Научная статья на тему 'Формы воспитательной работы в вузе в контексте развития личности студента'

Формы воспитательной работы в вузе в контексте развития личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2131
999
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ALL-ROUND DEVELOPMENT OF PERSONALITY / HARMONIOUS DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL COMPONENTS / FORMS OF EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домнина Светлана Валентиновна, Вильгута Оксана Феликсовна

В статье выявлены основные составляющие всестороннего развития личности. Рассматриваются формы воспитательной работы, направленные на формирование соответствующих составляющих гармоничного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF EDUCATIONAL WORK IN HIGH SCHOOL IN THE CONTEXT OF STUDENT PERSONALITY DEVELOPMENT

The paper identifies the major components of the comprehensive development of personality. Forms of educational work, aimed at the formation of corresponding components of the harmonious development of personality, are considered.

Текст научной работы на тему «Формы воспитательной работы в вузе в контексте развития личности студента»

УДК 378.4

ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

© 2015 С.В.Домнина, О.Ф.Вильгута

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 05.11.2014

В статье выявлены основные составляющие всестороннего развития личности. Рассматриваются формы воспитательной работы, направленные на формирование соответствующих составляющих гармоничного развития личности.

Ключевые слова: всестороннее развитие личности, составляющие гармоничного развития личности, формы воспитательной работы.

Согласно статьи 2 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», образование рассматривается не только как процесс обучения, но и как процесс воспитания, осуществляемый в интересах личности. Образование является совокупностью приобретенных знаний, навыков и умений в целях духовно-нравственного, интеллектуального, физического, творческого и профессионального развития личности обучающегося1. При этом как видно из определения, главным в процессе воспитания и образования является всестороннее развитие личности, а значит, и повышение благосостояния, как конечная цель любого производства или другой хозяйственной деятельности.

Благосостояние является многоплановой категорией. Оно включает в себя уровень потребления товаров и услуг, а также удовлетворение нематериальных потребностей - социальных, культурных, доступность и качество услуг образования и здравоохранения, ценность свободного времени, психологический климат, экологическую, демографическую обстановку и многие другие составляющие, которые условно можно разделить на три группы: природные, экономические и институциональные. Если природные и климатические факторы отражают природную, биологическую

° Домнина Светлана Валентиновна, доктор экономических наук, доцент, декан инженерно-экономического факультета. E-mail: swdomnina@mail. ru Вильгута Оксана Феликсовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, заместитель декана инженерно-экономического факультета по воспитательной работе. E-mail: [email protected]

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г.: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: по состоянию на 3 нояб. 2014 г.] // Гарант.ги [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// base.garant.ru/70291362

сущность человека, то экономические и институциональные определяют его социальную сущность. Самой большой группой являются институциональные составляющие. К ним относятся: интеллектуальная, медицинская, образовательная, досуговая, демографическая, психологическая, культурная, социальная, экологическая, инфраструктурная, информационно-коммуникационная, правовая, духовно-нравственная, творческая, профессиональная, составляющая безопасности. Все они, в конечном итоге, направлены на формирование всесторонне развитой личности. Только во взаимосвязи экономического и институционального возможно не только развитие личности и повышение благосостояния, о чем свидетельствуют показатели «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) и «индекс глобального благосостояния» (ИГБ), но и достижении гармонии, счастья, показателем которого является «международный индекс счастья» (МИС). В таб.1 приведены данные по величине вышеперечисленных индексов в РФ в 2010, 2012 гг.

Как видно из таб. 1, Россия по экономическим составляющим находилась в 2012 г. на 66-ом месте, а по субъективной удовлетворенности жизнью (на это влияет культурная, психологическая, социальная, инфраструктурная и др. составляющие, в том числе и организация свободного времени) и экологическому фактору - на 122 месте. Эта отрицательная тенденция сказывалась на количественной оценке и снижала рейтинг страны по уровню развития человеческого потенциала. Таким образом, очевидно, что в современной экономике не только деньги определяют развитие личности. Но и субъективная удовлетворенность жизнью, и ряд институциональных факторов.

Если вернуться к воспитательной работе вуза, то следует так выстраивать воспитательную деятельность, чтобы она затрагивала и формировала

все составляющие гармоничной личности. Рассмотрим воспитательную работу на примере инженерно-экономического факультета Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Воспитательная работа - это часть учебно-воспитательного процесса вуза (в т.ч. инженерно-экономического факультета), направленная на реализацию задач развития культуры личности высококвалифицированных бакалавров, специалистов и магистров. Основными задачами воспитательной работы на инженерно-экономическом факультете являются: формирование у студентов отношения к учебе как к профессиональному труду; всестороннее развитие профессиональных и человеческих качеств будущих выпускников; стимулирование посильной для студентов творческой деятельности. Воспитательная работа на факультете осуществляется деканом, заместителем декана по воспитательной работе и

кураторами студенческих групп. Посильную помощь оказывают деканату профком студентов и студенческое профбюро, как органы студенческого самоуправления. Основная цель работы инженерно-экономического факультета - повышение активности студентов в учебной, научной и общественной жизни факультета, а также создание условий для всестороннего развития студентов. Данная цель наиболее эффективно достигается в свободное от учебных занятий время, главное назначение которой заключается в развитии через различные ее формы, профессиональных, художественных, спортивных и других способностей студентов, в расширении возможностей культурного и духовного роста. В соответствии с составляющими всесторонне развитой личности, можно в табличном виде представить формы работы со студентами (таб. 2).

Таб. 1. Динамика индексов благосостояния (место страны в рейтинге)

Страна ИГБ2 МИС3 ИРЧП4 Общий рейтинг страны

2010 2012 2010 2012 2010 2012 2010 2012

Россия 63 66 108 122 65 66 79 85

Таб. 2. Взаимосвязь форм воспитательной работы и составляющих гармоничного развития личности

Составляющие гармоничного развития личности Формы воспитательной работы Формируемые компетенции (ФГОС ВПО по направлению Экономика)5

Природная Организация выездов в спортивно-оздоровительный лагерь «Строитель», физкультурно-спортивной деятельности; проведение массовых спортивных мероприятий в том числе и на открытом воздухе; проведение среди студентов пропаганды по проблемам рационального природопользования; направление студентов в оздоровительную поездку по Волге на теплоходе. Компетенции, связанные с владениями методами физического воспитания, достижения более высокой физической подготовленности, возможностью физически заниматься профессией (ОК-16)

Физическая Участие во внутривузовских чемпионатах по футболу, волейболу, настольному теннису, фитнес-аэробике, силовому двоеборью, футболу, легкой атлетике. участие в Спартакиаде СГАСУ.

Экономическая Материальная поддержка успешно обучающихся студентов, назначение именных стипендий, стипендий Правительства. Участие в конкурсах грантов с целью возмещения затрат на проведение исследований, или на будущие исследования. Компетенции, связанные с навыками экономической деятельности, например, с умениями провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий и

2 The Legatum Prosperity Index // Legatum Institute [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.prosperity.com

3 Abdallah, S. The Happy Planet Index 2.0 / S.Abdallah, S.Thompson, J.Michaelson, N.Marks, N.Steuer // New Economics Foundation [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.happyplanetindex.orgg/public-data/files/happy-planet-index-2-0.pdf

4 2013 Report Human Development Statistical Tables // United Nations Development Programme [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/content/доклад-о-человеческом-развитии-2013-0

5 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) "бакалавр") (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 21.12.2009 № 747, зарег. в Минюсте РФ 25.02.2010 № 16500) // Гарант.ги [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/976

организаций (ПК-1)

Институциональные составляющие

Социальная

Демографическая

Инфраструктурная

Социальная адресная поддержка студентов, имеющих статус сирот, инвалидов, проживающих в малообеспеченных семьях, Ежегодный конкурс "Студенческий лидер", проведение школы актива «Шанс», участие в выездной школе актива «Шанс»; организация Дня донора; организация квест-игры «Посвящение первокурсников».

Компетенции, связанные с умениями работы в коллективе, навыками принимать актуальные управленческие решения (ОК-7, ОК-8)

Поддержка молодых семей с детьми.

Обеспечение иногородних студентов общежитием, а также спортивным клубом «Дом физкультурника», турбазой СОЛ «Строитель», библиотеками, столовой.

Правовая

Формирование у студентов правовой культуры, осуществление профилактической работы по предотвращению нарушений общественного порядка, ознакомление с правилами университета и общежитий.

Компетенции, связанные со знаниями закономерностей исторического, экономического процесса, роли РФ в современном пространстве, а также со знаниями соответствующих нормативно-правовых документов (ОК-3, ОК-5)

Интеллектуальная

Проведение научных студенческих конференций, олимпиад, конкурсов студенческих работ, рефератов; межвузовский турнир по интеллектуальным играм «Звездный брейн».

Компетенции, связанные с навыками использовать общие и специфические методы исследования, с навыками решения поставленных задач в условиях многовариантности (ОК-1)_

Образовательная

Обеспечение становления компетенций, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения; увеличение доли самостоятельной работы студентов; внедрение новых технологий обучения, соответствующих компетентностному подходу в образовании.

Все общекультурные и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО

Медицинская

Осуществление мониторинга здоровья студентов; профилактика заболеваний, медицинская помощь при нарушениях здоровья (реабилита-ционно-восстановительные программы), санаторно-курортное лечение.

Компетенции, связанные с владением навыками достижения более высокой физической подготовленности, возможностью физически заниматься профессией (ОК-16)

Психологическая

Сотрудничество с Центром психологической помощи студентам, проведение психологического тестирования, помощь в адаптации первокурсников при поступлении в вуз.

Компетенции, связанные с навыками анализа социальных, философских, психологических проблем, выбора средств саморазвития, и устранения проблем (ОК-2, ОК-9, ОК-10)_

Профессиональная

Встречи с Губернатором Самарской области, министрами, работодателями, депутатами Губернской думы; встречи с бизнес-структурами, директорами крупных фирм; заключение договоров о сотрудничестве с целью проведения практик, стажировок и трудоустройства студентов и выпускников.

Компетенции, связанные с владением высокой мотивации к профессиональной деятельности, к саморазвитию и повышению своего мастерства, квалификации (ОК-9, ОК-11)_

Информационно-коммуникативная

Отправка благодарственных писем родителям отличников, проведение бесед с родителями студентов о проблемах успеваемости и посещаемости, использование социальных сетей для общения и информирования студентов, актуализация информации на сайте вуза.

Компетенции, связанные с осознанием сущности информации как фактора развития экономики и общества, со знаниями средств информационной безопасности, с владениями методами информационной деятельности, с навыками работы на компьютере (ОК-12, ОК-13, ОК-14, ПК-10, ПК-12)_

Составляющая безо-

Организация работы по выполнению студентами требований по охране порядка в вузе и пожарной безопасности.

Компетенции, связанные с владением методами защиты

пасности населения и рабочих от последствий аварий и стихийных бедствий (ОК-15)

Культурные составляющие

Досуговая Участие в телевизионных передачах, освещающих проблемы строительства и ЖКХ Самарской области, посещение тематических выставок, музея СГАСУ, изучение истории университета; организация посещения концертов, спектаклей в лучших театрах города Самары Компетенции, связанные с навыками саморазвития и повышения мастерства (ОК-9)

Духовно-нравственная Волонтерская помощь в проведении парада, посвященному Дню Победы, Участие в параде в честь Дня весны и труда; волонтерство в проведении «Эстафеты олимпийского, параолимпийского огня».

Творческая Проведение и участие в конкурсах, концертах «Студенческая Весна», «Микрофон Ваш», «Мисс СГАСУ».

Следует отметить, что каждая форма воспитательной работы направлена на реализацию федеральных государственных стандартов высшего образования и работает на формирование не только общекультурных, но и профессиональных компетенций. Это объясняется тем, что воспитательная работа является частью процесса образования, поэтому ее формы и методы должны быть направлены на формирование знаний, умений и навыков студентов, которые им пригодятся в их профессиональной деятельности. Важно в процессе обучения и воспитания активизировать, в том числе, и творческие возможности студентов6. Ведь творческая составляющая гармоничной личности является частью культурной. А последняя в современной экономике в составе интеллектуального капитала (корпоративная культура организации, культура общения с клиентами и т.д.) определяет возможности роста любого предприятия или организации7. В таб. 2 также указаны примеры формируемых компетенций по направлению подготовки бакалавров «Экономика», которое реализуется на инженерно-экономическом факультете Самарского государственного архитектурно-строительного университета.

Таким образом, только во взаимосвязи процессов «воспитание - обучение - гармоничное развитие личности - повышение индивидуального благосостояния - повышение общественного благосостояния» возможно формирование всестороннее развитие личности. И, несомненно, решающая роль в этом процессе принадлежит воспитательной работе в вузе.

6 Домнина, С.В. Активизация творческих возможностей студентов / С.В. Домнина // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика: материалы 65-й Всеросс. научно-технич. конф. по итогам НИР ун-та за 2007 г. / ред. д-р техн. наук Н.Г.Чумаченко. - Самара: Изд-во СГАСУ, 2008. - С. 37.

7

Домнина, С.В. Интеллектуальная собственность как фактор конкурентоспособности, экономического роста и увеличения общественного благосостояния / С.В.Домнина // Проблемы развития предприятий: теория и практика: матер. 9-й Межд. научно-практич. конф., 18 - 19 ноября 2010 г. - Ч.1. Организ. и стратегия разв. конкурентоспособ. производ. в промыш. Эффективность научно-технич. прогресса в промыш. - Самара: Изд-во СГЭУ, 2010. - С. 257 - 260.

FORMS OF EDUCATIONAL WORK IN HIGH SCHOOL IN THE CONTEXT OF STUDENT PERSONALITY DEVELOPMENT

© 2015 S.V.Domnina, O.F.Vilguta°

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

The paper identifies the major components of the comprehensive development of personality. Forms of educational work, aimed at the formation of corresponding components of the harmonious development of personality, are considered.

Key words: all-round development of personality, harmonious development of the individual components, forms of educational work.

° Svetlana Valentinovna Domnina, Doctor of economic sciences, Dean of Faculty of engineering economics. E-mail: swdomnina@mail. ru

Oksana Felixovna Vilguta, Candidate of economic sciences, Associate professor of Department of economics, Deputy dean of Faculty of engineering economics. E-mail: vilguta2010@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.