Научная статья на тему 'Потенциал интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в процессы управления современной системой образования'

Потенциал интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в процессы управления современной системой образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Водолазова Ж.М.

В статье представлены результаты исследования по тематике, актуальной как для социологической теории, так и для социальной практики потенциалу развития социально ориентированных некоммерческих организаций. Для сбора первичных социологических данных применялись следующие методы: анализ сайтов, наблюдение, анкетный опрос, полуструктурированное интервью. В результате исследования выявлено, что потенциал интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в современные процессы управления системой образования связан с совершенствованием практики социального картографирования, развитием региональных ресурсных центров, систематизацией президентских, региональных и муниципальных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в процессы управления современной системой образования»

Потенциал интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в процессы управления современной системой образования

Водолазова Жанна Михайловна начальник отдела по связям с общественностью, МБУ "СДЦ "Щукинец", vodolazova@mail.ru

В статье представлены результаты исследования по тематике, актуальной как для социологической теории, так и для социальной практики - потенциалу развития социально ориентированных некоммерческих организаций. Для сбора первичных социологических данных применялись следующие методы: анализ сайтов, наблюдение, анкетный опрос, полуструктурированное интервью. В результате исследования выявлено, что потенциал интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в современные процессы управления системой образования связан с совершенствованием практики социального картографирования, развитием региональных ресурсных центров, систематизацией президентских, региональных и муниципальных программ. Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, социальная интеграция, система образования, социальное управление.

©

о

^

о

о

сч

ю

О!

2

48

Проведенные исследования позволили нам сформулировать имеющиеся проблемы, которые препятствуют интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в процессы управления системой образования:

- у учредителей, руководителей, сотрудников, участников СОНКО превалируют «зависимые», патерналистские установки;

- наблюдается обособленность СОНКО и локализация деятельности и контактов;

- СОНКО достаточно узко представлены в информационном поле как в объективной реальности, так и в виртуальном контенте;

- формальное существование при отсутствии деятельности;

- учредители, руководители, сотрудники и участники СОНКО характеризуются недостаточной юридической, финансовой и социально-технологической грамотностью;

- имеется существенный поколенческий дисбаланс среди учредителей, руководителей, сотрудников и участников СОНКО;

- у представителей организаций в деятельности и общении проявляются индивидуальные человеческие качества, которые отрицательно влияют на развитие самой СОНКО и ее партнерских отношений.

Нами выделены следующие направления реализации имеющегося потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций для их интеграции в процессы управления современной системой образования:

- активное привлечение формально существующих СОНКО к осуществлению общественно значимой образовательной деятельности

- расширение спектра образовательных услуг, оказываемых в СОНКО; - активизация СОНКО в деятельность по оказанию социальных услуг гражданам, наряду с государственными структурами системы социальной защиты населения и системы образования;

- вовлечение НКО в тендеры, в которых в настоящее время преимущественно участвуют коммерческие организации;

- целенаправленное проведение научно-практических, методических, обучающих, консультационных, тренинговых мероприятий, которые направлены на повышение юридической, финансовой социально-технологической грамотности учредителей, руководителей, сотрудников, участников и волонтеров СОНКО;

- развитие устойчивых партнерских отношений как с другими СОНКО, так и с государственными и коммерческими структурами региона;

- расширение географии социальной и образовательной деятельности на весь регион, а также и на другие субъекты Российской Федерации;

- расширение представленности СОНКО в информационном поле, а, в первую очередь, в виртуальном пространстве;

- создание в регионе единой информационной базы актуальных мероприятий и посильных возможностей для своевременной и «массовой» подачи заявок на участие в конкурсах и проектах;

- целесообразное устранение резкого поко-ленческого дисбаланса среди учредителей, руководителей, сотрудников, участников и волонтеров путем вовлечения в текущую деятельность СОНКО представителей разных социальных категорий (молодежь, лиц предпенсионного возраста, а также выходящих на пенсию видных ученых, государственных служащих, работников системы образования).

На наш взгляд, достаточно эффективным способом активизации социально ориентированных некоммерческих организаций является создание и развитие специальных ресурсных центров. Основное направление их деятельности -формирование благоприятной социально-институциональной среды для развития СОНКО. Подобные ресурсные центры вовлечены в разработку как федеральных, так и региональных, и даже местных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, которые все в большей мере становятся институтами гражданского участия в процессах принятия официальных решений и осуществления общественного контроля.

Важным является то, что государство во многом выступает гарантом функционирования СОНКО. Причем основными источниками финансирования деятельности созданных ресурсных центров выступают поступления из бюджетных источников. К примеру, очень значимыми среди них являются ресурсы, предоставляемые в рамках грантов Президента Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, программы Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Современные исследователи достаточно высоко оценивают роль межсекторного партнерства в социальном развитии региона [1, с. 37-42]. В настоящее время создаются также и региональные ресурсные центры, которые получают поддержку из бюджетов регионов. Такая ориентация на привлечение бюджетного финансирования связана с насущной необходимостью, поскольку центры пока не могут работать на основе самоокупаемости.

Более того, важным фактором является опасение учредителей, руководителей, сотрудников,

участников социально ориентированных некоммерческих организаций попасть в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Это стало актуальным, поскольку вступил в действие Приказ Минюста России «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» [2]. Документ установил очень существенные административные и имиджевые санкции и издержки для СОНКО - получателей иностранной помощи. Так, с целью формирования устойчивости собственной деятельности существующие ресурсные центры стремятся диверсифицировать имеющиеся источники своего финансирования и получения других ресурсов.

Актуальным направлением является также краудфандинг и другие способы привлечения финансирования через сеть Интернет. Ресурсные центры создают интерактивные опции, позволяющие пользователям «сделать добровольное пожертвование» сразу на своих сайтах. Для этого центры проводят акции по тематическому привлечению средств, в том числе, на развитие консультативных, методических и образовательных услуг для учредителей, руководителей, сотрудников, участников и волонтеров социально ориентированных некоммерческих организаций.

Существующие ресурсные центры выполняют функцию системной поддержки других СОНКО, а также отдельных гражданских активистов. Исследователи, анализируя услуги, которые предоставляются клиентам в ресурсных центрах, делают вывод о том, что таким образом реализуются различные механизмы оперативного обмена имеющимся опытом и лучшими социальными и образовательными практиками. Исследователи отмечают, что некоторые ресурсные центры также предоставляют специализированные услуги органам власти и бизнес структурам [3, с. 52-57]. Так, благодаря активной и компетентной деятельности ресурсных центров постоянно и неуклонно повышается устойчивость функционирования других социально ориентированных некоммерческих организаций, растет общая эффективность реализуемых ими проектов и программ, повышается качество оказываемых услуг.

Количество подобных ресурсных центров в стране растет, в связи с чем делаются попытки систематизировать сведения об этих структурах. Так, экспертами Форума Общественной палаты Российской Федерации «Сообщество» было выдвинуто предложение создать Карту ресурсных центров НКО. Такое решение было принято в итоге обсуждения вопросов развития СОНКО на региональных площадках данного Форума.

Карта ресурсных центров НКО представляет собой общественный проект. В Российской Федерации из федерального бюджета за последние годы получили поддержку 158 некоммерческих организаций, которые выступают в качестве ресурсных центров развития общественного сектора и гражданского общества в целом. В различных субъектах РФ из средств региональных и муници-

гп Д

о о .п

о

О Я

О о о

в

^

я

П ■о

ш й X О"

О

о л

(Б й О 00 ш

X

пальных бюджетов постоянно поддерживаются еще 234 региональных ресурсных центра. При этом, среди них 57 % действуют на территории лишь 14 регионов России. Однако информация о ресурсных центрах в субъектах Российской Федерации носит неполный, а зачастую даже противоречивый характер. Как показывает анализ сайтов региональных органов власти, ресурсные центры развития СОНКО имеются не во всех российских регионах, а имеющиеся не везде и не всегда поддерживаются на системной основе.

Помимо того, не на всех территориях СОНКО в достаточной степени проинформированы об актуальных возможностях получения юридической, информационной, консультационной, финансовой, методической, образовательной помощи, осуществляемой предназначенными для этого ресурсными центрами.

©

о

о сч

ю

О!

Рисунок 1. Карта ресурсных центров поддержки НКО [4]

Составленная на сегодняшний день карта ресурсных центров НКО предоставляет следующие возможности:

- получить общее визуальное представление о географии ресурсных центров;

- иметь возможность оперативного анализа наличия или отсутствия ресурсных центров в субъектах Российской Федерации, в том числе по направлениям оказываемой поддержки, по видам деятельности поддерживаемых ими СОНКО, по имеющимся ресурсам и инструментам поддержки региональных СОНКО;

- иметь возможность оперативного поиска необходимого ресурсного центра (по различным категориям поискового запроса);

- получить картографированную информацию о каждом конкретном ресурсном центре (при этом сведения получены на основе самозаполнения: название, регион, адрес, веб сайт, контактные данные для связи, сведения о руководителе, направлениях деятельности и видах поддержки, образовательных программах для социально ориентированных некоммерческих организаций;

- иметь возможность создания перечня ближайших ресурсных центров, в которых СОНКО может получить поддержку по требуемому виду поддержки.

Карта ресурсных центров поддержки НКО (в первую очередь, именно СОНКО) является важным информационно-аналитическим ресурсом как для социально ориентированных некоммерческих организаций, так и для органов власти.

Это позволяет увеличивать шансы СОНКО на интеграцию организаций в процессы управления системой образования в регионе.

Данная карта сформирована на основе самозаполнения пользователями, которые самостоятельно вносят информацию о себе и собственной деятельности в электронные формы на сайте. Таким образом, на карте пояляются новостные очерки об очных обучающих мероприятиях, проводимых конкретными ресурсными центрами, а также размещаться образовательные видеокурсы и отдельные лекции.

Особое внимание ресурсным центрам уделяется экспертами Фонда президентских грантов [5]. Так или иначе общая тематическая направленность поддержанных фондом проектов связана с оказанием образовательных услуг, с реализацией проектов, направленных на повышение компетентности участников СОНКО. Речь идет о реализации обучающих мероприятий, связанных со следующими вопросами: по общей организации деятельности СОНКО; по развитию муниципальных ресурсных центров; по оказанию юридических консультаций; по привлечению волонтеров и эффективному использованию их труда; по популяризации и рекламе СОНКО; по развитию имеющейся инфраструктуры; по оказанию поддержки отдельным категориям граждан.

Безусловно, развитие ресурсных центров в столице и в крупных городах идет более быстрыми темпами. Приведем в пример «Московский дом общественных организаций», учредителем которого является Комитет общественных связей и молодёжной политики города Москвы. В настоящее время в Москве для поддержки столичных СОНКО, помимо флагманского центра, в каждом из 11-ти округов работают отделения единого Ресурсного центра (то есть, всего их 12). Каждый из них является бесплатным коворкингом для представителей гражданского общества [6]. Ресурсные коворкинг-центры созданы для того, чтобы некоммерческие организации встречались здесь и обменивались опытом.

Информация, размещенная на портале «Душевная Москва», также полезна для СОНКО. Обучающий проект «НКО Лаб» представляет собой комплексную программу развития профессиональных и личностных компетенций учредителей, руководителей, сотрудников, участников и волонтеров некоммерческого сектора. Помимо того, ко-воркинг-центры реализуют учебный дистанционный курс «Управление и развитие некоммерческой организации». Он разработан совместно с Московским городским университетом управления.

Межрегиональная благотворительная организация «Центр развития некоммерческих организаций» [7] - это ресурсный центр, действующий в Санкт-Петербурге. Центр поставил перед собой задачи совершенствования условий для деятельности СОНКО и повышение профессионализма их представителей. В своей работе ЦРНО более 10 лет реализует дистанционное онлайн-обучение.

Развивается система, в которой любой участник или волонтер может быстро оценить собственный уровень имеющихся знаний и компетенций, определить для себя зоны роста, выбрать оптимальный способ обучения при помощи использования Интернет-ресурса, а также повысить свою квалификацию.

В регионах подобные центры реализуют различные образовательные программы. Это, например, ресурсный центр поддержки СОНКО и гражданских инициатив «Дом НКО» [8], являющийся, в первую очередь, консультационным и образовательным центром. Здесь реализуется проект «Школа НКО», в рамках которого проходят образовательные мероприятия различного формата, к проведению которых привлекаются эксперты федерального и регионального уровней, а также представители органов региональной и местной власти, руководители и сотрудники СОНКО.

Белгородская региональная общественная организация «Центр социальных инициатив "Вера"» [9] работает в качестве Ресурсного центра поддержки НКО. Дятельность организации строится на принципах тесного сотрудничества с государственными структурами, органами местного самоуправления, СМИ, другими СОНКО области и других субъектов РФ. Здесь ежегодно реализуется «Школа актива СОНКО». Обучение проводится в форме вебинаров, бизнес тренингов, обучающих видео.

«СО НКО [10] Липецкой области на постоянной основе проводят специализированные образовательные курсы подготовки, обучающие и консультационные семинары, учебные вебина-ры.

Омская региональная общественная организация «Центр развития общественных инициатив» [11] представляет комплекс информационных, консультационных, обучающих, методических и технических услуг.

Автономная некоммерческая организация «Ресурсный центр поддержки некоммерческих организаций и гражданских инициатив» Ярославской области реализует «Школу НКО» [12] для представителей некоммерческих организаций, где происходит ознакомление с лучшими социальными практиками наиболее успешных региональных СОНКО.

Ресурсные центры в регионах служат не только развитию СОНКО на местах, но и повышению образовательного уровня людей, проявляющих индивидуальные гражданские инициативы, а также способствуют интенсификации процессов социальной интеграции населения, проживающего в городских и сельских населенных пунктах [13, с. 154-160].

Некоторые российские СОНКО аккредитованы в качестве экспертных организацией в области государственной аккредитации образовательной деятельности в Российской Федерации. На сегодняшний день таких некоммерческих организаций в нашей стране всего 6. Например,

среди них общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи». Экспертная работа реализуется совместно и под контролем Росаккредагентства. Общее количество экспертов, аккредитованных в «Российском Союзе Молодежи» по укрупненной группе специальностей 39.00.00 Социология и социальная работа на 2019 г., составляет 28 экспертов. Количество экспертиз, выполненных в разные годы, выглядит так: за 2016 год - 5; за 2017 г. - 14; 2018 г. - 4; 2019 г. - 4.

Спецификой РСМ является то, что здесь создана база экспертов из числа студентов, которые не участвуют напрямую в процессе аккредитации образовательных программ, но обследование, проводимое ими, включает анализ программы, анкетирование участников образовательного процесса, интервьюирование студентов учебных групп. В этой деятельности задействовано 85 студенческих экспертов из 38 субъектов Российской Федерации . В течение 2017 - 2018 гг. в эксперименте приняли участие 38 университетов по 58 образовательным программам. Всего к обследованиям было привлечено 2987 студентов [14].

Общероссийская общественная организация «Медицинская Лига России» в своем уставе содержит информацию об основной направленности проводимых мероприятий. Здесь речь идет о независимой оценке качества образования, профессионально-общественной аккредитации общих профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического профиля. Сведения о масштабах проделанной экспертной работы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сведения о программах, аккредитуемых с участием Общероссийской общественной организации «Медицинская Лига России» [15]

1 днкредн туетыЕ про граммы """

tyX» «Ч1'« МЛР

lois

» ss 0 4» M И» ne

ям

* 0 » «7.

1017

» » • • « » » »

2011

» » « « lie

2019

îi 32 7 71 S И? w ÎOSS 71«

9S ?J 23 1T7 б 243$ J56 3072 MS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество привлеченных экспертов к участию в аккредитационных экспертизах составляет 695, и, как видно из таблицы 1, подавляющее их большинство в ординатуре. Это говорит о высочайшем качестве работы экспертов в сфере образования.

Проведенное исследование позволяет резюмировать, что в настоящее время происходит активная интеграция социально ориентированных некоммерческих организаций в процессы управления системой образования. Параллельно с этим обнаруживаются новые сложности, связанные с развитием социально-образовательной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в конкретных регионах и сферах

m Д

о о .п s о

Ï3

О

s я

в

s

О о о в s я

П ■о

ш й х О"

s

о о л

(Б й о п a х

в о

0 сч

ю

01

проявления их активности. При наличии новых тенденций, у участников социально ориентированных некоммерческих организаций до сих пор превалируют патерналистские установки во взгляде на развитие гражданского общества.

Непредвзятое мнение несовершеннолетних, которые приняли участие в опросе, показывает достаточно узкую специализацию деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и достаточно высокое качество их работы с несовершеннолетними. В любом случае данные услуги связаны со сферой образования и анализ как процесса их оказания, так и его результатов, представляет интерес для разработки стратегических направлений интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в процессы управления системой образования, в которую включены несовершеннолетние.

Исследование позволило сформулировать проблемы, которые препятствуют интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в процессы управления системой образования, среди которых следующие: у учредителей, руководителей, сотрудников и участников СОНКО превалируют патерналистские установки; наблюдается обособленность СОНКО; большинство организаций узко представлено в информационном поле; имеет место формальное существование организаций; представители СОНКО характеризуются недостаточной юридической, финансовой и социально-технологической грамотностью; имеется кадровый поколенческий дисбаланс; у представителей организаций проявляются индивидуальные человеческие качества, которые отрицательно влияют на развитие всей структуры.

Эффективным способом активизации социально ориентированных некоммерческих организаций является развитие специальных ресурсных центров. Они выполняют функцию системной поддержки других СОНКО, а также отдельных гражданских активистов. Карта ресурсных центров поддержки СОНКО является перспективным информационно-аналитическим ресурсом как для социально ориентированных некоммерческих организаций, так и для органов власти. Это позволяет увеличивать шансы СОНКО на их интеграцию в процессы управления системой образования в регионе.

Помимо того, что многие СОНКО и ресурсные центры оказывают населению разнообразные образовательные услуги, некоторые из них аккредитованы в качестве экспертных организацией в области государственной аккредитации образовательной деятельности в Российской Федерации. Это говорит о высочайшем качестве работы экспертов в сфере образования и об усилении тенденции интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в процессы управления современной системой образования.

Литература

1. Волкова, О.А. Межсекторное партнерство в системе социальной защиты населения региона (по материалам фокус-группы) / О.А. Волкова, Ю.А. Гребеникова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия Социология Право. - 2016. - №3 (224). Вып. 35. - С. 37-42.

2. О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента: Приказ Минюста России от 30.11.2012 N 223. От 30.11.2012 N 25980 // КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru.

3. Соколов, А.В. Особенности функционирования ресурсных центров некоммерческих организаций в России // Власть. - 2015. - № 6. - С. 52 - 57.

4. Карта ресурсных центров НКО. https://rcmap.igrajdanin.ru.

5. Фонд Президентских грантов. https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai.

6. Душевная Москва. Московский дом общественных организаций. Коворкинг-центр НКО Комитета общественных связей и молодёжной политики города Москвы https://xn--80adfe5b7a9ayd.xn--80adxhks/gomosru.

7. Центр развития некоммерческих организаций. http://www.crno.ru.

8. Дом НКО. https://domnko35.wixsite.com/domnko.

9. Белгородская региональная общественная организация «Центр социальных инициатив "Вера"». www.csi-vera.ru.

10.СО НКО - перезагрузка. http://sonko-centr.ru. 11.Омская региональная общественная организация «Центр развития общественных инициатив». https://www.omskngo.ru.

12.Ресурсный центр поддержки некоммерческих организаций и гражданских инициатив. https://www.nko76.ru.

13.Волкова, О.А. Анализ специфики социальной интеграции населения, проживающего в городских и сельских населенных пунктах / Е.А. Че-фонова, О.А. Волкова, Е.И. Мозговая. 2016. Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2016. - № 2. - С. 154-160.

14.Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи». https://www.ruy.ru.

15.Общероссийская общественная организация «Медицинская Лига России». http://mlross.ru.

The potential of integration of socially oriented non-profit organizations in the management of the modern education system Vodolazova Zh.M.

MBU "SDTs" Schukinets"

The article presents the results of research on topics relevant to both sociological theory and social practice. The potential of development of socially oriented non-profit organizations is studied. To collect primary sociological data, methods were used: site analysis, observation, questionnaire survey, semi-structured interview. The study showed that the potential of integration of socially oriented non-profit organizations in the management of the education system is associated with: (1) the improvement of the practice of social mapping, (2) the development of regional resource centers, (3) the

systematization of presidential, regional and municipal programs.

Key words: socially oriented non-profit organizations, social integration, education system, social management.

1. Volkova, O.A. Intersectoral partnership in the system of social

protection of the region's population (based on focus group materials) / O.A. Volkova, Yu.A. Grebenikova // Scientific reports of Belgorod State University. Philosophy Sociology Law. - 2016. - No. 3 (224). Vol. 35. - S. 37-42.

2. On the procedure for maintaining the register of non-profit organizations performing the functions of a foreign agent: Order of the Ministry of Justice of Russia dated November 30, 2012 No. 223. dated November 30, 2012 No. 25980 // Consultant Plus. http://www.consultant.ru.

3. Sokolov, A.V. Features of the functioning of resource centers

of non-profit organizations in Russia // Power. - 2015. - No. 6. - S. 52 - 57.

4. Map of resource centers of NGOs. https://rcmap.igrajdanin.ru.

5. The Presidential Grants Fund. https: //xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai.

6. Soulful Moscow. Moscow House of Public Organizations. Coworking Center of the NGO Committee for Public Relations and Youth Policy of the city of Moscow https: //xn--80adfe5b7a9ayd.xn--80adxhks/gomosru.

7. Center for the development of non-profit organizations. http://www.crno.ru.

8. House of NGOs. https://domnko35.wixsite.com/domnko.

9. Belgorod Regional Public Organization "Center for Social Initiatives" Faith "." www.csi-vera.ru.

10. WITH NCO - reboot. http://sonko-centr.ru.

11. Omsk regional public organization "Center for the development of public initiatives." https://www.omskngo.ru.

12. Resource center for the support of non-profit organizations and civic initiatives. https://www.nko76.ru.

13. Volkova, O.A. Analysis of the specifics of social integration of the population living in urban and rural settlements / E.A. Chefonova, O.A. Volkova, E.I. Brain 2016. Bulletin of SRSTU (NPI). 2016. - No. 2. - P. 154-160.

14. All-Russian public organization "Russian Youth Union". https://www.ruy.ru.

15. All-Russian public organization "Medical League of Russia". http://mlross.ru.

m t

O O c. s o

O

-I

s

O o

o ©

s

n ■o

a>

g

i 0"

s

o o m

a>

g

0 00 a>

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.