Интеграция социально ориентированных некоммерческих организаций в процессы управления системой образования
Водолазова Ж.М.
Статья посвящена изучению тематики, актуальной для современной социологической теории и социальной практики - развитию социально ориентированных некоммерческих организаций. Целью исследования явилось выявление специфики процесса интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в управление системой образования. Для сбора первичных данных применялись методы: анкетный опрос, анализ сайтов, наблюдение, полуструктурированное интервью. В результате исследования выявлена тенденция интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в процессы управления системой образования. Ключевые слова: социальная интеграция, социально ориентированные некоммерческие организации, социальное управление, система образования.
Современное общество характеризуется развитием гражданских инициатив. С одной стороны, оно нуждается в пропаганде и закреплении сложившейся системы ценностей и в экспансии вовне, а с другой - ему требуется реализация мер, ограждающих социум от деструктивного и разрушающего влияния внешних ценностных компонентов, которые могут привести к потере самобытности. Одним из социальных институтов, обеспечивающих оптимальное соотношение развития и преемственности, является образование [7]. Именно оно реализует процессы сохранения и преумножения знаний, накопленных конкретным обществом.
По оценкам исследователей, самоорганизация российских граждан является одной из основных тенденций, четко наблюдаемых в развитии гражданского общества в стране и направленных на решение имеющихся значимых социальных проблем [6]. Современные гражданские инициативы все чаще обращаются к теме образования, причем практически ко всем уровням и формам реализации образовательных программ. Граждане объединяются, создавая юридиче-
ские лица, и таким образом участвуют в процедурах общественного контроля, экспертизы, даже реализации образовательных услуг. Наиболее перспективны в данном отношении некоммерческие организации, создаваемые в различных формах. Согласно законодательству, некоммерческими организациями считаются те, которые не имеют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Поскольку образование в современном понимании является социальным институтом и является сферой оказания услуг, в первую очередь, речь идет о социально ориентированных некоммерческих организациях. Речь идет непосредственно о тех НКО, которые осуществляют деятельность, имеющую основной направленностью решение социальных проблем, а также развитие гражданского общества (СОНКО) [5]. Образовательные услуги в современном понимании должны в перспективе служить как разрешению трудностей, возникающих на пути общественного развития, так и реализации индивидуальных и групповых инициатив граждан.
Но только создания юридических лиц, зарегистрированных как некоммерческие организации, оказалось недостаточно. Встал вопрос о статусном и квалификационном уровне данных общественных структур [1]. В результате проведения эмпирических исследований ученые выявили недостатки, препятствующие интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в сложные процессы управления современной системой образования. Среди
трудностей были сформулированы следующие:
- не в достаточной степени сформированна единая система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций как со стороны государства, так и со стороны органов региональной власти и местного самоуправления;
- несовершенство и неотработанность механизмов такой поддержки;
- несформированность системы социального заказа;
- отсутствие единой и согласованной системы ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций, которые признаны в качестве получателей поддержки, предоставляемой на разных уровнях и в различных видах;
- низкая информированность населения о сферах деятельности существующих социально ориентированных некоммерческих организаций;
- невысокая гражданская активность и юридическая грамотность населения страны;
- неналаженная система эффективного взаимодействия представителей исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления с социально ориентированными некоммерческими организациями, функционирующих на подведомственных территориях [4].
На сегодняшний день данные недостатки постепенно устраняются [2]. Но вместе с этим обнаруживаются новые сложности, связанные с развитием деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в конкрет-
ных регионах и сферах проявления их активности.
Обратимся к характеристике материалов и методов, использованных в исследовании. В статье представлены результаты двух полевых исследований, в реализации которых принимала участие автор статьи. Оба исследования носили пилотный характер. Исследования реализованы совместно сотрудниками Лаборатории социальных проектов Белгородского государственного университета и Белгородской региональной общественной организации «Центр социальных инициатив "Вера"».
Проект «Потенциал интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в систему управления решением социальных проблем региона» реализован в 2018 г. в Белгородской области.
Сбор первичных данных осуществлялся при помощи метода анкетного опроса (п = 16). В качестве респондентов выступили учредители, руководители, сотрудники, участники и волонтеры социально ориентированных некоммерческих организаций.
Исследовател ьский пилотный проект «Роль социально ориентированных некоммерческих организаций в привлечении детей к решению вопросов, затрагивающих их интересы» реализован в 2019 г. на выборке Белгородской области. Методы сбора первичных данных:
- анализ сайтов социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории области (п = 16);
- наблюдение за деятельностью сотрудников и участников социаль-
но ориентированных некоммерческих организаций (n = 16);
- полуструктурированное интервью с сотрудниками и участниками социально ориентированных некоммерческих организаций (n = 36);
- полуструктурированное интервью с детьми, получающими социальные услуги в социально ориентированных некоммерческих организациях (n = 38).
В обоих вышеназванных исследованиях использована целевая выборка. Метод обработки и анализа данных: компьютерный анализ первичных материалов при помощи использования пакета программ SPSS.
Кроме того, использован метод вторичного анализа данных, при помощи которого были рассмотрены результаты исследований, осуществленных ранее другими учеными и осуществлен компаративный анализ («Развитие региональных ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: проблемы и перспективы, 2013 г., автор А. В. Исаев; Особенности функционирования ресурсных центров некоммерческих организаций в России, 2015 г., автор А.В. Соколов).
Обратимся к результатам исследования и их обсуждению. Исследование, проведенное нами в Белгородской области, позволило выявить ограничения при интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в региональные социальные процессы. Рассматривая взаимодействие СОНКО с внешней средой, можно отметить, что большинство (61 %) организаций контактирует с пред-
F1
Ц гп::& Д
ставителями своей целевой группы (то есть, людей, относящихся к той категории, которая по уставу является приоритетной при получении помощи от организации) практически каждую неделю. Однако 39 % делают это гораздо реже, вплоть до нескольких раз в год. О трудностях интеграции СОНКО в систему управления решением социальных проблем региона говорят результаты исследования, показывающие, что организации взаимодействуют с частотой от 1-го до 2-х раза в месяц с разными социальными субъектами (таблица 1).
Таблица 1
Взаимодействие социально ориентированных некоммерческих организаций с разными социальными субъектами (с частотой контактов - от 1-го до 2-х раза в месяц)
№ п/п Социальные субъекты, с которым осуществляется взаимодействие Процентный показатель
1 представители местного сообщества, то есть, население, проживающее на территории региона 38 %
2 другие социально ориентированные некоммерческие организации 35 %
3 сотрудники администраций местного самоуправления 30 %
4 разработчики и модераторы различных интернет ресурсов 23 %
5 сотрудники газет, освещающих события, происходящие в регионе 22 %
Помимо того, социально ориентированные некоммерческие организации от 3-х до 4-х раз в год взаимодействуют со следующими людьми:
- работниками местного телевидения (32 %);
- представителями региональной администрации (27 %);
- местными политиками (27%). Интересным является тот факт,
что участниками СОНКО не было отмечено, что их взаимодействие со спонсорами вообще осуществляется с какой-либо периодичностью, то есть, можно заключить, что оно вовсе отсутствует.
Респонденты из числа участников социально ориентированных некоммерческих организаций
называют, на их взгляд, наиболее эффективные меры по повышения эффективности их работы (табл.2).
Таблица 2
Наиболее эффективные меры возможного повышения эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (мнения участников
№ п /п Меры возможного повышения эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Процентный показатель
1 увеличение внешнего целевого финансирования их организации 63 %
2 разработка дополнительных специальных программ организационной и финансовой поддержки СОНКО 44 %
3 разносторонняя поддержка администрации региональных органов власти и представителей местного самоуправления 44 %
4 знакомство с «историями успеха» других СОНКО в регионе, стране 24 %
5 своевременное получение информации, касающейся деятельности организации и возможностей участия в конкурсах и грантах 24%
Как видно из ответов респондентов, представленных в таблице 2, у них до сих пор превалируют
патерналистские установки во взгляде на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в стране. Полученные результаты согласуются с итогами, полученными другими исследователями: инициатива развития СОНКО рассматривается как прерогатива органов власти [3].
Респондентам был задан вопрос о том, каковы основные условия, позволяющие социально ориентированным некоммерческим организациям эффективнее решать стоящие перед ними задачи. Результаты ответов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Основные условия, позволяющие социально ориентированным некоммерческим организациям эффективнее решать стоящие перед ними задачи (мнения участников
№ п/п Условия, которые позволяют организации лучше решать стоящие перед ней задачи Процентный показатель
1 руководитель является авторитетным лидером в СОНКО 70 %
2 наличие многолетнего опыта руководящей работы или деятельности в сфере, являющейся приоритетной для конкретной СОНКО 68 %
3 сложившаяся положительная репутация СОНКО, ее учредителей, руководителя, работников, участников и волонтеров 62 %
4 наличие специалистов в штате 59 %
5 налаженные контакты с местной администрацией 54 %
6 тесное взаимодействие с региональными органами власти 45 %
7 сложившиеся хорошие отношения с журналистами и редакторами из СМИ 36 %
Итак, из данных, приведенных в таблице 3, становится понятным,
что для развития социально ориентированных некоммерческих организаций очень важно иметь развитую сеть внешних контактов и авторитетных людей в собственной организации.
Если мы обратимся непосредственно к тем социально ориентированным некоммерческим организациям, деятельность которых связана с оказанием социально-образовательной помощи, то мы увидим яркую специфику. К примеру, приведем некоторые данные нашего исследования «Роль социально ориентированных некоммерческих организаций в привлечении детей к решению вопросов, затрагивающих их интересы» (табл. 4).
Таблица 4
Результаты полуструктурированного интервью с сотрудниками и участниками социально ориентированных некоммерче-
№ п/п Тематика, поднятая интервьюируемыми сотрудниками и участниками СОНКО Процентный показатель
1 роль СОНКО в решении проблем детей растет благодаря государственной поддержке 75 %
2 услуги, оказываемые детям в СОНКО, более качественные, чем в других структурах 85 %
3 причиной внимательного отношения и учета мнения детей в СОНКО является интернальная мотивация 87 %
То есть, развитие гражданского общества идет не только в соответствии с тенденцией активизации взрослых граждан страны, но и несовершеннолетних ее представителей. Это совершенно новый вектор общественного развития.
ц Гп::& Д
Таблица 5
Результаты полуструктурированного интервью с детьми, получающими помощь в социально ориентированных некоммер-
№ п/п Тематика, поднятая интервьюируемыми детьми Процентный показатель
1 в СОНКО отношение к детям более внимательное, «душевное», чем в государственных и коммерческих структурах 55 %
2 услуги, оказываемые детям в СОНКО, основаны на индивидуальном подходе 75 %
3 сотрудники и участники в СОНКО спрашивают мнение детей об их желаниях и о проводимых мероприятиях 82 %
Таким образом, непредвзятое мнение детей показывает специфику деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и качество их работы с несовершеннолетними. Но здесь следует учитывать, что, во-первых, в СОНКО обращаются семьи зачастую с невысоким уровнем достатка, не имеющие возможность получить дорогостоящие услуги в развитых коммерческих центрах, а, во-вторых, речь идет об услугах, которые являются специфическими, зачастую нацеленными на узкую категорию несовершеннолетних и поэтому предоставляются только в специализированных СОНКО. Но в любом случае данные услуги связаны со сферой образования и анализ как процесса их оказания, так и результатов представляет интерес для разработки стратегических направлений интеграции социально ориентированных некоммерческих организаций в процессы управления системой образования.
Литература
1. Волкова, О.А. Некоммерческие организации как ресурс развития социальной сферы региона / О.А. Волкова, Ю.А. Гребеникова // Управление городом. 2017. № 2 (25). С. 52-56.
2. Волкова, О.А. Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в современной системе социальной защиты населения / О.А. Волкова // Новые тенденции в деятельности со-циозащитных институтов: материалы Всеросс. конф., 12-13 сентября 2019 г. Иркутск: Изд-во Байкал. гос. ун-та, 2019. - С. 79-83.
3. Волкова, О.А. Современная общественная миссия российских некоммерческих организаций в регионах / О.А. Волкова // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VIII Международ. науч.-практ. конф., 30 ноября - 1 декабря 2016 г. / под ред. О.А. Волковой, Е.И. Мозговой, Д.А. Кулабухова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. -С. 29-43.
4. Исаев, А.В. Развитие региональных ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: проблемы и перспективы // Вестник НГУЭУ. 2013. № 4. С. 352-363.
5. О некоммерческих организациях: федеральный закон. От 12.01.1996; в ред. от 01.01.2019 // КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru.
6. Соколов, А.В. Особенности функционирования ресурсных центров некоммерческих организаций в России // Власть. 2015. № 6. С. 52-57.
7. Шереги, Ф.Э. Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Россия реформирующаяся. 2015. № 13. С. 12-36.
Integration of socially oriented non-profit organizations in the processes of management of the education system Vodolazova Zh.M.
Sports and leisure center "Schukinets" The article is devoted to the study of topics relevant to modern sociological theory and social practice - the development of socially oriented non-profit organizations. The aim of the study was to identify the specifics of the process of integration of socially oriented non-profit organizations in the management of the education system. Methods were used to collect primary data: questionnaire survey, site analysis, observation, semi-structured interview. As a result of the study, the tendency of integration of socially oriented non-profit organizations into the educational system management processes was revealed. Keywords: social integration, socially oriented non-profit organizations, social management, education system, questionnaire survey, semi-structured interview.
References
1. Volkova, O.A. Non-profit organizations as a
resource for the development of the social sphere of the region / O.A. Volkova, Yu.A. Grebenikova // Management of the city. 2017. No. 2 (25). S. 52-56.
2. Volkova, O.A. The development of socially
oriented non-profit organizations in the modern system of social protection of the population / O.A. Volkova // New trends in the activities of social protection institutions: materials of the All-Russian. Conf., September 12-13, 2019 Irkutsk: Baikal Publishing House. state University, 2019 .-- S. 79-83.
3. Volkova, O.A. The modern public mission of
Russian non-profit organizations in the regions / O.A. Volkova // Social work in the modern world: the interaction of science, education and practice: materials of the VIII International. scientific-practical Conf., November 30 - December 1, 2016 / ed. O.A. Volkova, E.I. Brain, D.A. Kulabukhova. - Belgorod: Publishing House "Belgorod" NRU "BelSU", 2016. - S. 29-43.
4. Isaev, A.V. Development of regional resource centers for support of socially oriented non-profit organizations: problems and prospects // Bulletin of NSUU. 2013. No. 4. P. 352-363.
5. On non-profit organizations: federal law. From 12/01/1996; as amended from 01.01.2019 // ConsultantPlus. http://www.consultant.ru.
6. Sokolov, A.V. Features of the functioning of
resource centers of non-profit organizations in Russia // Power. 2015. No. 6. S. 52-57.
7. Sheregi, F.E. Education as a social institution:
functions and dysfunctions // Russia is reforming. 2015. No. 13. P. 12-36.