Научная статья на тему 'Актуальные проблемы финансовой поддержки некоммерческого сектора региона (на примере предоставления "президентских грантов")'

Актуальные проблемы финансовой поддержки некоммерческого сектора региона (на примере предоставления "президентских грантов") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1118
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / NONPROFIT ORGANIZATIONS / GOVERNMENT SUPPORT / SOCIAL INVESTMENT / TRANSPARENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобыльников Виталий Павлович

В последние годы экономика страны претерпевает значительные изменения. Происходит перераспределение ролей и функций между ее агентами. В социально-экономические процессы вовлекаются новые субъекты. К одним из таких субъектов относятся социально ориентированные некоммерческие организации. Государство со своей стороны оказывает им финансовую поддержку, объем которой за последние несколько лет увеличился многократно. Федеральная поддержка имеет высокую значимость, особенно для организаций, реализующих проекты в регионах страны, для которых такая поддержка носит характер внешних социальных инвестиций. В связи с этим в статье исследуются практика финансовой поддержки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций региона посредством «президентских грантов» и комплекс взаимосвязанных с этим вопросов. Подчеркивается актуальность исследования по данной тематике для Вологодской области, являющейся одним из регионов-лидеров Северо-Западного федерального округа по количеству проектов, ежегодно получающих финансовую поддержку. Автором выявлена диспропорция в распределении средств поддержки внутри региона между организациями, зарегистрированными в муниципальных районах и городских округах Вологодской области. Вместе с тем подчеркивается особая значимость «президентских грантов» для организаций, реализующих проекты на территориях, характеризующихся «скромными» бюджетными возможностями. Проведен анализ информационной открытости социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по результатам которого сделаны выводы о низком уровне транспарентности организаций получателей поддержки, что, по мнению автора, является препятствием для повышения эффективности функционирования структур гражданского общества, а также оказывает влияние на оценку их деятельности со стороны населения. Сформулировано предложение о необходимости разработки общероссийского стандарта открытости информации о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, привлекающих финансирование на реализацию проектов. По мнению автора, данная мера будет способствовать повышению качества бюджетирования социально ориентированными некоммерческими организациями поступающих ресурсов, привлечению дополнительных социальных инвестиций в некоммерческий сектор, а также содействовать решению актуальных проблем в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Issues of Financial Support of the Non-Profit Sector in the Region (on the Example of “Presidential Grants”)

In recent years, the country»s economy has undergone significant changes. There is aredistribution of roles and functions between its agents. New actors are involved in socio-economic processes. Socially oriented non-profit organizations are among these subjects. The state provides them with financial support, the volume of which has increased many times over the past few years. Federal support is of high importance, especially for organizations implementing projects in the regions of the country, for which such support is provided by external social investments. In this regard, the paper examines the practice of financial support for projects of socially oriented non-profit organizations in the region through “presidential grants”; the authors also consider a set of interrelated issues. The article emphasizes the relevance of the study on this topic for the Vologda Oblast, which is one of the leading regions of the Northwestern Federal District in the number of projects that receive financial support annually. The author reveals the disproportion in the distribution of support funds within the region between organizations registered in municipal districts and urban districts of the Vologda Oblast. At the same time, the author emphasizes special importance of “presidential grants” for organizations implementing projects in the territories that have “modest” budgetary opportunities. The author analyzes information openness of socially oriented non-profit organizations in the Internet; the results show that there is a low level of transparency of organizations-recipients of support, which, in the author’s opinion, isan obstacle to improving the efficiency of civil society structures, and also has an impact on the assessment of their activities by the population. The author considers it necessary to develop an all-Russian standard of openness of information on the activities of socially oriented non-profit organizations that attract funding for their projects. According to the author, this measure will help improve the quality of financing socially oriented non-profit organizations from the budget, attract additional social investment in the non-profit sector, and contribute to solving urgent problems in the social sphere.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы финансовой поддержки некоммерческого сектора региона (на примере предоставления "президентских грантов")»

DOI: 10.15838/ptd.2019.1.99.7 УДК 338.242.2 | ББК 65.9(2Рос)-98

© Кобыльников В.П.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ «ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ»)

КОБЫЛЬНИКОВ ВИТАЛИЙ ПАВЛОВИЧ

Департамент внутренней политики Правительства области Россия, 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2 E-mail: [email protected]

В последние годы экономика страны претерпевает значительные изменения. Происходит перераспределение ролей и функций между ее агентами. В социально-экономические процессы вовлекаются новые субъекты. К одним из таких субъектов относятся социально ориентированные некоммерческие организации. Государство со своей стороны оказывает им финансовую поддержку, объем которой за последние несколько лет увеличился многократно. Федеральная поддержка имеет высокую значимость, особенно для организаций, реализующих проекты в регионах страны, для которых такая поддержка носит характер внешних социальных инвестиций. В связи с этим в статье исследуются практика финансовой поддержки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций региона посредством «президентских грантов» и комплекс взаимосвязанных с этим вопросов. Подчеркивается актуальность исследования по данной тематике для Вологодской области, являющейся одним из регионов-лидеров Северо-Западного федерального округа по количеству проектов, ежегодно получающих финансовую поддержку. Автором выявлена диспропорция в распределении средств поддержки внутри региона между организациями, зарегистрированными в муниципальных районах и городских округах Вологодской области. Вместе с тем подчеркивается особая значимость «президентских грантов» для организаций, реализующих проекты

Цитата: Кобыльников В.П. Актуальные проблемы финансовой поддержки некоммерческого сектора региона (на примере предоставления «президентских грантов») // Проблемы развития территории. 2019. № 1 (99). С. 107-120. DOI: 10.15838/ptd.2019.1.99.7

Citation: Kobyl'nikov V.P. Topical issues of financial support of the non-profit sector in the region (on the example of "presidential grants"). Problems of Territory's Development, 2019, no. 1 (99), pp. 107-120. DOI: 10.15838/ptd.2019.1.99.7

на территориях, характеризующихся «скромными» бюджетными возможностями. Проведен анализ информационной открытости социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по результатам которого сделаны выводы о низком уровне транспарентности организаций - получателей поддержки, что, по мнению автора, является препятствием для повышения эффективности функционирования структур гражданского общества, а также оказывает влияние на оценку их деятельности со стороны населения. Сформулировано предложение о необходимости разработки общероссийского стандарта открытости информации о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, привлекающих финансирование на реализацию проектов. По мнению автора, данная мера будет способствовать повышению качества бюджетирования социально ориентированными некоммерческими организациями поступающих ресурсов, привлечению дополнительных социальных инвестиций в некоммерческий сектор, а также содействовать решению актуальных проблем в социальной сфере.

Некоммерческие организации, государственная поддержка, социальные инвестиции, транспарентность.

В последние годы социально-экономическая реальность претерпевает значительные изменения: трансформируется ее уклад, переформатируется структура управления социально-экономическими системами, перераспределяются функции между различными субъектами, появляются новые акторы социально-экономических процессов, среди которых особое место занимают структуры гражданского общества.

На более ранних этапах (в 1990-2000-х годах) гражданское общество рассматривалось как общество, в котором существуют различные неофициальные структуры (И.А. Гобозов И.А., Л.А. Халаева) [1, с. 77], совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей (З.Т. Голен-кова) [2, с. 26], сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности (В.С. Нерсесянц) [3, с. 20].

В настоящее же время все больше попыток предпринимается рассматривать гражданское общество в экономической орбите. Так, А.А. Аузан и В.Л. Тамбовцев определяют гражданское общество как совокупность всех формальных и неформальных организаций и правил, которая соединяет отдельного индивида или семью, домохозяйство с государством (властью) и бизнесом (частным сектором экономики) [4, с. 43]. Ю.Г. Павленко понимает под гражданским обществом сферу, выступающую основой социальной

экономики, при которой рынок подчиняется реализации социальных целей [5, с. 51]. На примере западных стран Г.Н. Саришвили характеризует гражданское общество в качестве главного регулятора экономической политики, формирующего модель развития и определяющего базовые движущие силы экономического роста [6, с. 13]. По мнению В.М. Полтеровича, совершенствование институтов гражданского общества является необходимым условием улучшения координации экономических агентов [7, с. 15]. А исследования гражданского общества должны интегрироваться с теорией экономического развития.

Концепцию противопоставления гражданского общества и государства, унаследованную от английской либеральной традиции, заменила трехчленная концепция взаимодействия гражданского общества, государства и экономики (рынка) [2, с. 28]. Гражданское общество в такой концепции не является самостоятельной частью чего-либо, оно формирует целое вместе с рынком и государством, «врастая» в них. В то же время государство и рынок «врастают» в гражданское общество [8, с. 104], формируя пространство общественного прогресса. Так, В.А. Ильин неотъемлемым атрибутом современного гражданского общества называет наличие партнерских отношений с государством и бизнесом [9, с. 9].

В связи с этим актуализируется вопрос взаимодействия между субъектами трехчленной концепции, в первую очередь - между государством и гражданским обществом, а также между экономикой и гражданским обществом.

Зарубежные исследователи гражданского общества стран Европы придерживаются позиции, что с середины 1990 годов стал очевиден сдвиг в сторону модели «общество-экономика», в которой экономическое и социальное благополучие складывается под действием широкого круга негосударственных институтов (ассоциаций, фондов и прочих организаций) [10, с. 48], роль которых возрастает практически во всех странах мира [11, с. 25], особенно в период политических, экономических и социальных трансформаций [12, с. 12].

Наиболее массовыми структурами российского гражданского общества (которые С.Т. Кирдина называет «важнейшим общепризнанным каналом деятельности гражданского общества» [13, с. 67]) являются социально ориентированные некоммерческие организации, статус которых определен в Федеральном законе от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»1 (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

К социально ориентированным некоммерческим организациям относятся некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом № 7-ФЗ формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества, а также следующие виды деятельности: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий и катастроф, охрана окружающей

среды, оказание бесплатной юридической помощи, благотворительная, образовательная и просветительская деятельность, охрана здоровья граждан и пр.

Несмотря на то что такие структуры гражданского общества являются относительно новыми для нашей страны2, государством на самом высоком уровне обозначен и реализуется курс на поддержку их деятельности, в первую очередь - финансовую. Таким образом, в России происходит процесс институциализации отношений государства и гражданского общества [14, с. 39].

Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на форуме активных граждан «Сообщество» в ноябре 2017 года, не только констатировал тенденцию увеличения объемов государственной поддержки некоммерческого сектора за последние 5 лет до 22 млрд рублей, но и обозначил курс на продолжение дальнейшей работы по созданию благоприятных условий для его развития3.

В связи с этим актуализируется тематика исследований, связанных с изучением вопросов государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, анализом результативности их деятельности и эффективности расходования привлекаемых ресурсов. Именно от этого зависит доверие к ним со стороны получателей услуг (населения), коммерческих структур «доноров», других партнеров, органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, целью настоящего исследования является изучение практики финансовой поддержки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне посредством предоставления «президентских грантов»4.

Для достижения этой цели мы провели анализ итогов конкурсов «президентских

1 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.

2 Понятие социально ориентированные некоммерческие организации впервые введено в законодательство в 2010 году, ранее в правовом поле существовала лишь категория «некоммерческие организации».

3 Выступление В.В. Путина на форуме активных граждан «Сообщество». URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/55994 (дата обращения 02.07.2018).

4 Конкурсы грантов проводятся ежегодно в соответствии с распоряжениями Президента Российской Федерации. Гранты предоставляются через Фонд президентских грантов, учредителями которого являются семь некоммерческих организаций, ранее являвшихся самостоятельными грантооператорами.

грантов» с 2013 по 2017 год на предмет подсчета объемов выделяемых денежных средств социально ориентированным некоммерческим организациям региона; определили географию распределения средств поддержки внутри Северо-Западного федерального округа и внутри Вологодской области; осуществили мониторинг сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее -сеть Интернет) организаций - получателей мер поддержки и их аккаунтов в наиболее популярных социальных сетях на предмет изучения информации о полученных грантах, направлениях их расходования, финансовой отчетности.

Результаты проведенного исследования показали следующее. За период с 2013 по 2017 год социально ориентированными некоммерческими организациями СевероЗападного федерального округа в рамках конкурсов «президентских грантов» привлечено 766911296 рублей на реализацию 512 социальных проектов. Объем средств для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций округа в 2017 году по отношению к 2013 году увеличился практически в 6 раз.

Наибольшую конкурентоспособность по результатам конкурсов «президентских грантов» в 2017 году продемонстрировали социально ориентированные некоммерческие организации Архангельской области (49 проектов получили финансовую поддержку на общую сумму 78398513 рублей), Вологодской области (50 проектов получили финансовую поддержку на общую сумму 68493952 рублей) и Республики Карелии (43 проекта получили финансовую поддержку на общую сумму 56996153,24 рубля). Относительно двух из указанных субъектов Российской Федерации (Вологодская область и Республика Карелия) с 2014 года наблюдается положительный восходящий тренд: увеличивается как количество проектов, получивших финансовую поддержку в рамках конкурсов «президентских грантов», так и общая сумма привлекаемых в регионы денежных средств на их реализацию. Данные денежные средства направляются из Фонда

президентских грантов (до 2017 года - из нескольких грантооператоров) на реализацию проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в регионах страны и являются по своей сути федеральными инвестициями в развитие социальной сферы территорий.

На основании данных, представленных в табл. 1, можно сделать вывод об усилившейся за 5 лет неоднородности поддержки некоммерческого сектора регионов СевероЗападного федерального округа. В 2013 году у 6 регионов округа (Вологодской, Архангельской, Калининградской, Новгородской, Псковской областей, Республики Карелии) по 8-9 проектов социально ориентированных некоммерческих организаций получили поддержку в рамках конкурсов «президентских грантов». В 2017 году у этой же группы регионов гранты получили от 21 до 50 проектов.

Не все заявки социально ориентированных некоммерческих организаций на получение финансовой поддержки в рамках конкурсов «президентских грантов» получают одобрение (табл. 2). До 2017 года процент одобренных к финансированию заявок не превышал 12,44% в 2013 году. В 2017 году данный показатель увеличился до 29,86%, чему, по мнению автора, способствовали увеличение бюджета «президентских грантов» и повышение качества поступающей конкурсной документации от организаций -претендентов на финансовую поддержку.

В 2017 году 627 заявок остались без финансирования (более 70% от общего количества поступивших заявок), что свидетельствует об огромной ресурсной потребности некоммерческого сектора регионов Северо-Западного федерального округа и о необходимости развития иных механизмов финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: краудфан-динга, социальных инвестиций коммерческих структур, иных форм пожертвований и благотворительности, в том числе посредством сети Интернет.

Вологодская область является одним из регионов-лидеров в Северо-Западном федеральном округе по количеству проектов

Таблица 1. Финансовая поддержка проектов социально ориентированных некоммерческих организаций регионов Северо-Западного федерально округа (без города Санкт-Петербурга* в рамках конкурсов «президентских грантов» в 2013-2017 годах

Регионы СЗФО Количество проектов, получивших поддержку в 2013 году Количество проектов, получивших поддержку в 2014 году Количество проектов, получивших поддержку в 2015 году Количество проектов, получивших поддержку в 2016 году Количество проектов, получивших поддержку в 2017 году Общий объем средств поддержки в 2013 году Общий объем средств поддержки в 2014 году Общий объем средств поддержки в 2015 году Общий объем средств поддержки в 2016 году Общий объем средств поддержки в 2017 году

Вологодская область 9 10 12 17 50 10466178 8236629 27351638 29134583 68493952,85

Архангельская область 9 5 11 8 49 8862266 6304440 19510700 12658875 78398513,95

Республика Карелия 8 6 10 13 43 8876516 5173000 7513678 15900948 56996153,24

Калининградская область 9 10 9 5 31 9669386 20630930 21752065 10042820 40348352,11

Новгородская область 8 4 9 6 23 9753427 8993750 20762550 10011708 38648415,08

Псковская область 8 3 8 5 21 6667380 2367600 17062812 18209950 36703494,55

Республика Коми 2 3 4 9 20 2696450 3952140 2879376 11424413 19523236,60

Ленинградская область 2 1 7 1 19 5900000 700000 13380000 2300000 38668627,52

Мурманская область 5 2 2 6 10 2690000 1689951 2408940 9461001 13427525,46

Ненецкий автономный округ 0 0 0 0 1 0 0 0 0 496560,00

Итого 60 43 72 70 267 65581603,0 57858805,0 132621759,0 119144298,0 391704831,36

Итого за период 512 766911296,4

* В силу статуса «город федерального значения» данные по городу Санкт-Петербургу не учитывались при построении таблицы. Составлено по: данные сайта «президентскиегранты.рф».

социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих финансовую поддержку в рамках конкурсов «президентских грантов».

На протяжении всей истории проведения грантовых конкурсов в соответствии с распоряжениями Президента Российской Федерации СОНКО Вологодской области принимали в них участие.

За период с 2013 по 2017 год на территорию региона привлечено 142182981 рубль на реализацию 97 проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в социальной сфере. Объем привлекаемых в регион денежных средств увеличился более чем в 6,5 раза (с 10466178 рублей до

68493953 рублей), количество поддержанных проектов - более чем в 5,5 раза (с 9 до 50), количество поддержанных организаций -в 5,75 раза (табл. 3).

При этом доля денежных средств, привлекаемых в регион социально ориентированными некоммерческими организациями Вологодской области в рамках конкурсов «президентских грантов», от общего объема денежных средств, предоставленных некоммерческим неправительственным организациям, увеличилась с 0,38% в 2013 году до 0,98% в 2017 году. Данный показатель характеризует конкурентоспособность некоммерческого сектора региона при поиске внешнего финансирования и является ре-

Таблица 2. Заявки социально ориентированных некоммерческих организаций регионов Северо-Западного федерального округа (без города Санкт-Петербурга) на участие в конкурсах «президентских грантов» в 2013-2017 гг.

Регион Количество поданных заявок

2013 2014 2015 2016 2017

Вологодская область 95 124 141 210 167

Архангельская область 70 99 105 128 127

Республика Карелия 50 69 133 87 135

Калининградская область 61 111 118 135 105

Новгородская область 43 59 56 38 67

Псковская область 28 92 95 87 73

Республика Коми 22 50 85 85 88

Ленинградская область 59 73 126 123 75

Мурманская область 54 27 43 58 53

Ненецкий автономный округ 0 3 1 6 4

Общее количество заявок 482 707 903 957 894

Количество одобренных заявок 60 43 72 69 267

Процент одобренных заявок 12,44 6,08 7,97 7,21 29,86

Составлено по: данные сайта «президентскиегранты.рф».

Таблица 3. Финансовая поддержка проектов социально ориентированных некоммерческих организаций Вологодской области в рамках конкурсов «президентских грантов» в 2013-2017 гг.

Показатель Год

2013 2014 2015 2016 2017

Общий объем средств поддержки 10466178 8236629 27351638 29134583 68493952,85

Количество проектов, получивших поддержку 9 10 12 17 50

Количество организаций, получивших поддержку 9 8 11 16 46

Средний размер гранта 1162908 823662 2 279 303 1713799 1369879

Доля денежных средств, привлекаемых в регион, от общего объема денежных средств, распределяемых в рамках конкурсов «президентских грантов» 0,38% 0,25% 0,34% 0,63% 0,97%

Составлено по: данные сайта «президентскиегранты.рф».

презентативным при сопоставлении Вологодской области с другими субъектами Российской Федерации.

Во многом сложившуюся ситуацию обусловило принятие Правительством Вологодской области подпрограммы «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Вологодской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Создание условий для разви-

тия гражданского общества и потенциала молодежи в Вологодской области на 20142020 годы», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 11025, включающей в себя помимо мер финансовой поддержки циклы обучающих мероприятий для социально ориентированных некоммерческих организаций по социальному проектированию, подготовке документации для участия

5 Постановление Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 г. № 1102 «О государственной программе «Создание условий для развития гражданского общества и потенциала молодежи в Вологодской области на 2014-2020 годы» // Красный Север. 2013. 2 апр. (№ 204).

в конкурсах по предоставлению финансовой поддержки из различных источников и формированию необходимой отчетности, взаимодействию с органами власти, а также информационному, консультационному и методическому сопровождению их деятельности.

В том числе благодаря последовательной и системной работе органов государственной власти Вологодской области по взаимодействию с социально ориентированными некоммерческими организациями некоммерческому сектору региона удается занимать лидирующие позиции по результатам конкурсов «президентских грантов».

Подавляющее большинство субсидий в рамках конкурсов «президентских грантов» в 2017 году предоставлены социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным в городе Вологде и городе Череповце (43 проекта; 86% в количественном выражении и 92,7% в денежном). Несмотря на то что среди данных организаций многие имеют статус региональных и реализуют проекты не только на

территории городских округов, допустимо констатировать существование определенной диспропорции в распределении средств финансовой поддержки внутри региона (табл. 4).

От зарегистрированных в муниципальных районах Вологодской области социально ориентированных некоммерческих организаций победило 7 проектов, или 14% от общего числа проектов региона, победивших в конкурсах «президентских грантов» в 2017 году. При этом 3 проекта представлены организациями, зарегистрированным в Тарногском муниципальном районе.

Общий объем денежных средств, привлеченных социально ориентированными некоммерческими организациями в 2017 году в Тарногский муниципальный район по результатам конкурсов «президентских грантов» и конкурса по предоставлению субсидий Правительства Вологодской области6, составляет почти 2,5 млн рублей и сопоставим с 2% налоговых и неналоговых доходов бюджета Тарногского муниципального района в 2017 году7.

Таблица 4. Проекты социально ориентированных некоммерческих организаций Вологодской области, получившие финансовую поддержку в рамках конкурсов «президентских грантов» в 2017 году (в разрезе муниципальных районов и городских округов)

Муниципальное образование Количество проектов Объем денежных средств, тыс. руб. Доля денежных средств от общего объема денежных средств, привлеченных СОНКО Вологодской области, в 2017 году, %

г. Вологда 34 42201,6 61,63

г. Череповец 9 21284,5 31,07

Тарногский район 3 2241,6 3,27

Великоустюгский район 1 982,3 1,43

Сокольский район 1 899,0 1,31

Тотемский район 1 499,9 0,73

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шекснинский район 1 386,5 0,56

Составлено по: данные сайта «президентскиегранты.рф».

6 Правительство Вологодской области ежегодно предоставляет субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию общественно полезных проектов (программ) в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 19 января 2015 года № 32 «Об утверждении порядка определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям» // Красный Север. 2015. 24 янв. (№ 7).

7 Решение Представительного Собрания от 12.12.2016 № 186 «О бюджете района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». URL: tarnoga-region.ru/ps/153-2016-04-15-11-30-08/5716---12122016--186—2017—2018--2019-.html (дата обращения 09.12.2017).

В условиях крайне ограниченных бюджетных возможностей муниципальных образований, а также сложности поиска социального инвестора подобная практика является альтернативной возможностью привлечения дополнительных финансовых ресурсов в социальную сферу муниципалитетов. В связи с этим органами местного самоуправления направление сотрудничества с некоммерческим сектором может рассматриваться в качестве одного из приоритетных при реализации комплексных стратегий и отраслевых программ развития территорий.

Несмотря на наличие обозначенной диспропорции с 2016 года наблюдается активизация участия социально ориентированных некоммерческих организаций, зарегистрированных в муниципальных районах области, в конкурсах «президентских грантов». Если в период с 2013 по 2015 год такие организации не были представлены в числе грантопо-лучателей, то в 2016 году их было 2, в 2017 - 7. Организации, осуществляющие деятельность в муниципальных районах, выходят на федеральные площадки, набирают опыт практического участия и становятся конкурентоспособными. Здесь целесообразна реализация дополнительного комплекса мер, направленных на повышение компетенций некоммерческого сектора муниципальных районов (особенно сельских местностей). Синергетический эффект подобной практики позволит закрыть проблемные зоны развития этих территорий.

Для того чтобы социально ориентированные некоммерческие организации могли качественно решать актуальные проблемы, получаемые ими денежные средства должны эффективно бюджетироваться.

Аккумулируя значительные финансовые, трудовые, человеческие и прочие ресурсы, социально ориентированные некоммерческие организации расходуют их на общественно полезные цели в соответствии с правилами предоставления грантов (субсидий) и положениями заключаемых соглашений. По результатам реализации денежных средств социально ориентированные некоммерческие организации предоставляют грантодателю отчет о реализации денежных средств.

Отчеты о реализации грантов (субсидий) ни социально ориентированными некоммерческими организациями, ни грантода-телями в настоящее время, как правило, не публикуются по причине отсутствия соответствующих норм в действующем законодательстве. Хотя, по мнению автора, потребность в законодательном стимулировании раскрытия набора сведений о привлекаемых организациями финансовых ресурсах и направлениях их расходования существует.

По своей инициативе незначительное количество организаций (преимущественно крупные фонды) публикует в сети Интернет финансовые отчеты и отчеты о реализации средств, предоставленных грантами (субсидий).

В целом деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей мер поддержки вряд ли допустимо считать полностью прозрачной, поскольку многие организации не только не публикуют финансовую и иную отчетность, но и не имеют собственных информационных ресурсов в сети Интернет, освещающих их работу.

Среди 46 социально ориентированных некоммерческих организаций Вологодской области, получивших финансовую поддержку в рамках конкурсов «президентских грантов» в 2017 году, лишь у 21 организации действуют собственные сайты в сети Интернет.

Из 25 организаций, не имеющих таких ресурсов, 8 представлены в социальной сети «ВКонтакте». Как правило, упоминания о деятельности таких организаций в сети Интернет практически не встречаются.

17% социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку в рамках конкурсов «президентских грантов», не представлены в сети Интернет.

С 2016 по 2018 год по результатам мониторинга, проводимого ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук», доля граждан, лично сталкивающихся с деятельностью некоммерческих организаций, выросла более чем в 2 раза с 6,3 до 13,8% (это самый большой результат за последние

СОНКО, имеющие сайты в сети Интернет

СОНКО, представленные

только в социальной сети «ВКонтакте»

СОНКО, не имеющие сайты в сети Интернет

Рис 1. Присутствие в сети Интернет социально ориентированных некоммерческих организаций Вологодской области, получивших финансовую поддержку в рамках конкурсов «президентских грантов» в 2017 году Составлено по: данные мониторинга, проведенного в сети Интернет в феврале 2018 года.

10 лет), что может свидетельствовать о растущей активности некоммерческого сектора, ориентированного на оказание услуг жителям региона и расширение аудитории благополучателей.

Однако информированность граждан о деятельности некоммерческих организаций продолжает оставаться ниже уровня 2008 года. Доля тех, кто что-то слышал о деятельности некоммерческих организаций на территории Вологодской области в 2018 году, снизилась по отношению к 2016 и 2017 годам и составила 37,1%.

Мы видим активизацию деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, однако каналы распространения информации не в полной мере транслируют информацию о ее результатах. Увеличение доли тех граждан, кто лично сталкивался

с деятельностью некоммерческих организации, при одновременном снижении доли граждан, информированных об их работе, свидетельствует о необходимости «дона-стройки» коммуникативных каналов связи некоммерческого сектора с населением.

Объявление Президентом Российской Федерации 2018 года Годом добровольца (волонтера)8 вместе с расширением масштабов поддержки структур гражданского общества и освещением их деятельности в средствах массовой информации создает возможности для повышения информированности населения и доверия некоммерческом сектору.

Во всем этом скрыт потенциал для его дальнейшего качественного развития: привлечения новых партнеров, диверсификации источников финансирования, увеличения медиаактивности, конструирования новых моделей работы с благополучателями.

Нельзя не отметить, что ситуация постепенно меняется. Некоторые грантоопе-раторы учитывают при предоставлении субсидий показатель информационной открытости деятельности организаций. Такой показатель использовался в 2017 году при оценке проектов организаций, претендующих на получение мер поддержки в форме «президентских грантов».

Однако, по мнению автора, дальнейшие преобразования должны быть обусловлены совершенствованием нормативного правового регулирования. Возможно, стоит вынести на обсуждение вопрос о разработке стандарта открытости отчетности социально ориентированных некоммерческих ор-ганизаций9 и регулярной публикации ими набора обязательных сведений, в первую очередь для организаций, использующих в своей деятельности бюджетные средства и средства граждан.

По обозначенным в исследовании причинам довольно проблематично судить о расходах, производимых социально ориен-

8 Указ Президента Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42573 (дата обращения 10.07.2018).

9 См.: Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2017. С. 30.

—о—Лично сталкивался, определённо знаю —о—Что-то слышал —о— Ничего не знаю

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Знаете ли Вы о деятельности в Вологодской области некоммерческих (общественных) организаций (регионального отделения партий, профсоюзов, религиозных, правозащитных, благотворительных организаций, обществ и т.д.)?», % от числа опрошенных

Источник: данные социологических исследований ФГБУН ВолНЦ РАН* [6; 15]. * Мониторинг проводится с 1996 года с периодичностью один раз в два месяца. Опрашиваются 1500 респондентов старше 18 лет в городах Вологде и Череповце, а также в 8 районах области (Бабаевский, Великоустюгский, Вожегод-ский, Грязовецкий, Кирилловский, Никольский, Тарногский, Шекснинский районы). Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением следующих условий: пропорций между городским и сельским населением; пропорций между жителями населенных пунктов различных типов (сельские населенные пункты, малые и средние города); половозрастной структуры взрослого населения области. Метод опроса - анкетирование по месту жительства респондентов. Ошибка выборки не превышает 3%. Блок вопросов, отражающих динамику гражданской активности населения, задается в рамках мониторинга общественного мнения 1 раз в год (в марте - апреле) с 2011 года.

тированными некоммерческими организациями в рамках реализации средств получаемых грантов. Вместе с тем на основе анализа сведений из открытых источников все-таки возможно определить направления расходования средств поддержки социально ориентированными некоммерческими организациями региона.

Полученные социально ориентированными некоммерческими организациями региона денежные средства в рамках конкурсов «президентских грантов» в 2017 году в большинстве своем направляются на реализацию уставных целей получателей в социальной сфере: охрана здоровья граждан, социальное обслуживание и социальная поддержка населения, поддержка семей, развитие образования и науки, в совокупности объем субсидий по данным направлениям превышает 41 млн рублей, или 60% от общей суммы предоставленных субсидий организациям региона.

Также среди профинансированных Фондом президентских грантов в 2017 году проектов региональных организаций более 13% составляют субсидии по направлению

«сохранение исторической памяти»; почти 10,5% составляют субсидии по направлению «охрана окружающей среды и защита животных».

Из данных, представленных в табл. 5, следует, что тремя наиболее востребованными сферами получения федеральной финансовой поддержки СОНКО Вологодской области являются социальная сфера, сфера патриотического воспитания и охраны окружающей среды. По ряду грантовых направлений, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина, укреплением этноконфессио-нальных отношений, развитием общественной дипломатии, организации Вологодской области не вошли в число победителей. Более того, по трем направлениям на конкурсы грантов в 2017 году представлены лишь 2 заявки, не одобренные для финансирования.

Привлекая федеральное финансирование на реализацию проектов и программ, социально ориентированные некоммерческие организации мобилизуют значительные ресурсы и вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие [16, с. 3]. Региональная политика становится поли-

Таблица 5. Количество проектов социально ориентированных некоммерческих организаций Вологодской области, получивших финансовую поддержку в рамках конкурсов «президентских грантов», проведенных в 2017 году, в разбивке по грантовым направлениям

Грантовое направление Количество проектов СОНКО Вологодской области, ед. Сумма субсидий по гранто-вому направлению, тыс. руб.

Охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни 12 10681,26

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан 7 15098,54

Сохранение исторической памяти 7 9017,58

Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства 5 11456,76

Охрана окружающей среды и защита животных 7 7179,49

Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения 5 3919,87

Развитие институтов гражданского общества 3 4862,37

Поддержка молодежных проектов 2 2854,72

Поддержка проектов в области культуры и искусства 2 3423,32

Защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных - -

Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия - -

Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников - -

Составлено по: данные сайта «президентскиегранты.рф».

субъектной: она формируется и претерпевает изменения под влиянием структур гражданского общества [17, с. 64].

Помимо традиционных акторов в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также подведомственных им учреждений в орбиту реализации социальной политики вовлекаются негосударственные некоммерческие организации, конструирующие новые перспективные социальные практики. Таким образом, мы приближаемся к соответствующему пониманию роли российского некоммерческого сектора, субъекты которого в странах Европы, США и Канаде характеризуется учеными как агенты модернизации, носители идеологии развития сообществ [18, с. 221].

В исследовании продемонстрировано, что на поддержку реализации проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных на социальное развитие территорий, выделяются значительные средства, объемы которых за последние несколько лет увеличились многократ-

но. Вологодская область стабильно занимает лидирующие позиции в Северо-Западном федеральном округе по количеству проектов, получающих поддержку в рамках конкурсов «президентских грантов». Это обеспечивает привлечение дополнительных финансовых ресурсов в экономику региона на реализацию социальных проектов в наиболее востребованных сферах.

Однако прозрачность расходования денежных средств со стороны организаций -получателей поддержки остается на низком уровне, что не позволяет оценить эффективность бюджетирования ресурсных потоков и является фактором, сдерживающим рост доверия некоммерческому сектору. В ходе исследования определена корреляция между проблемой транспарентности некоммерческого сектора и невысокой степенью информированности населения о его деятельности.

В связи с этим автор придерживается позиции, согласно которой изменить ситуацию возможно с помощью формирования общероссийского стандарта открытости ин-

формации о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, предусматривающего набор механизмов и практик, способствующих распространению информации о деятельности некоммерческого сектора, а также раскрытию получателями средств поддержки информации о направлениях расходования привлекаемых ресурсов. Помимо повышения доверия к некоммерческому сектору данная мера позволит привлечь дополнительные социальные инвестиции в рамках программ корпоративной социальной ответственности бизнес-структур [19, с. 75], а также увеличить объемы пожертвований социально ориентированным некоммерческим организациям от неравнодушных граждан, что позволит диверсифицировать источники

финансирования, к чему стремится большинство организаций [20, с. 30].

В завершение следует отметить, что с учетом направленности федеральной повестки на вовлечение максимально широкого пула субъектов в процессы социально-экономического развития территорий и увеличение объемов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, актуальность изложенных в настоящей статье вопросов в среднесрочной перспективе будет сохраняться. Результаты исследований по обозначенной и смежной тематике должны стать крайне востребованными как при реализации государственной политики в соответствующей сфере, так и в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и их партнеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гобозов И. А., Халаева Л.А. Гражданское общество: сущностные характеристики // Философия и общество. 2001. № 2. С. 59-79.

2. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. 1997. № 3. С. 25-36.

3. Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля: история и современность // Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 530 с.

4. Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 28-49.

5. Павленко Ю.Г. Вызовы развитию: критика гражданского общества. М.: Институт экономики РАН, 2015. 54 с.

6. Саришвили Г.Н. Социальная мотивация и типы экономических политик // Экономические науки. 2012. № 9. С. 10-14.

7. Полтерович В.М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. № 3. С. 5-16.

8. Павленко Ю.Г. Современное гражданское общество // Вопросы экономики. 2008. № 10. С. 96-107.

9. Ильин В.А. На трудном пути к сильному гражданскому обществу // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6 (24). С. 9-29.

10. Evers A., Laville J.L. (eds.). The third sector in Europe. Great Britain, Cheltenham, 2004. 266 p.

11. Salamon L.M., Anheier H.K., List R., Toepler S., Sokolowski S.W. and Associates. Global Civil Society: Dimensions of the Nonprofit. Baltimore MD, USA: Johns Hopkins Comparative Nonprofit Sector Project, 1999. 511 p.

12. Zimmer A. Civil Society Organizations in Central and Eastern European Countries: Introduction and Terminology. In: Zimmer A., Priller E. Future of Civil Society. Wiesbaden: VS Verlag, 2004, pp. 11-27.

13. Кирдина С.Г. Гражданское общество: уход от идеологемы // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 63-73.

14. Громова М.Н., Мерсиянова И.В. Государственная поддержка НКО и проблема оценки ее эффективности // Гражданское общество в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 39-44.

15. Озорнина С.В., Гордиевская А.Н. Динамика гражданской активности на территории Вологодской области // Социальное пространство. 2018. № 2. С. 1-9.

16. Борисова Е.И., Полищук Л.И. Анализ эффективности в некоммерческом секторе: проблемы и решения: препринт WP10/2008/02. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 32 с.

17. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. 355 с.

18. Lewis D., Kanji N. Non-Governmental Organizations and Development. Great Britain, Abingdon, 2009.239 p.

19. Кобыльников В.П. Прозрачность информации о расходовании социально ориентированными некоммерческими организациями средств государственной поддержки // Экономика, управление и право: тенденции и перспективы развития: сб. мат-лов I Всерос. науч. конф. студентов и аспирантов, 14-24 апреля 2017 г. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, 2018. 893 с.

20. Мерсиянова И.В. Влияние финансирования российских НКО на оценку их работы и экономического положения // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 25-31.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кобыльников Виталий Павлович - консультант управления по работе с общественными проектами и молодежью. Департамент внутренней политики Правительства области. Россия, 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2. E-mail: [email protected]. Тел.: +7(8172) 23-00-35.

Kobyl'nikov V.P.

TOPICAL ISSUES OF FINANCIAL SUPPORT OF THE NON-PROFIT SECTOR IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF "PRESIDENTIAL GRANTS")

In recentyears, the country»s economy has undergone significant changes. There is a redistribution of roles and functions between its agents. New actors are involved in socio-economic processes. Socially oriented non-profit organizations are among these subjects. The state provides them with financial support, the volume of which has increased many times over the past few years. Federal support is of high importance, especially for organizations implementing projects in the regions of the country, for which such support is provided by external social investments. In this regard, the paper examines the practice offinancial support for projects of socially oriented nonprofit organizations in the region through "presidentialgrants"; the authors also consider a set of interrelated issues. The article emphasizes the relevance of the study on this topic for the Vologda Oblast, which is one of the leading regions of the Northwestern Federal District in the number of projects that receive financial support annually. The author reveals the disproportion in the distribution of support funds within the region between organizations registered in municipal districts and urban districts of the Vologda Oblast. At the same time, the author emphasizes special importance of "presidential grants" for organizations implementing projects in the territories that have "modest" budgetary opportunities. The author analyzes information openness of socially oriented non-profit organizations in the Internet; the results show that there is a low level of transparency of organizations-recipients of support, which, in the author's opinion, is

an obstacle to improving the efficiency of civil society structures, and also has an impact on the assessment of their activities by the population. The author considers it necessary to develop an all-Russian standard of openness of information on the activities of socially oriented non-profit organizations that attract funding for their projects. According to the author, this measure will help improve the quality of financing socially oriented non-profit organizations from the budget, attract additional social investment in the non-profit sector, and contribute to solving urgent problems in the social sphere.

Non-profit organizations, government support, social investment, transparency.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kobyl'nikov Vitalii Pavlovich - Consultant at the Department for Work with Community Projects and Youth. Department of Internal Policy of the Vologda Oblast Government. 2, Herzen Street, Vologda, 160000, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 23-00-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.