УДК 378.4+316.344.25
Е. Н. Клочко, В. А. Мирончук
Актуальные проблемы управления некоммерческими организациями в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения
В статье рассматриваются некоммерческие организации в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения как важные экономические субъекты, деятельность которых направлена на решение важных общественных задач в хозяйственном пространстве региона. Современные трансформационные процессы, протекающие в общественно-хозяйственной жизни нашей страны, приводят к росту значимости данных организаций, что формирует спрос на создаваемые ими социальные блага и услуги. Специфика деятельности таких организаций наделяет их особыми характеристики, что обуславливает особенности некоммерческих организаций как объектов управления, что в свою очередь предполагает создание подходящих именно им механизмов управления, опирающихся на своеобразные факторы управления и на специфические ресурсы данных организаций.
Статья базируется на использовании методов эмпирического и теоретического исследования, например, метода анализа экономических интересов, методов моделирования деятельности, системного анализа, позволяющих рассматривать процессы и явления в их взаимосвязи.
Исследование, проводимое авторами, показало отсутствие научных работ по управлению некоммерческими организациями в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения. В процессе исследования были получены результаты, которые свидетельствуют, что у большинства респондентов существует высокая готовность к риску, имеются профессиональные компетенции высокого уровня, к деятельности некоммерческих организаций привлекаются лица, успешно прошедшие социальную коррекцию. Анализ результатов анкетирования позволил авторам установить факторы, определяющие содержание управления некоммерческие организации в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения. Интервью с представителями данных организаций показало, что определенная часть добровольцев, участвующих в социальных проектах, может переходить в состав постоянного персонала, причем значимую часть из них составляют люди, прошедшие социальную коррекцию и сами когда-то являющимися пациентами исследуемых организаций. Выявлены причины привлечения к деятельности исследуемых организаций лиц, успешно прошедших социальную коррекцию: 1) данная категория работников обладает успешным опытом трансформации личности; 2) такие работники глубоко погружены в специфику деятельности исследуемых организаций и имеют опыт оценки предоставляемых социальных услуг со стороны пациента.
В статье предпринята попытка решить важную научную задачу менеджмента - установить специфические характеристики и раскрыть факторы, влияющие на содержание управления некоммерческими организациями в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения. Данные сведения могут послужить теоретической основой для разработки методики и прикладных рекомендаций по совершенствованию управления данными организациями.
Ключевые слова: некоммерческие организации, профилактика и коррекция социально опасных форм поведения граждан, институты, система управления, бюджетирование, контрактные отношения, бизнес-процессы
E. N. Klochko, V. A. Mironchuk
Actual problems of management of nonprofit organizations in the field of prevention and correction of socially dangerous forms
of behavior
In article non-profit organizations in the sphere of prevention and correction of socially dangerous forms of behavior as important economic subjects which activity is directed to the solution of important public tasks in economic space of the region are considered. The modern transformational processes proceeding in public and economic life of our country lead to growth of the importance of data of the organizations that forms demand for the social benefits and services created by them. The specifics of activity of such organizations allocate them special characteristics that causes features of nonprofit organizations as objects of management that in turn assumes creation of the mechanisms of management suitable them leaning on peculiar factors of management and on specific resources of data of the organizations.
Article is based on use of methods of an empirical and theoretical research, for example, of a method of the analysis of the economic interests, methods of modeling of activity, the system analysis allowing to consider processes and the phenomena in their interrelation.
The research conducted by authors showed lack of scientific works on management of non-profit organizations in the sphere of prevention and correction of socially dangerous forms of behavior. In the course of the research results which demonstrate that most of respondents has a high readiness for risk were received, there are professional competences of high level, the persons who successfully underwent social correction are involved in activity of non-profit organizations. The analysis of results of questioning allowed authors to establish the factors determining the content of management non-profit organizations in the sphere of prevention and correction of socially dangerous forms of behavior. The interview with representatives of data of the organizations showed that a certain part of the volunteers participating in social projects can pass into the structure of permanent staff, and significant part of them is made by the people who underwent social correction also once being patients of the studied organizations. The reasons of attraction to activity of the studied organizations of the persons which successfully underwent social correction are established: 1) this category of workers has successful experience of transformation of the personality; 2) such workers are deeply shipped in specifics of activity of the studied organizations and have experience of assessment of the provided social services from the patient.
In article an attempt to solve an important scientific problem of management - to set specific characteristics and to open the factors influencing the content of management of non-profit organizations in the field of prevention and correction of socially dangerous forms of behavior is made. These data can form a theoretical basis for development of a technique and applied recommendations about improvement of data management by the organizations.
Keywords: non-profit organizations, prevention and correction of socially dangerous forms of behavior of citizens, institutes, control system, budgeting, contract relations, business processes
Введение
Материалы и методы
аращивание нашей страной конкурентных преимуществ невозможно представить себе без трансформации многих сфер общественной и экономической жизни в том числе и третьего сектора экономики, что предполагает поиск продуктивных форм управления некоммерческими организациями [1; 2; 3]. Естественно вытекающей из этого задачей становится исследование имеющихся возможностей современного менеджмента, которые можно было бы преломить к некоммерческим организациям в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения в целях повышения эффективности их социальной деятельности. В последнее время необходимо отметить усиление государственной поддержки некоммерческих организаций, которая направлена как на финансовую стабилизацию деятельности данных организаций, так и на совершенствование законодательной и нормативной баз, регламентирующих их деятельность.
Отметим, что перед Правительством РФ стоят задачи активизации созидательного потенциала населения страны, роста добровольчества, создания площадок эффективного коммуницирования в процессе реализации социальных проектов [4; 5; 6]. Особую роль во всех этих процессах играют изучаемые нами некоммерческие организации, поэтому необходимо исследовать как с их помощью эффективно решать ключевые проблемы общества, предоставлять благополучателям востребованные ими социальные услуги, что подводит нас к вопросам управления данными организациями.
Основным источником для написания данной статьи стало изучение эмпирических данных, а также ознакомление с опытом развития некоммерческих организаций в российской экономике. Статья базируется на использовании методов эмпирического и теоретического исследования, системного анализа, позволяющих рассматривать процессы и явления в их взаимосвязи.
Обсуждение
Характеристики социально ориентированных некоммерческих организаций как объектов управления были определены нами в предыдущих исследованиях (см. рис. 1). Необходимо учитывать, что исследуемые организации могут инициировать возможности трудоустройства как для людей с ограниченными возможностями, так и для незащищенных слоев населения.
Считаем, что при системном исследовании некоммерческих организаций в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения необходимо воспользоваться научными возможностями концепций социально-экономического моделирования [8]. Отметим, что в теории управления с конца ХХ века получили широкое использование различные экономико-математические и экономико-социальные модели (см. рис. 2).
Специфика моделирования социально ориентированных организаций представлена на рис. 3.
Как было отмечено нами выше некоммерческие организации в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм пове-
Рисунок 1 Характеристики социально ориентированных некоммерческих организаций как
объектов управления [7]
государственный СоВет-ник, 2019
№ 2
д
х
Л ей й
о
& - &
и ш
1 £ и с. гл н- X
О (С
£ О |_
о о<
0 о
Л
,/%'ш анализа генерации стоимости и дохода на уровне конкретной организации, что дает возможность опти мизировать указанные процессы
для описания и анализа конкурентных позиции орган и чан и и к рыночной срсде и оценки возможеюстсй их улучшения
для попшешн синчсн и оценки перспектив внутренних процессов, протекающих в организации
Рисунок 2 Цели использования различных моделей при управлении организациями (составлено по результатам исследования)
Наличие значительного количества Транограни*ШЫХ Процессов с участием укачанных организаций, многие ич которых недостаточно исследованы
Наличие факторов, действие которых создает условия достаточно высокой неопределенности и не позволяет однозначно трактовать процессы в организациях
Закрытый характер информации о клиентах организаций и договорах с ними, конфиденциальность значительного массива информации о деятельности
Функционирование орипи итши к быстро изменяющейся внешней среде, необходимость быстро адаптировал! ее внутренние процессы к перед Ее нам
Рисунок 3 Специфика моделирования социально ориентированных организации (составлено по результатам исследования)
дения обладают определенной спецификой, связанной с отсутствием ориентации на получении прибыли, что позволяет нам обосновать для них совсем другую задачу, направленную на разработку модели эффективной социальной деятельности данных организаций. Таким образом, считаем, что для изучения некоммерческих организаций в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения необходимо использовать системный подход в совокупности с научными возможностями теории социальной экономики и возможностями концепций социально-экономического моделирования [9; 10].
Как известно, на управление любой социально-экономической системой влияют различные группы факторов, которые условно можно разделить на две группы: 1) факторы внешней среды и 2) факторы внутренней среды.
Рассматривая факторы внешней среды, представим некоторые тренды, выявленные нами в предыдущих исследованиях, которые могут повлиять на деятельность некоммерческих организаций в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения.
«Во-первых, происходит сервизация общества, выражающаяся в активном росте рынка услуг. Новые инновационные и цифровые технологии, в основе которых заложена интеллектуализация общественной жизни существенно раздвигают границы предоставления услуг населению, порождают новые виды услуг, востребованные в цифровом обществе.
Во-вторых, востребованность предпринимательских качеств и инновационность в деятельности современных организаций. Исследования показывают, что работают в неком-
мерческих организациях люди, которые хотят решать социальные проблемы, готовы жертвовать самым дорогим ресурсом - временем. Тогда можно говорить о том, что эффективно генерировать социальные проекты, а также ре-ализовывать их могут только обладатели уникальных компетенций и душевных качеств» [8].
Необходимо заметить, что представленные выше тренды активно влияют на деятельность исследуемых нами организаций.
Далее рассмотрим факторы, определяющие содержание управления некоммерческими организациями, обусловленные их специфическими характеристиками. Авторами осенью 2018 года было проведено эмпирическое исследование некоммерческих организаций ЮФО, в котором приняла участие 51 организация в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения.
Большинство респондентов (57%) - руководители данных организаций, что дало возможность ознакомиться с особенностями управления некоммерческими организациями в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения.
Выдвинутые нами предположения о необходимости обладания высоким уровнем компетенций подтвердились в ходе исследования. Так, 94% респондентов указало на высокую степень профессионализма своих сотрудников, а также на востребованность специальных компетенций, которыми они должны обладать для того, чтобы успешно решать социальные проблемы в регионе. Впрочем, некоторые респонденты (2%) допускают низкую степень профессионализма работников, но только у тех, кто недавно принят на работу в данные организации. Нарастить профессиональные навыки и умения можно на данный момент с помощью специальных курсов, тренингов, обмена опытом.
Среди большинства опрошенных (98%) отмечается высокая готовность к решению сложных задач и несению «бремя» ответственности за их выполнение. В личном интервью респонденты указывали, что если бы «они боялись трудностей, то пошли бы работать в другую сферу».
82% руководителей некоммерческих организаций в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения склоны к риску при реализации социальных проектов, что позволяет нам сделать вывод о том, что люди, приходящие работать в сферу профилактики опасных форм поведения заранее настроены на преодоление различного рода трудностей, возникающих у них на пути. 72% респондентов указали, что персоналу иссле-
дуемых организаций желательно обладать опытом социальной работы и положительным имиджем, что позволит продуктивно реализо-вывать социальные проекты вместе с представителями органов государственной власти.
Далее рассмотрим особенности управления персоналом в некоммерческих организациях в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения.
На вопрос о том какой состав персонала -постоянный или добровольцы - в основном используется для реализации социальных проектов данными организациями 68% опрошенных показали, что используется постоянный персонал, который обладает следующими характеристиками:
• 58% среди работающих - это женщины, занимающиеся умственным трудом;
• 47% от общего состава работающих -это представители возрастной группы работников после 45 лет.
Исследование показало, что кроме постоянного персонала некоммерческие организации в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения используют труд добровольцев [11; 12; 13], в основе побудительных мотивов которых заложены желание помочь социально уязвимым слоям населения, изменить положение в стране и пр.
Интервью с представителями данных организаций показало, что определенная часть добровольцев может переходить в состав постоянного персонала. Весомую часть из них занимают люди, прошедшие социальную коррекцию и сами когда-то являющимися пациентами исследуемых организаций - 56%.
На рисунке 4 представлены этапы реабилитации, которую проходят пациенты исследуемых организаций. Данные этапы рассматриваются нами в целях выявления того на каком/ каких из них могут быть использованы знания и опыт лиц, прошедших социальную коррекцию.
Опрос показал, что на каждом из представленных на рисунке 4 этапов могут быть использован труд лиц, прошедших социальную коррекцию. Исключение составляет первый этап - детоксикация, для которого необходим опытный медицинский персонал.
На этапе мотивации лица, прошедшие социальную коррекцию, могут выступать:
1) в качестве психологов, которые смогут лучше мотивировать пациентов на прохождение реабилитации.;
2) в качестве называемых мотивационных лидеров, которым проще поверить и довериться, т.к. они прошли в своей жизни через те же
трудности, с которыми сталкиваются пациенты данных организаций.
На этапе стабилизации полученных результатов происходит трансформация мировоззрения пациента, восстановление его моральных качеств. Именно здесь лица, прошедшие социальную коррекцию, могут оказать поддержку в формировании новых установок на жизнь без спиртного или наркотиков.
В процессе исследования нами была предпринята попытка определения причин того, почему руководители некоммерческих организаций в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения берут в свои организации лиц, прошедших социальную коррекцию. Таких причин оказалось две:
1) данная категория работников обладает успешным опытом трансформации личности, который можно использовать при оказании помощи настоящим пациентам данных организаций;
2) такие работники глубоко погружены в специфику деятельности исследуемых органи-
заций и имеют опыт оценки предоставляемых социальных услуг со стороны пациента, что позволяет при необходимости корректировать имеющуюся систему оказания социальной услуги в исследуемых организациях.
На вопрос о том каким образом руководители некоммерческих организаций в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения определяют кого из лиц, прошедших социальную коррекцию, лучше брать в организацию были получены следующие ответы. Как правило, участники исследуемых организаций отслеживают успешность социализации своих пациентов и потом при желании последних приглашают их к участию в социальных проектах. Среди качеств, которыми должно обладать лицо, прошедшее социальную коррекцию, чтобы попасть в состав постоянного персонала выделяют желание бывшего пациента разделить ценности организации и способность к положительной социальной деятельности.
Этап реабилитации
X ар а ктер нсгнха эта па реабилитации
Ресоциализация
Целью детоксикационных мероприятий является выведение из
После того, как удалось достичь нормализации состояния, восстановилась саморегуляция, были сформированы новые установки на жизнь без спиртных напитков, запрещенных препаратов, приступают к стабилизационному этапу. На этом отрезке времени удается изменить мировоззрение больного, восстановить его моральные ценности, направленные на здоровый образ жизни.
После прохождения основного курса реабилитации, больной уже имеет за плечами новый опыт. Социальные (работники помогают больному разработать план жизни в социуме. Он в обязательном порядке включает в себя мероприятия, направленные на поддержку мотивации к ведению трезвого образа жизни.
Рисунок 4 Реабилитационные этапы, которые проходят лица с аддиктивным поведением (составлено по результатам исследования)
Проведенное исследование показало востребованность у исследуемых организаций наличия человеческого капитала, обладающего специальными компетенциями, которые помогут некоммерческим организациям в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения реализовывать социально направленные проекты [14; 15; 16].
Следовательно, включение в ряды постоянного персонала лиц, прошедших социальную коррекцию, позволит рассматриваемым организациям более эффективно использовать имеющиеся у них ресурсы.
Заключение
Рассматривая актуальные проблемы управления исследуемыми некоммерческими организациями, отметим, что наличие четкого представления о факторах, влияющих на содержание управления, и обладание знаниями о возможностях привлекаемого и работающего персонала могут помочь в решении возникающих в системе управления данны-
ми организациями проблем, которые можно устранить еще не этапе проектирования организации.
Подводя итоги нашего исследования, конкретизируем факторы, которые влияют на содержание управления некоммерческими организациями в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения:
• заинтересованность со стороны общества в решении данных социальных проблем, связанных с профилактикой и коррекцией социально опасных форм поведения;
• наличие у персонала данных организаций специальных компетенций, что выдвигает к ним ряд требований при отборе в состав постоянного персонала;
• наличие двуединых целей, стоящих перед данными организациями, которые можно подразделить на профилактические и корректирующие цели, и как следствие средств их достижения;
• необходимость общественного контроля за деятельностью данных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артамонова А.С. Функционирование социально ориентированных некоммерческих организаций в российских регионах // Проблемы развития территории. 2018. No. 5 (97). С. 55-67.
2. Мелоян В.Г., Лазовская С.В. Обеспечение конкурентоспособности сектора образовательных услуг в процессе инновационных преобразований экономики России // Новые технологии. 2016. No. 1. С. 82-87.
3. Кулькова В.Ю. Предоставление услуг населению социально ориентированными некоммерческими организациями в России // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. No. 4. С. 136-142.
4. Шибаева С.С., Быченок Ю.А., Цукарев С.С. Системный подход в управлении социально ориентированными некоммерческими организациями как фактор эффективного развития «третьего сектора» экономики // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. 2016. No. 1. (38). С. 200-207.
5. Сесявин Е.А. Понятия «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. No. 9-2. С.136-140.
6. Максимова С.Г. Некоммерческие организации как ресурс обеспечения социальной безопасности в регионах России // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2013. No. 10. С. 132-137.
7. Мирончук В.А., Хутыз Б.И. Принципы управления социально ориентированными некоммерческими организациями // Экономика и предпринимательство. 2017. No. 12-4 (89). С. 855-857.
8. Клочко Е.Н., Мирончук В.А. Disclosure of the factors determining the content of management of non-profit organizations in the sphere of prevention and correction of socially dangerous forms of behavior // Sochi Journal of Economy. 2019. No. 13 (1). С. 27-33.
9. Быков А.Ю. Управление целевыми программами социально ориентированных организаций: построение модели // Управленческое консультирование. 2017. No. 9 (105). С. 193-203.
10. Русова Т.В. Особенности функционирования института некоммерческих организаций в Хабаровском крае // Власть и управление на Востоке России. 2015. No. 4 (73). С. 202-208.
11. Волкова О.А., Гребеникова Ю.А. Некоммерческие организации как ресурс развития социальной сферы региона // Управление городом: теория и практика. 2017. No. 2 (25). С. 52-55.
12. Суровнева А. А., Шапорова О. А. Стратегические аспекты развития некоммерческих организаций в условиях кризиса // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. No. 2 (44). С. 138-145.
13. Ульянова И.В. Формирование коммуникационной среды социально-ориентированных некоммерческих организаций // Вестник государственного и муниципального управления. 2016. No. 2 (21). С. 67-74.
14. Кулькова В.Ю. Трансформация устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации. Монография. Казань, 2016. 82 с.
15. Вишнева К.В., Прохоренко Ю.И. Проблемы реализации и перспективы развития проектной культуры и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. No. 1-1. С. 306-309.
16. Немгирова С.Н. Актуальные проблемы деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2016. Т. 1. No. 1 (32). С. 70-75.
REFERENCES
1. Artamonova A. S. Functioning of socially oriented non-profit organizations in Russian regions // Problems of development of the territory. 2018. No. 5 (97). Page 55-67.
2. Mironchuk V. A., Hutyz B.I. Principles of management of socially oriented non-profit organizations // Economy and business. 2017. No. 12-4 (89). Page 855-857.
3. Kulkova V.Yu. Provision of services to the population socially oriented non-profit organizations in Russia // the Central Russian bulletin of social sciences. 2016. No. 4. Page 136-142.
4. Shibayeva S.S., Bychenok Yu.A., Tsukarev S.S. System approach in management of socially oriented nonprofit organizations as a factor of effective development of "the third sector" of economy // the Bulletin of the Novosibirsk state agricultural university. 2016. No. 1. (38). Page 200-207.
5. Sesyavin E.A. Concepts "non-profit organization", "socially oriented non-profit organization" and "third sector" in Russia // Basic and application studies in the modern world. 2015. No. 9-2. Page 136-140.
6. Maximova S. G. Non-profit organizations as a resource of ensuring social safety in regions of Russia // the Altai bulletin of the public and municipal service. 2013. No. 10. Page 132-137.
7. Meloyan V.G., Lazovskaya S.V. Ensuring competitiveness of the sector of educational services in the course of the innovation conversions of economy of Russia // New technologies. 2016. No. 1. Page 82-87.
8. Клочко Е.Н., Мирончук В.А. Disclosure of the factors determining the content of management of non-profit organizations in the sphere of prevention and correction of socially dangerous forms of behavior // Sochi Journal of Economy. 2019. No. 13 (1). С. 27-33.
9. Bykov A.Yu. Management of target programs of the socially oriented organizations: creation of model // Administrative consultation. 2017. No. 9 (105). Page 193-203.
10. Rusova T.V. Features of functioning of institute of non-profit organizations in Khabarovsk Krai // the Power and management in the east of Russia. 2015. No. 4 (73). Page 202-208.
11. Volkova O.A., Grebenikova Yu.A. Non-profit organizations as resource of development of the social sphere of the region // Management of the city: theory and practice. 2017. No. 2 (25). Page 52-55.
12. Surovneva A.A., Shaporova O.A. Strategic aspects of development of non-profit organizations in the conditions of crisis // the Messenger of ORELGIET. 2018. No. 2 (44). Page 138-145.
13. Ulyanova I.V. Forming of the communication environment of socially oriented non-profit organizations // Messenger of the public and municipal administration. 2016. No. 2 (21). Page 67-74.
14. Kulkova V.Yu. Transformation of stability of socially oriented non-profit organizations in the Russian Federation. Monograph. Kazan, 2016. 82 pages.
15. Vishneva K.V., Prokhorenko Yu.I. Problems of realization and prospect of development of design culture and activity of socially oriented non-profit organizations // Scientific notes TOGA. 2017. T. 8. No. 1-1. Page 306-309.
16. Nemgirova S.N. Current problems of activity of socially oriented non-profit organizations // Bulletin of Institute of complex researches of arid territories. 2016. T. 1. No. 1 (32). Page 70-75.
Информация об авторах Клочко Елена Николаевна
(Россия, г. Краснодар) Доцент, доктор экономических наук Профессор кафедры менеджмента Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина E-mail: [email protected]
Мирончук Вадим Анатольевич
(Россия, г. Краснодар) Старший преподаватель кафедры менеджмента Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина E-mail: va [email protected]
Information about the authors Elena N. Klochko
(Russia, Krasnodar) Doctor of Economics Associate professor Professor of department of management Kuban State Agrarian University E-mail: [email protected]
Vadim A. Mironchuk
(Russia, Krasnodar) Senior teacher of department of management Kuban State Agrarian University E-mail: [email protected]