Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Водолазова Жанна Михайловна

Целью статьи является рассмотрение специфики управления развитием социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях становления в России гражданского общества. В работе использованы следующие методы исследования: генерализация теоретических данных, контент-анализ документов, анкетный опрос населения, полуструктурированное интервью экспертов. Определено, что при управлении развитием обозначенных организаций необходимо учитывать их особенности: специфику реализуемых видов деятельности; юридическую самостоятельность или вхождение в более крупную структуру в качестве отделения, филиала; приоритеты, установленные учредителями; средства, заработанные в результате оказания платных услуг и полученные от благотворительных взносов; объем помощи, оказываемой со стороны федеральных, региональных и местных органов власти; финансовое и материально-техническое состояние; перспективы развития; востребованность у населения видов услуг, оказываемых СО НКО; представленность в информационном поле; активность в обсуждении решений, принимаемых официальными органами власти; реализация поддержанных фондами и инициативных проектов; штатный состав и корпус добровольцев; реализм/формализм организационного взаимодействия со структурами из государственного, социального и делового секторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Водолазова Жанна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE DEVELOPMENT OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE EMERGING CIVIL SOCIETY

The aim of the paper is to consider the specifics of managing the development of socially oriented non-profit organizations amid the formation of Russian civic society. The following research methods were used: theoretical data generalization, document content analysis, population questionnaire survey, semi-structured expert interview. It is established that when managing the development of socially oriented non-profit organizations, their features can be taken into account: the specifics of the organization's activities; legal independence or affiliation to a larger structure as a branch, subsidiary; the priorities of the founders of the organizations funds earned through the provision of paid services and received from charitable contributions; charitable contributions; the amount of assistance provided to non-profit organizations by federal, regional and local authorities; the financial and material and technical condition; the prospects for the development of the organization; the demand of the population in the types of services; the organization's popularity; the activity / passivity of the organization in the discussion and decision-making by official authorities; the presence of developed and implemented projects supported by foundations; full-time employees and volunteers; realism or formalism of organizational interaction with structures from the public, social and business sectors. The development of socially oriented non-profit organizations is associated with the improvement of their internal management processes and with the partial control of state and regional authorities, as well as local self-government structures.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

Теория и практика общественного развития. 2021. № 7. С. 44-48. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 7. P. 44-48.

Научная статья

УДК 316.35+316.47

https://doi.org/10.24158/tipor.2021.7.6

Управление развитием социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях становления гражданского общества

Жанна Михайловна Водолазова

Детская библиотека № 242 централизованной библиотечной системы Северо-Западного административного округа, vodolazova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6565-0384

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение специфики управления развитием социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях становления в России гражданского общества. В работе использованы следующие методы исследования: генерализация теоретических данных, контент-анализ документов, анкетный опрос населения, полуструктурированное интервью экспертов. Определено, что при управлении развитием обозначенных организаций необходимо учитывать их особенности: специфику реализуемых видов деятельности; юридическую самостоятельность или вхождение в более крупную структуру в качестве отделения, филиала; приоритеты, установленные учредителями; средства, заработанные в результате оказания платных услуг и полученные от благотворительных взносов; объем помощи, оказываемой со стороны федеральных, региональных и местных органов власти; финансовое и материально-техническое состояние; перспективы развития; востребованность у населения видов услуг, оказываемых СО НКО; представленность в информационном поле; активность в обсуждении решений, принимаемых официальными органами власти; реализация поддержанных фондами и инициативных проектов; штатный состав и корпус добровольцев; реализм/формализм организационного взаимодействия со структурами из государственного, социального и делового секторов.

Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, социальное государство, социальное управление, некоммерческий сектор

Для цитирования: Водолазова Ж.М. Управление развитием социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях становления гражданского общества // Теория и практика общественного развития. 2021. № 7. С. 44-48. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.7.6.

Original article

Managing the development of socially oriented non-profit organizations in the emerging civil society

Zhanna M. Vodolazova

State Library No. 242, Centralised Library System of the North-West Administrative District, Moscow, Russia, vodolazova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6565-0384

Abstract. The aim of the paper is to consider the specifics of managing the development of socially oriented non-profit organizations amid the formation of Russian civic society. The following research methods were used: theoretical data generalization, document content analysis, population questionnaire survey, semi-structured expert interview. It is established that when managing the development of socially oriented non-profit organizations, their features can be taken into account: the specifics of the organization's activities; legal independence or affiliation to a larger structure as a branch, subsidiary; the priorities of the founders of the organizations funds earned through the provision of paid services and received from charitable contributions; charitable contributions; the amount of assistance provided to non-profit organizations by federal, regional and local authorities; the financial and material and technical condition; the prospects for the development of the organization; the demand of the population in the types of services; the organization's popularity; the activity / passivity of the organization in the discussion and decision-making by official authorities; the presence of developed and implemented projects supported by foundations; full-time employees and volunteers; realism or formalism of organizational interaction with structures from the public, social and business sectors. The development of socially oriented non-profit organizations is associated with the improvement of their internal management processes and with the partial control of state and regional authorities, as well as local self-government structures.

Keywords: socially oriented non-profit organizations, social state, social governance, non-profit sector

For citation: Vodolazova Zh.M. Managing the development of socially oriented non-profit organizations in the emerging civil society // Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 7. P. 44-48. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/tipor.2021.7.6.

Введение. Одним из трендов современности является становление гражданского общества. Это не противоречит основным направлениям государственной политики Российской Федерации, поскольку она нацелена на развитие социальной сферы, разрешение серьезных общественных проблем, возникших в результате действия на социум комплекса объективных факторов. Главными инструментами обозначенной политики выступают повышение уровня жизни каждого гражданина страны, максимальный учет потребностей различных групп населения, индивидуализация и адресность оказываемой помощи, эффективное перераспределение ресурсов. Все это реализуется в параллели с развитием структур гражданского общества, где деятельность негосударственных некоммерческих организаций играет значительную роль.

Некоммерческие организации призваны удовлетворять социальные, культурные, образовательные и духовные потребности граждан, а также обеспечивать охрану здоровья населения, содействовать развитию физической культуры и спорта [1]. Согласно законодательству Российской Федерации, социально ориентированными некоммерческими являются те «организации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества и решение социальных проблем граждан» [2]. Так, можно утверждать, что государство фактически выступает, во-первых, как институт защиты прав человека и гражданина; во-вторых, как гарант развития данного типа организаций, поскольку они нацелены на решение социальных проблем, представляя собой структуры гражданского общества.

Законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлено, что «полномочиями на оказание социальных услуг населению наделены не только государственные, но и некоммерческие организации» [3]. Диверсификация поставщиков разнообразных социальных услуг за счет бизнес-структур и социально ориентированных некоммерческих учреждений дает перспективную возможность как повысить эффективность использования имеющихся социальных ресурсов, так и расширить перечень реально оказываемых основных и дополнительных услуг. Более того, это будет способствовать расширению официального реестра услуг, входящих в государственный перечень.

Президентом Российской Федерации в документе «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» обозначены «направления деятельности в социально-бытовой, социально-медицинской, социально-педагогической, социально-психологической» сферах, что обеспечивает социальное взаимодействие государства и общества, а также контроль за деятельностью институтов гражданского общества со стороны официальных органов государственной власти [4]. По оценкам исследователей, объектами предоставления общественно полезных услуг могут являться граждане различных категорий, по какой-либо причине попавшие в трудную жизненную ситуацию [5, с. 57], а также социальные группы, в первую очередь семья.

Литературный обзор. В зарубежной практике неправительственные организации являются эффективным субъектом реализации социальной политики и структурным компонентом стратегии социального развития во многих иностранных государствах. В РФ опыт деятельности некоммерческих организаций пока не такой богатый, как в странах, где неправительственный сектор развит в большей степени. Однако многие отдельные регионы России уже располагают багажом знаний и общественных практик, основанных на взаимодействии государственных управленческих структур, бизнеса и общественных организаций [6, с. 52]. В последние годы государственный сектор оказывает многостороннее организационное содействие развитию НКО.

Выполнение важных социально-политических задач социально ориентированными некоммерческими организациями имеет огромную общественную значимость для государства и даже в некоторой степени определяет социальное развитие каждого региона страны [7, с. 12]. Именно поэтому государственные и региональные органы власти содействуют становлению и развитию гражданских структур, что подтверждается материалами работ современных социологов.

Результаты эмпирических исследований О.А. Волковой и Ю.А. Гребениковой позволяют сформулировать проблемы, препятствующие эффективной деятельности СО НКО [8]: недостаточное взаимодействие органов исполнительной власти с социально ориентированными некоммерческими организациями; невысокая информированность населения о деятельности таких организаций; отсутствие системы взаимодействия самих организаций между собой; непрозрачность деятельности СО НКО, а также обнародование и масштабирование ее результатов; невысокая квалификация учредителей, сотрудников, участников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих структур.

Материалы и методы. Для выявления специфики проблем управления развитием социально ориентированных НКО в условиях становления гражданского общества в марте-апреле 2021 г. было проведено социологическое исследование. Для сбора первичных материалов ис-

пользовались следующие методы: 1) анкетный опрос населения (интернет-опрос); 2) полуструктурированное интервью экспертов (интернет-опрос). В исследовании приняли участие 420 человек из числа населения Белгородской области, а также эксперты (30 человек), в качестве которых выступили представители общественных организаций Белгородской области (учредители, сотрудники, участники, добровольцы). Обработка и анализ данных проводились с помощью пакета программ Excel, компаративного анализа и метода составления сравнительных таблиц.

Результаты и обсуждение. Итоги опроса свидетельствуют о невысоком уровне информированности населения о деятельности некоммерческих организаций, используемых ими методах и технологиях, специфике и социальной значимости решаемых ими актуальных социальных задач. Согласно мнениям респондентов, в полной мере информированы о работе СО НКО только 16 % из них. Некоторое представление о направлениях деятельности «третьего сектора» имеют 28 % опрошенных, а 56 % - вовсе не знакомы с деятельностью данных структур.

В работе общественных организаций и объединений активно участвуют 12 % респондентов, среди которых 92 % имеют высшее образование и устойчивое материальное положение. Следовательно, основными субъектами поддержки являются те, кто образован и культурен, а также сам в большей степени уже решил основную часть собственных сложностей и имеет ресурсы для оказания помощи другим людям.

Респонденты низко оценивают возможность собственного влияния на социальные события. Об этом заявили 52 % участников исследования. В общественных городских мероприятиях (событиях уровня поселка городского типа или сельского населенного пункта) систематически участвуют 28 % опрошенных. На наш взгляд, это свидетельствует о невысоком информационном обеспечении и низкой мотивации жителей в аспекте участия в общественно значимых мероприятиях. Среди главных причин отказа респонденты называют «недостаток времени» (46 %), «отсутствие необходимой информации» (38), «бесполезность мероприятий» (32), «отсутствие интереса к проблемам общества» (28 %).

Основными мотивами людей, участвующих в деятельности некоммерческих организаций, являются «стремление к идеалу» (42 %), «возможность решать собственные проблемы» (40), «желание повысить свой статус» (38), «потребность в помощи людям» (34), «чувство гражданской ответственности» (30 %). Иметь активную гражданскую позицию для участников опроса означает «участвовать в выборах» (64 %), «быть неравнодушным к происходящему» (52), «участвовать в решении общественных проблем» (48), «соблюдать законы страны» (46), «участвовать в политике» (40), «отстаивать свои права» (36 %).

Итак, результаты опроса свидетельствуют о необходимости совершенствования социальной активности, ценностей социального служения и чувства гражданской ответственности у населения.

Между тем 56 % опрошенных считают, что деятельность некоммерческих организаций может быть важной и полезной для общества, особенно в «защите интересов, прав, свобод незащищенных категорий населения» (52 %), «поддержке детей-сирот» (48), «помощи инвалидам и пожилым людям» (46), «воспитании подрастающего поколения и поддержке молодежных инициатив» (40), «содействии решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев» (32), «патриотическом воспитании молодежи» (30), «решении экологических проблем» (28), «защите животных» (18 %). Полученные результаты в полной мере отражают потенциально значимую роль общественных организаций в преодолении широкого спектра актуальных проблем современного социума. Наш взгляд, для вовлечения граждан в деятельность Со НКО необходимо актуализировать информационное присутствие в медиасфере. Это будет способствовать тому, чтобы люди имели возможность оперативно знакомиться с результатами работы некоммерческих объединений.

Государство заинтересовано в том, чтобы некоммерческий сектор принимал участие в разработке и реализации социально значимых мероприятий в настоящее время и в будущем. Поэтому актуален вопрос гражданской активности подрастающего поколения. При этом, согласно результатам исследования, сейчас потенциал участия населения молодого возраста в реализации социально значимых проектов некоммерческих организаций также невысок.

Однако вовлечение молодого поколения в работу НКО существенно затрудняется по следующим причинам: «локальный и единичный характер деятельности самих молодежных организаций по вовлечению молодых людей в свои ряды» (48 %), «отсутствие подготовки к социально значимой цели еще в школе» (40), «социальная и ценностная неготовность молодежи» (36 %). Данные объективные факторы дополняются разнообразными субъективными мотивами, которые определены индивидуальными характеристиками юношей и девушек. Например, потенциал развития структур гражданского общества в будущем также видится недостаточным. При этом, поскольку «инициатива снизу» проявляется относительно слабо, некоторое регулирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций целесообразно.

Результаты, полученные при помощи метода анкетного опроса, дополнены материалами, собранными посредством применения полуструктурированного интервью экспертов (интернет-опроса). При рассмотрении проблем управления социально ориентированными некоммерческими организациями важное значение следует придавать участию молодежи в их деятельности. Активность молодого поколения по мере взросления юношей и девушек может сопровождаться накоплением опыта и приводить к развитию структур гражданского общества разного вида, в том числе НКО.

Важной проблемой, по мнению экспертов, принявших участие в полуструктурированном интервью, является то, что многие официально зарегистрированные молодежные организации не всегда выступают реальными субъектами реализации молодежной политики. Например, эксперты из числа интервьюированных в возрасте от 18 до 29 лет (36 %, т. е. больше трети опрошенных) отметили, что входят состав сотрудников, участников или добровольцев одновременно двух молодежных общественных организаций. Это, безусловно, значительно повышает реальную долю молодого населения, вовлеченного в деятельность СО НКО. Данный факт объясняется тем, что на вопросы отвечали именно те респонденты, которые непосредственно принимают участие в работе рассматриваемых структур и по этой причине имеют интерес к тематике управления социально ориентированными некоммерческими организациями в условиях развития гражданского общества.

Эксперты всех возрастов единодушны во мнении, что значимые социальные проблемы в обществе, даже решаемые силами некоммерческих организаций, могут быть успешно преодолены только при условии эффективной поддержки управленческого государственного аппарата. Интервью показало, что СО НКО остро нуждаются в помощи со стороны органов государственной власти в виде «финансовой и имущественной поддержки» (64 %), «информационной поддержки» (60), «поддержки в области переподготовки и повышения квалификации сотрудников СО НКО» (58), «предоставления различных льгот при уплате налогов в казну» (54), «осуществления грантовой поддержки» (50 %). Информанты уверены в необходимости межведомственного сотрудничества.

Анализируя экспертные мнения, можно сделать вывод, что система взаимодействия органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций, несмотря на явные успехи и достижения, нуждается в совершенствовании. При этом среди причин, препятствующих эффективному сотрудничеству, экспертами названы «недостаточная активность обеих сторон» (58 %), «формализм в организации взаимодействия» (50), «разобщенность самих организаций, отсутствие взаимодействия между собой» (46), «пассивность руководства и членов организаций при принятии управленческих организаций» (44), «потребительское отношение некоммерческих организаций к власти» (32), «отсутствие конструктивного взаимодействия по причине бюрократии» (20 %).

Уровень зрелости гражданского общества во многом определяется инициативами общественных структур. Так, на вопрос «Являлась ли некоммерческая организация, чьим представителем вы являетесь, инициатором законодательных, в том числе региональных, инициатив за последние 3 года?» утвердительно ответили 42 % опрошенных. Это составляет менее половины мнений респондентов.

По нашему мнению, немногочисленный штатный состав некоммерческих организаций также представляет собой значимую проблему. Анализ показал, что менее трех человек в штате имеют 32 % СО НКО. На наш взгляд, расширение кадрового состава будет способствовать повышению качества и усилению действенности реализуемых решений, улучшению коммуникаций, созданию атмосферы групповой работы и механизмов для профессионального роста рядовых сотрудников социально ориентированной некоммерческой организации.

Численность привлеченных добровольцев также является важным показателем деятельности НКО, поскольку позволяет определить уровень общественной активности населения и степень заинтересованности граждан в реализации социально значимых проектов силами СО НКО. Экспертный опрос показал, что в целом организации пытаются привлекать добровольцев к осуществлению таких проектов: от 10 до 50 человек из числа добровольцев привлекли более 40 % некоммерческих объединений.

По мнению экспертов, основными трудностями в деятельности некоммерческих организаций являются «нехватка финансовых средств, отсутствие постоянного источника финансирования» (80 %), «отсутствие методического обеспечения в решении конкретных социальных задач» (64), «недостаточная квалификация персонала организации», «отсутствие специалиста по фанд-райзингу» (52), «недостаточная заинтересованность населения в реализации социально значимых проектов» (50 %). Безусловно, с данными проблемами СО НКО не могут справиться без организационной поддержки со стороны органов власти федерального, регионального или местного уровня.

Эксперты отметили также «важность обеспечения преемственности в самой некоммерческой организации и управлении ею» (72 %). Такое положение дел еще больше актуализирует проблему привлечения в деятельность структур гражданского общества людей молодого возраста.

Выводы. Таким образом, развитие гражданского общества зависит от результативности взаимодействия государственных управленческих структур с социально ориентированными некоммерческими организациями. Более того, последние нуждаются в государственной поддержке, в первую очередь в помощи организационного характера. Итоги исследования свидетельствуют и о серьезной потребности социально ориентированных некоммерческих структур в финансовой помощи со стороны государства, что во многом является закономерным и вполне оправданным, поскольку услуги, оказываемые СО НКО, зачастую реализуются бесплатно.

Установлено, что между институтами гражданского общества и населением существует отстраненность, поскольку люди недостаточно знают о функционировании СО НКО в современных условиях и результатах их деятельности. Между тем именно социальная активность и высокая степень участия граждан в работе общественных структур является залогом успешного развития гражданского общества.

При руководстве деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций необходимо учитывать комплекс их особенностей: специфику функциональной направленности видов деятельности; юридическую самостоятельность объединений или их вхождение в более крупные структуры в качестве отделения, филиала; приоритеты, поставленные организациям со стороны их учредителей; средства, заработанные в результате оказания платных услуг и полученные от благотворительных взносов; объем помощи, оказываемой федеральными, региональными и местными органами власти; финансовое и материально-техническое состояние; перспективы развития; востребованность среди населения видов услуг, предоставляемых СО НКО; представленность организации в информационном поле, в том числе в сети Интернет; активность/пассивность в процессе принятия официальными органами власти управленческих решений; наличие разработанных и реализованных проектов, поддержанных фондами разного уровня; штатный состав и корпус добровольцев; реализм/формализм при организации взаимодействия с различными структурами из государственного, социального секторов и бизнес-сферы.

Список источников:

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс] : Федер. закон от 5 апр. 2010 г. № 40-ФЗ : с изм. от 27 мая 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс] : Федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ : с изм. от 30 дек. 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об основах социального обслуживания граждан в РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ : с изм. от 13 июля 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 8 авг. 2016 г. № 398 // Официальный сайт Президента России. 2016. http://www.kremlin.ru/acts/bank/41181 (дата обращения: 24.06.2021).

5. Волкова О.А. Теория социальной терапии в практике интернатных учреждений для престарелых и инвалидов // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 57-60.

6. Волкова О.А., Гребеникова Ю.А. Некоммерческие организации как ресурс развития социальной сферы региона // Управление городом. 2017. № 2 (25). С. 52-56.

7. Волкова О.А., Гребеникова Ю.А. Система социальной защиты населения региона на основе межсекторного социального партнерства: модели взаимодействия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-2 (62). С. 12-17.

8. Волкова О.А., Гребеникова Ю.А.: 1) Некоммерческие организации ... ; 2) Система социальной защиты ...

Информация об авторе Ж.М. Водолазова - заведующий детской библиотекой № 242, ГБУК города Москвы «Централизованная библиотечная система Северо-Западного административного округа».

Information about the author Zh.M. Vodolazova - Head of Children's State Library No. 242, Centralised Library System of the North-West Administrative District, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.04.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.06.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 01.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.