциация.

Информация о проведении Конкурса была размещена на сайте Института www.inueco.ru, информационных стендах, в социальных сетях. Студенты заявлялись на конкурс в порядке самовыдвижения, при этом одно лицо могло подать заявку не более чем в двух номинациях. Претенденты на персональную именную стипендию во всех номинациях в указанный срок предоставили в оргкомитет портфолио достижений в виде мультимедийной презентации, а также представления объемом не более 3-х страниц в свободной форме (характеристику, мотивационное письмо и т. п.) с обоснованием своей заявки в рамках данной номинации. Претенденты могли по желанию предоставить видеоролик. По окончанию сбора заявок оргкомитет передал пакеты документов выпускнику (организации) - учредителю персональной именной стипендии для отбора победителей.

Именные стипендиаты на торжественном мероприятии, посвященном Юбилею Южно-Уральского института управления и экономики, получат памятные дипломы конкурса и единовременную стипендию. По согласованию с выпускником на дипломе победителя размещается логотип организации, имя выпускника и др. информация, сведения об организации и профиле ее деятельности озвучиваются в СМИ, освещающих данный конкурс, выводятся на экран в ходе мероприятия.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом от 11.08.1995г. №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и, соответственно, не облагается НДС, также не подлежат обложению НДФЛ стипендии обучающихся, т.е. лауреат именной стипендии получит выплаты в полном объеме.

По результатам социологических опросов, материальные стимулы далеко не всегда стоят на первом месте и не являются единственной формой поощрения, не менее важным для человека является привлекательность деятельности, интерес к ней, ее творческий характер. Выпускник, продолжая участвовать в жизни Alma mater, получает необходимое ощущение собственной значимости, студент признание наличия у него творческого потенциала и объективную оценку достигнутых результатов, уважение, самоутверждение, осознание себя частью команды и др. В процессе оформления материалов обучающийся осваивает технологию создания и презентации портфолио собственных достижений. Институту данный проект позволил выявить и апробировать новые формы развития социокультурной среды как важного условия формирования и развития личности студента, ее социального и культурного капитала, а также придать импульс дальнейшему развитию

системы социального партнерства. Для реализации своей миссии, управления развитием социокультурной среды вуза и повышения конкурентоспособности любому образовательному учреждению необходимо активно вовлекать в образовательный процесс разнообразные институты гражданского общества1. В современной системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно-общественного управления образованием. Социальное партнерство в широком смысле - это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов - представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности2.

Таким образом, мы видим, что именная стипендия выпускника, сочетающая в себе материальное и нематериальное стимулирование, может выступить важным мотиватором социальной активности студенческой молодёжи, элементом развития корпоративной культуры образовательной организации, а также вкладом в повышение эффективности социокультурной среды вуза в целом.

Примечания

1 Нагорная М.С. Управление развитием социокультурной среды вуза: из опыта работы ЧОУ ВПО «ЮжноУральский институт управления и экономики» // Управление в современных системах. - 2013. - № 1. - С. 8795.

2 Нагорная М.С. Социальное партнерство как способ повышения конкурентноспособности вуза .// Междисциплинарный диалог: современные тенденции в социогуманитарных, естественных и технических науках : сборник трудов II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов, [12 марта 2013 г./ науч. Ред.: О.С.Нагорная]. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. - С.265-278.

PERSONAL ALUMNIES' SCHOLARSHIPS AS FORM THE PROMOTION OF SOCIAL STUDENTS' ACTIVITIES

A.V. MOLODCHIK, South Ural Institute of Management and Economics,

e-mail: [email protected] M.S. NAGORNAYA, South Ural Institute of Management and Economics, e-mail: [email protected]

Abstract

The article discusses the features of management in the social and cultural environment of universities, social partnership and motivation of students' social activity

Keywords: socio-cultural environment of the educational organizations, social partnership, the motivation of students' social activity, alumni association.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.