кооперации теоретико-методологических и прикладных исследований. Материалы международной научно-практической конференции ИСЭИ УФИЦ РАН, НИЦ ПНК. - 2018. - С. 89-94.
5. Правительство обнародовало итоги проверки Ткачева на конфликт интересов https://www.rbc.ru/business/19/04/2016/5716742b9a7947e9a095c1aa
6. Лоскутов Н.В. Итоги выполнения доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в Краснодарском крае / Н.В. Лоскутов // Животноводство Юга России. - 2016. - №8(18). - С. 11-15.
Sources:
1. Gorkovenko D.V., Loskutov N.V. On the importance of small business as the basis of the competitive ability of the economy of the Russian Federation // In the collection: Economics and management in modern Russia. Materials of the II All-Russian scientific-practical conference. Krasnodar, 2019 .-- S. 100-107.
2. Bannikova N.V. Prerequisites for improving the management of the development of the agricultural sector in the WTO / N.V. Bannikova, N. Yu. Ermakova, N.N. Telnova // Innovative developments of young scientists - the development of the agricultural sector 4th International conference. - 2015 .-- S. 841-844.
3. Bocharova O. F. Factor analysis of the financial results of the activities of agricultural enterprises / O. F. Bocharova, D. S. Kobozeva, M. A. Lavrentiev // Economic research and development. - 2018. - No. 3. - S. 36-41.
4. Okhrimenko O. A. Influence of factors on the formation of profit of an agricultural organization / O. A. Okhrimenko, O. A. Gerasimenko // In the collection: Economic science and economic practice: modern challenges and opportunities for cooperation in theoretical, methodological and applied research . Materials of the international scientific and practical conference ISEI UFITs RAS, SIC PNK. - 2018 .-- S. 89-94.
5. The government unveiled the results of Tkachev's verification of a conflict of interest https://www.rbc.ru/busi-ness/19/04/2016/5716742b9a7947e9a095c1aa
6. Loskutov N.V. The results of the doctrine of food security of the Russian Federation in the Krasnodar Territory / N.V. Loskutov // Animal husbandry of the South of Russia. - 2016. - No. 8 (18). - S. 11-15.
В.А. Мирончук - старший преподаватель кафедры менеджмента Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина, [email protected],
V. A. Mironchuk - Senior teacher of department of management Kuban state agricultural university of I.T. Trubilin.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN RUSSIA
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние некоммерческих организаций в России. Отмечается востребованность российским обществом некоммерческих организаций с социальной ориентацией, что обусловлено рядом нерешенных проблем, требующих решения.
На основе анализа статистических данных сделан вывод о росте числа некоммерческих организаций, а также ассигнований из федерального бюджета на их поддержку в период 2016-2018 гг. Несмотря на растущие показатели финансирования некоммерческих организаций, исследуемые нами субъекты, остро нуждаются в денежных средствах, т.к. большая часть выделяемых грантов (74%) направляется на поддержку социальных инициатив, связанных с проведением патриотических мероприятий, поддержку лиц с ограниченными возможностями и пр.
Предложено варьировать государственную поддержку некоммерческих организаций в зависимости от степени прозрачности их деятельности, которую можно проверять с помощью системы публичных отчетов СОНКО. Это позволит отсеить круг мошеннических организаций и оказать поддержку тем общественным активистам, которые в ней действительно нуждаются.
Определено, что несмотря на рост «третьего сектора» экономики, он до сих пор не занимает серьезных позиций в российской экономике и составляет около 1% ВВП Российской Федерации, что позволяет оценить потенциал исследуемого сектора экономики как достаточно перспективный и требующий поддержки со стороны государства.
Annotation. The article considers the modern state of non-profit organizations in Russia. There is a demand by the Russian society for non-profit organizations with a social orientation, which is due to a number of unresolved problems that need to be solved.
On the basis of the analysis of statistical data, it was concluded that the number of non-profit organizations has increased, as well as allocations from the federal budget for their support in the period 2016-2018. Despite the growing indicators of financing of non-profit organizations, the subjects studied by us are in dire need of money, as most of the grants allocated (74%) is directed to support social initiatives related to patriotic events, support of persons with disabilities, etc.
It is proposed to vary the state support of non-profit organizations depending on the degree of transparency of their activities, which can be checked through the public reporting system of SONCO. This will cut off the range of fraudulent organizations and support those public activists who really need it.
It has been determined that despite the growth of the "third sector" of the economy, it still does not occupy a serious position in the Russian economy and accounts for about 1% of the GDP of the Russian Federation, which allows to assess the potential of the investigated sector of the economy as sufficiently promising and requiring support from the state.
Ключевые слова: некоммерческие организации, социальная поддержка и защита граждан, социальная ценность, субсидии, гранты, добровольческая деятельность, благотворительность.
Keywords: non-profit organizations, social support and protection of citizens, social value, subsidies, grants, voluntary activity, charity.
Некоммерческие организации играют важную роль в общественной жизни любого государства, что обусловлено тем набором функций, который они выполняют [1, 2]. Перед Правительством РФ стоят задачи активизации созидательного потенциала населения страны, роста добровольчества, создания площадок эффективного коммуницирования в процессе реализации социальных проектов. Особую роль во всех этих процессах играют изучаемые нами некоммерческие организации, поэтому интересным представляется проведение анализа их современного состояния в нашей стране.
Из всей совокупности некоммерческих организаций в России на первом месте находятся некоммерческие партнерства, затем фонды, даее ассоциации и союзы (рисунок 1).
30000 25000 20000 15000 10000 5000 О
22231__ 18126 23915
20653 18339
17395 -1_- * 18452
16519 15951 14753
2015 2016
■Некоммерческие партнерства
2017 2018
■Фонды ^^Ассоциации, союзы
Рисунок 1 - Число некоммерческих организаций по видам, на конец года (ед.) [3]
Как показывают данные рисунка 1 среди рассматриваемых видов некоммерческих организаций отмечается рост числа некоммерческих партнерств на 3477 единицы в 2018 году по сравнению с 2015 годом, а также фондов на 1057 единиц за тот же период времени. За исследуемый период значительно сокращается число ассоциаций и союзов на 1895 единицы.
Отметим, что некоммерческие организации с социальной ориентацией востребованы российским обществом. По данным Росстата, в 2018 г. в Российской Федерации действовало около 140 тыс. СОНКО, при этом их количество возросло с 2011 года на 41 тыс.
Средняя численность работников, занятых в одной СОНКО (чел.) является стабильной на протяжении 2011-2018 гг. и составляет от 4 до 7 человек.
С 2011 г. происходил рост устойчивый рост средней численности добровольцев, участвующих в деятельности СОНКО. В 2011 г. их было более 1 146 тыс. человек, в 2016 г. - 2 155 тыс. человек, в 2017 г. - 2 731 тыс. человек, в 2018 г. - 2 937,3 тыс. человек.
18,0
16,2
2018 2017 2018 2017 2018 2017 2018 2017 2018 2017
образование здравоохранение культура и спорт социальная
кинематография политика
Рисунок 2 - Количество человек, которым оказаны услуги СОНКО в 2017-2018 гг. (млн. человек) [3]
В 2018 г. по сравнению с 2017 г. выросло количество СОНКО, осуществляющих следующие виды деятельности [4, 5]:
- социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов - на 10 %;
- оказание социальных услуг населению Российской Федерации в сферах деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций - на 9 %;
- мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ -на 11 %;
- участие профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ - на 10
%;
- поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций - на 5 %;
- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - на 4 %;
- профилактика социального сиротства, поддержку материнства и детства - 4 %.
Анализ представленных данных позволяет нам говорить о том, что некоммерческие организации наиболее востребованы в тех сферах общественной жизни, в которых государству необходима помощь со стороны активных граждан, неравнодушных к социальным проблемам.
Статистические данные показывают, что ассигнования из федерального бюджета на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в период 2016 - 2018 гг. увеличились на треть, при этом лидирующую позицию здесь занимает Управление по делам Президента РФ - 47% от общей суммы выделяемых денежных средств [4, 5]. Ассигнования федерального бюджета на поддержку СОНКО были увеличены в реальном выражении на 13,7%, с 10,3 млрд. рублей в 2017 году до 12,2 млрд. рублей в 2018 году.
По данным Доклада о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций Государственные программы субъектов Российской Федерации (подпрограммы государственных программ) по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в настоящее время приняты и реализуются в 74 регионах страны. На муниципальном уровне также заметна тенденция роста поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Так, доля муниципальных районов и городских округов, реализующих мероприятия по поддержке СОНКО, выросла за 2018 год на 142 п.п., темп роста составил 8,4 %.
В 24 субъектах Российской Федерации мероприятия по поддержке СОНКО в 2018 году реализовывали 100 % муниципальных районов и городских округов.
В 20 субъектах Российской Федерации в 2018 г. местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации были предоставлены субсидии на цели реализации муниципальных программ поддержки СОНКО, в размере 3,33 млрд. рублей (в 2017 г. в 24 субъектах Российской Федерации были предоставлены субсидии на цели реализации муниципальных программ поддержки СОНКО, в размере 2,88 млрд. рублей).
Необходимо отметить, что, несмотря на растущие показатели финансирования некоммерческих организаций, исследуемые нами субъекты, остро нуждаются в денежных средствах, т.к. большая часть выделяемых
грантов (74%) направляется на поддержку социальных инициатив, связанных с проведением патриотических мероприятий, поддержку лиц с ограниченными возможностями и пр.
Среди субъектов Российской Федерации у 82 имеются региональные информационные ресурсы (информационные порталы, специализированные разделы) для СОНКО и/или социальных предпринимателей в сети «Интернет», функционирующие за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в 2017 году - 72 субъекта).
В 2019 году Минэкономразвития России были разработаны методические материалы по проведению анализа разрабатываемых и утвержденных нормативных правовых актов и правоприменительной практики в целях устранения барьеров для участия СОНКО и иных негосударственных организаций в предоставлении услуг социальной сфере органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В целях повышения квалификации в 2018 году 2060 государственных гражданских и муниципальных служащих, прошли обучение по вопросам взаимодействия с НКО, что больше аналогичного показателя 2017 года на 18 %.
Также, по сравнению с 2017 годом увеличилось число представителей СОНКО, прошедших обучение по вопросам оказания услуг в социальной сфере, за счет средств субъектов Российской Федерации в 2018 году. Так в 2017 году такое обучение прошли 7,0 тысяч сотрудников СОНКО, в 2018 году - 9,6 тыс. человек, рост числа обучаемых составил 27 %.
Отметим, что активизация деятельности некоммерческих организаций ставит вопрос о прозрачности их деятельности. Как правило, отчет о своей деятельности представляют лишь 2-5% СОНКО, что с одной стороны обусловлено отсутствием времени и необходимых навыков у участников некоммерческих организаций, а с другой стороны - низким уровнем мотивации для подготовки данной документации.
Опыт других стран показывает, что СОНКО могут получать разные виды поддержки в зависимости от прозрачности отчетов об их деятельности. В свою очередь это позволяет градуировать некоммерческие организации по различным видам и применять к ним разные типы мотивации их деятельности.
Согласимся с Суровневой А.А., которая считает, что «отсутствие четкой и прозрачной системы оценки мониторинга по разным программам финансирования инфраструктуры поддержки НКО также рождает «общую неопределенность» в необходимых объемах поддержки этой инфраструктуры, каков спрос и кто заказчик на эту инфраструктуру» [6].
Подводя итог отметим, что несмотря на рост «третьего сектора» экономики, он до сих пор не занимает серьезных позиций в российской экономике и составляет по разным оценкам около 1% ВВП Российской Федерации. Опыт развитых стран показывает, что сектор СОНКО обладает значительным потенциалом для роста и изменения ситуации в российском обществе.
Источники:
1. Мирончук В.А., Хутыз Б.И. // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №12-4. - С. 855-857.
2. Прохорова В.В., Клочко Е.Н. Кластеры компетенций как драйверы инновационного развития экономики региона // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2017. - № 2 (42). - С. 11.
3. Российский статистический ежегодник - 2018. - М.: Росстат, 2019. - 694 с.
4. Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций. - М.: Социум, 2018.
- 15 с.
5. Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций. - М.: Социум, 2019.
- 20 с.
6. Суровнева А.А., Шапорова О.А. Стратегические аспекты развития некоммерческих организаций в условиях кризиса // Вестник ОрелГИЭТ. - 2018. - № 2 (44). - С. 138-145.
Sources:
1. Mironchuk V. A., Hutyz B.I. // Economy and business. - 2017. - No. 12-4. - Page 855-857.
2. Prokhorova V.V., Klochko E.N. Clusters of competences as drivers of innovative development of economy of the re-gion//Bulletin of Institute of friendship of the people of the Caucasus. Theory of economy and control of the national economy. - 2017.
- No. 2 (42). - Page 11.
3. Russian Statistical Yearbook - 2018. - Moscow: Rosstat, 2019. - 694 p.
4. Report on the activities and development of socially oriented non-profit organizations. - Moscow: Society, 2018. - 15 p.
5. Report on the activities and development of socially oriented non-profit organizations. Moscow: Society, 2019. 20 p.
6. Surovneva A.A., Shaporov O.A. Strategic Aspects of Development of Non-Profit Organizations in Conditions of Crisis // Journal of OrelGIET - 2018. - № 2 (44). - P 138-145.