ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У СТУДЕНТОВ ЧОУ ВПО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ» ПОСРЕДСТВОМ ВОВЛЕЧЕНИЯ В СПОРТИВНО-МАССОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Нагорная М.С. - к.и.н., доцент ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
Турлыбекова О.Г. - преподаватель ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
В статье на примере деятельности ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» показан процесс формирования и развития общекультурных компетенций (в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов) посредством вовлечения студентов в спортивно-массовую деятельность.
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования значительное внимание уделяется развитию общекультурных и профессиональных компетенций студенческой молодёжи. Компетенции можно рассматривать как составляющие элементы компетентности. В общем виде компетентность представляет собой способность и готовность к выполнению задания. Она может включать знания, умения, понимание и волю.
Компетентность является составляющей профессиональной культуры, пересекающейся с профессиональными ценностями и характеризующей степень и уровень подготовленности выпускника. При этом значительную роль в формировании компетенций играет социокультурная среда как пространство взаимодействия образовательного и воспитательного процессов.
Социокультурную среду вуза современные ученые определяют как пространственный континуум, в котором преломляются знания и культурный опыт человека, последний осуществляется благодаря взаимодействию, общению и сотворчеству [1]. Социокультурная среда - это устойчивая совокупность вещественных и личностных компонентов, с которыми взаимодействует социальный субъект, и который оказывает влияние на его деятельность по созиданию и освоению духовных ценностей и благ, на духовные потребности, интересы и ценностные ориентации [2].
Социокультурная среда вузов включает в себя внеучебную воспитательную работу, научно-исследовательскую деятельность, взаимодействие и социальное партнерство с органами государственной власти и
16
местного самоуправления, ведомственными учреждениями и общественными организациями по вопросам реализации государственной молодежной политики.
ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» концентрируется в настоящий момент не только на организации образовательного процесса, но и на научно-обоснованной разработке адекватных технологий реализации требований новых стандартов. При этом одной из задач является сближение параметров, предъявляемых к студентам различных направлений обучения. В данной статье будет рассмотрена роль социокультурной среды в формировании отдельных общекультурных компетенций по нескольким направлениям обучения.
В Южно-Уральском институте управления и экономики сформирована благоприятная социокультурная среда, обеспечивающая возможность формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускника, всестороннего развития личности, а также непосредственно способствующая освоению основных образовательных программ по направлениям [3].
Формирование общекультурных компетенций, направленных на развитие здорового образа жизни и пропаганду физической культуры, в Институте происходит как в рамках образовательного процесса, так и во внеучебной воспитательной деятельности. В число основных задач спортивно-массовой внеучебной воспитательной работы ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» входят в том числе:
1) предоставление возможности студентам реализовать себя в спортивной жизни Института и освоить навыки самоорганизации;
2) повышение уровня физической подготовленности и спортивного мастерства студентов;
3) выявление, поддержка активности и поощрение достижений студентов в спортивной сфере, подготовка сильнейших спортсменов к соревнованиям различного уровня;
4) формирование у молодежи мотивации на здоровый образ жизни, на негативное отношение к психоактивным веществам, вовлечение студентов в спортивно-массовую деятельность и др.
По реализуемым в ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» направлениям (специальностям) вовлечение студентов в спортивно-массовую работу способствует формированию и развитию следующих общекультурных компетенций:
17
Направление Общекультурные компетенции
031600.62 «Реклама и связи с общественностью» [7] ОК-16 - владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития.
080200.62 «Менеджмент» [8] ОК-22 - способность придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни.
081100.62 «Государственное и муниципальное управление» [4] ОК-17 - способность к формированию, поддержанию и использованию конструктивных общефизических и социально-психологических ресурсов, необходимых для здорового образа жизни.
100700.62 «Торговое дело» [9] ОК-14 - способность вести здоровый образ жизни, обеспечивать безопасность жизнедеятельности, владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья; готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
080500.62 «Бизнесинформатика» [11] ОК-19 - владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
230400.62 «Информационные системы и технологии» [13] ОК-13 - владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
231000.62 «Программная инженерия» [14] ОК-12 - владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ОК-13 - владение средствами самостоятельного, правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
080100.62 «Экономика» [12] ОК-16 - владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
080101.65 «Экономическая безопасность» [5] ОК-12 - способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, достигать и поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимой для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности.
18
072500.62 «Дизайн» [10] ОК-4 - способность находить организационноуправленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность; ОК-12 - осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе; ОК-15 - ориентированность на применение методов и средств познания, обучение и самоконтроль для интеллектуального развития, повышение культурного уровня и профессиональной компетенции, сохранение своего здоровья, нравственное и физическое самосовершенствование.
120700.62 «Землеустройство и кадастры» [6] ОК-17 - владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
140400.62 «Электроэнергетика и электротехника» [15] ОК-16 - способность самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
190700.62 «Технология ОК-16 - владение средствами самостоятельного,
транспортных процессов» [16] методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; ОК-18 - готовность организовать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни.
270100.62 «Архитектура» [17] ОК-21 - владение средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
270800.62 «Строительство» [18] ОК-13 - владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития.
270300.62 «Дизайн архитектурной среды» [19] ОК-15 - ориентированность на применение методов и средств познания, обучение и самоконтроль для интеллектуального развития, повышение культурного уровня и профессиональной компетенции, сохранение своего здоровья, нравственное и физическое самосовершенствование.
19
Для оценки сформированности вышеперечисленных компетенций в ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ» разработаны и применяются следующие индикативные показатели:
1) уровень информированности субъектов образовательного процесса о реализации спортивно-массовых мероприятий в вузе;
2) результаты социологических исследований по вопросам спортивномассовой деятельности в Институте;
3) количество реализованных проектов (акций, мероприятий), в том числе совместно со сторонними организациями;
4) число студентов и аспирантов, вовлеченных в спортивно-массовую деятельность;
5) количество студентов и аспирантов, вовлеченных в деятельность спортивных секций;
6) рейтинг участия академических групп Института в спортивномассовых мероприятиях;
7) количество социальных партнеров, участвующих в спортивномассовых мероприятиях вуза;
8) мониторинг достижений студентов ЮУИУиЭ в спартакиадах, фестивалях, конкурсах, конференциях, олимпиадах, акциях, мероприятиях межвузовского, регионального, всероссийского, международного уровней.
В рамках развития общекультурных компетенций посредством вовлечения студентов в спотивно-массовую деятельность, нацеленную на овладение ими умением поддерживать свое физическое и духовное здоровье, сложилась эффективная система взаимодействия, социального партнерства ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» с органами государственной власти и местного самоуправления, ведомственными учреждениями и общественными организациями по вопросам спортивномассовой внеучебной воспитательной работы и реализации государственной молодежной политики.
В Южно-Уральском институте управления и экономики активно воплощается в жизнь целевая долгосрочная программа «Здоровый студент -успешная карьера!». Значительное внимание в рамках данной программы уделяется развитию материально-технической базы. Занятия и спортивномассовые мероприятия проводятся на двух спортивных уличных площадках, включающих в себя два футбольных поля, хоккейную коробку, малые спортивные формы и два спортивных зала.
20
В наличии имеются спортивный инвентарь и оборудование: столы для настольного тенниса (2 штуки), ракетки для настольного тенниса (15 штук), шарики (20 штук); столы для армспорта (2), сетка для бадминтона, ракетки для бадминтона (8), воланчики (10 штук), шашки (10 комплектов), шахматы (4 комплекта), часы для шахмат (4 комплекта), волейбольные мячи (8 штук), футбольные мячи (8 штук), баскетбольные мячи (8), коврики для гимнастики (20 штук), мишени для дартс (2 штуки), дротики (5 комплектов), канат, обручи (9), надувные мячи - фитболы (2), скакалки (8 штук), гимнастический мат (1), баскетбольные сетки (3), сетка волейбольная, спальники туристические (2 штуки), гиря 16 кг (1), бодибары - 2 кг (10 штук), бодибары - 5 кг (10 штук), пила карманная туристическая, компас туристический (5), форма футбольная (15 комплектов), форма баскетбольная (12 комплектов), форма волейбольная (12 комплектов).
На формирование здоровьесберегающего пространства огромное воздействие оказывает деятельность спортивных секций: «Волейбол» -
22 студента, «Футбол» - 12 студентов, «Дартс» - 8 студентов, «Баскетбол -21 студент, исторического и сценического фехтования «Златый лев» -18 студентов. Футбольная команда «Хищники» играет в составе Студенческой футбольной лиги Челябинской области.
Клуб исторического и сценического фехтования «Златый лев» ежегодно представляет Челябинскую область и вуз на Международных соревнованиях по историческому фехтованию «Молодецкая удаль. Урал», областном совещании клубов исторического и сценического фехтования Челябинской области, Открытом Кубке г. Миасс по историческому фехтованию, Международных соревнованиях по средневековому бою «Battle of the Nations», Всероссийских соревнованиях по историческому фехтованию «Пермский декабрьский Турнир» в г. Пермь в номинации бугурты «5х5», Всероссийских соревнованиях по историческому фехтованию «Злат-булат» в г. Златоуст. Студенты занимают призовые места.
На площадке Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» для студентов вуза организованы интерактивные занятия по стрелковой подготовке и оказанию первой медицинской помощи. Формированию общекультурной компетенции «владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий» способствует ежегодная плановая
21
учебная эвакуация. Тема учения: «Организация защиты студентов и
сотрудников вуза, колледжа в случае возникновения пожара или другой чрезвычайной ситуации».
Студенческая спартакиада ЮУИУиЭ, насчитывает 13 видов спорта (соревнования, чемпионаты и кубки по футболу, мини-футболу на снегу, настольному теннису, дартсу, армспорту, волейболу, баскетболу, шашкам, шахматам, кросс «Золотая осень», «Веселые старты», бадминтон, гиревой спорт). К соревнованиям активно привлекаются студенты Колледжа права и экономики, а также преподаватели и сотрудники вуза.
Цели спартакиады заключаются в привлечении студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, повышении спортивного мастерства, пропаганде здорового образа жизни как важного средства физического и духовного развития студенческой молодежи, в профилактике злоупотребления психоактивными веществами и асоциального поведения, расширении и укреплении контактов между студентами разных академических групп, специальностей, курсов, с обучающимися колледжа права и экономики.
К числу основных целей спартакиады также относятся:
1) отбор наиболее перспективных студентов в сборные команды по видам спорта для участия в районных, городских, областных, региональных, всероссийских, международных соревнованиях;
2) развитие традиций Института.
В спартакиаде активно принимают участие и преподаватели вуза. Показательно участие студентов Института в спортивно-массовых
мероприятиях Калининского района (турнир по волейболу среди мужских команд, легкоатлетическая эстафета, легкоатлетический кросс, массовая лыжная гонка «Сверкающая лыжня», Чемпионат по настольному футболу и др.), г. Челябинска (Спартакиада вузов, фестиваль «Движение до изнеможения»), Челябинской области (Универсиада вузов, областной молодёжный зимний фестиваль по здоровому образу жизни, областной флешмоб «Мы против курения», посвященный Дню здоровья), России («Российский азимут», «Лыжня России», «Кросс Наций», «По зову души», «Молодецкая удаль» и др.).
В 2013 г. студенты ЮУИУиЭ заняли 2 место в Спартакиаде среди высших учебных заведений г. Челябинска по шашкам и шахматам (Обухова
22
Екатерина, Быков Влад, Хализов Дмитрий, Река Наталья, Васюков Сергей, Косов Артем). Студенты Института ежегодно принимают участие в Открытых соревнованиях по спортивному туризму «Краски осени». В рамках городского спортивного мероприятия «Движение до изнеможения» студенты ЮУИУиЭ заняли 3 место в соревнованиях по пляжному волейболу, 2 место в соревнованиях по кёрлингу и 3 место в соревнованиях по боулингу. Традиционно студенты ЮУИУиЭ и КПиЭ принимают участие в Областном проекте «Урок здоровья: горные лыжи».
Сформировать у студентов навыки эффективного социального взаимодействия, личностного развития и самосовершенствования позволяют встречи «без галстука» с олимпийскими чемпионами и чиновниками от спорта. Обладательница бронзовой медали Олимпиады по тхэквондо в Лондоне Анастасия Барышникова провела для студентов вуза акцию «Зарядка с Чемпионом», вице-президент Национального парка спорта и туризма «Тургояк» заслуженный работник физической культуры России Беседин Владислав Борисович рассказал обучающимся о роли спорта в жизни людей.
Более 100 студентов Института ежегодно посещают Музей Олимпийской славы. В качестве болельщиков студенты вуза посещают спортивно-массовые мероприятия: Суперфинал мировой лиги FINA (2013 г.) по водному поло среди мужских команд, Международный турнир по тхэквондо ВТФ G1 и ЕТУ «А» класса «Russia Open», Чемпионат Европы по дзюдо, игры Чемпионата России Высшая лига «А». Студенты приняли участие в эстафете Олимпийского огня.
Таким образом, вовлечение студентов Южно-Уральского института управления и экономики в спортивно-массовую деятельность позволяет создать условия для успешной и эффективной социализации студентов и дальнейшего всестороннего развития личности, способной к успешной самореализации и эффективному применению полученных профессиональных и общекультурных компетенций.
Список литературы:
1. Бойцов, В.Н. Социально-культурная среда военно-образовательного учреждения и ее влияние на формирование личности будущего офицера // Сборник трудов XXXII Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы эффективности и безопасности функционирования сложных
23
технических и информационных систем». Ч.1. / В.Н. Бойцов. - Серпухов, 2013. - С. 31.
2. Львова, И.Г. К вопросу о сущности понятия «социокультурная среда» // Культура и факторы её инновационного развития: сборник статей / И.Г. Львова. - М.: МГУКИ, 2011. - С. 39.
3. Нагорная, М.С. Управление развитием социокультурной среды вуза:
из опыта работы ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» [Электронный ресурс] / М.С. Нагорная // Управление в современных системах.- Режим доступа: http://www.inueco.ru/pages.php
?page=987.
4. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. №41 «(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31 мая 2011 г. №1975) // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071014/.
5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность» (квалификация (степень) «специалист») [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. №19 // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Сетевая версия. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW;n=116760.
6. Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009 г. №634 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. данные. -Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prim e/doc/12071870/.
7. Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
24
образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. №221 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. данные. - Режим доступа: Шр://,№№№^агап1;.т/ргоёис18Лрос /prime/doc/98244/.
8. Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. №544 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://base.garant.ru/198749/.
9. Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100700 «Торговое дело» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. №787 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97791/.
10. Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. №780. -
Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_
164825.html.
11. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ от 14 января 2010 г. №27 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/i po/prime/doc/97665/.
12. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация
25
(степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ от 21 декабря 2009 г. №747 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. данные. -Режим доступа:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97653/.
13. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ от 14 января 2010 г. №25 // Гарант: информационно-правовой портал. -Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime /doc/97606/.
14. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 231000 «Программная инженерия» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ от 9 ноября 2009 г. №542 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/p rime/doc/97108/.
15. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 1404000 «Электроэнергетика и электротехника» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ от 8 декабря 2009 г. №710 // Гарант: информационно-правовой портал. -Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/ doc/97444/.
16. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 190700 «Технология транспортных процессов» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ от 22 декабря 2009 г. №803 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://base.garant.ru/197468/.
17. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 «Архитектура» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ от 20 мая 2010 г. №546. -Режим доступа: http://yandex.ru/dck/jsredir?from=yande x.ru1401871348813.
26
18. Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 270800 «Строительство» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ от 18 января 2010 г. №54 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/
prime/doc/12073380/.
19. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 270300 «Дизайн архитектурной среды» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ от 1 февраля 2011 г. №130. - Режим доступа: http://yandex.ru/clck/js redir?from=y andex.ru1.584962500721 156&cts=1401871699049.
О СПЕЦИФИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Пивоварова О.П. - к.филол.н., доцент ЧОУ ВПО«Южно-Уральский институт управления и экономики»
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетентности, описана методика формирования коммуникативной компетентности как совокупность способов, способствующих повышению эффективности обучения иностранному языку студентов неязыкового профиля. Автор статьи обращается к коммуникативному подходу в обучении иностранному языку, направленному на формирование у обучающихся коммуникативной компетенции как многокомпонентной составляющей (лингвистической, социально-культурологической).
В настоящее время значимость изучения иностранных языков возросла: современный рынок труда и социокультурная ситуация требует появления специалистов, владеющих иностранным (английским) языком на должном уровне. Свидетельством готовности к общению на иностранном языке является сформированность у студента коммуникативной компетенции.
Профессиональная востребованность специалистов, свободно владеющих иностранным языком (как правило, английским, одним из языков международного общения), у современных работодателей, с одной стороны, и собственная заинтересованность в расширении своих возможностей на рынке
27