DOI: 10.15838/ptd.2018.3.95.7 УДК 330.341;332.1 | ББК 65.206
© Косыгина К.Е.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1
Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]
КОСЫГИНА КСЕНИЯ ЕВГЕНЬЕВНА
В новых экономических реалиях внимание к сектору социально ориентированных некоммерческих организаций заметно усилилось. В частности, руководством страны перед исполнительными органами власти поставлены задачи формирования эффективных инструментов использования ресурсов этих организаций в целях повышения качества жизни населения и претворения в жизнь социальной политики государства на федеральном и региональном уровне. Целью настоящего исследования является изучение современного положения социально ориентированных некоммерческих организаций в регионе, а также выявление проблемных моментов в их деятельности, поскольку исполнение возложенных на них задач не представляется возможным без учета текущего состояния этих организаций. С использованием формально-логических методов исследования рассмотрены теоретические подходы, объясняющие причины возникновения и функционирования некоммерческих организаций. Сделан вывод о наличии объединяющего ключевые теории базового понятия «общественные блага», на удовлетворение которых направлена работа некоммерческих организаций. В статье присутствует два блока. В первом на основании данных официальной статистики проанализировано изменение количества зарегистрированных социально ориентированных некоммерческих организаций и численности занятых в секторе по федеральным округам с 2012 по 2016 годы. Выявлена неравномерность в развитии по регионам. Во втором блоке отраже-
Цитата: Косыгина К.Е. Актуальные вопросы развития социально ориентированных некоммерческих организаций // Проблемы развития территории. 2018. № 3 (95). С. 107-121. DOI: 10.15838/ptd.2018.3.95.7
Citation: Kosygina K.E. Topical issues of development of socially oriented non-profit organizations. Problems of Territory's Development, 2018, no. 3 (95), pp. 107-121. DOI: 10.15838/ptd.2018.3.95.7
ны результаты социологического анализа экспертного опроса, в котором приняли участие 35 руководителей социально ориентированных некоммерческих организаций Вологодской области. Проведенное исследование показало, что в современных условиях рассматриваемый сектор в регионе находится не в самом лучшем положении. Установлены ключевые проблемы, препятствующие развитию: слабая финансово-экономическая база большинства организаций и недостаток трудовых ресурсов, высококвалифицированных кадров. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти при разработке направлений и программ развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций. Следующим этапом работы станут изучение причин разного уровня развития социально ориентированных некоммерческих организаций в России в территориальном разрезе, сопоставление полученных данных с опытом зарубежных стран.
Некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации, некоммерческий сектор, регион, социальные услуги.
Введение
В современных условиях заметнее становится вклад некоммерческих организаций в решение федеральных и региональных задач, связанных с обеспечением социальной политики государства и развитием гражданского общества. Особую актуальность приобретают проблемы развития данного феномена с точки зрения формирования социально ориентированной экономики, основные принципы которой заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. В концепции четко установлено направление по развитию сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг1.
Первые шаги в этом направлении органами власти уже предприняты. В 2016 году обновлена нормативно-правовая база, касающаяся деятельности некоммерческих организаций (далее - НКО). Среди принципиальных новаций можно выделить закрепление статуса НКО как исполнителя общественно полезных услуг, утверждение «дорожной карты» по поддержке доступа НКО к предоставлению услуг в социальной сфере, утверждение перечня услуг, которые они могут оказывать, организация и эффективная работа фонда президентских грантов.
1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru
Одновременно федеральный центр повышает ответственность региональных органов власти за практическую реализацию партнерства с сектором НКО, ставя задачу достижения в 2018 году увеличения до десяти процентов доли учреждений социального обслуживания, основанной на негосударственной форме собственности, среди всех организаций [1, с. 73]. В 2017 году в показатели эффективности губернаторов (КР1) включена работа по поддержке некоммерческих организаций. Поэтому в настоящий момент перед регионами стоят задачи изменения госпрограмм с привлечением некоммерческих организаций в секторальные направления социальной сферы.
В своем выступлении на итоговом форуме «Сообщество» 3 ноября 2017 года Президент РФ В.В. Путин призвал «продолжать создавать благоприятную среду для развития некоммерческого сектора», а губернаторам порекомендовал опираться на гражданские организации и «мягкую силу» общественного контроля. «Нам нужны тысячи таких организаций по стране, которые готовы брать на себя ответственность, выступать надежным партнером государства в социальной сфере»2.-
Однако реализация планов, задуманных руководством страны, может столкнуться с неготовностью самих НКО полноценно вклю-
2 Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на итоговом форуме «Сообщество»
3 ноября 2017 года. URL: http://kremlin.ru/events/presi-dent/news/55994 (дата обращения 09.01.2018).
читься в процесс работы с населением в социальной сфере. Представляется, что необходимо в первую очередь изучить текущее состояние НКО в регионе и оценить их возможности по исполнению возложенных задач, что и составляет цель настоящего исследования.
Теоретические основы, объясняющие причины возникновения и функционирования некоммерческих организаций
Определение понятия «некоммерческие организации» наиболее подробно представлено в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года, который определяет их как юридических лиц, чьи усилия направлены на решение социально значимых проблем в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения и др. Главная особенность заключается в том, что НКО не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли3. Они имеют право осуществлять редпринима-тельскую деятельность только в том случае, если она служит достижению целей, ради которых созданы такие организации.
Теоретические основы изучения НКО заложены в начале 1970-х годов преимущественно американскими учеными. Вопросы их развития в экономике исследуются в работах таких зарубежных авторов, как Б. Вайсброд, Г. Хансманн, М. Дженсен, Э. Фам, Л. Саламон, Х. Анхайер, Р. Крамер, С. Тоффлер, С. Соколовски, М. Крашински и др. [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. В России активное изучение некоммерческого сектора началось лишь в 90-х гг. ХХ века. В разных аспектах его рассматривают Л.И. Якобсон, И.В. Мерсианова, В.Б. Беневоленский, В.Н. Якимец, Г.А. Миннигалее-ва, Е.Л. Шелкова, Р.И. Бунеева, В.К. Крутиков, Е.И. Борисова, Л.И. Полищук и др. [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16].
Теоретическое обоснование происхождения и развития некоммерческих организаций
3 О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru
разработано в рамках концепций «производства общественных благ», «провалов рынка/ государства», «неэффективного контракта», которые относятся к новой институциональной экономической парадигме (Д. Норт) [17]. В данных теориях ученые объясняют причины возникновения НКО, описывают факторы, определяющие их качественные характеристики: роль в решении социально значимых проблем и экономическом развитии государства.
Рассмотрение концепций происхождения НКО начинается с теории «производства общественных благ», которая возникла в рамках «теории общественного выбора» (Дж. Бьюкенен) [18], представляющей собой экономический анализ процессов нерыночного принятия решений, связанных с удовлетворением коллективных потребностей общества и их перераспределением [19]. Понимание сущности общественных благ было предложено американским экономистом Б. Вейсбродом, который относит к ним общественную безопасность, услуги образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, достижения науки [2]. Особенность функционирования некоммерческих организаций определяется причинами возникновения - они появляются вследствие несовершенства коммерческих и государственных институтов в производстве общественных благ. Такое несовершенство рыночных институтов объясняется тем, что, потребляя данные блага, население имеет возможность избежать денежных расходов по их созданию и использованию, что противоречит принципам функционирования рыночных структур, которые в качестве основной цели своей деятельности ставят получение прибыли и ориентированы преимущественно на создание частных благ [20, с. 89]. Неспособность государства достаточно удовлетворить потребности населения базируется на приоритетах государственной политики, которая, как правило, определяется запросами большинства, а потребности меньшинства не учитываются и удовлетворяются не в полной мере. Таким образом, существование НКО объясняется тем, что они покрывают неудовлетворенный
государством и рынком спрос потребителей на общественные блага.
В определенной степени дополняет описанную интерпретацию «теория провалов рынка и государства», которая также связывает появление и развитие некоммерческих организаций с неспособностью рынка и государства обеспечить эффективное распределение ограниченных ресурсов в обществе (М. Крашински, Дж. Милль, Ф. Батор, А. Рады-гин, Р. Энтов, Л. Якобсон, Ч. Вульфи и др.) [8; 9; 21; 22; 23]. В ситуации, когда рыночные структуры не справляются с данными проблемами, образуется пространство для секторов экономики, действующих на основе нерыночных механизмов. Некоторые функции берет на себя государство, заполняя «провалы рынка», в части обеспечения услуг в области образования, здравоохранения, социального обслуживания. Однако усилия государства по корректировке ошибок рынка сами по себе ведут к потерям эффективности, поскольку эти усилия обычно требуют увеличения налоговых сборов и появляется проблема компромисса между положительными сторонами государственного вмешательства и издержками по его осуществлению [24]. Образующиеся пространства заполняет некоммерческий сектор, фактически покрывая часть совокупного спроса на общественные блага и услуги, с которой не справляются государство и рынок.
Также дополнением к рассмотренным концепциям является теория «провалов контракта», или, по-другому, «неэффективных контрактов», Г. Хансманна [3]. Согласно данной теории, НКО существуют вследствие того, что потребители не доверяют коммерческим фирмам, нацеленным на извлечение прибыли, в вопросах качества и количества товаров. Проблема «провала контракта» состоит в невозможности потребителя контролировать поведение коммерческих производителей услуг, особенно важным это становится в таких сферах, как забота об инвалидах, сиротах, пожилых людях и других социально уязвимых слоях населения. Поскольку НКО не имеет своей целью извлечение прибыли и ограничены законодательно, то потребители склонны им
больше доверять при получении социальных услуг.
Как видно из проведенного анализа, теоретические концепции некоммерческого сектора тесно переплетаются между собой. Базовой теорией выступает «теория производства общественных благ», которую дополняют различные «провалы» - рынка, государства и доверия (контракта) населения к этим институтам. Концепция производства общественных благ наиболее экономически обоснована и является на сегодняшний день базисом (ядром) среди теоретических подходов, объясняющих причины существования некоммерческих организаций в рыночной экономике.
Таким образом, если вернуться к введению, в котором акцентируется внимание на заинтересованности государства в использовании потенциала НКО для повышения качества социальной сферы, а следовательно, и производства «общественных благ», то можно сказать, что эта заинтересованность вполне вписывается в рамки рассмотренных теорий.
Социально ориентированные некоммерческие организации в категориях официальной статистики
Особое место в структуре сектора занимают социально ориентированные НКО (СОНКО), данный статус был введен в 2010 году. С каждым годом число таких объединений увеличивается. Можно сказать, что в настоящий момент именно СОНКО составляют ядро/ основу некоммерческого сектора, поэтому в нашем исследовании им уделяется особое внимание. К ним относятся все организационно-правовые формы НКО, за исключением государственных корпораций и компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями4. Эти организации
4 Федеральные закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет следующие организационно-правовые формы: общественные и религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, фонды, государственная корпорация, государственная компания, некоммерческие партнерства, учреждения, автономная некоммерческая организация, ассоциации (союзы).
преимущественно занимаются решением социальных проблем и развитием гражданского общества.
Количество СОНКО в целом по России увеличилось с 44 тыс. в 2012 году до 143 тыс. к концу 2016 года, темп прироста составил 226%. В процентном отношении на долю этих организаций приходится 65% от общего количества НКО, что соответствует показателям развитых стран, в которых число социально ориентированных организаций составляет 60-70% [25]. По итогам 2016 года большая часть таких организаций зарегистрирована в Центральном федеральном округе (32649), срединное положение занимает Северо-Западный федеральный округ (13792). Менее всего СОНКО в Северо-Кавказском федеральном округе (7965), однако по этому округу наблюдается самый значительный прирост по количеству организаций с 2012 года - на 359%. В целом за пятилетний период наблюдается стабильный рост количества СОНКО по всем федеральным округам (табл. 1). С одной стороны, такое увеличение числа организаций обусловлено востребованностью у населения и желанием граждан объединяться для решения социальных проблем. С другой стороны, все больше НКО формально относятся к категории социально ориентированных организаций - для этого достаточно упоминания
Таблица 1. Количество СОНКО по
в уставе хотя бы одного направления деятельности, признанного социально ориентированным5.
Следует отметить, что среди регионов Северо-Западного федерального округа (далее -СЗФО), который включает 10 субъектов и город федерального значения Санкт-Петербург [26], Вологодская область находится на втором месте по количеству зарегистрированных СОНКО, пропуская вперед только г. Санкт-Петербург. Однако при расчете на 1000 жителей в лидеры списка выходит Республика Карелия, а Санкт-Петербург опускается на предпоследнее место, положение Вологодской области меняется незначительно, что говорит о достаточно стабильном уровне развития региона по данному показателю (табл. 2).
Если рассматривать роль некоммерческого сектора в обеспечении занятости и самозанятости населения [27, с. 5], то в территориальном разрезе структура рабочей силы в исследуемых организациях по федеральным округам будет выглядеть следующим образом (табл. 3).
Данные показывают, что с 2012 года по 2014 год число работников в рассматриваемой сфере выросло более чем в два раза. По доле трудящихся в секторе СОНКО в 2016 году лидирует Центральный федеральный округ (222402 чел.), это объясняется тем, что
тральным округам 2012-2016 гг.
Федеральный округ Количество СОНКО (тыс.)
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год Темп прироста 2016 года к 2012 году, в %
Центральный 9807 26533 27234 31961 32649 232,9
Приволжский 9539 24396 12771 31688 32004 235,5
Сибирский 7196 18417 20284 20617 20880 190,2
Южный 5081 13600 12799 14105 15642 207,9
Северо-Западный 4486 11811 12771 12754 13792 207,4
Уральский 3460 5187 8276 10180 10664 208,2
Дальневосточный 2705 8379 10167 9215 9840 263,8
Северо-Кавказский 1735 4914 8241 7683 7965 359,1
Итого: 44009 113237 132087 140031 143436 225,9
В % СОНКО от общего количества НКО (по РФ) 20 51 60 64 65 45
Составлено по: Основные сведения о деятельности СОНКО по Российской Федерации за 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 годы. URL: http://www.gks.ru
5 Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на итоговом форуме «Сообщество» 3 ноября 2017 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55994 (дата обращения 09.01.2018).
Таблица 2. Количество СОНКО в Северо-Западном федеральном округе в 2016 году
Субъект РФ Количество СОНКО, тыс. Количество СОНКО, % Количество СОНКО на 1000 жителей
Республика Карелия 1124 8,1 1,8
Мурманская область 1231 8,9 1,6
Вологодская область 1752 12,7 1,5
Новгородская область 848 6,1 1,4
Псковская область 918 6,7 1,4
Республика Коми 1103 8,0 1,3
Архангельская область с НАО 1506 10,9 1,3
Калининградская область 775 5,6 0,8
г. Санкт-Петербург 3600 26,1 0,7
Ленинградская область 935 6,8 0,5
Итого 13792 100 -
Таблица 3. Численность работников в СОНКО по федеральным округам в 2012-2016 гг.
Федеральный округ Количество, человек
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год Темп прироста 2016 года к 2012 году, %
Центральный 137203 209296 397049 372088 222402 62,1
Приволжский 82859 117734 198346 174143 114201 37,8
Сибирский 58969 74200 115646 106062 84199 42,8
Южный 45987 65415 70096 72716 57401 24,8
Северо-Западный 42226 55868 81594 83654 60434 43,1
Уральский 44326 49443 70151 73566 67036 51,2
Дальневосточный 58969 20381 59801 55675 29031 -50,8
Северо-Кавказский 26161 33545 69569 53177 37758 44,3
Итого 454932 625882 1062252 991081 672462 47,8
В % от экономически активного населения (в целом по РФ) 0,6 0,8 1,4 1,3 0,9 0,3
Составлено по: Основные сведения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций по Российской Федерации за 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 годы. http://www.gks.ru
в этом округе сосредоточены крупные СОНКО, которые создают больше рабочих мест и в которых занято значительное количество экономически активного населения страны.
Обращает на себя внимание тот факт, что в Дальневосточном федеральном округе произошло снижение числа работающих в секторе наполовину. Среди причин сложившейся ситуации эксперты называют ухудшение общего состояния социального капитала в Дальневосточном федеральном округе. По данным исследования «Анализ третьего сектора в России: взаимодействие и субъекты», выполненного по заказу Общественной палаты Российской Федерации, самая слабая компонента социального капитала на Дальнем Востоке - доверие людей друг другу, а также государственным, правовым и общественным институтам [28]. В свою очередь, доверие способствует консолидации общества,
являясь основанием для отношений сотрудничества и солидарности, формирования гражданских ассоциаций, общественных и других некоммерческих институтов [29, с. 8]. Как следствие, низкий уровень социального капитала порождает слабую заинтересованность в трудоустройстве в данные структуры.
В целом по России с 2014 года число занятых в рассматриваемом сегменте снижется, особенно это проявилось в 2015 и 2016 годах. Можно предположить, что на сокращение количества работников повлияли социально-экономическая ситуация в стране и усиление финансового кризиса.
Необходимо заметить, что все-таки данные Росстата о секторе СОНКО вызывают вопросы. Каким образом за один год численность сотрудников могла уменьшиться более чем на 300 тыс. человек, когда государство увеличивает финансовую поддержку неком-
мерческого сектора, СОНКО подключаются к оказанию социальных услуг, количество СОНКО с каждым годом увеличивается по всем регионам? В связи с отсутствием достоверной информации о данном секторе экономики остается руководствоваться настоящими статистическими данными.
Социологическое измерение
сектора СОНКО региона
(на примере Вологодской области)
В целях оценки текущего состояния сектора СОНКО в регионе (на примере Вологодской области), выявления проблемных ситуаций в их деятельности в августе - октябре 2017 года был проведен экспертный опрос руководителей и заместителей руководителей СОНКО, расположенных в городских округах, городских поселениях и иных муниципальных образованиях. В исследовании приняли участие респонденты из 35 организаций, которые отбирались по справочнику «Карта НКО»6 и реестру СОНКО7.
Следует отметить, что аналогичные опросы по России проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ Высшая школа экономики (руководители Л.И. Якобсон, И.В. Мерсиянова) [11; 12]. Работы авторов центра содержат объемный эмпирический материал.
В субъектах Российской Федерации некоммерческие организации, в основном, изучают в рамках региональных государственных программ и по заказу органов власти. Так, например, всестороннее социологическое исследование состояния и перспектив развития СОНКО провели в Уральском федеральном округе, Алтайском крае, Республике Карелии и других регионах8.
Социально-демографическая структура опрошенных руководителей СОНКО Вологодской области выглядит следующим образом. Женщины составили 77%, мужчины - 23%. Образовательный уровень большинства руководителей высок: имеют высшее образование - 51%; послевузовское образование (в том числе два и более высших) - 26%; обладают ученой степенью или званием - 6%, среднее профессиональное образование у 11% руководителей. Большинство из них принадлежит к возрастной группе 30-55 лет (74%).
Основная часть включенных в исследование СОНКО осуществляет свою деятельность в пределах всей Вологодской области 46%. В муниципальных районах так же, как и в пределах одного города (Вологда и Череповец), работают 11%, в сельских и городских поселениях -только 3%, также присутствуют общероссийские и международные организации - 3%.
Как отмечалось ранее, социально ориентированная некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах. Основное место в структуре организаций, задействованных в исследовании, занимают общественные объединения (60%). В форме автономной некоммерческой организации зарегистрировано 14%, фондов - 11%. Наименьшую долю составляют объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) - 3%. Необходимо отметить, что выборка репрезентативна по организационно-правовым формам СОНКО, руководитель которой принял участие в опросе.
Результаты исследования показывают, что 34% опрошенных руководителей склоняются к мнению о том, что СОНКО региона в первую очередь должны оказывать непосредственные услуги обществу. 11% респон-
6 Карта НКО: справочник эффективных некоммерческих организаций и общественных объединений Вологодской области. Вологда, 2015. 404 с.
7 Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки (2012-2017 гг.). URL: http://vologdaoblast.ru/vlast/pravitelstvo_oblasti/strukturnye_podrazdeleniya_pravitelstva/departament_vnutrenney_ politiki_pravitelstva_vologodskoy_oblasti/reestry (дата обращения 10.01.2018).
8 В качестве примера могут служить следующие документы: Состояние и проблемы развития социально ориентированных некоммерческих организаций Уральского федерального округа. URL: http://cftyumen.ru/proektyi; Аналитический документ о состоянии и перспективах развития сектора негосударственных некоммерческих организаций в Алтайском крае. URL: http://nko22.ru; Аналитическая записка по результатам социологического исследования изучения состояния социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Карелия. URL: http://resources.krc.karelia.ru/economy/doc/analytic/1az_so_nko_rk.pdf
дентов в приоритетных задачах называют защиту прав граждан. Ни один руководитель не отметил вариант о взаимной помощи друг другу, однако 46% указывают на то, что их организации должны делать все, перечисленное выше.
На вопрос о предоставлении услуг руководители ответили следующим образом: оказывает какие-либо услуги 91% СОНКО, в том числе социальные услуги 46%, не оказывает никаких услуг 3% организаций. Оценивая предназначение своих организаций для населения, более половины руководителей считают, что граждане заинтересованы в получении социальных услуг (57%) и в информационной поддержке (51%), также значительную долю занимают ответы, связанные с получением материальной, психологической и юридической помощи (табл. 4).
Обращает на себя внимание то, что большинство ориентированы на предоставление социальных услуг населению, однако таких организаций недостаточно (предоставляют социальные услуги 46% НКО, а обращаются за такими услугами 57% граждан (по мнению руководителей)).
Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» выделяет 8 видов социальных услуг, которые отражены в во-
просе «Какие именно социальные услуги оказывает Ваша организация?». В первую очередь СОНКО занимаются предоставлением социально-психологических (50%) и социально-трудовых услуг (50%) населению, также значительную долю занимают социально-правовые, социально-бытовые, социально-педагогические услуги. В наименьшей степени исследуемые СОНКО задействованы в оказании социально-медицинских и срочных социальных услуг, на данные виды деятельности приходится по 6%. Следует учитывать, что одна организация может оказывать несколько видов услуг.
По секторальным направлениям СОНКО достаточно гетерогенны. Как правило, каждая одновременно осуществляет работу в нескольких направлениях. Большая доля включенных в исследование организаций в Вологодской области функционирует в сфере социальной поддержки и защиты граждан (46%), оказания юридической помощи (43%), образования, просвещения, науки (31%), наименее активны они в антикоррупционной деятельности и подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (табл. 5).
Что касается целевой аудитории, то большинство СОНКО региона, охваченных исследованием, в качестве основной определяют семью (51%), молодежь и подростков (46%).
Таблица 4. Распределение ответов на вопросы «Предоставляет ли Ваша организация услуги в настоящее время?» и «С какой целью, на Ваш взгляд, люди преимущественно обращаются в некоммерческие организации?»
Вариант ответа В % от числа опрошенных
Предоставляет ли Ваша организация услуги в настоящее время?
Оказывает какие-либо услуги 91
Оказывает социальные услуги населению 46
Не оказывает никаких услуг 3
Затрудняюсь ответить 0
С какой целью, на Ваш взгляд, люди преимущественно обращаются в НКО?
Получение социальных услуг 57
Получение информационной поддержки 51
Получение материальной (финансовой, вещевой) помощи 40
Получение психологической помощи 37
Получение юридической помощи 31
С целью завязать новые знакомства, полезные связи 17
Для того чтобы оказать материальную помощь (финансовую, вещевую) другим людям 9
Для того чтобы оказать нематериальную помощь другим людям/организации 9
Получение работы (помощь в получении работы) 3
Другое 9
Таблица 5. Распределение ответов на вопрос «По каким основным направлениям в настоящий момент работает Ваша организация?»
Вариант ответа В % от числа опрошенных
Социальная поддержка и защита граждан 46
Оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе НКО и гражданам, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина 43
Деятельность в области образования, просвещения, науки 31
Деятельность в области улучшения морально-психологического состояния граждан и духовного развития личности 26
Благотворительная деятельность и содействие благотворительной деятельности 23
Деятельность в области добровольчества 23
Поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, организаций 23
Деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни 20
Деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания граждан РФ 20
Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языка и традиций народов РФ 20
Охрана окружающей среды и защита животных, содержание объектов 17
Деятельность в области культуры и искусства 17
Социальная адаптация инвалидов и их семей 11
Профилактика социально опасных форм поведения граждан 9
Деятельность в области физической культуры и спорта 9
Антикоррупционная деятельность, включая содействие формированию в обществе активного неприятия коррупции 6
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций 3
Иные виды деятельности 30
Руководители также отметили, что работают с женщинами (43%) и детьми (34%), в отдельную группу выделяются дети-инвалиды и дети с тяжелыми заболеваниями (14%). Значительное количество организаций оказывают помощь пожилым людям (34%). Наименее охвачены заботой СОНКО национальные меньшинства и потребители жилищных и коммунальных услуг.
Продолжая характеристику некоммерческих организаций, принимавших участие в исследовании, необходимо описать их кадровый потенциал по качественным и количественным показателям.
Результаты опроса показывают, что у трети СОНКО численность сотрудников за последний год сократилась, у 37% организаций количество работников не изменилось. Только 26% объединений обрели новых сотрудников. Важно отметить, что у преобладающей части СОНКО (66%) имеется потребность в профессионалах по направлению деятельности. Не испытывает такой потребности 23% объединений.
Почти половина организаций третьего сектора (46%) располагает небольшим числом штатных сотрудников - до 5 человек. В каждом десятом СОНКО трудится и работает более 30 человек. В свою очередь, более чем у 25% опрошенных СОНКО отсутствуют сотрудники, работающие полный рабочий день, или вовсе организация сотрудников не имеет (табл. 6).
Нехватка рабочей силы отчасти восполняется за счет добровольцев. Добровольчество основывается не на материальном вознаграждении. Его мотивами являются социальные, благотворительные и духовные интересы. Работа добровольцев в СОНКО обычно сводится к оказанию помощи посетителям, участию в проведении мероприятий, сбору вещей и т. д. Результат данного труда можно оценить как минимум с четырех сторон: для человека (добровольца) это моральное удовлетворение, что часто в научной литературе называют «психологическим доходом», для экономики - обеспечение самозанятости на-
Таблица 6. Распределение ответов на вопросы «Сколько наемных (оплачиваемых) сотрудников работает полный рабочий день в настоящее время в Вашей организации?» и «Сколько в среднем добровольцев ежемесячно участвует в работе Вашей организации?»
Вариант ответа В % от числа опрошенных
Сколько наемных (оплачиваемых) сотрудников работает полный рабочий день в настоящее время в Вашей организации?
От 1 до 5 человек 46
От 6 до 10 человек 14
От 11 до 30 человек 9
31 человек и более 3
Организация не имеет сотрудников на полный рабочий день 11
Организация сотрудников не имеет 14
Затрудняюсь ответить 3
Сколько в среднем добровольцев ежемесячно участвует в работе Вашей организации?
1-9 чел. 23
10-19 чел. 17
20-49 чел. 17
50 чел. и более 17
Организация не использует труд добровольцев 14
Затрудняюсь ответить 11
селения, для потребителей - реальная помощь, для организации - трудовой ресурс. Проведенный опрос показал, что 23% организаций привлекают до 9 человек добровольцев ежемесячно, 17% располагают штатом волонтеров более 50 человек, не используют такой труд 14% объединений (см. табл. 6).
В целом рассматриваемый сектор оказывает положительное влияние на состояние рынка труда в результате создания новых рабочих мест [27, с. 6]. Особенно важно, что такие организации открывают вакансии для социально уязвимых слоев населения (пенсионеров, инвалидов, женщин с детьми и др.), привлекают в свои ряды добровольцев, при этом обеспечивая самозанятость населения.
Немаловажным фактором развития сектора является финансовое положение организаций. Данные опроса показывают, что только у 6% СОНКО достаточно финансирования для осуществления всех задуманных проектов, 31% справляется с выполнением плановых задач, но новые идеи остаются нереализованными из-за недостатка ресурсов. Каждой четвертой СОНКО (26%) не хватает средств для создания (обновления) полноценной материально-технической базы и на другие необходимые расходы, а для 14% недостаток финансирования грозит закрытием организации.
Неудивительно, что, отвечая на вопрос о необходимых видах поддержки, руководители указывали, прежде всего, на потребность в финансовой помощи (83%). Трети СОНКО не хватает информационного сопровождения для освещения деятельности (34%), а также правового ее обеспечения (31%). Потребность в предоставлении помещения и оборудования отметили 26% руководителей организаций. Только 3% СОНКО справляются сами и не нуждаются в какой-либо поддержке (табл. 7).
Несмотря на потребность в финансовых ресурсах, большинство СОНКО не занимаются регулярным и продуманным сбором средств. Ответы руководителей показали, что многие организации вообще не использовали никаких механизмов фандрайзинга (деятельность, направленная на привлечение ресурсов на реализацию своих программ и проектов) - 31%. В свою очередь, самыми популярными среди инструментов сбора финансовых ресурсов являются разработка и подача социальных проектов на различные конкурсы и гранты (54%), личные встречи со спонсорами (43%).
На наш взгляд, проблема возникла в результате недостаточного уровня знаний и практического опыта у представителей СОНКО в применении технологий привлече-
Таблица 7. Распределение ответов на вопросы «Какое выражение в целом характеризует финансовое положение Вашей организации на сегодняшний день?» и «В какой поддержке нуждается Ваша организация?»
Вариант ответа В % от числа опрошенных
Какое выражение в целом характеризует финансовое положение Вашей организации на сегодняшний день?
Средств хватает для полноценного выполнения задач организации, но многие новые идеи остаются нереализованными из-за недостатка ресурсов 31
Средств в основном хватает, чтобы платить работникам нужной квалификации, но не хватает на создание (обновление) полноценной материально-технической базы и другие необходимые расходы 26
Недостаток средств грозит закрытием организации, работаем на энтузиазме 14
Чтобы организация не закрылась, приходится отдавать слишком много сил на поиск средств, пренебрегая основными задачами 9
Средств в основном хватает для осуществления всего задуманного 6
Из-за недостатка средств приходится использовать труд работников невысокой квалификации 3
Затрудняюсь ответить 11
В какой поддержке нуждается Ваша организация?
Финансовая поддержка 83
Информационное сопровождение 34
Правовое обеспечение 31
Помещение/оборудование 26
Труд добровольцев 17
Образовательные, консультационные услуги 14
Не нуждается в поддержке 3
Таблица 8. Распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете уровень развития некоммерческого сектора в Вологодской области в сравнении с другими регионами СЗФО?»
Вариант ответа В % от числа опрошенных
Некоммерческий сектор в нашем регионе менее развит 31
Уровень развития некоммерческого сектора одинаков во всех регионах СЗФО 23
Некоммерческий сектор в нашем регионе более развит 11
Некоммерческий сектор в нашем регионе сильно отстает от других регионов СЗФО 3
Затрудняюсь ответить 31
ния ресурсов на реализацию своих программ и проектов, отсутствия специалистов по фан-драйзингу.
Слабость финансово-экономической базы организаций и недостаточное количество трудовых ресурсов влияет на общий уровень развития сектора - руководители полагают, что в Вологодской области некоммерческий сектор менее развит по сравнению с другими субъектами Северо-Западного федерального округа (далее - СЗФО). Однако доля затруднившихся ответить на настоящий вопрос также высока. Только 11% считают, что некоммерческий сектор в нашем регионе более развит (табл. 8).
Обращает на себя внимание тот факт, что ответы руководителей в некоторой степени противоречат данным официальной статистики, согласно которым Вологодская область
находится на втором месте по количеству зарегистрированных СОНКО в СЗФО. Эксперты объясняют сложившуюся ситуацию тем, что количество организаций не всегда эквивалентно эффективности их работы. По оценкам специалистов, число реально работающих организаций, гораздо меньше официально зарегистрированного (их доля от общего числа зарегистрированных составляет не более 40%) [11, с. 87].
Выводы
Результаты исследования состояния сектора социально ориентированных некоммерческих организаций позволили сделать следующие основные выводы.
1. Категория «общественные блага» является определяющей в объяснении причин существования некоммерческих организа-
ций и во всех теориях сводится к несовершенствам рынка и государства, внутренне присущим им изъянам в отношении производства коллективных благ и услуг преимущественно в социальной сфере.
2. Проведенный анализ статистических данных показал положительную динамику в развитии СОНКО в России. Если в 2012 году было зарегистрировано 44 тыс. организаций, то уже к концу 2016 года их количество увеличилось до 143 тыс. единиц, темп прироста составил 226%. Тот же тренд наблюдается по количеству занятых в секторе. Так, за рассматриваемый пятилетний период число трудящихся в СОНКО в целом по стране увеличилось на 48%. В территориальном разрезе по этим же показателям имеются значительные различия. В частности, количество СОНКО варьируется по регионам. Наблюдается высокая концентрация СОНКО в Центральном и Приволжском федеральном округах. В дальневосточных и северокавказских регионах данный показатель значительно ниже. Изучение причин разного уровня развития СОНКО относительно территорий в пределах российского государства и сравнение полученных данных с опытом зарубежных стран могут стать следующим этапом исследования.
3. Социологическое исследование показало, что свое предназначение СОНКО Вологодской области видят в непосредственном оказании услуг обществу в основном в социальной сфере. Однако эффективному выполнению данных функций препятствует ряд серьезных проблем: с одной стороны, недостаток трудовых ресурсов в виде постоянных сотрудников, в частности, высококвалифицированных кадров, профессионалов по направлению деятельности организации (во многом данный пробел восполняется за счет безвозмездного труда волонтеров), с другой стороны, отсутствие финансовых средств у большинства организаций для реализации
своих инициатив, что оказывает наибольшее негативное воздействие на развитие некоммерческого сектора в целом.
Перспективным направлением в решении данных проблем видится поддержка уже созданных и организация новых образовательных площадок по направлению деятельности организации, которые помогут повысить уровень профессионализма сотрудников. Также необходима подготовка представителей СОНКО к ведению финансовой деятельности, разработке проектов на федеральные и региональные грантовые конкурсы, участию в государственных закупках и т. д. Роль организаторов могут выполнять сами НКО, Общественная палата РФ, региональные палаты, органы власти. Обучение навыкам привлечения материальных ресурсов является для российских СОНКО неотъемлемой стратегией повышения финансовой устойчивости и потенциальной точкой роста всего сектора. Представляется, что решение этих проблем позволит СОНКО полноценно включиться в процесс реализации социальной политики государства.
В заключение отметим, что анализ зарубежной и отечественной научной литературы позволил определить причины возникновения, цели и функции СОНКО, что подтверждает теоретическую значимость исследования. Также практическая значимость представленной работы заключается в оценке общественной роли СОНКО в регионе. Доказано, что для формирования механизмов, способствующих созданию условий для нового качественного роста и развития, целесообразно оценивать текущее состояние СОНКО, степень их использования и возможности для наращивания потенциала. Анализ рассматриваемой сферы позволил выявить проблемы, препятствующие формированию системы эффективно работающих организаций, а также предложить инструменты для решения данных проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Заболотная Г.М., Ларионов А.В. Региональные практики институализации негосударственных поставщиков социальных услуг // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 3. С. 72-91.
2. Weisbrod B. The Nonprofit Economy. Cambridge: Harvard University Press, 1994. 75 p.
3. Hansmann H. The Role of Nonprofit Enterprise. The Yale law journal, 1990, no. 89, pp. 76-79.
4. Salamon L., Anheier H., List R., Toepler S., Sokolowski S. Global civil society. Baltimore: Johns Hopkins University, Center for Civil Society Studies, 1999. 512 p.
5. Toepler S. Public Philanthropic Partnerships: The Changing Nature of Government/Foundation Relationships in the US. International Journal of Public Administration, 2017, pp. 1-13.
6. Salamon L. New Frontiers of Philanthropy. New York: Oxford University Press, 2014. 768 р.
7. Kramer F. The Role for Public Funding of Faith-Based Organizations Delivering Behavioral Health Services: Guideposts for Monitoring and Evaluation. American Journal of Community Psychology, 2010, no. 46 (3/4), pp. 342-360.
8. Krashinsky M. Transaction Costs and Theory of the Nonprofit Sector. In Rose-Ackerman Susan (Ed.): The Economics of Nonprofit Institutions: Studies in Structure and Police. New York: Oxford University Press, 1986. 162 р.
9. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 367 с.
10. Якобсон Л.И. Экономический образ мысли и законодательство о некоммерческих организациях // Вопросы экономики. 2012. № 8. С. 48-63.
11. Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. 170 с.
12. Мерсиянова И.В., Беневоленский В.Б. НКО как поставщики социальных услуг: верификация слабых сторон // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 2. С. 83-101.
13. Миннигалеева Г.А. Инновации в некоммерческих организациях: управленческий контекст // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 5. С. 36-43.
14. Шелкова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: учебник. СПб.: Лань, 2004. 192 с.
15. Некоммерческий сектор экономики и инновационное развитие региона / В.К. Крутиков [и др.]. Калуга: Полиграф-Информ, 2013. 236 с.
16. Борисова Е.И., Полищук Л.И. Анализ эффективности в некоммерческом секторе: проблемы и решения: препринт WP10/2008/02. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 32 c.
17. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 c.
18. Бьюкенен Дж. Политическая экономия государства благосостояния // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 5. С. 46-58.
19. Панорама экономической мысли конца XX столетия: в 2 т. Т. 2 / под ред. Д. Гринэуэя, М. Блини, И. Стюарта; пер. с англ. под ред. В.С. Автономова, С.А. Афонцева. СПб.: Экономическая школа, 2002. URL: http://www.seinstitute.ru/Green.htm
20. Косыгина К.Е. Теоретические основы формирования и развития некоммерческого сектора // II научно-практическая интернет-конференция «Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Актуальные проблемы российского общества в контексте новых вызовов современности»: мат-лы конф., 27-31 марта 2017 г. Вологда: ВолНЦ РАН, 2017. С. 86-92.
21. Батор Ф.М. Анатомия провала рынка // Вехи экономической мысли. Т. 4: Экономика благосостояния и общественный выбор. СПб.: Экономическая школа, 2004. С. 251-292.
22. Радыгин А.Д., Энтов Р.М. «Провалы государства»: теория и политика // Вопросы экономики. 2012. № 12. С. 4-30.
23. Wolf Ch. Markets or Governments: Choosing between Imperfect Alternatives. MIT Press, 1993. 256 p.
24. Яковлева Е.Е. Экономика общественного сектора в России и в мире // Известия ЮФУ 2006. № 17. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-obschestvennogo-sektora-v-rossii-i-v-mire (дата обращения 16.03.2017).
25. Либоракина М.И. Некоммерческий сектор: международный опыт. URL: http://www.socpolitika.ru/ rus/ngo/foreign_experience/document115.shtml (дата обращения 03.05.2017).
26. Артамонова А.С. Оценка состояния сектора некоммерческих организаций // Социальное пространство. 2017. № 3. URL: http://sa.vscc.ac.ru/article/2313
27. Косыгина К.Е. Место некоммерческого сектора в региональной экономической системе // Вопросы территориального развития. 2017. № 4. URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/2360 (дата обращения 28.12.2017).
28. Социальный капитал: альтернативный источник энергии. URL: http://gis.psu.ru/wp-content/ uploads/2015/12/Коробейников_Социальный-капитал.pdf (дата обращения 18.01.2018).
29. Шабунова А.А., Гужавина Т.А., Кожина Т.П. Доверие и общественное развитие в России // Проблемы развития территории. 2015. № 2 (76). С. 7-19.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Косыгина Ксения Евгеньевна - референт - помощник директора. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: +7(8172) 59-78-03.
Kosygina K.E.
TOPICAL ISSUES OF DEVELOPMENT OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS
In the context of new economic realities, attention to the sector of socially oriented non-profit organizations has increased significantly. In particular, the country's leadership has ordered the executive authorities to form effective tools for the use of resources of these organizations in order to improve the quality of life of the population and implement the social policy of the state at the federal and regional level. The purpose of the present paper is to study the current situation concerning socially oriented non-profit organizations in the region, as well as to identify problematic aspects in their activities, since the execution of their tasks is not possible without taking into account the current condition of these organizations. With the use of formal and logical methods of research, we consider theoretical approaches explaining the causes of the emergence and functioning of nonprofit organizations. We conclude there exists an underlying concept of "publicgood" that unifies key theories, and the work of non-profit organizations is aimed at providing people with this "good". The paper consists of two blocks. The first one, based on the data of official statistics, analyzes the change in the number of registered socially oriented non-profit organizations and the number of employees in the sector by federal districts from 2012 to 2016. Uneven development in the regions is revealed. The second block reflects the results of a sociological analysis of the expert survey, which was attended by 35 leaders of socially oriented non-profit organizations of the Vologda Oblast. The study showed that in modern conditions the sector under consideration is not in the best situation in the region. The key problems hindering the development are as follows: weak financial and economic base of most organizations and lack of labor resources and highly qualified personnel. The results of the study can be used by public authorities when working out the directions and programs for the development of the sector of socially oriented non-profit organizations. The next stage of work will be to study the causes of different levels of development of socially oriented non-profit organizations in Russia in the territorial context, comparing the data with the experience of foreign countries.
Non-profit organizations, socially oriented non-profit organizations, non-profit sector, region, social services.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kosygina Kseniya Evgen'evna - Executive Assistant to Director. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014. Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 52-78-03